Wikman And. Beiträge zur Aesmhemik Augustins. Weida i. Th., 1909. Windisch H. Die Frömmigkeit Philos. Leipzig, 1909. Winter F. Die Ethik des Clemens von Alexandrien. Leipzig, 1882. Wörter F. Die Geistesentwickelung des hl. Aurelius Augustinus bis zu seiner Taufe. Paderborn, 1892. Wünsch R. Sethianische Verfluchungstafeln aus Rom. Leipzig, 1898. Zahn T. Forschungen zur Geschichte des neutestamentlichen Kanons und der altkirchlichen Litteratur. Erlangen, 1884. Tl. 3. Supplementum Clementinum. Zeller E. Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung. 3 Aufl. Leipzig, 1879–1880. Zeller E. Die Philosophic der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung, 4 Aufl. Leipzig, 1903. Zigliara T. Della luce intellettuale e dell» ontologismo. Roma, 1874. Августин Иппонский. Творения блаженного Августина , епископа Иппонийского: В 11 ч. Киев, 1880–1908. Адамов И.И. Св. Амвросий Медиоланский . Сергиев Посад, 1915. Аристид. Апология/Пер. и прим. А. Покровского//Богословский вестник. 1898. Апр.-июнь. С. 1–25, 270–277. Афанасий Александрийский . Творения Изд. 2-е, испр. и доп. СТСЛ, 1902. Ч. 1–2; СТСЛ, 1903. Ч. 3–4. Афинагор. Апология/Пер. прот. П. Преображенского //Сочинения древних христианских апологетов М., 1867. С 67–122. Болотов В.В. Учение Оригена о Св. Троице. СПб., 1879. Болотов В.В. , проф. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 1910. Бриллиантов А. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены СПб., 1898. Буасье Г. Цицерон и его друзья М., 1880. Варсонуфий Великий и Иоанн. Преподобных Отцев Варсонуфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников/Пер. с греч. М., 1892. Василий Великий . Творения. Изд. 3. Сергиев Посад, 1891–1892. 7 ч. Верещацкий Л. Плотин и бл. Августин в их отношении к тринитарной проблеме//Православный собеседник. 1911. 7, 9. Владимирский Ф.С. Антропология и космология Немезия, еп. Емесского, в их отношении к древней философии и патристической литературе. Житомир, 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

79 Paneg., IX, 2; X, 14. Буасье не без основания сближает это разнообразие в истолковании факта с темв различными голосами, какие раздавались по поводу молниеносного легиона. (La fin du paganisme, T. I, p. 44). См. t. I, стр. 167 настоящего сочинения. 84 Нельзя достаточно надивиться наивности некоторых критиков, приступающих к этим произведениям императорской литературы с предвзятой мыслью, что император не мог иметь религиозных убеждений, что такие люди, как Константин, Констант, Юлиан, были, в сущности, свободомыслящими, провозглашавшими те или иные мнения по политическим соображениям. Если в IV в. и встречались вольнодумцы, то они были редкими птицами, существование которых нельзя столь легко предполагать и допускать. 85 «Sed et caesares credidissent super Christo, si aut caesares non essent saeculo necessarii aut si et christiani potuissent esse caesares» (Но и императоры уверовали бы во Христа, если бы императоры не были необходимы миру или если бы христиане могли быть императорами). Apol. 21. 86 См. выше, стр. 23–25. (См. выше текст эдикта, в п-те 6 I-oй главы в электронном варианте. – Редакция Азбуки веры). 88 Eusebius, Η. E., X, 6, письмо Константина к Цецилиану, еп. карфагенскому: πειδπερ ρεσε; ср. Vita Const. I, 41, 43. 89 Η. E., X, 7, письмо Константина к проконсулу Анулину: πειδ πλεινων. Это многих побудило к вступлению в клир; пришлось запретить вступление в духовное звание членам курии и лицам, которые могли сделаться такими членами. 90 Базилики ап. Павла и св. Лаврентия, сооруженные Константином, были очень невелики, гораздо меньше размерами, чем церкви Латеранская и св. Петра. 91 В этом баптистерии были погребены Константин и его сестра Елена, жена Юлиана, в огромном порфировом саркофаге, находящемся теперь в Ватиканском музее. В другом саркофаге, совершенно одинаковом с первым, были положены останки Елены, императрицы матери. Он тоже был перенесен в Ватикан. Можно видеть еще и теперь близ Tor Pignattara, на Лабиканской дороге, внушительные развалины мавзолея Елены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Получается, таким образом, троица (триада) солнц, мыслимого, или духовного, мыслящего и чувственного, или материального. Мыслящий мир является отражением мыслимого, или духовного мира, но сам, в свою очередь, служит образцом для мира чувственного, который является, таким образцом, отражением отражения, воспроизведением во второй ступени абсолютного образца. Высшее Солнце слишком недоступно для человека; солнце чувственного мира слишком материально для обоготворения. Поэтому Юлиан сосредоточивает все свое внимание на центральном мыслящем Солнце, его называет «Царем-Солнцем» и ему поклоняется. Несмотря на все свое увлечение, Юлиан понимал, что восстановление язычества представляет громадные трудности. В одном письме он писал: «Мне нужно много помощников, чтобы восстановить то, что так жалко упало ». 230 Но Юлиан не понимал, что упавшее язычество уже не могло подняться, потому что оно умерло. Поэтому попытка Юлиана заранее была обречена на неудачу. «Его дело, – по словам Буасье, – могло потерпеть крушение: мир от этого ничего не должен был потерять». 231 «Этот филэллин-энтузиаст, – писал Гефкен 232 – наполовину восточный человек, наполовину – ранневизантийский (Fruhbyzantiner)». Другой биограф сказал: «Император Юлиан представляется исчезающим и светлым явлением в нижней части горизонта, на котором уже исчезла звезда той Греции, которая была для него святой землей цивилизации, матерью всего прекрасного и красивого в мире, той Греции, которую он с сыновней и искренней признательностью называл своей истинной родиной». 233   Церковь и государство в конце IV века Феодосии Великий и торжество христианства. При преемнике Юлиана Иовиане (363–364), убежденном христианине в никейском смысле, христианство было восстановлено. Но последнее обстоятельство не обозначало гонений против язычников, опасения которых, при вступлении на престол нового императора, оказались неосновательными. Целью Иовиана было установить в государстве порядок, существовавший до Юлиана. Была объявлена свобода совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

—273— Златоуста, Василия В., Амвросия Медиоланского , Ливания, Фемистия и Симмаха. Что же касается пособий, то, хотя вообще их не мало, но чисто научных трудов по этому вопросу почти нет. Мы пользовались работами: Müller’a Commentatio historica de genio, moribus et luxu aevi Theodosiani (Havniae 1797–1798 г., стр. 377), труд очень устаревший, но единственный в своём роде. Судя по заглавию, книга должна бы прямо отвечать на данный вопрос, но на самом деле этого нет. Автор рисует картину состояния нравственности в IV в., а не в царствование Феодосия В., причем совершенно не подвергает критическому анализу факты, а принимает их на веру. Буасье – Падение язычества; Пюша – Св. Иоанн Златоуст и нравы его времени; Uhlhorn’a. – Die christliche Liebesthätigkeit in der alten Kirche (Stuttgart 1882 г.); H. Baudrillarm’a – Histoire du luxe prive et public (Paris 1878 г., т. Il); A. Rambaud – Le sport et l’ hippodrome a Constantinople (Revue des deux inondes. 1871). Наконец, последние главы сочинения – об отношении Феодосия В. к еретикам и язычникам, представляющие в самом кандидатском сочинении подробное раскрытие предмета, остановили наше внимание только на деталях, а, в частности, на изучении отношений к еретикам и язычникам, какие сложились при предшественниках Феодосия, поскольку эти отношения послужили путеводной нитью для Феодосия и поскольку они не были первоначально научно обоснованы нами. Чтобы понять Феодосия В., как исторического деятеля, а не только как личность, необходимо было проследить и установить научно ту сумму церковной политики, какая получила право гражданства при предшественниках Феодосия В. Для этой цели нами был прочитан ряд сочинений, трактующих об отношении императоров или к еретикам, или к язычникам, при чем следует сознаться, что до сих пор исследователей занимал более вопрос о борьбе императоров с великолепным античным языческим храмом, о моментах падения язычества, этого живого нерва древне-исторической жизни, чем вопрос о борьбе христиан-императоров с еретиками.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

36. Речь идет о кратком правлении императора Юлиана Отступника (361-363), предпринявшего попытку реставрации язычества. По характеристике одного историка, " из всех мер, направленных против христианства, мера Юлиана была лучше других обдумана и искусно направлена: но ни одна не дала столь посредственных результатов " . - Буасье Г. Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в четвертом веке. М., 1892. С.88. 37. Святитель Кирилл Александрийский соотносит это место в плане историческом с Навуходоносором, а в плане духовном - с сатаной. - Творения святого отца нашего Кирилла Александрийского. Ч.10. Сергиев Посад, 1897. С.263. 38. Фраза подразумевает беседу на коптском языке. 39. Употребляя понятие милость (εο), преподобный Феодор, возможно, подразумевал тот смысл его, который Сам Господь наметил в Нагорной проповеди. " Путь милости - один из евангельских путей, поставленный Господом на пятом месте [...] В форме милости и мира Господь выразил здесь любовь человека к ближнему. Следовательно, Он заповедал, чтобы мы все свои отношения к ближним измеряли милостию и миром [...] Только одни милостивые (ο εεοε) получат то, что сами делают - они будут помилованы (εεο). А об этом человек всегда молил Господа, и теперь молит и будет молить, пока стоит этот мир, весь лежащий во зле (1Ин.5:19) [...] Название сынов Божиих будет дано за всегдашнее творение мира. Следовательно, и милость Божия приобретается душою милостивою " . - Болотов В.В. Понятие милости (Богословско-филологический опыт разграничения εεε и ε)//Христианское Чтение. 1897. T.I. С.615. 40. Феодор Александриец был смотрителем греческого дома в монастыре Вау, а Авсоний вторствующим (ευεεο) при нем, то есть его помощником; см.: Древние иноческие уставы, собранные святителем Феофаном Затворником. М., 1994. С.100. 41. Как и во всем древнем монашестве, Священному Писанию в пахомиевских монастырях уделялось особо важное место в духовном воспитании и преуспеянии насельников. См. Veilleux A. La liturgie dans le cenobitisme pachomien au quatrieme siecle. P.262-275. Вообще, книжное дело было поставлено здесь на должную высоту: было достаточное количество опытных писцов. " Трудились они с успехом: монастырские книгохранилища увеличивались, и каждый инок мог найти для себя пищу духовную. Чтение книг в киновии процветало, умственный кругозор каждого инока расширялся, духовная жизнь монахов делалась богаче, осмысленнее. Чтение книг обставлено было правилами, направленными к сохранению книг и вообще к порядку в этом важном деле " . - Архимандрит Палладий. Указ. соч. С.70. Повеление преподобного Феодора " торопить " (εεο) Аммона связано с тем, что он прозрел в молодом послушнике бущего клирика и архипастыря ( ε ου εου εου), для которого знание Священного Писания подразумевалось.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/38/f...

Мы не думаем также соглашаться с автором, что отцы Церкви учение о демонах заимствуют из языческих писателей, например из Апулея, с тем различием, по автору, что добрые демоны язычников у отцев Церкви превращаются в злых (С. 443). Нужно ли указывать такой источник для происхождения святоотеческого учения о демонах, когда в Св. Писании Ветхого и в особенности Нового Завета так много и ясно говорится относительно учения о злых духах? Автор проводит параллель между краткосрочным стоянием сирийских жрецов на столпе (phallus!) и историей Симеона Столпника (С. 289). Мы расходимся с автором в настоящем случае: что значит сходство формы, если идея явления бесконечно различна в язычестве и христианстве? Слишком поспешными и неосновательными должны мы признать и объяснения, какие дает Буасье относительно причин, вызвавших появление в Церкви IV в. подложной переписки ап. Павла с Сенекой и легенды об обращении Сенеки в христианство. Автор думает, что Церковь изобрела все это для того, чтобы возвысить свое достоинство: так как христианство в IV в. взошло на трон самих цезарей, и так как оно, к сожалению, не могло указать ни на одно блистательное языческое имя, которое бы украшало страницы прошедшей истории христианства, то будто оно и создало легенду об обращении в Церковь знаменитого Сенеки (С. 366–368), чтобы возвысить себя я глазах современного языческого общества. Рассуждать так, не значит ли обличать Церковь в странной суетности? Корень явления нужно искать глубже. Оно возникло из желания христиан, одушевлявшего Церковь еще во времена апологетов II в., объяснить себе непонятный факт: почему у языческих писателей, в особенности у Сенеки, встречается в сочинениях так много идей, родственных с христианскими. 1 Впервые опубликовано в журнале «Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения» за 1873 г Вып III С. 433–481. 13 Neander Allgemeine Geschichte der christlischen Religion und Kirche I1d. I S 185 Gotha, 1856. 37 Истинно христианский взгляд на отношения поэзии к христианству выяснен высокоталантливым нашим поэтом Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

19.7.43 г., понедельник. Вчера, по обыкновению, с 4-х часов дня и до 10-ти – у Жени Конева. Он купил в Москве хорошие книги: Буасье «Археологические прогулки по Риму», Чулкова «Неизданные стихи Тютчева» и Муратова «Герои и героини». Я с наслаждением перечитал «Леросского змея», где описана как бы моя судьба. Когда ходил в монастырь обедать и возвращался, всё глядел на облака. Как они хороши над зеленью загорских садов, из которых поднимается верх стройной лаврской колокольни! Издали весь город кажется утонувшим в садах... Думал о круговороте жизни. Всё возвращается к своему первоистоку и грустит о прошлом, которое невозвратно ушло, как внешнее событие, но неизбывно стоит перед глазами, как воспоминание о минувших днях. На днях с глубокой меланхолией я пережил всё это, когда проходил по Полевой, Болотной и Первомайской улицам, так тесно связанным с годами моего детства и юности... Вчера под утро видел во сне Маму – молодой и нарядной, и Крестную. Был день Крестниных именин. Очевидно, она рано встала и думала обо мне. А я в теперешней суете забыл ее даже поздравить. Надо будет сегодня после занятий написать письмо. Вчера же от В. П. Цветковой узнал о смерти А.М. Бурлева. В связи с этим думал о несчастной доле Е.Е. Волковой. Как-то она себя чувствует сейчас в тюрьме?! Невольно подумал о том, что, как мне ни трудно, я всё же на свободе, могу бывать в поле и в лесу. О, наша скудная и трудная жизнь! Как ты всё-таки нам дорога! Сейчас меня сильно волнует одно обстоятельство: как бы достать 500 рублей. За эту сумму продается полное собрание сочинений Достоевского в издании Маркса. Для меня это – необходимейшее приобретение. Даже сейчас, когда я голодаю! Иметь своего Достоевского, как и своего Соловьева, – моя заветная мечта с давних лет. 20.7.43 г. Записываю мысль, набросанную на днях между уроками. Та внутренняя тревога и трагедия души, о которой столь проникновенно возвещали философия и искусство последней четверти века накануне первой мировой войны, сменилась общечеловеческой трагедией и всеобъемлющим волнением, вызванным наступившей эпохой революций и войн.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

– СПб.: Библия для всех, 2000. С.142-151, 231-234,  259-262. Бицилли П.М. Очерки теории исторической науки. – Прага. 1925. С.45-47. Бицилли П.М. Салимбене: (Очерки итальянской культуры XIII в.). – Одесса, 1916. С.100-104. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. – СПб.: МИФРИЛ, 1995.  (См. указатель). Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. – М.: Логос, 1998.  Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо-Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994.  Т. II.  (См. указатель). Бородин О.Р. Отношение к войне и миру в христианстве эпохи ранней патристики: (Формирование христианского пацифизма)//Византийские очерки: Труды российских ученых к XIX Международному конгрессу византинистов. – М.: Индрик, 1996. Брандт М.Ю. Августин, епископ Гиппонский//Обществознание в школе. 1999. – 1. Бриллиантов А. Блаженный Августин и его значение на Западе//Августин: Pro et contra. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь). Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. – М.: Мартис, 1998. С.128-167. Бросс Ж. Духовные учителя/Пер. с  франц. – СПб.: Академический проект, 1998. Буасье Г. Падение язычества: Исследование последней религиозной борьбы на Западе в четвертом веке/Пер. с  франц. – М., 1892. С.196-220, 437-469. Булгаков С.Н. История экономических и социальных учений/Сергей Николаевич Булгаков; вступ. ст., сост. и примеч. В.В.Сапова. - М.: Астерль, 2007. – С. 136 – 137. Булгаков С.Н. Два града: Исследования о природе общественных идеалов. – СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 1997.  (См. указатель).   Булгаков С.Н. О влиянии триадологии Августина на русское богословие//Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь). Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. – М.: Республика, 1994.  (См.

http://bogoslov.ru/person/2529560

270 «Были семьи, в которых насильственная смерть сделалась обычным явлением; например, в роде Пизонов иначе не умирали». См.: Буасье Г. Общественное настроение времен римских цезарей (L " opposition sousles Cesars). Петроград, 1915. С. 174. 273 Конечно, в том, чтобы не напиться пьяным, вообще говоря, подвига нет никакого, но если принять во внимание тогдашнее «героическое» пьянство и разнузданность нравов той эпохи и среды, в которой Сократ вращался, то не удивительно, что для его собутыльников не видеть философа пьяным было уже великое дело. А что это был за «философский» «Пир» Платона, которым не нахвалятся наши доморощенные философы (Флоренский и его эпигоны, Булгаков и другие), можно видеть уже из того очень важного для его участников вопроса, который предложил в начале пира Павзаний: «Каким бы образом нам легче было пить? Говорю вам [продолжает сей добродетельный муж], что и после вчерашней попойки я, по правде, чувствую себя очень худо и прошу некоторого отдыха...» Хороши же, значит, были эти «философские» пиры, если и «самые сильные питухи» требуют «отдыха»! Однако это на словах – род того пресловутого жеманного жеста Медицейской Венеры, которым она как будто – такой хочет показать вид – прикрывается из чувства целомудрия и стыдливости, а на самом деле, только всячески старается направить глаза зрителей, куда не следует, и на то, что она не думает вовсе прикрывать... Так и здесь. Понемножку размялись, и ужин закончился дикой пьяной оргией. «Тогда, – рассказывается, – поднялся большой шум, брошен всякий порядок, и все принуждены были пить много вина»... См.: Платон. Сочинения/Перевод проф. Карпова. Т. 4. СПб., 1863. Пир. 176В, 176С, 223В. Остается дополнить картину словами пророка Исайи: «...обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются. Ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною, нет чистого места» ( Ис. 28, 7–8 ). И на таком-то густопсово-пьянственном основании люди иногда хотят установить непорочный «столп и утверждение истины» божественнейшего апостола Павла ( 1Тим. 3, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Geistlichkeit. 1890). —272— 59 . «Ватиканский папский вселенский собор 1870 года». (По Прессансе)). Чтения в Общ. люб. дух. просв. 1873, I. Стр. 13. 60 . «В духовной католической школе». (С немецкого). Правосл. Обозр. 1887, I. Стр. 19. 61 . «История запрещенных книг в западной церкви до XVII века». (По Рейшу). Правосл. Обозр. 1885, I. Стр. 34. 62 . «История запрещенных книг» там же с XVII века. (По тому же Рейшу). Там же 1886, I. Стр. 38. 63 . «История Тюбингенской школы». (По Вейцзекеру). Прибавл. к Твор. св. Отц. 1880, XXVI. Стр. 21. 64 . «Мысли протестантов о современном немецком протестантизме». Там же, 1883, XXXI. Стр. 56. 65 . «Берлинский профессор церковной истории Адольф Гарнак и возбужденные им в настоящее время споры по поводу символа апостольского». Богосл. Вестник 1893, IV. Стр. 38+43. 66 . «История открытия древних церковно-исторических памятников (за границей) и их значение». (По Лехлеру). Приб. к Твор. св. Отц. 1889, XLIII. Стр. 59. VI. Статьи критические и библиографические по предмету науки 67 . «Языческий римский мир I и II вв. по Рождестве Христовом». (Библиографические заметки). Чтения в Общ. люб. дух. просв. 1875, III, Стр. 18. 68 . «Книга Буасье: Римская религия от Августа до Антонинов». Приб. к Твор. св. Отц. 1880, XXVI. Стр. 19. 69 . «Два мира». (По поводу исторического романа Эберса из II века: «Император»). Правосл. Обозр. 1882, I. Стр. 31. 70 . «Критический разбор французского сочинения Пелого о Цельсе (Étude sur Celse, par Pélagaud). Чтения в Общ. люб. дух. просв. 1879, III, Стр. 20. 71 . «Современная литература о мученической кончине св. Поликарпа Смирнского ». Там же, 1884, I. Стр. 30. 72 . Рецензия на книгу протоиерея А.М. Иванцова: «Ереси и расколы первых трех веков христианства». Там же, 1877, III, Стр. 13. —273— 73 . «Новый труд проф. Н. Барсова » (о проповеди первых трех веков). Правосл. Обозр. 1886, II. Стр. 32. Автор труда отвечал критику особой брошюрой. 74 . Разбор книги профф. Терновских: «Три первые века христианства». Чтения в Общ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010