Когда Б.А. Тураев занялся переводом и анализом житий эфиопских святых 42 , В.В. Болотов немало помог в написании этого сочинения. «Когда я в своих Aethiopiae под строкою упоминал о темных вопросах из первоначальной истории Эфиопии, я разумел именно эту сторону дела. Как известно, мы не располагаем для всего периода абиссинской истории между Калебом 1524 г. и Иыкуно-Амлак (с 1270 г. ). Если что и было за эти 6 веков, то – по моей догадке только – монашество, только оно и могло сохранить кое-какие достоверные хронологические предания относительно этого периода тьмы египетской. На счастье эфиопы ведут списки и вероятно они имеют довольно надежные сведения о преемствах генераций их преподобных» 43 . К завершению работы Тураева над докторской диссертацией Василия Васильевича Болотова 23 марта (5 апреля) 1900 года не стало. Б.А. Тураев написал о В.В. Болотове статью 44 и посвятил свою докторскую работу его памяти 45 . 17 ноября 1902 г. докторская диссертация «Исследования в области агио-логических источников истории Эфиопии» была успешно защищена. В ней Борис Александрович проанализировал порядок прославления и составления житий многих эфиопских святых, их историческую ценность и сохранность 46 . Эта работа выдвинула Тураева в ряд ведущих специалистов в агиографии и эфиопистики. В 1904 г. Борис Александрович Тураев стал экстраординарным профессором, а в 1911 г. ординарным профессором Императорского Санкт-Петербургского университета. 16 июня 1909 г. Б.А. Тураев произведен из коллежских в статские советники 47 . В 1911 г. вышла в свет его работа «История Древнего Востока», которая была отмечена золотой медалью Русского археологического общества в 1916 г. Немало и других почетных грамот хранится в архиве Государственного Эрмитажа 48 . В 1913 г. Тураев становится преподавателем Бестужевских женских курсов 49 , в том же году Академия наук избирает Бориса Александровича своим членом-корреспондентом, а в ноябре 1918 г. – академиком Российской академии наук по разряду восточной словесности.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/b...

Вышел в свет XXVIII алфавитный том «Православной энциклопедии» 14 июня 2012 г. 16:39 В июне 2012 года вышел в свет очередной, 28-й том «Православной энциклопедии» . Том открывается статьей, посвященной истории и коллекциям Исторического музея в Москве, а завершается материалом «Йэкуно Амлак», рассказывающим об основателе одной из самых «долгоживущих» царских династий не только в истории Эфиопии, но и во всем мире. Центральной публикацией тома можно назвать статью страноведческого характера «Италия». Здесь помимо общего исторического и религиоведческого очерка содержится обширный материал, посвященный развитию христианской архитектуры и изобразительного искусства на полуострове от периода поздней античности и до наших дней. Не обойдена вниманием и церковная музыка, а также знаменитые итальянские композиторы, значительное место в творчестве которых занимают духовные произведения. Обзор построен не только в линейном хронологическом порядке, но и в региональном. Учитываются особенности развития художественного языка в разных областях Апеннинского полуострова и прилегающих к нему островов в каждом из конкретных исторических периодов. Среди публикаций страноведческого характера следует отметить также статью «Йемен». Значительное место среди материалов в области религиоведения занимают статьи, посвященные иудаизму: «Иудаизм раввинистический», «Иудейское богослужение», «Йом Киппур». Помимо этого, заслуживают внимания такие статьи, как «Иштар», «Ишвара», «Йезиды», «Йога» и «Йогачара». Из вопросов религиоведческого характера, касающихся истории христианства, стоит отметить публикацию «Иудеохристианство». Не обойдены вниманием и христианские еретические движения, в частности «Иудействующие». Как обычно, том содержит большое количество статей, посвященных отдельным персоналиям: «Иувеналий», «Иулиан» и «Иулиана», «Иулий», «Иустин», а также «Иуда, Праведный» (о св. праотце, 4-м сыне ветхозаветного патриарха Иакова), «Иуда, Брат Господень» и «Иуда Искариот». В том вошли статьи о знаменитом сербском богослове преподобном Иустине (Поповиче), святом мученике Иустине Философе и др.

http://patriarchia.ru/db/text/2285800.ht...

С возвышением новой царской династии Загуэ удалось до некоторой степени выйти из вековой политической и церковной изоляции 265 . По крайней мере, в этот период были восстановлены и укреплены связи с Египтом. Одновременно, несмотря на очевидную опасность, возобновились паломничества в Святую Землю (которые, безусловно, совершались в прежние времена). По всей вероятности, именно Саладин после захвата Иерусалима в 1187 году впервые предоставил эфиопским паломникам постоянное место для проживания и молитвы в Святом Граде. Династия Загуэ строила новые храмы и монастыри, а также поддерживала миссионерскую деятельность среди языческих племен, проживавших на территории Эфиопии. Величественные архитектурные сооружения в Рохе (прежде всего храмы, вытесанные из цельной скалы), вероятно, были построены самым могущественным представителем династии Лалибэлой (1190–1225). Длительный период правления следующей эфиопской династии – Соломонидов (1270–1527), начало которому положил основатель династии Екунно Амлак (1270–1283), оставил еще более значительный след в истории Эфиопской церкви. Именно при Соломонидах Эфиопия впервые за много столетий значительно расширила свои границы. Ей даже удалось установить протекторат над египетскими братьями–монофизитами 266 . Члены династии утверждали, будто являются прямыми потомками легендарного Менелика I – сына царя Соломона и царицы Савской. Считалось, что семья Менелика когда–то правила Эфиопией. Таким образом, правители представляли себя «возобновителями» древнего «Соломонова» царского дома. Высказывались предположения, что отождествление с древним Израилем, «комплекс избранного народа» возник в Эфиопии не случайно, учитывая многовековую вражду этого государства с языческими и мусульманскими соседями. Как оказалось, «соломоново» предание появилось еще до XIII века. Эта легенда (наряду с изоляцией Эфиопии от мирового христианства) отчасти повлияла на принятие средневековой Эфиопской церковью обряда обрезания, ветхозаветных пищевых запретов, закона о субботе и даже полигамии. Открытые протесты Александрийской кафедры против этих нововведений не принимались во внимание. В условиях почти полного смешения церкви и государства при новых правителях легенда о царе Соломоне и царице Савской, безусловно, находила значительную поддержку и обоснование.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Издан XXVIII алфавитный том «Православной энциклопедии» Москва, 15 июня 2012 г. 28-й том «Православной энциклопедии» открывается статьей, посвященной истории и коллекциям Исторического музея в Москве, а завершается материалом «Йэкуно Амлак», рассказывающим об основателе одной из самых «долгоживущих» царских династий не только в истории Эфиопии, но и во всем мире, сообщает Седмица.Ru. Центральной публикацией тома можно назвать статью страноведческого характера «Италия». Здесь помимо общего исторического и религиоведческого очерка содержится обширный материал, посвященный развитию христианской архитектуры и изобразительного искусства на полуострове от периода поздней античности и до наших дней. Не обойдена вниманием и церковная музыка, а также знаменитые итальянские композиторы, значительное место в творчестве которых занимают духовные произведения. Обзор построен не только в линейном хронологическом порядке, но и в региональном. Учитываются особенности развития художественного языка в разных областях Апеннинского полуострова и прилегающих к нему островов в каждом из конкретных исторических периодов. Среди публикаций страноведческого характера следует отметить также статью «Йемен». Значительное место среди материалов в области религиоведения занимают статьи, посвященные иудаизму: «Иудаизм раввинистический», «Иудейское богослужение», «Йом Киппур». Помимо этого, заслуживают внимания такие статьи, как «Иштар», «Ишвара», «Йезиды», «Йога» и «Йогачара». Из вопросов религиоведческого характера, касающихся истории христианства, стоит отметить публикацию «Иудеохристианство». Не обойдены вниманием и христианские еретические движения, в частности «Иудействующие». Как обычно, том содержит большое количество статей, посвященных отдельным персоналиям: «Иувеналий», «Иулиан» и «Иулиана», «Иулий», «Иустин», а также «Иуда, Праведный» (о св. праотце, 4-м сыне ветхозаветного патриарха Иакова), «Иуда, Брат Господень» и «Иуда Искариот». В том вошли статьи о знаменитом сербском богослове преподобном Иустине (Поповиче), святом мученике Иустине Философе и др.

http://pravoslavie.ru/54259.html

По нашему мнению, Элогим есть также множественное число от единственного в позднейшее время образовавшегося Элоах; но оно отнюдь не обозначает собою нескольких первоначальных элоахов и нисколько не доказывает первоначального политеизма сынов Израиля. Прежде всего заметим, что в древнем еврейском языке слово «Элогим» употреблялось исключительно во множественном!.. «Только уже гораздо позже, к седьмому столетию», говорит Эвальд 586 , «поэты, всегда любившие неологизмы, как Иов, Исайя, Аввакук и затем писатели, находившиеся под арамейским влиянием, как Даниил, Неемия, автор книг Паралипоменон, употребляли единственное Элоах». Таким образом Элогим первоначально было одним из тех слов, которые не имеют единственной формы, как это встречается и во всех других языках. Но почему это? После многих веков трудно, конечно, проникнуть в тайны образования языков; но тем не менее, руководясь некоторыми аналогиями еврейской грамматики, ученые утверждают, и не без вероятия, что множественная форма Элогим усвоена была для обозначения того, что Бог заключал в себе сумму всех совершенств. Это мнение в своей сущности принимается учеными, которые пользуются большим авторитетом даже в лагере рационалистов, напр. Фюрстом. «Древнее употребление множественного Элогим для обозначения Бога», говорит Фюрст, «встречается чрезвычайно часто, потому что древность смотрела на божество, как на собрание бесконечных сил» 587 . Замечательно, что в эфиопском языке, имеющем два вида множественной формы, один для собирательных имен, другой для обыкновенных существительных, к имени Бога прилагается форма множественного собирательного (амлак). В еврейском языке часто употребляется множественная форма вместо единственной для выражения единичных предметов, но неопределенных, состоящих из целого ряда элементов и некоторым образом неосязаемых, как жизнь, юность, старость 588 . Элогим, несмотря на множественное число, тем не менее остается единым названием Бога, и оно означает то же, что и Адонаи, Шаддаи и проч. Эти обороты на первый раз удивляют нас, но они отнюдь не будут удивительны, если мы обратим внимание на то, что совершенно подобные же обороты существуют и в новейших языках. В подтверждение этого достаточно указать на употребление форм множественного числа, напр. «вы», «они» при обращении к одному лицу. Для древнего израильтянина такой оборот показался бы даже более изумительным, чем нам кажется употребление ими имени единичного Бога во множественном числе. Но из подобного употребления местоимений никакая критика не станет выводить, что то лицо, к которому делается такое обращение, есть не единичное лицо, а множественное. Также незаконен и вывод из слова Элогим касательно множественности богов у древних израильтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

в XVI в. ычаге был первым по митрополите духовным лицом в Абиссинии, а акабе-саат – лишь первым по ычаге, но далеко не такое было отношение этих должностей в «эпоху договора», в 1270 г. по р. Хр., когда – по выражению летописи – ныгус «Йыкуно-Амлак возвратил себе царство от Загве по молитве папаса аввы Кирилла (Gerllos) и по молитве аввы Иясус-Моа, игумена хайкскаго, и по ходатайству блаженного отца славного главы отцев абуна Такла-Хайманот, игумена дабра-либаносского». Не смотря на то, что Такла-Хайманот почтен здесь целою гирляндою титулов и ему, по-видимому, принадлежала чисто активная роль («ходатайство» в отличие от «молитвы») в этом политическом событии, вполне ясно, что в 1270 .г. в Абиссинии вторым духовным сановником (первым по митрополите) был игумен хайкский, не игумен « дабралибаносский. «И за сие», – продолжает летопись, – »поставил он (Йыкуно-Амлак) от чад абуна Такла-Хайманот ычаге по завету и клятве, а от чад абуна Иясус-Моа акабе-саат, чтобы [это назначение] было им в наследие (rsta) в роды родов. И это распоряжение [касающееся ычаге] остается в силе и не прошло даже доднесь; но (пост) акабе-саат цари, бывшие после него, передали в другое колено (nagad), разоряя завет, на котором Йыкуно-Амлак клялся им именем Бога живаго». Трудно допустить, чтобы Йыкуно-Амлак распределил духовные должности между двумя игуменами не соображаясь с желанием игумена хайкского. Пост ычаге (нечто в роде благочинного над всеми монастырями Абиссинии) предполагает высокий авторитет in spirituaibus, пост акабе-саат обещает почти власть in saecularibus. Акабе-саат (это имя, ъâqâbe saъâm, буквально значит хранитель часа) занимал в сущности, придворную должность – так сказать – «ближняго священника». При ныгусе Зар " а-Якоб († 26 августа 1470 г.) акабе-саат Амха-Цыйон «приближался к царю во всякое время» и имел привилегию, вместе с немногими, сопровождать царя, когда тот отправлялся в церковь для приобщения св. тайн. Эта близость к ныгусу повела к тому, что «никто из людей не взирал» на лицо акабе-саат, когда он выходил из своих апартаментов, и только 2–3 пажа, да «один из верных монахов его», имели доступ в апартаменты его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

И когда этому парю был дан дар благой, повелел он отстроить обитель во дни отца нашего Иоанна, который есть дверь благих и любви, с которым он был соединен в смерти и в животе. В месяц построения пришел в монастырь сей царь, чтобы видеть и узнать его состояние. Он увидал его хороший устав, снабдил его всякими украшенными одеждами и покрыл коврами каменные помосты покоев, потом дал барабан и рог каннский, чтобы ударять и трубить во время литургии в известные праздники и в день памяти отца нашего Такла-Хайманота и всех мамхеров. И он установил это, чтобы было из рода в род. Потом он дал 1000 мер, да будет для пропитания бедных. Любовь и возвеличение Дабра-Либаноса показали все цари во времена свои, но этот превзошел своих предшественников. Окончился ряд (сведений) об устроении церкви. Мы описали их в кратких словах, чтобы не было безумием для слушающих, опуская многое из того, что мы видели и слышали. Слава Богу, а нам да будет милость и милосердие Его во веки веков. Аминь. Далее напишем; историю отцов наших мамхеров, носителей креста славного и облеченных правою верою, подобных честным владыкам Апостолам, братиям Христа, иже есть начало мира нашего. Начнем с небольшого повествования об отце нашем Такла-Хайманоте, исполнителе заповедей Божиих. Сей отец наш был в царствование Загвеев, когда вера не была еще распространена по всей земле Эфиопской. Когда он окончил свое пламенное течение в проповеди Евангелия, принимал молитвы многообразных болящих, без досаждения, и уподобившись Павлу, сосуду избранному, пришел к нему в Дабра-Либанос, его пустынь, Иекуно-Амлак, еще не получивший царства, когда царская власть была в руках Загвеев. Он (f. 5) рассказал ему все дело, чтобы он помолился за него Богу, да возвратится к нему царство 22 . Отец наш согласился. Когда он усердно молился за него Богу, явился ему явно Господь наш, Ему же слава, и возвестил ему многие тайны. Когда вернулся Текуно-Амлак к нему чрез 7 дней после того, как просил его прошением усердным, сказал ему отец наш: «возвратилось к тебе царство отцов твоих, ибо не отверг Бог моления грешного раба своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/p...

Следует еще отметить, что установление 12 мамхеров несомненно позднейшее, и в житии Филиппа, как мы увидим, относимое к митрополиту Иакову, вальдебское житие приписывает самому Такла-Хайманоту, а дабра-либаносское идет еще дальше, говоря, будто преемник Кирилла – митрополит Иоанн предлагал этому святому епископский сан и половину своей епархии. Если для вальдебского монаха было лестно, что впервые поставленный над его округом благочинный – духовный сын непосредственно самого основателя великого монашеского братства, то для монаха центральной обители было естественно верить в то, что она немедленно после своего основания сделалась центральной, что его духовный отец был таким же духовным главой монашества, как и современный ему эчегге. Ниже, в житии Филиппа мы опять встретимся со сказанием, имевшим ту же цель. Во всяком случае характерно отсутствие упоминания в обоих житиях о „завете“ Такла-Хайманота относительно получения архиереев от коптов. Что же касается пресловутого „завета“ этого святого с Иекуно-Амлакоми, бывшего результатом так называемой реставрации Соломоновой династии, то Conti Rossini 112 несколько поторопился объявить его безусловно позднейшим замыслом, сославшись на отсутствие его как в вальдебском житии и синаксарном, так и в альмейдовом пересказе дабра-либаносского. В парижской рукописи последнего мы читаем после рассказа о небесном поставлении Такла-Хайманота, т. е. еще до его апостольских подвигов и монашеского пострижения, следующее: Глава 35. В эти дни, во время проповеди отца нашего святого Такла-Хайманот, спустя много лет после того, как отошло царство Израиля из рук Дельнаада на 340 лет, 7-го хамлэ вернул Бог царство от племени Хепаца. Зрите силу Божию, действующую над святыми Его. Здесь исчислить роды тех, у которых похищено царство. Дельнаад родил Махбара-Ведем 113 и т. д. Иекуно-Амлак, который вернул царство от Загвеева – 112 родов от Адама, а от Эбна-Хакима 70, а 10 родов тех, которые жили в изгнании, скитаясь по горам и вертепам и переселяясь из града во град и скрываясь в пещерах и пропастях земных до царствования Иекуно-Амлака. Когда он воцарился, наступил мир и покой во всех странах. Так сотворил для них отец наш святой Такла-Хайманот силою Бога своего, для Которого нет ничего невозможного. Люди израильские! какую награду воздали вы и чем отплатили такому отцу вашему, возвратившему вам это великое наследие – царство? Будьте только тверды в завете, который заключил и держите клятву, которой клялся с отцом вашим Иекуно-Амлак так же, как и они оба, утвердив завет, и клятву в Дабра-Либаносе.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Вообще отношение двух редакций весьма напоминает то же, которое наблюдается у различных версий жития Евстафия. Содержание второй редакции следующее: После сходного с первой редакцией повествования о родителях Самуила, его рождении, учении и усердии к церкви, следует: «однажды появилась в городе чума и умерло много людей. Один из «воинства чумы» (sarwita bedbed) пришел, чтобы поразить отрока Самуила, но тотчас явился Архангел Михаил и сказал ему: «не делай зла этому отроку, ибо он избранник Божий, и молитвой своей спасет многих». Далее следует известная нам история матери, попытки женить Самуила, его беседа с отцом, обильно пересыпанная текстами. После нее он «ушел к одному старцу, монаху, по имени Габра-Амлак и принял иго святых во благословении. Тот не дал ему (ига) по закону монашества, а дал его так, как облекают отцы юных чад своих. Потом он вернулся к отцу своему, чтобы привлечь его к любви Божий, и сказал ему: «отче, чем тебе полезно пребывание в этом мире?»... Отец отвечал так же, как впервой редакции отвечал на подобные же предложения своей жене: «я не покину хозяйства и родни». Самуил возвращается в свою келью, но вскоре «встал с тем старцем, который облек его, и пошли они в монастырь аввы Адхани, называемый Банкуаль... и старец оставил его под сенью аввы Адхани... и почил там». Адхани по просьбе братии постригает Самуила. Последний начинает своя подвиги, беседует с душой своей, ест одну солому, выбрасывая вон положенное на нее для вида тесто и т.п. Через 7 лет Адхани сделал его мельником, что дало ему повод к новым подвигам. Все время он молился об отце. Наконец «Бог услышал вопль сердца его, и отец его пришел к нему, чтобы сделаться монахом. Он представил его авве Адхани, своему учителю и сказал ему: «вот пришел к тебе отец мой старец, получить твое благословение». Он принял его и облек одеянием монашества. Через несколько дней захотел отец его поселиться в уединении и поведал свою мысль своему учителю. Тому это было угодно, и он позвал авву Самуила и сказал ему: «оставь отныне мельницу, и ступай служить своему отцу, и как угождал ты мне, так угождай ему, и не опечаль его ничем; делай все, как я сказал тебе, для него, желая получить его благословение, как ты получил мое».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Новое оживление в споре произошло в царствование Давида III (31 янв. 1716 † 7 мая 1721 г.). Было естественно ожидать, что этот ныгус, сын Иясу и Кыдысте, будет держаться догматических мнений гожамцев, которые принесли столько жертв, отмщая за кровь Иясу. Поэтому в Дабра-Либаносе, не смотря на то, что молодой царь держал себя осторожно до уклончивости, не сказал еще своего „слова веры” и старался соблюдать равновесие между партиями, – ожидали для себя только худшего от распоряжений Давида. И когда он в апреле 1716 г. сменил ычаге, то в Дабра-Либаносе подумали, что година бедствий для них наступила, и решились на необычайную меру. 11 мая мужи дабра-либаносские связали „государева пресвитера” Микаэля, чтобы поставить его в ычаге. Микаэль отказывался и просидел в узах 4 [sic] месяца. Конфликт кончился для дабра-либаносцев очень приятно. На открывшуюся столь странным образом вакансию „государева пресвитера” Давид назначил абба Евсигния, игравшего видную роль на соборе 1707 г., а затем 6 августа произвел в ычаге самого Микаэля. Освящение церкви во имя абба Евстафия в 1719 году было вероятно тоже некоторым memento для мужей дабралибаносских. Но до серьезного конфликта они дошли в марте 1721г., когда ныгус, видимо по случаю прибытия нового папаса, абба Крыстодолу, созвал всех монахов гожамских, амхарских и бега-мыдрских на собор но вопросу о „помазании и соединении». Монахам Дабра-Либаноса царь объявил свою волю в таких словах: „быхтвадад Гийоргис выслушает ваши рассуждения о вере с монахами абба Евстафия и доложит мне”. – Назначая Георгия, ныгус избирал если не persona grata, то лицо удобоприемлемое для дабра-либаносцев. Георгий был сын раса Анастасия, и в Дабра-Лнбаносе должны были помнить, как этот последний в качестве третейского судьи на соборе 1688 г. заградил уста гожамским изгнанникам. Но и Георгий был не без прошлого. В октябре 1696 г. Георгий, уже и тогда даджач, прибег в „дом ычаге“ и просил себе церковной защиты. Его приняли. Но на той же неделе ныгус Иясу сказал мужам дабра-либаносским: „выдайте мне Георгия; если уйдет он из рук ваших, то быть моему на вас нелюбью, и разорится завет, который стоит со дней Йыкупо-Амлак (1270 г.) доныне».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001   002     003