200. Там же. 201. Зимина Н.П. Варвара Скворчихинская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/154101.html (27.10.2013). 202. Зимина Н.П. Варвара Скворчихинская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/154101.html (27.10.2013) 203. Безумием мнимым безумие мира обличившие. М.: Русский паломник, 2006. С. 332. 204. Указ. Соч. С. 335. 205. Великая Вечерня. Стихира праздника. 206. Правдолюбов Н., свящ., Правдолюбов В. Житие святой блаженной Матроны Анемнясевской//Шантаев А., свящ. Святые блаженные-калеки в современной житийной литературе. М.: Благо, 2004. С. 94. 207. Указ. соч. С. 95. 208. Указ. соч. С. 96. 209. Указ. соч. С. 97. 210. Блаженная Пелагея Ивановна. Сказания...//Серафимо-Дивеевские предания... М.: Паломник, 2006. С. 297. 211. Дамаскин (Орловский), иером. Блаженная Мария Ивановна//Серафимо- Дивеевские предания... М.: Паломник, 2006. С. 160. 212. Кондак, глас 6. 213. Блаженная Пелагея Ивановна. Сказания...//Серафимо-Дивеевские предания... М.: Паломник, 2006. С. 280. 214. Дамаскин (Орловский), иером. Блаженная Мария Ивановна//Серафимо-Дивеевские предания... М.: Паломник, 2006. С. 165. 215. Правдолюбов Н., свящ., Правдолюбов В. Житие святой блаженной Матроны Анемнясевской//Шантаев А., свящ. Святые блаженные-калеки в современной житийной литературе. М.: Благо, 2004. С. 111. 216. Указ. соч. С. 105. 217. Ильюнина Л. Русские старцы – Христа ради юродивые [Электронный ресурс]//Портал «Религия и СМИ»: [web-caйm]. http://www.religare.ru/2 19079.html (27.10.2013) 218. Евфросиния Колюпановская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/187892.html (27.10.2013) 219. Здесь и далее данные из «Иконописного подлинника» цитируются по книге: Ковалевский И., свящ. Подвиг юродства. М.: Лепта, 2000. 220. История Русской Церкви Т. 1. Ч. 2. С. 547 [Электронный ресурс]//Библиотека религиоведения и русской религиозной философии. Издания XVIII – нач. ХХ в.: [web- сайт]. (27.10.2013)

http://predanie.ru/book/219453-zhenskoe-...

Киевский и Галицкий. Портрет. 3-я четв. XIX в. (митрополичий корпус Александро-Невской лавры) Имя митр. Киевского и Галицкого Филарета (Амфитеатрова) после причисления его к лику местночтимых святых в неск. соборных памятях было внесено в общий месяцеслов РПЦ по благословению патриарха Алексия II 8 дек. 2005 г. Решением Синода УПЦ от 18 апр. 2008 г. материалы для его общецерковного прославления были направлены в синодальную Комиссию РПЦ по канонизации святых, однако решения Архиерейского Собора о его К. не было. Собор епископов Украинской Православной Церкви 8 июля 2011 г. отметил, что УПЦ за период 1992-2010 гг. прославлено ок. 260 местночтимых святых, и призвал к распространению их почитания. В Белорусской Православной Церкви, имеющей статус Экзархата, предварительное решение о К. местночтимых белорус. святых принимается Синодом БПЦ, это решение направляется на рассмотрение патриарху Московскому и всея Руси. В случае утверждения патриархом Синод БПЦ выносит окончательное определение о К. Решением Синода БПЦ после получения благословения патриарха к лику местночтимых святых были причислены: 31 янв. 2002 г.- архидиак. Никифор Кантакузен, экзарх К-польского патриарха († 1599); 29 нояб. 2005 г.- блж. Валентина (Сулковская, † 1966) Минская; 10 авг. 2007 г.- схим. Манефа (Скопичева, † 1984; Гомельская епархия); прот. Николай Околович († 1934); мирянин Владимир Николаевич Еленевский († 1954); 2 окт. 2007 г.- архиеп. Астраханский Иннокентий (Ястребов, † 1928); 20 нояб. 2010 г.- прот. Алексий Лельчицкий († 1937; Туровская епархия); 4 апр. 2011 г.- архим. Леонтий (Карпович, † 1620) Виленский; 3-4 июня 2011 г.- свящ. Киприан Климуц († 1942; Новогрудская епархия); свящ. Константин Жданов († 1919; Полоцкая епархия). Блж. Варвара Скворчихинская. Икона. (ц. вмч. Пантелеимона в Орске) Блж. Варвара Скворчихинская. Икона. (ц. вмч. Пантелеимона в Орске) По благословению патриарха Алексия II и согласно заключению синодальной Комиссии по канонизации святых было принято решение о К. в лике местночтимых святых: архиеп.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

21. Собор Московских святых: Сборник житий. М.: Сибирская Благозвонница, 2006. 22. Правдолюбов Н., свящ., Правдолюбов В. Житие святой блаженной Матроны Анемнясевской//Шантаев А., свящ. Святые блаженные-калеки в современной житийной литературе. М.: Благо, 2004. 23. Монахиня Таисия. Русские святые. СПб.: Азбука-классика, 2001. 24. Монахиня Таисия. Русское православное женское монашество. Минск, 2006. 25. Безумием мнимым безумие мира обличившие: Блаженные старицы нашего времени (XIX-XX вв.). М.: Русский паломник, 2006. 26. Евдокия Суздальская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web- сайт]. http://www.pravenc.ru/text/187100.html (27.10.2013); Евфросиния Колюпановская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/187892.html (27.10.2013); Зимина Н.П. Варвара Скворчихинская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/154101.html (27.10.2013) 27. Православный календарь [Электронный ресурс]//Православие.ру: [web-caйm]. http://days.pravoslavie.ru/(21.10.2013) 28. Безумием мнимым безумие мира обличившие: Блаженные старицы нашего времени (XIX-XX вв.). М.: Русский паломник, 2006. 29. Ковалевский И., свящ. Подвиг юродства. М.: Лепта, 2000. С. 11. 30. Цит. по: Алексий (Кузнецов), иером. Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование. Репринт., воспр. изд. 1913. (СПб) М.: Изд-во Моск. подворья Свято Троице-Сергиевой Лавры, 2000. С. 90. 31. Указ. соч. С. 96. 32. Указ. соч. С. 97. 33. Стихира из общей службы Христа ради юродивым. 34. Стихира из службы св. блж. Ксении Петербургской, Христа ради юродивой. 35. Тропарь св. блж. Марфе, Христа ради юродивой. 36. Тропарь св. блж. Любови Рязанской, Христа ради юродивой. 37. С.А. Иванов отмечает, что мирское значение у слова юродивый возникло лишь в XIX веке. 38. Ирзабеков В. Тайна русского слова. Заметки нерусского человека. М.: Даниловский благовестник, 2010. С. 143. 39. См. например: Животворящая тайна русского слова. 5 вечеров с Василием Ирзабековым [Электронный ресурс]//2 DVD-дucka. Бдение, 2010.

http://predanie.ru/book/219453-zhenskoe-...

Иносказательной речью вразумляла окружающих и св. блж. Параскева Дивеевская. Так, например, при посещении святой подвижницы царской фамилией во время прославления прп. Серафима Саровского в 1903 году в конце встречи она собрала символические гостинцы царю-императору Николаю II и сказала: «Государ, неси сам.., а нам дай денежку, нам надо избушку строитъ» 150 . Под избушкой в данном случае блаженная имела в виду новый собор. Другим посетителям во время беседы она вдруг сказала, обратившись к женщине, которая до этого момента мысленно читала Иисусову молитву, а потом прекратила: «Почему кашу не варишь?». Под кашей имелась в виду прекратившаяся Иисусова молитва . «Пожать траву за кого-то» на языке блаженной означало пойти помолиться за того человека. В целом иносказательная речь св. блж. Параскевы часто бывала тесно связанной с её пророчествами. В молитве св. блж. Параскеве Дивеевской есть такие слова, указывающие на особенность её речи: «...вторая обители дивеевския блаженная старица, заблуждшыя притчами вразумлявшая, яко пророчица.. .» 151 . Св. блж. Варвара Скворчихинская, прекратив работать в школе и приняв на себя подвиг юродства (около 1928–1929 гг.), начала вести затворнический образ жизни, старалась не показываться на люди и ни с кем не разговаривать. Однако, как отмечает жизнеописатель, «с первых же лет пребывания в затворе Господь возложил на неё подвиг старчества – служения людям духовными наставлениями; часто блаженная говорила притчами, иногда давала прямые советы» 152 . К блаженной приходили сотни людей, но к посетителям она не выходила, а разговаривала через дверь. Св. блж. Матрона Московская, как правило, говорила прямым текстом со своими близкими и многочисленными посетителями. Однако в житии описаны и некоторые случаи приточных высказываний. Так, будучи еще совсем юной, однажды, как свидетельствует жизнеописатель, она сказала своей матери: «Мама, готовься, скоро у меня будет свадьба». Через несколько дней к дому потянулись повозки и подводы – люди, прослышав о чудесных дарах Матроны, ехали к ней со своими горестями и бедами. Мать спрашивала её: «Матрошенька, да что же это такое?». А та отвечала: «Я же говорила тебе, что будет свадьба» 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Башкортостанской митрополии (регент — диакон Дионисий Корж). Были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и о мире на Украине. По окончании Литургии митрополит Никон возглавил молебен с акафистом блаженной Варваре и обратился к богомольцам с проповедью. В дар новоосвященному храму митрополит Никон преподнес икону с частицами мощей преподобных Даниила и Корнилия Переяславских. В тот же день состоялся первый в 2019 году Архиерейский совет Башкортостанской митрополии. Собравшиеся обсудили вопросы работы воскресных школ и пастырского окормления осужденных. Намечены даты совместных архиерейских богослужений в текущем году, сообщает епархиальный сайт . Блаженная Варвара Скворчихинская (Архангельская Варвара Васильевна) — местночтимая в Уфимской епархии святая (память 14 февраля). Происходила из семьи священника, в раннем детстве потеряла родителей, воспитывалась бабушкой, которая служила при храме просвирней. Работала учительницей, несмотря на декрет Советской власти «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» и запрещение преподавать в школах православное вероучение, на всех местах своего служения она обучала детей Закону Божию. Около 1928-1929 гг. прекратила работать в школе и приняла на себя подвиг юродства. Начала вести затворнический образ жизни: занавесила окна своего дома, на улицу выходила редко, только в сумерках или ночью, старалась не показываться на люди. К ней приходили сотни людей, блаженная к посетителям не выходила, разговаривала через дверь. Почти все, что ей приносили, раздавала: помогала детям, поддерживала семьи, чьи кормильцы воевали на фронте. В 20-30-х гг. несколько раз подвергалась кратковременным арестам. Осенью 1962 г. сгорел дом блаженной. Подвижница поселилась в полуразвалившемся сарае, где раньше держали скотину, прожила там три года без тепла и света, спала летом на земле, зимой — в снегу на соломе или же сидя на сундуке, прислонившись спиной к стенке сарая. 26 февраля 1966 г. в сарае, где она жила, случился пожар, старицу вытащили из огня. Несмотря на то что ожоги были несильными, на следующий день Варвара умерла, была похоронена на кладбище в Скворчихе.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5381435...

Святые юродивые посещали храм Божий, исповедовались и причащались Святых Христовых Таин, относились к Таинству Евхаристии с чрезвычайным благоговением. Правда, делали они это крайне редко, почитая себя недостойными. Так, св. блж. Евфросиния Колюпановская причащалась один раз в год в Великий Четверг. Св. блж. Домна любила молитвенно уединяться в церкви, когда не было прихожан. Когда же народу в храме было много, то она юродствовала: переходила с места на место, разговаривала, гасила и переставляла свечи, клала их себе в узлы 86 . Св. блж. Варвара Скворчихинская за все долгие годы затвора (с 1930 по примерно 1952 г.) ни разу не была в храме, который в Скворчихе закрыли в конце 1920-х гг., однако, как отмечает жизнеописатель, блж. Варвара никогда не отходила от Церкви, её причащали священники, посещавшие затворницу. Приходившим к ней людям св. Варвара наказывала чаще ходить в храм, особо почитать день памяти своего небесного покровителя 87 . Св. блж. Матрона Московская, исцеляя больных, требовала от них веры в Бога и исправления греховной жизни. Некоторым посетителям она рекомендовала не пропускать ни одной воскресной службы, на каждой исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. Живущих в гражданском браке она благословляла обязательно венчаться в церкви. Всем наказывала обязательно носить нательный крест 88 . Святые юродивые жены имели духовных наставников, не полагаясь на свою человеческую мудрость. Так, св. блж. Евфросиния духовно окормлялась у служившего в колюпановском Казанском храме священника Павла Просперова (впоследствии принявшего монашеский постриг с именем Павлин) 89 . Святые юродивые юродствовали с целью достижения полнейшего смирения, они почитали себя хуже всех. Св. блж. Евфросиния Колюпановская, Христа ради юродивая, спала полулежа на полу вместе с собаками, а на вопрос, почему она так живет, отвечала: «Я хуже собак» 90 . В этом смысле ни в коем случае нельзя согласиться с так называемым светским, или культурологическим, взглядом на юродство, согласно которому юродство есть величайшая гордыня, скрываемая за безграничным самоуничижением. Именно эта мысль проходит красной нитью в трудах современного византолога С. А. Иванова , пользующихся сегодня большой популярностью 91 . Православный взгляд на юродство как раз прямо противоположен: юродство – это борьба не на жизнь, а на смерть не только с грехом, но и с самым корнем греха – самолюбием, во всех его самых тайных и скрытых проявлениях 92 . Юродивый своим юродством пытается обойти самый опасный подводный камень при стремлении к святости – гордость быть избранным Божьей благодатью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Св. блж. Мария Ивановна Дивеевская, Христа ради юродивая, в период своего странствования между Саровом, Дивеевом и Ардатовом ходила по улице в одном и том же виде, не разбирая погоды; летом жила в лесу; когда она появлялась в Дивеево, то «тело её было сплошь усеяно клещами, и многие из ранок уже нарывали» 197 . Она часто была искусана собаками, избита людьми. Следует отметить, что в жизнеописании св. Марии Ивановны мы сталкиваемся с редким случаем в женском юродстве – обличением в грехах в миру: «Мария снова шла к людям и часто, как бы ругаясь, обличала их в тайных грехах, за что многие особенно её не любили» 198 . Во время жизни в Дивеевской обители св. Мария безропотно терпела болезни, немощи. Так, сломав руку в кисти, отказалась от доктора и пролежала в одном положении, положив руку на подушку, шесть месяцев, не вставая и не поворачиваясь, мочась при этом под себя. При этом «сделалис у неё пролежни такие, что оголилис кости и мясо висело клочъями» 199 . После восьми лет жизни в холодной келии она лишилась ног и приобрела сильнейший ревматизм. В более спокойные времена она «расщипывала у себя место на ноге до крови и не давала ему заживать» 200 . Св. блж. Варвара Скворчихинская, как уже ранее отмечалось, начала подвиг юродства с затворничества. Однако особый образ жизни был избран святой подвижницей еще раньше: закончив Уфимское епархиальное женское училище в 1909 г. и получив статус домашней учительницы, она отказалась от замужества, оставила своих близких и начала работать учителем в сельских школах. Во время своего учительства во всех местах своего служения она обучала детей Закону Божию, в том числе и после выхода декрета советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Приняв затворнический образ жизни, блж. Варвара раздала все свои вещи, жила в заброшенной овчарне, питаясь только тем, что ей приносили. В годы Великой Отечественной войны она поддерживала семьи, чьи кормильцы воевали на фронте, отдавая почти всё, что ей приносили. В 19521953 гг., когда блаженную насильно поселили жить с людьми, а затем через короткое время разрешили жить отдельно, св. Варвара усилила свой подвиг: «блаженная перестала топить печь, претерпевая в темноте и холоде суровые уралъские зимы» 201 . В 1962 году, после того как у неё сгорел дом, «подвижница поселилась в полуразвалившемся сарае, где ранъше держали скотину, прожила там три года без тепла и света, спала летом на земле, зимой – в снегу на соломе или же сидя на сундуке, прислонившись спиной к стенке сарая. Блаженная годами носила на теле власяницу – рубашку, в которую вставляла булавки остриями к телу, мяса не ела никогда» 202 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким образом, юродство Христа ради как особый путь достижения святости в Православной Церкви представляет собой доведённое до героической степени смирение в Христовом крестоношении. Источники и литература Богослужебные книги 1 . Минея. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002 . 2 . Минея дополнительная. Вып. 1. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. 3 . Общая Минея. М.: Правило веры, 2004. Источники 1 . Безумием мнимым безумие мира обличившие: Блаженные старицы нашего времени (XIX-XX вв.). М.: Русский паломник, 2006. 2 . Блаженные Санкт-Петербурга: от святой блаженной Ксении Петербургской до Любушки Сусанинской/Сост. М.Б. Данилушкина. 3-е изд., доп. СПб.: Воскресение, 2007. 3 . Димитрий Ростовский , свт. Жития святых. Тома I-IV. Киево- Печерская Лавра, 1764 [Электронный ресурс]//DVD-дuck. СПб.: Аксион эстин, 2009. 4 . Евдокия Суздальская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/187100.html (27.10.2013). 5 . Евфросиния Колюпановская [Электронный ресурс]// Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/187892.html (27.10.2013). 6 . Житие святой блаженной схимонахини Марфы Московской [Электронный ресурс]//Сайт Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы: [web-caйm]. http://ioannpredtecha.ru/docs/152.htm (27.10.2013). 7 . Жития византийских святых/Сост. С.В. Полякова. СПб.: Наука, 2004 . 8 . Жития сибирских святых: Сибирский патерик. Новосибирск: Новониколаевск, 1999. 9 . Зимина Н.П. Варвара Скворчихинская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/154101.html (27.10.2013) 10 . Монахиня Таисия. Русские святые. СПб.: Азбука-классика, 2001. 11 . Монахиня Таисия. Русское православное женское монашество. Минск, 2006. 12 . Правдолюбов Н., свящ., Правдолюбов В. Житие святой блаженной Матроны Анемнясевской//Шантаев А., свящ. Святые блаженные-калеки в современной житийной литературе. М.: Благо, 2004. С. 80–160.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Св. блж. Ксения Петербургская после смерти своего мужа ходила в его одежде, называя себя «Андреем Петровичем», а позже, когда рубище истлело, одевалась в красную кофту и зеленую юбку или наоборот. Св. блж. Параскева (Паша Саровская) в период своей жизни в Дивеевской обители любила облачаться в разноцветные сарафаны, иногда она надевала сразу несколько сарафанов. Как отмечал сщмч. Серафим (Чичагов) , это происходило, когда она встречала почетных гостей или же «в предзнаменование радости и веселия для входящего к ней лица» 138 . Что касается обуви, то следует отметить, что босоножие было характерно далеко не для всех святых жён, Христа ради юродивых. Босыми ходили св. Пелагея Дивеевская; св. Параскева Дивеевская во время тридцатилетней жизни в саровском лесу. Босой даже зимой ходила св. блж. Евфросиния Колюпановская. Св. Исидора изображается босой на иконах в полный рост, что может свидетельствовать о её передвижении босыми ногами. Босой в молитвенной позе представлена на иконах и св. Варвара Скворчихинская, хотя в жизнеописании святой старицы об этом ничего не говорится. Обувь тех подвижниц, которые предпочитали ходить в обуви, во многих случаях была чисто символической, т.к. вряд ли она могла спасти от воды и холода. Так, блж. Мария Дивеевская ходила и зимой и летом, в любую погоду, в лаптях, часто рваных, без онуч: «Ходила она, не разбирая погоды, зимой и летом, в стужу и жару, в полную воду и в дождливую осень одинаково – в лаптях, часто рваных, без онуч» 139 . Никогда не ходила босой и св. блж. Домна Карповна. Жизнеописатель отмечает, что она всегда имела какую-нибудь изношенную обувь 140 . Внешний вид св. блж. Параскевы Дивеевской, великой подвижницы, юродивой Христа ради, был различным в разные периоды её жизни. В течение 30 лет по благословению преподобного старца Серафима блж. Паша Саровская жила в дремучих саровских лесах в вырытой ею пещере. Священномученик Серафим Чичагов , автор «Летописи Серафимо- Дивеевского монастыря», сравнивал блаженную по своему внешнему виду и образу жизни с преподобной Марией Египетской: «Во время своего житья в Саровском лесу, долгого подвижничества и постничества она имела вид Марии Египетской... Худая, высокая, совсем сожженная солнцем и поэтому черная и страшная, она носила в то время короткие волосы, так как ранее все поражались её длинными до земли волосами, придававшими ей красоту, которая мешала ей в лесу и не соответствовала тайному постригу. Босая, в мужской монашеской рубашке-свитке, расстегнутой на груди, с обнаженными руками, с серъезным выражением лица, она приходила в монастыр и наводила страх на всех, не знающих её» 141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

84 Святая блаженная Домна, Христа ради юродивая, Томская, Сибирская//Жития сибирских святых: Сибирский патерик. Новосибирск: Новониколаевск, 1999. С. 249. 85 Правдолюбов Н., свящ., Правдолюбов В. Житие святой блаженной Матроны Анемнясевской//Шантаев А., свящ. Святые блаженные-калеки в современной житийной литературе. М.: Благо, 2004. С. 94–95. 87 Зимина Н.П. Варвара Скворчихинская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/154101.html (27.10.2013) 88 Блаженная Матрона Московская (Никонова)//Собор Московских святых: Сборник житий. М.: Сибирская Благозвонница, 2006. С. 257. 89 Евфросиния Колюпановская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/181892.html (27.10.2013) 91 Иванов С. А. Византийское юродство. М.: Международные отношения, 1994; Иванов С.А. Блаженные похабы. Культурная история юродства. М.: Языки славянских культур, 2005. [Электронный ресурс]//Литературный портал «Предание.ру»: [web-caйm]. http://predanie.ru/lib/book/91934/(27.10.2013) 92 Иоанн (Кологривов), иером. Юродивые Христа ради [Электронный ресурс]//Иоанн (Кологривов), иером. Очерки по истории Русской святости. – Брюссель, 1961. С. 241. Электронная библиотека Одинцовского благочиния: [web-caйm]. http://odinblago.ru/rus sviat/2#4 (28.10.2013) 93 Наумов Р.А. «Меня раздело Евангелие»: Внешний облик юродивых Христа ради//Журнал «Духовный Собеседник». 2001. 3(27). С. 113. 96 Блаженная Пелагея Ивановна. Сказания о Христа ради юродивой подвижнице Серафимо-Дивеевского монастыря Пелагее Ивановне Серебрениковой//Серафимо-Дивеевские предания: Житие. Воспоминания. Письма. Церковные торжества. М.: Паломник, 2006. С. 335. 98 Блаженная Пелагея Ивановна. Сказания...//Серафимо-Дивеевские предания... М.: Паломник, 2006. С. 256. 100 Дамаскин (Орловский), иером. Блаженная Мария Ивановна//Серафимо- Дивеевские предания... М.: Паломник, 2006. С. 158. 104 Блаженная Матрона Московская (Никонова)//Собор Московских святых: Сборник житий/Сост. мон. Иулиания (Самсонова). М.: Сибирская Благозвонница, 2006. С. 249.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010