Ист.: Архимандрит Арефа: [Некролог]//Рус. паломник. 1903. 27. С. 462; [Баранов В. С. ] Архимандрит Арефа//Там же. 1903. 29. С. 511. Лит.: ЖПодв. Май. С. 94-95; Жития Сибирских святых: Сибирский патерик. Новосиб., 1999. С. 281-282; Собор Валаамских святых. СПб., 1999. С. 13-15. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774 - 1846), игум. Чикойского мон-ря, прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВОНИФАТИЙ (Виноградский Дамиан Федорович, 1785 - 1871), игум., старец, прп. (пам. 27 дек., 7 фев. и в Соборе Киевских святых) ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594 - 1697), прп. (пам. 25 июня, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ИАКОВ Соловецкий, Костромской († после 1607), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИГНАТИЙ († ранее 1434), Киево-Печерский, архим., прп. (пам. 20 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов)

http://pravenc.ru/text/75912.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Варлаам, Игумен Печерский (+ 1065) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 19 нояб. в день преставления, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих,и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Был у вел. князя Изяслава Ярославича ближний боярин по имени Ян, внук знаменитого посадника Остромира новгородского (для которого было переписано Евангелие, известное как Остромирово) и сын храброго воеводы Вышаты. Жену его звали Марией. Сын же его, мирское имя которого не известно, уязвился такой любовью к прп. Антонию (память его 10 июля) и инокам святой горы Печерской, что, слушая поучения их, хотел никогда не оставлять их. Раз он явился к прп. Антонию, поверг к ногам его свою богатую одежду и умолял его скорее постричь его. Прп. Антоний, уже и раньше предостерегавший юношу, сказал ему: «Вспомни, чадо, кому ты обещаешься и чьим воином хочешь быть. Здесь невидимо предстоят ангелы Божий, внемлющие твоему обещанию. Остерегись, чтобы отец твой, пришедши с великой властью, не извлек тебя отселе и против твоей воли. Мы же не в силах будем помочь тебе, и ты явишься клятвопреступником пред Богом!» Юноша отвечал ему: «Верую Богу моему, что, если бы захотел меня мучить отец мой, не возвращусь и тогда к мирской жизни!» Тогда прп. Антоний постриг его с именем Варлаам. Узнав об этом, отец его в сильном гневе поспешил с множеством слуг к пещере, разогнал иноков, а сына велел одеть насильно в дорогую одежду и, связав, привести к нему. Но Варлаам успел дорогой сбросить с себя одежду эту в яму и попрать ее ногами. Дома он не стал ничего есть и сел в углу на пол в одной власянице, с опущенными глазами, и, не обращая внимания ни на заботы родителей, ни на слезы невесты, мысленно просил Бога спасти его. Так прошло три дня. На четвертый отец сжалился над ним и, поцеловав, отпустил в пещеру. Как птица, избавившаяся от сетей, устремился юный инок в пещеру. А дома родители, невеста и слуги — все плакали о нем, как о мертвеце. В пещере же, догадываясь о происходившем, все иноки возносили за него молитвы, и велика была радость их, когда они увидели бежавшего к ним Варлаама.

http://sedmitza.ru/lib/text/437891/

Согласно той же описи, на сев. стороне храма, близ иконостаса, помещались 4 образа на медных досках, вероятно, из первоначального деревянного иконостаса церкви, освященной в 1691 г. (в наст. время иконы находятся там же): «Спаситель с предстоящими святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом», «Печерская икона Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими», «Прп. Варлаам Хутынский, мч. Варлаам, прп. Варлаам Печерский» (в описи названа иконой «Св. Иоанн Воин с 2 неизвестными святыми») и «Прп. Варлаам с 6 сценами жития». Начало работ по созданию нового иконостаса Введенской ц. относится к янв.-февр. 1819 г.; в нояб. он уже был установлен. В рапорте Духовному Собору иером. Филарет просил сохранить в этом иконостасе 4 иконы местного ряда из деревянного иконостаса (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 (общ.). Д. 1449. Л. 3). Царские врата (не сохр.), «среброчеканные, прорезные», с вкладной надписью в медальонах, видимо, тоже были из старого деревянного иконостаса, но частично переделаны. В местном ряду - иконы Спасителя, Богородицы с Младенцем Христом, храмовая - «Введение во храм Пресв. Богородицы» и «Собор всех Печерских угодников»; несохранившиеся оклады на 2 последних иконах датированы 1783 г. (Опись 1892 г. Л. 37. Ч. 170-171. Гл. 5-6). В овальных иконах над царскими вратами - «Коронование Пресв. Богородицы», по сторонам архангелы - Михаил и Гавриил. В цокольном ряду помещены иконы «Иисус Христос Добрый Пастырь», «Встреча Марии и Елисаветы», «Праведные Иоаким и Анна», «Лестница Иакова». На диаконской двери вверху - «Благовещение», внизу - прор. Исаия. Датировка сохранившихся икон, ранее находившихся в деревянных иконостасах всех 3 пещерных храмов, уточняется. Возможно, создание следует связывать с проведением масштабных работ по замене иконостаса в Крестовоздвиженском храме, освященном в 1769 г., и с последовавшим затем украшением пещерных иконостасов. Я. В. Литвиненко Арх.: Опись 1877 г.: Главная церковная и ризничная опись Дальних пещер//ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 2 (общ.). Д. 294. Л. 36 об., 37, 42, 43 об.; Опись 1892 г.: Главная церковная ризничная опись Ближних пещер Киево-Печерской Лавры, составленная в 1892 г.//Там же. Д. 374. Л. 21-40 (публ.: Опис Блuжhix печер лаври 1892 р.//Лаврський альманах. К., 2012. Вип. 27. С. 126-139); Опись 1893 г.: Главная церковная и ризничная опись Дальних пещер Киево-Печерской Лавры, составленная в 1893 г.//ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 2 (общ.). Д. 383. Л. 27 об.- 52 (публ.: Ihbehmaphuй onic майна Дaльhix печер.1892 р.//Лаврський альманах. 2012. Вип. 27. С. 8-16).

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), прп., в Ближних пещерах почивающий (пам. 19 нояб., 10 окт. - в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), игум. киево-печерский. Сведения о В. находятся в Житии прп. Феодосия Печерского, в Киево-Печерском Патерике и в вошедшей в ПВЛ (под 1051 г.) повести «Что ради прозвася Печерский монастырь». Основание кн. Изяславом Ярославичем Димитриевского мон-ря и постановление игуменом прп. Варлаама. Радзивиловская летопись. XV в. Л. 92 об. (БАН. 34.5.30) Основание кн. Изяславом Ярославичем Димитриевского мон-ря и постановление игуменом прп. Варлаама. Радзивиловская летопись. XV в. Л. 92 об. (БАН. 34.5.30) В. был сыном боярина Иоанна, состоявшего на службе у киевского кн. Изяслава Ярославича (1054-1078, с перерывами). В поздней печерской традиции, нашедшей отражение в печатных патериках и близких им текстах (Патерик, или Отечник Печерский. Л. 91 об.), Иоанн отождествлялся с Яном Вышатичем, киевским тысяцким в 1089 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 208), к-рый к тому же считался внуком новгородского посадника Остромира, т. е. кровным родичем княжеской династии. Однако это отождествление, вошедшее и в научную историографию (см., напр.: Кучкин В. А. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 63-64), едва ли состоятельно по хронологическим соображениям, излагаемым ниже. Будучи молодым, но уже женатым человеком, В. познакомился с прп. Антонием Печерским Печерским, стал часто приходить к нему для беседы и со временем решился поселиться вместе с ним в пещере. Прп. Антоний принял В., поручив прп. Никону Великому , имевшему сан священника, совершить над В. монашеский постриг (впрочем, не без предостережения о возможных последствиях - вероятно, крутой нрав боярина Иоанна был достаточно известен в Киеве). Вскоре в Печерском мон-ре с именем Ефрем принял постриг любимый княжеский управляющий. Разгневанный Изяслав Ярославич приказал привести к себе прп. Никона и велел ему расстричь своих приближенных, угрожая в противном случае разорить мон-рь. Преподобный отказался со словами: «Несть лепо отвратити воинь от Царя Небеснаго» ( Абрамович. С. 33-34). Гнев князя укротила его жена, дочь польск. кор. Мешко II (1025-1034, с перерывом), к-рая напомнила ему, что конфликт польск. кн. Болеслава I с монашеством привел к большим бедам (имеется в виду временный распад Древнепольского гос-ва в сер. 30-х гг. XI в.). Тогда попытку возвратить сына силой сделал отец В. Он со своими слугами напал на пещеру, выволок оттуда юного подвижника и насильно доставил домой, в Киев. Однако стойкое сопротивление юноши заставило Иоанна смириться и отпустить сына назад в пещеру.

http://pravenc.ru/text/154149.html

Прп. Феодосий родился в городе Васильеве (Василькове) в Киевском княжестве, где отец его был тиуном (судьей). Умер он в Курске, куда перешел на службу. Тогда юный сын его, с детства богобоязненный и начитанный в Священном Писании, весь отдался заботе о спасении своей души: он стал одеваться бедно, избегать развлечений и особенно любил печь просфоры для Божественной литургии, — пшеницу он покупал сам и сам молол ее. Мать мешала ему, как могла, и не раз его била. Тогда он тайно ушел в другой город и поселился у одного священника, но мать нашла его и заставила вернуться. Не удаласьему и попытка уйти со странниками в Святую Землю. Раз градоначальник, любивший его, позвал его на званый обед. Когда отрок переодевался, мать обнаружила, что он носит железный пояс, врезавшийся в его тело. Она избила его и заставила снять пояс. Однако же этот случай не нарушил его душевного мира. Наконец евангельские слова, услышанные им в церкви: «Аще кто не оставит отца или матере и в след Мене не идет, тот несть Мене достоин» (Мф. 10, 37) и «Мати Моя и братия Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8, 21), заставили его окончательно порвать с миром. Он пошел в Киев к прп. Антонию, отшельнику Печерскому (память его 10 июля), и со слезами умолял его принять. Преподобный сказал: «Отрок, ты видишь, как мрачна и темна эта пещера, ты не выдержишь здешних неудобств». Юноша отвечал: «Бог привел меня в твою пещеру, ясно предуказывая, что мне должно спастись через тебя!» Тогда прп. Антоний принял его и приказал прп. Никону (память его 23 марта) его постричь. Это было в 1032 г. Прп. Феодосию было тогда 23 года. Но мать и здесь нашла его. Только повинуясь воле прп. Антония, сын вышел к ней, но сказал твердо, что если она хочет хоть изредка видеть его, то должна постричься в местном женском монастыре. Мать уступила. Прп. Антоний сам наставлял ее к иноческой жизни. И через несколько лет она мирно скончалась. При игумене Варлааме, когда прп. Антоний уже затворился в дальней пещере, а прп. Никон ушел в Тмутаракань, прп. Феодосий был рукоположен в иеромонаха, а когда прп. Варлаам (память его 19 нояб.) был назначен настоятелем Свято-Димитриевского монастыря, прп. Феодосий заместил его. В пещерном монастыре было лишь 12 братии, но на горе невдалеке от пещеры он создал обитель с небольшой церковью Успения Пресвятой Богородицы, и число братий в ней дошло до 100 человек. Прп. Феодосий ввел в ней Студийский устав и строго следил за исполнением его. Он постоянно посещал прп. Антония, который не переставал руководить им и всем монастырем.

http://sedmitza.ru/lib/text/437144/

Вскоре после этого прп. Антоний Печерский отошел от руководства обителью и переселился на соседний холм, где основал совр. Антониевы, или Ближние, пещеры. Примерно в то же время пещеру покинул прп. Никон, отправившийся в Тмутаракань, а затем в один из константинопольских мон-рей. Вероятнее всего, примирение между монастырем и князем было достигнуто не сразу и путем компромисса: вслед за уходом прп. Никона и самоустранением от настоятельства прп. Антония на игуменство был возведен В. как представитель ближайшего окружения Изяслава. Став игуменом, В. деятельно взялся за организацию мон-ря. «И умножившимся братьи в печере, и не имущим ся вместити, и помыслиша поставити вне печеры манастырь», что и было сделано по благословению прп. Антония (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 158; Абрамович. С. 18-19). В источниках нет единства в вопросе о том, кто именно, В. или его преемник прп. Феодосий , построил первый наземный Печерский мон-рь. Летописный и производный от него патериковый тексты приписывают это первому, Житие прп. Феодосия - второму (Успенский сборник. Л. 37 а-б). Очевидно, первый небольшой наземный мон-рь, к-рый помещался на территории совр. Дальних пещер, был начат в игуменство В., а достроен уже прп. Феодосием. Это дает основание для более или менее определенного хронологического приурочения описанных событий. Переселение братии в наземный мон-рь при прп. Феодосии датируется в житии преподобного 1062 г. Т. к. его поставление во игумена связано с тем, что В. был назначен Изяславом настоятелем Димитриевского мон-ря, основанного князем в Киеве, то уход В. из Печерского мон-ря приходится относить к тому же 1062 г. или чуть более раннему времени. Следов., едва ли может быть принята дата пострижения В., вычисленная А. А. Шахматовым , - 19 нояб. 1060 г. (Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 433-435). В то же время неясно, насколько верна альтернативная датировка, предложенная Н. В. Шляковым,- 19 нояб. 1055 г. (Восемьсот шестьдесят лет со дня кончины вел. кн. Ярослава I Мудрого//ЖМНП. 1907. Июнь), поскольку обе они исходят из постулата, что пострижение должно было непременно происходить в воскресенье, в день памяти святого, во имя к-рого нарекается постригаемый. В любом случае поставление В. в печерского игумена не могло состояться много раньше 1060 г., когда он был для этого еще слишком молод (в момент пострижения он был, по выражению Жития прп. Феодосия, «отроком»). В таком случае В. не мог родиться позднее примерно 1035 г., а его отец боярин Иоанн - позднее примерно 1015 г.

http://pravenc.ru/text/154149.html

Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621-633. 1505-1520; Кн. 4. С. 761-763. 1505а, 1517; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 125; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: [Кат.]/Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ЕЛЛАДИЙ (XII-XIII вв.?), прп. (пам. 4 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИОАНН Многострадальный, пещерник (XII в.), прп. (пам. 18 июля, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских прп. отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских прп. отцов, в Ближних пещерах почивающих) ИСАИЯ (XI-XII вв.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 15 мая, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих и в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/469005.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАССИАН Прп. Кассиан Киево-Печерский. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых Дальних пещер». 1890 г. Прп. Кассиан Киево-Печерский. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых Дальних пещер». 1890 г. (XIV-XVI вв.?), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), затворник. К. не упоминается в составленных к 30-м гг. XIII в. Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» и Житии прп. Феодосия Печерского, следов., маловероятно, что он жил в домонг. эпоху. Архим. Леонид (Кавелин) без к.-л. оснований считал, что преподобный жил в XIII в. Впервые имя К. встречается в изданной в 1638 г. по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) «Тератургиме» киево-печерского инока Афанасия Кальнофойского , в перечне преподобных отцов, похороненных в Дальних пещерах. К. назван св. иноком и постником. В имевшейся у еп. Модеста (Стрельбицкого) рукописи предположительно 2-й пол. XVII в. «Краткие жизнеописания преподобных отец Дальних пещер» о К. сообщалось, что он был смиренным, послушливым, трудолюбивым постником, принудил бесов исповедать, сколько в Печерском мон-ре иноков, могущих прогонять бесов. В качестве дня памяти К. еп. Модест указал помимо 28 авг. еще и 29 янв. Прп. Кассиан Киево-Печерский. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». 1756 г. Гравер Василь Белицкий (РГБ) Прп. Кассиан Киево-Печерский. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». 1756 г. Гравер Василь Белицкий (РГБ) Местная канонизация подвижника совершилась во 2-й пол. XVII в., когда киево-печерский архим. Варлаам (Ясинский ; 1684-1690, впосл. митрополит Киевский) установил празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер, тогда же была составлена служба (Служба преподобным отцем Печерским, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают//Службы преподобным отцам Печерским. К., 1763. Л. 108). Общецерковное почитание святого установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. К.) в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. учреждено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти К. был установлен во 2-й пол. XIX в. Имеются тропарь и кондак К. Имя его упоминается в 4-м тропаре 8-й песни канона преподобным отцам Дальних пещер (кон. XVII в.).

http://pravenc.ru/text/1681249.html

И. В. Жиленко, Е. В. Лопухина, А. В. Назаренко Иконография Самое раннее из известных изображений В., созданное еще до его прославления, сохранилось в миниатюрах Радзивиловской летописи (БАН. 34. 5. 30, кон. XV в.). Под 1051 г. в «Повести об основании Печерского монастыря» В. изображен в 4 сюжетах: поставление прп. Антонием В. в игумена печерского мон-ря (Л. 91 об.); приход В. с братией к вновь выстроенной по повелению прп. Антония ц. Успения Богородицы (Л. 92, вверху); В. и братия испрашивают у прп. Антония благословение на расширение мон-ря и один из монахов приходит к вел. кн. Изяславу Ярославичу за подтверждением права на новые земли (Л. 92, внизу); основание вел. кн. Изяславом Ярославичем нового Димитриевского (впосл. Михайловского Златоверхого) мон-ря и поставление В. его игуменом. На миниатюрах В. изображен в куколе или с непокрытой головой; индивидуальными особенностями является высокий с залысинами лоб, небольшая раздвоенная бородка. Прп. Варлаам в житии. Гравюра из Киево-Печерского Патерика. К., 1661. Л. 131 об. Мастер Илия (РГБ) Прп. Варлаам в житии. Гравюра из Киево-Печерского Патерика. К., 1661. Л. 131 об. Мастер Илия (РГБ) Рус. иконописные подлинники описывают святого следующим образом: «Сед, плешив, брада Власиева, на плечах схима, риза преподобническая, испод бакан» (БАН. Строг. 66. Л. 315, кон. XVIII в.); «Надсед мало, брада аки у Никиты мученика, на конце раздвоилась, в клобуке черном, рука благословенна, а в левой книга, риза преподобническа». РНБ. Погод. 1931. Л. 66. 19 нояб.). В гравюре мастера Илии в Киево-Печерском Патерике (Патерик, или Отечник Печерский. К., 1661. Л. 122 об.) использован принцип житийной иконы: в среднике - ростовое изображение святого, в куколе на голове, с книгой в левой руке и благословляющей десницей; в клеймах изложены история прихода В. в мон-рь и успение святого. В издании Патерика 1702 г. на гравюре Л. Тарасевича , повторяющей иконографическую схему мастера Илии, святой имеет яркую индивидуальную характеристику: лоб с большими залысинами, морщины, щеки впалые, окладистая седая борода, на плечах схима. Единоличное изображение В. представлено на иконе XIX в. (НКПИКЗ).

http://pravenc.ru/text/154149.html

ЕВ. 1887. 27; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 186-187; Власий, иером. Николо-Улейминский мон-рь близ г. Углича. Ярославль, 1892; Зверинский. Т. 2. С. 238; О поставлении Никольской-Улейминской обители, когда и от кого начатся и кем и в какая лета создася//Яросл. ЕВ. Ч. неофиц. 1896. 9. С. 132-141; Прп. Паисий, Угличский чудотворец, и основание им угличского Покровского мон-ря. Ярославль, 1901. С. 7; Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. 3. Прил. 3. С. 553; Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Ист.-геогр. исслед. по мат-лам мон-рей. Л., 1985. С. 33, 42-43, 46, 55-56, 67-68, 102; Николо-Улейминский мон-рь. Углич, 1995. В. В. Денисов, А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ДОРОФЕЙ († 1622), прп. (пам. в неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Югский, Ярославский ИГНАТИЙ Ломский, Сарский, Ярославский, Вологодский († кон. XVI в.), прп. (пам. 28 дек. и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) КИПРИАН († ранее 60-х гг. XVI в., Николаевский Тропский мон-рь), прп., Тропский, Ярославский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), основатель Николаевского Тропского (Николо-Тропского) мон-ря ЛЕОНИД († 1549), прп., Пошехонский, Ярославский, основатель пустыни в честь Успения Пресв. Богородицы (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АДРИАН УГЛИЧСКИЙ († после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/154253.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010