С. А. Семячко Иконография Д. разнообразна, представлена в иконописи, монументальной живописи и декоративно-прикладном искусстве. В ней выразилось почитание Д. как св. покровителя Димитриева Прилуцкого мон-ря и Вологды, отражено распространение общецерковного празднования памяти святого в России. Прп. Димитрий Прилуцкий. Икона. Нач. XVII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Димитрий Прилуцкий. Икона. Нач. XVII в. (ВГИАХМЗ) Ранние редакции Жития описывают характерную черту внешнего облика Д.- седые волосы и не совсем седую бороду («Святолепными и постническими сединами украшен сыи, от них же потонку малым нечто от власов его брадных не оу совершен белостию конца имущи» - Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ./Ред.: А. С. Герд. СПб., 2003. С. 85). Икона Д. имелась в обители, очевидно, еще в 1-й пол. XV в., когда у его гроба стали совершаться исцеления, описанные в Житии. Не исключено, что это был поясной образ святого, стоящий при гробнице и написанный прп. Дионисием Глушицким, о чем свидетельствует «отписка» В. Вербышева из Вологды 1609 г. (ААЭ. Т. 2. С. 196). Будучи уроженцем Вологды и современником Д., иконописец мог видеть преподобного и создать его образ для обители. В 1609 г. жители Вологды брали от гробницы и ставили на площади икону святого, прося его защиты в Смутное время. Согласно монастырским описям 1654 и 1675 гг., иконы Д. в большом количестве находились во всех храмах и зданиях Димитриева Прилуцкого мон-ря. В соборе Всемилостивого Спаса имелось более 20 икон святого различной иконографии. В их числе упоминается нагробная икона Д. в басменном окладе с драгоценными камнями в венце и цате, 2 иконы «у чудотворцева гроба» - «образ местной преподобного в окладе и образ его в резном киоте», а также икона с большим количеством привесов на резном золоченом аналое близ левого клироса; в ризнице находились 3 лицевых нагробных покрова. Ко 2-й пол. XV в. относятся наиболее ранние сохранившиеся изображения Д. в московском и новгородском искусстве, где его образ представлен в лике преподобных среди избранных святых, молящихся Пресв. Богородице. На шитых пеленах «Успение Богородицы, с праздниками и избранными святыми» 2-й пол. XV в. из Княгинина мон-ря во Владимире (ГТГ) и «образ Божией Матери «Неопалимая Купина», с избранными святыми» кон. XV - нач. XVI в. из Кириллова Белозерского мон-ря (ГРМ) на нижней кайме справа, рядом с прп. Иоасафом царевичем, помещено поясное фронтальное изображение благословляющего Д. со свитком, в мантии и куколе, откинутом на плечи. Он изображен с седыми волосами и бородой; внешний облик, как и колорит произведения, близки образу прп. Сергия Радонежского на нагробном покрове 1-й четв. XV в. (СПГИАХМЗ). Кроме К-польских святителей на пеленах представлены рус. святые, в т. ч. особо почитаемые в Москве (святители Петр и Алексий Московские, Леонтий Ростовский, преподобные Сергий Радонежский, Варлаам Хутынский, Антоний Печерский).

http://pravenc.ru/text/178017.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИЕВСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Киеве. Основан в сер. XI в. вел. кн. Киевским Изяславом (Димитрием) Ярославичем , при крещении названным в честь вмч. Димитрия Солунского . Впервые К. м. упоминается в летописной статье 1051 (6559) г., содержащей собирательную информацию о возникновении Киево-Печерского мон-ря и первых его насельниках: «Изяславъ же постави манастырь святаго Дмитрия и выведе Варлама на игуменьство святому Дмитрию, хотя створити вышнии сего манастыря, надеяся багатьству» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 159; Т. 2. Стб. 148). Та же информация включена и в Житие прп. Феодосия Печерского . Настоятель К. м. прп. Варлаам , - сын Иоанна, который «бе первый у князя в боярех»,- ранее был игуменом Киево-Печерской обители, паломничал в Иерусалим и К-поль. После смерти игум. Варлаама (до 1067) настоятелем К. м. был назначен св. Исаия († после 1089), впосл. еп. Ростовский патерик. 1931. С. 44-45). Но и будучи настоятелем К. м., игум. Исаия участвовал в духовной жизни печерской общины, в частности присутствовал на суде над св. Никитой Затворником (см.: Никита , свт. еп. Новгородский), обвиненным в «бесовском прельщении» (Там же. С. 126). В Житии прп. Феодосия содержится указание, что преподобный ввел правило посещать с большинством печерской братии Д. м. в праздник вмч. Димитрия Солунского (Там же. 1931. С. 58). Вероятно, это свидетельствует о формировании патерналистских отношений Киево-Печерского мон-ря по отношению к К. м., к-рый возглавлял его бывш. постриженик. Впосл. К. м. упоминался под 1086 г. в связи с погребением здесь кн. Ярополка (Гавриила) Изяславича , «со псалмы и пенми проводиша и до святаго Дмитрея спрятавше тело его, с честью положиша и в раце мраморяне в церкви святаго апостола Петра, юже самъ началъ здати преже» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 206; Т. 2. Стб. 198). Вероятно, монастырская ц. во имя ап. Петра была возведена между 1085 и 1087 гг. ( Каргер. 1961. С. 282). Возможно, в состав К. м. входила и ц. во имя арх. Михаила, заложенная в 1108 г. вел. кн. Киевским Святополком (Михаилом) Изяславичем : «Заложена бысть церкы святаго Михаила Золотоверхая Святополком князем» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 283; Т. 2. Стб. 259, 275). В 1113 г. он был погребен в этом храме (см. Киевский Златоверхий во имя арх. Михаила мон-рь ).

http://pravenc.ru/text/1684553.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАИЯ († после 1089), свт. (пам. 15 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский. И. принял монашество в Киево-Печерском мон-ре, по-видимому, был учеником прп. Феодосия Печерского. В Житии прп. Феодосия (написано, по мнению Ю. А. Артамонова, в нач. XII в., до 1107/08; см.: Артамонов Ю. А. Житие Феодосия Печерского: Проблемы источниковедения//ДГВЕ, 2000 г. М., 2003. С. 173-277) об И. говорится: «Тъгда же христолюбивый князь (Изяслав Ярославич.- М. П.) от манастыря великааго отьца нашего Феодосия избьрав единого от братия, иже в чьрньчьскемь житии просиявъша, Исаию наричемааго, того же, извед, игумена постави в манастыри своемь и святааго мученика Димитрия, иже и послеже добрых ради нрав его поставлен бысть епискупъмь Ростову городу» (Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971. С. 95; БЛДР. Т. 1. С. 388). Т. о., И. стал игуменом киевского во имя вмч. Димитрия Солунского мон-ря , будучи выбран ктитором обители кн. Изяславом (Димитрием) Ярославичем , занимавшим киевский стол в 1054 - сент. 1068 г., в мае 1069 - марте 1073 г., 15 июля 1077 - 3 окт. 1078 г. Предшественник И. на посту игумена - Варлаам - скончался ранее 1074 г. Свт. Исаия, еп. Ростовский. Нагробная икона. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Свт. Исаия, еп. Ростовский. Нагробная икона. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Дата хиротонии И. на Ростовскую кафедру неизвестна. Согласно «Повести временных лет» (ПВЛ), в 1088 г. И., будучи епископом, принимал участие наряду с др. иерархами в освящении Михаило-Архангельского собора в киевском Выдубицком Всеволоже во имя арх. Михаила мон-ре , в 1089 г.- в освящении Успенского собора Киево-Печерского мон-ря; оба торжества возглавил митр. Иоанн II (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 207-208; Т. 2. Стб. 199). На Ростовской кафедре И. стал преемником свт. Леонтия , убитого язычниками (версия Киево-Печерского патерика ) или мирно скончавшегося (версия Жития свт. Леонтия). Новый Ростовский архиерей столкнулся с укорененными языческими верованиями местного населения, как русского, так и финно-угорского. Под 6579 (1071) г. в ПВЛ помещено повествование о ярославских волхвах, начавших волнения в Заволжье (ПВЛ. 1996. С. 76-77); согласно убедительному мнению В. А. Кучкина , эти события датируются осенью 1073 - весной 1074 г. ( Кучкин В. А. Формирование государственной территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 64).

http://pravenc.ru/text/674806.html

Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь (Александров) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм в честь преподобного Стефана Махрищского Монастырь находится в 15 км к югу от Александрова, у берегов р. Молокчи. Содержание Святыни [ править править код ] Мощи Стефана Махрищского Мощи Варлаама Махрищского История [ править править код ] Основал обитель прп. Стефан Махрищский. Постриженный в Киево-Печерской лавре, он покинул Киев вместе со многими печерскими братьями после 1339 г., когда усилились гонения поляков на православных. Отказавшись от предложения московского князя Иоанна II поселиться в любом московском монастыре, Стефан в поисках пустынного места выбрал урочище Махрище. Срубил келью, начал обрабатывать землю, молился в уединении. Стефан долго не соглашался принимать на жительство иноков и желающих ими стать. Но со временем согласился. Не позднее 1358 г. по благословению святителя Алексия был освящён первый храм – в честь Святой Живоначальной Троицы. Устав обители Александрова был общежительным. Стефан Махрищский и Сергий Радонежский не раз посещали друг друга в своих обителях. Когда прп. Сергий, убегая от зависти родного брата, покинул Троицкий монастырь и отправился на р. Киржач, по пути он пришёл в обитель Стефана. Стефан со всей братией вышел навстречу Сергию. Святые поклонились друг другу до земли, прося друг у друга молитв и благословения; никто не хотел признать своего первенства, и лишь как гостя удалось упросить прп. Сергия благословить обитателей Махрищ. Около 1370 г. из-за споров о земле местные землевладельцы пригрозили Стефану смертью, если он не покинет пустынь. Преподобный с учеником ушёл на север и на р. Сухоне основал Троицкую Авнежскую пустынь. Позднее Стефан вернулся в свою Махрищскую обитель и преставился здесь в 1406 г. В 1550 г. его мощи были обретены нетленными, но чудеса по молитвам святому начались ещё раньше. Память преподобного празднуется 14 (27) июля. В 1557 г. игуменом обители стал Варлаам; его прадед был монахом Махрищского монастыря, помнил прп. Стефана и Сергия и рассказывал о них правнуку. В первый год игуменства Варлаама на праздник Пятидесятницы в обитель собралось около 2000 богомольцев. Такого количества хлеба в обители не было, но Варлаам у гроба Стефана взмолился к нему – и хлеба хватило, да ещё обители осталось на 3 месяца. При Варлааме обитель достигла своего расцвета. Он же собрал все доступные сведения о жизни Стефана и о его чудесах после смерти, чем способствовал прославлению преподобного.

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_Стефа...

Голосеевская пустынь при Киево-Печерской лавре в Киевском уезде. Голосеевская пустынь находится в 8 вер. от Киева и в 3 вер. от Китаевской пустыни. Основание ей положил митрополит Петр Могила , устроивший здесь в 1631 г. общежитие. Пустынь с 1786 по 1793 г. находилась в ведении последнего выборного Печорского архимандрита Зосимы Волькевича, а с 1793 г. вновь приписана к лавре. В ней три храма: каменный Покровский с приделами: во имя Св. вмч. Иоанна Сочавского и во имя трех святителей, построенный киевским митрополитом Филаретом; им же построенная домовая каменная церковь во имя Св. прп. Иоанна Многострадального и, наконец, дресвяный храм, перенесенный из Китаевской пустыни и освященный в 1881 г. во имя Св. Иоанна Сочавского, а в 1852 г. – переименованный во имя «Живоносного Источника». В Голосеевской пустыни погребен киевский иеросхимонах Парфений, скончавшийся 25 марта 1855 года. Жаботинский Онуфриевский монастырь в Черкасском уезде. Эта заштатная (1786 г.) общежительная (с 1904 г.) обитель расположена в урочище «Ветряная гора» в 12 в. от местечка Модведовки, Чигиринского у. (почт. отделение), и в 20 в. от станции Ю.-З. ж. д. «Каменка». Но известие, когда он основан. Самое ранее достоверное известие восходит к 1706 году, когда киевский митрополит Варлаам Ясинский просил покровительства монастырю у гетмана Ивана Мазепы, а в 1752 г. он был уже возобновлен чигиринским старостой Яном Яблоновским. Однако, некоторые бумаги архива говорят за существование обители более 600 лет. Ныне в ней два храма: деревянный соборный Успенский с приделами во имя Св. Николая Чудотворца и вмчц. Варвары и каменная теплая церковь во имя прп. Онуфрия Великого, существующая с 1811 года. В обители находятся местночтимые иконы Успения Богоматери и прп. Онуфрия Великого. На поклонение им 12 июня собирается до 8 тысяч богомольцев. Управление игуменское. Китаевская пустынь при Киево-Печерской лавре в Киевском уезде. Пустынь эта находится в 10 в. от Киева и расположена между двух гор, по берегу р. Днепра, в 2 вер. от самой реки.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

XI - 1-я пол. XIII в. П. рус. людей на Св. землю начались вскоре после крещения Руси. В самом нач. XII в. игум. Даниил уверял, что до него «мнози бо доходивше святых сих мест… мнози бо ходивше святаго града Иерусалима…» (Житье и хоженье Даниила. 1885. С. 3). Применительно к XI в. некоторые конкретные факты дает столь аутентичный источник, как Житие прп. Феодосия Печерского. Настоятель киевской обители св. Димитрия и бывш. игумен Печерского мон-ря (предшественник Феодосия в этой должности) прп. Варлаам «иде в святыи град Иерусалим, таче походив святая та места, възврати ся в свои манастырь» (Успенский сб. XII-XIII вв./Изд.: О. А. Князевская и др. М., 1971. С. 95). Случайно или нет (покровитель Варлаама киевский кн. Изяслав (Димитрий) Ярославич имел тесные связи с лат. Западом) П. Варлаама пришлось на то же время, что и упомянутое выше массовое П. 4 нем. епископов в 1064-1065 гг. Четвертью века ранее Варлаама на Св. землю жаждал попасть сам Феодосий, будучи еще юношей: «...таче слыша пакы о святых местех, идеже Господь наш Иисус Христос плътию походи, и жадаше тамо походити и поклонити ся им» (Там же С. 75),- однако присоединиться к одной из паломнических групп ему помешала строгая мать. Эпохой настоящего расцвета древнерус. П. на Св. землю стал XII в.- период существования там гос-ва крестоносцев. Многочисленные данные об этом сохранились в самых разнообразных источниках. Вероятно, на 1098-1099 гг., т. е. время 1-го крестового похода, пришлось паломничество Гиды, первой супруги киевского (тогда переяславского и ростовского) кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха, к-рая скончалась на Св. земле ( Назаренко. 2001. С. 601-607). Но наиболее известное П. представительницы древнерус. княжеского дома в Иерусалим - имевшее место более полувека спустя (датировка дискуссионна: в 1172-1173 или, вероятнее, в промежуток между 1163 и 1165) путешествие полоцкой княжны и игумении Спасского мон-ря под Полоцком прп. Евфросинии Полоцкой, к-рая также упокоилась на Св. земле, в Феодосия киновиарха монастыре ( Кушелев-Безбородко.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК Прп. Анатолий Затворник (в Ближних пещерах. Гравюра " Собор Киево-Печчерских святых " . Кон. XVIII-haч. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Прп. Анатолий Затворник (в Ближних пещерах. Гравюра " Собор Киево-Печчерских святых " . Кон. XVIII-haч. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших). Местная канонизация А. З. совершилась в XVII в., когда киево-печерский архим. Варлаам (Ясинский ; 1684-1690, впосл. митр. Киевский) установил празднование Собора преподобных отцов Дальних пещер. Общецерковное почитание А. З. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1785 гг., согласно к-рым ряд киевских святых (в т. ч. А. З.) дозволялось вносить в московские общецерковные месяцесловы. В 1763 г. служба Собору преподобных отцов Дальних пещер (время ее создания неизвестно, но предположительно посл. треть XVII в.) была впервые опубликована в изд. Киево-Печерской лавры «Службы преподобным отцам печерским». В 1843 г. установлено празднование общей памяти всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших. А. З. упоминается в рукописном словаре преподобных отцов Дальних пещер, к-рый в XIX в. хранился в б-ке Дальних пещер ( Модест. С. 31). 3 июля память А. З. совершается ради его тезоименитства со свт. Анатолием , Патриархом К-польским. Иконография В иконописном подлиннике кон. XVIII в. облик А. З. описан таким образом: «Сед, брада Власиева, на главе клобук черн, ризы преподобнически, испод бакан, левой рукою держит ризу, правую у сердца положил» (БАН. Строг. 66. Л. 318об., «левыя страны» 49-й). В изображениях Собора Киево-Печерских святых А. З. представлен в правой группе, в ряду иноков, почивающих в Дальних (Феодосиевых) пещерах, напр. на гравюре кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦАК МДА, литографии 1859, изд. А. Абрамова). В др. эстампах помещен образ преподобного с надписью на нимбе: «Преп. Антоний»; поскольку святой с таким именем в Дальних пещерах отсутствует, его предположительно можно отождествить с А. З. Он представлен без выраженных индивидуальных черт, в монашеском одеянии, с куколем на голове, с прижатой к груди правой рукой, в 9-м ряду первым слева на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР), вероятно из мастерской Киево-Печерской лавры; на раскрашенной литографии 1883 г. изд. А. Абрамова (ГРМ).

http://pravenc.ru/text/115008.html

ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ (ок. 1588- ок. 1602), мч. (пам. 23 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Сибирских святых) ВАССИАН (Муромцев; † 1570), прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских) ВАССИАН И ИОНА ПЕРТОМИНСКИЕ († 1566 или июнь 1561), преподобные (пам. 12 июня, 5 июня, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ВАССИАН ТИКСНЕНСКИЙ (Василий; † 12.09.1623 или 1624), прп. (пам. 12 сент., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕОРГИЙ Яковлевич Извеков (1874-1937), прот., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских ) ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРМАН (1751/57-1836), прп. Аляскинский (пам. 27 июля, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Сибирских святых) ГРИГОРИЙ И КАССИАН († кон. XIV в.), Авнежские, ученики прп. Стефана Махрищского, преподобномученики (пам. 15 июня, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ДИМИТРИЙ Владимирович Русинов (1871-1937), свящ., сщмч. (в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАННУАРИЙ [Аннурий, Анурий, Аниурий] (не позднее 1-й пол. XVI в.), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий, пустынник ИОАНН Яковлевич Васильев (1886-1942), свящ., сщмч. (пам. 4 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН И ЗАХАРИЯ (кон. XI - нач. XII в.), преподобные (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерские

http://pravenc.ru/rubrics/122342.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР († После 867), прп. Галатийский (К-польский) (пам. 9 окт.), чудотворец, воин. Источники сведений о П. скудны; существует сказание, изданное И. Делеэ в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.), и неск. его вариаций (SynCP. Col. 121-124). В Римском Мартирологе память П. отсутствует. Синаксари сообщают, что П. род. в правление имп. Феофила (прп. Никодим Святогорец уточняет: в 829) в мест. Гина близ Гангр (М. Азия, пров. Галатия) в семье Феофила и Евдокии и был назван Львом (в рус. «Житиях святых» - Леонтием). Лев служил в армии (вероятно, в К-поле), в возрасте 25 лет его красота, высокий рост и исключительная доблесть обратили на себя внимание императора - он был возведен в звание комита. В синаксарях упоминается о включении П. в число имп. гвардии - экскувиторов. Согласно синаксарному повествованию, Лев недолго находился на военной службе и в результате размышлений о суетности мира принял решение стать монахом. Он удалился в мон-рь Дафнон (Дафнеон, близ Антиохии ), в к-ром при постриге получил имя Петр; оттуда он отправился на Олимп Вифинский, где подвизался продолжительное время, воздерживаясь от пищи иногда до 3 недель. После Олимпа П. отправился в паломническое путешествие: посетил Атталию и Лаодикию, где пребывал в послушании у местных подвижников, а также дошел до Св. земли, чтобы поклониться важнейшим христ. святыням. Точная последовательность его странствий неизвестна, но они были сопряжены с большим количеством опасностей; нек-рое время П., по-видимому, пребывал в араб. плену. Наконец П. возвратился на Олимп. Слава о его подвигах достигла имп. Василия I Македонянина , и тот пригласил П. в основанный им мон-рь св. Фоки на Босфоре, где собрались известные своей ревностью подвижники (прп. Никодим относит это событие к 867). П. принял приглашение императора и был поставлен игуменом мон-ря, в к-ром и скончался, по сообщению синаксарей, «в глубокой старости». Память П. со сказанием включена в славяно-рус. стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 2. С. 32-33); впосл. сказание о П. было внесено в ВМЧ свт. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 90 (1-я паг.)). Ист.: Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 317-318; Димитрий Ростовский, свт. Четьи-Минеи. К., 1764. Т. 1. Л. 199 об.; ЖСв. Окт. С. 228-229. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 269; Janin R. Pietro il Galata//BiblSS. Vol. 10. Col. 696-697. П. А. Пашков Рубрики: Ключевые слова: ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГРИГОРИЙ (XIV в.?), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах (пам. 8 янв., 28 авг. - в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Кивево-Печерских)

http://pravenc.ru/text/2580110.html

•  Княжение в Киеве вел. князя Игоря, во св. Крещении Георгия, продолжалось две недели, после он был пленен в междоусобной войне с Изяславом Мстиславичем. После освобождения из заточения тяжело больной князь принял постриг с наречением ему имени Гавриил. После князь-инок был переведен в Феодоровский монастырь в Киев и там принял схиму с именем Игнатий. Икона, перед которой молился князь-схимник перед гибелью, была позже названа Игоревской и хранилась в Киево-Печерской лавре. В Служебниках лавры память св. князя празднуется вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших, во 2-ю Неделю Великого поста.   •  Святые мощи блж. Игоря перенес в Чернигов его родной брат Святослав черниговский в 1150 г., после вокняжения на киевском престоле Юрия Долгорукого. Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский чудотворец (+ 1147) Память его празднуется 3 авг. в день преставления, 11 янв. в день тезоименитства с прп. Антонием Великим (+ 356) и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Прп. Антоний родился в Риме (1067) от православных родителей. Девятнадцати лет он осиротел, раздал свое имение бедным и принял постриг. Он поселился на скалистом берегу, вдававшемся в море. Однажды небольшая часть этой скалы, на которой молился преподобный, омываемая морскими волнами, оторвалась, и, стоя на ней, преподобный переплыл море до  Русских пределов,  через Неву и Ладогу, и достиг в 1106 г. Великого Новгорода — в епископство святителя Никиты (память его 31 янв.), причем ему показалось, что плавание его продолжалось всего три дня. Святитель принял с любовью монаха, не понимавшего ни одного слова по-русски. Преподобный поведал ему о своем чудесном плавании, причем умолил сохранять это в тайне. С благословения святителя он основал в Новгороде монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы  и дал ему общежительный устав.  Собор, воздвигнутый им, существовал до наших дней, так же как и келья прп. Антония Римлянина, камень, на котором он совершил свое чудесное плавание, тростник, который он держал во время его в руке, его ризы и шесть икон его времени. Скончался он 3 августа 1147 г. и перед кончиной своей открыл свою тайну иноку Андрею. Прославлению честных мощей его в 1597 г. содействовал архимандрит Троице-Сергиевой лавры Кирилл, получивший от них исцеление. Почивали они нетленно в соборе, в открытой раке. Прп. Антоний Римлянин считается основоположником монашества в Новгороде. Напротив его обители, где подвизался, по всей вероятности, перед отшельничеством своим прп. Варлаам Хутынский, расположен Хутынский монастырь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010