В день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира Святейший Патриарх Кирилл, Святейший Патриарх Илия и Блаженнейший митрополит Владимир совершили Литургию в Киево-Печерской лавре 28 июля 2011 г. 13:30 28 июля, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершили Божественную литургию в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре . В числе сослуживших были все члены Священного Синода Русской Православной Церкви, собор иерархов из России, Украины и Белоруссии, представители Поместных Православных Церквей: Грузинской митрополит Ахалцихский, Тао-Кларджетский и Лазский Феодор, председатель Иностранного отдела ГПЦ митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим, архиепископ Чкондидский Петр, митрополит Сенакский и Чхороцкуский Шио; Румынской архиепископ Сучавский и Рэдэуцкий Пимен, архиепископ Нижнедунайский Кассиан, викарий Патриарха Румынского епископ Варлаам; Кипрской митрополит Тамасосский Исаия; многочисленное духовенство. Богослужение совершалось на престоле, установленном под сенью на Соборной площади перед Успенским собором обители. На престоле находился ковчег с частицей честных мощей святого равноапостольного великого князя Владимира. Вся площадь перед Успенским собором была переполнена людьми. Богослужение транслировалось украинским телевидением. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с проповедью . За Литургией пели хор Патриаршего Свято-Троицкого кафедрального собора г. Тбилиси (регент Свимон Джангулашвили), Митрополичий хор Украинской Православной Церкви (регент архидиакон Геронтий (Борисевич)) и хор Киевских духовных школ (регент игумен Роман (Подлубняк)). Песнопения исполнялись на церковнославянском, грузинском и греческом языках. По окончании богослужения прозвучало слово Блаженнейшего митрополита Владимира:

http://patriarchia.ru/db/text/1587349.ht...

В период «хрущевских» гонений, когда в стране шло массовое закрытие храмов, эта печальная участь не обошла стороной и Свято-Троицкую церковь. С 1959 г. настоятелем в ней служил священник Анатолий Деменюк. Уже в начале 1962 г. (видимо, под давлением властей и разработанному заранее сценарию) он по собственной просьбе был перемещен на другой приход. За отсутствием священника вскоре была закрыта и Свято-Троицкая церковь. Формально поводом к закрытию послужило обращение прихожан в Епархиальное управление с прошением о присоединении Бытчанского прихода к Борисовскому. 29 марта 1962 г. распоряжением Преосвященного Варлаама (Борисевича), архиепископа Минского и Белорусского, приход Свято-Троицкой церкви был включен в состав прихода Свято-Воскресенской церкви г. Борисова. Имущество Свято-Троицкой церкви также было передано Воскресенской церкви. Здание закрытого храма Борисовский райисполком решил передать под зерносклад колхозу «Маяк коммунизма». Храм многие годы использовался под зернохранилище, затем был заброшен, опустел и пришел в полную негодность. В 1992 г. на Бытчанский приход был назначен священник Михаил Давыдов. Тогда же была возвращена приходу и Свято-Троицкая церковь. Храм отец Михаил нашел в совершенно заброшенном состоянии. Постепенно стали проводиться ремонтные работы. Была восстановлена колокольня и приобретены для нее колокола, во всем храме вставлены окна, полностью обновлена кровля и покрыта медью, на капитально отремонтированных куполах засияли новые золоченые кресты. В приличный вид был приведен алтарь, поставлен временный иконостас. 17 октября 2004 г. Благочинным Борисовского округа протоиереем Иоанном Мисеюком в сослужении иерея Михаила Давыдова в Бытчанской Свято-Троицкой церкви была совершена первая Божественная литургия. http://www.blagobor.by/hram/bytcha/history Село Бытча, состоящее в Борисовском уезде, расположено в одной версте от реки Березины. От губернского города отстоит в 83 верстах. Кроме многочисленных курганов при деревнях Студенке и Брыле, оставшихся от погрома французов в сей местности в 1812 г., других достопримечательностей в приходе нет. Хотя православная церковь здесь существует с незапамятных времен, но когда именно была построена первая церковь неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=42882

«Он был для монахов и простых мирян примером. Отец Иов почти никогда не использовал административные приказы. Каждый день сам совершал литургию. По окончании литургии и трапезы сообщал братии о послушаниях и сам присоединялся к работе. В свободное от работы время братия собиралась в трапезной, где один из монахов читал монашеский устав, а отец Иов давал соответствующие разъяснения, как нужно использовать монашеские правила в повседневной жизни. Иногда он рассказывал о тех событиях, современником которых ему приходилось быть. Его человеческими качествами были трудолюбие, простота во взаимоотношениях, милосердие, смиренность». В 1950 году архиепископ Львовский, Тернопольский и Мукачево-Ужгородский Макарий (Оксиюк) возлагает на старца обязанность быть духовником не только для Городиловского скита, но и для Мукачевского монастыря, который незадолго перед этим вернули православным. Архимандрит Матфей (Вакаров), благочинный монастырей и скитов, так характеризовал отца Иова: «Человек весьма скромный и братиею любимый». «Игумен Иов (в миру Кундря Иван Георгиевич) отличается монашеским смирением и послушанием, молитвенностью и трудолюбием. Ввиду этих духовных качеств он снискал себе уважение среди монашества, духовенства и верующих. Как настоятель скита, он неутомимо заботится обо всех нуждах скита и его насельников», – такой отзыв об игумене Иове дал в 1955 году епископ Иларион (Кочергин). «Святая обитель твоя гонима бяше и закрываема и братия разсееваема бе» При епископе Варлааме (Борисевиче) в Мукачево-Ужгородской епархии начинается планомерное наступление на права монастырей и скитов. Отец Иов выступил против этой политики, даже подписался под коллективным письмом-жалобой к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I на епископа Варлаама с прошением сместить его. После этого случая епархиальное начальство лишило игумена Иова настоятельства, а вскоре был закрыт и скит. В 1958–1959 годах отец Иов подвизался в Николаевском монастыре в селе Иза, потом в Спасо-Преображенской обители в селе Теребля Тячевского района, настоятелем которого был некоторое время. Но вскоре и эти монастыри закрыли.

http://pravoslavie.ru/28438.html

Отец Василий очень любил церковное искусство и живопись. Он сам писал иконы. В Мукачевском монастыре раньше существовала мастерская, где он учил монахинь писать иконы. Его руке принадлежат иконы святителя Николая и святого Иоанна Предтечи, которые сегодня находятся в иконостасе Свято-Николаевского храма монастыря. В том же храме слева на стене висит икона Божьей Матери, им именуемая Закарпатская. В корпусе монастыря сохраняется написанная им картина “Явление ангела на реке Латорице князю Феодору Корятовичу”. В Свидницком музее (Сло­вакия) находится портрет Александра Духновича работы отца Василия. Сохранился также портрет Ивана Раковского его работы. Кроме всего прочего, отец Василий имел талант от Бога сочинять и писать литургические и другие агиографические труды. Много тропарей, кондаков святым угодникам принадлежат его перу. Невзирая на такую степень учёности, дар писателя и проповедника батюшка больше всего любил молчать, говорил только то, что необходимо. Его одно слово заменяло целый ответ. Батюшка всегда был спокойным, вежливым, ласковым. Никого никогда не упрекал, не обижал. Всем говорил “Вы”, даже самой малой послушнице. Много людей посещало Мукачевский монастырь, чтобы пообщаться с отцом Василием. За свои труды к празднику Пасхи 1955 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I епископом Мукачевским и Ужгородским Иларионом игумен Василий был награждён палицей. Спустя три года, 15 апреля 1958 года архиепископом Мукачевским и Ужгородским Варлаамом (Борисевичем) в Свято-Никола­ев­ском храме Мукачевского женского монастыря игумен Василий был возведён в сан архимандрита 41 . Архимандрит Василий был подвижником, который благодаря своей вере, делам и любви приблизился к идеалу святости, и этот идеал, подобно светильнику, поставленному не под спудом, а на подсвечнике, был в его лице явлен нескольким поколениям православных христиан. За свою чистоту и смирение архимандрит Василий 21 февраля 1962 года указом епископа Мукачевского и Ужгородского Николая (Кутепова) был назначен на почётную должность епархиального духовника.

http://pravmir.ru/zhiznennyiy-put-arhima...

Так мне жить хорошо. Келья хорошая, живу одна, но главное, служба церковная, где бы излить с умилением молитвы и успокоить душевные чувства, но тут только все нервы расстроятся. Прошу Вас, святый Владыка, не оставьте меня в Ваших святых молитвах. Я Вас всегда помню в своих молитвах в храме и дома. Остаюсь глубокоуважаюшая вас многогрешная Гавриила. Посылаю адрес ар[химандрита] В[ениамина]. 1957 г. 9-е Окт[ября], 10 ч[асов] вечера Д. 27. Л. 20–20 об. Подлинник. Автограф. 224 Вероятно, имеется в виду епископ Варлаам (Борисевич; 1899–1975). С 5 сентября 1956 г. епи­скоп Мукачевский и Ужгородский. С 1957 г. архиепископ. С 1961 г. архиепископ Минский и Белорусский. 4 августа 1963 г. уволен на покой. Скончался в Киеве. 229 По-видимому, имеется в виду игумения Ангелина (Грачева). По наименованию «Ленинград­ская», как ее называет схимонахиня Гавриила, можно предположить, что мать Ангелина была в числе сестер Леснинского монастыря (в Белоруссии), которые во время Первой мировой во­йны нашли себе приют в пристройке Иоанновского монастыря в Петрограде. Эмигрировала. В 1940-х гг. подвизалась в женском Леснинском монастыре в Сербии. Похоронена в Свято-Введенской обители в Белграде. 231 Имеется в виду архимандрит Вениамин (Керечанин Георгий Иванович; 1904–1975). Родил­ся в Закарпатье в семье псаломщика. После революции в эмиграции в Чехословакии в связи с изменением государственных границ. В 1927 г. окончил духовную семинарию в Югославии. В 1924 г. принял монашеский постриг. По окончании семинарии был рукоположен во иеромона­ха. В 1929 г. назначен настоятелем Преображенского монастыря близ с. Теребля Тячевского р-на Закарпатской обл. (Мукачевская епархия) и одновременно до самой кончины был настоятелем православного прихода в том же селе. В 1940 г. возведен в сан игумена, через несколько лет – в сан архимандрита. Был удостоен права служения с открытыми Царскими вратами до «Отче наш...». В 1960 г. был арестован, обвинен в спекуляции краденым парафином и осужден на 1 год лишения свободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Варлаама (Борисевича) , который в период оккупации являлся благочинным Автономной УПЦ в Локачинском р-не. Еп. Варлаам начал более активно бороться с бывш. актокефалистами. Первыми его кадровыми решениями в мае 1946 г. стали увольнение с должности настоятеля Троицкого кафедрального собора бывш. соратника Сикорского прот. Стефана Грушко и смещение с должности благочинного Луцкого городского округа «неблагонадежного» прот. Иоанна Давидовича, к-рого сменил прот. Василий Осташевский, 2-й священник луцкого собора. В кон. 40-х гг. XX в. началось сокращение численности монастырей. В кон. 1946 г. было принято решение о закрытии Зимненского Успенского мон-ря, его насельниц предписывалось перевести в Дерманский Троицкий муж. мон-рь, к-рый должен был стать женским, монахов предполагалось изгнать. Из-за сопротивления настоятеля Дерманского мон-ря архим. Доната (Шпаковского) переселение состоялось в февр. 1947 г. Настоятельница Зимненской обители игум. Лидия (Давидович) была отстранена от должности, игуменией стала Евлогия (Омельчук). Уполномоченный по делам РПЦ по Ровенской обл. Марута 27 сент. 1947 г. потребовал, чтобы дубенский Крестовоздвиженский мон-рь освободил здания кармелитского мон-ря, в которых правосл. обитель находилась с марта 1944 г., после повреждения в ходе боев построек Дубенского мон-ря. В мае 1948 г. монахи Дубенского мон-ря освободили бывшие здания кармелитов и переехали в урочище «Остров Пустынь» на берегу р. Иква, где находился полуразрушенный монастырский Крестовоздвиженский собор. Там были построены деревянные дом для братии и храм прп. Иова Почаевского. 10 авг. 1948 г. уполномоченный по делам РПЦ П. Дубовик разрешил восстановление мон-ря на прежнем месте, но в марте 1949 г. запретил служить в новопостроенном храме прп. Иова и объявил о недопустимости дальнейшей деятельности мон-ря на том основании, что он якобы уже с 1944 г. считался упраздненным. 15 июля 1949 г. Ровенский облисполком принял постановление о закрытии мон-ря. Однако насельники оставались в обители еще неск.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

С весны 1944 г. настоятелем являлся прибывший из Белоруссии иером. Александр (Тимофеев), его заместителем - иером. Никон (Догода), из довоенных насельников обители. По указанию уполномоченного по делам РПЦ иером. Александр организовал сборы денежных средств и подарков в помощь Советской Армии. В февр. 1945 г. он был похищен участниками ОУН и убит. При загадочных обстоятельствах исчез (возможно, убит) насельник иером. Афанасий (Лабзинский). Новым и. о. настоятеля стал благочинный Седлищанского р-на прот. Наум Вихор, убитый в мае 1945 г. Вероятно, прот. Н. Вихор был агентом ОУН ( Cepriйчyk В. I. Paдяhcьki партизани проти ОУН-УПА. К., 2000. С. 23). Впрочем, этим событиям предшествовал арест бывш. регента хора и псаломщика обители П. Рябко, связанного с ОУН. В 1943-1947 гг. послушником М. м. был выпускник Луцких пастырских курсов Александр Филозоф (схиархим. Алексий; † 2000), останки которого захоронены в обители. 28 окт. 1947 г. М. м. был закрыт постановлением Синода РПЦ в ответ на рапорт еп. Волынского и Ровенского Варлаама (Борисевича) , не принявшего мер по сохранению обители. Имущество и помещение М. м. постановлением Волынского облисполкома от 13 дек. 1947 г. были переданы Волынскому областному управлению трудовых резервов под сельскохозяйственное уч-ще. Братия во главе с игум. Иоасафом (Борковским) безуспешно пыталась оспаривать постановление о закрытии мон-ря в Волынском обкоме и в ЦК КП(б)У. В итоге 21 июля 1948 г. игум. Иоасаф, иером. Никон (Догода) и иером. Алексий (Филозоф) переехали в Святой Троицы монастырь в с. Дермань Здолбуновского р-на Ровенской обл. В Мельцах остались проживать в частных домах только рукоположенный в 1941 г. монастырский диак. Авраамий Царик - бывш. секретарь еп. Антония (Марценко), ставший по совместительству старостой Милецкого прихода, а также заштатный игум. Иннокентий (Гришин) и пономарь мон. Афанасий (Ятусевич). В 1952-1993 гг. в зданиях М. м. действовал дом-интернат для престарелых и инвалидов. При этом оставался действующим кладбищенский храм св. Онуфрия, получивший статус приходского.

http://pravenc.ru/text/2563196.html

После выступления архиепископа Пимена началось формальное обсуждение вопроса иерархами-участниками Собора. В нем участвовали митрополиты Крутицкий и Коломенский Питирим (Свиридов), Одесский и Херсонский Борис (Вик), архиепископы Минский и Белорусский Варлаам (Борисевич), Саратовский и Вольский Палладий (Шерстенников), Кишеневский и Молдавский Нектарий (Григорьев), которые поддержали изменения, вносимые b IV paздeл «Положения об управлении Русской Православной Церкви» . Собор 1961 г. одобрил поправку b IV раздел «О приходах» «Положения об управлении Русской Православной Церкви». Было утверждено постановление Священного Синода от 18 апреля 1961 г. «О мерах по улучшению существующего строя приходской жизни». Согласно новой peдakцuu IV rлabы «О приходах», утверждалась следующая структура приходского управления. Приходская община, как это было и раньше, опиралась на выбранную общим собранием «двадцатку». Община основывалась на добровольном согласии верующих, желающих вести духовную жизнь под руководством священника, находящегося в каноническом подчинении правящего епископа. Настоятель должен был осуществлять духовное руководство верующими, совершать по уставу богослужение и своевременно удовлетворять все духовные запросы прихожан, подавать нравственный пример и следить за богослужебными предметами. Исполнительный орган не должен был вмешиваться в богослужебную жизнь прихода и регулировать отношения духовенства между собой. Если возникали конфликты и споры между духовенством и причтом, их разрешением занимался епископ. Влияние и административная власть настоятеля сохранялись только над служителями алтаря: пономарями, алтарниками, псаломщиками. Нанимая на работу указанных лиц, церковный совет был обязан согласовывать с настоятелем их кандидатуры. Архиерейский Собор предписал всем священнослужителям Русской Православной Церкви и приходам строго соблюдать гражданское законодательство и поддерживать церковную дисциплину. Принятая Собором поправка в соответствующий раздел «Положения об управлении Русской Православной Церкви» сохраняла свою силу до созыва очередного Поместного Собора Русской Православной Церкви .

http://bogoslov.ru/article/6176448

Митрополит должен был навести порядок в епархии, так как при его предшественнике фактически епархией управлял уполномоченный. Об этом докладывал Патриарху ректор Минской семинарии 5 сентября 1963 г.: «Из Минска Архимандрит Антоний, Ректор Семинарии и теперь председатель Епархиального Совета. Епархия вздохнула после ухода на покой Архиепископа Варлаама, который никого не принимал и всю власть отдал Уполномоченному, который произвольно распоряжался» . Архиепископ Варлаам (Борисевич) управлял Церковью в Белоруссии с 1961 г., и за это время при его попустительстве было закрыто более 500 храмов . Можно представить, как трудно пришлось митрополиту Никодиму исправлять ситуацию в Белоруссии, управляя при этом всей внешнецерковной политикой. Митрополит Никодим успел в сентябре 1963 г. совершить визит в Америку, об итогах которого доложил Патриарху 7 сентября 1963 г. 26 сентября — 1 октября 1963 г. митрополит представлял нашу Церковь на втором Всеправославном совещании на о. Родос . 8 октября 1963 г. во время переговоров Патриарха и В.А. Куроедова определилось место следующего служения митрополита Никодима. Патриарх записал: «В этот день был у меня разговор с В.А. Куроедовым относительно замещения Крутицкой кафедры и договорились о назначении Крутицким Митрополита Пимена, а в Ленинград — Митрополита Никодима» . Но выехать в Ленинград владыка смог не сразу. 13 октября 1963 г. Митрополит Никодим сослужил во время всенощной Патриарху в академическом храме МДА, а на следующий день участвовал в служении литургии и академическом акте . 18 октября 1963 г. митрополит Никодим выехал в Минск для сдачи дел . Выехать в Ленинград он смог только 18 декабря после сослужения Патриарху во время всенощной в Лавре: «Митрополит Никодим вчера в двенадцать часов ночи выехал в Ленинград» . Он по-прежнему участвовал в решении всех кадровых вопросов, связанных с назначением и перемещением архиереев, во время встреч в узком составе с руководством Совета. Так, в марте 1964 г. Патриарх записал в дневнике: «В три с половиной были у меня: В.А.

http://bogoslov.ru/article/485916

Поэтому представляется целесообразным иметь в самой Москве трех постоянных членов Священного Синода, правомочных решать текущие срочные дела. Такими членами кроме митрополита Крутицкого естественно быть управляющему делами Московской Патриархии и председателю ОВЦС. Эти должности и впредь будут замещаться только лицами в епископском сане, о чем следует внести соответствующую поправку в «Положение об управлении Русской Православной Церковью» для последующего утверждения Поместным Собором 554 . Большое внимание Патриарх Алексий I уделил вопросу о вступлении Русской Церкви во Всемирный Совет Церквей, подчеркнув миссионерское значение принятого решения явить западным христианам свет православия. «Истинным путем к единству и спасению является смиренное состояние братской любви, которая сильна упразднить и враждующую гордыню, и стремление к власти, и все, что некогда привело христиан к разъединениям». Затем участники Собора заслушали доклад митрополита Крутицкого Питирима по вопросу о расширении состава Священного Синода. В прениях по его докладу выступил митрополит Ленинградский Гурий. Специальный доклад о реформе приходского управления сделал новый постоянный член Священного Синода архиепископ Тульский Пимен. Докладчик обосновывал свои выводы в пользу реформы, опровергая исторические аналогии и канонические аргументы ее противников. Известная ссылка на демократические преобразования в стране была всего лишь повторением тех доводов, которые использовал Куроедов в своей беседе с Патриархом и членами Синода. Все архипастыри, участвовавшие в обсуждении этой темы – митрополиты Крутицкий Питирим, Одесский Борис (Вик), архиепископы Минский Варлаам (Борисевич), Саратовский Палладий (Шерстников), Кишиневский Нектарий (Григорьев), поддержали изменения, которые вносились в 4 раздел «Положения об управлении Русской Православной Церковью», подчеркнув, что освобождение настоятеля от административно-хозяйственных обязанностей даст ему больше времени и возможностей для того, чтобы сосредоточиться на главном – на духовном окормлении паствы. Архиепископ Ярославский Никодим в докладе «Русская Православная Церковь и Всемирный Совет Церквей» сообщил участникам Собора о контактах между священноначалием Русской Церкви и руководством Всемирного Совета Церквей, которые имели место в 50-х гг., особое внимание уделив визиту доктора В. А. Виссерт Хуфта во главе делегации Совета в Москву, где гости были приняты Святейшим Патриархом Алексием I, а также об очередной сессии ЦК Всемирного Совета Церквей в августе 1960 г. в Сент-Эндрюсе (Шотландия). Перед этой сессией там же проходила работа пленарных заседаний «Вера и церковное устройство» и «Комиссия Церквей по международным делам». На заседаниях присутствовали наблюдатели от Русской Православной Церкви. Епископ Среднеевропейский Иоанн (Вендланд) зачитал доклад на тему «Об участии Русской Православной Церкви во Всемирном общехристианском конгрессе в защиту мира в Праге, имевшем место 13–18 июня 1961 г.».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010