Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЬОНДО [Блонд; лат. Blondus; итал. Biondo] Флавио (1392, Форли, Романья, Италия - 4.06.1463, Рим), итал. историк эпохи Возрождения, впервые отразивший в своих трудах представление о ср. веках как особом периоде в истории. До переезда в Рим в 1433 г., где он был назначен апостолическим секретарем, Б. получил хорошее образование и опыт работы в качестве нотария. На папской службе он участвовал в дипломатических миссиях в разных итал. гос-вах, создал неск. крупных исторических трудов, в частности соч. о древнерим. топографии «О возрожденном Риме» (In Romam instauratam. 1444-1446. 3 t.). В соч. «О Риме торжествующем» (De Roma triumphante. 1459) Др. Рим рассматривается автором как модель для реформирования адм. и военных институтов Италии. Этот труд оказал большое влияние на выработку новой концепции папской власти, к-рая основывалась на идее продолжения традиций Римской империи, а также на пробуждении рим. патриотизма и почитании античности. «Италия в комментариях» (Italia illustrata, написано между 1448 и 1458, изд. в 1474) и «Исторические декады от падения Римской империи» (Historiarum ab inclinatione Romanorum imperii decades, написано между 1439 и 1453, изд. в 1483) - наиболее известные сочинения Б. В первом, непосредственно связанном с путешествиями автора по стране, описываются география и история итал. провинций, события истории Др. Рима, 400-летний период варварских завоеваний и влияние на Италию франк. имп. Карла Великого и его преемников. Б. подробно рассказывает о конфликте папской власти со светскими государями в совр. ему Италии, о возрождении словесности в 1-й пол. XV в. Второе сочинение представляет собой обширное (в 32 книгах) «италоцентричное» описание истории христ. мира от завоевания Рима вестготами в 410 г. до расцвета итал. городов-гос-в в сер. XV в. (до 1440). Основанный на большом количестве тщательно подобранных источников и отрывков из сочинений др. авторов, этот труд Б. впосл. не раз использовался в качестве своего рода «справочника» по итал. истории, напр., к нему обращался Н. Макиавелли , размышляя о причинах раздробленности Италии.

http://pravenc.ru/text/153753.html

Репортажи «Чтобы новые книги согревали наши сердца» Издательство францисканцев отметило 30-летие 08.04.2024 13:30 Москва, 8 апреля, Благовест-инфо. Тридцатилетний юбилей отметило 7 апреля Издательство францисканцев. На встрече в курии Римско-католической Архиепархии Божией Матери в Москве прозвучали поздравления, воспоминания об основателях, рассказы о работе издательства, которое выпускает литературу богословского, религиозно-философского и культурно-исторического характера, а также богослужебные книги, знакомит читателя с духовной традицией западного и восточного христианства. На юбилейном вечере были представлены книжные новинки: перевод «Абердинского бестиария» и второе исправленное издание книги П.Д. Сахарова «Пасха Страстей и Воскресения». Генеральный директор издательства священник-францисканец Дариуш Харасимович, кустод Российской генеральной кустодии св. Франциска Ассизского, рассказал, что францисканцы смогли легально вернуться в Россию в 1993 году. А уже через год генеральный кустод российских францисканцев польский священник Григорий Цёрох (1962–2004) основал издательство. «Молодой священник с горящим сердцем, ведомый Божьим Провидением, немедленно приехал в Россию, когда пал железный занавес, и подумал, что издательство будет хорошим инструментом евангелизации на постсоветском пространстве. «Братья, доколе есть время, давайте творить добро», – повторял он слова св. Франциска», – с благодарностью вспоминал о. Григория выступавший. По его словам, польского священника вдохновлял также пример св. Максимилиана Кольбе, «миссионера великого масштаба», который до войны издал в Польше множество книг. Сам о. Дариуш познакомился с Издательством францисканцев в 1996 году и «сразу понял, что это место, где кипит жизнь», где царит творческая «движуха», где постоянная «атмосфера евангелизации и дружбы». Вспомогательный епископ Архиепархии Божией Матери в Москве Николай Дубинин в течение 15 лет, с 2005 по 2020 год, возглавлял Издательство францисканцев. Он рассказал о самых значимых, получивших широкий резонанс изданиях: Римский миссал, по которому совершается богослужение, «мегапроект» – пять томов «Католической энциклопедии», первый русский перевод «Золотой легенды» Иакова Ворагинского, «Сочинения» Иоанна Павла II, «Воссозданный Рим» Флавио Бьондо, папские энциклики и апостольские обращения и многое другое. Он пожелал издательству, «чтобы оно жило, развивалось и было одним из прекрасных добрых дел, которыми мы прославляем Бога».  

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ V Николай V, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. P. 307 (РГБ) Николай V, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. P. 307 (РГБ) (15.11.1397, Сарцана, Италия - 24.03.1455, Рим; до избрания папой - Томмазо Парентучелли), папа Римский (с 6 марта 1447). Отец, Бартоломео Парентучелли († 1401), был родом из Пизы, имел степень д-ра медицины; по политическим причинам ему пришлось уехать из Пизы и поселиться в г. Сарцана, на родине его жены и матери буд. понтифика, Андреолы Бози делла Веррукола. После смерти мужа она вышла замуж повторно. Один из ее сыновей от 2-го брака, Филиппо Каландрини, в понтификат Н. стал епископом Болоньи (1447-1476) и кардиналом (1448). С 1410 по 1415 г. Парентучелли изучал свободные искусства (см. Artes liberales ) в Болонье. Получив степень магистра, из-за недостатка средств он не смог сразу продолжить учебу. В 1415-1419 гг. служил домашним учителем в богатых семьях Ринальдо дельи Альбицци и Паллы Строцци во Флоренции. Ок. 1420 г. Парентучелли вернулся в Болонью; изучал в ун-те богословие. На талантливого юношу обратил внимание Никколо Альбергати, еп. Болоньи (1417-1443). Он назначил Парентучелли своим домоправителем, в 1423 г. рукоположил его во пресвитера, сделал каноником неск. церквей. Состоя при епископе, Парентучелли общался с выдающимися литераторами-гуманистами Энеа Сильвио Пикколомини (папа Римский Пий II в 1458-1464), Амброджо Траверсари, Франческо Филельфо, Флавио Бьондо , Леоном Баттистой Альберти, Джанфранческо Поджо Браччолини. В 1426 г. Альбергати был возведен в достоинство кардинала; с собой в Рим он взял Парентучелли. В 1427 г. кард. Н. Альбергати участвовал в мирных переговорах между Венецией, Флоренцией, Савойей и Миланом; Парентучелли сопровождал его и помогал в проведении этих переговоров. В 1434 г. из-за смуты в Риме двор папы Евгения IV (1431-1447) переехал во Флоренцию, а в 1436 г.- в Болонью. К этому времени Парентучелли, эрудированный книжник, приобрел достаточно широкую известность. Козимо Медичи поручил Парентучелли составить для него каталог библиотечного собрания; впоследствии каталог считался образцовым среди коллекционеров.

http://pravenc.ru/text/2566088.html

Интересы гуманистов были широки. Большой интерес у них вызывала история, в первую очередь история Италии, итальянского народа. Они занимались также периодизацией истории. Известному итальянскому гуманисту XV в. Флавио Бьондо принадлежит сочинение «История от упадка Римской империи». Он ввел новую периодизацию истории: античность, средние века, новое время. Гуманисты придавали истории большое значение не только в политическом и культурном плане, но и в плане воспитательном. «... посредством изучения истории то, что само по себе смертно, становится бессмертным, то, что отсутствует, становится явным», — писал итальянский гуманист Марсилио Фичино . Итальянские гуманисты много трудились в области разработки этических учений. Новая эпоха вырабатывали новые ценностные ориентиры. Этика гуманистов вырастала из нового понимания науки не только как комплекса знаний, но и как средства воспитания человека, воспитания личности. В первую очередь это относилось к гуманитарным наукам — риторике, философии, этике, истории и литературе. Знаменитый гуманист Колюччо Салютати (1331-1406) ратовал за действенную борьбу со злом, чтобы затем создать царство добра. В своих работах Салютати подчеркивал наличие и значение у человека свободы воли. Леонардо Бруни (1369-1444) разрабатывал теорию «гражданского гуманизма». Он утверждал, что демократия и свобода являются единственной и естественной формой человеческой общности. Говоря о демократии как форме государства, Бруни в первую очередь имел в виду пополанскую демократию, т.е. народную демократию. Он полагал, что высшее счастье — это деятельность человека на благо общества и родины. Леонардо Бруни явился создателем теории гуманистической педагогики и первым поборником женского образования. Бруни высоко ценил античную философию. Искусство Раннего Возрождения. Живопись. Скульптура. Архитектура. Первые итальянские живописцы раннего Возрождения сохранили в своих работах многое из канонов средневековья. Это в первую очередь относится к знаменитым флорентийским художникам Джотто (1266-1337) и Мазаччо (1401-1428). Они расписывали храмы фресками, писали на религиозные сюжеты. Своим творчеством Джотто освободил живопись от канонов и влияния византийской иконописи. По аналогии с Данте Джотто считается последним живописцем средневековья и первым живописцем Возрождения. В XV в. были открыты законы перспективы. Мазаччо первым применил эти законы в живописи. Это позволило ему создавать объемные фигуры и помещать их как бы в трехмерном пространстве.

http://sedmitza.ru/lib/text/441100/

Дух исходит от 2 различных начал, имеет 2 причины. С тех же позиций написан и трактат «Περ το τς ερς εχαριστας μυστηρου» (О таинстве св. Евхаристии - Ibid. Col. 493-526). Одним из поздних богословских произведений В. было Соборное послание (Επιστολ καθολκη - Ibid. Col. 449-480) 1463 г., адресованное правосл. грекам по случаю провозглашения В. титулярным лат. патриархом К-польским. В. связывает падение Византийской империи с отклонением греков от истинной веры и отделением их от католич. Церкви. Единственным путем спасения для греков, по мысли В., могло быть только признание лат. учения и примата папы, а также воссоединение Церквей. Литературная деятельность В., получивший классическое визант. образование, написал мн. риторических и эпистолярных сочинений. Он составил монодии на смерть имп. Мануила II Палеолога, Феодоры Комнины, Клеопы Палеологины, в к-рых раскрывается его лит. и риторический талант. Его перу принадлежит панегирик Трапезунду, в к-ром он называет родной город «эмпорием ойкумены». В. стоял в центре гуманистической жизни Италии. Итал. гуманист Лоренцо Валла , принадлежавший к гуманистическому окружению кардинала, назвал В. «Latinorum Graecissimus, Graecorum Latinissimus» (лат.- самый греческий из латинян, самый латинский из греков). В Риме В. основал и возглавил гуманистический кружок, в к-рый входили Поджо Браччолини, Флавио Бьондо , Франческо Филельфо, Платина, Валла. «Академия» В. была «артистическим салоном», в к-ром собирались греки и латиняне, богословы и гуманисты для свободного общения. Члены виссарионовской «Академии» занимались копированием рукописей и переводами античных авторов на лат. язык. В. был крупным коллекционером греч. манускриптов и собственноручно сделал неск. копий древних рукописей. Ему принадлежат также переводы на лат. язык «Воспоминаний» Ксенофонта, «Метафизики» Аристотеля, «Метафизики» Теофраста, речей Демосфена. В 1468 г. В. передал в дар Венеции свою самую большую в Европе частную б-ку, состоявшую из 768 рукописных книг (из них 482 на греч. языке). Б-ка Виссариона составила основу будущей б-ки св. Марка (Biblioteca Marciana). Дом В. в Риме стал центром визант. эмиграции, особенно усилившейся после падения империи. Он оказывал финансовую поддержку грекам, содействовал в получении ими должностей в местных ун-тах. Среди тех, кому В. оказал помощь, были Михаил Апостолис , Феодор Газа и Константин Ласкарис. В знак признательности Апостолис составил надгробную речь в память о нем. Греч. культура получила широкое распространение на итал. почве благодаря усилиям В., о к-ром в эпитафии сказано: «Твоими трудами Греция переселилась в Рим».

http://pravenc.ru/text/158772.html

и до наших дней. § 2. Христианская археология от истоков до середины XIX века Долгое время понятие «археология» употреблялось в широком смысле – «наука о древности». Первыми христианскими археологами были представители Церкви. Уже во 2-й пол. XII в. появились исследования о двух главных церквах Рима. Джованни Дúаконо написал труд о епископской базилике Сан Джованни ин Латерано, его опубликовал о. Жан Мабийон в 1689 г. Сочинение священника Пьетро Маллио о базилике св. Петра в Ватикане (Historia Basilicae antiquae S. Petri Apostoli in Vamicano) увидело свет еще позже, в 1867 г. его издали болландисты. В XII в. появляются также иллюстрированные путеводители о христианских памятниках Рима (Mirabilia Urbis Romae) для паломников, эти книги неоднократно переиздавались 1704 . 1. века В эпоху Ренессанса, когда европейские ученые обратились к наследию греко-римской античности, в сферу их интересов попало и христианство. Франческо Петрарка (1304–1374) в своих письмах из Рима восхищался и античными памятниками, и средневековыми церквами. Кола ди Риенцо (1312–1354) занимался античной и средневековой эпиграфикой Рима. Флавио Бьондо (1392–1436) в своем трехтомном сочинении описал, наряду с античными руинами, средневековые церкви Рима. Особой заслугой Помпонио Лето (1428– 1498) 1705 было основание Римской Академии антикваров (Accademia romana degli antiquari), первого в мире археологического учреждения. Гуманист Онофрио Панвинио (1529–1568) из Вероны издал десять книг «О древних и новых церквах, монастырях, кладбищах», это сочинение сохранилось в отрывках. После смерти Панвинио на итальянском и латинском языках был опубликован его труд о семи главных церквах Рима 1706 . Гуманист Альдо Мануцио (1547–1597) изучал христианские надписи древнего кладбища по Старой Саларийской дороге. Помпео Угонио (ум. предпол. в 1613 г.) собрал ценные материалы о катакомбах и римских церквах до их перестроек в κ. XVI в., каноник Тиберио Альфарано (ум. в 1596 г.) – сведения по истории базилики св. Петра. Помимо Рима, внимание исследователей привлекала Равенна, книгу о ее церквах и мозаиках написал епископ Джампьетро Ферретти (1482–1557).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После падения Константинополя, под турецким владычеством, религия и религиозные учреждения греков сохранились. Несмотря на отдельные акты насилия турецкого правительства и мусульманского населения против представителей Греческой церкви и православного населения, надо признать, что при Мехмеде II и его ближайших преемниках дарованные христианам религиозные права соблюдались довольно строго. Личности патриарха, епископов и священников признавались неприкосновенными. Все духовные лица считались свободными от подати, в то время как весь греческий народ был обязан платить ежегодную подать (харадж). Половина столичных церквей должна была быть обращена в мечети, а другая – остаться в пользовании христиан. Церковные каноны сохраняли свою силу во всех делах по внутреннему церковному управлению, которое, будучи осуществляемо патриархом и епископами, пользовалось самостоятельностью. При патриархе существовал Священный Синод; патриарх и Синод вели дела церковного управления. Все религиозные действия могли отправляться свободно. Во всех городах и деревнях разрешалось торжественное празднование Пасхи и т. д. Эта религиозная терпимость сохранялась в Турецкой империи до наших дней, 1044 хотя с течением времени случаи нарушения религиозных прав христиан со стороны турок участились, и положение христианского населения временами было очень тяжелым. Первый Константинопольский патриарх при новом владычестве был избран духовенством вскоре после взятия города и затем признан султаном. Выбор пал на образованного полемиста и разностороннего писателя Геннадия (в миру Георгия) Схолария. Он сопровождал Uoahha VIII на собор в Феррару и Флоренцию. Тогда он был сторонником унии, ко времени же своего патриаршества он превратился в ее противника и ревностного защитника православия. С его избранием греко-римская уния полностью прекратила свое существование. 997 О «путешествии» Михаила в Лион см.: Theodore Spandugino, patritio Constantiriopolitano (умер после 1538 г.) «De la origine deli imperatori Ottomani». Опубликовано в: С. Sathas. Docuinents inédits relatifs à l " histoire de la Grèce, vol. IX, Paris, 1890, p. 143. Chronicon Carionis a Caspare Peucero expositi et aucti, V, part 3, pp. 874–875. Есть также много старых изданий этой хроники. ( А. А. Васильев не приводит в своей библиографии никаких данных о существующих изданиях этой хроники. – Науч. ред.). А также Флавио Бьондо, умерший в 1463 г. (К чему чисто логически относится данная краткая фраза – не ясно. – Науч. ред.). О критике данной истории см.: L. Allatius. De ecclesiae occidentalis atque orientalis perpetua consensione, vol. II Colonia Agrippina, 1648, cap. XV, p. 753. Лев Алляций цитирует и много других имен.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Средние века – более чем тысячелетний период истории человечества между V и XVII вв. Термин введен ученым итальянским гуманистом Флавио Бьондо в конце XV в. Согласно принятой среди медиевистов периодизации, раннее средневековье – V-X вв., развитое (Высокое) средневековье – XI-XV вв., позднее средневековье – XVI – первая половина XVII вв. См.: Византия. Сретение – дословно «встреча», так назывался церковный праздник 2/15 февраля в честь дня, когда старец Симеон и пророчица Анна предстали перед ребенком Иисусом Христом, которого его родители, Иосиф и Мария, принесли в храм. Ставлокомит – глава царских конюшен, отвечал за отбор животных в императорский кортеж. Сотрудничал с логофетом агелы. Ставрат – дословно «кресчатая», название серебряной монеты, встречающееся в документах XIV-XV вв., хотя историки и нумизматы обычно связывают ее лишь с тяжелой серебряной монетой, появившейся в обращении с 1367 г. в результате реформы василевса Иоанна V Палеолога. На самом деле серебряная монета последних Палеологов называлась перпер. См.: денежные единицы (табл.). Ставродиавасия – особый обряд по определению земельных границ, который заключался в обходе их с крестом в руках. Ставропигион – от греч. ставрос – «крест» и пигними – «фиксировать, закреплять». Церемония, во время которой на месте строительства новой церкви воздвигался деревянный пятиконечный крест, иногда присылаемый самим Патриархом. Ставропигия – право, на основании которого монастырь экономически и дисциплинарно напрямую зависел от Патриарха, а не от епископа или митрополита. Ставрофик – реликварий. В С. хранилась частица Истинного Креста Господнего, на котором был распят Христос. Стакта – мыльный порошок. См.: сапонопрат. Стама – здание ипподрома, расположенное буквой П. Стамнос – трехручный тарный кувшин для транспортировки жидкостей. Стась – семейное владение византийского крестьянина, в среднем составляющее от 60 до 120 модиев земли (5,6–11,2 га). Одновременно под С. понималась налоговая единица, где крестьяне – держатели надела находятся под одним тяглом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ферраро-Флорентийский Собор ). Падение К-поля и поражение в борьбе с турками привели к тому, что к унии присоединились только те греки, к-рые эмигрировали в И. Папы Римские неоднократно объявляли об организации крестового похода против турок, но собрать необходимые для этого силы и средства мешали внутренние и внешние конфликты. Папа Римский Пий II на конклаве в Мантуе в 1459 г. Роспись б-ки Пикколомини в сиенском соборе. Ок. 1505 г. Худож. Пинтуриккьо Папа Римский Пий II на конклаве в Мантуе в 1459 г. Роспись б-ки Пикколомини в сиенском соборе. Ок. 1505 г. Худож. Пинтуриккьо Культура эпохи Ренессанса, став впосл. общеевроп. явлением, зародилась в И. и в области лит-ры была связана с творчеством Данте , Петрарки , Боккаччо, Лодовико Ариосто и др.; в общественной мысли и гуманитарном знании - с трудами Флавио Бьондо, Колуччо Салутати, Леонардо Бруни , Лоренцо Валлы, Фичино, Джованни Пико делла Мирандолы и др.; в живописи, скульптуре и архитектуре - с творениями Джотто , Брунеллески, Донателло , Мазаччо, Альберти, Пьеро делла Франчески, Андреа Вероккьо, Донато Браманте , Сандро Боттичелли , Леонардо да Винчи , Микеланджело , Рафаэля и мн. др.; в науке и технике - с открытиями Леонардо да Винчи, Джордано Бруно , Галилео Галилея . Итальянцы ощущали себя наследниками античной цивилизации, прежде всего Др. Рима, к-рый, аккумулировав все достижения античности, стал великой империей. Продолжением Римской империи были для них Византийская империя и Свящ. Римская империя, к-рые существовали мн. столетия. Падение К-поля в 1453 г. и бегство мн. ученых греков на Запад способствовали возрождению в И. интереса к греко-рим. культуре и к ее памятникам. Ренессанс сыграл в И. роль катализатора рано оформившейся «национальной идеи» (Петрарка и Данте, писавшие на народном языке volgare, считаются создателями итал. лит. языка). К нач. XVI в. сформировалось представление о нек-рой национальной общности, в частности в произведениях флорентийских политиков и историков Макиавелли и Франческо Гвиччардини (1483-1540).

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Бернольд (Констанцский), немецкий историограф и канонист (ум. в 1100 г.) 209 Бернхард I, герц, саксонский (973–1011) 341, 341 Бернхард III, герц, саксонский (1180–1212) IV, 309, 309 Бернхард, мгр. Саксонской северной марки (1009–1044) IXa, 328, 328–329 Бернхард, с. (вероятно, ошибочно вместо о.) предыдущего 328, 328 Бернхард, гр. плёцкауский (ум. в 1147 г.) 234, 234 Бернхард, гр. рацебургский (80–90-е гг. XII в.) 283, 283 Бернхард, предок германского имп. Лотаря III 328 Бернхард, еп. хальберштадтский (924–968) 42 Бернхард, еп. хильдесхаймский (1130–1153) 191 Берта, см. Евдокия (Берта) Берта, см. Ирина (Берта) Берта, первая ж. германского имп. Генриха IV (ум. в 1087 г.) II, 161 Берта, ж. тосканского мгр. Адальберта, д. лотарингского кор. Лотаря II (ум. в 925) I, 38 Берта, ж. лотарингского герц. Mamфeя I (ум. в 1179/95 г.) II Бертольд II, гр. дисенский (ум. после 1039/52 г.) III Бертольд, гр. церингенский (кон. XI в.) 190 Бесен (Безен?), прозвище (венгерское?) волынского кн. Ярослава Святополчича 365–366, 365 Бесприм, с. польского кн. Болеслава I, кн. польский (1032) IV, 66, 66, 97–99, 108 Бибиков М. В. 10, 23, 38–39, 240 Биллунги, династия саксонских герц. (X – нач. XII в.) 234, 272, 330 Бледа, б. гуннского предводителя Аттилы 222 Блонд Флавий, см. Бьондо Флавио Богданова Н. М. 101 Богуслав (Богислав) I, с. западнопоморского кн. Вартислава I, кн. западнопоморский (1155/6–1187) IV, 309,309 Бодон, диакон, перешедший в иудейство (IX в.) 18, 89 Бодуэн, см. Балдуин (Бодуэн) Бозон, еп. мерзебургский (968–970) 75 Болеслав I Храбрый, кн. польский (992–1025, кор. с 1025 г.) IV, V, 50, 52, 55–56, 58, 61, 62, 66–68, 68, 70–75, 70–76, 78–81, 78–80, 82, 83, 85, 85, 88, 90, 97–98, 97–99, 106–107, 106–107, 130–131, 130–131, 135, 167–172, 167–171, 176, 213, 213, 227–229, 228–229, 270, 271, 271, 279, 297–300, 297–300, 302, 329, 344, 344 Болеслав II, кн. польский (1058–1079, кор. с 1076 г., ум. ок. 1081 г.) IV, 111–112, 112, 120, 155, 169, 173–175, 173–175, 179, 214, 229, 229, 270, 301–302, 301–303, 339, 345, 358

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004