В середине этого года начал проясняться горизонт обновленчества в Бугульминском кантоне. До сих пор здесь почти не было обновленчества. Здесь работал один человек – уполномоченный священник В. И. Разумовский, который и нес на своих плечах всю тяготу обновленчества. В июле этого года явилась возможность создать кафедру викарного епископа, на каковую кафедру и выразил желание приехать живущий на покое бывший Алатырский епископ Феодор (Преображенский). Правда, по болезни он своего намерения не осуществил и вскоре скончался. Но вновь открытая кафедра нашла своего архипастыря в лице приехавшего через год тоже заштатного епископа Николая (Ашихмина) , который и в настоящее время там занимает место, настоятельствуя в с. Микулином. Окрыленный надеждой на оживление дела, священник Разумовский занялся работой привлечения новых пастырей и новых округов в сферу нового викариатства. Ему улыбалась возможность перевести в обновление целый округ староцерковнический, для чего он вступил в активную переписку с благочинным этого округа протоиереем С. Но, к сожалению, тяжелая материальная жизнь заставила новых батюшек покинуть свои приходы, не осуществились и планы присоединения округа, и сам о. Разумовский почти отошел от церковного дела. В этом же году началось оживление обновленческого дела в Буинском кантоне. В начале обновленческого движения [округ был] синодальный, но благодаря лукавой политике бывшего уполномоченного протоиерея Гневушева и воздействия соседней Ульяновской тихоновщины, а позже григорианского архиепископа Виссариона , ушел в тихоновщину и перешел в ведение Ульяновской епархии. В настоящем году началось тяготение этого края в Казанской епархии к обновлению. Сначала буинский Троицкий собор и Николаевская церковь, а затем к концу года и в следующем 1932 году почти весь округ перешел в обновление. Большое значение имела в этом деле энергичная работа протоиерея Лизунова, настоятеля Троицкого собора и уполномоченного по кантону, а теперь и Буинской епархии. Благодаря его энергии была устроена поездка в кантон Владыки митрополита Алексия по важнейшим селам, которая и укрепила новонасажденное обновление. Кантонный съезд духовенства, приуроченный к этому приезду Владыки, дал организацию округу, учредил и наметил викариатство, которое теперь преобразовалось в епархию. Благодаря дружной работе всего состава сначала кантонного, потом окружного управления здесь малоболезненно прошел и прорыв через закрытие храмов и большой недостаток священников. Прорыв церковной жизни как результат массового закрытия храмов не только в Буинском кантоне, но и в общегосударственном масштабе, вызываемой ходом государственной жизни, совпало с концом этого года, а в начале следующего превратилось в стихийное явление.

http://sedmitza.ru/lib/text/10058553/

Пермский Петропавловский собор построен в 1757 г. в качестве приходской церкви Егошихинского завода. С 1781 г. получил статус соборной церкви вновь учрежденного губернского города Перми. Закрыт в 1932 г. В Пермском государственном архиве дела собора содержатся в Фонде 191. 96 ГАПО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 1. Л. 1–209; ГАПО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 2. Л. 1–197; ГАПО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 4. Л. 1–34. 101 Первоначально он просил отпуск в 1922 г. для поездки на родину и свидетельство «о незапрещении в службе» (Агафонов П. Н. Духовенство Пермской епархии 1918–1928 гг. Пермь, 1997. С. 30). 102 Об истории кафедры в Бугульме с перечнем всех архиереев см.: Журавский А. В. Бугульминское викариатство//ПЭ. М., 2003. Т. 6. С. 297. 111 Тропарь, гл.4. Послан бысть во град Орехово-Зуево/для утверждения православия,/прославился еси молитвою и благочестием/уподобился еси юродством блаженной Ксении,/венчался еси венцем мученическим,/святителю отче Никита,/моли Христа Бога/даровати граду нашему мир/и душам нашим велию милость. 115 См.: Выписка из протокола заседания тройки при Управлении НКВД СССР по МО от 17.11.1937//ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 2. Д. 19180. Л. 40. Во время этого четвертого ареста владыка незаметно положил бумажник со своими настоящими документами на окошко кладбищенской церкви, около которой его арестовали. Два последних года он жил под вымышленной фамилией Макаров. Документы на эту фамилию ему достались от одного заключённого, и когда местные жители нашли бумажник с документами владыки, они принесли его в отделение милиции, что чрезвычайно усугубило положение святителя, ибо в этих бумагах указывалось, что он епископ. Кроме документов, в бумажнике находились восемь облигаций, иголка, нитки, ножницы и зашитый в матерчатый лоскуток пятирублевый золотой. Это было всё имущество епископа Никиты. Владыку препроводили в Москву в Таганскую тюрьму. Свидетелями по его делу проходили священники: один из Орехово-Зуево, а другой из Загорска. Они характеризовали святителя как «монархиста и революционера, клевещущего на советскую власть». В следственном обвинении говорилось, что «Делекторский Ф. П. являлся нелегальным, бродячим епископом, деятелем Истинно-Православной Церкви», что он «проводил антисоветскую агитацию, занимался контрреволюционной деятельностью» (см.: Никита (Делекторский): http://drevo-info.ru/articles/7789.html).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В указанный период в Казанской епархии кратковременно существовали викариатства: Чёлнское (с центром в с. Набережные Челны (ныне город), в 1928-1929), Бугульминское (1928-1930), Елабужское (1929-1934), Спасское (1923-1929), Мензелинское (1923-1929), также продолжали существовать образованные до революции вик-ства Мамадышское (до 1934) и Чистопольское (до 1935). В янв. 1926 г. в целях противодействия обновленчеству съезд духовенства патриарших приходов Краснококшайского округа принял резолюцию о создании Краснококшайского вик-ства и о приглашении для управления церковными делами в Марийской автономной области еп. Афанасия (Малинина); данное решение не было реализовано из-за противодействия властей (Правосл. церк. вестник. 1926. 3. С. 8). В 1926 г. марийское духовенство организовало Краснококшайское церковное управление, ставшее основой для создания в 1929 г. Марийского вик-ства . В мае 1926 г. с резолюцией о создании Козьмодемьянского вик-ства выступил съезд духовенства в Козьмодемьянске, однако и это решение не удалось воплотить в жизнь. Обновленческий раскол в 1922-1938 гг. стал серьезным дезорганизующим фактором церковной жизни; в эти годы существовала обновленческая Казанская епархия. 23 авг. 1922 г., вскоре после ареста митр. Кирилла (Смирнова) (15 авг.), казанские обновленцы сменили состав Казанского ЕУ и объявили о том, что арестованный архиерей якобы не был противником обновленчества и даже благословил их деятельность (в своих официальных материалах раскольники писали более правдиво о том, что митр. Кирилл уволен на покой 19 июля 1922 г. постановлением Высшего церковного управления как «не соответствующий прогрессивному церковному строительству» - Живая церковь. 1922. 6/7. С. 22). К своим сторонникам они в 1922-1923 гг. причисляли также Чистопольского еп. Иоасафа (Удалова), к-рому в марте 1921 г. было поручено временное управление Казанской епархией. 6 сент. 1922 г. в Казани прошел обновленческий съезд, его участников ознакомили с уставом «Живой церкви». По данным ГПУ, в нач. 1923 г. в Казанской губ. насчитывалось 102 обновленческих прихода. 31 марта 1923 г. указом обновленческого ВЦУ в Казань из Одессы был переведен архиеп. Алексий (Баженов) , возведенный 16 апр. 1924 г. в сан «митрополита». В 1924 г. большая часть Марийской автономной обл. была выделена в обновленческую Краснококшайскую и Марийскую епархию. В 1925 г. в Казани были созданы краткосрочные пастырские курсы для подготовки священнослужителей-обновленцев.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

В начале 1925 года присоединилась к обновленчеству и община б. Федоровского монастыря. Монахини этого монастыря не примкнули к новому течению, оставшись ярыми фанатичками. Но на место их сформировалась новая монашеская ячейка, возглавляемая женщиной с высшим образованием Е. И. Астаповой, до начала новой структуры, оправдывающей монастыри как трудовые общины с разумным послушанием, ревностным служением Богу и деятельной любовью к ближним. Но не долго пришлось просуществовать новой монашеской общине. Оставшись жить в церковной ограде Федоровского монастыря тихоновские монашки, все время травили новых насельниц, отклоняя народ от посещения храма, и через два года при помощи нового настоятеля храма протоиерея Преображенского добились возвращения Федоровского храма в тихоновщину. Еще задолго до этой новой монашеской общины и несравненно на более прочных началах при Пятницком храме поселилась группа сестер б[ывшего] Лаишевского монастыря женского, которая с самого начала обновления примкнула к этому новому течению и, несмотря на всякую травлю своих же монашеству[ющи]х сестер, продолжает твердо стоять на началах обновления. Она приносит великую пользу этому церковному делу и через проникновенное чтение молитв за богослужение на русском языке и через помощь устройству церковных торжеств своим хором и через влияние на простой народ своим монашеским авторитетом. Этот авторитет усугубляется еще тем обстоятельством, что сестры здесь действуют по благословению своего духовного руководителя – почитаемого по всему Поволжью старца Петра, который, еще живя в Лаишеве, всех приходящих к нему благословлял примыкать к обновлению и теперь это делает, находясь в затворе при Пятницком храме . В конце мая 1925 года перерегистрирован в обновленческую общину Чистопольский собор, и в нем началось служение Чистопольского викария Казанской епархии епископа Василия . За период 1927–1928 гг. Владыкой совер[шены] были 10 поездок – объездил не только приходы своего викариатства, но с благосл[овления] Владыки митрополита и кантоны Лаишевский, Арский, Спасский, Тетюшский, Буинский, Челнинский и Бугульминский.

http://sedmitza.ru/lib/text/10058553/

Голубцов С. , протод. Стратилаты академические: Ратоборцы за Церковь из корпорации Московской Духовной Академии первой половины XX века. Жизнь, труды и крестный путь: По материалам архивов и публикаций: Обзор и исследование. М.: Мартис, 1999. Голубцов С. , протод. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М.: Мартис, 1999. Голубцов С. , протод. Московская духовная академия в эпоху революций. М.: Мартис, 1999. Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 5. Тверь: «Булат», 2001. Дамаскин (Орловский), игум. Василий Сергеевич Крылов, нвмч.//ПЭ. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2009. Т. 7. С. 46. Дионисий (Шлёнов), игум. Тернистый путь классических языков в московских духовных школах//БВ. 2010. 11–12. С. 548–622. Евгений, архиеп. Верейский. Академические юбилеи//БВ. 2011. 11–12. С. 23–35. Евгений (Решетников), архиеп. Верейский. Московская духовная академия в 1917–1918 учебном году: на пути к мученичеству//БВ. 2017. Т. 26–27. 3–4. С. 21–41. Журавский А.В. Бугульминское викариатство//ПЭ. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2003. Т. 6. С. 297. Лука (Головков), архим. Собор святых Московской духовной академии: материалы к истории создания нового иконописного образа//БВ. 2010. 11–12. С. 1062–1086. Клейн И. Пути культурного импорта. Труды по русской литературе XVIII в. М.: Языки славянской культуры, 2005. Колыванов Г. Е. Троицкая лаврская семинария//«Московской духовной академии 325 лет»: юбилейный сборник статей. Сергиев Посад, М.: издательство МДА, 2011. Кн. 1. Т. 1. С. 93–105. Мануил (Лемешевский) , митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen: aku-Fotodruck GmbH, 8600 Bamberg, 1987. Т. 5. Памяти почивших наставников: изд. Императорской Московской духовной академии ко дню ее 100-летнего юбилея (1814–1914). Сергиев Посад: тип. И. И. Иванова , 1915. Песнопения всенощного бдения. М.: нотопечатня Гаврилова, 1911. Песнопения заупокойных служб. М.: нотопечатня Гаврилова, 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Бугульминская Основана в 1923 г. (?) Именование – по г. Бугульма (Татарская АССР). Самарское, Казанское викариатство. Упразднена в 1933 г. (?) (21.05(03.06)1923 /19.12.1923(01.01.1924) 29.02(13.03)1924 19.02(03.03)1924 04.1924 16(29)04.1924 05.1924 05.1924 Сщмч. Никита Делекторский 25.12.1924(07.01.1925) 11.1925 10(23)01.1929 21.03(03.04)1930 Герман II Вейнберг 14(27)04.1928 03(16)06.1933 Антоний Миловидов Бугульминская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Бугульма (Татарская АССР). Казанское викариатство. Упразднена в 1935 г. 21.05(03.06)1923 Сщмч. Алексий Орлов 08(21)05.1929 Феодор Преображенский 27.01(09.02)1930 22.08(04.02)1931 06(19)07.1932 06(19)07.1932 27.10(09.11)1935 Феодор Преображенский, паки 521 По ПЭ, хиротонисан в Русской Православной Церкви и лишь в кон. 1923 г. уклонился в обновленческий раскол. Митр. Мануил (Лемешевский) и M. Е. Губонин считают его хиротонисанным сразу на обновленческую кафедру в Бугульму и управляющим Самарской обновленческой кафедрой. См. Куйбышевская, обн. В данный список помещен условно. 522 По ПЭ – епископ Бугульминский, по данным M. Е. Губонина и «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века. Компьютерная база данных» (www.pstbi.ru Официальный веб-сайт Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета) – Велижский (см. Велижская). В данный список помешен условно. 523 Первая дата – РГИА ф. 831, оп. 1, д. 272, л. 81. Назначен по принесении покаяния. См. прим. 1. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БУГУЛЬМИНСКАЯ ОБНОВЛЕНЧЕСКАЯ ЕПАРХИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Бугульминское викариатство обновленческой Казанской епархии (недейств.) Существовало в 1920-30-х годах. В те же годы существовало одноименное православное викариатство . Архиереи Использованные материалы   По нек. сведениям, Бугульминскую обновленческую кафедру с 9 июня 1923 до конца года занимал Алексий (Орлов) , рукоположенный обновленцами во епископа. По другим данным (ПЭ), вл. Алексий был рукоположен православным епископом Богульминским и отпал в обновленчество только в конце 1923 года. Редакция текста от: 30.01.2015 08:46:16 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13912.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУГУЛЬМИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Самарской (1923-1928), затем Казанской (1928-1930) епархии, названо по г. Бугульма Татарской АССР. 3 июня 1923 г. во епископа Бугульминского был хиротонисан архим. Алексий (Орлов) , пребывавший в обновленческом расколе. После принесенного покаяния он был принят в общение с РПЦ в сущем сане. С 1 февр. по апр. 1924 г. временно управляющим Б. в. являлся еп. Павел (Введенский). 20 янв. 1925 г. на Б. в. был назначен Митрофан (Поликарпов), находившийся в ссылке в Бугульме. С 12 мая 1924 г. до сер. 1925 г. еп. Бугульминским являлся Никита (Делекторский) . С 1926 по 1927 г. Б. в. управлял еп. Герман (Коккель) , затем назначенный на Бугурусланское вик-ство Оренбургской епархии. в 1928 г. Б. в. перешло в состав Казанской епархии. С 10 мая 1928 г. Б. в. управлял Антоний (Миловидов) , арестованный 30 нояб. 1928 г. С 5 февр. 1929 г. по 16 апр. 1930 г. Б. в. возглавлял еп. Герман (Вейнберг) . После этого Б. в. прекратило свое существование. В 20-30-х гг. действовало обновленческое (см. Обновленчество ) Б. в. После Алексия (Орлова) его возглавлял Феодор Преображенский (21 мая 1929 - 9 нояб. 1935), в 1930 г. временно управляющим был Иоанн Симонов, в 1931-1934 гг.- Николай Ашихмин. Лит.: Иоанн (Снычёв). Топография. Т. 1. С. 32; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 147, 297. Ч 3. С. 316, 318, 319. Ч. 6. С. 84, 284; Акты свт. Тихона. С. 916, 965, 980, 990; Мануил. Каталог рус. архиереев-обновленцев. С. 654, 776, 777, 849, 850, 969. А. В. Журавский Рубрики: Ключевые слова: ЕЛАБУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО в 1922-1929 гг. в составе Сарапульской епархии, в 1929-1934 гг. в составе Казанской и Свияжской епархии

http://pravenc.ru/text/153549.html

Велижская Основана в 1923 г. Именование – по г. Велиж (Витебская губерния). Полоцкое (Витебское) викариатство. 19.12.1923(01.01.1924) 12(25)05.1924 03(16)01.1926 Велижская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Велиж (Витебская губерния). Витебское викариатство. Самостоятельная с 1924 г. Упразднена в 1929 г. 25.06(08.07)1923 27.11(10.12)1929 577 Хиротонисан в Уфе епископом Давлекановским Иоанном (Поярковым) и др. епископами. Хиротония признана Св. Патр. Тихоном (Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века. Компьютерная база данных/www. pstbi.ru Официальный веб-сайт Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета). ПЭ называет ту же дату хиротонии, но на Бугульминскую кафедру (см. Бугульминская). 579 Арестован в Полоцке, исполнять свои обязанности не мог и был уволен на покой. Проживал в с. Батюшково Дмитровского района Московской области, был настоятелем местной Никольской церкви. Арестован 03(15)08.1937. Осужден за «антисоветскую агитацию под видом церковных проповедей». Расстрелян 08(21) 10.1937 на печально знаменитом Бутовском полигоне под Москвой. 580 Фамилия не установлена. Его подпись – на отзыве 25-ти епископов о раскольничьей деятельности григорианцев («ВВЦС») от 20.3(2.4)1926. 581 Велижский и Высочанский. Вариант первой даты – на месяц ранее. По ММЛ Каталог... «...с 1924 г. – самостоятельный епископ Велижский, Невельский и Высочанский...» Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУТУРЛИНОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Воронежской епархии, названо по г. Бутурлиновке Воронежской губ. 7 янв. 1924 г. в Москве Патриархом Тихоном во епископа Бутурлиновского был хиротонисан архим. Митрофан (Поликарпов), до пострига известный в Воронеже как церковный историк и педагог. Еп. Митрофану под угрозой ареста было предложено уехать из Воронежа, но 13 марта 1924 г. он представил в ОГПУ заявление, в к-ром сообщал, что долг перед Господом не дает ему возможности оставить паству. 22 марта он был арестован в Воронеже и находился в заключении, а затем в ссылке до февр. 1928 г. По сведениям митр. Мануила, в 1924 г. еп. Митрофан был назначен на Бугульминское вик-ство , в 1927 г. он вновь упоминается как епископ Бутурлиновский. 22 дек. 1925 г. на Б. в. был назначен Митрофан (Русинов) , к-рый в том же году уклонился в григорианский раскол . В янв. 1931 г. на Б. в. был назначен еп. Василий (Беляев) , дальнейшая судьба к-рого неизвестна. С 10 мая 1931 г. еп. Бутурлиновским был Мефодий (Абрамкин) ; в 1933 г. он был назначен на Пятигорскую кафедру. После 1933 г. епископы на Б. в. не назначались. Арх.: ЦДНИ ВО. Ф. 9353. Оп. 2. Д. 9062 [Уголовное дело еп. Митрофана (Поликарпова)]. Лит.: Сапёлкин Н. С. Многие страдания праведникам: Воронежские святители XX в.//Воронеж православный. 1997. 8; Акиньшин А. Н. Еп. Митрофан (Поликарпов)//Воронежские архипастыри. Воронеж, 2003. С. 465-467. Иером. Митрофан (Шкурин) Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153709.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010