П. Поспелова. Киев, 1875; Об обязанностях священнослужителей/Пер. с лат. Гр. Прохорова под ред. Л. Писарева . Казань, 1908; Иже во святых отца нашего Амвросия, епископа Медиоланского О должностях три книги. 1-е изд. М., 1865. Амвросий Медиоланский . О покаянии/Пер. Г. Харламова. СПб., 1778; Святого отца нашего Амвросия, епископа Медиоланского, две книги о покаянии. М., 1884. Афанасий Александрийский . Творения. 2-е изд., испр. и доп. СТСЛ, 1902. Ч. 1–4. Афинагор. Творения//Сочинения древних христианских апологетов/Пер. свящ. П. Преображенского . М., 1867. С. 61–162. Буасье Г. Падение язычества/Пер. с фр. под ред. Корелина. М., 1892. Василий Великий . Творения: Ч. 1–7. М., 1845–1849 (ТСО в рус. пер., 5–11). Ч. 7. Творения иже о святых отца нашего Василия Великого , Архиепископа Кесарии Каппадокийской. 3-е изд. М., 1891. Ч. 3. Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи: В 7 ч./Пер. с англ. В.Н/Неведомского. М., 1883–1886. Григорий Богослов . Творения./Пер. с греч. 3-е изд. М., 1889. Ч. 3. Ипполит, еп. Римский, св. Творения/В рус. пер. Издание КазДА. Казань, 1898–1899. Вып. 1–2. Ириней Лионский . Сочинения/Пер. прот. П. Преображенского . 2-е изд. СПб., 1900. Киприан Карфагенский . Творения/Пер. с лат. Киев, 1860. Т. 1–2. Молоденский В., прот. «De officiis» Цицерона и св. Амвросия Медиоланского //ВиР. 1887. Т. 2. Ч. 2. С. 213–241, 267–287, 323–346. Мотрохин А.А. Творение св. Амвросия Медиоланского «De officiis ministrorum» в его отношении к сочинению Цицерона «De officiis». Казань, 1912. Мотрохин А.А. Христианское содержание «De officiis» Амвросия//Православный собеседник. 1912. Июль-Август. С. 63–129; Сентябрь. С. 279–324. Ориген . О началах/В рус. пер. (с прим, и введ.) Н. Петрова . Казань, 1899. Орлов А. Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского . Сергиев Посад, 1908. Писарев Л. Учение бл. Августина, епископа Иппонского, о человеке в его отношении к Богу. Казань, 1894. Попов И. В. Труды по патрологии. Т. 1: Святые отцы II–IV вв. Сергиев Посад, 2004. Прохоров В.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

229 Ср., например, Geffken, op. cit. 231 Гастон Буасье. Падение язычества. М., 1892. 232 " Не делайте для меня ничего более, как чтобы я заклан был Богу теперь, когда жертвенник уже готов, и тогда составьте любовию хор и воспойте хвалебную песнь Отцу во Иисусе Христе, что Бог удостоил епископа Сирии призвать с Востока на Запад. Прекрасно мне закатиться от мира к Богу, чтобы в нем мне воссиять… Просите для меня у Бога внешней и внутренней силы, но, чтобы я не говорил только, но и желал, чтобы не назывался только христианином, но был им на самом деле… Я пишу церквам и всем сказываю, что добровольно умираю за Бога… Оставьте меня быть пищей зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтобы я сделался чистым хлебом Христовым. Лучше приласкайте этих зверей, чтобы они сделались гробом моим и ничего не оставили от моего тела, дабы по смерти мне не быть никому в тягость. Тогда я буду поистине учеником Христовым, когда даже тела моего не будет видеть мир… Теперь только начинаю быть учеником. Ни видимое, ни невидимое ничто не удержит меня прийти ко Христу. Огонь и крест, толпы зверей, рассечение, расторжение, раздробление костей, отсечение членов, 65.122 О первохристианстве Булгаков: Два Града, 179 сокрушение всего тела, лютые муки дьявола придут на меня – только бы достигнуть мне Христа… Живой пишу вам, горя желанием умереть. Моя любовь распялась, и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая, говорящая во мне, взывает ко мне изнутри: " Иди к Отцу " . Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни. Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть плоть Иисуса Христа, Сына Божия, родившегося в последнее время от семени Давида и Авраама. И пития Божия живого – крови Его, которая есть любовь нетленная и вечная…. Поминайте в молитве вашей церковь сирскую: у ней вместо меня пастырь теперь Бог. Один Иисус Христос будет епископствовать в ней и любовь ваша. А я стыжусь называться одним из ее членов, ибо недостоин того, как последний из них и как изверг. Но если достигну Бога, по милости его буду чем-нибудь " . Нам нечего прибавлять к этой речи, в которой, на фоне сирского темперамента и восточной речи, сказывается первохристианский мученический энтузиазм.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

Открытие выставки по телевизору показали, и сразу появилось много предложений, в частности, сделать выставку фотографий купольных крестов. Помню, шел я тогда мимо собора Владимирской иконы Божией Матери, и мысль возникла: что ж я буду фотографии крестов в галерее выставлять, лучше предложу их в храм. Там мне сказали: «Вот телефон владыки, звони ему». Позвонил, и митрополит Алексий благословил меня на это дело. Автор снимков, московский фотограф Энвер Шейдаев, пять лет до этого пытался выставку сделать. Ему помогали известные люди, но ничего не получалось (в 1989м все утверждал идеологический отдел райкома партии). А тут настоящее чудо: всего через 11 дней после моего знакомства с Энвером Шейдаевым его выставка открылась. Спустя пару недель звонок из Владимирского собора: «Обязательно приезжайте, владыка будет служить». Мы тогда с митрополитом Алексием посмотрели выставку, поговорили. Как оказалось, это была его последняя служба в сане митрополита. Следующий раз мы встретились, когда шло строительство храма Живоначальной Троицы в Москве. Он, уже будучи Патриархом, принимал сделанный нами храмовый иконостас... —Меня крестили в Никольском соборе, когда мне было три года. Мой отец с Украины (поэтому и фамилия такая — Волкотруб). Мне трудно сказать, был ли он верующим. Это очень сложное и интимное понятие, каждый по-своему его трактует. Но, оглядываясь на пройденный отцом путь, думаю, что в глубине души он верил... Не знаю, сколько раз он должен был погибнуть. И бомбы, не разрываясь, рядом с ним падали, и осколки рассекали офицерскую фуражку. Единственный во Второй мировой войне морской таран был совершен моим отцом в том квадрате, где была битва под предводительством Александра Невского на Чудском озере. Это произошло в ночь с 13го на 14е июля, перед днем рождения мамы. Они уже были женаты, мама ждала своего первого сына и находилась в Ленинграде. Утром в сводках Совинформбюро она услышала, что лейтенант Волкотруб, командуя бронекатером, в неравном бою пошел на таранную атаку и потопил немецкий корабль.

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/2/86...

Таинством Крещения Церковь встречает людей. Крещение (в переводе с греческого языка – погружение) есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение есть духовное рождение, это Таинство не повторяется. Плодом Крещения человека должно быть то, что он перестает жить для себя и начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом полноту жизни. Таинство Крещения было установлено самим Иисусом Христом перед Его Вознесением, когда Он сказал ученикам:  Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века  ( Мф. 28,19,20 ). Все существующие в Церкви Таинства установлены непосредственно Христом, но в Евангелии Он ясно говорит только о трех важнейших: Крещении, Причащении и Покаянии. Из слов Господа, сказанных им в ночной беседе Никодиму, ясно, что Таинство Крещения имеет исключительное значение для человека: « если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше ». ( Ин. 3,5-7 ). Отец Михаил назначил дату Таинства, которое должно было проходить в тесном семейном кругу, из-за новых санитарных требований, в связи с пандемией ковида. Этот день закончился праздничным семейным ужином с участием Отца Михаила. На следующий день, поздним утром, вся семья с восприемниками и малышами отправилась в Храм Христа Спасителя. Приехали пораньше, чтобы сделать памятные фотографии на Патриаршем мосту. Какая же это красота! В какую сторону не посмотри – всюду красиво. Заранее договорились о приглашении профессионального фотографа на Крещение близнецов. Фотограф уже был на месте и приступил к своей работе для того, чтобы у семьи остались красивые, профессиональные фотографии о таком трогательном событии, которое уже никогда не повторить.

http://azbyka.ru/fiction/iz-dvuh-mirov/

«Еще один ученый работал очень методически. Садился после завтрака, в девять часов, за письменный стол и работал до обеда, т. е. до двух часов, как школьник, выполняя свой «урок»... Другой, известный до революции ученый, когда ему нужно было написать какую-нибудь научную статью в журнал (а писал он и книги, и статьи без примечаний и подвального аппарата), то сперва начинал читать литературу (конечно, иностранную, потому что в русской обычно ничего не было на его темы). Потом отодвигая ее в сторону, пока в голове все не сметается. И садился писать. Для этого процесса, начинавшегося обыкновенно в 6 часов утра, вынималась соответствующая бумага (четвертушка дореволюционного писчего листа, который складывался пополам, и исписывалась левая сторона, а правая половина служила полями) и рядом справа ставился для возбуждения или лучшей игры мысли (а он в жизни был большой остроумец и шутник) некий сосуд, на этикетке которого была напечатана кощунственная надпись: «Слеза Христова» (знаменитое заграничное вино). Когда его под рукой не доставало, оно заменялось российской «очищенной», по пословице: «За неимением гербовой пишем на простой». Впрочем, первое доставалась по необходимости во время Первой германской войны, когда водка была запрещена. И, каюсь, когда я услышал среди некоторых своих, близких мне, профессоров возглас «вина не имут», пожалел их, а у меня, как при большевиках говорят, был «блат» (через одну частную поликлинику Москвы), и я им достал ящик (меньше не отпускали) с разнообразный ассортиментом заграничных дорогих вин» 181 . Кое с кем из преподавателей у о. Варнавы завязались личные отношения, его интересовали их мысли по разнообразным научным и практическим вопросам, их оценки действительности. А с вышеупомянутым известным ученым имелось и общее дело: оба много занимались фотографией. Странное занятие для лица, облаченного в монашескую рясу. В кругу знакомого духовенства по этому поводу насмешничали. Сосед по келье, уже сам преподававший в академии, иеромонах (и будущий архиепископ) Варфоломей (Ремов) , смеялся над товарищем: «Иже во святых отец наш Варнаво, светописец». «Это ядовито, остроумно и точно, – заметил как-то, вспомнив данный случай в своих записках, наш необычный фотограф, – ибо фотография в переводе с греческою на русский и значит буквально «свето-пись»». Сам же он считал, что «фотография благословлена Самим Богом, так как на Туринской плащанице мы имеем не условный портрет Христа, а фотографический» 182 . А потому «несколько раз в компании других студентов лазил на лаврскую колокольню, залезал в чашку под крестом. Оттуда снимал окрестности. Неповторимые картины. «Верхолазом», как теперь выражаются, можно только в молодости быть» 183 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В 2010 году был учрежден Благотворительный фонд «Центр возрождения культурного наследия «Крохино».  А летом 2013 года Леонид Парфенов снимал свой фильм «Цвет нации» – про знаменитого фотографа Прокудина-Горского. Крохино было одной из локаций съемок. Центральный прием фильма – «было-стало». Съемки велись в местах, в которых главный фотограф Российской империи сделал свои самые знаменитые кадры. Фото 1909 года, сменяющееся съемками того же места век спустя, шокирует. Между 1909-м и 2012-м – кадры из фильма Шукшина «Калина красная» 1973 года, там церковь еще относительно целая и с куполами. Это «было-стало» действует сильнее длинных речей, книг и статей. Гребущий на фоне храма Парфенов сделал Крохино более медийным и как бы легализовал усилия Анор. 3 минуты фильма дали ход многолетним трудам.  Парфенов родом из Вологодчины и неоднократно говорил о том, что поучаствовать в судьбе Крохино для него важно. Позже он неоднократно поддерживал проект и записал ролик в поддержку проекта создания маяка-церкви. Поговорка «вода камень точит» в случае с Крохино справедлива вдвойне. Во-первых, вода медленно, но верно убивала храм – и волны от проходящих судов, и ледоход работали на уничтожение. Но эта же пословица применима и к упорству Анор. 10 лет волонтерских экспедиций, переговоров и переписок, поисков языка, на котором можно говорить.  – Это был очень долгий путь. Но в итоге нас поддержали на уровне правительства Вологодской области. Состоялась встреча, на которой решили, что чиновники будут содействовать тому, чтобы сначала храм появился на бумаге и мы могли как-то действовать дальше. В 2014 году проект «Крохино» признали одним из лучших в конкурсе «Герои современности», который проводило «РИА Новости». В 2015-м проект стал победителем престижного международного конкурса I Sustain Beauty («Я сохраняю красоту»). В 2016 году Анор стала лауреатом Международной общественной премии им. А.И. Комеча в сфере сохранения культурного наследия России. В 2017 году – лауреатом XII национальной премии «Культурное наследие» в номинации «Молодое поколение».

http://pravmir.ru/kak-tatarka-k-tomu-zhe...

Его сменил один из старост оосакских г. Полик Курота, приветствовавший меня от лица всей оосакской церкви. Другой староста – фотограф г. Як. Хирота – обратился ко мне лично от себя с пространнейшею речью, которая, как от него и нужно было ожидать, вся проникнута словом Божьим. – Затем начались речи девочек и мальчиков, обучающихся в воскресной школе. Все «ораторы» в возрасте от 9 до 12 лет; входили на кафедру свободно, говорили без малейшего смущения, вполне по-детски, и, конечно, вполне заслуженно встречались и провожались аплодисментами... Что они говорили? Да, конечно, одно: «приехал епископ и мы радуемся», но ту мысль воплощали в разные формы, начиная от суворовски-кратких до более растянутых... Некоторые (из 9) для образца детского красноречия я позволяю привести здесь: «Сегодня Сергий «сикёо-сама» приехал, сделанный японским епископом. Истинно сегодня мы имеем радостный день. Поэтому вместе с вами поздравляю его. Аминь». Это говорила девочка Александра Мори. Другая девочка, Любовь Окамура, ораторствует уже подробнее: «Господа! Какой веселый день мы имеем! И не без причины такой веселый день. Мы ежедневно с радостью ожидали «сикёо-сама», который приехал теперь в Оосака. И сегодня вместе с вами, господа, я могу видеть его почтенное и нежное лицо. Какая же это для нас радость! Я всегда желаю надолго этому епископу остаться в оосакской церкви и любить нас. Аминь». Речь детская, женская, но в заключительной фразе; не без тенденции, навеянной, вероятно, со вне! Уже серьезнее о том же почти говорит Надежда Ооцука: «я ежедневно ожидала, чтобы «сикео-сама» приехал: сегодня он приехал в эту церковь . Для нас это истинная радость. И я прошу, чтобы «сикео-сама» в оосакской церкви оставался и за нас, оосакских христиан, молился Богу. А мы молим Бога, чтобы нам исполнить архиепископские наставления и увеличить оосакскую православную церковь . Аминь. Меиджи 41, восьмого месяца 23 дня. Оосака». От девочек не отставали мальчики. Малютка Павел Мацукова, мой посошник и постоянный алтарный прислужник, говорил: «Во имя Отца, и Сына, и Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Анна Данилова Ювелир Петр Аксенов о смерти брендов, «Войне и мире» и теплохладной вере Петра Аксенова привыкли видеть в модных журналах и светской хронике. Вот молодой бородатый мужчина делает селфи в Большом театре, вот его фото с актером Джеймсом Нортоном, британским князем Болконским, вот – блестящий новогодний раут. Некоторое время назад художник открывал выставки и светские мероприятия, запускал арт-проекты, и вдруг фотограф сменил специализацию и стал дизайнером ювелирных украшений. «Художник вдохновляется русской культурой и царской роскошью», – несколько иронически шутит глянец над патриотичностью Петра. Без всякой иронии сам Аксенов говорит, что работает над украшениями, которые могли бы принадлежать великим женщинам прошлого. Сын фотографа Ю.Аксенова и художника-иконописца Л.Шеховцевой получил строгое духовное воспитание, жил в Оптиной пустыни, общался с отцом Иоанном Крестьянкиным. О смерти брендов, современном искусстве, образах прошлого и настоящего – в интервью «Правмиру». War and Peace – Вы делали украшения для новой британской экранизации «Войны и мира». А как вам сам фильм? В России этот фильм неминуемо сравнивают с версией Сергея Бондарчука. – Не один Бондарчук способен чувствовать русскую литературу. Ему, кстати, можно предъявить даже больше претензий, можно было бы тоньше прочувствовать ту же внешнюю стилистику. – А он ее недостаточно прочувствовал? – Например, внешность нашей Наташи Ростовой (я говорю не про игру актрисы – тонкую, прекрасную и передающую литературный образ) очень далека от девичьего образа того времени. Советские стрелки, начесы – Наташа просто не могла такой быть! Англичане стилистику соблюли намного лучше, все костюмы и ювелирку они делали в России. Но главное – в экранизации Бондарчука полностью отсутствовал Бог, в фильме Его не ищет Андрей, не ищет Пьер, отсутствует сцена, в которой княжна Марья благословляет князя Андрея образом перед его отъездом на войну. Англичане этот момент не выпустили, и он восторгает меня в новой экранизации.

http://pravmir.ru/creative/petr-aksenov1...

  Страница добрых дел. Путеводитель На правах рекламы: С.90-92. На Святую землю – всей семьей . Путешествие, которое захочется вспоминать. Фото Юлии Маковейчук, Светланы Черкасовой. Подробная информация на сайте www.foma.travel//Фома. - – сентябрь 2012. – С.92.- (Паломнический клуб «Фома»). Реклама : С.93-95. Отклики : Обратная связь. Обсуждение публикаций «Фомы»//Фома. - – сентябрь 2012. - С.96. – (рубрика « Отклики »). Обсуждаются следующие материалы: Инфографика «Чем Церковь помогла «Крымску» ( сайт foma.ru ). Вопрос читателя/Вячеслав Инюшкин ; Ответ редакции/Владимир Гурболиков , первый заместитель главного редактора; Статья Александра Ткаченко «7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле» («Фома» август 2012 год, С.38-43 ). Вопрос читателя/Вячеслав Бортов , Санкт-Петербург; Ответ редакции/Александр Ткаченко , редактор отдела «Вера». В картинках : В картинках. История дня новолетия в России. Рисунки Екатерины Гавриловой //Фома. - – сентябрь 2012. – С.97. – (рубрика «В картинках»). сентября начинается новый церковный год. Эпилог : 5 вопросов о номере Валерии Вологжаниной , директору Вятской гуманитарной гимназии (г. Киров), кандидату педагогических наук. Фото из архива автора//Фома. - – сентябрь 2012.- С.98. – (рубрика « Эпилог »). Давая общую характеристику номера, автор выделяет такие материалы как: интервью с Федором Емельяненко (с.10); размышления об ОПК священника Андрея Постернака (с.16); материал о немецком опыте преподавания схожих курсов (с.22); статью, поднимающую проблему травли ребенка в коллективе (с.56). Особенное одобрение автора вызвала галерея «Фотограф удивляется» (с.70) – «сокровенный монолог фотохудожника Павла Смертина в текстах и фотографиях». 3-я страница обложки: Фрагмент экспозиции в храме Новомучеников и исповедников российских в Бутове. Фото Владимира Ештокина. 4-я страница обложки – реклама портала www.foma.ru Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-113-...

Прошедши вверх по дороге вдоль этого сада, мы повернули направо и мимо каменной стены, отделяющей нашу русскую землю, дошли до красивого по наружности храма, – это и есть русская церковь во имя св. равноапостольной Марии Магдалины. На террасе ее нас уже ожидали много собравшихся богомольцев. Патриарх также уже находился в храме, приехав на гнедом коне, красиво убранном золотыми позументами. В храме еще накануне были вставлены в иконостас присланные к этому дню иконы кисти известного русского художника Верещагина. Эти иконы (Спасителя, Божией Матери, Александра Невского, Марии Магдалины и явления Ангела, благовествующего о воскресении Христа Марии Магдалине и др. мироносицам), написанные мастерской рукою, производят глубокое впечатление на богомольца и располагают его к усердной молитве. Напротив, другие образа храма, напр. иконы двунадесятых праздников, хотя и представляют копии с икон Исаакиевского храма, однако заставляют желать много лучшего. Молебствие совершено было при закрытых царских вратах еще не освящённого храма. Предстоятельствовал о. архим. Антонин, в сослужении собора иереев и диаконов. Патриарх же Никодим все время богослужения стоял вместе с В. Н. Хитрово у правой, задней стены церкви. После молебствия тотчас же была отслужена лития по усопшей благочестивейшей Императрице Марии Александровне. Осмотревши приятный и приветливый храм, священнослужители спустились в нижний этаж, под террасу второго этажа. Здесь среди колонн находятся как бы три комнаты, очень удобные для временного помещения прибывающих священнослужителей, если это пространство между колоннами будет приспособлено для жилья подобно тому, как вся остальная нижняя часть храма находится уже под жильем, или под складами хозяйственных принадлежностей. Я слышал, впрочем, что западная половина этого пространства будет обращена в часовню. Здесь для нас было приготовлено угощение: чай, Хевронское вино из Антониновского сада и фрукты. Во время стола фотограф-любитель о. Тимон снял с нас фотографию в двух видах. После угощения первым уехал патриарх. Затем разошлись и разъехались и мы все.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010