Народ завыл, в мученьях погибая; Я отворил им житницы, я злато Рассыпал им, я им сыскал работы — Они ж меня, беснуясь, проклинали! Пожарный огнь их домы истребил, Я выстроил им новые жилища. Они ж меня пожаром упрекали! Вот черни суд: ищи ж ее любви. В семье моей я мнил найти отраду, Я дочь мою мнил осчастливить браком — Как буря, смерть уносит жениха… И тут молва лукаво нарекает Виновником дочернего вдовства Меня, меня, несчастного отца!.. Кто ни умрет, я всех убийца тайный: Я ускорил Феодора кончину, Я отравил свою сестру царицу, Монахиню смиренную… все я! Ах! чувствую: ничто не может нас Среди мирских печалей успокоить; Ничто, ничто… едина разве совесть. Так, здравая, она восторжествует Над злобою, над темной клеветою. — Но если в ней единое пятно, Единое, случайно завелося, Тогда – беда! как язвой моровой Душа сгорит, нальется сердце ядом, Как молотком стучит в ушах упрек, И все тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах… И рад бежать, да некуда… ужасно! Да, жалок тот, в ком совесть нечиста. Корчма на литовской границе МИСАИЛ и ВАРЛААМ, бродяги-чернецы; ГРИГОРИЙ ОТРЕПЬЕВ, мирянином; ХОЗЯЙКА. ХОЗЯЙКА Чем-то мне вас потчевать, старцы честные? ВАРЛААМ Чем Бог пошлет, хозяюшка. Нет ли вина? ХОЗЯЙКА Как не быть, отцы мои! сейчас вынесу. (Уходит.) МИСАИЛ Что ж ты закручинился, товарищ? Вот и граница литовская, до которой так хотелось тебе добраться. ГРИГОРИЙ Пока не буду в Литве, до тех пор не буду спокоен. ВАРЛААМ Что тебе Литва так слюбилась? Вот мы, отец Мисаил да я, грешный, как утекли из монастыря, так ни о чем уж и не думаем. Литва ли, Русь ли, что гудок, что гусли: все нам равно, было бы вино… да вот и оно!.. МИСАИЛ Складно сказано, отец Варлаам. ХОЗЯЙКА (входит) Вот вам, отцы мои. Пейте на здоровье. МИСАИЛ Спасибо, родная, Бог тебя благослови. Монахи пьют; Варлаам затягивает песню: Как во городе было во Казани… ВАРЛААМ (Григорию) Что же ты не подтягиваешь, да и не потягиваешь? ГРИГОРИЙ Не хочу. МИСАИЛ Вольному воля… ВАРЛААМ А пьяному рай, отец Мисаил! Выпьем же чарочку за шинкарочку… Однако, отец Мисаил, когда я пью, так трезвых не люблю; ино дело пьянство, а иное чванство; хочешь жить, как мы, милости просим – нет, так убирайся, проваливай: скоморох попу не товарищ.

http://azbyka.ru/fiction/boris-godunov-p...

Предстоятели Русской Церкви Всероссийский митрополит Варлаам (1511–1521; †1533) Деятельность второго Первосвятителя Русской Церкви XVI века мало изучена в отечественной историографии. Митрополит Варлаам родился, очевидно, во второй половине XV века. Он «был выходцем из пределов белозерских, вероятно, из иноков Кириллова монастыря» 290 . Подвизаясь на Белоозере, будущий Митрополит мог общаться с преподобным Нилом Сорским (†1508; память 7 мая). В 1506 году Симоновский игумен Вассиан (Санин; 1502–1506), брат преподобного Иосифа Волоцкого , был поставлен Ростовским архиепископом (1506–1515). Его преемником по Симонову монастырю в 1506–1511 годах стал архимандрит Варлаам, будучи посвящен Митрополитом Симоном (1495–1511). В одном из сборников Кирилло-Белозерского монастыря говорится, что 5 июня 1506 года «Варлаам взят на Москву на Симоново» 291 . В эти годы вернулся в Москву с Белоозера и поселился в Симоновом монастыре опальный князь-инок Вассиан (Патрикеев). В 1506 году, вскоре после своего возведения в архимандриты. Симоновский настоятель участвует в числе духовенства во глава с Митрополитом Симоном в ходатайстве пред Московским Великим князем за К. И. Острожского 292 . Будучи настоятелем, архимандрит Варлаам произвел обмен части монастырских земель с П. Розладиным. При этом присутствовали в частности «Феодосей да Ондрей Денисьевы дети иконниковы» 293 , то есть дети знаменитого мастера иконописца Дионисия 294 . 27 апреля 1507 года Великий князь Василий III дал игумену Варлааму жалованные грамоты, даровав льготы на монастырские владения в Московском уезде 295 , во Владимирском уезде 296 , Коломенском уезде 297 , на Белоозере 298 и Переславском 299 . В 1510 году Великий князь дал жалованную проезжую грамоту монастырю о невзимании дани с монастырских возов 300 . Еще одну жалованную грамоту Василий III подтвердил игумену Варлааму в 1507 году 301 . В 1510 году в Симоновском монастыре было построен собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы «при архимандритстве Варламове» 302 , который освящал Митрополит Симон.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В монастырской ксенодохии (странноприимнице), он отыскал краткое житие Стефана, написанное на свитках бумаги иеромонахом Серапионом, современником Преподобных: Сергия и Стефана. Сей Серапион был прадед Варлаама и Варлаам, во время отрочества своего, многое слышал о Стефане из уст столетнего старца. Варлаам переписал житие Преподобного, составил запись о чудесах, бывших до него и при нем от гроба его, и представил свой труд Царю Иоанну Васильевичу и Митрополиту Макарию. Митрополит, пересмотрев записи, полное житие Стефана и службу ему составить поручил иеромонаху Иоасафу, Данилова монастыря игумену, который уже известен был своим описанием чудес, бывших от мощей Григория и Кассиана, Авнежских чудотворцев, учеников Стефана Махрищского. Иоасаф пришел в Махру и в обители собрал, по возможности, сведения о житии Стефана и написав житие и службу, представил Митрополиту Макарию, который предписал – ввести оные в употребление и житие читать па всенощном бдении в день памяти Преп. Стефана, 14 июля. Вера Варлаама в молитвенное предстательство Преп. Стефана засвидетельствована чудодейственными знамениями. В 1557 году, когда «бысть глад по всей земле», ко дню Пятидесятницы собралось в Махрищский монастырь более двух тысяч богомольцев. Варлаам строго соблюдал устав Преподобного, завещавшего не отпускать бедных из монастыря без пищи; но тут узнал от трапезного брата Симеона, что в монастыре – хлеба немного, что его не достанет и для тысячи человек. Совершив Божественную Литургию, Варлаам подошел к гробу Преподобного и со слезами молил его, дабы он благословил пропитать малыми хлебами всех пришедших на праздник. После сего, Варлаам велел Симеону уготовить трапезу для всех; Симеон глумился и укоряя игумена, в неверии говорил: «Как можно таким малым количеством хлеба насытить столько народа? На утро не останется в монастыре и пол-хлеба и ни одной чаши пития; что тогда мне делать?» Но Бог даровал по вере Варлаама. Часть народа поместилась с братией в трапезе, а большая часть возлегла в монастыре; и когда игумен благословил трапезу, – все начали вкушать.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В 14-м и 15-м веке упражнение в умном делании почти совсем было забыто даже между монашествующими. Чтобы умное делание совсем не было предано забвению, отцы 14-го и 15-го веков подробно письменно изложили учение об этом спасительном делании. Но уже в то время среди монахов и мирян нашлись люди, которые не могли в силу своей плотяности правильно понять учение об умной молитве и поэтому стали восставать против него. Когда преподобный Синаит Григорий в 14 веке пришел на святую Афонскую гору и, заметив, что умное делание совершенно оставлено иноками, стал сообщать учение об Иисусовой молитве ревностным подвижникам, то они сначала воспротивились ему. Афонцы, привыкшие придавать телесному подвигу большое значение, не могли сразу же принять учение о духовном делании, и поэтому преподобному Григорию пришлось понести много трудов для восстановления забытого умного делания среди афонских монахов. Умное делание во все века для плотского и душевного разума, зараженного самомнением, кажется странностью и безумием. Дух злобы, зная, сколь велико действие Иисусовой молитвы, всегда старался с чудовищным неистовством через людей, предавшихся его воле, восстать против умного делания и истинных его последователей. Чтобы с большой очевидностью показать, как превратно плотской и душевный разум понимает духовное учение об Иисусовой молитве, еп. Игнатий приводит следующий пример из церковной истории. В 14-м веке некоторый западный монах Варлаам из Калабрии прибыл в Солунь, город восточной греческой империи. Здесь он отвергся латинства и принял православие. Написав несколько сочинений в доказательство правоты Восточной Церкви, Варлаам заслужил доверие императора Кантакузена. Вскоре Варлаам отправился на Афон для ознакомления с православным монашеством. На Афоне Варлаам узнал у одного монаха-простеца о вещественных пособиях, которые употребляли афонские монахи при упражнении Иисусовой молитвой. Приняв вещественные пособия за сущность дела, а духовные видения за видения вещественные, Варлаам донес об этом императору, как о важном заблуждении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

С течением времени случилось и Варлааму, покинувшему свое отечество, Калабрию, поселиться среди ромеев и свести здесь знакомство с правителями, удостоиться не самой малой дружбы с ними из-за своей необычайной мудрости и быть принятым тобою лучше, чем кто бы то ни было, поскольку ты поначалу предпочитал вести ученые беседы, считал для себя вопросом чести приобретать многие и различные книги и наибольшее старание прилагал к тому, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое 411 . А через некоторое время прошел громкий и упорный слух, достигший ушей многих и, наконец, дошедший и до нас, что Варлаам, столкнувшись в Фессалонике с некоторыми высказываниями Паламы, открыто схватился с ним, говорившим и писавшим, что он телесными очами зрит сущность Божию. Все знают, конечно, что об этом свидетельствует и Томос, который Палама представил в свое оправдание. Итак, когда налицо столько очевидных доказательств того, что у Паламы была эта болезнь еще до того, как Варлаам появился в эллинских пределах, какую реальную пользу принесет Паламе в плане защиты от обвинений то, что он постоянно прибегает к этому прогнившему основанию – я имею в виду, к имени Варлаама? Конечно, он надеется, что, поскольку этот человек ненавидим и гоним из-за его религии, то и это будет ему некоторой помощью против нас, если мы будем оклеветаны в том же. Ведь когда зло находит благовидный предлог, оно легко идет на то, чтобы лгать, клеветать и воздвигать бури интриг. Ибо я полагаю, что если бы этот почтенный Палама очень долго думал, как ему хвалить своего врага Варлаама, а обличениям себя в нечестии явно придать неизбежную и непреоборимую силу, он не нашел бы лучшего и более безупречного основания, чем это. Ведь если кто много потрудился, чтобы положить благопристойное начало оправданиям в ответ на сказанное против него, а затем не смог и вынужден опираться на прогнившую ложь, то до какого абсурда не дойдут его речи, или каких поношений он пожалеет для своих гонителей, если ему случилось натолкнуться на какую-то видимость истины? Ибо не Варлаам, как это видно из слов и книг Паламы, был тем, кто, по-видимому, привнес в церковь Божию эту нечестивую ересь мессалиан и вместе с тем порок двоебожия и многобожия, но скорее Варлаам был тем, кто указал, что сам [Палама] привнес это. «Ибо, когда Варлаам, – говорит он, – услышал, что о Паламе говорят то-то и то-то, он возвел на него обвинение в двоебожии».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Дионисий и иерархи в диспуте не участвовали, но среди них мог быть и святитель Суздальский Варлаам. Вскоре был заключен мир и со Швецией (1583), что в целом, невзирая на тяжелые условия, принесло мир Русской земле. В марте 1584 года скончался первый русский царь Иоанн Грозный и на царский престол взошел его сын Феодор Иоаннович (1584–1598; † 1598), венчанный митрополитом Дионисием 31 мая, в праздник Вознесения Господня. Московский летописец называет Суздальского епископа Варлаама как участника царского венчания вместе с другими иерархами Русской Церкви 44 . Очевидно, последним документом, где называется имя епископа Варлаама, является Соборный приговор 20 июля 1584 года, который подтвердил Соборный приговор 1580 года и «вынес решение об отмене церковных и монастырских тарханов (податных льгот)» 45 . В течение своей архипастырской деятельности епископ Варлаам не забывал места своего пострижения. В 1577, 1583 годах он присылал в Махрищский монастырь вклады (рожь, горох, овес) 46 . Незадолго перед своей кончиной Суздальский Владыка оставил архиерейскую кафедру, удалившись на покой в Махрищский монастырь. Покидая Суздальскую кафедру, он взял с собой Тихвинский образ Божией Матери, почитавшийся затем в обители. Пребывая на покое, Владыка Варлаам посвятил последние дни своей жизни молитвенному подвигу, предуготовляя себя к переходу в иной мир. В монастырском Синодике указана следующая дата его кончины: «Лета 7093 (1585) августа в 21 день преставися иеромонах Варлаам, бывый епископ Суждальский, на память святаго Апостола Фадеа; дал к Живоначальной Троице по своей душе поминок 40 рублей» 47 . В именовании епископа иеромонахом историк Е. Е. Голубинский видит свидетельство традиционного отречения от архиерейства уходящих на покой иерархов 48 . Будучи настоятелем обители, будущий иерарх явил себя ревностным благоукрасителем и строителем Махрищского и Авнежского монастырей. При этом он благоговейно заботился о прославлении святых. В житии митрополита Макария говорится, что он «многих святых росийских чюдотворцов во свидетельство предложи и каноны и стихеры и праздновати устрои яко ин архиерей никтоже яко сей пречюдный рачитель Макарий» 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

2. Тексты Варлаама разошлись очень широко. Многим они пришлись по вкусу. Их читали и цитировали. Попали они и на Афон. Около 1335 г. Варлаам получил очень вежливое письмо от неизвестного ему до того времени афонского монаха Григория Паламы. Да, писал этот монах, Бог действительно неведом. Но разве неведомый Бог не дает Себя знать в откровении и в конце концов в Воплощении? И Христос, воплотившись, не даровал ли людям духовное знание, конечно, отличное от интеллектуального, но куда более реальное, намного реальнее любого философского знания? Ссылаясь на афонских исихастов, Палама говорил о непосредственном христианском опыте богообщения. Отрицание возможности богопознания, проповедовавшееся Варлаамом, по мнению Григория Паламы, было ересью. Итак, в своем отрицании интеллектуального реализма западной томистической мысли Варлаам столкнулся с мистическим реализмом восточного монашества. Калабриец решил узнать, кто такие эти исихасты, на которых ссылался Палама. Он отыскал исихастов в Салониках и Константинополе и лично посетил их. То, что он увидел, глубоко возмутило его гуманистический склад ума, взлелеянный эллинской философией и проникнутый духом классической культуры. Вот что он написал о своих встречах с исихастами: «Они посвятили меня в свои чудовищные и абсурдные верования, описывать которые унизительно для человека, обладающего хоть каким-то интеллектом или малейшей каплей здравого смысла, - верования, являющиеся следствием ошибочных убеждений и пылкого воображения. Они сообщали мне об удивительном разлучении и воссоединении разума и души, о связи души с демоном, о различии между красным и белым светом, о разумных входах и выходах, производимых ноздрями при дыхании, о заслонах вокруг пупа и, наконец, о видении душой нашего Господа, каковое видение осязаемым образом и в полной уверенности происходит внутри пупа». Мы не знаем, встретил ли Варлаам невежественных монахов, которые наговорили ему все это, или этот текст является сатирическим преувеличением самого пылкого калабрийца. Иоанн Кантакузин сообщает, что Варлаам почерпнул все свои сведения об исихазме от одного послушника, поступившего в монастырь всего шесть месяцев назад и известного своей тупостью. Но, во всяком случае, Варлаам отнесся к своим «открытиям» весьма всерьез и отождествил монахов-исихастов с разновидностью мессалиан или богомилов, наводнявших тогда Балканский полуостров.

http://sedmitza.ru/lib/text/434823/

За свои примерные нравственные качества, о. Александр Сулоцкий , по справедливости, пользовался уважением общества и самых высокопоставленных лиц. Тобольские архипастыри оказывали ему всегда и перед всеми преимущественное внимание. Об отношениях к нему высокопреосвященного Афанасия мы уже говорили выше. Равным образом благоволили к о. Александру и архиепископы: Георгий, Евлампий, Феогност, а также епископ Ефрем. Несколько строго относился к о. Александру покойный архиепископ Варлаам 15 . Это был, хотя и предобрейший сердцем, но несколько своеобразный в действиях и понятиях своих архипастырь. Строгий аскет, любитель монашества, глубокий богослов, ревностный, умный и неутомимый администратор, высокопреосвященный Варлаам по наружному обращению с духовенством был очень суров и любил побраниться. Этот владыка имел своеобразный взгляд и на науку. Так, например, хорошо знакомый с Физикой и Астрономией, он отвергал систему Коперника и написал целый ученый трактат, где доказывал, что солнце ходит вокруг земли. Трактат этот, как редкость, хранится в рукописи в библиотеке Санкт-Петербургской Духовной Академии. Также своеобразно взглянул преосв. Варлаам и на литературные труды о. Александра. Когда последний издал свое большое сочинение: «Описание многочтимых икон в Тобольской и частью в других Сибирских епархиях», преосв. Варлаам крепко прогневался на автора за то, что тот предварительно не представил рукопись своего сочинения на рассмотрение архипастыря, обвинил о. Александра в своеволии, в распространении якобы суеверия, веры в ложные чудеса, хотя сказания о последних в названной книге были основаны на точных и верных архивных данных; угрожал о. Сулоцкому судом, наконец, воспретил ему печатать что-либо без разрешения епархиального начальства. Когда же о. Александр попробовал послать две или три, самых невинных, своих статейки на рассмотрение владыки, то статейки те вовсе не были ему возвращены. Вследствие этого о. Александр, до отбытия преосв. Варлаама с Тобольской кафедры, вынужден был печатать свои статьи от другого лица. Конечно, почтенному труженику такое отношение к его трудам местного святителя не могло не быть обидным; но о. Александр с замечательным благодушием переносил эту неприятность и всегда с уважением отзывался о преосвященном Варлааме. Но нужно сказать, что преосвященный только лишь в отношении сочинений о. Александра был так строг и суров, во всем же прочем отдавал ему должную справедливость, и было заметно, что любил и уважал его. Таков уже был странный характер владыки! Вообще же преосв. Варлаам оставил после себя в Сибири память, хотя сурового по наружному обращению, но добрейшего по сердцу архипастыря. В особенности милостив был преосвященный в судных делах: редко кого виновных из духовенства он подвергал тяжелым наказаниям, ограничиваясь почти всегда денежным штрафом в пользу епархиального Попечительства, или только личным строгим выговором.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Помилуй же меня, Святой Угодник Христов и исцели от болезни моей! " В ту же минуту больной почувствовал совершенное исцеление. Клирик храма Софии в Новгороде, Пантелеймон, родственник Архиепископа Геннадия, впал в расслабление, перестал говорить и три года лежал без движения. В пятницу первой недели поста Св. Апостолов Петра и Павла, когда совершается крестный ход в монастырь, привезли туда и этого расслабленного и положили при гробе Св. Варлаама. Вдруг больной увидел, что Св. Варлаам вышел из гроба и опалил его огнем. От страха больной вскочил и вскричал: " Святой Чудотворец Варлаам! Помилуй меня и исцели от настоящей болезни! " Преподобный сказал ему: " Вот ты теперь здоров и не греши вперед " . Сказав это, Св. Варлаам стал невидим. Внезапно больной выздоровел и рассказал всем о своем видении. Множество и других чудес совершилось при гробе Св. Варлаама, много совершается их и ныне для всех, с верою призывающих Угодника Божия. Он всегда был теплым молитвенником и предстателем перед Господом и за отдельных людей, и за Новгород, и за всю русскую землю. Не раз по его молитвам Господь сохранял нашу родную Русь от страшных врагов. Так в 1521 году при ходатайстве Преподобного пред Господом и Пресвятой Богородицей отражено нападение на Русскую землю татар под предводительством Махмет-Гирея. О спасении Москвы от Махмет-Гирея так повествуется в сказании о чудотворной иконе Богоматери, именуемой Владимирской. В 1521 году Крымские, Ногайские и Казанские татары так быстро напали на Московские владения, что Великий князь Василий Иоаннович едва успел вывести войска свои на берега Оки. Победив воевод русских, татары двинулись к Москве, истребляя все селения на пути своем от Нижнего до Москвы. Жители окрестностей Москвы бежали в Москву. Митрополит Варлаам и все жители усердно молились Господу о спасении, и Господь утешил бедствующих чудным видением об отвращении от них своего гнева. Жившая в Вознесенском монастыре престарелая и слепая монахиня, вместе с другими усердно молившаяся Господу об избавлении города от страшных врагов, удостоилась чудного видения.

http://pravicon.com/info-1913

Рыболовы не соглашались, говоря, что они нанялись ловить рыбу и что бочка принадлежит им издавна. Дело дошло до посадников. Когда же ловцы и пред судьями утверждали, что бочка принадлежит им в что она брошена ими, тогда преподобный предложил судьям спросить, что в ней положено. Ловцы не знали что отвечать на это, а преподобный объявил, что в бочке заключена церковная утварь, несколько золота и серебра, оставшегося ему от родителей. Открыв ее, судьи нашли все так, как говорил преподобный и отдали ему бочку без дальних расспросов. Тогда препод. на эти сокровища основал обитель и был первым ее Настоятелем. «И бысть». говорит списатель его жития, «наставник изряден братиям и образ всем жития богоугоднаго, и многа исправления о вере показа». Преставился он на 81 году жизни. Сам Святитель 3 Августа 1147 г. совершил погребение честного тела Угодника. Преподобный Варлаам прославился подвижническою жизнью в конце XII столетия. Хотя уже много было иноческих обителей в Новгороде в это время; но Варлаам вместе с Антонием Римлянином почитается отцом иночествующих на севере Руси; ибо ученики его, по смерти своего Аввы, разошлись по пустыням области Новгородской и основали свои обители 158 , продлив еще на многие годы назидательный пример блаженного учителя. Варлаам был сын богатого Новгородского гражданина Михаила и в мире назывался Алексиев. С детского возраста он уже почувствовал отвращение к суете мирской и влечение к иноческой жизни. По кончине родителей, тотчас раздав все свое имущество, Варлаам, чтобы пройти первый искус монашеского жития, отдался под строгое руководство одного благочестивого пустынника Порфирия; но любя совершенное безмолвие, он часто ходил по пустынным окрестностям Новгорода и однажды, во время такого странствования, увидел светлый луч, просиявший в чаще леса на берегу р. Волхова, на месте, называемом Хутынь. Преподобный принял это явление за небесное показание места для подвигов и там на возвышенном холме, построив себе уединенную келлию, начал проходить суровое житие. Ненавистник добра – диавол не раз старался изгнать подвижника из пустыни, искушая его то льстивыми, то грозными привидениями, то устремляясь на него в виде зверей и гадов; но Варлаам одолел все эти козни силою молитвы, так что и по ныне в окрестностях Хутыня, на расстоянии 7-ми верст, как говорит предание, нет никаких ядовитых животных по молитве преподобного. Скоро повсюду разнеслась молва о высокой жизни Варлаама. К пустынному жилищу его стали стекаться люди всякого звания и состояния за советами и наставлениями. Его строгая нестяжательность, опытность в распознании духовных немощей и сладость его слова в поучениях, оставляли незабвенное впечатление в посетителях. Когда же собралось к нему довольное число учеников, тогда преподобный соорудил малую деревянную церковь во имя Преображения Господня, на память того небесного света, который осенил это место и несколько келлий; а св. Архиепископ Григорий рукоположил его во Пресвитера и Игумена возникающей обители.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010