Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЬОНДО [Блонд; лат. Blondus; итал. Biondo] Флавио (1392, Форли, Романья, Италия - 4.06.1463, Рим), итал. историк эпохи Возрождения, впервые отразивший в своих трудах представление о ср. веках как особом периоде в истории. До переезда в Рим в 1433 г., где он был назначен апостолическим секретарем, Б. получил хорошее образование и опыт работы в качестве нотария. На папской службе он участвовал в дипломатических миссиях в разных итал. гос-вах, создал неск. крупных исторических трудов, в частности соч. о древнерим. топографии «О возрожденном Риме» (In Romam instauratam. 1444-1446. 3 t.). В соч. «О Риме торжествующем» (De Roma triumphante. 1459) Др. Рим рассматривается автором как модель для реформирования адм. и военных институтов Италии. Этот труд оказал большое влияние на выработку новой концепции папской власти, к-рая основывалась на идее продолжения традиций Римской империи, а также на пробуждении рим. патриотизма и почитании античности. «Италия в комментариях» (Italia illustrata, написано между 1448 и 1458, изд. в 1474) и «Исторические декады от падения Римской империи» (Historiarum ab inclinatione Romanorum imperii decades, написано между 1439 и 1453, изд. в 1483) - наиболее известные сочинения Б. В первом, непосредственно связанном с путешествиями автора по стране, описываются география и история итал. провинций, события истории Др. Рима, 400-летний период варварских завоеваний и влияние на Италию франк. имп. Карла Великого и его преемников. Б. подробно рассказывает о конфликте папской власти со светскими государями в совр. ему Италии, о возрождении словесности в 1-й пол. XV в. Второе сочинение представляет собой обширное (в 32 книгах) «италоцентричное» описание истории христ. мира от завоевания Рима вестготами в 410 г. до расцвета итал. городов-гос-в в сер. XV в. (до 1440). Основанный на большом количестве тщательно подобранных источников и отрывков из сочинений др. авторов, этот труд Б. впосл. не раз использовался в качестве своего рода «справочника» по итал. истории, напр., к нему обращался Н. Макиавелли , размышляя о причинах раздробленности Италии.

http://pravenc.ru/text/153753.html

Интересы гуманистов были широки. Большой интерес у них вызывала история, в первую очередь история Италии, итальянского народа. Они занимались также периодизацией истории. Известному итальянскому гуманисту XV в. Флавио Бьондо принадлежит сочинение «История от упадка Римской империи». Он ввел новую периодизацию истории: античность, средние века, новое время. Гуманисты придавали истории большое значение не только в политическом и культурном плане, но и в плане воспитательном. «... посредством изучения истории то, что само по себе смертно, становится бессмертным, то, что отсутствует, становится явным», — писал итальянский гуманист Марсилио Фичино . Итальянские гуманисты много трудились в области разработки этических учений. Новая эпоха вырабатывали новые ценностные ориентиры. Этика гуманистов вырастала из нового понимания науки не только как комплекса знаний, но и как средства воспитания человека, воспитания личности. В первую очередь это относилось к гуманитарным наукам — риторике, философии, этике, истории и литературе. Знаменитый гуманист Колюччо Салютати (1331-1406) ратовал за действенную борьбу со злом, чтобы затем создать царство добра. В своих работах Салютати подчеркивал наличие и значение у человека свободы воли. Леонардо Бруни (1369-1444) разрабатывал теорию «гражданского гуманизма». Он утверждал, что демократия и свобода являются единственной и естественной формой человеческой общности. Говоря о демократии как форме государства, Бруни в первую очередь имел в виду пополанскую демократию, т.е. народную демократию. Он полагал, что высшее счастье — это деятельность человека на благо общества и родины. Леонардо Бруни явился создателем теории гуманистической педагогики и первым поборником женского образования. Бруни высоко ценил античную философию. Искусство Раннего Возрождения. Живопись. Скульптура. Архитектура. Первые итальянские живописцы раннего Возрождения сохранили в своих работах многое из канонов средневековья. Это в первую очередь относится к знаменитым флорентийским художникам Джотто (1266-1337) и Мазаччо (1401-1428). Они расписывали храмы фресками, писали на религиозные сюжеты. Своим творчеством Джотто освободил живопись от канонов и влияния византийской иконописи. По аналогии с Данте Джотто считается последним живописцем средневековья и первым живописцем Возрождения. В XV в. были открыты законы перспективы. Мазаччо первым применил эти законы в живописи. Это позволило ему создавать объемные фигуры и помещать их как бы в трехмерном пространстве.

http://sedmitza.ru/lib/text/441100/

Дух исходит от 2 различных начал, имеет 2 причины. С тех же позиций написан и трактат «Περ το τς ερς εχαριστας μυστηρου» (О таинстве св. Евхаристии - Ibid. Col. 493-526). Одним из поздних богословских произведений В. было Соборное послание (Επιστολ καθολκη - Ibid. Col. 449-480) 1463 г., адресованное правосл. грекам по случаю провозглашения В. титулярным лат. патриархом К-польским. В. связывает падение Византийской империи с отклонением греков от истинной веры и отделением их от католич. Церкви. Единственным путем спасения для греков, по мысли В., могло быть только признание лат. учения и примата папы, а также воссоединение Церквей. Литературная деятельность В., получивший классическое визант. образование, написал мн. риторических и эпистолярных сочинений. Он составил монодии на смерть имп. Мануила II Палеолога, Феодоры Комнины, Клеопы Палеологины, в к-рых раскрывается его лит. и риторический талант. Его перу принадлежит панегирик Трапезунду, в к-ром он называет родной город «эмпорием ойкумены». В. стоял в центре гуманистической жизни Италии. Итал. гуманист Лоренцо Валла , принадлежавший к гуманистическому окружению кардинала, назвал В. «Latinorum Graecissimus, Graecorum Latinissimus» (лат.- самый греческий из латинян, самый латинский из греков). В Риме В. основал и возглавил гуманистический кружок, в к-рый входили Поджо Браччолини, Флавио Бьондо , Франческо Филельфо, Платина, Валла. «Академия» В. была «артистическим салоном», в к-ром собирались греки и латиняне, богословы и гуманисты для свободного общения. Члены виссарионовской «Академии» занимались копированием рукописей и переводами античных авторов на лат. язык. В. был крупным коллекционером греч. манускриптов и собственноручно сделал неск. копий древних рукописей. Ему принадлежат также переводы на лат. язык «Воспоминаний» Ксенофонта, «Метафизики» Аристотеля, «Метафизики» Теофраста, речей Демосфена. В 1468 г. В. передал в дар Венеции свою самую большую в Европе частную б-ку, состоявшую из 768 рукописных книг (из них 482 на греч. языке). Б-ка Виссариона составила основу будущей б-ки св. Марка (Biblioteca Marciana). Дом В. в Риме стал центром визант. эмиграции, особенно усилившейся после падения империи. Он оказывал финансовую поддержку грекам, содействовал в получении ими должностей в местных ун-тах. Среди тех, кому В. оказал помощь, были Михаил Апостолис , Феодор Газа и Константин Ласкарис. В знак признательности Апостолис составил надгробную речь в память о нем. Греч. культура получила широкое распространение на итал. почве благодаря усилиям В., о к-ром в эпитафии сказано: «Твоими трудами Греция переселилась в Рим».

http://pravenc.ru/text/158772.html

Вспомогательный епископ Архиепархии Божией Матери в Москве Николай Дубинин в течение 15 лет, с 2005 по 2020 год, возглавлял Издательство францисканцев. Он рассказал о самых значимых, получивших широкий резонанс изданиях: Римский миссал, по которому совершается богослужение, «мегапроект» – пять томов «Католической энциклопедии», первый русский перевод «Золотой легенды» Иакова Ворагинского, «Сочинения» Иоанна Павла II, «Воссозданный Рим» Флавио Бьондо, папские энциклики и апостольские обращения и многое другое. Он пожелал издательству, «чтобы оно жило, развивалось и было одним из прекрасных добрых дел, которыми мы прославляем Бога».   Генеральный викарий курии священник Кирилл Горбунов вспоминал то время, когда информацию о Католической Церкви можно было получить только из атеистической литературы, а первые книги, выпущенные Издательством францисканцев, воспринимались как «огромное счастье, были такой ценностью, что я их вез и прижимал к сердцу». О. Кирилл надеется, что «у нас появятся новые книги, которые согревали бы наши сердца». Издательство Францисканцев также поздравил с юбилеем представитель посольства Республики Польша в РФ. Исполнительный директор Издательства францисканцев Игорь Баранов выделил три этапа в работе своих коллег. Первый – «романтический», когда все только начиналось, «любовно подбирался» штат сотрудников, о. Григорий Цёрох затевал первые большие проекты. Первый том «Католической энциклопедии» успел выйти до его трагической гибели (июль 2004 года) и даже был представлен в разных странах и преподнесен Папе Иоанну Павлу II. Второй период – когда издательство «твердо встало на ноги» под руководством о. Николая Дубинина и были сформированы основные издательские серии, выпущены самые главные труды. Сейчас, полагает Баранов, наступил третий этап – «поиск новых путей, новых проектов». Он с благодарностью вспомнил роль архиепископа Тадеуша Кондрусевича, который не просто благословил создание издательства, но вникал в издательские дела, сам непосредственно работал над проектами. Памяти Петра Сахарова, одного из авторов издательства, литургиста, христианского публициста и переводчика, учёного-востоковеда, скончавшегося год назад , была посвящена презентация второго издания его книги «Пасха Страстей и Воскресения», которую он сам исправил и дополнил.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Ферраро-Флорентийский Собор ). Падение К-поля и поражение в борьбе с турками привели к тому, что к унии присоединились только те греки, к-рые эмигрировали в И. Папы Римские неоднократно объявляли об организации крестового похода против турок, но собрать необходимые для этого силы и средства мешали внутренние и внешние конфликты. Папа Римский Пий II на конклаве в Мантуе в 1459 г. Роспись б-ки Пикколомини в сиенском соборе. Ок. 1505 г. Худож. Пинтуриккьо Папа Римский Пий II на конклаве в Мантуе в 1459 г. Роспись б-ки Пикколомини в сиенском соборе. Ок. 1505 г. Худож. Пинтуриккьо Культура эпохи Ренессанса, став впосл. общеевроп. явлением, зародилась в И. и в области лит-ры была связана с творчеством Данте , Петрарки , Боккаччо, Лодовико Ариосто и др.; в общественной мысли и гуманитарном знании - с трудами Флавио Бьондо, Колуччо Салутати, Леонардо Бруни , Лоренцо Валлы, Фичино, Джованни Пико делла Мирандолы и др.; в живописи, скульптуре и архитектуре - с творениями Джотто , Брунеллески, Донателло , Мазаччо, Альберти, Пьеро делла Франчески, Андреа Вероккьо, Донато Браманте , Сандро Боттичелли , Леонардо да Винчи , Микеланджело , Рафаэля и мн. др.; в науке и технике - с открытиями Леонардо да Винчи, Джордано Бруно , Галилео Галилея . Итальянцы ощущали себя наследниками античной цивилизации, прежде всего Др. Рима, к-рый, аккумулировав все достижения античности, стал великой империей. Продолжением Римской империи были для них Византийская империя и Свящ. Римская империя, к-рые существовали мн. столетия. Падение К-поля в 1453 г. и бегство мн. ученых греков на Запад способствовали возрождению в И. интереса к греко-рим. культуре и к ее памятникам. Ренессанс сыграл в И. роль катализатора рано оформившейся «национальной идеи» (Петрарка и Данте, писавшие на народном языке volgare, считаются создателями итал. лит. языка). К нач. XVI в. сформировалось представление о нек-рой национальной общности, в частности в произведениях флорентийских политиков и историков Макиавелли и Франческо Гвиччардини (1483-1540).

http://pravenc.ru/text/2033697.html

После падения Константинополя, под турецким владычеством, религия и религиозные учреждения греков сохранились. Несмотря на отдельные акты насилия турецкого правительства и мусульманского населения против представителей Греческой церкви и православного населения, надо признать, что при Мехмеде II и его ближайших преемниках дарованные христианам религиозные права соблюдались довольно строго. Личности патриарха, епископов и священников признавались неприкосновенными. Все духовные лица считались свободными от подати, в то время как весь греческий народ был обязан платить ежегодную подать (харадж). Половина столичных церквей должна была быть обращена в мечети, а другая – остаться в пользовании христиан. Церковные каноны сохраняли свою силу во всех делах по внутреннему церковному управлению, которое, будучи осуществляемо патриархом и епископами, пользовалось самостоятельностью. При патриархе существовал Священный Синод; патриарх и Синод вели дела церковного управления. Все религиозные действия могли отправляться свободно. Во всех городах и деревнях разрешалось торжественное празднование Пасхи и т. д. Эта религиозная терпимость сохранялась в Турецкой империи до наших дней, 1044 хотя с течением времени случаи нарушения религиозных прав христиан со стороны турок участились, и положение христианского населения временами было очень тяжелым. Первый Константинопольский патриарх при новом владычестве был избран духовенством вскоре после взятия города и затем признан султаном. Выбор пал на образованного полемиста и разностороннего писателя Геннадия (в миру Георгия) Схолария. Он сопровождал Uoahha VIII на собор в Феррару и Флоренцию. Тогда он был сторонником унии, ко времени же своего патриаршества он превратился в ее противника и ревностного защитника православия. С его избранием греко-римская уния полностью прекратила свое существование. 997 О «путешествии» Михаила в Лион см.: Theodore Spandugino, patritio Constantiriopolitano (умер после 1538 г.) «De la origine deli imperatori Ottomani». Опубликовано в: С. Sathas. Docuinents inédits relatifs à l " histoire de la Grèce, vol. IX, Paris, 1890, p. 143. Chronicon Carionis a Caspare Peucero expositi et aucti, V, part 3, pp. 874–875. Есть также много старых изданий этой хроники. ( А. А. Васильев не приводит в своей библиографии никаких данных о существующих изданиях этой хроники. – Науч. ред.). А также Флавио Бьондо, умерший в 1463 г. (К чему чисто логически относится данная краткая фраза – не ясно. – Науч. ред.). О критике данной истории см.: L. Allatius. De ecclesiae occidentalis atque orientalis perpetua consensione, vol. II Colonia Agrippina, 1648, cap. XV, p. 753. Лев Алляций цитирует и много других имен.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

По мнению совр. исследователей, творчество Б. представляет собой пример гуманистической историографии и характеризуется следующими чертами: 1) концепцией ср. веков как особого периода европ. истории; 2) критическим (для своего времени) подходом к историческим документам и сочинениям др. историков, что проявляется в его скептическом отношении к нек-рым сочинениям средневек. авторов: на его экземпляре «Истории» Гальфрида Монмутского сохранилась собственноручная надпись владельца: «Я никогда не встречал ничего, столь напичканного ложью и легкомыслием»; 3) использованием источников разных типов: рассказ Б. о Риме в древности («Возрожденный Рим») основан на соединении фрагментов сочинений др. историков с гос. и частными документами (напр., переписка Данте), с результатами собственного осмотра сохранившихся древних зданий, топографическими описаниями, древними надписями, данными нумизматики; 4) подражанием античным образцам, что нашло отражение в его особом внимании к лит. стилю собственных сочинений, в широком использовании лит. приемов и биографических клише, заимствованных из древнерим. лит-ры. Соч.: In Romam instauratam. De origine et gestis Venetorum: Italia illustrata. Verona, 1481-1482. 2 vol.; Roma triumphans. Brescia, 1482; Decades, libri tres. Venetiis, 1483; Scritti inediti e rari/Introd. di B. Nogara. R., 1973. (st; 48). Лит.: Masius A. Flavio Biondo, sein Leben und seine Werke. Lpz., 1879; Hay D. Flavio Biondo and the Middle Ages//Proc. of the British Academy. L., 1959. Vol. 45. P. 98-127; Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. М.; Л., 1964. С. 261-264; Ianziti G. From Flavio Biondo to Lodrisio Crivelli: The Beginnings of Humanistic Historiography in Sforza Milan. Firenze, 1980; Cappelletto R. Recuperi Ammianei da Biondo Flavio. R., 1983; Tomassini M., Bonavigo C. Tra Romagna ed Emilia nell " umanesimo: Biondo e Cornazzano. Bologna, 1985; Clavuot O. Biondos «Italia illustrata» - Summa oder Neuschöpfung?: Über die Arbeitsmethoden eines Humanisten. Tüb., 1990; La cultura umanistica a Forlí fra Biondo e Melozzo: Atti del conv. di studi; Forlí, 8-9 nov. 1994. Bologna, 1997.

http://pravenc.ru/text/153753.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ [византинистика], комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая историю, язык, религию, право и культуру (лит-ру, философию, искусство и пр.) Византийской империи (IV-XV вв.), ее истоки, типологические особенности, связи с др. странами и регионами мира, влияние Византии на развитие др. стран средневековья и Нового времени. В самостоятельные дисциплины выделяются история визант. искусства (см. в ст. Искусствоведение ) и визант. археология (см. в ст. Византийская империя ). Как исследовательское направление В. развивалось в тесной связи с др. разделами исторической науки: антиковедением, медиевистикой, неоэллинистикой, славяноведением , востоковедением, кавказоведением, археологией, классической филологией, а также с патрологией , литургикой . В данном очерке представлена история научного изучения феномена Византии с преимущественным вниманием к церковно-исторической проблематике. Период накопления материалов и их первоначального освоения (XV-XVI вв.) Начало зарождения интереса к визант. истории и культуре в Европе относится к эпохе Ренессанса, периоду общего подъема науки, возрождения интереса к античности и истории Др. Рима. Одним из первых произведений, где содержалась информация о визант. истории, стал труд итальянца Ф. Бьондо «Исторические декады от падения Римской империи» (Venetiis, 1483). Его ученик Лет Помпоний создал «Историю цезарей», в к-рой излагалась история III-VII вв. и впервые была высказана мысль, что именно Вост. Римская империя стала единственной наследницей гос. традиции после падения Рима в V в. В 1456 г. Н. Сагундино (Sagundino, 1402-1464?) написал трактат «De origine et rebus gestis Turcarum» (О происхождении и деяниях турок), первую в европ. науке работу по тур. истории, где история поздней Византии была рассмотрена в связи со средиземноморской политикой последних столетий ее существования. В XV-XVI вв. начинается коллекционирование визант.

http://pravenc.ru/text/158430.html

язык (усилиями гуманистов Бруни, Ф. Филельфо, Дж. Ауриспы, М. Фичино и др.) сочинений Платона, неоплатоников, Секста Эмпирика, Плутарха, Эпиктета, Лукиана, Диогена Лаэртского, греч. комментаторов Аристотеля, Гесиода, Гермеса Трисмегиста, издание сочинений Лукреция, Цицерона, Марка Аврелия, произведений художественной, исторической и др. лит-ры; 3) в филологии - критическое исследование текстов библейских книг и материалов к ним (Валла, Манетти, Дж. Пико делла Мирандола , И. Рейхлин , Эразм Роттердамский); 4) в исторических исследованиях - формирование нового подхода к изложению истории с критикой источников и без ссылок на церковный авторитет (Бруни «История народа Флоренции» и Ф. Бьондо «История со времен падения Римской империи» и др.); 5) в политике и социологии - подчинение нравственной проблематики политической целесообразности и принципу силы (Н. Макиавелли «Государь»), утопические проекты создания буд. счастливого общества, основанного на социальном равенстве (Т. Мор , Т. Кампанелла ); 6) в естественных науках - создание гелиоцентрической системы мира (Коперник); 7) в учениях о праве, нравственности и религии - новые толкования сложившихся еще в античности теорий «естественного права», «естественной морали»; реабилитация античного язычества, поиски общих черт между христианством и античной мифологией (трактаты Фичино «О христианской религии и благочестии» и Дж. Савонаролы «Триумф креста, или Об истине христианской религии» и др.), возникновение концепций «всеобщей религии» (Фичино, Пико делла Мирандола) и «естественной религии» (Мор, Ж. Боден); 8) в поисках синтеза античной культуры и раннего христианства - формирование «христианского» Г. (Эразм Роттердамский, Мор, Рейхлин и др.); 9) в оккультных науках - широкое распространение в кругах гуманистической интеллигенции различных течений магии, герметизма , астрологии , алхимии (Ф. Парацельс и др.). Возрожденческая философия, которая может считаться выразительницей гуманистического мировоззрения эпохи, за редкими исключениями ( Николай Кузанский ), не отличалась ни оригинальностью построений, ни глубиной решения поставленных проблем.

http://pravenc.ru/text/168288.html

Историографами последней фазы в существовании империи, продолжавшейся почти два столетия – от Михаила Палеолога, до захвата нового Рима османами, – стали Георгий Пахимер, Никифор Григора и император Иоанн Кантакузен, который, удалившись после отречения от престола, в монастырь, описал там бурные события, происходившие в Византии в его время, с 1320 по 1357 г. Самый канун падения Константинополя описан в исторических сочинениях Дуки, Георгия Франца и Лаоника Халкондилы, при этом, Халкондила особое внимание уделил народу, который погубил Христианскую империю – османам, представив в своей “Истории” превращение одного из многих эмиратов малой Азии в могущественное государство, которое уже тогда нанесло ряд сокрушительных ударов балканским грекам и славянам. Падение Константинополя повлекло за собой быстрое увядание греческой культуры и массовую эмиграцию в Италию. Следствием этой эмиграции, стал расцвет западноевропейского гуманизма. Любознательные итальянцы, а потом, также, французы и немцы обучались греческому языку у беженцев, с порабощенных Балкан, но в эпоху возрождавшегося паганизма, этот язык нужен был, овладевшим им, гуманистам не для того, чтобы лучше узнать мир, свидетелями гибели которого были они сами или их ближайшие предки, но для того, чтобы проникнуть умом во времена, канувшие в прошлое за полторы и за две тысячи лет до них. Гуманисты были обольщены, вначале, Римскими, а потом – эллинскими древностями, и Христианская Византия оставалась у них в пренебрежении. На паганистические предубеждения накладывалась давняя антиправославная фанаберия католического запада. И, все-таки, уже в 15 столетии на западе писались труды, в которых отражены события, происходившие на востоке Христианской Римской империи. Так, в 1483 г. итальянец Ф. Бьондо написал “Исторические декады от падения Римской империи”. Его ученику Лету Помпонию принадлежит “История цезарей”, охватывающая период от 3 до 7 столетий. По мысли Помпония, прямым наследником павшего Рима стала восточная Римская империя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

  001     002    003