Во 2-й пол. XIX в. в Бухарестской архиепископии было 9 благочиний (по одному в жудецах Илфов, Яломица, Дымбовица, Прахова, Мусчел, Телеорман, Влашка и 2 в Бухаресте), 1029 приходов, 1680 церквей, 17 мон-рей и скитов, служили 1547 священников, в обителях подвизались 920 монахов. В 1929 г. количество благочиний возросло до 21 (по 3 в Бухаресте, жудецах Илфов, Дымбовица, Телеорман и Влашка, 2 в жудеце Мусчел и 4 в жудеце Прахова). После адм. реформы 1951 г. юрисдикция Бухарестской архиепископии распространилась на 37 адм. районов с 32 благочиниями: в столице и областях Бухарестской, Плоештской, Питештской и Констанцской. В епархии в то время насчитывалось 1624 приходов, 1754 церквей, служил 2231 священник. Число мон-рей сократилось, в епархии осталось 2 мужских (Кэлдэрушани и Синая) и 6 женских (Пасэря, Цигэнешти, Гигиу, Замфира, Сузана и Нэмэешти) мон-рей. Мон-ри Черника и Чорогырла перешли в непосредственную юрисдикцию патриарха как ставропигиальные. В 1968 г. в связи с адм. реформой вернулось разделение на жудецы. В то время в составе архиепископии в 20 благочиниях было 1585 приходов, служили 1728 священников; число мон-рей возросло до 11 (4 мужских и 7 женских). После 1990 г. изменилась адм. структура Церкви, образовалось много новых епархий. В Бухарестской архиепископии остались Бухарест и жудецы Илфов и Прахова. В наст. время в епархии 10 благочиний: 1-е Бухарестское, 2-е Бухарестское, 3-е Бухарестское, Южноилфовское, Североилфовское, Южноплоештское, Североплоештское, Кымпинское и Вэлений-де-Мунтейское, в которых 634 прихода и 78 приписных приходов, служат 97 священников; в 26 мон-рях и 7 скитах подвизаются 784 насельника. В архиепископии действуют правосл. богословский фак-т им. румын. патриарха Юстиниана (Марины), Бухарестская ДС во имя митр. Нифонта и жен. духовное учебное заведение во имя прп. Филофеи при мон-ре Пасэря. С 2014 г. должность викарного архиерея Праховского занимает еп. Тимофей (Айоаней). В Бухаресте и его пригородах находятся 6 мон-рей. Мон-рь Раду-Водэ во имя Св.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

При совместном служении Первоиерархов Поместных Церквей их старшинство определяется по диптиху. Титулы Первоиерархов Восточных Православных Церквей могут казаться нашим современникам чрезмерно пышными и пространными, однако надо помнить, что они складывались в глубокой древности и несут на себе отпечаток событий церковной истории. Диптих возглавляет Предстоятель Константинопольской Поместной Православной Церкви, носящий титул: Святейший Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх. В юрисдикции Константинопольского Патриархата находится Автономная Православная Церковь Финляндии, которую возглавляет Архиепископ Карельский и всея Финляндии. Предстоятелями древних апостольских кафедр являются: Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки; Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока; Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины. В Иерусалимский Патриархат входит на правах автономии Синайская Архиепископия, имеющая своего Предстоятеля с титулом Архиепископа Синайского, Фаранского и Раифского. Пятое место в диптихе с XVI века занимает Первоиерарх Русской Православной Церкви – Патриарх Московский и всея Руси. За ним следует Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский. Титул Католикоса грузинские Первосвятители носят с V века, получив его от кириархальной Антиохийской Церкви: так именовались Первоиерархи Поместных Церквей, территориально находившихся за восточными границами Византийской империи. Самостоятельные церковные структуры в Южной Европе образовались еще в раннем Средневековье, однако окончательно их канонический статус был признан Вселенской Церковью лишь в XIX – XX веках. В диптих входят: Первоиерарх Сербской Поместной Православной Церкви – Святейший Патриарх Сербский, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо–Карловацкий; Румынской Церкви – Блаженнейший Патриарх, Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский; Святейший Патриарх Болгарский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

1/14 октября 1924 года Румынская православная церковь официально перешла на новоюлианский календарь. Решением Священного Синода от 4 февраля 1925 года Румынская Церковь была провозглашена Патриархатом, каковое определение было признано каноническим (томос Константинопольского Патриарха от 30 июля 1925 года). 1 ноября 1925 года состоялось торжественное возведение Митрополита-Примаса Мирона Кристя в сан Блаженнейшего Патриарха всей Румынии, Наместника Кесарии Каппадокийской, Митрополита Унгро-Влахийского, Архиепископа Бухарестского. С 1 февраля 1938 года до 6 марта 1939 года Патриарх Мирон был также премьер-министром Румынии, будучи назначен королём Румынии Каролем II. В июне 1940 года Бессарабия была аннексирована Союзом ССР; церковные структуры были переподчинены Московскому Патриархату. На Кишинёвскую епархию был направлен епископ Алексий (Сергеев) с возведением в сан архиепископа. 22 июня 1941 года Королевство Румыния вместе с Германией выступило против СССР. Согласно заключённому в Бендерах 30 августа 1941 года двустроннему соглашению, область между реками Днестром и Южным Бугом передавалась Румынии под наименованием Транснистрия; в неё вошли левобережные районы Молдовы, Одесская область и часть территории Николаевской и Винницкой областей. Румынская Церковь распространила на Транснистрию свою юрисдикцию; в сентябре 1941 года в Транснистрии была открыта православная миссия во главе с архимандритом Юлием (Скрибаном). Открывались храмы и монастыри, прекратившие свою деятельность при советском господстве. Особое внимание уделялось восстановлению церковной жизни на территории Молдовы. В Транснистрии была запрещена деятельность иных православных организаций, включая Украинскую Автокефальную Церковь, которые свободно существовали в Рейхскомиссариате Украина. 30 ноября 1942 года была открыта Духовная семинария в Дубоссарах. С 1 марта 1942 года при Одесском университете начали работу богословские курсы для студентов всех факультетов. С января 1943 года в Одессе действовала православная Духовная семинария. Внедрялись в богослужение румынский язык, румынские литургические традиции, григорианский календарь.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Румы...

В результате русско-турецких войн второй половины XVIII века Россия получила право покровительства православным румынам и молдаванам. В 1789 году во время второй русско-турецкой войны Святейшим Синодом Русской Православной Церкви была учреждена Молдо-Влахийская экзархия, местоблюстителем которой 22 декабря того же года был назначен бывший архиепископ Екатеринославский и Херсонеса Таврического Арсений (Серебренников). В 1792 году митрополитом Молдо-Влахийским с титулом экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии был назначен Гавриил (Банулеско-Бодони). Но уже в следующем 1793 году он был переведен на Екатеринославскую кафедру с сохранением за ним титула экзарха. Во время войны 1806-1812 годов русские войска в течение четырех лет (1808-1812) контролировали территорию Молдавского и Валашского княжеств. Здесь была возобновлена деятельность экзархата. В марте 1808 года митрополит Гавриил (Банулеско-Бодони), с 1803 года находившийся на покое, вновь был назначен экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии. В 1812 году по Бухарестскому договору в состав России вошла Бессарабия (земли между реками Прут и Днестр), на остальной территории Молдовы и Валахии была восстановлена власть фанариотов. Из православных приходов Бессарабии, оказавшихся на территории Российской империи, была образована Кишиневская епархия. 21 августа 1813 года ее возглавил Гавриил (Банулеско-Бодони) с титулом митрополита Кишиневского и Хотинского. Молдо-Влахийская экзархия окончательно была упразднена 30 марта 1821 года. В 1821 году во время восстания морейских греков румыны и молдаване не поддержали восставших, а, наоборот, оказали поддержку турецким войскам. В результате в 1822 году султан восстановил право молдавских и валашских бояр самостоятельно избирать своих господарей. После русско-турецкой войны 1828-29 годов Валахия получила автономию, гарантом которой выступала Россия. В 1829-34 годах Валашское княжество находилось под прямым управлением России. В 1831 году здесь был введен в действие Органический регламент, составленный генералом Киселевым и фактически ставший первой румынской конституцией.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Дошедшие сербские списки К. к. характеризуются редкой устойчивостью состава (см.: Троицки. 1952. С. 34-63; Щапов. 1978. С. 261-263), различия между ними заключаются преимущественно в наборе дополнительных статей и в размещении глосс (на полях либо в тексте). Известен лишь один пример значительного сокращения текста - в пергаменном списке 1-й пол. XIV в. ГИМ. Хлуд. 76. Большинство списков (во всяком случае до сер. XIV в.), насколько можно судить по прямым либо косвенным свидетельствам, имеют офиц. происхождение: они переписаны по заказу церковных иерархов либо представителей правящей династии Неманичей. Архетип Морачского списка 1615 г. был написан «из архиепископлих книг» для Будимлянского еп. Феофила (1251-1252), Иловицкий был создан в 1262 г. по повелению еп. Неофита для Зетской епархии, Милешевский (Бухарестский) XVI в. восходит к кодексу, написанному в 1295 г. для св. кор. Елены Анжуйской , Рашский создан в 1305 г. по заказу еп. Раса Георгия для Хиландарского мон-ря, Сараевский появился в 1-й трети XIV в., вероятнее всего в окружении архиеп. Никодима ( Турилов. 2013. С. 44-48), современный ему Дечанский был написан скорее всего специально для мон-ря Высокие Дечаны, основанного св. кралем Стефаном Урошем III. С сер. XIV в. в связи с учреждением в Сербии Патриаршества и венчанием Стефана Уроша IV Душана царской короной официальным каноническим сборником, используемым Сербской Церковью, становится «Алфавитная синтагма» Матфея Властаря, переведенная на слав. язык по инициативе царя. Однако Кормчую Сербской редакции продолжают переписывать и, вероятно, использовать в церковной практике во 2-й пол. XIV - 1-й четв. XVII в. (этим временем датируется 5 серб. списков из 11), хотя Синтагма явно преобладает (15 списков с 1378 до нач. XVII в. только в хранилищах бывш. Югославии). Какие-либо закономерности (напр., региональные) в употреблении Кормчей и Синтагмы для Сербии 2-й пол. XIV-XVII в. не выявлены, можно лишь предполагать, что ситуация была в чем-то аналогичной употреблению разных редакций К. к. в восточнослав. регионе в XV - 1-й пол. XVII в.

http://pravenc.ru/text/2458663.html

Исполнительным органом Патриаршего Совета является Патриарший административный комитет, в состав которого входят Патриарх в качестве его председателя, а также избранные Патриаршим Советом два члена Синода, один монастырский настоятель, три священника и семь мирян. Румынская Православная Церковь. Румынскую Церковь возглавляет блаженнейший Патриарх, который одновременно носит титул архиепископа Бухарестского и митрополита Унгро-Влахийского. Наместника Кесарии Каппадокийской. Патриарх созывает центральные органы власти Румынской Церкви на заседания и председательствует на них. Он приводит в исполнение решения этих высших органов власти, представляет Румынскую Церковь перед государственной властью, поддерживает отношения с другими Православными Церквами; вместе со Священным или Постоянным Синодом Патриарх издает послания к полноте Румынской Церкви, дает братские советы епископам, заботится о своевременном замещении вакантных кафедр, имеет право визитации епархий, является председателем избирательной коллегии по выборам митрополитов: Румынская Церковь разделена на митрополичьи округа, которые состоят из нескольких епархий. Патриарх совершает хиротонию митрополитов и подписывает указы об их назначении, назначает и увольняет служащих Патриаршей администрации, а также профессоров и преподавателей духовных школ. В Румынской Православной Церкви высшая власть по всем духовным и каноническим вопросам принадлежит Священному Синоду. Священный Синод состоит из Председателя, которым является Патриарх, и всех митрополитов и епископов. В отсутствие Патриарха в Синоде председательствует митрополит Молдовы и Сучавы, а при его отсутствии председательствуют (последовательно) митрополит Ардялы, митрополит Олтени, митрополит Баната; в случае же отсутствия Патриарха и всех митрополитов функции председателя осуществляет старейший по хиротонии епископ. Священный Синод собирается на очередную сессию один раз в год, а на чрезвычайную - тогда, когда это окажется необходимым. Сессия Синода считается правомочной, если на ней присутствует не менее 12 архиереев. Решения принимаются большинством голосов присутствующих членов Синода.

http://sedmitza.ru/lib/text/432422/

М. стремился к выдвижению на вакантные места в церковной иерархии людей, способных наилучшим образом исполнять пастырские обязанности и обеспечивать эффективность работы административного аппарата Церкви. Достижения М. в поддержке церковного и богослужебного единства считают наиболее важными в его деятельности. В процессе реорганизации церковной жизни были созданы новые епархии: в Ораде (1920), Армейская епископия с кафедрой в Алба-Юлии (1921), епископия Хотинская с кафедрой в Бельцах (ныне Бэлць, Молдова), епископия Белгородская с кафедрой в Измаиле (ныне в Одесской обл., Украина) (1923); возобновили деятельность древние епископские центры в Клуже (ныне Клуж-Напока, Румыния) (1921), в Констанце (1923), миссионерская епископия для румын в Америке (1934), в Марамуреше (1937). Конституция Румынии 1923 г. предоставила Церкви определенную автономию и защиту в случае вмешательства в церковную жизнь политических сил. В целях интенсификации пастырско-миссионерской деятельности М. создал в 1922 г. Библейский ин-т в Бухаресте для издания богослужебных книг и др. церковной лит-ры. Возобновил издание ж. «Biserica Ortodox Român» (Румынская Православная Церковь), прекратившего существование в годы первой мировой войны. По инициативе М. также был создан ж. Бухарестской епископии «Apostolul» (Апостол), появились епархиальные журналы и в др. епархиях. 4 февр. 1925 г. М. был возведен в сан патриарха (интронизирован 1 нояб. того же года), т. о. РумПЦ приобрела статус Патриархии, М. стал 1-м патриархом Румынским. 6 мая 1925 г. Парламент Румынии принял закон и статут об организации и функционировании РумПЦ. В административном отношении в нее входили: митрополии Унгро-Влахийская (включавшая Бухарестскую архиепископию и епископии Рымника и Ноул-Северина, Бузэу, Арджеша, Констанцы), Молдавская и Сучавская (состоявшая из Ясской архиепископии, Романской, Хушской и Нижнедунайской епископий), Ардяльская (делившаяся на архиепископию Албы-Юлии и Сибиу и епископии Арада, Карансебеша, Оради и Клужа), Буковинская (объединившая Чернэуцкую (Черновицкую) архиепископию и Хотинскую епископию) и Бессарабская (в составе с Кишинёвской архиепископией и епископией Четатя-Албэ-Измаил).

http://pravenc.ru/text/2563338.html

На территории Б. а. находятся памятники архитектуры: в жудеце Илфов - в мон-ре Снагов (основан в XIV в., Успенский собор 1517-1521, росписи 1563), ц. мон-ря Кэлдэрушани (1638, иконостас 1855 работы Н. Григореску, росписи 30-х гг. XX в.), церковь в г. Буфтя (1669), в мон-рях Черника (основан в 1608, церкви во имя свт. Николая, 1815, и св. Георгия, 1831-1843, построенная св. Каллиником, к-рый тогда был архимандритом) и Пасэря (деревянная церковь нач. XIX в.); в мон-ре Самуркэшешти в с. Чорогырла (1830); в жудеце Прахова - в монастырях Синая (малая церковь построена Михаем Кантакузино в 1695, музей религии с 1895), Кея (церковь, 1835, на месте деревянной (1770), росписи мастера Наума из школы Бузэу), Гигиу (1814, перестроена в 1866, росписи Таттареску), собор св. Иоанна в Плоешти (1841, нартекс и колокольня в 1923, архит. Т. Соколеску); в жудеце Джурджу - в мон-рях Комана (основан в 1462 Владом Цепешем, перестроен в 1609 Раду Шербаном Водэ, реконструирован Константином Кантакузино в 1699 - их надгробия сохранились в княжеском некрополе), Бабеле (1492-1493, перестроена в 1799), ц. свт. Николая в Джурджу (построена на пожертвование имп. Николая I в 1830) и др. Лит.: Орлов Н. А. Крепость Букарест. Спб., 1897; Ionesco Gr. Bucarest: La ville et ses monuments. Bucarest, 1956; Cercetari arheologice în Bucureti. Bucarest, 1962; Miclesco P. E. Les monuments de la colline de la Patriarchie. Bucarest, 1967; Moisesco Cr. L " église Curtea Veche. Bucarest, 1967; Theodorescu R. L " église Stavropoleos. Bucarest, 1967; Popa C. Le monastère de Plumbuita. Bucarest, 1968; Dimitrescu Fl. L " église Mihai-Voda. Bucarest, 1969; Pillat C. L " église Cretulesco. Bucarest, 1969; Popa C. , Nastase D. Biserica Fundenii Doamnei. Bucarest, 1969; Нану И. С. Армянский собор в Бухаресте//Доклад 2-го междунар. симпозиума по армянскому искусству. Ереван, 1978; Dr gu V. Romanian art. Prehistory, antiquity, middle ages, renaissance, baroque. Bucarest, 1984; Potra G. Bucuretii vzui de cltori strini (sec. XVI-XIX). Bucarest, 1992; De la Matei Basarab la Constantin Brîncoveanu: arta sec. al XVII-lea. Bucarest, 1992; Leahu Gh. Lipscanii, centrul istoric al Bucuretilor. Bucarest, 1993; idem. Bucuretiul disprut. Bucarest, 1995; Simionescu C. Bucureti - biserici, mnstiri i acauri sfinte. Bucarest, 1995; Diaconescu M. Biserici i manastiri ortodoxe: Romania. Bucarest, 1998.

http://pravenc.ru/text/153713.html

Среди архиереев, возглавлявших входившие в этот период в состав Унгро-Влахийской митрополии епархии, наиболее известны свт. Каллиник Черникский , еп. Рымникский (1850-1868), старец из мон-ря Черника , продолжатель традиций прп. Паисия (Величковского) , инициатор создания храмов, благотворительных учреждений и типографии; видный богослов Дионисий (Романо) , еп. Бузэуский (1863-1873 с перерывом), автор церковных учебных пособий, один из основателей б-ки Румынской академии; выдающийся молдав. церковный деятель Неофит (Скрибан) , еп. Арджешский (1862-1865, 1868-1873). В Добрудже, вошедшей в состав Румынии в 1878 г., большинство населения составляли мусульмане (турки, татары); христиане были представлены румынами (ок. 20% населения, менее 50 тыс. чел.), болгарами, тюркоязычными гагаузами, компактно проживавшими потомками переселенцев из Российской империи (старообрядцами, в т. ч. казаками-некрасовцами). Потомки переселившихся за Дунай запорожских казаков, составлявшие в этом крае отдельную диаспору, к тому времени в основном были репатриированы в Российскую империю либо ассимилировались. Нижнедунайская епархия, окормлявшая эти территории, имела на момент вхождения в РумПЦ 117 православных храмов и 3 мон-ря (2 русских и румынский). В кон. XIX - нач. XX в. здесь развернулось активное церковное строительство. В 1925 г., с провозглашением Патриаршества РумПЦ, Унгро-Влахийскую митрополию возглавили патриархи, первым патриархом - митрополитом Унгро-Влахийским стал Мирон (Кристя; до 1939). В 1990 г. Унгро-Влахийская митрополия получила совр. название. Архиепископии Бухарестская архиепископия с кафедрой в Бухаресте была образована в древности. В 1668 г. кафедра Унгро-Влахийской митрополии К-польского Патриархата была перенесена в Бухарест, после чего предстоятели Валашской Церкви стали носить титул «архиепископ и митрополит града Бухарестского и всей Унгро-Влахии». Согласно синодальному постановлению, в 1872 г. в РумПЦ были введены должности викарных архиереев; в Бухарестской архиепископии они носили титулы «Плоештский», «Яломицкий», «Илфовский» и «Праховский».

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Согласно гос. закону 489 за 2006 г., в Р. официально признано 18 конфессий и зарегистрировано (на 1 июня 2018) 829 ассоциаций и фондов. По переписи 2011 г., большинство населения страны (98,85%) исповедует христианство: 86,53% жителей исповедуют православие; 0,17% (32,5 тыс. чел.) являются старообрядцами; к членам Армянской Апостольской Церкви относятся 0,0026% (393 чел.); 5,42% составляют католики (из них 4,62% - католики лат. обряда, 0,8% - католики вост. обряда); 7,16% принадлежат к различным протестант. деноминациям и псевдохрист. сектам (кальвинисты (реформаты) - 3,19%, пятидесятники - 1,92%, баптисты - 0,6%, адвентисты седьмого дня - 0,43%, приверженцы унитарианства - 0,31%, плимутские братья - 0,23%, свидетели Иеговы - 0,26%, лютеране - 0,11%, члены Евангелической церкви Аугсбургского исповедания - 0,03%, евангельские христиане - 0,08%). Приверженцы ислама составляют 0,34%, иудаизма - 0,02%. К проч. религиям и сектам отнесли себя 0,16% населения, 0,11% назвали себя атеистами, 0,1% - не принадлежащими ни к одной религии. Христианство. Православие в Р. представлено Румынской Православной Церковью (РумПЦ) во главе с патриархом Румынским, а также Тимишоарской (Темишварской) епархией Сербской Православной Церкви. В состав РумПЦ на территории Р. входят 6 митрополий, объединяющих 16 архиепископий и 13 епископий: митрополия Мунтении и Добруджи (Бухарестская, Томисская, Тырговиштская, Арджешская и Мусчелская, Бузэуская и Вранчская, Нижнедунайская архиепископии; Слобозийская и Кэлэрашская, Александрийская и Телеорманская, Джурджуская, Тулчская епископии), митрополия Молдовы и Буковины (Ясская, Сучавская и Рэдэуцкая, Романская и Бакэуская архиепископии; Хушская епископия), Ардяльская (Трансильванская) митрополия (Сибиуская, Алба-Юльская архиепископии; епископии в Ораде, Ковасны и Харгиты, Девская и Хунедоарская), митрополия Клужа, Марамуреша и Сэлажа (Вадская, Фелякская и Клужская архиепископия; епископия в Марамуреше и Сэтмаре, Сэлажская епископия), митрополия Олтении (Крайовская, Рымникская архиепископии; Северинская и Стрехайская, Слатинская и Романацская епископии), митрополия Баната (Тимишоарская, Арадская архиепископии; Карансебешская епископия). Также РумПЦ имеет епархии за рубежом. Согласно переписи 2011 г., из общего числа паствы РумПЦ 96,46% - румыны, 2,92% - цыгане, 0,24% - украинцы, 0,16% - венгры.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010