Лит.: Пясецкий Г. М. О Карачевском Духовном Правлении в период зависимости от Московской кафедры: VII. О Карачевском Одрине Николаевском мон-ре//Орловские ЕВ. Отд. неофиц. 1871. 1. С. 48-50; он же. Преосв. Тихон [Якубовский], первый еп. Севский и Брянский, вик. Моск. епархии, и его время, 1764-1768//Там же. 1894. 18. С. 533-551; 24. С. 747-769; он же. История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей. Орёл, 1899. С. 70-72, 102-107, 515-520; он же. История Брянской епархии с древнейших времен до 1820 г. Брянск, 2011; Красовский С., свящ. Краткий ист. очерк Одрино-Николаевского мон-ря и его святыни//Орловские ЕВ. 1872. Отд. неофиц. 18. С. 1302-1321; 20. С. 1416-1426; 21. С. 1456-1471; 22. С. 1506-1528 (отд. изд.: Орёл, 1872); Строев. Списки иерархов. Стб. 918-919; Пясецкий Г., Никольский В. Ист. очерки г. Карачева в полит. и церк. отношении//Тр. Орловской ученой комиссии. Орёл, 1889. Вып. 2. С. 3-39 (отд. изд.: Брянск, 2010); Краткое описание Одрино-Николаевского мон-ря. М., 1895; Одрино-Николаевский мон-рь//ЦВ. 1895. 9. Приб. С. 338-343; Е. Н. Синодики Одрино-Николаевского мон-ря//Орловские ЕВ. 1901. 49. Отд. неофиц. С. 2149-2160; Всеобщий иллюстр. путев. по мон-рям и св. местам Рос. империи и св. г. Афону/Сост.: А. А. Павловский. Н. Новг., 1907; Езерский П., диак. Обозрение Его преосвященством, Преосв. Митрофаном [Афонским], еп. Елецким, Троицкой пуст.//Орловские ЕВ. 1909. 28. Отд. неофиц. С. 634-637; Карачевский Николаевский Одрин мон-рь. Орёл, 1910; Святотатство в Карачевском Одрином мон-ре//Орловские ЕВ. 1917. 44/45. С. 412-413; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993р. Ч. 2; Житие и чудеса св. Николая Чудотворца и слава его в России. СПб., 1994р; Православные рус. обители: Полн. иллюстр. описание всех правосл. рус. мон-рей в Рос. империи и на Афоне. СПб., 1994р; Черникова О. А. Разрушение Карачевского Одрино-Николаевского мон-ря (1920-1930 гг.)//Страницы истории Карачева. Брянск, 1996. С. 40-47; Моск. храм свт.

http://pravenc.ru/text/2578223.html

Сходные взгляды разделяла значительная часть архиереев, связанных с архиеп. Феодором и Даниловым монастырем. Помимо архиеп. Феодора к Д. г. н. обычно причисляют проживавших в то время в Даниловом монастыре епископов Вязниковского Николая (Никольского) и Ананьевского сщмч. Парфения (Брянских) и пребывавших вне Москвы епископов Суздальского Григория (Козырева) , Осташковского Гавриила (Абалымова) и Чистопольского Иоасафа (Удалова). В составе «даниловцев» также нередко упоминаются епископы Глуховский Дамаскин (Цедрик) и Шлиссельбургский сщмч. Григорий (Лебедев) . Более сомнительно включение в Д. г. н. некоторыми исследователями группы единомышленников прот. сщмч. Сергия Мечёва , настоятеля московской ц. свт. Николая в Клённиках. С течением времени состав «Даниловской оппозиции» претерпевал изменения. Еп. Николай (Никольский) скончался в 1928 г. и был похоронен на Даниловском кладбище. Епископы Григорий (Козырев) (1929) и Гавриил (Абалымов) (1930) примирились с митр. Сергием и приняли от него назначения на епископские кафедры. По некоторым сведениям, в нач. 1930 г. к непоминающим «даниловцам» присоединился Красноярский еп. сщмч. Амфилохий (Скворцов) . Принципы, по к-рым исследователи включают тех или иных оппозиционных митр. Сергию епископов в Д. г. н., достаточно условны, поскольку «Даниловская оппозиция» не имела к.-л. внутренней организации и фактически не представляла собой единого целого. Многие из «даниловцев» были связаны с др. группами, оппозиционными митр. Сергию. Так, еп. Григорий (Лебедев) был близок к сторонникам митр. Иосифа (Петровых) , еп. Дамаскин (Цедрик) принадлежал к «непоминающим» Украины. Он также поддерживал постоянные связи с Казанским митр. сщмч. Кириллом (Смирновым) , вел оживленную переписку с представителем «ярославской оппозиции» архиеп. Серафимом (Самойловичем), в дальнейшем примкнул к «викторианскому разделению» (см. Виктор (Островидов) , священноисп., еп.); с митр. Кириллом были тесно связаны епископы Иоасаф (Удалов) и Парфений (Брянских). Следует отметить, что против «Декларации» 1927 г.

http://pravenc.ru/text/171335.html

Комиссия Синодального отдела по монастырям и монашеству посетила монастыри Брянской епархии 19 октября 2019 г. 14:18 15-16 октября 2019 года члены комиссии Синодального отдела по монастырям и монашеству , исполняя благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по поручению председателя Синодального отдела архиепископа Каширского Феогноста совершили инспекционную поездку в монастыри Брянской епархии . В состав комиссии вошли наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь епископ Можайский Леонид и настоятельница Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни игумения Сергия (Щербакова). В первый день поездки епископ Леонид и игумения Сергия встретились с митрополитом Брянским и Севским Александром , посетили Свенский Успенский мужской монастырь (один из древнейших монастырей России, открыт в XIII в.), Горно-Никольский епархиальный мужской монастырь, Бело-Бережскую Иоанно-Предтеченскую мужскую пустынь (по ряду источников, пустынь возникла в XVIII в.; в 1804-1808 гг. настоятелем обители являлся прп. Лев, старец Оптинский), Николо-Одринский женский монастырь (был образован в XIV в. как мужская монашеская обитель на месте явления чудотворной иконы свт. Николая), Карачевский Воскресенский мужской монастырь (основан в конце XVI в.). На следующий день члены комиссии посетили Петро-Павловский женский епархиальный монастырь (основан прп. Олегом Брянским в 1275 г.), Кресто-Воздвиженский женский епархиальный монастырь г. Севска (первые упоминания о нем относятся к 1519 г.), Свято-Троицкий епархиальный мужской монастырь г. Севска, Богородицкую Плащанскую пустынь (возникла в XV в.; имеет тесную связь с Оптиной пустынью благодаря старцу прп. Василию (Кишкину) и прпп. Льву и Макарию, оптинским старцам). Также был осмотрен Севский Спасо-Преображенский женский монастырь. При посещении монастырей членам комиссии были предоставлены сведения об истории создания обителей, укладе жизни, образовательном уровне насельников и насельниц, социальной и хозяйственной деятельности обителей. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru   Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5516071.ht...

рукоположен 6.04.1396. Севастиан рукоположен в 1411 г.; упом. на Соборе 15.11.1415. Герасим (в 1414 г.– еп. Владимиро-Волынский) 1428 г.; в 1433 г. возведен на митрополию Киевскую, оставаясь в Смоленске; сожжен в 1431 г. в Витебске. Тверские епископы Свт. Симеон (бывший еп. Полоцкий) упом. в 1272,1285 и 1287 гг.; † 3.02.1289. Андрей рукоположен в 1289 г.; в 1315 г. оставил епархию; † 1323. Варсонофий рукоположен в 1315 г.; † 1328. Феодор I рукоположен в 1330 г.; † 1342. Свт. Феодор II (Добрый) упом. с 1344 г.; в 1360 г. оставил епархию; † 20.03.1367. Василий рукоположен в 1361 г.; † 1372. Евфимий (Вислень) рукоположен 9.03.1374; в июле 1390 г. лишен епархии; † 1392. Свт. Арсений рукоположен 24.07.1390; † 2.03.1409. Антоний рукоположен 2.02.1411; упом. в 1415–1417 гг. рукоположен ок. 1435 г.; упом. в 1437, 1438, 1442, 1451 гг. Туровские епископы Стефан упом. в 1328 г. Феодосии рукоположен в 1390 г. Антоний в 1405 г. заключен в Симонов монастырь. Ефимий рукоположен 8.09.1411; упом. 15.11.1415. Черниговские и брянские епископы Павел рукоположен в апреле 1332 г. рукоположен 19.09.1335; упом. в 1345 г. Нафанаил упом. после 1356 г. Григорий упом. в 1377 г. Исаакий 1389–1415. Холмские епископы Кирилл упом. в 1242–1249 гг. Иоанн I упом. в 1250–1280 гг. Григорий упом. в 1328–1332, 1335 гг. Иоанн II упом. в 1330–1347 гг. Каллист упом. в 1376 г. Феодосии I (схимник) Стефан (схимник) Нестор Сильвестр упом. в 1392 г. Иоасаф II упом. до 1414 г. Павел (Червенский) упом. в 1415 г. Харитон упом. с 15.11.1415 до 1428 г. Григорий упом. в 1432–1468 гг. XIII в., после 1240 г. После 1250 г. Витебский Заполотский на Лучне мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. 1260 (?) Вологодский Спасо-Каменный мужской монастырь в честь Преображения Господня. 1261–1288 Ростово-Ярославский Петровский на Поле мужской монастырь в честь свв. апп. Петра и Павла. Ранее 1262 г. Новгородский Ксенофонтов Робейский мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы. Ранее 1262 г. Лаврашевский мужской монастырь в честь Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Ряд мон-рей епархии разграбили и разгромили окрестные крестьяне. Так, с осени 1917 г. они незаконно рубили лес и расхищали огороды и сады Марие-Магдалинского жен. мон-ря. В конце того же года крестьяне забрали ключи от амбаров обители, в янв. 1918 г. мон-рь был разграблен, в февр. разграбили монастырский хутор и угнали весь скот, в конце того же года мон-рь вновь был разграблен и полностью разгромлен. В том же году разгромлен Предтеченский жен. мон-рь. С 1917 по 1923 г. в Орловской губ. закрыто 26 храмов, из них 17 в Орле. 1 апр. 1918 г. Орловский еп. сщмч. Серафим в рапорте Синоду просил учредить викарную Брянскую кафедру и предлагал назначить на нее архим. сщмч. Илариона (Троицкого ; впосл. архиепископ) с титулом «Брянский и Мценский», однако эти планы не осуществились. Во время организованной властями кощунственной кампании по вскрытию мощей в 1919 г. в Оптином болховском мон-ре был вскрыт склеп с останками еще не прославленного в лике святых, но широко почитаемого верующими прп. Макария (Глухарёва) . 3 июля того же года в Мценске поруганию подверглась икона сщмч. Кукши с частью мощей святого; особо почитаемый мценский резной образ свт. Николая Чудотворца безбожники намеревались бросить в реку, однако верующим удалось его отстоять. В ходе гражданской войны белые войска в окт. 1919 г. ненадолго заняли Орёл. По свидетельству митр. Вениамина (Федченкова) , белые предложили еп. сщмч. Серафиму отслужить благодарственный молебен по случаю занятия ими города. Орловский архиерей отказался, чем вызвал неудовольствие белых, однако они «не проявили к нему никаких репрессий» ( Вениамин (Федченков). 1994. С. 289). 1 апр. 1920 г. образована Брянская губ., 22 дек. 1920 г. (или в нач. 1921) учреждена Брянская и Севская епархия . В 1921 г. были учреждены Болховское викариатство и Карачевское викариатство Орловской епархии; в 1922 г. Карачевское вик-ство вошло в состав Брянской епархии. В рамках кампании по изъятию церковных ценностей с 14 февр. 1922 г. в Орле и уездах Орловской губ. заседали чрезвычайные комиссии по учету и изъятию ценностей. В апр. 1922 г. комиссии приступили к изъятию, которое официально продолжалось до 1 июля. В результате в губернии было конфисковано более 688 пудов серебра, более 7 фунтов золота, более 15 пудов меди и множество драгоценных камней. На операцию по изъятию ценностей власти израсходовали более 90 тыс. р. Несмотря на офиц. завершение кампании, факты изъятия церковных ценностей имели место также в сент.-окт. 1922 г.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (Агриков Василий Александрович; род. 13 мая 1953 г., Архангельская обл.), еп. Дмитровский, вик. Московской епархии. Род. в семье священника. В 1959 г., после смерти матери, семья переехала в Белгородскую обл. После окончания средней школы поступил в медицинское училище. 2 июня 1974 г. митр. Ярославским и Ростовским Иоанном (Вендландом) был рукоположен во диакона, а 5 июня-во иерея и назначен настоятелем храма Рождества Христова в с. Масальском Ярославской обл. С нояб. 1974 по нояб. 1976 г. служил в Советской Армии. В февр. 1977 г. был принят в клир Московской епархии и назначен священником ц. свт. Николая в г. Пушкино. С 30 марта 1978 по 27 янв. 1983 г.-настоятель Никольского храма в г. Лосино-Петровском. С янв. 1983 по окт. 1986 г.-настоятель Успенской ц. в с. Шубине. С окт. 1986 по янв. 1991 г.-настоятель храма в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Образцове. С 9 янв. 1991 г.-настоятель Владимирской ц. в г. Мытищи. 31 окт. 1994 г. назначен благочинным церквей Мытищинского округа. 6 дек. 1980 г. митр. Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым) пострижен в монашество с именем Александр. 9 марта 1987 г. возведен в сан игумена. 21 июня 2001 г.-во архимандрита.1 сент. 2001 г. наречен, 2 сент. хиротонисан во епископа Дмитровского в храме Христа Спасителя. Решением Свящ. Синода от 28 дек. 2011 г. А. назначен на Брянскую кафедру, 26 июля 2012 г. утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Горно-Никольского мужского монастыря г. Брянска. Решением Свящ. Синода от 29 мая 2013 г. назначен главой новообразованной Брянской митрополии . 13 июня 2013 г. за Литургией в храме Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских ворот в Москве, Святейшим Патриархом Кириллом (Гундяевым) возведен в сан митрополита.Решением Свящ. Синода от 23 окт. 2014 г. освобожден от должности священноархимандрита и игумена Горно-Никольского мужского монастыря г. Брянска. Решением Свящ. Синода от 25 дек. 2014 г. назначен в. у. Клинцовской епархией . Награжден орденом Сергия Радонежского 3-й степени (2000 г.) Ист.: Наречение и хиротония архим. Александра во еп. Дмитровского, викария Московской епархии//ЖМП. 2001. 10. C. 68-75. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/174594.html

Новости 10 июня, 2013 В канадском Калгари создана станица Забайкальского казачьего войска Казаки планируют организовать в Калгари курсы верховой езды, развивать православное миссионерство. 10 июня, 2013 Итальянская маркиза подарила России три частицы мощей свт. Николая Чудотворца Одна частица в драгоценном ковчежце остается в Саранском соборе, а две другие, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, отправятся в Саратовскую и Пензенскую митрополии. 10 июня, 2013 В Брянской епархии совершили заупокойную литию о Федоре Тютчеве Затем духовенство Брянской епархии возложило цветы к памятнику поэта и приняло участие в открытии Всероссийского праздника, посвященного творчеству Ф.И. Тютчева, «Родник поэзии твоей…». 10 июня, 2013 Пензенская епархия принимает sms-noжepmbobahuя на строительство кафедрального собора Соответствующей договоренности епархия достигла со всеми операторами сотовой связи Пензы и Пензенской области. 10 июня, 2013 Жан-Франсуа Тири: Противостоять искажению человеческой природы нужно укреплением в вере Есть замечательная бельгийка Маргарет Питерс, которая написала несколько книг о гендерной теории с католических позиций, но в целом католики в Европе реагируют на такой серьезный вызов медленнее, чем хотелось бы. 10 июня, 2013 Паломники из Москвы во главе с епископом Подольским Тихоном посетили святыни Греции В рамках визита состоялись три официальные встречи епископа Тихона - с митрополитом Стагонским и Метеорским Серафимом, митрополитом Месогийским Николаем и митрополитом Милетским Апостолом. В ходе встреч обсуждался широкий круг вопросов, связанных с паломничеством к святыням Элладской Православной Церкви. 10 июня, 2013 Всеказахстанский православный съезд: Призываем верующих умножить труды во всех областях церковного служения Православная Церковь Казахстана имеет колоссальный миротворческий потенциал. В самые сложные периоды истории она неизменно свидетельствовала о своем стремлении всеми силами добиваться мира и согласия в обществе, проповедовала любовь, милость, сострадание, патриотизм и верность общественному долгу.

http://pravmir.ru/category/news/page/442...

22 окт. 2015 г. игуменией мон-ря назначена мон. Серафима (Якимчук) (Журнал 85 заседания Свящ. Синода от 22 окт. 2015). 19 дек. 2015 г., в праздник свт. Николая Чудотворца, митр. Брянский и Севский Александр (Агриков) возвел мон. Серафиму в сан игумении. Игум. Мариам (Шагарова) в 2015-2018 гг., вплоть до своей кончины, являлась почетной настоятельницей обители. Среди святынь обители - образ свт. Николая Чудотворца 1814 г., подаренный в 1996 г. архиеп. Мелхиседеком (4 янв. 1998 обновился, что было засвидетельствовано игуменией и сестрами мон-ря; позднее отреставрирован, в него вправлена частица мощей святителя); обретенная на месте сгоревшего дома Казанская икона Божией Матери; мощевик, содержащий частицы мощей более 30 св. угодников Божиих, подаренный обители схиархим. Серафимом (Мирчуком); напрестольное Евангелие в серебряном окладе, в 1943-1993 гг. хранившееся в Германии у пастора П. Штаха, нашедшего его в с. Одрине во время Великой Отечественной войны и переданное им в собор арх. Михаила в Карачев, откуда оно попало в О. Н. м. Арх.: РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 167. Л. 52; РГИА. Ф. 796. Оп. 60. Д. 20. Л. 2-3, 4, 9, 14, 26; Д. 467. Л. 1-1 об.; Оп. 61. Д. 186. Л. 1, 8-8 об., 11; Оп. 66. Д. 555. Л. 1-1 об., 2-3, 21; Оп. 128. Д. 1861. Л. 1-5 об.; Оп. 159. Д. 2022. Л. 4-4 об.; Ф. 799. Оп. 33. Д. 1237. Л. 42-63; Ф. 835. Оп. 1. Д. 571. Л. 1; Оп. 2. Д. 282. Л. 42; ГАБО. Ф. 84. Оп. 1. Д. 780. Л. 24; Д. 945. Л. 41, 51, 53; Д. 1784. Л. 53, 54; Ф. 85. Оп. 1. Д. 902. Ч. 1. Л. 96, 97; Д. 1839. Ч. 1. Л. 132; Ч. 2. Л. 268; Ф. 89. Оп. 1. Д. 412. Т. 2. Л. 164, 461, 465; Ф. Р-Т 526. Оп. 1. Д. 391, 767; Архив ИИМК РАН. Ф. P-III. 4368 (Метрика для получения верных сведений о древне-правосл. храмах Божиих, зданий и худож. предметов (Николаевский Одрин мон-рь). СПб., 1884). Ист.: Поучение, произнесенное Преосв. Макарием [Миролюбовым], еп. Орловским и Севским, по освящении престола в честь Божия Матери Утоления печали в теплой трапезной ц. Карачевского Николаевского Одрина мон-ря, 11 сент. 1868 г.//Орловские ЕВ. 1868. 20. Отд. неофиц. С. 1559-1564; Поучение, произнесенное Преосв. Макарием, еп. Орловским и Севским, по освящении престола в честь Знамения Божия Матери в теплой трапезной ц. Карачевского Николаевского Одрина мон-ря, 12 сент. 1868 г.//Там же. С. 1564-1567; Слово и Речь, произнесенные Преосв. Макарием, еп. Орловским и Севским, в Карачевском Николаевском Одрине мон-ре, 25 июля 1874 г.//Там же. 1874. 17. Отд. неофиц. С. 1099-1106; Путевые заметки при обозрении Орловской епархии Преосв. Мисаилом [Крыловым], еп. Орловским и Севским, в 1894 г.//Там же. 1895. Отд. неофиц. 4. С. 108-113; 5. С. 139-140; ДДГ; Дозорная книга Карачевского у. 1614 г.//РД. 2004. Вып. 10. С. 223-271; Холмогоров Г. И. Мат-лы для истории церквей Брянского края (1628-1746 гг.). Брянск, 2010.

http://pravenc.ru/text/2578223.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Споручница Грешных (в Москве, в церкви св. Николая, что в Хамовниках) " Описания иконы Об иконе " Споручница грешных " в храме свт. Николая в Хамовниках На иконе Божией Матери «Споручница грешных» руки Пресвятой Богородицы и Богомладенца сложены в виде жеста поручительства. Царица Небесная, давая руку Своему Сыну, поручается за нас, грешных, что мы больше не будем грешить, а Богомладенец двумя ручками сжимает руку Божией Матери в знак того, что Он всегда будет Ее слышать. Это поясняет надпись по сторонам образа: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну: Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну (т.е. всегда); да тии, иже радость выну Мне приносят, радоватися вечне чрез Меня испросят». Прославилась икона в 1840-х гг. в Николаевском Одрине монастыре Орловской (ныне – Брянской) епархии. Долгие годы образ хранился в старой часовне у монастырских врат. Изображение покрылось пылью и копотью и едва просматривалось, надпись почти не читалась. Летом 1844 г. в Одрин монастырь приехала купеческая вдова Почепина с двухлетним сыном. Мальчик страдал от тяжелых припадков, и врачи ничем не могли ему помочь. Почепина попросила отслужить молебен перед и[...] Икона «Споручница грешных» в Москве Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Этот образ Богоматери находится в Москве, в церкви св. Николая, что в Хамовниках. Он — точная копия с иконы Споручницы грешных, находящейся в Николаевском-Одрине монастыре, и так же прославился чудесами, как и его первообраз. В Москву этот список попал при следующих обстоятельствах. В 1846 году Смарагд, иеромонах Одрина монастыря, был послан в Москву для приобретения ризы на чудотворную икону Богоматери Споручницы грешных и для сбора пожертвований на монастырь. В Москве он остановился в приходе Николо-Хамовнической церкви и нашел сердечный прием у подполковника Димитрия Николаевича Бонческула. В благодарность за гостеприимство подполковнику был прислан из Одрина монастыря сделанный на липовой доске точный снимок с чудотворной иконы в том же виде и той же меры, как и подлинник. Д. Н. Бонческул с благоговением поставил этот образ в домашнем иконостасе с другими иконами. В следующем 1847 году Бонческул рассказал однажды своему знакомому московскому священнику о чудесах от Одринской [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-691

Указом имп. Екатерины I от 6 февр. 1727 г. Б. п. была восстановлена, 9 февр. мон. Серапион был утвержден в звании строителя, а Петропавловскому мон-рю было предписано возвратить пустыни ее иноков и имущество. Указ о возрождении обители повлек пожертвования жителей Карачевского и Брянского уездов: помещики Савельевы поднесли в дар пустыни ковчег с частицами мощей 35 святых, в мае 1731 г. И. Алымов предоставил Б. п. пустошь Полпино, в 1733 г. помещик Т. Д. Житков пожертвовал в вечное пользование земли в урочище Царёво Займище Карачевского у. В 1732 г. Указом Святейшего Синода обители были отписаны 30 дес. «пустовой благовещенской земли». Впосл. вкладчиками обители были обер-прокурор Синода Н. Самойлов, полковник Турчанинов, действительный статский советник Коллегии экономии П. В. Хитрово, поручик В. Тютчев, сержант гвардейского Семёновского полка А. Алымов, полковник Г. Е. Замятин и др. В 1732-1735 гг. в Б. п. был возведен храм в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделами св. мч. Иоанна Воина и свт. Николая Чудотворца. Главной его святыней стала икона Божией Матери «Троеручица», написанная в 1718 г. московскими иконописцами Артемием Фёдоровым и Афанасием Ивановым для Б. п. «по обещанию по родителей своих». Почитались также икона Св. Троицы, Владимирская икона Божией Матери и икона Иоанна Предтечи, пожертвованные в 1728 г. царицей Евдокией Фёдоровной (Лопухиной). После кончины в 1741 г. строителя Серапиона наместником Б. п. стал иером. Антоний (Горский), к-рый начал возводить храм святых Захарии и Елисаветы на св. вратах (освящен 11 авг. 1759). Вместо прежнего Владимирского храма был построен двухэтажный каменный четырехпрестольный Троицкий собор с приделами Владимирской иконы Божией Матери (освящен в окт. 1755), свт. Николая и Рождества Иоанна Предтечи. Необходимые для этого средства (2 тыс. р.) были пожертвованы имп. Елисаветой Петровной во время ее паломничества в 1744 г. в Киево-Печерскую лавру . В результате учреждения штатов в 1764 г. Б. п. подлежала упразднению. Однако в это время в соседней Яменской Предтечевой пуст. сгорел храм, и еп. Севский и Брянский Тихон (Якубовский), ранее выбиравший, какую из пустыней назначить к закрытию, упразднил Яменскую. Б. п. была оставлена на своем содержании. Но 6 июня 1770 г. еп. Севский Кирилл (Флоринский) предоставил Святейшему Синоду рапорт, в к-ром указывал, что Б. п. является «недостаточной», якобы за неимением своих земель. В 1774 г. Б. п. была упразднена. Помещики Брянского и Карачевского уездов подали в Синод прошение о пересмотре этого решения, вынесенного на основании неправильного донесения еп. Кириллу игум. пустыни Арсения. В 1777 г., при строителе Серапионе (1774-1778), Б. п. была приписана к Петропавловскому мон-рю и до нач. XIX в. находилась в ведении то Площанской пуст. Орловской губ., то Петропавловского мон-ря, что привело к ее запустению. В 1766 г. братия насчитывала более 30 чел., в 1774 г. в пустыни проживали только настоятель и 8 монахов (4 штатных и 4 заштатных).

http://pravenc.ru/text/77920.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010