3) В Средне-Алгашинекой миссионерской школе всех учащихся к 1 января 1898 года было 44 – все чуваши. – Из них 34 православных и 10 язычников. Учащиеся делились на четыре отделения – два мужских и два женских. Кроме вышеупомянутых: чувашской учительской школы с женским при ней училищем и Средне-Алганшиской миссионеркой, – в Буинском уезде Симбирской епархии, состояло девять школ, пользующихся пособием от Православного Миссионерского общества, из коих одна церковно-приходская в деревне Три-Избы-Шемурше, остальные же восемь школ грамоты, а именно: Шемалаковская, Яманчуринская, Илиневская, Карабай-Шемуршинская, Яньшировская, Больше-Арабузинская, Татмыш-Югелевская и Ново-Челны-Сюрбеевская, открытая только в начале 1897 года. Все эти школы находятся в деревнях с инородческим населением. Открытие этих школ было вызвано тем обстоятельством, что деревни, в коих находятся эти школы, далеко отстоят от приходских храмов. Рядом с христианскими верованиями и понятиями продолжают жить и заявлять о себе и остатки язычества. Многие истины христианского вероучения остаются для инородцев-чуваш непонятными. Благодаря школам, народ мало-помалу сознает, что свет лучше тьмы, и охотно посылает своих детей в школу учиться грамоте, а особенно учиться молитвам и истинам христианской веры. В Самарской епархии В Самарской епархии на средства Православного Миссионерского Общества содержатся 15 инородческих школ в селениях: Туарме, Девлезеркине, Лашманке, Урметевой, Ярзове, Ново-Ганькине, Старо-Ганькине, Рысайкине, Борискине, Черных-Ключах, Урустамаке, Старо-Сургине, Наратле и Алексеевке. Независимо от сего на средства, специально для местной инородческой миссии изысканные преосвященнейшим Гурием, содержались еще 6 школ в инородческих селениях: Измайлове и Ново-Сережкине, Бугульминского уезда, и Нижне-Аверкине, Султангулове, Васильевке и Степанове, Бугурусланского уезда. Учителями в вышеозначенных школах состоят или природные инородцы, или же русские, хорошо знающие инородческие языки, получившие образование или в Казанской учительской семинарии, или в Симбирской учительской школе. Вознаграждения за сей труд они получают до двух сот (200) рублей в год. Курс обучения четырехгодичный. В первый год учения преподавание всех предметов ведется на инородческом языке, во второй и третий годы – на инородческом же языке с переводом на русский и обратно и, наконец, в четвертый год все обучение ведется на русском языке. В инородческих школах Самарской епархии обучается, наравне с детьми родителей-христиан, немало детей язычников-чуваш и вотяков. Так, в Старо-Суркинской школе, Казебашского прихода, учится 30 мальчиков-язычников, в Измайловской 10 мальчиков и в Ташлинской 5 мальчиков и девочек. 6) В Саратовской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Схожую оценку боеспособности корпуса давал барон А.П. Будберг: " ...За несколько зимних сибирских месяцев и при условиях современной стоянки было абсолютно невозможно сформировать годные для боя части. Как подкрепление успеха такие части могли еще пригодиться, но, вдвинутые в расшатанный и катящийся назад фронт Западной армии, они не в состоянии помочь делу. [...] Не нравится мне и то, что в составе этих частей много пленных красноармейцев, из которых, уверяют, Каппель сделал хороших и надежных солдат; не верю в такие чудеса; не сомневаюсь, что взятые в ежовые рукавицы красноармейцы прикинулись паиньками и будут таковыми... до первого подходящего случая... [...] Как на несчастье, при осмотре кем-то войск Каппеля они оказались в очень нарядном внешнем виде благодаря английскому, с иголочки, обмундированию и снаряжению и отлично ходили церемониальным маршем " 19. " На этом прибытии строились все надежды изменить положение и даже начать снова выступление, - вспоминал генерал П.П. Петров. -...Красные не имели большого преимущества в силах и наступали в общем вяло, а силы корпуса Каппеля расценивались высоко и по численности, и по моральному весу " 20. По воспоминаниям очевидцев, В.О. Каппель был сильно подавлен решением Ставки. Во время переговоров по телеграфу с дежурным генералом Ставки Верховного главнокомандующего, состоявшихся в конце апреля - начале мая 1919 года, Каппель старался отстоять хотя бы не распыления корпуса по частям при выдвижении на фронт: " Хотя неприятно для дела формирования корпуса его выдвигать до получения необходимых пополнений и имущества, но если обстановка заставляет, приходится с этим мириться. Я высказал пожелание, чтобы из корпуса не брали отдельно полки, а поставили бы определенную задачу. Я смог бы выдвинуть головную дивизию, хотя и неполную, под командой своих начальников, оставив по батальону от каждого полка для приема пополнений в Бугульме. Наштаверх ничего не имел против такого решения. Сейчас я получил телеграмму о передаче одного полка в распоряжение командарма Восточной, а сейчас для доклада Вам справлялись о движении эшелонов корпуса в предположении свернуть их на Бугульминское направление.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Этому, в частности, были посвящены опубликованные в СБСГ: отрывок из доклада протоиерея Тарасия Иваницкого на Всероссийском миссионерском съезде 1909 г. «Новые образовательные движения в школах некрещёных инородцев и возможность наблюдения над этими движениями» 8 от 23 января 1910 г.), статьи – «Новое татарское издание по географии для школ» 12 от 21 февраля 1910 г.) – за подписью «Казанец», «О татарской печати» 22 – 23 от 1 мая 1910 г.) – за подписью «N.», «О красноярской русско-татарской школе Астраханской губернии» 24 от 8 мая 1910 г.), «Вопрос о мугаллимах (учителях)» 25 – 26 от 15 мая 1910 г.) – за подписью «Мин», «Программа по магометанскому вероучению, в Казанском Коммерческом училище» 4 от 23 января 1911 г.) – за подписью «Р.», доклад священника А.Иванова Бугульминскому уездному земскому собранию «О магометанских школах Бугульминского уезда» 6 от 6 февраля 1911 г., 8 от 20 февраля 1911 г.), заметки «Магометанские пожелания» 9 от 27 февраля 1911 г.) и «Мусульманская неповременная печать в 1909 году» 30 от 24 июля 1911 г.). При этом многие авторы, рассматривавшие масштабную образовательную, культурно-просветительную, миссионерскую, благотворительную и трезвенническую деятельность татар-мусульман, прямо указывали на то, что её постановка и уровень организации должны служить примером для православных русских людей. «В журнале «Сотрудник Братства Св[ятителя] Гурия», – говорилось, к примеру, в одной из статей, – мы намерены привести доказательства беспредельной любви татар к их национальной школе и их религии». 67 Вопреки распространённому мнению, «практикующие» казанские миссионеры весьма высокого оценивали растущий религиозный и социальный потенциал татар-мусульман, в связи с чем их обеспокоенность по поводу распространения исламского влияния в крае только усиливалась. «Вся жизнь магометан, – писал, в частности, епископ Андрей, – проникнута громадным религиозно-национальным одушевлением. «Один за всех и все за одного», – вот принцип, идеально осуществлённый и осуществляемый магометанским обществом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сначала все подумали, что слышат бред больного, но раскрыв сумку старца, нашли в ней документ, удостоверяющий правдивость слов завещателя. Из бумаг «нового Диогена» открылось, что он – Франц Герлах, доктор богословия и юриспруденции. В пятидесятых годах прошлого столетия он был инспектором в духовной семинарии и воспитателем в домах венгерской знати. В 60-х годах Герлах отошёл от людей своего круга и стал вести жизнь нищего, питаясь исключительно водой и хлебом. Ночевал он в залах 3 класса на железнодорожных станциях. Когда же начальство распорядилось их запирать, он стал спать в передней телеграфной конторы, в оконной нише. Телеграфисты часто видели его подолгу молящимся на коленях. Такой трогательный пример христианской самоотверженности показал людям Франц Герлах! Он жил и умер нищим, бесприютным странником для того, чтобы своими средствами обогатить бедный сельский народ. И поступал так добрый старец потому; что чувствовал в себе христианскую любовь к нищим, потому, что слышал в ушах своих призыв Господа, завещавшего нам умирать для блага нуждающихся людей ( Ин. 15:13 ). Ах, если бы образ Герлаха неумолимой тенью встал пред нашими православными «иноками», перед нашими сановниками богачами! Когда бы все наши «родовитые» аристократы почувствовали в себе Господню любовь к нищим голодающим братьям. О, тогда бы они сократились в своих излишествах, тогда бы на своих роскошных автомобилях они не кататься только ездили по людным улицам столиц, а озабоченно разъезжали бы по закоулкам, отыскивая людей безработных, людей голодающих, людей собирающих «лепты» голодным братьям! Тогда бы... Но что говорить о том, что ясно и без слов? Тогда бы не случалось голода среди нас, не было бы и безумной расточительности. Тогда бы в газеты не попадали воззвания о голоде – вроде того, какое поместил в своё время г. С. Елачич. Этот земский деятель писал: бугульминский у. самарской губернии постиг ужасный, ещё небывалый неурожай... По многим волостям крестьяне даже и не собирали ничего со своих выжженных полей... И вот население целого ряда деревень, лишившись последнего достатка – скотины, вынуждено питаться хлебом из жёлудей и лебеды. Жители богатых городов и не видали никогда такого голодного хлеба! Он... более всего походит на перегорелый навоз или высохший торф... Пробовал я давать жёлудевый хлеб голодной собаке, и она отворачивалась. И вот то, чего не хочет есть голодная собака, – вынужден есть человек»...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Александро-Невский Бугульминский мужской монастырь (Сосновка) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Бугульминский Александро-Невский монастырь — мужской монастырь Альметьевской епархии Русской Православной Церкви, расположенный в селе Сосновка Бугульминского района республики Татарстан. Монастырь был основан в 1865 году на земле, пожертвованной крестьянами собственниками села Спасское. Содержание История [ править править код ] Бугульминский Александро-Невский мужской монастырь основан в 1865 году на земле, пожертвованной крестьянами собственниками села Спасское. В 1867 году Императорским указом монастырь утвержден в рамки общежительного мужского монастыря третьего класса: «Государь Император Высочайше повелеть соизволил в 8-й день апреля месяца 1867 года утвердить определение Святого Синода об открытии в Бугульминском уезде мужского общежительного монастыря, во имя Святого Александра Невского. 23 августа 1867 года Преосвященный Герасим, епископ Самарский и Ставропольский, прибыл в Александро-Невский монастырь. Освятил храм, совершил чин пострижения в мантию попечителя монастыря Тимофея Арзамасцева и его помощника Тихона Пономарева. Постриженики и пришедшие богомольцы плакали при умилительном и трогательном священнодействии. И сам Архипастырь сквозь слезы делал обеты монашествующего жития». В монастыре было два храма: деревянный, теплый, однопрестольный во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 1866 году и освещен 24 августа 1867 года Самарским Епископом Герасимом. Второй каменный, холодный, трехпрестольный храм во имя Святой Троицы был построен в 1892 году и освящен в 8 сентября 1893 года. Храм имел два придела: с южной стороны во имя Святого Благоверного Александра Невского и с северной стороны – во имя Святого Иоанна Златоуста.На территории монастыря располагались 8 зданий. В четырех каменных корпусах размещалась братия, в остальных находились трапезная, кухня, просфорная и мастерские: портняжная, сапожная и столярная. Имелся в обители странноприимный дом для богомольцев. Отдельно размещались скотный двор, кладбище и кирпичные сараи, при которых находились два кузнечных горна и изба для рабочих. В двух верстах от обители, при деревне Никольской располагался хутор, где находилась монастырская мельница и пчельник.

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Нев...

Слово архимандрита Мефодия (Зайцева) при наречении во епископа Альметьевского и Бугульминского 6 июля 2012 г. 18:10 6 июля 2012 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Мефодия (Зайцева) во епископа Альметьевского и Бугульминского. При наречении архимандрит Мефодий обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри Церкви Христовой! Благоговея пред всемогущим промыслом Божиим сердцем, исполненным смирения пред вашей святыней, трепет испытал я, когда слуха моего достигла весть об избрании меня на епископское служение — служение Всеблагому Творцу-Богу, во Святей Троице славимому! Пред взором моим встали образы богоносных мужей древности – светильников Церкви Христовой, избегавших сего служения, почитавших себя недостойными его. Святитель Григорий Богослов писал, что тому, кто хочет проходить епископское служение, надо «прежде самому очиститься, потом уже очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; приблизиться к Богу, потом приводить к Нему других» («Слово защитительное по случаю удаления в Понт»). Вспоминается и смиренный ответ преподобного аввы Сергия Радонежского святителю Алексию, призывавшему его ко архиерейству: «Выше меры моея есть дело сие…» Если так говорили и писали о святительском служении угодники Божии, то что же сказать мне? Ныне предстоя пред вами, Святейший Владыка и честные архипастыри, исповедую пред вами немощь свою. Однако страх и трепет, наполнившие мою душу, постепенно перешли в смиренную покорность промыслу Божию, тако о мне недостойном возблаговолившему. Взирая на уже пройденный путь, я не могу не видеть в нем проявлений чудного водительства Божия. От юности промысл Божий приблизил меня к святому храму апостолов Петра и Павла, который поистине стал для меня школой христианской жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/2326373.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕФОДИЙ Мефодий (Зайцев), еп. Альметьевский и Бугульминский. Фотография. 2013 г. Мефодий (Зайцев), еп. Альметьевский и Бугульминский. Фотография. 2013 г. (Зайцев Дмитрий Анатольевич; род. 25.10.1978, Казань, Татарская АССР), еп. Альметьевский и Бугульминский. В 1993 г. по окончании средней школы в Казани поступил в Раифский в честь Грузинской иконы Божией Матери мужской монастырь , где нес послушания алтарника, ризничего, звонаря, просфорника. 4 апр. 1997 г. пострижен в рясофор. 10 авг. того же года в казанском Петропавловском соборе г. Казани рукоположен во диакона. 31 авг. переведен в свияжский в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь . 30 сент. 1997 г. поступил в московский Православный Свято-Тихоновский богословский институт (см. ст. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ), к-рый окончил заочно в 2007 г. 19 марта 1998 г. пострижен в мантию с именем в честь св. равноап. Мефодия, архиеп. Моравского, учителя Словенского. 2 мая 1999 г. в Троицком соборе Раифского мон-ря рукоположен во иерея. В авг. того же года назначен благочинным свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря. Одновременно занимал должность председателя приходского совета Свияжского подворья в с. Введенская Слобода Верхнеуслонского р-на Республики Татарстан. 13 дек. 2003 г. переведен в казанский во имя святого Иоанна Предтечи мужской монастырь . С янв. 2005 по 2012 г. преподавал в Казанской ДС общецерковную историю. 21 июля 2005 г. назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора Казанского кремля. С 3 марта 2008 г. наместник казанского Кизического в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря . 24 мая 2009 г. возведен в сан игумена. 6 июня 2012 г. решением Свящ. Синода РПЦ М. был избран правящим епископом новоучрежденной Альметьевской и Бугульминской епархии в составе Татарстанской митрополии. 14 июня возведен в сан архимандрита. 11 июля Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил епископскую хиротонию М.

http://pravenc.ru/text/2563114.html

Казанский Бугульминский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Бугульминский Казанско-Богородицкий монастырь — женский монастырь Самарской епархии Русской православной церкви, действовавший в городе Бугульма Самарской губернии, позднее Татарской АССР во второй половине XIX — первой трети XX веков. Был создан и существовал на пожертвования меценатов. В 1931 году был закрыт Советской властью, на монастырской территории разместились учреждения пенитенциарной системы. В настоящее время ведётся процесс возвращения зданий монастыря православной церкви. Содержание История [ править править код ] История возникновения женского монастыря во имя иконы Казанской Божией Матери в городе Бугульме такова. Первоначально в 1867 году епископ Самарский и Ставропольский Герасим, посетив Бугульму, освятил деревянный домовой храм. К 1877 году здесь сформировалась женская община, не имевшая своего статуса. На следующий год епископ Герасим донес Святейшему Синоду о том, что крестьянка села Михайловки Иустина Матюшкина просила разрешения учредить в городе Бугульме женскую общину с училищем при ней для девиц. Она предоставила во владение общины и для содержания ее свой дом с надворными постройками и дворовым местом, а также 300 десятин земли. Кроме того, елабужский купец 1-й гильдии Иван Стахеев пожертвовал на устройство общины капитал в 31 тысячу рублей, а городская дума уступила под постройку обители 3.600 кв. сажень выгонной земли. Рассмотрев изложенное, Святейший Синод не встретил препятствий к учреждению общины. Но с одним условием, чтобы община никогда не производила книжных сборов для укрепления своих денежных средств и не просила каких-либо пособий от казны или Святейшего Синода. Синодальному обер-прокурору было поручено испросить соизволение Его Императорского Величества на учреждение женской общины, что и было сделано. Государь император Александр II в 3 день февраля 1879 года учредил в Бугульме женскую общину с училищем для детей. В степень общежительного монастыря община была возведена 10 мая 1889 года. По случаю коронации Их Императорского Величества Николая II в 1894 года определением Святейшего Синода были награждены наперсным крестом настоятельница обители игумения Евфалия и священник Микулинской церкви Афанасий Богородицкий. По названию монастыря будет названа главная улица города. И по сей день часть этой улицы носит название Казанской.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_Бугу...

Бугульма. Казанско-Богородицкий Бугульминский женский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь монастыря Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Михаила Архангела , Иоанна Златоуста , Николая Чудотворца , Петра и Павла Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1881 и 1885. Архитектор:Ю.А. Боссе Адрес: Республика Татарстан, город Бугульма, улица Казанская, д. 2. Координаты: 54.550391, 52.78731 Проезд:При въезде в город со автодороги Р-239 со стороны Казани повернуть налево с улицы Гафиатуллина на улицу Казанская через 2,2 км после перекрестка с объездной дорогой на въезде в город. Через 1,3 км здание собора будет слева метрах в 100 от дороги, за одноэтажным зданием магазина, в настоящее время здание занимает СИЗО-3, могут возникнуть проблемы с фотографированием. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В Казани в октябре 2014 г. епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий и начальник УФСИН России по РТ Дауфит Хамадишин обсудили передачу комплекса зданий бывшего Казанско-Богородицкого женского монастыря Бугульмы Альметьевской епархии. В настоящее время сохранившиеся монастырские строения находятся в ведении Бугульминского следственного изолятора Церкви уже передано здание бывшей монастырской школы, сейчас там идет ремонт. В дальнейшем там будут располагаться домовой храм и административные помещения. Для СИЗО построят новый комплекс зданий, после чего состоится полная передача монастырских зданий церкви, сообщается на сайте Татарстанской митрополии. 21 сентября в храме Казанской иконы Божией Матери разрушенного Бугульминского Казанско-Богородицкого женского монастыря впервые за последние 70 лет прошла Божественная литургия, которую при большом стечении верующих возглавил управляющий Альметьевской епархией епископ Мефодий. С сайта  В Казанско-Богородицком монастыре города Бугульмы продолжаются работы по реставрации настенных росписей собора в честь Казанской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=32630

Бугульма. Казанско-Богородицкий Бугульминский женский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1889. Адрес: Республика Татарстан, город Бугульма, улица Казанская, д. 2. Координаты: 54.54963, 52.786908 Проезд: При въезде в город со автодороги Р-239 со стороны Альметьевска и Казани повернуть налево с улицы Гафиатуллина на улицу Казанская через 2,2 км после перекрестка с объездной дорогой на въезде в город. Через 1,3 км территория бывшего монастыря со зданием собора будет слева метрах в 100 от дороги, за од ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда При въезде в город со автодороги Р-239 со стороны Альметьевска и Казани повернуть налево с улицы Гафиатуллина на улицу Казанская через 2,2 км после перекрестка с объездной дорогой на въезде в город. Через 1,3 км территория бывшего монастыря со зданием собора будет слева метрах в 100 от дороги, за одноэтажным зданием магазина, в настоящее время территорию занимает СИЗО-3, могут возникнуть проблемы с фотографированием. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Предыстория возникновения женского монастыря во имя Казанской иконы Божией Матери в г. Бугульме такова. Первоначально в 1867 г. епископ Самарский и Ставропольский Герасим, посетив Бугульму, освятил деревянный домовой храм. К 1877 г. здесь сформировалась женская община, не имевшая своего статуса. На следующий год епископ Герасим донес Святейшему Синоду о том, что крестьянка села Михайловки Иустина Матюшкина просила разрешения учредить в г. Бугульме женскую общину с училищем при ней для девиц. Она предоставила во владение общины и для содержания её свой дом с надворными постройками м и дворовым место, а также 300 десятин земли. Кроме того, елабужский купец 1-й гильдии Иван Григорьевич Стахеев пожертвовал на устройство общины капитал в 31 тыс. рублей, а городская дума уступила под постройку обители 3600 кв. сажень выгонной земли. Рассмотрев изложенное, Святейший Синод не встретил препятствий к учреждению общины, но с одним условием, чтобы община никогда не производила денежных сборов для укрепления своих денежных средств и не просила каких-либо пособий от казны или Святейшего Синода. Синодальному обер-прокурору было поручено испросить соизволение Его Императорского Величества на учреждение женской общины, что и было сделано. Государь император Александр II 3 февраля 1879 учредил в Бугульме женскую общину с училищем для детей.

http://sobory.ru/article/?object=33852

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010