По приезде в Константинополь Варлаам, будучи человеком необычайным, привлек всеобщее внимание и сделал молниеносную карьеру. Он подружился с Иоанном Кантакузином , «Великим доместиком» (премьер-министром) и приближенным императора Андроника III. С его помощью Варлаам стал профессором в Константинополе с узкой специализацией толкователя псевдо- Дионисия Ареопагита . В 1333 году в Константинополь прибыли два римских легата-доминиканца. Один из них, венецианец по происхождению, был епископом Босфора Киммерийского (как тогда называлась Керчь), в то время колонизированного итальянцами, куда епископ и направлялся по назначению. Будучи проездом в Константинополе, легаты провели совещание с греками о возможности соединения Церквей. Речь, как всегда, шла о Filioque. Греческим представителем был назначен Варлаам. Он был энергичен, хорошо знаком как с западным, так и с восточным менталитетом и культурными особенностями – словом, как нельзя лучше подходил для диалога с латинянами. Еще одно немаловажное удобство состояло в том, что он не занимал никакого официального положения в Церкви, так что в случае недоразумений или затруднений от него всегда можно было отречься. По случаю предстоящей дискуссии Варлаам опубликовал 21 короткий трактат, в которых яростно нападал на Фому Аквинского. Фома в своих писаниях пользовался Аристотелевым методом силлогизмов и, придерживаясь философского реализма, доказывал возможность познания Бога. Варлаам же в своих трактатах призывал западных коллег читать Дионисия, который доказывает, что человеку не дано знать Бога. В таком же духе он отвергал силлогизмы своих оппонентов, заявляя, что нам ничего неизвестно об исхож-дении Святого Духа вследствие невозможности богопознания, и поэтому следует просто подчиняться авторитету Церкви и Предания. Вдобавок Варлаам позволил себе иронизировать над схоластическим методом доминиканцев, и те, оскорбленные, уехали в Керчь. Трактаты Варлаама продолжали циркулировать и в конце концов попали на Афон, где их прочитал Григорий Палама . Около 1335 года Григорий написал Варлааму чрезвычайно вежливое письмо. В этом письме он напоминал Варлааму о Боговоплощении и, ссылаясь на афонских исихастов, говорил о непосредственном христианском опыте богообщения. По мнению Григория, отрицание возможности богопознания, проповедовавшееся Варлаамом, было наихудшей ересью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

1, 3—4)? Эти вопросы были разрешены на Константинопольских Соборах середины XIV века. Причиной созыва Соборов явились споры о Фаворском свете, которые поднял в Византии ученый калабрийский монах Варлаам. В. ДОКТРИНА ВАРЛААМА Вопреки святоотеческому Преданию, Варлаам считал недопустимым различать в Боге Сущность и энергию, потому что в таком случае простое естество Божие делилось бы на две части: высшую — Сущность и низшую — энергию, и тем самым было бы введено двубожие: Бог высший и низший. Варлаам признавал в Боге лишь простую и несообщимую Божественную Сущность, а энергию считал сотворенной силой Божией. Он, например, утверждал, что свет, который исходил от Господа Иисуса Христа на Фаворе, был тварным светом, своего рода атмосферным явлением. По этой причине Варлаам в своих трактатах высмеивал афонских монахов-безмолвников (исихастов), делателей Иисусовой молитвы, которые учили, что человек на высших ступенях молитвенного делания может видеть несотворенный Божественный свет, подобно Апостолам во время Преображения. Так как Варлаам отождествлял Бога с Его недосягаемой Сущностью, относя энергию (или благодать) к тварным явлениям, то из его учения следовало, что подлинное богообщение и соединение человека с Богом невозможны. Бога можно познавать только посредством тварного. Ересь Варлаама была противоположной ереси Евномия. Если последний считал, что Бог постижим по Сущности, то Варлаам впал в другую крайность: он полагал, что Бог вовсе не постижим в непосредственном духовном опыте. Все явления Бога людям, о которых говорится в Писании, он считал лишь некими символами, которые создает Бог для общения с человеком. Г. УЧЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ О РАЗЛИЧИИ СУЩНОСТИ И ЭНЕРГИИ БОГА В ответ Варлааму святитель Григорий Палама изложил следующее учение о Сущности и энергии Бога. Бога нельзя отождествлять только с Его Сущностью, ибо Моисею на Синае Бог не сказал: «Я есть Сущность», — но: «Я есть Сущий» (Исх. 3, 14). Сущность заключена в Сущем, а не наоборот. Итак, в Боге, кроме Сущности, различаются еще Три Лица и природная энергия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

По известию Никифора Григоры 562 , на соборе прежде всего решено было не допускать публичного обсуждения богословских вопросов; этим распоряжением имелось в виду, с одной стороны, охранить возвышенные богословские тайны от толпы непосвященных слушателей, с другой же, предостеречь Варлаама и Паламу от лишних слов, которые они могли позволить себе в увлечении. Итак, предмет совещаний ограничен вопросом о молитве, обвинение же в массалианской ереси отложено на несколько дней. «И если бы не случилась неожиданная смерть царя, – продолжает Григора, – то, конечно, Варлаам достиг бы своего в споре с Паламой, то есть вырвал бы с корнем еще только нарождавшуюся ересь». После этого Григора совсем неожиданно переменяет тон и, выкинув подробности, прямо заявляет, что Варлаам обличен был на основании других его сочинений в злоумышленности и дерзости и искательстве народной славы. Правда, историк не скрывает, что он не присутствовал сам на заседаниях и вообще относится весьма недружелюбно к самому собору, называя его театральным представлением 563 . В изложении Кантакузина 564 также имеются черты, несходные с содержанием приведенных выше известий. Самая интересная особенность состоит в том, что Варлаам выставлен здесь в роли обвинителя, как и должно было происходить на самом деле; но уже во время соборных заседаний он заметил, что дело кончится не в его пользу, посему, подошедши к великому доместику, сидевшему рядом с царем, он просил у него помощи и совета. Великий доместик посоветовал ему публично сознаться в заблуждении и объявить учение монахов правильным. Когда Варлаам после некоторого колебания сделал это, собор простил его. Последовавшее затем удаление Варлаама в Италию объясняется здесь не осуждением на соборе, но смертью царя. Ввиду такого состояния известий о первом соборе, почерпаемых в главных источниках, было бы весьма трудно с точностью восстановить ход соборных совещаний. Возникают даже сильные сомнения по отношению к результату соборных деяний: осужден был Варлаам или прощен? Эти колебания не были бы уместны, если бы не существовало не подлежащих сомнению доказательств, что деяниями собора остался недоволен Григорий Палама .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Афанасий Череповецкий , прп. (местночтимый; 25 сентября/8 октября и 26 ноября/9 декабря) Афанасия Тавенская , прп. (9/22 октября) Афиноген Пидахфойский , Севастийский, еп., сщмч. (16/29 июля) Африкан Петрийский (Африканский), мч. (13/26 марта; 10/23 апреля) Аффоний Персидский , мч. (2/15 ноября) Ахила Печерский , прп., диакон, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (4/17 января; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Боголен Черноярский , отрок, прп. (24 июля/6 августа) Борис (в крещении Михаил), блгв. царь, равноап. (2/15 мая) Борис (в крещении Роман) страстотерпец, блгв. князь (2/15 мая; 24 июля/6 августа) Вавила Антиохийский , еп., сщмч. (4/17 сентября) Вакх Римлянин , мч. (7/20 октября) Варахиил , архангел (8/21 ноября) Варвара Алапаевская (Яковлева), инокиня, прмц. (5/18 июля; в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]) Варвара Илиопольская , вмц. (4/17 декабря) Варлаам Антиохиец , Кесарийский, старец, мч. (19 ноября/2 декабря) Варлаам Индийский , иерей, пустынник (19 ноября/2 декабря) Варлаам Керетский , Архангельский, иеромонах (6/19 ноября; 15/28 января) Варлаам Печерский , прп., игумен (1-й), в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 19 ноября/2 декабря) Варлаам Пинежский , Важский, Шенкурский, прп. (19 июня/2 июля) Варлаам Хутынский , прп. (6/19 ноября; в 1-ю пятницу Петрова поста) Варнава (Иосия), ап. от 70-ти, еп. Медиоланский, Кипрский, сщмч. (4/17 января ап.]; 11/24 июня) Варнава Ветлужский , прп. (11/24 июня) Варсонофий , еп. Тверской (11/24 апреля; 4/17 октября) Варул Антиохийский , отрок, мч. (18 ноября/1 декабря) Варфоломей (Нафанаил), ап. из 12-ти, (22 апреля/5 мая; 11/24 июня; 30 июня/13 июля ап.]; 25 августа/7 сентября) Василид Критский , мч. (23 декабря/5 января) Василий Амасийский , еп., сщмч. (26 апреля/9 мая; 30 апреля/13 мая) Василий Анкирский , пресвитер, сщмч. (22 марта/4 апреля) Василий Великий , Кесарийский (Каппадокийский), архиеп., Вселенский учитель (1/14 января; 30 января/12 февраля свт.]) Василий Всеволодович Ярославский , блгв. князь (3/16 июля; 8/21 июня; 23 мая/5 июня [Ростов.])

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тут подошел к нему начальник почтовой конторы и, передавая ему телеграмму, спросил: «Знаете ли, о. Варлаам, что ваш настоятель скончался, вот телеграмма». В первую минуту эту весть о. Варлаам принял спокойно, но когда он вернулся в имение и по старце стали служить панихиду, он рыдал навзрыд, и все следующие дни был в безысходной скорби и от утраты такого старца, и от того, что не будет при его погребении. Часть ночи с субботы на воскресенье о Варлаам с прочней братией провел в молитве в течение 3 часов, а потом лег спать. И тут же с необыкновенной ясностью представился ему о. Иона. Он видел себя в том же усадебном доме, и к нему вышел живым о. Иона и сказал ему: «Я не умер, а я жив, хотя отошел от вас телом, но духом я с вами». Старец вышел в палисадник и благословил о. Варлаама. Целуя его руку, о. Варлаам ощутил необыкновенную жизненность и мягкость в этой руке. Тут собралась вся братия, жившая в усадьбе, и стала плакать, говоря: «Батюшка, Вы умерли?» А он в ответ произнес те же слова. О. Варлаама он поставил по правую сторону от себя и начал говорить братии: «Живите все в мире, в согласии, в целомудрии, в любви, с усердием проходите послушание, не оставляйте назначенного правила, и все будете в Царствии Небесном». Потом старец пригласил о. Варлаама с двумя монахами на мельницу монастырскую на лодке. Проезжая пруд, о. Варлаам по неосторожности, правя лодкой, веслом брызнул старцу на его больную ногу, и старец просил грести осторожнее. Тут сон прекратился. О. Варлаам проснулся с такою радостию, какой не переживал за всю свою жизнь и какой не испытывал и тогда, когда старец был живым и ему приходилось со старцем долго беседовать. Иеромонах Аверкий Когда расширяли наш большой храм (1897 г.), шла работа, по другую же сторону шла служба. Я в это время нес послушание пономаря. Был полиелей перед днем иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости» (на среду). Прошло несколько дней, и под первое воскресенье за всенощной о. Иона меня спрашивает в своей алтарной келье: «Не заметил ли ты, когда на прошлую среду был полиелей на «Все скорбящих», стояла ли особого вида Монахиня»? – «Не знаю, батюшка, много монахинь было.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Корнилий определён 23 дек. 1659. 21 Солдовский, Жукова Успенская пустынь, на реке Солде, в Галицком уезде, основана в 1515 г., упразднена в 1764 г. [VI, 2.] Игумены Евфимий , 1514–34. Герасим , 1540–51. Иродион , 1584–86. Адриан , 30 авг. 1587. Корнилий , 1597–1603. Евфимий , 1607–14. Антоний , 1623. Герасим , 1634–41. Антоний , в мар. 1652. Корнилий , строит., 1659 и 60. Иоасаф , в янв. 1677, 1689 и 90, 1702 сент. Варлаам , строит., 20 нояб. 1691. Варлаам , 1721–24. Герасим , строит., 1735–38. 22 Игрицкий Богородичный («что на Песошне» в исх. XVII века и 1738), от Костромы в 15 верстах, основан около 1624 г. После мнтрь 3-го класса. [IV, 287; V, 525.] С 1847 г. 2-го класса. Игумены Гурий (строит.) 1624–45 (он же в 1634), в июле (sic) 1653. Варлаам определён 24 июня (sic) 1634 (упом. при патриархе Никоне , sic). Авраамий , в авг. (sic) 1659, в окт. 1660, в окт. 1665. Варлаам , 1670. Патермуфий , 1672 и 73. Логгин , 1677–83. Сергий , 1683–86 (бывший 1694, 98). Иоаким , 1687. Афанасий , 1690–1701. Сергий , бывший архим. Дмитровского Борисоглебского монастыря, упом. 1704–8. Иосиф , в апр. 1721. Иоасаф (строит.) 14 июля 1724 перев. в Авраамиев. Иосиф 1738 уволен, за дряхлостью. Варлаам определён 9 апр. 1738. Досифей , 1746–60. Киприан , архим., из Новозаозерского, с 20 мая, 14 окт. 1760, потом уволен в Чухломский Авраамиев. Иона , 1762–64, перев. в Галицкий Новозаозерский. Рафаил , в авг. (sic) 1766. Антоний в мар. 1781 перев. из Чухломского Авраамиева. Парфений , строит., 1802 перев. в Луховский Тихонов. Евгений , строит., 1809 перев. в Луховский Тихонов. Порфирий , 1838–50. Агафангел перев. из Богоявленского, 1850–54. Порфирий , 1855–58. Порфирий Соколовский 21 поло. 1858 хирот. в викария Московского. Викторин , 1859–61. Вениамин , 1862. Вениамин Благонравов 5 февр. 1862 назначен 279 еписк. Селенгинским, викарием Иркутским. Иосиф , 1863–66. С 1866 управляет викарий Костромской епархии. Песочного Анастасий перев. из Железноборовского, 1754–57. Варлаам жил на покое 22 года в Саровской пустыне; † 4 мая 1765. 23

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Около сороковых годов XIV века в Константинополь из Калабрии прибыл образованный монах Варлаам . Побывав в Фессалониках, он посетил Афон. Здесь один простодушный пустынник, проводивший жизнь созерцательную, сообщил ему, что афонские пустынники удостаиваются созерцания божественного света телесными очами, приготовляясь к этому искусственными приемами. А именно, садясь в углу своих келий, они крепко прижимают к груди подбородок, устремляют глаза на определенную точку тела (пуп), удерживают по возможности дыхание и впадают в грусть. Затем, если они находятся в таком положении долгое время, грустное настроение сменяется неизреченной радостью, ибо при этом они созерцают особый блистающий свет, который проникает в их сердце, и который они называют несотворенным, божественным. Монахи, достигшие такого созерцания, называли себя исихастами 15 . Варлаам, выпытавший у доверчивого пустынника эти сведения, стал обвинять афонских монахов в ереси мессалианской, называя их исихастами. Он даже донес о них императору Андронику III Палеологу (1328–1341 гг.) и Константинопольскому Патриарху Иоанну Калека. В 1341 году в Константинополе был созван Собор по этому делу. Сторону афонских монахов принял известный тогда святогорец Григорий Палама , державшийся вместе с афонскими монахами созерцательно-мистического направления в богообщении. Возражая Варлааму, он говорил, что тот свои сведения об искусственном приготовлении к созерцанию божественного света заимствовал от простых монахов, а не от образованных; в то же время и Палама утверждал, что видимый телесными очами свет, в котором является Божество, есть божественный, несотворенный, нематериальный, но реально видимый, а не галлюцинация, как утверждал Варлаам. Такой, например, свет был на Фаворе во время Преображения Господня, который видели апостолы. Варлаам обвинял после этого и самого Паламу в двубожии. На состоявшемся в 1341 году Константинопольском Соборе присутствовали Палама и Варлаам. Здесь об афонских старцах-исихастах не велись рассуждения. Полемика касалась чисто теоретического вопроса, а именно видимый телесными очами свет, в котором является Божество, есть ли свет божественный и несотворенный или сотворенный. Палама доказывал, что Существо Божие невидимо, те же атрибуты, при которых Оно проявляется, как например, свет, видимый телесными очами, есть принадлежность Божества, и Его несотворенная вечная энергия, благодатно сообщаемая человеку. Варлаам продолжал утверждать, что свет, в котором является Божество, не есть принадлежность Божества, что он есть творение, так как, кроме Бога, нет ничего несотворенного, и что мнение Паламы ведет к двубожию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как говорит церковный историк Е. Голубинский, о деятельности Митрополита Варлаама сохранилось мало исторических сведений. Он относит ко времени святителя Варлаама Собор, на котором был осужден “Исак Жидовин”, но это неверно, так как данный Собор был позднее, в 1549 году при святителе Макарии 40 . По благословению Митрополита Варлаама были выданы антиминсы для храмов обители, основанной преподобным Ионой Климецким (†1534; память 6 июня). “По распоряжению Митрополита Варлаама Корнилий Комельский в 1514–1515 годах строит большую Введенскую церковь, а затем церковь Антония Египетского с трапезной” 41 . Митрополит Варлаам дал вкладом в Троице-Сергиев монастырь кодекс Библейских книг 42 . 27 января 1512 года Митрополит Варлаам дал жалованную тарханно-несудимую грамоту архимандриту Спасо-Евфимьева монастыря Кириллу на церковь святителя Василия Кесарийского в Гороховецкой волости Нижегородского уезда 43 . Митрополит Варлаам подписал ряд духовных грамот: “ино­ки” Аграфены, жены Семена Гаврилова. “Сия духовна грамота господину Варламу Митрополиту всеа Русии явлена лета 7000 дватцать перваго (1513), марта 2 день” 44 . 5 августа 1513 года была подписана духовная грамота княгини-“инокини” Евдокии, вдовы князя Федора Ивановича Стригина Оболенского. У грамоты подпись Митрополита Варлаама, которую скрепил также митрополич дьяк Данила Карпов 45 . В декабре того же года Митрополит Варлаам подписал духовную грамоту князя И. И. Кри­во­борского 46 . Когда в 1519 году была явлена духовная Захарьи Федорова сына Катунина Митрополиту Варлааму, “и господин Варлаам, Митрополит всеа Руси, выслушав сию духовную грамоту и велел к сей духовной в подписи своей место печать свою приложити”. Подписал митрополич дьяк Данило Карпов 47 . Таким образом, из приведенного актового материала известны имена из окружения Митрополита Варлаама: дворецкий Федор Федорович Сурмин, митрополич дьяк Леваш Иванов сын Коншина, митрополич дьяк Стрига “Кипреянов сын”, митрополич дьяк Данило Карпов. Служил Митрополиту Варлааму Богдан Федорович Плещеев 48 .

http://pravmir.ru/vserossiyskiy-mitropol...

В другом летописце говорится: “Того же лета Варлаам Митрополит Митрополию оставил, съехал на Симоново, и оттуду князь великии Василеи Иванович всеа Русии послал его к Спасу на Каменье” 52 . Посол австрийского императора Сигизмунд Герберштейн писал о Митрополите Варлааме, назвав его, правда, Варфоломеем: «В то время, когда я исполнял в Москве обязанности посла цесаря Максимилиана, Митрополитом был Варфоломей, муж святой жизни. Когда государь нарушил клятву, данную им и Митрополитом князю Щемячичу, и допустил нечто другое, что, по-видимому, являлось нарушением власти Митрополита, то этот последний явился к государю и сказал ему: “Раз ты присвояешь всю власть себе, то я не могу отправлять своей должности”. При этом он протянул ему посох, который носил наподобие креста, и отказался от своей должности. Государь принял немедленно и посох, и отказ от должности и, наложив на бедного Митрополита цепи, тотчас отправил его на Белоозеро» 53 . Исследователи отмечают неточность в изложении С. Гер­бер­штейна, поскольку поимание Щемячича произошло уже при Митрополите Данииле. Поэтому А. А. Зимин пишет: “Тут явная хронологическая путаница: Шемячичу князь великий нарушил клятву позднее. Очевидно, речь шла о том, что Василий III собирался нарушить ее и принуждал к этому Митрополита, на что тот не пошел” 54 . При Иоанне III отношения Москвы и Крыма при наличии общего врага, Золотой Орды, были дружественны, но затем характер их меняется. Новгород-Се­вер­ский князь самостоятельно сносился с крымским ханом и его мурзами, во время нашествия крымчаков в 1521 году он не предупредил великого князя о грозящей беде. Это и определило его судьбу 55 . Митрополит Варлаам был “сведен” с престола 17 декабря 1521 года, а Новгород-Северский князь Василий Иванович Щемячич “пойман” в апреле 1523 года, однако связь между этими событиями весьма вероятна 56 : судьбу Щемячича решило его поведение в июле — августе 1521 года, когда Москву осаждали крымские отряды Мухаммед-Гирея 57 , и причиной сведения Варлаама могло быть нежелание Митрополита участвовать в “поимании” Щемячича. Весной 1523 года новый Митрополит Даниил дал Новгород-Северскому князю охранную грамоту, по которой Щемячич приехал в Москву и, в нарушение клятвы великого князя и Митрополита, был арестован 58 . Митрополит Варлаам недолго прожил в Симоновом монастыре, а затем был переведен в вологодский Спасо-Каменный монастырь 59 . Скончался Митрополит Варлаам в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере в Вологодской епархии. Об этом говорится в кратком летописце: “В лето 7041 (1533) преставися бывший Митрополит Варлаам месяца марта в 24 день, канун Благовещения Пресвятыя Богородицы” 60 . Гробница Митрополита Варлаама в монастыре не сохранилась. Список сокращений ААЭ Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспеди­циею АН. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Акты феодального землепользования и хозяйства XIV–XVI веков.

http://pravmir.ru/vserossiyskiy-mitropol...

Преп. Варлаам был постоянным другом и советником владык Новгородских, из коих ближе всех к нему былъ архиепископ Антоний, избранный на кафедру Софийскую из числа иноков обители Хутынской и трижды низводимый с неё по своеволию народному. В глубокой уже старости преп. Варлаам пожелал соорудить в Хутыне новый храм; каменный во славу Преображения Господня и начал строить его на месте деревянной, обветшалой церкви, созданной им при начале обители, но так как дни его жизни склонялись уже к концу, то и не пришлось ему видеть окончания здания, которое при его жизни, доведено было только до сводов. Чувствуя приближение смерти, Варлаам созвал к смертному одру учеников своих, дал им последнее наставление, назначив вместо себя настоятелем обители одного из сих учеников Антония, предал Богу праведную свою душу 6-го ноября, 1243 г. по исполнении 86 лет от роду. Мнение, что преп. Варлаам скончался в 1192 году, ошибочно; так как этим годом должно означаться время основания им обители Хутынской. Постоянное общение преп. Варлаама с архиепископом Антонием, восшедшим на Софийскую кафедру не ранее 1212 года из иноков Хутынской обители и записка в летописи Новгородской, что архиепископ Спиридон со священным клиром погребал на Хутыне у св. Спаса раба Божия Варлаама в 1243 году, дают повод достовернее полагать, что преп. Варлаам скончался в это время, хотя и есть разность в числах погребения между летописью и житием его. Во всяком случае несомненно то, что блаженный Варлаам скончался в глубокой старости и был погребен с величайшим торжеством. Сам архиепископ со всем священным собором и монашествующими всех обителей, какие только обретались внутри и вне города, и можно даже сказать, что весь город, почти до последнего человека, всякого возраста, звания и пола, находился при погребении Богоносного отца Варлаама в Хутынской обители. Плачь народный заглушал погребальные песнопения; но от множества возженных свечей и благовония фимиама; светлым торжеством представлялось погребальное действие. День сей остался приснопамятным в предании народном.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010