Разделы портала «Азбука веры» Обычно преподавание Священного Писания Ветхого Завета представляет собой простое изложение библейской истории. Лекции превращаются в рассказы о героях и событиях, которые происходили когда-то. Всё это конечно интересно, но в результате теряется понимание того, для чего необходим христианину Ветхий Завет и как он связан с Новым. Такое увлечение историей почти исключает возможность преподавать Ветхий Завет, как книге о Мессии. Поэтому, лишь случайно учащиеся слышат упоминания о Спасителе. Он смутно видится ими, заслонённый длинным рядом ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков. Только немногие из изучивших курс Ветхого Завета, приходят к выводу, что эта история в своей сущности есть история подготовки Богом евреев и всего человечества к принятию Искупителя, а вовсе не изложение событий из жизни родоначальников и вождей еврейского народа. Есть ещё одна опасность увлечение историей. Это может привести к пренебрежению Ветхим Заветом и представлению о том, Новый Завет отменяет Ветхий. Существование подобной практики и оправдывающих её мнений — очень тревожный симптом, поскольку презрение к Ветхому Завету — характерная черта многих древних еретиков 1 . Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть список ересей у прп. Иоанна Дамаскина : «Валентиниане: они отрицают воскресение плоти, отвергают Ветхий Завет… Архонтики… отрицают воскресение плоти и отвергают Ветхий Завет. Кердониане: они происходят от Кердона… он отвергает воскресение мёртвых и Ветхий Завет. Маркиониты… [учат] о том, что Новый Завет чужд Ветхого и Говорившего в нём… Севириане… Подобно другим еретикам, отвергают воскресение плоти и Ветхий Завет… Манихеи… Ветхий Завет и глаголавшего в нём Бога хулят» ( О ста ересях вкратце . 31, 40–42, 45, 66) 2 . Однако, по учению Церкви основной темой Библии, начиная с первых глав книги Бытия ( Быт.3:15 ) и кончая последними главами Апокалипсиса ( Откр.21:6, 21, 22:20 ), является Богочеловек, Господь наш Иисус Христос. Замечательны по этому поводу слова Блеза Паскаля: «оба Завета взирают на Него, Ветхий как на своё упование, Новый — как на образец, и оба как на своё средоточие» 3 .

http://azbyka.ru/xristocentrizm-svyashhe...

Свидетельство древнехристианского Предания о происхождении четвертого Евангелия Апостол Иоанн Богослов Повод и цель написания Евангелия План и содержание Евангелия от Иоанна Возражения против подлинности Евангелия Иоанна Самосвидетельство четвертого Евангелия Язык и изложение четвертого Евангелия Комментарии к Евангелию Иоанна и другие сочинения, имеющие своим предметом это Евангелие Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21     Свидетельство древнехристианского Предания о происхождении четвертого Евангелия Убеждение Православной Церкви в том, что писателем четвертого Евангелия был возлюбленный ученик Христов, апостол Иоанн, основано на твердом свидетельстве древнехристианского церковного предания. Прежде всего, святитель Ириней Лионский в своем «Опровержении гносиса» (около 185 г.), ссылаясь на предание малоазийской Церкви, к которой он принадлежал по своему воспитанию, говорит, что ученик Господа Иоанн написал в Эфесе Евангелие. Он приводит и выдержки из Евангелия от Иоанна для опровержения учения еретиков валентиниан. В посланиях святого Игнатия Антиохийского есть намеки на то, что ему было известно Евангелие Иоанна. Так, он говорит, что Христос ничего не делал без Отца (к Магн. 7:1; ср. Ин.5:19 ), говорит о хлебе жизни, который есть Тело Христово ( 1Кор.10:16 ; ср. Ин.6:51 ), о Духе, Который знает, куда Он идет и откуда приходит (Филад. 7, 1; ср. Ин.3:8 ), об Иисусе как двери (Филад. 9:1; ср. Ин.10:9 ). Иустин мученик , живший в Эфесе прежде, чем поселиться в Риме, не только в своем учении о Логосе примыкает к учению Евангелия Иоанна, но говорит, что его учение основано на «воспоминаниях апостолов», т.е., очевидно, на Евангелиях (Диал. 100, 4 и Апол. 67, 3). Он упоминает о слове Иисуса к Никодиму о возрождении (Апол. 61; ср. Ин.3 и сл.). Около того же времени (примерно в 60 годах II века) монтанисты формально основывали свое учение о том, что через них говорит Дух Утешитель, на Евангелии Иоанна. Попытка их врагов – алогов – приписать 4-е Евангелие, как послужившее формальной опорой для еретиков, еретику Керинфу не имела никакого успеха и только послужила поводом к тому, чтобы засвидетельствовать веру Церкви в происхождение 4-го Евангелия именно от Иоанна ( Ириней Лионский . «Против ересей», III, 11, 1). Точно так же попытка гностиков воспользоваться разными терминами из Евангелия от Иоанна не поколебала в Церкви веру в подлинность этого Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Запрещение общей молитвы с еретиками под угрозой отлучения от церковного общения или извержения из сана содержится в 45 Апост. правиле: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви – да будет извержен». 46 Апост. правило гласит: «Епископа, или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. Кое бо согласие Христови с велиаром, или кая часть часть верному с неверными». Отцы Лаодикийского Собора в 6 правиле повелевают: «Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий». Авторитетный православный канонист епископ Никодим (Милаш) в своем толковании на 45 Апостольское правило относительно самого понятия «еретик» делает ссылку на 1 правило Василия Великого . По терминологии св. Василия Великого еретики – это те, кто расходятся с Православным вероучением в основных догматах; св. Василий Великий называет еретиками манихеев, валентиниан, маркионитов и подобных им – кого он предписывает принимать в Церковь чрез крещение; тем самым признается недействительным крещение, полученное ими в их еретических обществах. Принадлежащих к иным сообществам, отделившимся от Православной Церкви, св. Василий Великий обозначает как раскольников или самочинников, предусматривая в качестве чиноприема для первых миропомазание, а для вторых (самочинников) – покаяние. Если сопоставить терминологию 1 правила Василия Великого с содержанием 95 правила Трулльского Собора, который суммировал правотворчество Древней Церкви по вопросу о приеме еретиков и раскольников, то окажется, что несториане и монофизиты (первые по буквальному смыслу правила, а вторые по контексту), принимаемые в Православную Церковь через покаяние, по третьему чину, в том смысле слова «еретик», в каком его использует св. Василий Великий в своем 1 правиле, еретиками не являются. Хотя нельзя не отметить и то, что понятия «еретик» и «ересь» как в авторитетных древних текстах, так и в позднейшей христианской литературе употребляются в разных смыслах, обозначая в одной терминологической системе лишь фундаментальное искажение веры и приверженцев учений, искажающих веру в самых ее основах, а в другой – всякое догматическое заблуждение. В том же 95 правиле Трулльского Собора говорится, что несториан следует принимать по 3 чину, так, как предписывал св. Василий принимать самочинников, и в то же время условием их приема ставится «предание анафеме ереси своей, и Нестория, и Евтихия, и Диоскора, и Севира».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Скачать epub pdf Книга 5 Глава 1 О благочестии царя Грациана 179 . Дела и судьба Валента определенно показали, как долго Господь Бог терпит неистовствующих против Него и как наказывает тех, которые не пользуются по-надлежащему Его долготерпением. Человеколюбивый Бог управляет своим милосердием и правосудием, как бы весами и браздами: когда видит Он, что кто-нибудь беззакониями превышает меру человеколюбия тогда правосудным наказанием препятствует стремительности зла. По смерти Валента верховную власть над всею Римскою империей получил Грациан – родной его племянник, сын Валентиниана. Европою владел он уже давно, с самой смерти своего отца, так как еще при жизни его был соправителем, а теперь, когда Валент умер бездетным, получил в свою власть и Азию, и остальную часть Ливии. Глава 2 О возвращении епископа. Восшедши на престол, Грациан тотчас еще яснее обнаружил все, какое было в нем благочестие, и начатки своего царствования принес Царю всяческих. Он издал указ, которым повелевалось вызвать изгнанных пастырей, возвратить их к своим паствам и соглашающимся иметь общение с Дамасом отдать святые храмы. А Дамас был епископ римский, украшавшийся достохвальною жизнью и старавшийся все говорить и делать согласно с апостольским учением: он принял попечение о церкви после Либерия. Вместе с указом царь послал и знаменитого тогда военачальника Сапора, чтобы проповедников Ариева богохульства, как диких зверей, он изгонял из святых храмов и передавал их пастырям доблестным и паствам благочестивым. Это повеление Грациана во всех других областях было принимаемо беспрекословно, но в главном городе востока, Антиохии, по сему случаю произошел следующий раздор. Глава 3 О споре Павлина и о нововведении Аполлинария лаодикийского; также о любомудрии о богочестимости Мелетия. Защитники апостольских догматов, как сказали мы прежде, разделились на две партии: одни, тотчас после козни, направленной против великого Евстафия, возгнушавшись арианским бесстыдством и собираясь сами по себе, имели своим предстоятелем Павлина, и другие, вслед за рукоположением Евзоя, отделились от нечестивых сил прежним своим епископом Мелетием и, потерпев вышеупомянутые бедствия, управлялись мудрым учением Мелетиевым.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Скачать epub pdf Лидов А. М. Византийский антепендиум. О символическом прототипе высокого иконостаса Вопрос о происхождении высокого иконостаса, явившегося как целостная многоярусная структура на рубеже XIV-XV вв., давно занимает умы исследователей, показавших истоки иконостаса в декорации византийского темплона и отметивших постепенный характер эволюции 158 . Однако между пестрой картиной темплонов и совершенной композицией первых иконостасов существует некий трудно объяснимый разрыв – как бы отсутствует промежуточное звено, позволяющее предположить, что в процессе превращения темплона в иконостас участвовали иконографические образцы, в рамках которых была разработана изобразительная концепция иконостаса. Согласно гипотезе, лежащей в основе этой статьи, одним из таких символических прототипов мог быть византийский антепендиум. Антепендиум Antependium, или предалтарная икона, закрывающая внешнюю сторону алтарного престола, хорошо известен в средневековом искусстве Запада 159 . Эта часть декорации алтаря также имела названия: pallium (pala, palliotto), paramentum, tabula, velamen, vestimentum 160 . Однако в качестве историко-художественного термина чаще всего используется antependium (дословно «впереди висящий»), в переводах термина на европейские языки акцентируется именно местоположение перед алтарем («altar frontal», «devant d " autel»). В русской традиции «антепендиум» мало известен, понятие отсутствует во всех словарях художественных терминов, пока не существует и адекватной замены латинского термина, который, на наш взгляд, может быть переведен как «предалтарный образ» или «предалтарная икона». Упоминания о золотых и серебряных антепендиумах (украшениях алтарных престолов) встречаются в письменных источниках с IV в. 161 Одно из ранних свидетельств об иконографии сохранилось в тексте Liber Pontificalis (деяния римских пап) от эпохи папы Сикста III (432–440), где говорится, что император Валентиниан разместил у алтаря апостола Петра «золотое изображение Спасителя, 12 апостолов и 12 врат, украшенное драгоценными камнями» 162 . По всей видимости, речь идет о композиции «Христос с апостолами, стоящие во вратах Небесного Иерусалима», которая хорошо известна по раннехристианским саркофагам.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Скачать epub pdf Филосторгий, Сокращение «Церковной Истории» «История» Филосторгия была опубликована в 1642 году в Женеве Ж. Годфруа. В 1673 году увидело свет параллельное издание (с латинским переводом) с комментарием, подготовленное А.Валуа. Затем последовал еще ряд изданий, наиболее заметными из которых были издание У. Ридинга (1721), перепечатанное в 1748 году в Турине, и текст в Греческой серии Патрологии Ж.-П. Миня, т. 65, col. 459–624. Впоследствии фрагменты «Истории» (в сопровождении статьи и комментария) публиковались П. Баттифолем в Romische Quartalschrift, 1889, 3, S. 252–289; 1890, IV, S. 134–149; 1895, IX, S. 57–98. Последнее и наиболее авторитетное издание: Philostorgius. Kirchengeschichte. Mit dem Leben des Lucian von Antiochien und den Fragmenten eines arianischen Historiographen. Friedhelm Winkelmann (Hg.), (2-е изд. 1972, 3-е доп. 1981), выполненное на основе текста, подготовленного в начале века И. Бидецом (Bidez J. Philostorgius Kirchengeschichte: GCS21 (1913) 1–150). В 1676 году был опубликован первый французский перевод. Существует и английский перевод Э. Уолфорда (Лондон, 1855). На русском языке сочинение Филосторгия было опубликовано в 1854 г. в Санкт-Петербурге («Сокращение «Церковной истории» Филосторгия»). Переиздано в 1998 году под названием «Патриарх Фотий. История церкви Филосторгия» (М., «Посев»). При подготовке настоящего издания была осуществлена корректировка имеющегося русского перевода по тексту, опубликованному в: Patrologiae cursus completus. Series graeca. Т. 65, col. 459–624. [Пролегомена] История Филосторгия состоит из 12 книг, при этом начальные буквы каждой книги, соединенные последовательно в одно слово, дают имя автора (filostorgiov). Историю свою он начинает, по его же словам, ссорою Ария с Александром: она-то и стала, как утверждает Филосторгий, причиной ереси. События им прослеживаются вплоть до восшествия на престол Валентиниана, сына Плацидии и Констанция; и до убийства тирана Иоанна. В целом история сия есть похвальное слово еретикам, а в отношении православных она скорее поношение и клевета, нежели история. Из первой книги

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Содержание Духовная мудрость Умеренность Две благодати Сети Искушения Исповедание грехов Целомудренность духа Награда Долги О благодарности Силы плоти О щедрости О лишениях О покаянии О справедливости О смерти О смерти мучеников Надежда на воскресение Воскресение Христово О молитве за врагов Святитель Амвросий родился около 340 года в северной Италии в богатой и знатной римской семье, отец его был губернатором. В школе Амвросий изучил античную литературу и философию, ораторское искусство, и уже в эти годы у него проявился глубокий интерес к христианству. Получив хорошее юридическое образование, Амвросий скоро стал успешным адвокатом, а в 370 году император Валентиниан I назначил его правителем северной Италии с резиденцией в Медиолане (современный Милан). В 374 году в Медиолане происходили выборы епископа, по поводу чего шли горячие споры. Амвросий, заслуживший к тому времени народное доверие, явился в храм для наведения порядка, и вдруг детский голос громко произнес: «Амвросий – епископ!» Народ вместе с императором увидели в этом Божие избрание. Напрасно Амвросий, бывший тогда еще в числе оглашенных, готовящихся ко крещению, отказывался и даже скрылся из Милана; он вынужден был согласиться, принял крещение, в течение недели прошел все церковные степени и был посвящен во епископа. С этого времени святитель Амвросий посвятил свою жизнь церковному служению. Свое огромное богатство он частью пожертвовал Церкви, частью раздал бедным – и отдался подвижничеству, проводя время в молитве и труде, соблюдая обет нестяжательства и ведя скромный и строгий образ жизни. Важнейшим делом для епископа он считал проповедь, а потому усердно изучал Священное Писание и творения восточных отцов Церкви. Двери его кельи не закрывались, и все время его принадлежало его прихожанам: каждый мог видеть его и советоваться с ним. Когда кто-нибудь приходил к нему с вопросами, он немедленно оставлял дела и все свое внимание посвящал посетителю. Святой Амвросий мужественно боролся против языческой дикости: по его настоянию из императорского титула было вычеркнуто звание верховного священника, жрецы и идольские капища были лишены казенного содержания, был погашен «священный огонь» весталок и вынесена из сената статуя Победы.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Содержание От издательства От автора Введение Глава первая – вступительная. Главнейшие философско-этические и религиозные течения в век Рождества Христова Стоицизм Эпикурейство Скептицизм Эклектизм Эклектические религиозно-философские течения Религиозный синкретизм Глава вторая. Происхождение гностицизма и развитие его До-христианский и вне-христианский гносис: Гностицизм II-ro века Восточные или Сирийские гностики Офитские секты Саторнил Василид Кердон и Маркион История маркионитства Вардесан Западные или Александрийские гностики Карпократ II. Валентин и валентианство. Валентинианство. Сущность гностицизма Глава третья. Борьба свв. о.о. и писателей церкви II в. с гностицизмом и победа над ним Состояние христианской церкви к половине II в. Деятельность ересеологов II в. Св. Ириней Св. Ипполит Римский Тертуллиан Климент Александрийский Addenda et corrigenda     «Nullius enim potest haeresim struere, nisi qui ardentis ingenii est, et habet dona naturae; quae a Deo artifice sunt creata. Talis fuit Valentinus, talis Marcion, quos doctissimos legimus. Tales Vardesanes, cujns etiam philosophi admirantur ingenium“. Hieronimus. Commenmariorum in Osee lib. 11, c. 10, vers. 1. Migne. Patrologie cursus completus. ser. lat. t. XXV. Hieronymi opera omnia Tomus sextus c. 902. «Πλεστων ov κκλησιαστιχν νδρν κατ’ κενο καιρο τς ληθεας περαγωνιζομνων λογικτερν τε τς ποστολικς κα κκλησιαστικς δξης περμαχοντων, δη τινς κα δι συγγραμμτων τος μετπειτα προφλακτικς, ατν δ τοτον τν δηλωθεισν αρσεων παρεχον φδους“. Evsebius. Hist. eccles. IV, 7. 5. (Die griechichen christlichen Schriftsteller. Leipzig. 1903. Werke. Zweiter Band, erster Teil. p. 310. От издательства Habent fata sua libella (У книг своя судьба) Это латинское изречение вполне применимо к настоящему капитальному труду – докторской диссертации – о гностицизме Михаила Эммануиловича Поснова (1873–1931), профессора Киевской Духовной Академии. Он был издан в 1917 г. в Киеве, но вследствие известных исторических событий почти весь тираж этой книги был, вероятно, уничтожен, так как в России, по нашим сведениям, сохранилось лишь несколько экземпляров, а в зарубежных книгохранилищах вряд ли возможно ее найти.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Содержание Предисловие переводчика Житие свт. Амвросия     Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, по праву может быть назван одним из великих отцов неразделенной христианской Церкви, имя которого наряду с именами блж. Иеронима , Августина и свт. Григория Двоеслова вошло в число великих западных учителей Церкви (magni doctores Ecclesiae), а на Востоке почиталось наравне с великими учителями и святителями Василием Великим , Григорием Богословом и Иоанном Златоустом . Свт. Амвросий родился ок. 339/340 г. 1 в г. Августа Треверов в Галлии 2 в семье, принадлежавшей к потомственной римской аристократии и имевшей христианские традиции. Среди его предков наряду с консулами была и св. дева Сотерия, пострадавшая в гонение Диоклетиана 3 . Отец Амвросия, которого также звали Амвросий, занимал высокий пост преторианского префекта Галлии и заведовал гражданским управлением всех западных провинций империи 4 . После его гибели семья Амвросия переехала в Рим 5 . Впоследствии его старшая сестра Марцеллина 6 приняла монашество, а брат Сатир стал чиновником. После избрания Амвросия в епископы Сатир помогал ему в церковных делах и постарался снять с брата бремя хозяйственных забот 7 . Амвросий, самый младший в семье, обучался грамматике, риторике и юриспруденции, получив образование, обычное для людей его круга, готовившихся к государственной карьере. Его образованность и начитанность были весьма велики, в своих творениях он цитирует не только Цицерона, Вергилия, Горация, Саллюстия, Лукреция и других латинских авторов 8 , но и греческих, например Платона и Плотина. Началом светской карьеры будущего епископа стала должность адвоката в Сирмии, в судебном ведомстве префектуры Иллирик, куда он был назначен ок. 365 г. 9 Молодой юрист столь успешно трудился, что был замечен префектом претория Клавдием Петронием Пробом и назначен на должность советника 10 . Ок. 370 г. Проб ходатайствовал перед императором Валентинианом I о назначении Амвросия на должность губернатора (с титулом консуляра) провинций Лигурия и Эмилия с центром в Медиолане (совр. Милан), где с конца III в. находилась одна из западных императорских резиденций 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

составление и перевод А.А. Бурова Святой Иуст, архиепископ Лиона и монах в пустыне Скитской (Египет) Святой Иуст (Iustus) родился в Турноне, на берегах Роны, в первой половине IV-oro века. Отец его был администратором окрестной провинции, называвшейся в ту пору Виварэ. Когда молодому Иусту пришло время учиться, его родители, которые хотели ему дать христианское воспитание, поместили его под руководство Святого Пасхасиуса, архиепископа Вены, который был одним из наиболее больших епископов своего времени. Святому владыке нравилось смотреть, как его молодой ученик постигает премудрости и мужает. Достижения Иуста в молитве и в изучении Святых Писаний, сделанные им в школе, были столь велики, что Клаудий, преемник святого Пасхасия, назначил Иуста диаконом. Немного позже, в 350 году, вслед за кончиной Вериссима, когда епископство Лиона было вакантно, святой Иуст был избран на это место, несмотря на напрасные усилия, которые он прилагал, чтобы избежать этой чести. Он управлял своим народом с таким усердием, скромностью и мягкостью, что все в нем видели ангела, спущенного Небом. Усердие его наводило ужас на демонов и язычников. Милосердие его было столь велико, что его называли Отцом бедных, защитником вдов и сирот, прибежищем больных. Он был внимателен ко всем, и его милосердие распространялось на всякую тварь. Он принял участие в двух церковных соборах, в Валенсии в 374 году, а затем в Аквилее в 381 году. Этот собор было созван для того, чтобы осудить арианскую ересь. Два епископа из этой партии, Палладий и Секондиан, поддержанные Иустиной, женой императора Валентиниана Старого, настаивали на общем церковном соборе, чтобы восстановить то, что уже было остановлено и определено. Святой Амвросий Медиоланский этому противился и согласился только на проведение провинциального церковного собора. Тем не менее, император Грациан позволил и другим епископам присутствовать там. Те из Галлов, которые были приглашены, но не желали оставлять свои епархии, довольствовались тем, чтобы от каждой епархии туда отправились три депутата.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010