Буасье Гастон (Boissier, 1823–1908), французский антиковед – 95, 99, 125, 132 Буркхардт Якоб (Burckhard, 1818–1897), швейцарский искусствовед, антиковед и византинист – 06 Бьюри Джон Бател (Bury, 1861–1927), английский филолог и историк-византинист – 50, 62, 64, 65, 68, 72, 75, 204, 273, 318, 359, 383, 475, 485 Валент Флавий (328–378), римский император в 364–378 гг., соправитель имп. Валентиниана I, позднее имп. Грациана – 134, 143, 187, 375 Валентиниан I (Флавий Валерий, 321–375), западноримский император в 364–375 гг. – 120, 134 Валентиниан II (Флавий Валерий, 371–392), западноримский император в 375–392 гг. – 120, 138, 139 Валентиниан III (Флавий Плацид, 419–455), западноримский император в 425–455 гг. – 64, 206, 360 Валид I, арабский халиф в 705–715 гг. (шестой халиф из династии Омейядов) – 319 Варда Кесарь , дядя имп. Михаила III – 366, 394, 395, 396, 397 Варда Склир , глава восстания в Малой Азии, направленного против имп. Василия II – 411, 458, 480 Варда Фока , глава восстания в Малой Азии, направленного против имп. Василия II – 411, 426, 458, 480 Вардан (Филиппик), византийский император в 711–713 гг. – 267, 310 Василий I Македонянин (836–886), византийский император в 867–886 гг., выходец из фракийских крестьян, основатель Македонской династии – 366, 388, 400, 402, 403, 404, 416, 417, 429, 430, 433, 434, 436, 437, 445–449, 453, 475, 489. Василий II Болгаробойца , византийский император в 976–1025 гг. – 399, 401, 408, 411, 412, 414, 416, 422, 426, 431, 433, 441, 442, 456, 458, 459, 462, 478, 480,485,490 Василий (IX в.), патриарх Иерусалимский – 384 Василий Великий (ок. 330–378379), архиепископ Кесарии Каппадокийской (с 370 г.), святой, учитель Церкви, один из крупнейших представителей греческой классической патристики – 177, 178, 185 Василий Дигенис Акрит , византийский эпический герой – 484–487 Васильев Александр Александрович (1867–1953) – 68, 88, 454 Васильевский Василий Григорьевич (1838–1899), русский византинист – 43, 79, 80, 87, 89, 324, 328, 329, 428, 457

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Плоть есть истинная невеста … И никто так не близок к тебе, душа, как она. Ее ты должен любить больше всего после Бога» ( Тертуллиан , – О воскресении плоти, 63). 522 В чине погребения особенно характерно сплетения двух мотивов: плач о растленной красоте в человеке и радость о восстановленной красоте в Богоматери. В древности эти переживания сплетались еще теснее. О древне-христ. переживании смерти см.: В. Ф. Эрн , – Письма о христианском Риме, Пис. 3-е («Бог. В.», 1913, янв.). – Г. Буасье , – Катакомбы, М. («Рел.-Общ. библ.», сер. III). – А. фон Фрикен , – Римские катакомбы и памятники первонач. христ. иск., М., Ч. 1, 1872 г., Ч. 2, 1877 г. – С. Н. Булгаков , – Два града, М., 1911, ТТ. 1 и 2, статьи о первохристианстве. – Идея воскресения и святости тела особ. живо чувствуется из древн. пис. у св. Иринея Лион. , а из новых – у Η. Φ. Федорова . 525 «Не можно никому изобразить, – описывает жизнеописатель Петра В. впечатление от указа о брадобритии, – того великого смущения, каковое произвел в сердцах россиян такой его величества указ». «Велят нам бороды брити, – говорили россияне святит. Дмитрию Рост., – а мы готовы главы наши за брады наши положити, пусть лучше отсекут наши главы, нежели бреются наши брады». Известны многоч. бунты из-за бороды; но и суровые наказания со стороны правительства (так, в астрах. бунте было казнено 365 чел. и много сослано в Сибирь) не устрашали защитников священного благообразия. А какое знач. придавалось бороде в почитании святых, это видно из особливо больших бород свв. подвижников и из пост. указаний в иконописн. подлинниках на особенности бороды того или иного святого. Особ. характерна борода у отшельников и аскетов. (П. Смирнов , – Брадобритие «Прав. Энц.», 1901 г., Т. 2, ст. 1005–1022. – Тут же, на ст. 1011–1022 лит. вопроса и др. поучит. сведения. Чрезвыч. интересные подр. см. в: Ф. Буслаев , – Исторические очерки рус. нар. словесности и искус., СПб., 1821, Т. X., стр. 216–232: «Древнерусская борода»). – Сила сопротивления Петровскому брадобритию со стороны правосл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Этого мало. Маассен 429 не понимает, чем объяснить, что великие мужи того времена могли так всецело игнорировать учение церкви. Нам кажется, что сомнение Маассена – это плод недоразумения, причина которого лежит в том, что он рассматривает события древнего времени с современной католической точки зрения. Между тем последняя, как мы раньше видели, совершенно не соответствует воззрениям отцов Никейского собора. Этим именно, а не подачками, как думают Буасье 430 , Бригер 431 , Гиббон 432 и др., объясняется поведение Константина Великого на Никейском соборе и вся последующая его церковная деятельность. Только область священнодействия всегда оставалась табу для императоров. Хотя их и величали священниками 433 , тем не менее они не имели права носить кадило 434 или совершать таинства, особенно евхаристию 435 . Кроме этой области – области священнодействия во всем остальном мог действовать и действовал император. Так же смотрел на свое положение в церкви сам Константин Великий , когда желая охарактеризовать свою церковную деятельность и показать отличие ее от епископской, по словам Евсевия 436 , «сказал, что и сам он – епископ (приводим собственные его слова, произнесенные при нас – говорит Евсевий); только вы – епископы внутренних дел церкви, а меня можно назвать поставленным от Бога епископом дел внешних». Лучшим, по нашему мнению, комментарием этих слов императора Константина является рассказ о столкновении в конце в. императора Феодосия Великого с Амвросием, епископом Медиоланским. «Сделав приношение, читаем мы у Феодорита 437 , он стал по своему обыкновению внутри за решеткой. Но великий Амвросий в тут опять не промолчал и дал ему понять различие места. Он сперва спросил: «Что ему нужно?» Потом на ответ царя, что он ожидает принятия Божественных Тайн, объявил ему через служившего при нем старшего диакона, что «внутреннее (совершение евхаристии), государь, доступно только иереям, а для всех прочих недоступно и неприкосновенно, а потому выйди и приобщись, стоя вместе с другими, ибо порфира делает людей царями, а не иереями».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Речь идет о кратком правлении императора Юлиана Отступника (361–363), предпринявшего попытку реставрации язычества. По характеристике одного историка, “из всех мер, направленных против христианства, мера Юлиана была лучше других обдумана и искусно направлена: но ни одна не дала столь посредственных результатов”. — Буасье Г . Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в четвертом веке. М., 1892. С. 88. Святитель Кирилл Александрийский соотносит это место в плане историческом с Навуходоносором, а в плане духовном — с сатаной. — Творения святого отца нашего Кирилла Александрийского. Ч. 10. Сергиев Посад, 1897. С. 263. Фраза tÍ „d…v dialšktJ подразумевает беседу на коптском языке. Употребляя понятие милость ( œleoj), преподобный Феодор, возможно, подразумевал тот смысл его, который Сам Господь наметил в Нагорной проповеди. “Путь милости — один из евангельских путей, поставленный Господом на пятом месте В форме милости и мира Господь выразил здесь любовь человека к ближнему. Следовательно, Он заповедал, чтобы мы все свои отношения к ближним измеряли милостию и миром   Только одни милостивые ( oƒ ™le»monej) получат то, что сами делают — они будут помилованы ( ™lehq»sontai). А об этом человек всегда молил Господа, и теперь молит и будет молить, пока стоит этот мир, весь лежащий во зле (1 Ин 5:19) Название сынов Божиих будет дано за всегдашнее творение мира. Следовательно, и милость Божия приобретается душою милостивою”. — Болотов В. В . Понятие милости (Богословско-филологический опыт разграничения ™lee‹n и ƒl£skesqai)//Христианское Чтение. 1897. Т. I. Ñ. 615. Феодор Александриец был смотрителем греческого дома в монастыре Вау, а Авсоний вторствующим ( deutereÚonti) при нем, то есть его помощником; см.: Древние иноческие уставы, собранные святителем Феофаном Затворником. М., 1994. С. 100. Как и во всем древнем монашестве, Священному Писанию в пахомиевских монастырях уделялось особо важное место в духовном воспитании и преуспеянии насельников. См. Veilleux A . La liturgie dans le au quatri–me si–cle. P. 262–275. Вообще, книжное дело было поставлено здесь на должную высоту: было достаточное количество опытных писцов. “Трудились они с успехом: монастырские книгохранилища увеличивались, и каждый инок мог найти для себя пищу духовную. Чтение книг в киновии процветало, умственный кругозор каждого инока расширялся, духовная жизнь монахов делалась богаче, осмысленнее. Чтение книг обставлено было правилами, направленными к сохранению книг и вообще к порядку в этом важном деле”. — Архимандрит Палладий . Указ. соч. С. 70. Повеление преподобного Феодора “торопить” (œpei­xon) Аммона связано с тем, что он прозрел в молодом послушнике будущего клирика и архипастыря ( mБj ™kklhs…aj тоа Qeoa leitourgÒj), для которого знание Священного Писания подразумевалось.

http://pravmir.ru/poslanie-ob-obraze-zhi...

  65.023               О первохристианстве Булгаков: Два Града, 169   первохристианстве и вообще христианстве, я надеюсь, не вызову недоразумения в том смысле, будто этим умаляется значение покаяния, скорби о грехах, вообще тягостей пути, по которому христианин восходит на высоты. Но там, на высоте – Бог, а Бог есть любовь, и царствие Его – радость. И борьба с миром и стремление к Богу есть борьба с его трагическими изъязвлениями, с его скорбью, победа над миром есть прорыв к радости, не частной, опредмеченной, обособленной, но вселенской, " радостью о Духе Святом " . И из борьбы, поражений и побед, хотя бы кратковременных, неполных, неокончательных, но прорезающих мрак лучами своих молний, и слагается религиозная жизнь. Первохристианствои мученичество   Нельзя, говоря о первохристианстве, пройти молчанием мученичество, ибо церковь первенствующая есть церковь мученическая. Хотя гонения на христиан не имели всеобщего и систематического характера (по мнению некоторых ), римская власть благодаря этому просто проглядела и пропустила христианство, хватившись, когда уже было поздно и когда не   65.024               О первохристианстве Булгаков: Два Града, 170   могли помочь и более планомерные преследования), однако христиане были совершенно бесправны и беззащитны и отдавались на пытку и казнь, по свидетельству апологетов, часто за одно имя. Исповедание себя христианином и отказ принести жертву изображению императора были достаточной причиной, чтобы отправить за " атеизм и анархию " на казнь. И в тех хотя недостаточных и не всегда точных сведениях, которые мы имеем в так называемых мученических актах (Acta martyrii), мы узнаем, как при этом проявлялась природа христианства. Конечно, нельзя в настоящее время ставить христианству на исключительный плюс самую наличность мучеников в его среде. По справедливому замечанию Буасье , церковь потеряла право на это притязание после того, как сама не только имела мучеников, но и других делала ими. Кроме того, жертва жизнью из-за убеждений или ради других людей составляет хотя и не обычное, но во всяком случае широко распространенное явление и в дохристианском и в нехристианском мире в разные его времена: мы видим достаточно примеров политического мученичества, притом вне сознательно религиозных мотивов, и много примеров вольных жертв своею жизнью за других

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

Стало быть, Империя отказала христианам в праве быть гражданами одновременно и Града Божьего, и земного града? Почувствовала ли она угрозу, исходившую от евангельской проповеди? Короче говоря, правда ли, что Церковь погубила Римскую империю, как это утверждали Монтескье и Гиббон, Ницше и Ренан? Есть ли основание говорить, что христианство оказалось «вампиром» 640 , высосавшим кровь из античного мира, «разлагающим фактором» 641 в недрах этого мира? Гастон Буасье 642 , призвав в свидетели историю, ответил на эти обвинения, навеянные скорее полемикой, чем знанием фактов. Упадок античности наметился еще до того, как началась проповедь христианства. «Античный мир старел и слабел, его энергия иссякала: уменьшение численности населения, ослабление военного духа и гражданской доблести, порча нравов – вот те беды, появление которых можно констатировать с конца периода Республики. Этот кризис непрерывно обострялся, тогда как массы варваров пытались прорваться через границы по Дунаю и Рейну» 643 . Если власть, будь она даже крепче железа, притесняет человека, не считается с условиями его существования и его заветными чаяниями, то рано или поздно она столкнется с появлением свободных людей, презирающих насилие и смерть. Языческая реакция на распространение христианства знаменовала собой приближение конца античной цивилизации. Но ведь любая цивилизация должна когда-нибудь прийти к своему завершению? Церковь должна задуматься над этим предостережением. Третья часть. Облик Церкви Глава первая. Церкви и Церковь «Исповедуя одну веру, соблюдая единый для всех канон и питая общую надежду, мы образуем одно тело» 644 . Гордое утверждение Тертуллиана выражает простыми словами гораздо более сложную ситуацию, державшую в напряжении и приводившую в замешательство языческий мир. По Тертуллиану , Церковь представляла собой прежде всего сообщество мужчин и женщин, разделявших одну веру, одну надежду, которые, будучи разбросанными по свету, встречались, собирались, сознавая собственное единство.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

  Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч. 1. С.29–33.   Белецкий А.А. Ошибки святого Иеронима//Collegium. – Киев, 1993. – 3.   Бокщанин А.Г. Источниковедение древнего Рима. – М.: МГУ, 1981. С. 141.   Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо–Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994.  – Т. I.     Болотов В.В. Учение Оригена о Святой Троице//Болотов В.В. Собрание церковно–исторических трудов: Т. – М.: Мартис, 1999.     Буасье Г. Падение язычества: Исследование последней религиозной борьбы на Западе в четвертом веке/Пер. с  франц. – М., 1892. С.221–226.   Гаврилюк П. История катехизации в древней Церкви. – М.: Свято–Филаретовская Московская высшая православно–христианская школа, 2001 .     Голенищев–Кутузов И.Н. Иероним//Иероним Стридонский. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. – Б.м.: Учебно–информационный центр ап. Павла, б.г.   Голенищев–Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. – М.: Наука, 1972. С.78–85.   Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. – М: Канон+, 1998.   Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века/Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.     Зелинский Ф.Ф. Цицерон в истории европейской культуры//Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей: В четырех томах. – М.: Ладомир, 1995. – Т. 4. С.26–29.    Зубов В.П. Иероним//Философская энциклопедия/Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970.  – Т. 2.   Иероним//Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994.    Иероним//Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2. С.81–145.   Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.229–232.   Иосиф, иером. Труды блаженного Иеронима в деле перевода Священного Писания//ПО. –  – 1860. – 7.   Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.     Карташев А.В. Вселенские соборы. – М.: Республика, 1994. С.159–161.

http://bogoslov.ru/person/2860735

Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. – М.: Мысль, 1987,с.184–188. Белялетдинов Р.Р. Иоанн Солсберийский//Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 1. Буасье Г. Падение язычества: Исследование последней религиозной борьбы на Западе в четвертом веке/Пер. с  франц. – М., 1892. С.146–160. Голова О.В. Иоанн Солсберийский//Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. II.  Джохадзе Д.В., Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. – Тбилиси: Ганатлеба, 1981. С.54–57. Дюби Ж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о самом себе/Пер. с франц. –  М.: Языки русской культуры, 2000. С.236–240. Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века/Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.   Иоанн Солсберийский//Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,1983. История Европы. – М.: Наука, 1992. – Т. 2.   История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6–ти томах. Т. 1: Древний мир. Средние века/Ред.составитель Бычков В.В. – М.: Искусство, 1995 .   Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.   Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: ЭНИГМА, 1997.    Кондаков Н.И. Логический словарь–справочник. – М.: Наука, 1976.  Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994.   Крылова С.К. Иоанн Солсберийский и английская церковь//Клио. – 1999. – 1. Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. – Л.: ЛГУ, 1955.   Мильчарек Т.П. Политическая теория Иоанна Солсберийского//Гуманитарное знание: Сер. Преемственность: Ежегодник: Сб. науч. тр. – Омск, 1997. – Вып. 1. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1997. С.412. Реале Дж.,  Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК " Петрополис " , 1995.   Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001.

http://bogoslov.ru/person/2928888

М., 1994р. СПб., 2003; О-в С. К историографии гонений на христиан в царствование имп. Адриана и от воцарения Галла до воцарения Диоклетиана (251-285)//ЧОЛДП. 1888. Март. Отд. 1. С. 269-301; Июль. Отд. 1. С. 74-106; Сент. Отд. 1. С. 219-256; он же. Гонения на христиан в царствование Коммода//ПО. 1890. 11/12. С. 697-705; Z. Характер первых двух гонений против христиан//ПО. 1888. 10. С. 231-253; 11. С. 432-465; Neumann K. J. Der Römische Staat und die allgemeine Kirche bis auf Diocletian. Lpz., 1890; Буасье Г. Падение язычества: Исслед. последней религ. борьбы на Западе в IV в./Пер. с франц. под ред. и с предисл. М. С. Корелина. М., 1892; Addis W. E. Christianity and the Roman Empire. L., 1893; С-цкий Н. К вопросу о падших в римской и северо-африканской Церквах в III в.//ВиР. 1893. 9. С. 559-591; 11. N. 691-710; Павлович А. Нероново гонение на христиан и политика императоров Флавиева дома по отношению к ним//ХЧ. 1894. Ч. 1. Вып. 2. С. 209-239; он же. Гонения на христиан в Римской Империи в первые два века (до 170 г.)//Там же. Вып. 3. С. 385-418; Ramsay W. M. The Church in the Roman Empire before A. D. 170. L., 18954; idem. The Letters to the Seven Churches of Asia and their Place in the Plan of the Apocalypse. N. Y., 1905; Gregg J. A. F. The Decian Persecution. Edinb., 1897; Болотов В. В. Гонение на христиан при Нероне//ХЧ. 1903. Ч. 1. 1. С. 56-75; Allard P. Histoire des persécutions pendant la première moitié du troisième siècle. P., 19053; Healy P. J. The Valerian Persecution. Boston, 1905; Гарнак А. Церковь и государство до установления гос. Церкви//Общая история европ. культуры/Под ред. И. М. Гревса и др. СПб., 1907. Т. 5. С. 247-269; Mommsen Th. Der Religionsfrevel nach römischen Recht//Gesammelte Schriften. B., 1907. Bd. 3. S. 389-422; Canfield L. H. The Early Persecutions of the Christians. N. Y., 1913; Мелихов В. А. Из истории иудейско-римских гонений на христиан//ВиР. 1913. 16. С. 486-500; 17. С. 651-666; Ярушевич В. Гонения на христиан имп. Декия (249-251)//Там же.

http://pravenc.ru/text/166129.html

Также неправильно и мнение Дюруи, который представляет Константина, как мы видели, одним из тех широких умов, религия которых сводится к искреннему и покойному деизму 25 . Мнение это опирается, как известно, только на несколько фраз миланского эдикта, текст которого, как это ныне установлено, до нас не дошел, так как то, что прежде считали за таковой 26 , суть ничто иное, как никомидийский рескрипт Лициния 27 . Лишенное этой опоры, воззрение Дюруи опровергается всеми сочинениями и всем поведением великого государя. Это, конечно, человек со здравым смыслом, – справедливо говорит Буасье 28 : человек, который из кровавого и бесполезного гонения прекрасно понял, что нельзя упразднять религий, а нужно найти средство, чтобы они ужились вместе, но при этом ясно чувствуется, что хотя он желает, чтобы уважались все религии, у него есть своя собственная религия, к которой он привязан. Затем предоставляя вскоре после победы над Максенцием льготы христианам, он заботится, чтобы доставить их только православным и исключает тех, которые не состоят в общении с Цецилианом. А позже с каким рвением и с какими усилиями пытался он остановить зарождение и успех арианства! Какую скорбь испытывал он и как глубоко огорчался при виде разделения церкви, чувствуя себя бессильным восстановить в ней согласие 29 ! Совсем не таков индифферентный политик, который свободен от предрассудков секты и хочет держаться всех культов, не отдавая предпочтения ни одному. Если он думал, справедливо говорит герцог де-Брольи 30 , применить на деле общий принцип терпимости, то что ему до того, будет ли две или одна Христова церковь ? Было уже столько культов в наличности, что одним больше или меньше, стоило ли об этом беспокоиться? В Александрии, где зарождался раскол, Серапейон был еще цел, и его не думали разрушать. И если бы против этого старого свидетеля египетской набожности открылось два христианских святилища, одно под надзором Афанасия, другое Ария, была ли бы в этом большая беда? Надо только помешать людям, посещающим их, драться и оскорблять друг друга на улице, для чего было совершенно достаточно небольшого количества полиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010