Поль Аллар Седьмая глава. Переходная пора. – Валентиниан, Валент, Грациан 1.Валентиниан В иные времена жизни народов история представляет замечательное зрелище. Она или воспроизводит, – то в ослабленном, то в преувеличенном виде, – черты прежних событий, или исчезнувших личностей; или представляет как бы неопределенные очертания новых обстоятельств и будущих героев. Кажется, что так именно было в те царствования, которые следовали за Юлиановым. Валентиниан имеет некоторое подобие Константина; Валент повторяет, в преувеличенном виде, промахи или даже преступления Констанция; Грациан предвещает Феодосия и подготовляет ту перемену, какая произойдет при этом последнем государе в отношениях государства к двум соперничавшим религиям. Валентиниан исповедовал христианскую веру при Юлиане 527 : можно было бы подумать, что по крайней мере на Западе (западную часть империи он оставил за собою при разделении государства со своим братом Валентом) начнется христианская реакция. Но ничего подобного не случилось. Валентиниан ограничился тем, что утвердил несколькими частными мерами свободу религий, наскоро восстановленную его предшественником. Он просто поставил христиан в то законное положение, в каком были они до Юлиана. Один ответ, данный Валентинианом в самом начале его царствования православному епископу Гераклеи, который просил у него разрешения пользоваться своею властью на пользу истинной веры, заранее намечает его религиозную политику. «Я человек светский», говорит он; «я не могу тщательно рассматривать истин веры. Это дело духовных властей» 528 . Он остается представителем светской власти даже и тогда, когда издает законы в пользу христиан. Ни один государь не был так мало «епископом внешних». Первою его заботою было отменить закон Юлиана, запрещавший почитателям Христа преподавание древней литературы. Но вместо того, чтобы пустым ругательствам Юлиана, направленным против христианских учителей, противопоставить такие же разглагольствия противоположного характера и пространно опровергать многоречивое распоряжение покровителя язычества, – он высказывает все в двух строках, давая понять, что его желание – быть справедливым, и умалчивая о своих личных предпочтениях. «Всякий, кто по своим склонностям и способностям достоин быть преподавателем для юношества, – будет иметь право или открыть школу, или собрать опять своих рассеянных слушателей» 529 . Это – повелительная краткость древнего законодателя: сам Константин не говорил таким слогом, когда дело шло о религиозном интересе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II. Хронологический перечень римских и греческих императоров, восточных патриархов, римских пап, русских князей, царей и императоров А. Римские и греческие императоры Октавиан Август 30 до P. X. – 14 по P. X. Тиверий 14–37. Кай Калигула 37–41. Клавдий I 41–54. Нерон 54–68. Гальба, Оттон и Вителлий 68–70. Веспасиан 70–79. Тит 79–81 . Домициан 81–96. Траян 98–117. Адриан 117–138. Антонин Пий 138–161. Марк Аврелий 161–180. Коммод 180–192. Пертинакс 192. Дидий Юлиан 193. Септимий Север 193–211. Каракалла 211–217. Макрин 217–218. Гелиогабал 218–222. Александр Север 222–235. Максимин I 235–238. Гордиан и другие 238–244. Филипп аравитянин 244–­249. Декий 249–251. Галл 251–253. Валериан 253–259. Галлиен 260–268. Клавдий II 268–270. Аврелиан 270–275. Фацит 275–276. Проб 276–282. Кар 282–283. Нумериан и Карин 283­–284. На востоке. Диоклитиан 284–305. Максимиан Галерий 305–311. Максимин Дака 305–313. Св. Константин В. 306–337. Ликиний 307–324. Константин II 337–340. Констанций II 337–361. Юлиан Отступник 361–363. Иовиан 363–364. Валент 364–378. Феодосий В. 379–395. Аркадий 395–408. Феодосий II 408–450. Маркиан 450–457. Лев I 457–474. Лев II 474. Василиск 474–477. Зенон 474–491. На западе. Максимиан 284–305. Максентий 305–312. Констанций I Хлор 305–306. Св. Константин В. 306–337. Констант 337–350. Магненций 350–353. Констанций 353–361. Юлиан Отступник 361–863. Иовиан 363–364. Валентиниан I 364–375. Грациан 375–383. Валентиниан II 383–392. Феодосий В. 383–395. Гонорий 395–423. Валентиниан III 423–455. Максим 455. Авит 456. Майориан 457–461. Либий Север 461–465. Анфимий 467–472. Олибрий 472. Гликерий и Юлий Непот 472–474. Ромул Августул 475–476. На востоке. Анастасий I Дикор 491–518. Иустин I 518–527. Св. Иустиниан I 527–565. Иустин II 565–578. Тиверий II 578–582. Маврикий 582–602. Фока 602–610. Ираклий 610–641. Константин III 641. Констанс или Константин (1V) 641–668. Константин Погонат IV (V) 668–685. Иустиниан II 685–695. Леонтий 695–698. Тиверий III 698–705. Иустиниан II (вторично) 705–711.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Прибавление Римские и греческие императоры, патриархи восточные, римские пары, русские князья и цари, митрополиты и патриархи. Римские и греческие императоры Октавиан Август. † 14. Тиверий 14–37. Кай Калигула 37–41. Клавдий I 41–54. Нерон 54–68. Гальба и Вителлий 68–70. Веспасиан 70–79. Тит 79–81 . Домициан 81–96. Нерва 96–98. Траян 98–117. Адриан 117–138. Антонин Пий 138–161. Марк Аврелий 161–180. Коммод 180–192. Септимий Север 193–211. Каракалла 211–217. Гелиогабал 218–222. Александр Север 222–235. Максимин I 235–238. Гордиан и другие 238–244. Филипп аравитянин 244–249. Декий 249–251. Галл 251–253. Валериан 253–259. Галлиен 260–268. Клавдий II 268–270. Аврелиан 270–275. Тапит 275–276. Проб 276–282. Кар 282–283. Нумериан и Карин 283–284. На Востоке Диоклитиан 284–305. Максириан Галерий 305–311. Максимин Дака 305–313. Ликиний 311–324. Св. Константин В. 324–337. Константм II 337–340 Констанций 337–361. Иулиан 361–363. Иовиан 363–364. Валент 364–378. Св. Феодосий В. 379–395. Аркадий 395–408. Св. Феодосий II 408–450. Маркиан 450–457. Св. Лев I 457–474. Лев II 474. Василиск 474–477. Зенон 474–491. На Западе Максимиан 284–305. Максентий 305–312. Констанций Хлор 305–306. Константин В. 306–337. Констант 337–350. Магненций 350–353. Констанций же 353–361. Иулиан же 361–363. Иовиан же 363–364. Валентиниан I 364–375. Грациан 375–383. Валентиниан II 383–392. Феодосий В. 383–395. Гонорий 395–423. Валентиниан III 423–455. Авит 456. Майориан 457–461. Либий Север 461–465. Анфимий 467–472. Гликерий и Юлий Непот 472–474. Ромул Августул 475–476. На Востоке Анастасий Дикор 491–518. Иустин I 518–527. Св. Иустиниан I 527–565. Иустин II 565–578. Тиверий 578–582. Св. Маврикий 582–602. Фока 602–610. Ираклий 610–641. Св. Константин III (иными не считается) 641 г. Констанс или Константин (IV) 641–668. Констант. Погонат IV (V) 668–685. Иустиниан II 685–711. Филипп Бардан 711–715. Анастасий II 713–715. Феодосий III 715–717. Лев III Исавр 717–741. Константин V (VI) Копронин 741–775. Лев IV Хазар 775–780.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Казаков М. М. Скачать epub pdf Глава VI. «Превосходнейшему Августу Грациану и христианнейшему принцепсу Амвросий епископ» (Амвросий. Письмо 1) Грациан был сыном Валентиниана I от Северы, его первой жены. В 367 г. император провозгласил своего сына августом, когда ему было всего 8 лет. Однажды уже немолодая Севера имела неосторожность расхваливать перед мужем прелести одной женщины, с которой она познакомилась в термах. Это была отнюдь не безутешная вдова и весьма сексапильная особа по имени Юстина. Валентиниан так вдохновился красочным рассказом своей супруги, что загорелся желанием познакомиться с прекрасной вдовой. Состоявшееся вскоре знакомство не обмануло ожиданий императора, следствием чего стал развод с Северой, от которой у Валентиниана было трое детей (у Грациана было две сестры – Констанция и Лета), и женитьба на Юстине. Любвеобильный император до своей скоропостижной смерти успел произвести на свет еще одну дочь Галлу, ставшую впоследствии женой Феодосия, и еще одного сына – Валентиниана, появление которого на свет создавало трудности для уже вкусившего власти Грациана. Смерть Валентиниана I в 375 г. повлекла за собой автоматический переход власти на западе к августу Грациану, соправителем которого на востоке оставался Валент. Однако даже смена отца сыном на императорском престоле в истерзанной предыдущими междоусобицами Римской империи уже не могла пройти спокойно и без осложнений. Видимо, при дворе нового императора, как это бывало и ранее, произошла перегруппировка политических сил. В результате дворцовых интриг, возможность ведения которых облегчалась молодостью императора, победу одержали представители сенаторского сословия центральных областей, в частности Италии, оттеснив на второй план провинциальную знать, преимущественно Паннонии и Балканских провинций, доминировавшую при дворе Валентиниана I. Не оставалась пассивной и вдова умершего императора Юстина. Через 5 дней после смерти Валентиниана 1–22 ноября 375 г.– войсками в Паннонии был провозглашен императором четырехлетний сын Юстины Валентиниан П. Хотя Грациан неожиданно для себя получил в лице своего сводного брата соперника, у него хватило благоразумия не начинать гражданскую войну. Он лишь выразил недовольство этим событием и подверг наказанию некоторых наиболее ретивых участников провозглашения Валентиниана П. Положение Грациана на престоле было недостаточно прочным, и ему ничего не оставалось делать, как смириться с появлением малолетнего соправителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Казаков М. М. Скачать epub pdf Глава XV. «...в самых военных делах, думается, нужно обращать внимание на то, справедливы ли эти войны или нет» (Амвросий. Об обязанностях священнослужителей I, XXXV, 176) Политическое равновесие, установившееся в Римской империи после Веронского пакта 384 г. между Максимом, Феодосием и Валентинианом II, с самого начала казалось шатким. Феодосии чувствовал себя полным хозяином Востока и постепенно стремился вовлечь в орбиту своей политики западную часть Империи. Правда, делал он это на первых порах весьма осторожно и не слишком явно. В 385 г. не без участия Феодосия префектом Италии был назначен его приближенный Неотерий, незадолго до того занимавший пост префекта Востока. Это было похоже на подобие протектората над юным соправителем. Понимая, что Валентиниан II не составит ему конкуренции в претензии на власть над всей Римской империей, Феодосии тайно вынашивал планы войны против Максима. Валентиниан II, а, вернее, его окружение и мать – императрица Юстина, имели под своим контролем Италию и Африку. Они были вынуждены мириться с навязываемым им Феодосием покровительством, ибо только в союзе с восточным императором могли противостоять узурпатору. После 384 г. Миланский двор попытался повысить свой престиж путем назначения на важные посты некоторых влиятельных лиц – представителей правящего класса Италии. Так, Ионий Аттик Максим в 384 г. занял пост преторианского префекта Италии, Претекстат получил пост консула на 385 г., хотя и умер до вступления в должность; Касторий в 385 г. занял пост викария Африки и т. д. Тем не менее, в Медиолане понимали, что угроза со стороны Максима отнюдь не миновала, и арианское окружение юного императора не придумало ничего лучшего, как развернуть наступление на ортодоксов-никейцев, полагая, что победа арианства ослабит позиции Максима. Впрочем, ставка на арианство Миланского двора ставила в затруднительное положение ортодокса Феодосия. Да и Амвросий достаточно ясно дал понять, что, создавая арианскую оппозицию Максиму, Миланский двор приобретает серьезную оппозицию со стороны ортодоксов, и ее серьезность со всей очевидностью продемонстрировал конфликт из-за базилики. Кроме того, Максим увидел в столкновении Миланского двора с ортодоксами удобный предлог для вторжения в Италию под маской ревнителя благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Беседа 78 Ин.16:4–6 . Не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами. А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. 1. Печаль имеет свою пользу. – Против духоборцев. – 2. Что значит: обличить «о грехе, о правде, о суде». – 3. Различие ипостасей или лиц, равенство лиц. – Валентиниане, маркиониты, аномеи. – 4. Сила единения и согласия. – Превосходство человеколюбия. – Человеколюбие укрепляется молитвой, совершением св. таин, назиданиями церковными. 1. Велика сила печали, и много нам нужно мужества, чтобы с твердостью противостоять этой душевной болезни и, извлекая из ней пользу, – так как и в ней есть нечто полезное, – избегать всего излишнего. Именно, только тогда хорошо печалиться, когда мы, или другие, грешим; а когда мы впадаем в обыкновенные человеческие несчастья, тогда печаль бесполезна. Потому-то, когда печаль поразила и учеников, как людей еще несовершенных, – смотри, как исправляет их упреком. Прежде они обращались к Нему с множеством вопросов. Так и Петр говорил: «куда... идешь?» ( Ин.13:36 ). И Фома: не знаем, куда идешь, «и как можем знать путь»? И Филипп: «покажи нам Отца Твоего» ( Ин.14:5, 8 ). А теперь, услышав, что «изгонят вас из синагог», что «возненавидят» ( Лк.6:22 ) вас и что «всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» ( Ин.16:2 ), так пали духом, что даже объяты были немотою и уже ничего Ему не говорят. Вот в этом Он и укоряет их, говоря: «не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами. А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше». Действительно, опасна неумеренная печаль; опасна и может довести до смерти; потому и Павел говорил: «дабы он не был поглощен чрезмерною печалью» ( 2Кор.2:7 ). «Не говорил же сего вам сначала», говорит. Почему же не сказал сначала? Чтобы не сказал кто, что Он говорил по заключению из многократных прежних случаев. Зачем же приступает Он к столь трудному делу?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В 1-й половине I тома Истории Русской Церкви Академика Е. Е. Голубинского на стр. 615 читаем: «9-е правило Вселенского собора по принятому тексту читается: «Если который клирик с клириком же имеет судное дело, то да не оставляет своего епископа и да не прибегает к светским судилищам, но сперва да предъявит свое дело у своего епископа, или по изволению того же епископа избранные обеими сторонами да составят суд» 1 . Но в славянском переводе номоканона И. Схоластика правило это читается: «Аще который клирик с клириком тяжу имать, да не оставляет своего епископа и к людским судьям (да не) пририщет, но преже да скажет вещь свою епископу, да епископ повелением своим призвав обе страны хотящаяся прети, с начальными своими попы праведне да устроит» 2 . Которое из двух чтений есть подлинное, мы не знаем; но предполагая, что оно есть и то, которое у нас принято, во всяком случае будем иметь несомненным, что чтение номоканона Схоластикова, взятое от практики и свидетельствующее о ней, было весьма распространённым и весьма авторитетным, ибо иначе переводчик номоканона Св. Мефодий, первоучитель славянский и архиепископ Моравский, конечно, не принял бы его 3 . Что наше чтение действительно было распространено и весьма авторитетно, на это мы имеем и ещё одно доказательство: в Генелевом издании Кодекса Феодосиева к закону Импер. Валента, Грациана и Валентиниана от 376 г. (Lib. XVI, tit. II, п. 23), который начинается: Qui mos est causarum civlium, idem in negotiis ecclesiasticis приложено следующее interpretatio: Quoties ex qualibet re ad religionem pertineute inter cliricos fuerit nata contentio, id specialiter observetur, ut convocatis ab episcopo dioecesanis presbyteris, quae in conventionem venerint, judico terminetur» 4 . To, что в приведённой тираде знаменитого историка русской церкви заслуживает особенного внимания, это – указание на замечательную версию 9-го правила Халкидонского собора, дотоле остававшуюся незамеченною, весьма резко уклоняющуюся как от греческого текста, так и его перевода, даваемых синодским изданием. Для наглядного представления разности сравниваемых текстов прилагаем их параллельно:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВДОКИЯ ЭЛИЯ АФИНАИДА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Блгв. царица Евдокия. Мраморная инкрустация (X-XI в., Константинополь). Стамбул, Археологический музей Евдокия Элия Афинаида, Старшая ( 400 - 460 ), императрица Восточно-Римская , святая благоверная Память 13 августа (Греч. ) Родилась в Афинах в 400 году, дочь Леонтия Софиста, язычника и учителя риторики. Была необычайно красива и хорошо образована отцом. В 421 г. она осталась практически без средств к существованию, так как Леонтий умер, все состояние завещав ее братьям, а ей оставив лишь сто золотых, на том основании, что " ее от всех забот избавит счастливый случай, удача, какой не выпадало на долю ни одной женщине " . Тогда Афинаида, привыкшая к обеспеченной жизни, отправилась в Константинополь , к своей тетке, вхожей во дворец. Та устроила племяннице аудиенцию у Пульхерии , сестры императора Феодосия II Малого , которая так пленилась ее красотой, умом и красноречием, что сделала ее своей придворной дамой и убедила креститься . Император, увидев Афинаиду, влюбился без памяти. Вскоре ее крестил сам патриарх Аттик с именем Евдокия. 7 июня 421 года Евдокия стала супругой императора, а 2 января 423 года была объявлена августой . Император Феодосий горячо полюбил свою жену. К несчастью для него, впоследствии между двумя глубоко почитаемыми им женщинами, Пульхерией и Евдокией, испортились отношения. В высшей степени важно, что царица Евдокия осталась незамешанной ни в одну политическую или придворную интригу и ни разу не позволила себе резких мер против преобладающего влияния августы Пульхерии. В 437 г. в Константинополе дочь Феодосия и Евдокии царевна Евдокия сосватана была за Валентиниана III , императора Западной империи. Это было важное политическое событие, сулившее для Восточной империи расширение ее политического влияния на Западе. После этого события царица Евдокия предприняла путешествие ко святым местам. По пути в Иерусалим она посетила Антиохию , где она оказала поистине царскую щедрость, назначив 200 ф. золота на исправление бань и приказав расширить городские стены на казенные средства, за что благодарные жители воздвигли ей статую.

http://drevo-info.ru/articles/13121.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВДОКСИЯ, ИМПЕРАТРИЦА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Элия Евдоксия (лат. Aelia Eudoxia; греч. Αιλα Ευδοξα; + 404 ), императрица Восточной Римской (Византийской) империи (с 9 января 400), жена имп. Аркадия (395-408) Мать Евдоксии - римлянка, отец - Флавий Баутон, франкский полководец при императорах Грациане (375-383) и Валентиниане II (375-392), консул 385 года. После кончины отца Евдоксия воспитывалась в доме главнокомандующего (magister militum) Промота. По сведениям источников, Евдоксия отличалась необыкновенной красотой . Проект брака Евдоксии с имп. Аркадием принадлежал препозиту (praepositus sacri cubiculi) евнуху Евтропию, который стремился разрушить планы могущественного префекта претория Востока галла Руфина, хотевшего женить императора, регентом которого он был, на своей дочери. Неизвестно отношение имп. Феодосия I Великого (379-395), отца Аркадия, к этому проекту, т. к., вероятно, эта идея возникла у Евтропия уже после смерти Феодосия I (17 января 395). Свадьба Аркадия и Евдоксии состоялась 27 апреля 395 года. В этом браке Евдоксия родила пять детей: Флакиллу (Флациллу; 397-403?), Пульхерию (399-453), Аркадию (400-444), Феодосия, будущего императора (401-450) и Марину (403-449). После убийства Руфина (ноябрь 395) фактическая власть в восточной части империи перешла к Евтропию, который в 398 году стал патрикием, а в 399 году - консулом (до него эти титулы никогда не давались евнухам); ему были даже поставлены статуи. На фоне безвольного, вялого и слабого здоровьем имп. Аркадия Евдоксия оказалась у власти наравне с Евтропием и сыграла решающую роль в ссылке и последующей казни евнуха (конец 399). 9 января 400 года Евдоксия была провозглашена августой. До этого наделение императрицы титулом августы было редким явлением (за IV век только две из семи императриц получили этот титул); впервые новый статус жены императора был приравнен к статусу самого императора, извещения об этом (laureatae) были разосланы по всей империи.

http://drevo-info.ru/articles/13679111.h...

Глава девятая. Путь от Фарана до Уади Усейт 20, воскресенье. Когда утренняя заря осветила багряные вершины Зербала, я помолился Отцу светов и изготовился в путь дальний. Перед отъездом моим местные бедуины дешево продали мне четыре римские медные монеты, найденные ими в развалинах Фарана. На одной из них видно было имя императора Валентиниана. В пять часов поезд мой двинулся с места. Было тепло и весьма тихо. Проводники предвещали мне день знойный. Сидя на смирном Эджине, я чертил на бумаге направление Фейранской долины, по которой мы ехали 103 , и отмечал часы путевые. Эта долина, подобная высохшей реке, извивается меж высоких гранитных гор. Дно ее, инде широкое, инде узкое, песчано. В ней нет ни дерев, ни кустарников, ни родников воды. Когда идут дожди, вода из боковых юдолей Гесер, Збет, Нисран и из других, стекает через нее к Чермному морю через Уади Среф, Тарр, Мидие и прочие дебри. На всем протяжении ее загадочные надписи начертаны на нижних слоях утесов только в трех местах. Так как они малы, не ясны и сделаны кем-то мимоходом, то я не отподобил их и только означил их местность на чертеже своем. Наступил одиннадцатый час. Жар усилился так, что Фейранская долина походила на раскаленную печь. Я изнемог и едва доехал до акации, которая одиноко стоит близ устья Уади Нисран и дает слабую тень. Тут поезд мой остановился. Верблюдов развьючили. А мы расположились отдыхать вокруг вожделенного дерева. Жар в каменистой пустыне, при безветрии, расслабляет путника неимоверно. В часы зноя не любопытствуешь, ни в чем не принимаешь участия, на все смотришь вяло и чувствуешь только пламень и истому. Тогда ни ум, ни память, ни воображение не действуют, а тело торчит на седле верблюда, словно раскаленный гвоздь. Испытавшему столь тяжкую истому понятно псаломское слово: «во аде же кто исповестся Тебе». Ох, никто там не сможет ни проговорить, ни вспомнить исповедание веры, ни принести покаяние, ни чувствовать, ни сознавать, что существует что-либо другое, кроме тартара, ада, тьмы и муки. А вечно сознавать одно и то же мучение, – это ужасно! О, Господи! Избави от ада всякую душу христианскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010