После падения Константинополя, под турецким владычеством, религия и религиозные учреждения греков сохранились. Несмотря на отдельные акты насилия турецкого правительства и мусульманского населения против представителей Греческой церкви и православного населения, надо признать, что при Мехмеде II и его ближайших преемниках дарованные христианам религиозные права соблюдались довольно строго. Личности патриарха, епископов и священников признавались неприкосновенными. Все духовные лица считались свободными от подати, в то время как весь греческий народ был обязан платить ежегодную подать (харадж). Половина столичных церквей должна была быть обращена в мечети, а другая – остаться в пользовании христиан. Церковные каноны сохраняли свою силу во всех делах по внутреннему церковному управлению, которое, будучи осуществляемо патриархом и епископами, пользовалось самостоятельностью. При патриархе существовал Священный Синод; патриарх и Синод вели дела церковного управления. Все религиозные действия могли отправляться свободно. Во всех городах и деревнях разрешалось торжественное празднование Пасхи и т. д. Эта религиозная терпимость сохранялась в Турецкой империи до наших дней, 1044 хотя с течением времени случаи нарушения религиозных прав христиан со стороны турок участились, и положение христианского населения временами было очень тяжелым. Первый Константинопольский патриарх при новом владычестве был избран духовенством вскоре после взятия города и затем признан султаном. Выбор пал на образованного полемиста и разностороннего писателя Геннадия (в миру Георгия) Схолария. Он сопровождал Uoahha VIII на собор в Феррару и Флоренцию. Тогда он был сторонником унии, ко времени же своего патриаршества он превратился в ее противника и ревностного защитника православия. С его избранием греко-римская уния полностью прекратила свое существование. 997 О «путешествии» Михаила в Лион см.: Theodore Spandugino, patritio Constantiriopolitano (умер после 1538 г.) «De la origine deli imperatori Ottomani». Опубликовано в: С. Sathas. Docuinents inédits relatifs à l " histoire de la Grèce, vol. IX, Paris, 1890, p. 143. Chronicon Carionis a Caspare Peucero expositi et aucti, V, part 3, pp. 874–875. Есть также много старых изданий этой хроники. ( А. А. Васильев не приводит в своей библиографии никаких данных о существующих изданиях этой хроники. – Науч. ред.). А также Флавио Бьондо, умерший в 1463 г. (К чему чисто логически относится данная краткая фраза – не ясно. – Науч. ред.). О критике данной истории см.: L. Allatius. De ecclesiae occidentalis atque orientalis perpetua consensione, vol. II Colonia Agrippina, 1648, cap. XV, p. 753. Лев Алляций цитирует и много других имен.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Репортажи «Чтобы новые книги согревали наши сердца» Издательство францисканцев отметило 30-летие 08.04.2024 13:30 Москва, 8 апреля, Благовест-инфо. Тридцатилетний юбилей отметило 7 апреля Издательство францисканцев. На встрече в курии Римско-католической Архиепархии Божией Матери в Москве прозвучали поздравления, воспоминания об основателях, рассказы о работе издательства, которое выпускает литературу богословского, религиозно-философского и культурно-исторического характера, а также богослужебные книги, знакомит читателя с духовной традицией западного и восточного христианства. На юбилейном вечере были представлены книжные новинки: перевод «Абердинского бестиария» и второе исправленное издание книги П.Д. Сахарова «Пасха Страстей и Воскресения». Генеральный директор издательства священник-францисканец Дариуш Харасимович, кустод Российской генеральной кустодии св. Франциска Ассизского, рассказал, что францисканцы смогли легально вернуться в Россию в 1993 году. А уже через год генеральный кустод российских францисканцев польский священник Григорий Цёрох (1962–2004) основал издательство. «Молодой священник с горящим сердцем, ведомый Божьим Провидением, немедленно приехал в Россию, когда пал железный занавес, и подумал, что издательство будет хорошим инструментом евангелизации на постсоветском пространстве. «Братья, доколе есть время, давайте творить добро», – повторял он слова св. Франциска», – с благодарностью вспоминал о. Григория выступавший. По его словам, польского священника вдохновлял также пример св. Максимилиана Кольбе, «миссионера великого масштаба», который до войны издал в Польше множество книг. Сам о. Дариуш познакомился с Издательством францисканцев в 1996 году и «сразу понял, что это место, где кипит жизнь», где царит творческая «движуха», где постоянная «атмосфера евангелизации и дружбы». Вспомогательный епископ Архиепархии Божией Матери в Москве Николай Дубинин в течение 15 лет, с 2005 по 2020 год, возглавлял Издательство францисканцев. Он рассказал о самых значимых, получивших широкий резонанс изданиях: Римский миссал, по которому совершается богослужение, «мегапроект» – пять томов «Католической энциклопедии», первый русский перевод «Золотой легенды» Иакова Ворагинского, «Сочинения» Иоанна Павла II, «Воссозданный Рим» Флавио Бьондо, папские энциклики и апостольские обращения и многое другое. Он пожелал издательству, «чтобы оно жило, развивалось и было одним из прекрасных добрых дел, которыми мы прославляем Бога».  

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

984 Historia byzantina. XLI; Bonn ed., p. 306. См. также девять текстов, шесть в прозе и три в стихах, различных монодий и плачей на падение Константинополя. — S. Lampros. Μονφδαι κα θρνοι επ τη αλσει της Κωνσταντινουπλεως . — Νος Ελληνομνημων , vol. V, 1908, ρρ . 190—269. 985 Латинский текст отрывка из Длугоша опубликован в: О. Halecki. La Pologne et l " Empire Byzantin. — Byzantion, vol. VII, 1932, p. 65. 986 См.: M. Brosset. Histoire de la Géorgie, vol. I, Saint-Petersbourg, 1849, p. 683. 987 См.: G. Voigt. Enea Silvio Piccolomini. Bd. II, Berlin, 1862, S. 95. 988 Baronii Annales ecclesiastici, ed. A. Theiner, vol. XXVIII, Paris — Bruxelles, 1874, p. 698. 989 См.: N. Iorga. Geschichte des Osmanischen Reiches, Bd. II, S. 41. 990 G. Voigt. Enea Silvio Piccolomini, Bd. II, S. 94. 991 N. Iorga. Notes et extraits pour servir à l " histoire des croisades au XVe siècle, vol. IV, p. 74. 992 N. Iorga. Notes et extraits... vol. IV, pp. 64; 76; 82; 84; 90. 993 G. Voigt. Enea Silvio Piccolomini. Bd. II, S. 118—119. 994 W. Norden. Das Papsttum und Byzanz... S. 505. 995 Nicephorus Gregoras. Historia, V, 2, 5; Bonn ed., vol. I, p. 128. 996 L. Bouvat. L " Empire Mongol. Paris, 1927, p. 1. 997 О «путешествии» Михаила в Лион см.: Theodore Spandugino, patritio Constantiriopolitano (умер после 1538 г.) «De la origine deli imperatori Ottomani». Опубликовано в: С. Sathas. Docuinents inédits relatifs à l " histoire de la Grèce, vol. IX, Paris, 1890, p. 143. Chronicon Carionis a Caspare Peucero expositi et aucti, V, part 3, pp. 874—875. Есть также много старых изданий этой хроники. (А. А. Васильев не приводит в своей библиографии никаких данных о существующих изданиях этой хроники. — Науч. ред.). А также Флавио Бьондо, умерший в 1463 г. (К чему чисто логически относится данная краткая фраза — не ясно. — Науч. ред.). О критике данной истории см.: L. Allatius. De ecclesiae occidentalis atque orientalis perpetua consensione, vol. II Colonia Agrippina, 1648, cap. XV, p. 753. Лев Алляций цитирует и много других имен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

язык (усилиями гуманистов Бруни, Ф. Филельфо, Дж. Ауриспы, М. Фичино и др.) сочинений Платона, неоплатоников, Секста Эмпирика, Плутарха, Эпиктета, Лукиана, Диогена Лаэртского, греч. комментаторов Аристотеля, Гесиода, Гермеса Трисмегиста, издание сочинений Лукреция, Цицерона, Марка Аврелия, произведений художественной, исторической и др. лит-ры; 3) в филологии - критическое исследование текстов библейских книг и материалов к ним (Валла, Манетти, Дж. Пико делла Мирандола , И. Рейхлин , Эразм Роттердамский); 4) в исторических исследованиях - формирование нового подхода к изложению истории с критикой источников и без ссылок на церковный авторитет (Бруни «История народа Флоренции» и Ф. Бьондо «История со времен падения Римской империи» и др.); 5) в политике и социологии - подчинение нравственной проблематики политической целесообразности и принципу силы (Н. Макиавелли «Государь»), утопические проекты создания буд. счастливого общества, основанного на социальном равенстве (Т. Мор , Т. Кампанелла ); 6) в естественных науках - создание гелиоцентрической системы мира (Коперник); 7) в учениях о праве, нравственности и религии - новые толкования сложившихся еще в античности теорий «естественного права», «естественной морали»; реабилитация античного язычества, поиски общих черт между христианством и античной мифологией (трактаты Фичино «О христианской религии и благочестии» и Дж. Савонаролы «Триумф креста, или Об истине христианской религии» и др.), возникновение концепций «всеобщей религии» (Фичино, Пико делла Мирандола) и «естественной религии» (Мор, Ж. Боден); 8) в поисках синтеза античной культуры и раннего христианства - формирование «христианского» Г. (Эразм Роттердамский, Мор, Рейхлин и др.); 9) в оккультных науках - широкое распространение в кругах гуманистической интеллигенции различных течений магии, герметизма , астрологии , алхимии (Ф. Парацельс и др.). Возрожденческая философия, которая может считаться выразительницей гуманистического мировоззрения эпохи, за редкими исключениями ( Николай Кузанский ), не отличалась ни оригинальностью построений, ни глубиной решения поставленных проблем.

http://pravenc.ru/text/168288.html

  разделы   рассылка  распечатать Василий Щипков Современность между смертью и традицией Источник:  ГЕФТЕР Так как вы говорите: " мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, – потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя " . Исайя, 28:15 – Неужели вы заключили договор с победой? – Мы заключили договор со смертью. Монтаньяр Клод Базир, член Национального Конвента Французской Республики (18 июня 1793 года) – ...Если так, я буду смерть. – Вы смерть!.. Полноте, Бога ради! – А что? – Вы жизнь! – Нет, смерть! Но вы меня не бойтесь: я – смерть легкая, с прекрасными виденьями, с экстазом жизни. Дайте вашу руку, идем. Разговор Глафиры Бодростиной и Андрея Подозерова (Н.С. Лесков. На ножах) " Современность " , начиная с эпох Возрождения и Просвещения, – это не хронологическое понятие, а идеологическое. Его окончательно сформулировали идеологи Возрождения и Просвещения, вложив в него смысл, который сохранился до настоящего времени: современность – это то, что противостоит мировоззрению традиционного общества, что не относится к прошлому и " старому " , не имеет преемственности с социальным опытом и традицией. Понятие " современность " ( " модерн " ) особенно широко распространилось в европейских языках после " Спора о древних и новых " (Querelle des Anciens et des Modernes) во Французской академии в конце XVII века – спора, в котором " современность " и " древние " традиции уже окончательно понимались обеими его сторонами как взаимоисключающие противоположности. При этом сама идея современности появилась раньше, в момент объявления двучастного, затем трехчастного деления истории на " древнее " время, " средние века " и " новое " время (Петрарка, Бруни, Бьондо). Это деление разрывало историю на самостоятельные этапы, каждый из которых противостоял предыдущему, а хронологию превращало в идеологию. В этом смысле " современность " возникла и утвердилась в философской мысли как слово-отрицание. Поэтому в сегодняшнем языке " современность " мыслится как антоним " традиции " : традиция не может быть современной, современность не может быть традиционной.

http://religare.ru/2_113690.html

По мнению совр. исследователей, творчество Б. представляет собой пример гуманистической историографии и характеризуется следующими чертами: 1) концепцией ср. веков как особого периода европ. истории; 2) критическим (для своего времени) подходом к историческим документам и сочинениям др. историков, что проявляется в его скептическом отношении к нек-рым сочинениям средневек. авторов: на его экземпляре «Истории» Гальфрида Монмутского сохранилась собственноручная надпись владельца: «Я никогда не встречал ничего, столь напичканного ложью и легкомыслием»; 3) использованием источников разных типов: рассказ Б. о Риме в древности («Возрожденный Рим») основан на соединении фрагментов сочинений др. историков с гос. и частными документами (напр., переписка Данте), с результатами собственного осмотра сохранившихся древних зданий, топографическими описаниями, древними надписями, данными нумизматики; 4) подражанием античным образцам, что нашло отражение в его особом внимании к лит. стилю собственных сочинений, в широком использовании лит. приемов и биографических клише, заимствованных из древнерим. лит-ры. Соч.: In Romam instauratam. De origine et gestis Venetorum: Italia illustrata. Verona, 1481-1482. 2 vol.; Roma triumphans. Brescia, 1482; Decades, libri tres. Venetiis, 1483; Scritti inediti e rari/Introd. di B. Nogara. R., 1973. (st; 48). Лит.: Masius A. Flavio Biondo, sein Leben und seine Werke. Lpz., 1879; Hay D. Flavio Biondo and the Middle Ages//Proc. of the British Academy. L., 1959. Vol. 45. P. 98-127; Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. М.; Л., 1964. С. 261-264; Ianziti G. From Flavio Biondo to Lodrisio Crivelli: The Beginnings of Humanistic Historiography in Sforza Milan. Firenze, 1980; Cappelletto R. Recuperi Ammianei da Biondo Flavio. R., 1983; Tomassini M., Bonavigo C. Tra Romagna ed Emilia nell " umanesimo: Biondo e Cornazzano. Bologna, 1985; Clavuot O. Biondos «Italia illustrata» - Summa oder Neuschöpfung?: Über die Arbeitsmethoden eines Humanisten. Tüb., 1990; La cultura umanistica a Forlí fra Biondo e Melozzo: Atti del conv. di studi; Forlí, 8-9 nov. 1994. Bologna, 1997.

http://pravenc.ru/text/153753.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_113690.html 04 октября 2017 Василий Щипков Современность между смертью и традицией Источник:  http://gefter.ru/archive/22889 ГЕФТЕР Так как вы говорите: " мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, – потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя " . Исайя, 28:15 – Неужели вы заключили договор с победой? – Мы заключили договор со смертью. Монтаньяр Клод Базир, член Национального Конвента Французской Республики (18 июня 1793 года) – ...Если так, я буду смерть. – Вы смерть!.. Полноте, Бога ради! – А что? – Вы жизнь! – Нет, смерть! Но вы меня не бойтесь: я – смерть легкая, с прекрасными виденьями, с экстазом жизни. Дайте вашу руку, идем. Разговор Глафиры Бодростиной и Андрея Подозерова (Н.С. Лесков. На ножах) " Современность " , начиная с эпох Возрождения и Просвещения, – это не хронологическое понятие, а идеологическое. Его окончательно сформулировали идеологи Возрождения и Просвещения, вложив в него смысл, который сохранился до настоящего времени: современность – это то, что противостоит мировоззрению традиционного общества, что не относится к прошлому и " старому " , не имеет преемственности с социальным опытом и традицией. Понятие " современность " ( " модерн " ) особенно широко распространилось в европейских языках после " Спора о древних и новых " (Querelle des Anciens et des Modernes) во Французской академии в конце XVII века – спора, в котором " современность " и " древние " традиции уже окончательно понимались обеими его сторонами как взаимоисключающие противоположности. При этом сама идея современности появилась раньше, в момент объявления двучастного, затем трехчастного деления истории на " древнее " время, " средние века " и " новое " время (Петрарка, Бруни, Бьондо). Это деление разрывало историю на самостоятельные этапы, каждый из которых противостоял предыдущему, а хронологию превращало в идеологию. В этом смысле " современность " возникла и утвердилась в философской мысли как слово-отрицание. Поэтому в сегодняшнем языке " современность " мыслится как антоним " традиции " : традиция не может быть современной, современность не может быть традиционной.

http://religare.ru/2_113690_1_21.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ [византинистика], комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая историю, язык, религию, право и культуру (лит-ру, философию, искусство и пр.) Византийской империи (IV-XV вв.), ее истоки, типологические особенности, связи с др. странами и регионами мира, влияние Византии на развитие др. стран средневековья и Нового времени. В самостоятельные дисциплины выделяются история визант. искусства (см. в ст. Искусствоведение ) и визант. археология (см. в ст. Византийская империя ). Как исследовательское направление В. развивалось в тесной связи с др. разделами исторической науки: антиковедением, медиевистикой, неоэллинистикой, славяноведением , востоковедением, кавказоведением, археологией, классической филологией, а также с патрологией , литургикой . В данном очерке представлена история научного изучения феномена Византии с преимущественным вниманием к церковно-исторической проблематике. Период накопления материалов и их первоначального освоения (XV-XVI вв.) Начало зарождения интереса к визант. истории и культуре в Европе относится к эпохе Ренессанса, периоду общего подъема науки, возрождения интереса к античности и истории Др. Рима. Одним из первых произведений, где содержалась информация о визант. истории, стал труд итальянца Ф. Бьондо «Исторические декады от падения Римской империи» (Venetiis, 1483). Его ученик Лет Помпоний создал «Историю цезарей», в к-рой излагалась история III-VII вв. и впервые была высказана мысль, что именно Вост. Римская империя стала единственной наследницей гос. традиции после падения Рима в V в. В 1456 г. Н. Сагундино (Sagundino, 1402-1464?) написал трактат «De origine et rebus gestis Turcarum» (О происхождении и деяниях турок), первую в европ. науке работу по тур. истории, где история поздней Византии была рассмотрена в связи со средиземноморской политикой последних столетий ее существования. В XV-XVI вв. начинается коллекционирование визант.

http://pravenc.ru/text/158430.html

«Деяния Римских понтификов» - др. редакция L. P., составленная кард. Бозоном, племянником папы Адриана IV . В нее включены краткие биографии понтификов X-XI вв., основанные гл. обр. на сочинениях «К другу» и «Книга о христианской жизни» Бонизона, еп. Сутри, а также оригинальные жизнеописания Римских пап от Геласия II (1118-1119) до Александра III (1159-1181) (изд.: LP. T. 2. P. 351-446; см.: Ibid. P. XXXVII-XLIII). Редакция кард. Бозона содержится в нек-рых рукописях «Liber Censuum», составление к-рой было завершено в 1192 г. кард. Ченчо (впосл. папа Гонорий III ). После XII в. в распоряжении сотрудников папской курии не было текста первоначальной версии L. P. Жизнеописания Иннокентия III и нек-рых его преемников, составленные в XIII в., представляют собой самостоятельные произведения, не связанные с L. P. (см.: LP. T. 2. P. XLIV). Источниками сведений об истории папства служили энциклопедический свод Винцентия из Бове († ок. 1264), «Хроника пап и императоров» Мартина из Троппау, основанные на L. P., и др. произведения, в т. ч. «Перлы хроник» (Flores chronicorum) доминиканца Бернара Ги, «Церковная история» доминиканца Толомео из Лукки, «Деяния Римских понтификов» папского капеллана августинца Амальрика Оже и сборник папских биографий, составленный премонстрантом Петром из Херенталса. Новые жизнеописания, продолжавшие L. P., стали появляться только после того, как Л. Колонна привез в Рим рукопись Vat. lat. 3762, в к-рой содержался текст памятника в редакции Пьера Гийома. На основе этой рукописи и ее копии Vallic. C 79 сотрудники папской курии составили ряд дополнений, сохранившихся в манускриптах XV-XVI вв. Эти биографии различаются объемом текста и степенью детализации, но, как правило, в них не дается полного обзора деятельности понтифика; их важнейшие источники - сочинения Мартина из Троппау и Бернара Ги. Наиболее подробно описана история «великой схизмы» и обстоятельства ее преодоления. Большинство дополнений завершаются жизнеописанием Мартина V (1417-1431); самая поздняя версия, составленная при папе Пии II (1458-1464), включает его краткую биографию (изд.: LP. T. 2. P. 447-560; см.: Ibid. P. XLV-LI). По поручению папы Сикста IV Платина составил «Книгу о жизни Христа и всех понтификов» (между 1471 и 1474; изд. в 1479) - последний из сборников биографий Римских пап, созданных по образцу L. P. Кроме L. P. Платина использовал «Церковную историю» Толомео Луккского и «Исторические декады от падения Римской империи» Ф. Бьондо в редакции кард. Энеа Сильвио Пикколомини (папы Пия II) (см.: Merisalo. 1982).

http://pravenc.ru/text/2463643.html

Историографами последней фазы в существовании империи, продолжавшейся почти два столетия – от Михаила Палеолога, до захвата нового Рима османами, – стали Георгий Пахимер, Никифор Григора и император Иоанн Кантакузен, который, удалившись после отречения от престола, в монастырь, описал там бурные события, происходившие в Византии в его время, с 1320 по 1357 г. Самый канун падения Константинополя описан в исторических сочинениях Дуки, Георгия Франца и Лаоника Халкондилы, при этом, Халкондила особое внимание уделил народу, который погубил Христианскую империю – османам, представив в своей “Истории” превращение одного из многих эмиратов малой Азии в могущественное государство, которое уже тогда нанесло ряд сокрушительных ударов балканским грекам и славянам. Падение Константинополя повлекло за собой быстрое увядание греческой культуры и массовую эмиграцию в Италию. Следствием этой эмиграции, стал расцвет западноевропейского гуманизма. Любознательные итальянцы, а потом, также, французы и немцы обучались греческому языку у беженцев, с порабощенных Балкан, но в эпоху возрождавшегося паганизма, этот язык нужен был, овладевшим им, гуманистам не для того, чтобы лучше узнать мир, свидетелями гибели которого были они сами или их ближайшие предки, но для того, чтобы проникнуть умом во времена, канувшие в прошлое за полторы и за две тысячи лет до них. Гуманисты были обольщены, вначале, Римскими, а потом – эллинскими древностями, и Христианская Византия оставалась у них в пренебрежении. На паганистические предубеждения накладывалась давняя антиправославная фанаберия католического запада. И, все-таки, уже в 15 столетии на западе писались труды, в которых отражены события, происходившие на востоке Христианской Римской империи. Так, в 1483 г. итальянец Ф. Бьондо написал “Исторические декады от падения Римской империи”. Его ученику Лету Помпонию принадлежит “История цезарей”, охватывающая период от 3 до 7 столетий. По мысли Помпония, прямым наследником павшего Рима стала восточная Римская империя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001   002     003    004    005