Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мелхиседек (Лебедев), архиеп. Брянский. Фотография. 2015 г. (Лебедев Василий Михайлович; 26.01.1927, дер. Нов. Черкасово Егорьевского у. Рязанской губ. (ныне Шатурского р-на Московской обл.) - 8.06.2016, г. Подольск Московской обл.), архиеп. Брянский и Севский. Из крестьянской семьи. В детстве вместе с родителями посещал приходскую церковь, в 6 лет научился читать на церковнославянском, читал и пел на клиросе до закрытия храма в 1937 г. В 1944 г. окончил ремесленное училище в г. Рошаль Московской обл. и начал работать слесарем на заводе в Кашире Московской обл. Осенью 1946 г. поступил в МДС. По окончании семинарии 18 июля 1950 г. рукоположен Можайским еп. Макарием (Даевым ; впосл. архиепископ) во диакона, 21 июля - во иерея. Назначен священником Преображенской ц. с. Бесова Каширского р-на Московской обл. В дек. того же года переведен в Пятницкую ц. с. Туголес (ныне Шатурского р-на). В февр. 1955 г. назначен настоятелем Воскресенской ц. с. Молоди Чеховского р-на Московской обл. Под его руководством в храме были проведены ремонтные и реставрационные работы, расписаны боковые приделы и алтари, однако во время организованной в стране в правление Н. С. Хрущёва антирелигиозной кампании Воскресенская ц. была закрыта. В янв. 1961 г. свящ. В. М. Лебедев был назначен настоятелем Богородице-Рождественской ц. г. Орехово-Зуева и благочинным храмов Орехово-Зуевского окр. Московской епархии. В 1962 г. брак свящ. В. М. Лебедева распался из-за ухода его жены. В том же году он поступил в МДА. В 1963 г. принят в Троице-Сергиеву лавру . В том же году Ленинградским и Ладожским митр. Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с именем Мелхиседек и направлен на послушание на Троицкое Патриаршее подворье в Переделкине. В 1965 г., по окончании 3 курсов академии, решением Свящ. Синода РПЦ назначен епископом Вологодским и Великоустюжским. Окончил МДА, сдав оставшиеся экзамены экстерном. 17 июня 1965 г. Ленинградский и Ладожский митр. Никодим возглавил хиротонию М. в лаврском Успенском соборе. На Вологодской кафедре М. проявил себя энергичным и деятельным архиереем. Регулярно служил в кафедральном соборе, выступал с яркими проповедями, его службы всегда привлекали много верующих, в т. ч. молодежь. Неск. раз объехал все храмы епархии, особо обращал внимание на посещение бедных приходов, к-рым оказывал необходимую помощь; принимал меры к привлечению в храмы иереев с хорошей богословской подготовкой. Сам продолжал заниматься церковной наукой. В 1967 г. защитил в МДА дис. «II Ватиканский Собор: Историко-критический обзор» и получил степень кандидата богословия.

http://pravenc.ru/text/2562930.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ Субъект РФ в составе Центрального федерального окр. Территория - 29 997 кв. км. Адм. центр - Курск. Расположена на юго-западе европ. части России. На северо-западе граничит с Брянской обл. , на севере - с Орловской обл. , на северо-востоке - с Липецкой обл. , на востоке - с Воронежской обл. , на юге - с Белгородской обл. , на юго-западе и западе - с Сумской обл. Украины . Население - 1117,4 тыс. чел. (2015). Национальный состав: русские - 96,5%, украинцы - 1,3%, представители др. национальностей - 2,2%. Административно-территориальное деление: 28 муниципальных районов, 5 городских округов, 27 городских поселений (5 городов и 22 поселка). История В VIII-X вв. территория совр. К. о. была заселена славянами, относившимися к летописным северянам. В результате похода на северян ок. 884 г. киевский князь Олег сумел подчинить лишь Черниговское Подесенье, восточные же районы Северской земли, в т. ч. центр и запад совр. К. о., сохранили независимость. Основой хозяйства жителей Посемья (летописных семичей) было земледелие. Семичи принимали непосредственное участие в транзите в Ср. Приднепровье вост. серебра (куфические монеты). В X в. в Посемье развернулось широкомасштабное фортификационное строительство. Во 2-й пол. X в. здесь сформировалось сложное племенное княжение, представлявшее собой совокупность племенных княжений, связанных единой властной структурой и общим экономическим пространством. Племенными центрами семичей являлись городища Б. Горнальское, Курское, Рыльское и, возможно, Старый Город (близ совр. г. Дмитриев-Льговский). Территориальная экспансия киевской великокняжеской власти и ее стремление поставить под свой контроль торговлю с Востоком привели в кон. X в. к разгрому северянских укрепленных поселений и насильственному включению Посемья в состав Древнерусского гос-ва (вероятно, это произошло в 985/6 г., после похода кн. Владимира (Василия) Святославича против Волжской Булгарии). Центром новой власти в Посемье в кон. X в. становится Курск (впервые упоминается в житии прп. Феодосия Печерского (нач. 30-х гг. XI в.)), превратившийся к 30-м гг. в значительный городской центр. В кон. X в. начал функционировать сухопутный караванный путь Киев - Булгар, участок которого проходил по юж. районам совр. К. о.

http://pravenc.ru/text/2462317.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации. Территория - 34,9 тыс. кв. км. Центр: Брянск. География. Б. о. расположена на юго-западе европ. части России в центре Восточно-Европейской равнины. Граничит на западе с Белоруссией (Гомельская и Могилёвская области), на юге - с Украиной (Черниговская и Сумская области), на востоке - с Курской и Орловской областями, на севере - со Смоленской и Калужской областями Российской Федерации. Через Б. о. протекает р. Десна, леса занимают ок. 40% территории региона. Население: 1399,8 тыс. чел. (1 окт. 2002). Национальный состав: 96% - русские, ок. 2% - украинцы, 1% - белорусы, ок. 1% - др. национальности. Адм. устройство. Брянская губ. была образована 1 апр. 1920 г., в 1929 г. вошла в новоучрежденную Западную обл. (с центром в Смоленске), с 1937 г. в составе Орловской обл. 5 июля 1944 г. из зап. районов Орловской обл. образована Б. о. В состав области входят 27 районов, 16 городов, 29 поселков городского типа. Религия. К янв. 2003 г. в Б. о. было зарегистрировано 211 религ. орг-ций (из них 137 входят в РПЦ), отдельные религ. общины существуют без регистрации. Церковь в честь Преображения Господня в Брянске. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Церковь в честь Преображения Господня в Брянске. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Русская Православная Церковь . Территория Б. о. совпадает с территорией Брянской и Севской епархии РПЦ (кафедральный город - Брянск). В епархии действуют 130 приходов, 4 муж. ( Свенский в честь Успения Пресвятой Богородицы , севский во имя Св. Троицы , Площанский Казанской иконы Божией Матери , брянский во имя свт. Николая ) и 3 жен. ( брянский во имя апостолов Петра и Павла , Одрин во имя свт. Николая , севский в честь Воздвижения Креста ) мон-ря. Первоначально территория совр. Б. о. входила в состав Черниговской епархии , учрежденной в кон. X в. или в 1024-1036 гг.; с 1215 г. ее епископы носили титул «Черниговские и Брянские». В 1246 г.

http://pravenc.ru/text/153531.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2013-02-28 14:59:40 Владелец: tarx777 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: изображение Ответов нет. Добавлено на опознание: 2013-02-28 14:56:22 Владелец: tarx777 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Помогите пожалуйста опознать икону.Заранее благодарю [Добавлено 2013-03-01 03:31:04]: На иконе изображени 8(восемь)святых:три вверху,два по средине,и три внизу.Предположительно икона 18 века,походная.Хотелось бы знать более точную информацию.Заранее благодарю. Ответов: 2. Последний ответ: Согласна с предыдущим ответом, и если учесть, что икона походная, то со слабой натяжкой можно предположить, что наверху один из изображённых-это св.Иоанн-воин, да и то, как говорится,- не факт.Что же до опознания других святых, то это, мне кажется, [...] Добавлено на опознание: 2013-02-26 22:19:42 Владелец: Romula Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: размер 29х34см [Добавлено 2013-02-26 13:35:51]: икона старообрядческая из Новозыбкова Брянской обл. Ответов: 2. Последний ответ: Середина 19 в. Ветковская школа. Добавлено на опознание: 2013-02-26 22:03:09 Владелец: Romula Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: размер 27х35см [Добавлено 2013-02-26 13:36:15]: икона старообрядческая из Новозыбкова Брянской обл. Ответов: 2. Последний ответ: Вторая половина 19 в. Ветковская школа. Добавлено на опознание: 2013-02-26 16:48:52 Владелец: prostokristina Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: помогите пожалуйста с опознанием, оценкой, датировкой Ответов: 1. Последний ответ: Икона Божией Матери " Праворучица " (?) Подокладная икона конца 19 - нач. 20 века. Добавлено на опознание: 2013-02-26 16:14:59 Владелец: prostokristina Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Помогите пожалуйста опознать, размеры 54 43 см. никаких надписей я не могу найти

http://pravicon.com/unknown/72

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОДИМ (1745, Калуга - 12.05. 1784, Троицкий Успенский мон-рь на р. Каменке (ныне Брянской обл.), инок-беглопоповец (см. Беглопоповцы ), писатель. Из купеческой семьи. С ранних лет проявлял стремление к аскетической жизни. Иноческий постриг принял не позднее 1765 г. в одном из старообрядческих Иргизских монастырей , активно развивавшихся в период либерализации правительственной политики в отношении старообрядцев в 60-х гг. XVIII в. После пострига Н. перешел в Малиноостровский Рождественский мон-рь в Стародубье . Насельники данного мон-ря, как считается, поддерживали идеи дьяконова согласия о приеме в старообрядчество священнослужителей правосл. Церкви через отречение от ересей (3-й чин), а не через миропомазание или перекрещивание (2-й и 1-й чины). Именно такую т. зр. впосл. будет защищать Н. Стремясь к уединенной жизни, инок переселился на р. Каменку, где неподалеку от посада Злынка (ныне город Брянской обл.) основал Свято-Троицкую Успенскую (Никодимову) обитель. Н. приложил много усилий для обретения старообрядцами епископа. В 1765 г. в качестве делегата от Ветки , где практиковался прием «никониан» 2-м чином (через миропомазание), принимал участие в совместном с выгорецкими (см. Выголексинское общежительство ) и московскими поморцами соборе в Москве. Основным на соборе был вопрос о «восстановлении законного священства», были выбраны кандидаты для поставления не только в епископы, но и в священники, диаконы, чтецы. По мнению П. И. Мельникова , Н. принадлежала мысль об объединении староверов всех согласий «под паствою одного пастыря». (Эта идея будет возрождена после возникновения Белокриницкой иерархии в сер. XIX в. и после издания в 1905-1906 указов о даровании вероисповедных свобод.) В 1768 г. наряду с известным деятелем беглопоповщины Михаилом Калмыком Н. вошел в делегацию, к-рую предполагалось послать в Тифлис к груз. царю Ираклию II и патриарху Антонию с просьбой о поставлении епископа для старообрядцев.

http://pravenc.ru/text/2565578.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ Субъект Российской Федерации. Территория: 27,1 тыс. кв. км. Центр: Белгород. География: область находится на юго-западе европ. части РФ, в бассейнах рек Днепра и Дона, на юго-зап. и юж. склонах Среднерусской возвышенности. Область граничит с Украиной (Луганской, Сумской и Харьковской областями) на юге и западе, с Курской обл. - на севере и северо-западе, с Воронежской обл.- на востоке. В области более 480 рек, наиболее крупные - Северский Донец, Ворскла, Оскол, Тихая Сосна, Чёрная Калитва. Население: 1498 тыс. 800 чел. (на 1 янв. 2002). Нац. состав: 92,9% - русские, 5,4% - украинцы, 0,3% - белорусы, 1,4% - др. национальности. Адм. устройство. Белгородская губ. образована 1 марта 1727 г. по указу имп. Екатерины I и включала территорию совр. Курской, Белгородской, Орловской, частично Брянской и Харьковской областей. В 1779 г. Белгородская губ. упразднена, вместо нее образованы Орловская и Курская губернии. Часть Белгородской губ. отошла к Воронежской, часть передана Слободской Украине. С 1779 г. большая часть территории совр. Б. о. входила в Курскую губ. (затем обл.). Б. о. образована Указом Президиума Верховного Совета СССР 6 янв. 1954 г., в ее территорию вошли часть районов Курской и Воронежской областей. В области 22 района, 9 городов, 21 поселок городского типа. Религия. По состоянию на 1 янв. 2002 г. на территории Б. о. зарегистрировано 268 религ. орг-ций (205 из них - приходы РПЦ). Большинство населения области (русские, украинцы и белорусы) исповедуют Православие. Церковно-гос. отношения и правовой статус религ. орг-ций регулируются федеральным законодательством и законом Б. о. «О миссионерской деятельности на территории Белгородской области», принятым областной Думой 1 марта 2001 г. Русская Православная Церковь. Территория области совпадает с границами Белгородской и Старооскольской епархии , к-рая разделена на 16 благочиннических округов. На 1 янв. 2002 г. в епархии было 236 приходов, 240 храмов и 3 мон-ря ( Троицкий муж. в с. Холки Чернянского р-на, белгородский во имя святых Марфы и Марии жен. и Воскресенский жен. в с. Зимовенька Шебекинского р-на), численность духовенства - 218 священников и 11 диаконов.

http://pravenc.ru/text/77868.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прот. Димитрий Дудко. Фотография. Кон. ХХ в. Димитрий Сергеевич (24.02.1924, дер. Зарюховская Буда, ныне Березина Брянской обл.- 28.07.2004, Москва), прот., духовный писатель. Из крестьянской семьи. Отец в 1937 г. арестован. В 1943 г. Д. призван в армию и направлен на фронт. Через год, после ранения, был комиссован. В 1945 г. поступил на Богословско-пастырские курсы (в 1946 преобразованные в Московскую ДС), по окончании их в 1947 г. учился в МДА. 20 янв. 1948 г. арестован за стихи, к-рые опубликовал во время нем. оккупации. Обвинен в «антисоветской агитации и пропаганде», приговорен к 10 годам ИТЛ. В 1956 г. реабилитирован, восстановился в МДА, к-рую окончил в 1960 г. 19 нояб. 1960 г. рукоположен Дмитровским еп. Пименом (Извековым , впосл. Патриарх Московский и всея Руси) во диакона, 21 нояб.- во иерея. Назначен служить в ц. Спаса Преображения в Преображенском, иначе именовавшемся по одному из приделов храмом Петра и Павла. В июле 1964 г., после разрушения храма под строительство станции метро «Преображенская площадь», назначен служить в храм свт. Николая на Преображенском кладбище. Здесь Д. начал активно проповедовать, затрагивая больные общественные темы, проводил пастырские беседы с прихожанами. Д. пользовался большой популярностью, особенно среди молодежи и интеллигенции. По воспоминаниям современников, особенностью проповедей Д. была искренность, все его ответы были прямые, ясные, точные, даже тогда, когда вопрос ставился в предельно острой форме. Беседы не носили политического характера, состояли из изложения основ христ. вероучения, чтения отрывков из книг, недоступных в то время слушателям. Проповеди были записаны на магнитофонную пленку и изданы на Западе. В 1971-1974 гг. Д. входил в редакцию издаваемого в самиздате ж. «Вече» , писал для него статьи церковной тематики. 4 мая 1973 г. ввиду давления властей Д. было запрещено проводить беседы с прихожанами. 15 мая Д. сообщили о переводе его в распоряжение Крутицкого митр. Серафима (Никитина) , т. е. об удалении в приход в пределах Московской обл. Тогда Д. послал Патриарху прошение, в к-ром говорилось, что он счел нужным уйти за штат, обосновав свое решение тем, что его перевод - это «мера расправы», «явное вмешательство во внутренние дела Церкви со стороны определенных лиц, что запрещается законами». 20 мая Д. был запрещен в служении митр. Серафимом за «нарушение церковной дисциплины» до покаяния. Д. написал, что если было нарушение дисциплины, то невольное, полагая прошение об отставке освобождающим его от обязанностей по отношению к митрополиту, и выразил готовность служить св. Церкви. Д. был определен в ц. вмч. Никиты с. Кабанова Орехово-Зуевского р-на Московской обл. (85 км от Москвы). В сент. 1974 г. совершил 1-ю литургию в этом храме, продолжая жить в Москве.

http://pravenc.ru/text/180546.html

Брянская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Брянской области [ править править код ] Епископская кафедра в Брянске существовала с середины XIII века, когда князь Роман Михайлович Старый, вслед за переносом столицы своего княжества из Чернигова в Брянск, сумел добиться перевода в свою новую столицу и черниговской кафедры. Брянская епархия продолжала существовать и после вхождения Брянского княжества в состав Великого княжества Литовского (1356). 22 декабря 1920 года, после создания 1 апреля 1920 года Брянской губернии, была основана и Брянская епархия. На территории епархии к моменту образования действовало более 300 храмов. Во время немецкой оккупации, территория Брянской области была включена в Смоленско-Брянскую епархию Белорусской Православной Церкви, поскольку входила в созданный оккупантами Рейхскомиссариат Остланд. В 1946 году её территория включена в состав Орловской. Епископы именовались Орловскими и Брянскими. Брянская епархия была возрождена решением Священного Синода от 26 февраля 1994 года путём выделения из Орловской епархии. Ко времени возобновления епархии в Брянской обл. действовали 84 прихода, 3 монастыря (2 мужских и женский), численность духовенства епархии составляла 105 священнослужителей. Решением Священного Синода от 29 мая 2013 года из состава Брянской епархии была выделена Клинцовская со включением обеих епархий в состав новообразованной Брянской митрополии. Населённые пункты [ править править код ] Брянск Святыни Брянской области [ править править код ] Происхождение образа Божией Матери «Споручница грешных» неизвестно. Название происходит от надписи, сохранившейся на иконе: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну...». Впервые этот образ прославился чудесами в середине 19 века. Рассказывают, что в монастырь приехала карачевская купеческая вдова Александра Почепина с больным двухлетним сыном Тимофеем. Мальчик страдал от эпилепсии и врачи ничем ему не могли помочь. Женщине увидела во сне икону Божьей Матери «Споручница грешных», которая пообещала исцелить сына. В монастыре мать отслужила иконе молебен. И мальчик выздоровел.

http://azbyka.ru/palomnik/Брянская_облас...

Солнцево. Церковь Никиты мученика. Успенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Никиты мученика Год постройки:Между 1797 и 1798. Архитектор:Попов Ссылки:   Адрес: Адрес: 302523 Орловская обл., Орловский р-н, Образцовский с/с, с. Солнцево Координаты: 52.95603, 35.89455 Проезд:Церковь расположена в селе Солнцево Орловского района справа в 200 метрах от автотрассы Орел-Брянск. Само село находится в 14 км от автостанции Орел. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Из Писцовых книг 1594-1595 и 1647 годов известно, что Никитский церковный приход в с. Солнцево является одним из древнейших в Орловском районе. Постоянное поселение на месте современного села возникло еще раньше - вскоре после основания Орловской крепости в 1566 году. В то время церковь располагалась на другом месте, на высоком берегу реки Орла (сегодня - Орлика), в полутора километрах от того места, где она находится сейчас. Село тогда называлось Никитским " на Крутой горе " . В Писцовой книге дается описание и первоначальной деревянной Никитской церкви: " Погост на царя и великого князя Федора Ивановича всех Русии (т.е. земле), на реке на Орле, а на погосте церковь великого мученика Христова Никиты, древянна, клецки (1), а в церкви образы и свечи, и книги, и всякое церковное строение приходных людей " . Село Никитское стояло рядом с большой дорогой из города Карачева в город Орел. Осенью 1607 года по этой дороге туда и обратно прошли отряды Лжедмитрия II, бесславно пытавшегося взять Брянск. В 1615 году по ней же трижды ураганом пронесся отряд шляхтича Александра Лисовского. В это время село Никитское разделило участь тысяч русских сел и деревень, оно было разграблено и сожжено, уничтожена была и клецкая церковь (1). Тем не менее, вскоре после " литовского разорения " церковь заново отстроили (согласно Писцовой книге 1647 года). Село Никитское с деревянной церковью Св. Великомученика Никиты упоминается в ведомости церквям Орловского уезда за 1734 год. В конце XVIII века древний деревянный храм был разобран и на средства помещика князя Д.М.

http://sobory.ru/article/?object=06899

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание УПЦ, учреждена решением Свящ. Синода УПЦ от 22 июня 1993 г. с названием Глуховская и Конотопская, отделена от Сумской епархии (см. Сумская и Ахтырская епархия ). Территорию Глуховской епархии составили сев. районы Сумской обл. Украины: Бурынский, Глуховский, Конотопский, Кролевецкий, Путивльский, Середино-Будский, Шосткинский, Ямпольский. В 1998 г. епархия была переименована в К. и Г. е. В сент. 2013 г. приходы Бурынского р-на перешли в новообразованную Роменскую и Бурынскую епархию УПЦ. К. и Г. е. разделена на 7 благочиннических округов, совпадающих с границами соответствующих районов Сумской обл. Кафедральные соборы: в честь Вознесения Господня в Конотопе, Анастасиевский (во имя мучениц Анастасии Римляныни и Анастасии Узорешительницы, прп. Анастасии Сербской) в Глухове. Правящий архиерей - еп. Роман (Кимович ; с 22 июля 2012). К 2015 г. в епархии действовали 125 приходов, 2 мон-ря (мужской и женский), служили 95 священников, 8 диаконов. На территории епархии находится ставропигиальная Глинская в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь , настоятелем к-рой является митрополит Киевский и всея Украины. История Территория К. и Г. е. входила в Черниговскую епархию (см. Черниговская и Новгород-Северская епархия ). Древнейшим известным храмом на территории К. и Г. е. была Вознесенская ц. в детинце Путивля, разоренная в 1146 г., во время княжеских междоусобиц (ПСРЛ. М., 1998. Т. 2. Стб. 334). в 1959 г. на путивльском «Городке» (детинце) археологи обнаружили остатки каменного храма, построенного ок. 1237 г., перед монгольским нашествием. Глухов впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1152 г. В окт. 1239 г., после разгрома Чернигова татарами, Черниговский епископ был приведен монголами в Глухов. В сер. XIII в. Глухов стал центром удельного княжества, полностью зависимого от Золотой Орды. Епископская кафедра переместилась в Брянск, куда в 1246 г. переехал черниговский кн. Роман Михайлович.

http://pravenc.ru/text/1841978.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010