Закончен процесс оцифровки коллекций архивных фондов Свято-Троицкой духовной семинарии Русской Православной Церкви Заграницей 2 апреля 2009 г. 11:42 В 2007 году Гуверовский институт США получил грант от Национального фонда развития гуманитарных наук для восемнадцатимесячного проекта по обработке и микрофильмированию ряда значительных коллекций архивных фондов Свято-Троицкой духовной семинарии РПЦЗ . Основной целью проекта является сохранение материалов и обеспечение свободного доступа для исследователей к микрофильмам коллекций в читальных залах Гуверовского института и Свято-Троицкой духовной семинарии, поскольку ранее большая часть материалов была недоступна для внешних исследователей. Достижением этого проекта стала полная обработка материалов, включая сохранение, создание справочно-поискового аппарата, каталогизация и микрофильмирование двадцати девяти коллекций , охватывающих 274 коробки архивных материалов. Грант Национального фонда развития гуманитарных наук был дополнен вкладами Гуверовского института в форме материалов, рабочей силы и обучения. Джон Рейзиан, директор Гуверовского института, исполнял обязанности руководителя проекта. Ричард Суса, Линда Бернард, и Анатолий Шмелев из Гуверовского института также приняли участие и оказали поддержку в проведении проекта. От лица Свято-Троицкой духовной семинарии необходимую поддержку для завершения проекта в положенные сроки оказали Михаил Херрик, библиотекарь славянских фондов, и Сергей Якубов, сотрудник архива, наряду с другими добровольцами. Архивариусом проекта был Владимир Цуриков. Среди коллекций, микрофильмированных в рамках данного проекта, наибольшей является коллекция Владимира Конкордовича Абданк-Коссовского. Из 60 коробок коллекции 56 были микрофильмированы. Данная коллекция состоит, главным образом, из материалов, собранных и организованных Абданк-Коссовским для выставки «Зарубежная Русь», которую он регулярно проводил в Париже, где проживал. Большей частью приклеенные на картон и организованные в хронологическом порядке от 1916 до 1962 гг., эти выставочные экспонаты включают фотографии, переписку, документы, удостоверяющие личность, афиши и другие памятные вещи, образующие летопись жизни русской диаспоры.

http://patriarchia.ru/db/text/603243.htm...

На протоколе её, от 2 октября, которым, по случаю растраты Коссовским благочинным Центковским 160 руб. 44 коп., оставшихся у него из суммы, отпущенной на жалованье причтам в 1848 году, и внесения им в счёт сей растраты 60 руб., постановлено: взыскание остальных 100 р. 44 коп. произвести из получаемого им, Центковским, жалованья, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Настоящий проступок протоиерея Центковского такого рода, что я по долгу службы не считаю возможным возвратить его к благочиннической должности. Но с другой стороны, во внимании к долговременному служению сего протоиерея и к стесненному его положению, я не желаю подвергать сего старца законным последствиям сказанного проступка и затем, препровождая при сём 100 рублей 50 коп. серебром собственных моих денег, предлагаю консистории: 1) деньги сии обратить на возмещение лежащего на протоиерее Центковском долга по настоящему делу; 2) за тем его, протоиерея, оставить свободным от дальнейшего взыскания по сему делу; и 3) исправляющим должность Коссовского благочинного назначить тамошнего вице-благочинного Круковского, впредь до усмотрения его способностей и рачительности, и затем распорядиться об окончательной передаче ему дел благочиннических. Ковенскому благочинному Суханову, от 7 октября за 3267, на счёт нанесённых председателю Ковенской лютеранско-евангелической коллегии Даниилу Ширу обид священником Петкевичем На прошении председателя Ковенской лютеранско-евангелической коллегии дворянина Даниила Шира, от 2 октября, о назначении исследования о нанесённых ему Ковенским священником Петкевичем ругательствах, для подвержения виновного законному взысканию, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Объявите, отец протоиерей Суханов, просителю, что просьба его, писанная на простой бумаге, не может иметь никаких официальных последствий. Впрочем, ваше дело, отец протоиерей, сделать просителю и без того справедливое удовлетворение, если он действительно обижен. Викарному епископу Игнатию, от 24 октября за 3434, с препровождением списка с отношения обер-прокурора Святейшего Синода о воспоследовавшем Высочайшем повелении на передачу Православному духовному ведомству Гродненского заштатного монастыря бернардинок

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Находясь под редакцией архимандрита Иосифа и пользуясь сотрудничеством преподавателей Литовской духовной семинарии и других известных лиц в литературном отношении, Литовские епархиальные ведомости на своих страницах дали духовенству, кроме официальных сообщений, множество интересных и полезных статей, особенно исторического содержания, главным образом, относящихся к истории западно-русского края, держась в тоже время, как официальный орган, строго объективного тона суждений, по тому или другому случаю из епархиальной жизни. Между тем, с переходом в 1869 году редакции епархиальных ведомостей из семинарии 120 в новые руки, направление ведомостей изменилось к худшему. В официальном органе печати появлялись иногда, и притом нередко, такие мнения и суждения по поводу известного лица или события, которые имели оттенок личности и носили отпечаток субъективизма самого редактора, что замечалось и самим епархиальным начальствам. Мы уже говорили о том, что пр. Иосиф, епископ Ковенский, в 1873 году отнесся неодобрительно к тому, что редактор Литовских епархиальных ведомостей, в звании председателя окружного училищного съезда, в том году поместил в сих ведомостях оскорбительные, чисто субъективные, свои суждения относительно мотивов, по которым кафедральный протоиерей Гомолицкий отказался от принятия возложенной на него сим съездом должности члена строительной комиссии по Виленскому духовному училищу. При архиепископе Алексии целое Коссовское благочиние вошло в консисторию с ходатайством о воспрещении печатания в епархиальных ведомостях корреспонденций задевающего характера и при том несправедливых; и пр. Алексий, утвердив постановление консистории, по поводу сего прошения, написал еще: «и посему 121 и вследствие отношения генерал-губернатора от 12 мая 1887 года, предлагаю о. редактору каждую корреспонденцию, предполагаемую к напечатанию в епархиальных ведомостях, представлять на просмотр мне и без такового не печатать ни одной, о чем сообщить и о. цензору, который, со своей стороны, усугубит внимание при просмотре других статей». Иногда в Литовских епархиальных ведомостях печатались такие сообщения, без всякой оговорки со стороны редактора и как бы в назидание всему духовенству Литовской епархии, которые заслуживали полного осуждения за проводимую в них мораль: «цель оправдывает средства», и положительно, не имели права на помещение их в официальном органе епархии. 122

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Впрочем, Маркевича едва ли бы ещё не было полезнее отправить, по прежнему предположению, в Москву на важное тамошнее настоятельское место. К сему, весьма бы полезно было: ректора Минской семинарии, человека отличного, переменить местом с ректором Виленской семинарии. Повод для сего весьма естественный – в необходимости образования сей семинарии, замедленного епархиальным начальством. Что касается провинциалов пиарского и миссионерского, то первого удобно преосвященному Дмоховскому устранить по прежнему о нём распоряжению, оставленному без исполнения за его болезнью; второго же, дачею ему отдалённого прихода взамен нынешнего (кажется Свентоянского) в Вильне, который, как первейший, хорошо бы отдать Жилинскому, Ловецкому или Коссовскому. За приведением в действо в самом начале сих личных изменений, легко уже будет самому прелату Жилинскому обновить в мнениях или личностях другие места, имеющие влияние на действия епархиального начальства, если только епископ Дмоховский не подвергнется в Петербурге вредному влиянию, подобно покойному Павловскому. Записка, посланная министру внутренних дел Л. А. Перовскому, 19 июля 1845 года. В другой записке сказано, что Виленское епархиальное начальство преследует своих духовных, если они окажутся не то, что приверженными, но только благоразумными в своих отношениях с Православным духовенством. Об этом весьма частые имелись сведения; но поверять их точность было бы скорее вредным, нежели полезным. Здесь довольно указать один пример, поверенный несомненными сведениями. Ксёндз Богатырович, настоятель пространнейшего Жолудского прихода в Лидском уезде, образованный, благоразумный, нашёл неблагоразумным сопротивляться Высочайшему повелению о возвращении на лоно Православия совращённых в Латинство бывших Униатов и в особенности не отстаивал дворовых людей помещика Секлюцкого, совращённых в Латинство. Одной поездки в Вильно сего помещика было довольно – и Богатырович удалён от прихода и другой уже год состоит викарным при Жирмунском костёле в Лидском уезде. Такой участи сего духовного, вероятно, ещё было поводом и то, что он явился к Литовскому архиепископу Иосифу в бытность его в сем уезде. После Богатыровича назначен в Жолудок настоятель, самый дерзкий в поступках против Православной Церкви, нарушающий её права и возмущающий спокойствие Православной паствы. Его примеру следуют уже другие ксёндзы Лидского уезда, и о их противозаконных действиях производятся дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Миссионерским языком был немецкий; молитвы и вероучение преподавались также на немецком языке, непонятном народу. Только одному догмату „их катехизиса“ о десятинах и платежах („justa tributa“) учили по-словенски, потому что признавали необходимым, чтоб народ понимал этот догмат. Так продолжалось немецко-римское культуртрегерство до времён Марии Терезии и Иосифа II. С того времени у хорутанских господ – светских и духовных были отняты некоторые права; но суд, управление и школы оставались и далее немецкими. Новая система централизации, абсолютизма и онемечения царила и здесь, как и всюду в Австрии. С организацией в 1814 г. „немецкого бунда“ словинские краины были поставлены в разряд немецких городов. Чиновники и учителя должны были сообразоваться с немецкой программой, а образованным человеком признавался только тот, кто владел немецким языком. На словинский язык стали смотреть с пренебрежением. К 1848 г. словинцы начали пробуждаться. Явились пробудители народа; началась и словинская печать. Но успехи были незначительны, потому что австрийская конституция считает преступником каждого, кто ведёт народ к правде и поучает о народных правах. Ещё в 1849 г. посланник Штейнвендер провозгласил: „мы немцы – го- —601— сподский народ, назначенный для господства“. Этот девиз и теперь ещё имеет свою силу. Свобода в Австрии только для немцев; словинские посланники избираются под немецким надзором и оружием. Ныне существует уже общее представление о хорутанах, что они уже – потерянный народ для славянства и ожидает их судьба полабских славян. Положение хорут. словинцев действительно очень грустное; но ещё нельзя сказать, что всё безвозвратно потеряно. У них есть просветительное „общество св. Могоря“, словинско-немецкие школы, периодическая печать и хозяйственные общества, банки. Недавно возникло новое школьное „общество св. Кирилла и Мефодия“. Славонцы – сербы Имя „славонцы“ осталось только в названии области, составляющей нынешний центр этой части слован, сохранивших православное вероисповедание и называющих себя сербами. Соседние с ними на западе хорваты, одноплемённые сербам, давно уже изменили как своему племенному имени, так и православию. Как имя хорватов, так и имя этих сербов – позднейшего происхождения и явилось на почве разности в исповеданиях. (Первольф. Славяне; их взаимные отнош. и связи, Варшава, т. 1 стр. 48). Впрочем, есть и этнические основания для этих позднейших имён. Существовавшее некогда самостоятельное хорватское княжество и даже королевство (с нач. 10 в. до 1102 г.) могло отдать часть своего населения нынешним словинам-хорватам; равно как и сербы с своим вождём Арпадом оставались в южной Угрии, а позднее после Коссовской битвы (1389) особенно часто эмигрировали сюда 1160 . Хорватия с Славонией занимает пространство 42,535 кв. километр., на котором по пристрастной народной переписи 1890 года жило 2,200,977 душ. Но сербы (славонские) живут также на большом пространстве в южных Уграх, Истрии, Далмации и на островах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эти требования должно предъявлять к популяризации другого высшего порядка, имеющей в виду более развитых читателей. От народной книги можно требовать одного – избегать заведомых ошибок и быть возможно ближе к источникам родной истории. Развитие и вкус нашего народа остаются на степени вкуса и развития древнерусского человека, который писал летописи, жития и сказания и читал их, учась урокам и порядкам старины, поучаясь жизни угодников или ища развлечения. Не ходя далеко, не стараясь подделаться под вкус и язык народа, автору популярной книги по отечественной истории придется быть внимательным к источникам и передавать их возможно точнее. Выгода получается двойная. Самый простой читатель будет иметь знание не по догадкам и соображениям историка, которые всегда могут рухнуть, а по историческим памятникам, драгоценному достоянию исторической науки, лежащему в ней прочным фундаментом. В тоже время книга будет проста, назидательна и интересна, потому что она народна по самому существу. Смотря на разбираемою книгу с сейчас указанных точек зрения, при её положительных достоинствах можно заметить и существенные недостатки. Написанная по самой подходящей литературной форме беседы, она не безукоризненна прежде всего по плану. В ней есть предметы, посторонние русской истории, и заметно отсутствие предметов, которые всего менее могут быть опущены в книге для народа. Беседа о славянских апостолах введена в ряд бесед по русской истории не только основательно само по себе, но и по причинам, понятным для читателя. Но зачем помещены беседы о Коссовской битве и падении Византии, он едва ли догадается. Передавая эти важные события православного мира, автор забыл сказать, что после них во всей подлунной остался один только царь православный, не упомянул об исторической миссии России по отношению к православному востоку, не смотря на то, что по поводу одной войны нашей с Турцией он припоминает эти турецкие победы (250 стр.). С другой стороны в книге есть необъяснимые пропуски. Церковно-исторический элемент в книге вообще незначителен.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

65 В Полоцкой епархии были еще начальники над благочинными в уездах, которые назывались протопресвитерами, а округи их ведомства – протопресвитериями. (Православный Собеседник, 1884 год, июнь, стр. 185) 67 К сожалению, эти отчеты благочинных, представляемые епархиальному преосвященному, очень нередко изображают положение дела в их благочиниях далеко не в настоящем виде, на что указал, в своем отчете св. Синоду за 1879 арх. Александр, заметив, что благочинные почти вовсе не говорят в своих рапортах о неблагоприятных проявлениях и чертах жизни и деятельности духовенства. 68 Гродненское – с благочинным протоиереем Василием Поповым (в последствии – Виленским кафедральным протоиереем, впрочем, умершим через год, после назначения на эту должность), Скидельское – с благочинным священником Константином Плавским, Брестское – протоиереем Василием Соловьевичем, Высоколитовское – протоиереем Антонием Будзиловичем, Каменецкое – протоиереем Павлом Круковским, Пружанское – протоиереем Львом Ячиновским, Антопольское – протоиереем Феодором Горбацевичем, Слонимское – священником Иосифом Соловьевичем, Полесское – протоиереем Прокофием Соловьевичем, Коссовское – протоиереем Стефаном Центковским, Кобринское – протоиереем Василием Харламповичем, Новогрудское – соборным протоиереем Иоанном Гомолицким, Лидское – священником Сампсоном Бренном, Волковысское – священником Василием Протасевичем, Любчанское – священником Александром Пашкевичем, Колесницкое – священником Людвигом Савичем. 70 Ошмянское – с благочинным протоиереем Мартином Станкевичем, Виленское – священником Василием Матусевичем, Ковенское – протоиереем Петром Мироновичем, Свенцянское – священником Иоанном Барановским и Вилькомирское – священником Захарией Сухановым. 71 Луцкое – со священником Стефаном Краевским, Ратненское – священником Сампсоном Главинским, Ковельское – протоиереем Львом Фирасевичем, Каменоширское – священником Феодором Малишевским, Владимирское – протоиереем Иоанном Абрамовичем, Овручское – священником Даниилом Буткевичем, Дембровицкое – протоиереем Иосифом Теодоровичем, Новоград-Волынское – священником Иоанном Игнатовичем, Староконстантиновское – священником Иоанном Сингелевичем и Кременецкое – священником Иаковом Крашановским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Предлагаю консистории предписать о надлежащем объявлении и строгом исполнении сих правил по всем монастырям Литовкой епархии. 48. Список с предложения в Литовскую консисторию, от 28 апреля 1846 года за 1129, о предположенном посещении его высокопреосвященством большей части епархии В наступающем июне месяце положил я посетить некоторую часть епархии и при сем случае служить в каждом благочинии, – именно: 1) в Дзикушской церкви второго числа; 2) в Скидельской церкви четвёртого числа; 3) в Гродненской соборной церкви пятого числа; 4) в церкви Гродненского женского монастыря шестого числа; 5) в церкви Супрасльского монастыря девятого числа; 6) в Белостоке десятого числа; 7) в Бельской соборной церкви двенадцатого числа; 8) в Клещелях тринадцатого числа; 9) в Высоком-Литовском четырнадцатого числа; 10) в Каменецкой церкви шестнадцатого числа; 11) в Бресте Литовском семнадцатого числа; 12) в Мокранской церкви Влодавского благочиния девятнадцатого числа; 13) в Дывинской церкви двадцатого; 14) в Кобринской училищной церкви двадцать третьего числа; 15) в Пружанской церкви двадцать четвёртого числа; 16) в Шерешевской церкви двадцать пятого числа; 17) в церкви Селецкой двадцать девятого числа; 18) в церкви Ружанской тридцатого числа июня и 19) в Жировицкой церкви первого числа июля месяца. Предлагаю консистории дать о сем знать всем благочинным и настоятелям монастырей в означенных выше местах, предписав первым из них, чтобы каждый накануне назначенного мною для служения дня созвал всех подведомственных ему священников, диаконов и штатных причётников: Лидского благочиния в Дзикушки, Скидельского в Скидель, Гродненского в Гродно, Сокольского в Супрасль, Белостокского в Белосток, Бельского в Бельск, Дрогичинского в Клещели, Высоколитовского в Высоколитовск, Каменецкого в Каменец, Брестского в Брест, Влодавского в Мокраны, Полеского в Дывин, Кобринского в Кобрин, Пружанского в Пружаны, Селецкого в Сельцы, Коссовского в Ружану и Слонимского в Жировицы. С тем вместе консистория вменит в обязанность тем же благочинным: 1) сообразиться заблаговременно о тех священнослужителях и причётниках, которые могут быть употреблены для архиерейского служения, и наставить их по сему предмету посредством духовных, которые знают таковое служение; 2) снестись с местными земскими исправниками как насчёт помещения для меня и всей моей свиты, так и о заготовлении лошадей для беспрепятственных в назначенное время переездов; 3) сообразиться с теми ж исправниками, чтобы окрестный народ не был препятствуем присутствовать в назначенный день на архиерейском служении, толь для него редком и спасительном.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В апреле 1887 года бывший помощник инспектора Смоленской дух. семинарии О.И. Маньковский подарил в музей гравированное овальной формы изображение святителя Митрофана Воронежского , представленного в клобуке, мантии и епитрахили, коленопреклоненным пред аналоем, на котором водружено распятие и лежит разогнутая книга. Медальон, поддерживаемый со сторон двумя ангелами, сверху окружен словами: «Святителю отче наш Митрофане моли Бога о нас», а внизу имеет свиток, в котором помечены дни кончины, поставления во епископа, прославления и памяти святителя. Гравюра, от времени сильно выцветшая и изветшавшая, не показана в «Подробном словаре русских гравированных портретов» Д.А. Ровинского 749 . В сентябре 1889 года наследники А.Ф. Аксаковой —138— принесли в дар музею изящный серебряный венок (вес. 1 ф. 48 зол.), возложенный С.-Петербургским славянским благотворительным обществом на гроб И.С. Аксакова, и превосходный портрет последнего, лежащего на смертном одре, исполненный фотограф. Дьяговченко и оправленный в роскошную бархатную раму. Эти приношения также дороги академии, которая чтит в почившем столько же славного сына земли и церкви русской, сколько и своего щедрого благотворителя, оставившего в наследство ей свои богатые книжные сокровища и несколько стипендий 750 . В том же году и месяце Сербский митрополит Михаил пожертвовал в музей бронзовую вызолоченную медаль в память пятисотлетия Коссовской битвы 751 , а в мае 1890 г. священником московск. Власиевской церкви Д.П. Некрасовым был передан на хранение в музей антиминс на белом атласе, освященный для Христорождественского храма преосв. Аполлосом, епископом Орловским и Севским 30 авг. 1795 г. 752 Сейчас названные пожертвования были последними вкладами в наш церковно-археологический музей за время нахождения его в рукописном отделении библиотеки. По мере того, как он развивался и обогащался предметами древности, все более и более выяснялись неудобства совмещения двух различных по составу учреждений под наблюдением одного и того же лица. Обремененный множеством своих ближайших и неотложных занятий по заведыванию библиотекой, академический библиотекарь едва успевал заносить в инвентарь, рядом с книгами, поступления в церковно-археологический музей и докладывать время от времени о них Совету. Не обязанный интересоваться, а тем более заниматься церковными и другими древностями, он не имел ни побуждений, ни возможности исследовать и сортировать поступавшие в музей старинные

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Славянская правда! После того, как о ней мало думали Сенюша, родной брат славянского императора, писавший себя Палеологом, и Краль Марко, отомстивший Турку коссовское побоище соединением с ним в войне с христианами, хотеть услышать ее от какого-нибудь нынешнего касторийца, – с одного конца болгарина, с другого влаха, с третьего албанца, а в центре – грека! На берегу озера нас уже ожидал каик такого же допотопного устройства, как в Охриде и в Преспе. Терпко с лошадьми и багажом давно уже отправился вперед по берегу озера и должен был ожидать нас на той стороне его у самой дороги янинской. Чтобы пробраться из Македонии в Эпир, неминуемо ехать на Гревены (Гребенье, гребни?), подобно Кастории межеумочный город, ни славянский, ни греческий, к которому дорога прямая идет на местечко Лапсисту, иначе Анаселицу, по правому берегу реки Быстрицы, составляющему первую ступеньку Восточного склона Пинда. Но мы предпочли этому пути околичный по левому берегу реки, тоже, в свою очередь, составляющему подошву высокого горного хребта, который можно бы было назвать Антипиндом. Причиною этому было желание высмотреть по пути еще один епархиальный город, – одну из 80 Митрополий Константинопольского патриархата, – Сисанийскую, кафедра которой находится в городе Шатисте. А и того важнее есть обстоятельство, показывающее нам путь на этот город, именно то, что архиерей встречной епархии этой есть „из наших”... На первый раз достаточно сего признания. Не заехать к нему, бывши в такой близости от него, было бы чуть не равносильно обиде человеку. Плывем по озеру. Кастория отдаляется от нас, прятавшаяся за нею масса воды выступает и открывает вид на отдаленный северный берег, придавая самому городу чарующее положение между водой и небом, при сочетавающихся противоположностях суши и воды, синевы и зелени, зубчатой выси и ровной плоскости, шума и тишины, духоты и свежести, я же от себя прибавлю: истории и действительности. Как не ублажить обитателей подобных мест! Тягота жизни, для них не должна быть так чувствительна, как для степняков наибольшей части земли родной, подавляемых однообразием и истекающим из него тождемыслием.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010