И в принципе эта Загвейская династия – династия «робкой зари после темных веков», чернокожая, нелюбимая, гонимая династия. Последний царь был проклят, его память была проклята. То есть он фигурирует в эфиопских летописях, в эфиопской истории – последний царь Загвейской династии фигурирует как За-Илмакнун – «сокрытый», «забытый». Имени его нет. «Имя твое неизвестно, подвиг твой вечен». Его глава этого семитского Абхарского восстания, считавший себя потомком Соломона, царь, которого звали Йикуно Амлак, убил на пороге церкви, «героически». И имя проклял. На самом деле сейчас начинают заниматься загвейским периодом. И если мы внимательно посмотрим на дошедшие до нас памятники, то мы увидим, что как раз эти Загвейские монархи были гораздо цивилизованней, гораздо более созидательными царями, чем их преемники. Амхарцы вновь берут власть в свои руки, начинается упадок городов. В нашей российской историографии тоже ошибочно очень долго считали, что «пал великий Аксум и в Эфиопии не было городов до XVII века». Это не так. И как раз, как показывают последние исследования, последние работы, в XII-XIII веках в регионе Ласта в Эфиопии, как раз центр Загве в Ласте, были небольшие города, и там очень интересное зодчество, о котором мы и поговорим. Потому что все-таки зодчество, жалко, с нами нет сегодня Андрея Альбертовича Анисимова, но зодчество – это на 90% математика. Иначе все у вас повалится. И придется звать Аристотеля Фиораванти. Зодчество – это математика. И неважно, строят ли из камня или дерева, или вырезают. На самом деле вырезать из камня строение гораздо сложнее: не продалбливать пещеру, а делать сложные, подкрепленные сводами постройки, очень внимательно отслеживая природу горы, в которую вы врезаетесь, и т. д. И вот здесь как раз в полной мере проступает творческий гений Забвейской династии. В монументальных церквях, которые разбросаны по региону Ласты, современной провинции Бегэмдэр. И тут, конечно, сразу надо сказать о самом известном и единственном любимом эфиопами правителе этой… на самом деле о двух царях, они очень любят царя Йемерэханна Кристоса и его считают: хоть Загвейский, но хороший и святой. Он очень важную церковь построил и установил процветание церковной иерархии на землях Эфиопии. И этот царь – Гэбрэ Мескель Лалибэла. Мы о нем говорили, кто помнит, в Музее русской культуры на прошлой лекции. Наверное, один из самых известных средневековых царей Эфиопии. Правил он, начиная с 80-х годов XII века до примерно 1221-25 года, больше 40 лет. С Лалибэлой связывают создание наиболее известного памятника средневекового, наиболее известного в Эфиопии храмового комплекса: церквей Лалибэлы, потому что это поселение, где располагались эти одиннадцать церквей, получило имя этого царя. Вообще «Гэбрэ Мескель Лалибэла» – смесь языка гыыз, богослужебного языка афросемитского; «Гэбрэ Мескель» значит – «раб Христа», а «Лалибэла» – это на языке народа агаве – это кушитский язык –  значит «Повелитель пчел». «Раб Христа – Повелитель пчел».

http://blog.predanie.ru/article/iskusstv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗА-МИКАЭЛЬ АРАГАВИ За-Микаэль Арагави, взбирающийся при помощи змея на гору Дамо. Фрагмент картины. Худож. Илия. Фотография. 1906 г. (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, С.-Петербург) За-Микаэль Арагави, взбирающийся при помощи змея на гору Дамо. Фрагмент картины. Худож. Илия. Фотография. 1906 г. (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, С.-Петербург) За-Микаэль Арагави [эфиоп.      ] (вероятно, кон. V - нач. VI в.), св. Эфиопской Церкви , один из девяти преподобных (пам. эфиоп. 14 тэкэмта (11/12 окт.)). Практически единственным источником сведений о З.-М. А. является его пространное Житие, в к-ром много хронологических и географических несоответствий (самая ранняя из сохранившихся рукописей - XVI в.). Согласно Житию, З.-М. А. происходил из «римского» (т. е. визант.) имп. дома. Его благочестивых родителей звали Исаак и Эдна (  ), а старшего брата - Феодор. При рождении ребенка якобы нарекли араб. именем Абд аль-Масих (      ), причем тут же приводятся его эфиоп. соответствие - Габра Крэстос (раб Христов) и перифраз - Габра Амлак (раб Божий) - явный анахронизм эпохи Соломонидов (после 1270), когда в Эфиопии появилось много переводов с арабского. Мальчик изучал Свящ. Писание, «вырос и окреп в Духе Святом», поэтому, когда его хотели женить на знатной девице, он отказался, твердо решив стать монахом. Для этого он отправился к прп. Пахомию Великому. Вопреки общеизвестным фактам агиограф поместил его вместо Египта в Грецию. Юноша был подвергнут испытаниям, успешно их выдержал и был принят в монашескую общину. В эту же обитель прибыли 7 благочестивых ромеев, к-рые позднее вместе с З.-М. А. распространяли христианство в Аксумском царстве : Ликанос, Йэмата, Цэхма, Губба, Афце , Панталевон ( Пантелеимон ), Алеф . В Житии подчеркивается, что с ними не было 9-го монаха, Исаака Гаримы . После кончины прп. Пахомия во главе общины были поставлены Феодор и Орсисий (  ), под рук. к-рых подвижники 7 лет совершенствовались в монашеской жизни. В эти годы З.-М. А. навестила его мать.

http://pravenc.ru/text/182549.html

Разумеется, к 1721 г. общий тон изменился в Магвине. – А что политические смутьяны считали для себя выгодным союз с магвинцами, легко понять из одного происшествия, случившегося около 1745 г. (Вг. II, 720), которое обрисовывает ярко и авторитетность магвинцев и тон, который способно было взять это эфиопское братство. Даджач Начо черкинский, зять йытеге-правительницы Бырхан-Могаса, присвоил себе одно чрезвычайно живописное имение магвинцев. На протест их Начо не обратил внимания и поселился с женою на приобретенной таким способом даче. Но магвинцы возопили против такого святотатства и предали Начо анафеме. И чьи-то войска двинулись наказать изверженного из церкви. Начо пришлось бежать в Валкайт, где он и умер. Бырхан-Могаса поспешила взять к себе свою дочь и внука и тем спасти их от погрома]. – Везаро Елена, наконец, играла заметную политическую роль в рассматриваемом споре. 65 Собор был назначен на преполовение (Rakab), 3 мая. Но «изгнанники» просили: «оставь нас перезимовать». За это их «укорили». «Зима» (kyramt) в Абиссинии – время дождей от июня до сентября. Ludolf, hist., 1, 6, 26 sq; Krapf, II, 354 Anm. – Собор состоялся во всяком случае до 24 июня. В. 51. 66 В летописи стоит: «’i-nybyl», «не говорим». Но это – видимо описка (вместо «nybyl», «говорим»): от гожамцев всегда требовали, чтобы они этого «не говорили». 68 Во главе их стоял рас Фарес (Fàres), человек высокого рода, – предполагаемо «соломоновского» происхождения (от родного брата Йыкуно-Амлак гг.]) Wr. 166. 69 Этот союз тем понятнее, что Малакотавит была [как и Дырмын] из знатного гожамского рода. Вг. II, 557. 560. 70 Стиль летописи очень своеобразен. В прямых обращениях к государю употребляется единственное число («ты», «будь»), но в речи о государе [так же л о папасе, В. 60] – множественное («зовут». «да свяжут», «да воцарят – сына их»). 71 На плоскогорье Вахни под строгим караулом содержались принцы крови («везазыр»). Этим способом ныгусы ограждали себя (при полном отсутствии в Абиссинии подробных законов о престолонаследии) от притязаний «везазыр» на корону.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Согласно преданию Эфиопской Церкви , Й. А. положил начало особым церковно-политическим отношениям, заключив серию «заветов» (религ. договоров) со св. Иясус Моа, следующим настоятелем монастыря Дэбрэ-Хайк-Эстифанос За-Иясусом и св. Такла Хайманотом. Достоверность большинства этих «заветов» сомнительна. Так, обещание о передаче трети всех гос. земель Церкви, якобы данное Й. А. За-Иясусу, является позднейшим вымыслом, по-видимому призванным подкрепить позицию сторонников монастырского землевладения в их споре с евстафианами . Не выдерживает критики и представление о посреднической миссии Такла Хайманота, сумевшего убедить загвейскую династию добровольно уступить власть Й. А. и удовольствоваться ролью наместников в обл. Ласта. Новый царь не мог даровать за это особые права монастырю Дэбрэ-Либанос в Шоа и удостоить его настоятеля титула эччеге , сделав 2-м лицом в эфиоп. церковной иерархии, поскольку этого монастыря тогда еще не существовало. С другой стороны, есть серьезные основания отнести к правлению Й. А. появление титула аккабе-саат у настоятелей Хайкского монастыря. Т. о. царь мог выразить признательность за духовную поддержку, оказанную ему в ходе переворота основателем обители Иясус Моа, одновременно лишив этого титула архимандритов монастыря Дэбрэ-Либанос в Шимезане, служивших опорой династии Загве. Ист.: Тураев Б. А. «Богатство царей»: Трактат о династическом перевороте в Абиссинии в XIII в.//ЗВОРАО. 1901. Т. 13. С. 157-171; Actes de Iyasus Mo " a, abbé du couvent de St-Étienne de Hayq/Éd., trad. St. Kur, introd. E. Cerulli. Louvain, 1965. Vol. 1. P. 22-37, 55-56 [эфиоп. текст]; Vol. 2. P. 19-30, 44-45 [франц. пер.]. (CSCO; 259-260. Aeth.; 49-50). Лит.: Conti Rossini C. Appunti ed osservazioni sui re Zâgwê e Takla Hâymânot//RRAL. Ser. 5. 1895. Vol. 4. P. 445-447, 452-454, 464-466; idem. L " evangelo d " oro di Dabra Libânos//Ibid. 1901. Vol. 10. P. 193, 195-196; Taddesse Tamrat. Church and State in Ethiopia, 1270-1527. Oxf., 1972. P. 19, 64, 66-73, 119, 122-123, 126-128, 130-132, 150, 168, 250, 276; Belaynesh Michael. Yekuno- " Amlak//DEB. Vol. 1. P. 180-183. Pl. 10; Чернецов С. Б. Эфиопская феодальная монархия в XIII-XVI вв. М., 1982. С. 13-17, 35-39; он же. Эфиопия в первые шестнадцать веков нашей эры. СПб., 2004. С. 41-48, 52-54.

http://pravenc.ru/text/1238039.html

Но ты будь угоден (Богу) и храни заповеди Его, ибо царство отнято было некогда от отцов твоих за небрежение к заповедям Его». И он много увещевал его. Иекуно-Амлак, услыхав эти слова от отца нашего, весьма обрадовался и пошел в землю Амхарскую со всеми людьми шоанскими, и там победил врага своего. Когда царская власть была в его руках, он вернулся к отцу нашему и установил, твёрдый завет, да будет из рода в род между чадами его и чадами отца нашего. И прибыл к месту мощей его, чтобы научиться всему, и третью часть царских податей (отдал) на поминание его. После этого почил отец наш 23 от трудов мира в царствование сына его Ягба-Сиона, оставив вместо себя Елисея, который умер чрез 3 месяца, ибо был угоден Богу. Потом поставили авву Филиппа, шествовавшего путём апостольским. Во дни его прошел слух об отце нашем Такла-Хайманоте до всей земле. Услыхав о блаженном Филиппе, митрополит авва Иаков позвал его к се6е повидаться и, видя великую веру его, поставил его епископом вязать и решать, с правом проявлять деяния священства. Царь Амда-Сион, которому было угодно поставление отца нашего, дал ему два бича, чтобы наказывать ими всех отступающих от закона 24 . И это установление остается доныне. Подобно ему отец наш Езекия и отец наш Феодор и отец наш Иоанн Севур шествовали путём иночества. Отец наш Феодор, когда царь Давид и сестра его Дельсефа требовали отдать им деньги и землю, отказался. Во дни же отца нашего Иоанна Кама, когда эта царевна продолжала просить, чтобы была (v.) возвращена земля в 100 мер, Иоанн Кама, видя это, весьма печалился и просил у Бога, чтобы он открыл ему сущность дела. И когда ему открылось, окончилось желание её относительно возвращения этой земли. И посему они внесли её имя в запись в книгу, чтобы не забылась память её. И царь Зара-Якоб во дни сего отца дал 150 мер земли для питания святых и 50 на праздник Господа нашего. Когда этот царь строил монастыри, он отдавал их отцу нашему Андрею, а именно: Дабра-Берхан, Дабра-Метмак, Дабра-Нагуадгуад. Строя монастыри, он отдавал только Дабра-Либаносу, помня о завете отца. своего Иекуно-Амлака и завете отца нашего Такла-Хайманота: говорится, что ключи царствия Эфиопского в руках отца нашего Такла-Хайманота по изволению Духа Святаго, ради того, что по молитве сего праведнаго вернулось в дом Давида основание царства, перешедшее к другим. Сей царь Зара-Якоб установил, чтобы два монаха из монастыря всегда находились при его дворе для напоминания о делах монастыря и для препирательства, если восстанет враг на обитель. Это установление должно оставаться в род и род грядущим неукоснительно. И в пищу он повелел им в день (sic!) 150 хлебов и 15 чаш пива.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/p...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Подписка на новости в формате RSS Подписка на рассылку сайта Купить Православную Энциклопедию Учебные пособия 12+ Том XXVIII. Исторический музей — Йэкуно Амлак Cедмица.RU Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Форумы

http://sedmitza.ru/vol28.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЭЦУА АМЛАК [эфиоп.     - блаженный Божий] (XV в.), эфиоп. св. (пам. эфиоп. 9 генбота мая]), основатель обители Энда-Селассие (сел. Троицы) в обл. Акэле-Гузай, одного из монастырских центров в совр. Эритрее. Согласно его житию, родителями Б. А. были Яфкерана Эгзиэ и его жена Зэмэдэ Марьям, к-рые отдали его учиться грамоте в школу при мон-ре Дэбрэ-Бизан. Там он решил принять монашество и был пострижен аввой Петром. Затем Б. А. пошел в древний знаменитый мон-рь Дэбрэ-Дамо, чтобы учиться церковному пению. Оба мон-ря, где он учился, были обителями общежительного устава, и Б. А. получил в них не только основы церковного образования, но и навыки монашеского общежития. Через нек-рое время он ушел в обл. Акэле-Гузай, где создал собственную обитель Энда-Селассие, ставшую впосл. крупным мон-рем. Его житие было составлено свящ. Исааком, вероятно, монахом основанной Б. А. обители, в 1510 г., спустя неск. лет после кончины подвижника. Лит.: Conti Rossini C. Besu " a Amlak e il convento della Trinità//Rendiconti della Reale Accad. dei Lincei. Ser. 5. 1902. Vol. 11. P. 389-429;           =Житие Бэцуа Амлака. Асмара, 1986 С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153771.html

f.32. И отец наш Евстафий, встав, чтобы идти в Иерусалим, препоясал чресла свои вервием Евангелия и взял чадо веры – правду, когда в лице его сиял огонь троичного света, как лучи сияющего солнца, ибо помнил он слово Господа нашего, сказанное им ученикам своим: «иже хощет ко мне идти, да отвержется себе, и [дерзает] и возьмет крест [смерти своей], и по мне грядет». И сие помышляя, оставил он дух свой, что в мире, как нечистоту, да улучит царствие небесное, ибо помнил пришельствия пророков, ибо они были чистые дожди золота, и странствования апостолов, потоков млека белых, обтекающих церковь . И ходя, он объяснял чадам своим и другим монахам от слов закона и пророков и от Святого Евангелия и Апостола, да будут они ревностны к совершению подвига. И тех, которых он наставил на путь, он вывел в пустую землю, без людей и зверей и городов. И наступил день седьмой – святая суббота. И был тверд духом отец наш Евстафий, чтобы субботствовать в нее. А другие монахи сказали измаильтянину, который был их проводником: «если бы пошел этот Евстафий, пошли бы и мы, чтобы не умереть нам здесь от жажды». И когда услышал этот измаильтянин, который был их проводником, слова монахов, сказал отцу нашему Евстафию: «идите сегодня дальше, ибо нет воды для питья, и земля пуста и труден путь». И сказал отец наш Евстафий этому измаильтянину: «помни клятву твою, которую ты изрек относительно соблюдения суббот и праздников». И опять сказал ему этот измаильтянин: «пойдите сегодня дальше». И отвечал им блаженный Евстафий: «я не подниму ни руки, ни ноги в день субботний. И не пойду в путь, и предпочту умереть здесь». И когда увидел этот измаильтянин, что он не соглашается с ним, оставил его и, оседлав верблюда своего, сел на него и отправился в путь. И встали другие монахи и последовали за ним. И отец наш Евстафий наставник и отец Габра-Амлак и ученики их остались одни на месте, ибо они предпочли умереть ради слова Божия в земле пустой, ибо услышали слово Божие, говорящее: «помни день субботний, еже святити его. Шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя... (и т. д. Исх. 20, 10–11 ; конец: «и почи в день седмый от всех дел своих, яже начат творити»).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002   003