Погарский район (Брянская область) Материал из Азбука паломники Никольский храм (Балыкино) [ править править код ] Деревянная Никольская церковь построена вместо прежней в 1802 году. Закрыта в 1937 году, вновь открыта в 1941-1942 годах и с тех пор не закрывалась. Сохранилось внутреннее убранство XIX - 1-й пол. XX вв. Композиционно здание воспроизводит характерный для украинской архитектуры кон. 17 - 18 в. трехчастный храм: крупный двусветный восьмерик с узкими диагональными гранями и примыкающие к нему более узкие пятигранный алтарь и прямоугольный притвор (бабинец). Однако трактовка всех этих частей типично классицистическая: их венчают полусферы куполов на низких глухих основаниях (восьмигранном над центром и цилиндрическими над алтарем и притвором) и главы (центральная более крупная) с низкими круглыми шеями и пологими кровлями, завершенными яблоками с крестами. Адрес : Брянская обл, Погарский р-н, с.Балыкино Проезд: С дороги Погар - Новые Ивайтенки свернуть влево по указателю на Балыкино (8 км по асфальту). Церковь - в центре села на холме. Подробнее... Храм Архангела Михаила (Бобрики) [ править править код ] Храм известен с 1678 года. В 1719 году храм сгорел, через год был вновь построен. Перестраивался в 1803 году. 24 июля 1855 года в селе был пожар, от которого пострадала храмовая колокольня. В начале XIX века при храме открыта Церковно-приходская школа. По переписи 1860 года число прихожан составляло 800 человек. В 1937 году Священник Алексий Воскресенский арестован и разстрелян, храм закрыт и в нем устроен склад. Богослужения в храме во имя Архистратига Михаила возобновлены в 1988 году. Адрес: Россия, Брянская область, Погарский район, с. Бобрик Официальный сайт храма Подробнее... Храм Троицы Живоначальной (Савостьяны) [ править править код ] Дата основания не известна, но по документам на 1735 год храм упоминается в описании села. Перестраивался в 1808 и 1840 годах. Закрыт в годы советской власти. Рубленная " в лапу " церковь построена в 1844 вместо прежней с использованием мотивов зрелого классицизма и традиционного украинского храмового зодчества. К двусветному кубу основной части примыкают прямоугольные апсида, боковые входные прирубы с четырёхколонными портиками под треугольными фронтонами и короткая трапезная с трёхъярусной колокольней и притвором. Церковь и колокольня имеют шатровые завершения над невысокими " глухими " восьмериками со щипцами.

http://azbyka.ru/palomnik/Погарский_райо...

С этого времени Богослужение в храме не прекращалось. Адрес : 242220 Брянская обл. г. Трубчевск ул. Ленина д.124 Телефон: 8 (84352) 2-26-12 Подробнее... Храм Успения Пресвятой Богородицы (Радутино) [ править править код ] Первое упоминание о церкви относятся к середине 18 века, храм был однопрестольным. В 1901 году в трапезной храма были устроены еще два придела: святых апостолов Петра и Павла, и во имя Казанской иконы Богородицы. С этих пор церковь упоминают уже как Казанскую. Поле освобождения села в сентябре 1943 года купола церкви были снесены, в здании храма устроена школа. В апреле 2000 года было совершено малое освящение придела в честь Зачатия Иоанна Предтечи и с этого момента служба стала совершаться в самом храме. Адрес: Россия, Брянская область, Трубчевский р-н, с. Радутино, ул. Трубчевская 7 Официальный сайт храма Подробнее... Храм Святого Духа (Селец) [ править править код ] Первоначально в селе был деревянный храм в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. В 1781 году прихожане на свои средства построили каменный храм. Он был мал и без колокольни, главный Алтарь – в честь Рождества Христова. Вскоре была пристроена колокольня, а в 1870 году на средства прихожан пристроены два боковых алтаря южный во имя Великомученицы Параскевы, северный во имя святых Мучеников Флора и Лавра. Была расширена и трапезная. Тогда же был построен и новый иконостас во Имя Святого Духа. В 1897 году сделан капитальный ремонт храма. До 1930 года богослужение совершалось. Адрес: 242220, Россия, Брянская область, Трубчевский район, с. Селец Официальный сайт храма Подробнее... Храм Афанасия Печерского (Яковск) [ править править код ] В начале октября 2013 года состоялось освящение закладного камня храма-часовни в честь преподобного Афанасия Печерского, который освятил Преосвященнейший Сергий, епископ Клинцовский и Трубчевский. В этом месте, ни разу не совершалось архиерейское богослужение, потому что не было храма. 23 марта 2014 года епископ Клинцовский и Трубчевский Сергий совершил чин освящения возведенного храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Трубчевский_ра...

Адрес: Россия, Брянская область, Трубчевский район, Юровское сельское поселение, село Яковск Электронная почта: yakovsk.cerkov@yandex.ru Официальный сайт храма Подробнее... Храм Митрофана Воронежского (Рябчевск) [ править править код ] Церковь расположена в центре села на высоком холме, господствует в окружающей застройке. Возведена вместо прежней деревянной церкви в стиле ампир. Точное время образования прихода неизвестно. Известно, что до 1838 года в селе находился старый деревянный храм, вместо которого на средства прихожан был построен каменный во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Деревянный храм был продан в село Уручье, на месте его осталась часовенка. В 1895 году в храме был устроен новый иконостас, вокруг храма – каменная ограда. До 1930 году Богослужения совершались, сведений о закрытии храма не найдено. Известно, что в послевоенные годы храм был закрыт. В 1993 году была зарегистрирована Православная община, и в храме, который находился в руинах, начались восстановительные работы. За четыре месяца храм был оштукатурен снаружи и внутри, построен дом для священника с надворными постройками. 19 мая 1994 года храм был освящен архиепископом Брянским и Севским Мелхиседеком. Адрес: 242235, Россия, Брянская область, Трубчевский район, Юровское сельское поселение, село Рябчёвск, Шоссейная улица, 21 Электронная почта: bahtinoff.a@yandex.ru Официальный сайт храма Подробнее... Храм Казанской иконы Божией Матери (Ратчино) [ править править код ] Приход в селе старинный. Храм деревянный холодный, с Престолом в честь иконы Божией Матери «Казанская». Построен в 1692 году прихожанами по благословению Патриарха Адриана. В 1879 году к средней части храма были пристроены две небольшие пристройки с северной и южной стороны. В 1896 году был обновлен иконостас. Особо почиталась икона Божией Матери «Казанская». Богослужение в храме совершалось до закрытия. В последствие здание храма использовалось под зерносклад. Адрес: Россия, Брянская обл., Трубчевский р-н, с. Ратчино

http://azbyka.ru/palomnik/Трубчевский_ра...

В Каменском Успенском мужском мон-ре на р. Сновь в Новозыбковском у. Черниговской губ. (закрыт в 1928; ныне пос. Забрама Климовского р-на Брянской обл.) до XVIII в. хранились «записки», содержавшие сведения о свт. Петре, Н. и. и чудесах от нее (сгорели во время пожара в апр. 1781). Отрывочные сведения из них сохранились в монастырской описи, составленной в 1781 г. Согласно «запискам», чудотворная икона находилась в Новодворском мон-ре до подписания Брестской унии в 1596 г., а затем была перенесена в Чернигов: «До гонения униатов на православие и во время гонения за нападением поляков на монастырь новодворский и за ограблением онаго бывший там строитель иеромонах Иаков взял оную икону, бежал в Малороссию и принес в Елецкий Черниговский монастырь, в котором он был экономом» (ГА. Черниговской обл. Ф. 679. Ед. хр. 1276. Л. 23 об.). 14 авг. 1677 г. икону перенесли крестным ходом из старой церкви во вновь построенную. При этом событии присутствовал свт. Димитрий Ростовский. 16 авг. Никодим, епископ Целерский, произнес после обедни проповедь, в которой рассказал о чудесах от Н. и., совершившихся во время крестного хода. В 1720 г., после устроения Суражицкого (Волосовичского) Благовещенского муж. мон-ря, Н. и. перенесли в г. Сураж (ныне районный центр Брянской обл.) (Там же. Л. 24), где икона получила название Суражской Новодворской, или Суражской. В кон. XIX в. она еще находилась в соборной церкви мон-ря, к тому времени уже упраздненного (1786). Икона, облаченная в драгоценную ризу, помещалась в отдельно стоящем киоте с колоннами, украшенном барочными картушами и резьбой. На фотографии нач. ХХ в. под слоем потемневшей олифы просматриваются только общие черты иконографии. Впосл. икону перенесли в новгород-северский Спасо-Преображенский мон-рь; в наст. время ее местонахождение неизвестно. В 1997 г. один из ее списков был пожертвован в Крестовоздвиженскую ц. Нежина. Списки XVII-XIX вв., получившие распространение на территории Малороссии, имеют общую иконографию. Богоматерь изображена фронтально, по пояс, с сидящим на Ее левой руке Младенцем. Ее голова немного повернута вправо, правая рука поднята до уровня груди. Мафорий с широкой каймой прописан вдоль лика тяжелыми крупными складками; риза Богоматери, а иногда фон и нимбы украшены крупными звездами. Богомладенец сидит прямо, правая ручка поднята в двуперстном благословении, в левой - Евангелие, к-рое лежит на корешке, а не стоит вертикально. На головах Богоматери и Христа - пышные короны закрытого типа, немного заостренные кверху, иногда увенчанные крестиками.

http://pravenc.ru/text/2577817.html

П. обратился к прихожанам, призвав их не бояться подписать прошение и отстоять храмы. Впосл. под этим прошением во ВЦИК подписались ок. 4 тыс. верующих. 28 окт. 1929 г. вместе с нек-рыми из братии мон-ря арестован в Москве по обвинению в том, что он «настраивал верующих к сопротивлению закрытию одной из церквей Даниловского монастыря под продовольственный склад». Проходил по групповому делу «об иноческом братстве Данилова монастыря во главе с еп. Парфением (Брянских)». Постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ от 23 нояб. 1929 г. приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. В том же году был выслан в с. Уил Актюбинского окр. Казахской АССР (ныне Актюбинской обл., Казахстан). По дороге был избит и нек-рое время провел в тюремной больнице в Самаре. В сент. 1933 г. освобожден и выслан в г. Скопин Московской (ныне Рязанская) обл. В дек. того же года выехал в г. Ананьев для получения паспорта, но получил отказ и предписание немедленно покинуть город, считавшийся приграничным. Ему также было запрещено жить в Москве, поэтому он весной 1934 г. поселился вместе с матерью и сестрой в г. Кимры Московской (ныне Тверской) обл. В ночь с 1 на 2 нояб. 1934 г. арестован в Кимрах по обвинению в «активной церковной деятельности по созданию контрреволюционной организации «Истинно Православная Церковь»» и заключен в местную тюрьму, затем переведен в Бутырскую тюрьму в Москве. Проходил по коллективному «делу архиепископа Феодора (Поздеевского) и епископа Парфения (Брянских)». На допросах П. отрицал свое участие в к.-л. контрреволюционной деятельности, однако своего неприязненного отношения к советской власти не скрывал и утверждал: «Русская Церковь лишилась своей внутренней свободы и оказалась порабощенной у антирелигиозного государства». Постановлением Особого совещания при НКВД СССР от 17 янв. 1935 г. приговорен к 5 годам ссылки в Северный край. Ссылку отбывал в г. Архангельске, куда к нему приехали мать и сестра. Тайно совершал богослужения в Ильинской ц. на Кегострове и у себя на квартире.

http://pravenc.ru/text/2579069.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Петр Токарев, свящ. Фотография. 1937 г. Никитович Токарев (2.06. 1881, г. Одоев Тульской губ. (ныне поселок Тульской обл.) - 20.08.1937 (по др. данным, 19.08.1937), Ярославская обл.), сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи мещан. В 1898 г. окончил Белёвское ДУ по 1-му разряду и был удостоен перевода в 1-й класс семинарии. В 1904 г. окончил Тульскую ДС по 1-му разряду, в 1909 г.- Демидовский юридический лицей в г. Ярославле с правом представления кандидатской диссертации. В 1910 г. удостоен степени кандидата юридических наук. 24 нояб. того же года Рыбинским еп. Сильвестром (Братановским) рукоположен во иерея. Служил в Преображенской тюремной ц. г. Любима Ярославской губ. и законоучителем в Любимском приходском училище. В 1912 г. переведен в городской Богоявленский собор. Был хорошим проповедником. В 1917-1919 гг. служил вначале в г. Брянске Орловской губ., затем - в с. Петровском Одоевского у. Тульской губ. и в Угличе Ярославской губ. В 1918 г. арестован в Угличе, но вскоре освобожден. В сент. 1919 г. в сане протоиерея поселился в Ярославле, служил в ц. во имя прп. Симеона Столпника, также исполнял обязанности секретаря епархиального совета. 3 нояб. 1922 г. арестован в Ярославле по обвинению в контрреволюционной деятельности вместе с группой священников и мирян, выступивших в защиту арестованных Ярославского и Ростовского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского) и Романовского еп. сщмч. Вениамина (Воскресенского) и осудивших обновленческого «епископа» Иоанна Миртова и его ЕУ. Все осужденные, кроме П., были через некоторое время отпущены под расписку. 23 февр. П. был приговорен к 2 годам ссылки в Нарымский у. Томской губ. После освобождения вернулся в Ярославль. По возможности помогал тем, кто находились в ссылках и лагерях. 31 янв. 1930 г. вновь арестован за «попытку к созданию контрреволюционной организации, ведение антисоветской агитации, направленной к срыву мероприятий советской власти, организации материальной помощи ссыльным за контрреволюционную деятельность церковникам». Приговорен к 5 годам концлагерей. В 1932 г. приговор был пересмотрен и П. досрочно освободили из лагеря, приговорив к лишению права проживания в 12 населенных пунктах СССР с прикреплением на оставшийся срок к Уральской обл. Вернувшись из ссылки, с 1935 г. П. служил в Георгиевской ц. дер. Обнорское Любимского р-на Ивановской промышленной обл. (ныне Ярославской обл.).

http://pravenc.ru/text/2580228.html

На почитание и степень распространения изображений О. в России в кон. XIX - нач. XX в. повлияло историческое событие. 17 окт. 1888 г., в день памяти пророка, произошло чудесное избавление от гибели семьи имп. Александра III Александровича при крушении поезда на ст. Борки Курско-Харьково-Азовской железной дороги. С этого момента появляется большое число икон, включающих фигуру О. и прп. Андрея Критского. Это могла быть икона Божией Матери с покровом-омофором в руках со святыми, чья память отмечена под 17 окт., и подписью, напоминающей о чудесном спасении царской семьи (поднесена духовенством Киево-Печерской лавры государю); икона со святыми - покровителями членов царской фамилии, напр. 2 иконы, написанные по заказу прихожан в ц. в честь Казанской иконы Божией Матери для придела Покровской ц. в с. Хомутове Богородского у. Московской губ. (ныне в черте г. Щёлково Московской обл.); икона из Георгиевской ц. Новочеркасска. В честь святых, чья память празднуется 17 окт., в т. ч. О., возводили храмы, напр. в Анапе Кубанской обл. (ныне Краснодарского края) 5-главый кирпичный храм (архит. В. П. Цейдлер (1893-1900), не сохр.), на месте которого в 2008 г. поставлена часовня с тем же посвящением, ее украшением служит мозаичное изображение О.- старца «еврейского типа», в белом хитоне и желтом гиматии, покрывающем голову. На гравюрах с видами храма в Борках изображен коленопреклоненный О., к-рый в паре с прп. Андреем Критским молится написанному на небесах образу Пресв. Богородицы, держащей покров-омофор. Сходное посвящение имели престолы: приделов в древнем Никольском соборе бывшего Николо-Медведского мон-ря в Нов. Ладоге Ленинградской обл.; в ц. во имя свт. Спиридона Тримифунтского в Адмиралтействе С.-Петербурга (не сохр.); в Троицкой ц. в с. Польцо Вачского р-на Нижегородской обл. (1887); в ц. при Самогитском 7-м гренадерском полку в Покровских казармах Москвы (1890; не сохр.); часовни на Лукьяновке в Киеве (1891; не сохр.); церкви в г. Карачеве Брянской обл. (1893; не сохр.); в освященном в 1896 г. левом приделе ц. во имя иконы Божией Матери «Милующая» в память коронования имп. Александра III и имп. Марии Феодоровны на Васильевском о-ве в С.-Петербурге (1888-1896; архит. В. А. Косяков); главный престол нижнего храма заложенной прав. Иоанном Кронштадтским за Невской заставой Успенской ц. на подворье Важеозерской Спасо-Геннадиевой пуст. (1897-1903; архит. Н. Н. Никонов, перестроена).

http://pravenc.ru/text/2581621.html

85 кг), П. обвинили в том, что он «организовал поездки за чаем в Одессу и Красноярск с целью его реализации на базаре г. Акмолинска». П. не признал себя виновным в спекуляции, объявил голодовку, в связи с чем был переведен в тюремный лазарет. 22 янв. 1936 г. народный суд Акмолинска приговорил П. к 10 годам лишения свободы (хотя максимальный срок наказания за незаконную торговлю по ст. 107 УК РСФСР составлял 3 года). Отправлен в 5-е Нуринское отделение Карагандинского ИТЛ (Карлаг). С 15 апр. того же года содержался в штрафном изоляторе за попытку побега из-за угроз ограбивших его уголовников. Дважды объявлял голодовки. 31 июля 1937 г. отправлен в лагерное отделение Караган, где уже не мог работать по состоянию здоровья. Против П. было начато новое следственное дело, его обвинили в том, что «среди заключенных систематически вел контрреволюционную агитацию, высказывался против вождей партии и правительства, для невыхода на работу искусственно вызвал у себя болезнь». Был расстрелян по приговору Особой тройки УНКВД по Карагандинской обл. от 31 авг. 1937 г. Похоронен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. В 2009 г. во имя П. был освящен новопостроенный храм в с. Белка Ивановского р-на Одесской обл. Арх.: Архив УСБУ в Одесской обл. Д. 8133-П; Архив УФСБ РФ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-82899; Архив Центра правовой статистики и информации при обл. прокуратуре г. Караганды. Д. 2207. Лит.: Синодик СПб епархии. С. 40; СПб мартиролог. С. 11. Рубрики: Ключевые слова: ПАРФЕНИЙ (Брянских Петр Арсеньевич; 1881 - 1937), еп. Ананьевский, викарий Одесской епархии, сщмч. (пам. 9 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Балтских святых, в Соборе Житомирских святых, в Соборе Одесских святых, в Соборе Херсонских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНИД Лебедев († 1921), свящ., сщмч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ (Клементьев (Бардаков) Николай Федорович; 1875-1937), архиеп.

http://pravenc.ru/text/2581837.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БРЯНСКАЯ И СЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, включает территорию Брянской обл. , поделена на 10 благочиннических округов. Кафедральный город - Брянск. Правящий архиерей - митр. Александр (Агриков ; с 28 дек. 2011). К 1 янв. 2003 г. в епархии действовали 130 приходов, 7 мон-рей (4 муж. и 3 жен.), служили 184 священника и 26 диаконов. 1920-1945 гг. Кафедральный собор в честь Воскресения Христова в Брянске. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Кафедральный собор в честь Воскресения Христова в Брянске. Фотография. 90-е гг. ХХ в. В XIII-XVI вв. Брянск неоднократно являлся местопребыванием Черниговско-Брянских епископов (см. Брянская обл. ). Самостоятельная Брянская епархия была учреждена 22 дек. 1920 г. (или в нач. 1921), после образования Брянской губ. (1 апр. 1920). На территории епархии к моменту образования действовало более 300 храмов, в 1922-1923 гг. в составе епархии существовало Новозыбковское вик-ство . В 1920 г. (или в нач. 1921) Брянским епископом был назначен Амвросий (Смирнов) . Во 2-й пол. 1922 г. он был арестован за противодействие обновленчеству и выслан в Москву, где проживал без права выезда; в 1923 г. он был назначен епископом Рязанским. С 15 нояб. 1923 г. епархией временно управлял викарий Орловской епархии Карачевский еп. Агапит (Борзаковский) , 25 мая следующего года назначенный на Брянскую кафедру. В 1924-1926 гг. он находился в ссылке в Тверской губ., в 1927 г. вернулся в Брянск, 21 дек. 1929 г. выехал в Орёл. В 1930 г. на Брянскую кафедру был назначен еп. Матфей (Храмцев), скончавшийся в Брянске 7 апр. следующего года (погребен в Свенском мон-ре). В дек. 1931 г. Брянским епископом стал непоколебимый борец с обновленчеством еп. Даниил (Троицкий) , 7 янв. 1934 г. возведенный в сан архиепископа. При еп. Данииле были обретены мощи св. кн. Олега Романовича Брянского и перезахоронены под алтарем Введенского храма Петропавловского мон-ря во избежание поругания от безбожников. После ареста в нач. 1934 г. архиеп. Даниила († 1934) 5 апр. того же года Брянским епископом стал Иоасаф (Шишковский-Дрылевский), скончавшийся 15 дек. 1935 г. В 1936 г. на Брянскую кафедру был назначен Ювеналий (Машковский) , к-рый в это время находился во Владимире, там он был арестован и вскоре скончался в заключении, затем Брянской епархией временно управлял Волоколамский еп. Иоанн (Соколов) . Сведений о Брянских епископах в 1936-1942 гг. нет.

http://pravenc.ru/text/153529.html

«направил множество писем и обращений к духовенству зарегистрированных обществ, к верующим незарегистрированных групп верующих старообрядцев не входящих в его юрисдикцию Узбекской АССР, Казахской АССР, Грузинской АССР и много других населенных пунктов нашей Советской страны» (Там же). Архиерей также писал беглопоповцам в Румынию и намеревался побывать у них. Е. пытался лично посещать старообрядческие общины. В 1956-1957 гг. он побывал в зарегистрированных беглопоповских общинах в г. Камбарка Удмуртской АССР, в пос. Климово и в г. Новозыбкове Брянской обл. (к 1957 в СССР было зарегистрировано 14 общин беглопоповцев), посетил незарегистрированные общины в Казахской ССР (Караганда, Лениногорск (ныне Риддер)), Узбекской ССР (Ташкент). Поскольку в этих общинах не было священнослужителей, архиерей совершал там богослужения и требы. Несмотря на запреты уполномоченного, Е. направлял священнослужителей в незарегистрированные общины беглопоповцев, в частности в с. Семёновка Горьковской обл., в городах Камышин и Михайловка Сталинградской обл. (священники Иоанн Боев, Пантелеимон Машинин, Исай Лестев). Свящ. Василий Абрамов (брат Е.) был командирован архиереем в общины Оренбургской и Куйбышевской областей, свящ. Иоанн Блохин - в общины Закавказья, свящ. Иоанн Изюмов - в общину Сталинградской и Уральской областей. Е. совершал хиротонии: на куйбышевский приход он рукоположил свящ. Иоанна Тулупова и диак. Каллиника Сергеева; зачастую хиротонии не удавалось совершить из-за вмешательства властей. 31 авг. 1956 г. в московском храме свт. Николы под председательством Е. состоялось совещание епископов и священников Древлеправославной церкви, на к-ром обсуждались вопросы поставления священнослужителей и архиереев. Летом 1957 г. Е. в московском храме возглавил панихиду по архиеп. Иоанну. Тогда же он обратился в Совет по делам религ. культов с просьбой разрешить поездку в Тбилиси, Кизляр, Новочеркасск и в Каменскую обл. (существовавшие там беглопоповские общины не имели регистрации) и получил отказ.

http://pravenc.ru/text/190081.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010