Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУГУРУСЛАНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Самарской (1923-1927), затем Оренбургской епархии (1927-1937), названо по г. Бугуруслану (совр. Оренбургская обл.). Как и на большинство викарных кафедр, открытых после 1917 г., на Б. в. назначались епископы, проживавшие в Бугуруслане на поселении или в ссылке. На Б. в. был переведен с Бугульминского вик-ства еп. Алексий (Орлов). Известно датированное 26 сент. 1923 г. письмо к Патриарху Тихону Бугурусланского еп. Алексия (Орлова), вик. Самарской епархии, в к-ром еп. Алексий сообщает об аресте Самарского еп. Анатолия (Грисюка) и о своем вступлении в управление епархией по благословению еп. Анатолия. Алексий (Орлов) стал епископом Бугурусланским, по-видимому, во 2-й пол. сент. 1923 (3 июня он был хиротонисан во епископа Бугульминского), но не позднее 1924 г. он был назначен на Курганскую кафедру. С 1927 по 1928 г. епископом Бугурусланским Самарской епархии являлся Герман (Коккель) . В 1-й пол. 1930 г. на Б. в. был назначен сщмч. Иоанн (Троянский) , но вскоре назначение было отменено, и с 15 июля по 15 дек. 1930 г. Бугурусланским викарием являлся еп. Ириней (Шульмин) . С 19 февр. по 10 мая 1931 г. вик-ство возглавлял еп. Мефодий (Абрамкин) ; с 16 сент. 1931 по лето 1933 г.- еп. Ираклий (Попов) ; со 2 июля 1933 по 10 мая 1934 г.- еп. Артемон (Евстратов) . С 30 сент. 1935 по нояб. 1936 г.- вновь Ираклий (Попов), с 30 нояб. по 20 дек. 1936 г.- еп. Андрей (Солнцев). С 21 янв. 1937 г. Б. в. в 3-й раз управлял еп. Ираклий (Попов), 22 февр. 1937 г. назначенный на Пензенскую кафедру, после чего Б. в. прекратило существование. В 20-30-х гг. действовало обновленческое Б. в., к-рое возглавляли: Николай Князев (сент. 1924-1925); Анатолий Левицкий (4 февр. 1927-1927); Георгий Лапшин (11 нояб. 1927-25 авг. 1929); Василий Виноградов (с окт. 1929); Константин Симонов (1932-1934); Владимир Сычёв (с 1934). Лит.: Иоанн (Снычёв). Топография. Т. 1. С. 32; Мануил. Русские иерархи. 1893-1965. Ч. 1. С. 147; Ч. 2. С. 405; Ч. 3. С. 318; Ч. 4. С. 40, 55, 337; Ч. 5. С. 334; Доненко Н. , прот. Наследники царства. Симферополь, 2000. С. 67; Мануил. Каталог рус. архиереев-обновленцев. С. 654, 659, 681, 682, 714, 728, 801. А. В. Журавский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153551.html

Герман (Коккель Григорий), еп. Благовещенский Сын крестьянина Симбирской губ., по национальности чуваш. Окончил второклассную церковную школу. В 1898 г. при епископе Никандре (Молчанове) поступил в число послушников Симбирского архиерейского дома. Прожив четыре года в архиерейском доме, Коккель в экзаменационной комиссии выдержал экзамен на псаломщика, а через два года на диакона. Рукоположен во диакона епископом Гурием. В 1904 г. поступил на миссионерские курсы при Спасском монастыре г. Казани. В 1907 г. архиепископом Маковым рукоположен во священника. Пробыв священником около восьми лет, овдовел. В 1920-х годах окончил Петроградский Богословский институт. В 1924 г. 31 дек., по принятии монашества, хиротонисан во епископа Ибрессинского, Ульяновской епархии. С 1925 по 1927 г. временно управлял и Алтырским викариатством. Пребывая на кафедре в Алатыре, он немало перенес испытаний со стороны григорианцев. Был такой случай. В один из воскресных дней он пришел в женский монастырь совершать церковную службу. Но едва он миновал ворота монастырской ограды, как на него со всех сторон посыпались камни и послышалась ругань. Его побивали камнями монашки монастыря. Весь окровавленный и избитый он с грустью покинул монастырь. Оказалось, что монастырем овладели григорианцы во главе с Виссарионом, которые и научили монашек избить тихоновского архиерея. С 1927 г. – епископ Бугульминский, вик. Самарской епархии. И временно управл. Бугурусланским викариатством. С 1927 г. – епископ Бугурусланский. С 1928 г. – епископ Кузнецкий, вик. Томской епархии. В 1929 г. – епископ Томский и Алтайский. С ноября 1930 по 14 июля 1931 года – епископ Омский и Павлодарский. 1931–1932 г. – епископ Никольско-Уссурийский и управлял Приморской и Владивостокской епархиями. 1932 г. по 19 сент.1932 г. – епископ Барнаульский и управл. Бийско-Алтайской епархией. С 19 сент. 1932 г. – епископ Благовещенский. С 1935 года уволен на покой, проживал в селе Ибреси Чувашской епархии. Дальнейших сведений о нем не имеем. Литература: ФАМ I, 76, стр.6. ФАМ IX. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

ПЕТРОЗАВОДСКАЯ и Олонецкая (до 1955 г. Олонецкая и П.; 1955–1990 упразднена; восстановлена в 1991 г. как П. и Олонецкая). Викариатства: Вытегорское (1926); Каргопольское (до 1927 г.). 1925–1960 Петропавловская и Акмолинская (1933–1936 Петропавловская и Атбасарская; 1956–1957 викариатство Алмаатинской епархии; 1957–1960 самостоятельная Петропавловская и Кустанайская; в 1960 г. присоединена к Алмаатинской). Викариатство: Акмолинское (1924–1929). 1993 Петропавловская и КАМЧАТСКАЯ. 1919–1933 Прикаспийская и Бакинская. ПСКОВСКАЯ и Великолукская (до 1990 г. П. и Порховская). Викариатства: Порховское (1918–1920, 1947–1949); Торопецкое (1926). 1922–1936 Пятигороская и Прикумская (1936–1937 Пятигорская и Буденовская). РОСТОВСКАЯ и Новочеркасская (1918–1948 Р. и Таганрогская; 1949–1954 Р. и Новочеркасская; 1954–1957 Р. и Каменская). Викариатства: Азовское (1927); Таганрогское (1925–1942). 1930–1942 Рыбинская. РЯЗАНСКАЯ и Касимовская (до 1929 г. Р. и Зарайская; 1929–1944 Р. и Шацкая). Викариатства: Ранненбургское (1924–1931); Скопинское (после 1917 г.– 1936); Спасо-Клепиковское (1925–1927). САМАРСКАЯ и Сызранская (до 1935 г. С. и Ставропольская; 1935–1990 Куйбышевская и Сызранская). Викариатства: Бугульминское (1923–1928); Бузулукское (1921–1934); Мелекесское (1922–1929). САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ и Ладожская (1917–1924 Петроградская и Гдовская; 1924–1943 Ленинградская и Гдовская; 1943–1957 Ленинградская и Новгородская; 1957–1991 Ленинградская и Ладожская). Викариатства: Выборгское (до 1962 г.); Гдовское (до 1927 г.); Детскосельское (1923–1927); Изборское (1949–1951); Колпинское (1924–1928); Копорское (1927–1928); Кронштадтское (до 1933 г.); Ладожское (до 1925 г.); Лодейнопольское (1929–1933), Лужское (1917–16.04.1962, с 16.09.1962); Нарвское (до 1927 г.); Охтенское (единоверческое, 1918–1920); Петергофское (1922, 1935–1940); Сестрорецкое (1924–1925); Старорусское (1954–1956); Таллинское (1950–1951); Тихвинское (с 1965 г.); Шлиссельбургское и Лодейнопольское (1923–1929); Ямбургское (Кенгисеппское) (до 1928 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Викариатства: Киренское (до 1928 г.); Нижнеудинское (1924–1929). 1993 ЙОШКАР-ОЛИНСКАЯ и Марийская. 1917–1919 Тифлисская и Бакинская (Кавказский экзархат). Викариатство: Елисаветпольское. КАЗАНСКАЯ и Татарстанская (до 1949 г. К. и Свияжская; 1949–1957 К. и Чистопольская; 1957–1993 К. и Марийская). Викариатства: Бугульминское (1928–1930); Елабужское (1929–1934); Мамадышское (1920–1927, 1930–1934); Спасское (1923–1929); Чебоксарское (до 1930 г.); Чистопольское (до 1935 г.). КАЛУЖСКАЯ и Боровская. Викариатства: Боровское (1919–1924, 1930–1931); Малоярославецкое (1922–1927), Масальское (1921–1929); Сухиничское (1929–1931). 1993 КЕМЕРОВСКАЯ и Новокузнецкая. КОСТРОМСКАЯ и Галичская. Викариатства: Кинешемское (до 1936 г.); Нерехтское (1919–1920). 1926 КРАСНОДАРСКАЯ и Новороссийская (до 1994 г. К. и Кубанская). Викариатства: Армавирское (1918–1926); Майкопское (1919–1927); Новороссийское (1955–1956). КРАСНОЯРСКАЯ и Енисейская (до 1934 г. Енисейская и К.). 1943–1956 Кременецкая и Дубинская. КРУТИЦКАЯ и Коломенская (до 1947 г. Крутицкая). 1929–1936 Кузнецкая (Куйбышевская обл.). 1925–1930,1935–1937 Кунгурская. 1993 КУРГАНСКАЯ и Шадринская. КУРСКАЯ и Рыльская (до 1954 г. К. и Обоянская; 1954–1967 К. и Белгородская). Викариатства: Бежецкое (1921–1922); Белгородское (до 1933 г.; 1993–1995); Дмитриевское (1926–1927); Ливенское (1934–1935); Новооскольское (после 1917 г.– 1927); Рыльское (до 1935 г.). 1930–1937 Кустанайская (1935–1937 Актюбинская и Кустанайская). 1926–1936 Липецкая. МАГАДАНСКАЯ и Чукотская (до 1990 г. М. и Камчатская). 1994 МАЙКОПСКАЯ и Армавирская. 1923–1937 Минусинская. 1933–1937 Моршанская. МОСКОВСКАЯ. Викариатства: Богородское (1921–1936); Бронницкое (1923–1927, 1934–1936, с 1996 г.); Верейское (1930–1993 упразднено); Волоколамское и Юрьевское (1937–1961 упразднено); Дмитровское; Егорьевское (1921–1936); Зарайское (с 1965 г.); Звенигородское (упразднено 1962–1974); Истринское (с 1990 г.); Каширское (1927–1936, с 1988 г.); Клинское (1921–1923; с 1992 г.); Коломенское и Красногорское (с 1995 г.); Можайское; Одинцовское (с 1994 г.); Орехово-Зуевское (1926–1936; с 1988 г.); Подольское (1920–1971; с 1986 г.); Сергиевское (1921–1962); Серпуховское (1937–1977 упразднено) ; Солнечногорское (с 1980 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Василий (Дохтуров), еп. ОМСКАЯ и Павлодарская Викариатства: Акмолинское и Петро­павловское Семипалатинское Виктор (Богоявленский), еп. Иоанн (Троянский), еп. Иннокентий (Никифоров), еп. ОРЕНБУРГСКАЯ и Тургайская (Троицкая) Викариатства: Кустанайское Орское Дионисий (Прозоровский), еп. Тимон (Русанов), еп. (неопред.) Иаков (Маскаев), еп. (закл.) ОРЛОВСКАЯ и Севская Викариатства: Болховское Елецкое Серафим (Остроумов), архиеп. (ссылк.) Даниил (Троицкий), еп. (ссылк.) Вдовствующая ПЕНЗЕНСКАЯ и Саранская Викариатства: Краснослободское Мордовское и Саранское Филипп (Перов), еп. (закл.) Макарий (Знаменский), еп. (неопред.) Кирилл (Соколов), еп. 23 ПЕРМСКАЯ и Соликамская Викариатства: Кунгурское Осинское Оханское Соликамское Варлаам (Ряшенцев), еп. Аркадий (Ершов), еп. Петр (Гасилов), еп. Павел (Вильковский), еп. (ссылк.) Вассиан (Веретенников), еп. Приамурская и БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ Викариатство: Хабаровское Евгений (Зернов), архиеп. (ссылк.) Никифор (Ефимов), еп. (ссылк.) Прикаспийская и бакинская Арсений (Соколовский), еп. Приморская и ВЛАДИВОСТОКСКАЯ Викариатства: Никольско-Уссурийское Камчатское и Петропавловское Охотское Киприан (Комаровский), архиеп. (закл.) Вдовствующая Вдовствующая Даниил (Шерстенников), еп. (закл.) ПСКОВСКАЯ и Порховская Викариатство: Великолуцкое и Торо­пецкое Николай (Покровский), архиеп. (ссылк.) Макарий (Звездов), еп. ПЯТИГОРСКАЯ и Прикумская Фаддей (Успенский), еп. (ссылк.) РОСТОВСКАЯ и Таганрогская Викариатства: Азовское Таганрогское Арсений (Смоленец), еп. (удалён из еп.) Серафим (Силичев), еп. Александр (Белозер), еп. РЯЗАНСКАЯ и Зарайская Викариатства: Михайловское Скопинское Спас-Клепиковское Борис (Соколов), архиеп. (ссылк.) Глеб (Покровский), еп. (закл.) Смарагд (Яблоков), еп. (неопред.) Василий (Беляев), еп. (закл.) САМАРСКАЯ (Куйбы­шев­ская) и Ставропольская Викариатства: Бугульминское Бузулукское Мелекесское Анатолий (Грисюк), еп. Герман (Коккель), еп. Павел (Гальковский), еп. (ссылк.) Павел (Введенский), еп. (закл.) Сарапульская и Елабужская

http://pravmir.ru/eparhii-i-episkopyi-ro...

На территории совр. К. е. имелись след. обновленческие викариатства: Бугульминское, Буинское, Чистопольское, Мамадышское, Мензелинское, Спасское, Аксубаевское, Ибресинское. Вик-ства существовали формально, во главе нек-рых стояли благочинные, руководствовавшиеся правилами «кантонного самоуправления приходов» (правила были утверждены обновленческим епархиальным съездом в мае 1925). Обновленческие викариатства создавались в границах кантонов Татарской АССР, решение принималось на кантонном съезде обновленческих священников и мирян, желавших отделиться от правящего «архиерея» и подчиняться непосредственно обновленческому «первоиерарху». Обновленческой Казанской епархией управляли: Иоанникий (Дьячков; окт.-нояб. 1922; на кафедру не прибыл), Алексий (Баженов; 1923-1929, с 1924 «митрополит»), Иоанн (Миртов; управлял в 1929-1933 как «митрополит Нижегородский и Казанский»), «митрополит» Иерофей (Померанцев ; 1933-1938). Е. В. Липаков 1942-1988 гг. Определением Московской Патриархии от 14 авг. 1942 г. бывш. Саратовский архиеп. Андрей (Комаров) был назначен архиепископом Казанским (приехал в Казань 26 авг. 1942). Было восстановлено епархиальное управление, но до янв. 1944 г., когда архиеп. Андрей был переведен в др. епархию, продолжали действовать лишь 2 храма: в Казани и в Мензелинске. По данным Совета народных комиссаров Татарской АССР, в 1942-1943 гг. православные передали на военные нужды: в Фонд обороны - 316 тыс. р. и 120 г золота на сумму 318 тыс. р., на танковую колонну - 390 тыс. р., на больных и раненых воинов - 148 тыс. р., в помощь пострадавшим городам - 70 тыс. р., на подарки бойцам Красной Армии - 16 тыс. р. В мае 1944 г. епископом Ульяновским и Мелекесским и одновременно управляющим Казанской епархией был назначен Иларий (Ильин). В связи с увеличением числа передаваемых Церкви храмов возникла необходимость в отдельном епископе для Казанской кафедры. Синодальным решением от 28 дек. 1945 г. бывш. обновленческому «митрополиту», настоятелю церкви в г. Грозный иером. Ермогену (Кожину) определено было стать епископом Казанским и Татарским (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 34). 18 февр. 1946 г. в Москве Ермоген (Кожин) был хиротонисан во епископа Казанского (в протоколах заседаний комиссии по созыву совещания предстоятелей автокефальных правосл. Церквей при Синоде РПЦ за февр.-март 1948 еп. Ермоген титуловался как «епископ Казанский и Татарский»). В мае 1948 г., при возведении в сан архиепископа, Ермоген имел титул «Казанский и Свияжский», в марте 1949 г. синодальным решением титул архиерея был изменен на «Казанский и Чистопольский» (ЖМП. 1948. 9. С. 40; ЖМП. 1949. 3. С. 6). В июле 1948 г. архиеп. Ермоген, к тому времени уже являвшийся ректором МДА, направил в Совет по делам РПЦ письмо с отказом от должности экзарха Московской Патриархии в Зап. Европе (для работы за рубежом Ермогена в 1947 рекомендовал Г. Г. Карпову уполномоченный по делам РПЦ по Татарской АССР Горбачёв).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

В начале 1925 года присоединилась к обновленчеству и община б. Федоровского монастыря. Монахини этого монастыря не примкнули к новому течению, оставшись ярыми фанатичками. Но на место их сформировалась новая монашеская ячейка, возглавляемая женщиной с высшим образованием Е. И. Астаповой, до начала новой структуры, оправдывающей монастыри как трудовые общины с разумным послушанием, ревностным служением Богу и деятельной любовью к ближним. Но не долго пришлось просуществовать новой монашеской общине. Оставшись жить в церковной ограде Федоровского монастыря тихоновские монашки, все время травили новых насельниц, отклоняя народ от посещения храма, и через два года при помощи нового настоятеля храма протоиерея Преображенского добились возвращения Федоровского храма в тихоновщину. Еще задолго до этой новой монашеской общины и несравненно на более прочных началах при Пятницком храме поселилась группа сестер б[ывшего] Лаишевского монастыря женского, которая с самого начала обновления примкнула к этому новому течению и, несмотря на всякую травлю своих же монашеству[ющи]х сестер, продолжает твердо стоять на началах обновления. Она приносит великую пользу этому церковному делу и через проникновенное чтение молитв за богослужение на русском языке и через помощь устройству церковных торжеств своим хором и через влияние на простой народ своим монашеским авторитетом. Этот авторитет усугубляется еще тем обстоятельством, что сестры здесь действуют по благословению своего духовного руководителя – почитаемого по всему Поволжью старца Петра, который, еще живя в Лаишеве, всех приходящих к нему благословлял примыкать к обновлению и теперь это делает, находясь в затворе при Пятницком храме . В конце мая 1925 года перерегистрирован в обновленческую общину Чистопольский собор, и в нем началось служение Чистопольского викария Казанской епархии епископа Василия . За период 1927–1928 гг. Владыкой совер[шены] были 10 поездок – объездил не только приходы своего викариатства, но с благосл[овления] Владыки митрополита и кантоны Лаишевский, Арский, Спасский, Тетюшский, Буинский, Челнинский и Бугульминский.

http://sedmitza.ru/lib/text/10058553/

В середине этого года начал проясняться горизонт обновленчества в Бугульминском кантоне. До сих пор здесь почти не было обновленчества. Здесь работал один человек – уполномоченный священник В. И. Разумовский, который и нес на своих плечах всю тяготу обновленчества. В июле этого года явилась возможность создать кафедру викарного епископа, на каковую кафедру и выразил желание приехать живущий на покое бывший Алатырский епископ Феодор (Преображенский). Правда, по болезни он своего намерения не осуществил и вскоре скончался. Но вновь открытая кафедра нашла своего архипастыря в лице приехавшего через год тоже заштатного епископа Николая (Ашихмина) , который и в настоящее время там занимает место, настоятельствуя в с. Микулином. Окрыленный надеждой на оживление дела, священник Разумовский занялся работой привлечения новых пастырей и новых округов в сферу нового викариатства. Ему улыбалась возможность перевести в обновление целый округ староцерковнический, для чего он вступил в активную переписку с благочинным этого округа протоиереем С. Но, к сожалению, тяжелая материальная жизнь заставила новых батюшек покинуть свои приходы, не осуществились и планы присоединения округа, и сам о. Разумовский почти отошел от церковного дела. В этом же году началось оживление обновленческого дела в Буинском кантоне. В начале обновленческого движения [округ был] синодальный, но благодаря лукавой политике бывшего уполномоченного протоиерея Гневушева и воздействия соседней Ульяновской тихоновщины, а позже григорианского архиепископа Виссариона , ушел в тихоновщину и перешел в ведение Ульяновской епархии. В настоящем году началось тяготение этого края в Казанской епархии к обновлению. Сначала буинский Троицкий собор и Николаевская церковь, а затем к концу года и в следующем 1932 году почти весь округ перешел в обновление. Большое значение имела в этом деле энергичная работа протоиерея Лизунова, настоятеля Троицкого собора и уполномоченного по кантону, а теперь и Буинской епархии. Благодаря его энергии была устроена поездка в кантон Владыки митрополита Алексия по важнейшим селам, которая и укрепила новонасажденное обновление. Кантонный съезд духовенства, приуроченный к этому приезду Владыки, дал организацию округу, учредил и наметил викариатство, которое теперь преобразовалось в епархию. Благодаря дружной работе всего состава сначала кантонного, потом окружного управления здесь малоболезненно прошел и прорыв через закрытие храмов и большой недостаток священников. Прорыв церковной жизни как результат массового закрытия храмов не только в Буинском кантоне, но и в общегосударственном масштабе, вызываемой ходом государственной жизни, совпало с концом этого года, а в начале следующего превратилось в стихийное явление.

http://sedmitza.ru/lib/text/10058553/

В указанный период в Казанской епархии кратковременно существовали викариатства: Чёлнское (с центром в с. Набережные Челны (ныне город), в 1928-1929), Бугульминское (1928-1930), Елабужское (1929-1934), Спасское (1923-1929), Мензелинское (1923-1929), также продолжали существовать образованные до революции вик-ства Мамадышское (до 1934) и Чистопольское (до 1935). В янв. 1926 г. в целях противодействия обновленчеству съезд духовенства патриарших приходов Краснококшайского округа принял резолюцию о создании Краснококшайского вик-ства и о приглашении для управления церковными делами в Марийской автономной области еп. Афанасия (Малинина); данное решение не было реализовано из-за противодействия властей (Правосл. церк. вестник. 1926. 3. С. 8). В 1926 г. марийское духовенство организовало Краснококшайское церковное управление, ставшее основой для создания в 1929 г. Марийского вик-ства . В мае 1926 г. с резолюцией о создании Козьмодемьянского вик-ства выступил съезд духовенства в Козьмодемьянске, однако и это решение не удалось воплотить в жизнь. Обновленческий раскол в 1922-1938 гг. стал серьезным дезорганизующим фактором церковной жизни; в эти годы существовала обновленческая Казанская епархия. 23 авг. 1922 г., вскоре после ареста митр. Кирилла (Смирнова) (15 авг.), казанские обновленцы сменили состав Казанского ЕУ и объявили о том, что арестованный архиерей якобы не был противником обновленчества и даже благословил их деятельность (в своих официальных материалах раскольники писали более правдиво о том, что митр. Кирилл уволен на покой 19 июля 1922 г. постановлением Высшего церковного управления как «не соответствующий прогрессивному церковному строительству» - Живая церковь. 1922. 6/7. С. 22). К своим сторонникам они в 1922-1923 гг. причисляли также Чистопольского еп. Иоасафа (Удалова), к-рому в марте 1921 г. было поручено временное управление Казанской епархией. 6 сент. 1922 г. в Казани прошел обновленческий съезд, его участников ознакомили с уставом «Живой церкви». По данным ГПУ, в нач. 1923 г. в Казанской губ. насчитывалось 102 обновленческих прихода. 31 марта 1923 г. указом обновленческого ВЦУ в Казань из Одессы был переведен архиеп. Алексий (Баженов) , возведенный 16 апр. 1924 г. в сан «митрополита». В 1924 г. большая часть Марийской автономной обл. была выделена в обновленческую Краснококшайскую и Марийскую епархию. В 1925 г. в Казани были созданы краткосрочные пастырские курсы для подготовки священнослужителей-обновленцев.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Голубцов С. , протод. Стратилаты академические: Ратоборцы за Церковь из корпорации Московской Духовной Академии первой половины XX века. Жизнь, труды и крестный путь: По материалам архивов и публикаций: Обзор и исследование. М.: Мартис, 1999. Голубцов С. , протод. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М.: Мартис, 1999. Голубцов С. , протод. Московская духовная академия в эпоху революций. М.: Мартис, 1999. Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 5. Тверь: «Булат», 2001. Дамаскин (Орловский), игум. Василий Сергеевич Крылов, нвмч.//ПЭ. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2009. Т. 7. С. 46. Дионисий (Шлёнов), игум. Тернистый путь классических языков в московских духовных школах//БВ. 2010. 11–12. С. 548–622. Евгений, архиеп. Верейский. Академические юбилеи//БВ. 2011. 11–12. С. 23–35. Евгений (Решетников), архиеп. Верейский. Московская духовная академия в 1917–1918 учебном году: на пути к мученичеству//БВ. 2017. Т. 26–27. 3–4. С. 21–41. Журавский А.В. Бугульминское викариатство//ПЭ. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2003. Т. 6. С. 297. Лука (Головков), архим. Собор святых Московской духовной академии: материалы к истории создания нового иконописного образа//БВ. 2010. 11–12. С. 1062–1086. Клейн И. Пути культурного импорта. Труды по русской литературе XVIII в. М.: Языки славянской культуры, 2005. Колыванов Г. Е. Троицкая лаврская семинария//«Московской духовной академии 325 лет»: юбилейный сборник статей. Сергиев Посад, М.: издательство МДА, 2011. Кн. 1. Т. 1. С. 93–105. Мануил (Лемешевский) , митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen: aku-Fotodruck GmbH, 8600 Bamberg, 1987. Т. 5. Памяти почивших наставников: изд. Императорской Московской духовной академии ко дню ее 100-летнего юбилея (1814–1914). Сергиев Посад: тип. И. И. Иванова , 1915. Песнопения всенощного бдения. М.: нотопечатня Гаврилова, 1911. Песнопения заупокойных служб. М.: нотопечатня Гаврилова, 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

  001     002