Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙ (Черлёного Заболоцкий Григорий Петрович; † после 1556), еп. Смоленский и Брянский. Был 2-м сыном дмитровского боярского сына Петра Федоровича Тонкого Черлёного Заболоцкого, представителем младшей ветви старомосковского боярского рода, известного со 2-й пол. XIV в. В источниках впервые упоминается ок. 1504 г., когда вместе со старшим братом Иваном был отмечен как владелец с. Нового и деревень Починки, Ильково и Лаптево в Дмитровском у. (ДДГ. 94. С. 376). Г. Заболоцкий принял постриг с именем Гурий в Иосифовом волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре (Рязанский еп. Леонид называет Г. среди пострижеников Иосифова мон-ря в челобитной царю Феодору Иоанновичу - АИ. Т. 1. С. 411. 216). Выбор обители мог быть обусловлен тем, что в 1-й трети XVI в. неск. ближайших родственников Г. служили при дворе дмитровского кн. Юрия Ивановича, во владениях к-рого располагались вотчины Иосифова волоколамского мон-ря. Возможно, ок. 1526-1528 гг. Г. стал настоятелем Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , сменив в этой должности архим. Герасима (Замыцкого) . В кон. 20-х гг. XVI в. Г. стал игуменом Мефодиева Пешношского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря . Во время его настоятельства, 6 февр. 1539 г., обитель получила от вел. князя ружную грамоту. 16 марта 1539 г. Г. был хиротонисан во епископа Смоленского и Брянского, хиротонию возглавил митр. Иоасаф (Скрипицын) . (Митр. Иоасаф, незадолго до этого - 6 февр. того же года - возведенный на митрополичий престол после низложения митр. Даниила, в марте заместил сразу 3 вакантные епископские кафедры: Ростовскую, Суздальскую и Смоленскую.) 16 марта 1542 г. Г. участвовал в Соборе по избранию и поставлению в митрополита Московского и всея Руси свт. Макария . 19 марта 1542 г. на переговорах с литов. послами в Москве рус. сторона подняла вопрос о праве Г. на дань с церковных сел на территории Литовского великого княжества - под Оршей, к-рыми владели Смоленские епископы. Рус. дипломаты отметили, что оршанский наместник кн. В. Ю. Толочинский-Друцкий писал Г. о том, что, «которые села Пречистые Смоленские в королеве стороне, а доход с них идет владыке, и владыка бы на те села крепостей доискался да прислал к нему, а велел дани брати с тех сел». По-видимому, Г. предоставил акты на церковные села под Оршей, и во время переговоров московские бояре просили литов. послов, чтобы кор. Сигизмунд I «велел с тех сел доходы давати владыке по старине». Литов. сторона ушла от ответа, заявив, что не имеет по данному вопросу указаний от короля (СбРИО. 1887. Т. 59. 9. С. 164). Со спорами о доходах Смоленского архиерея связано изготовление в XVI в. списков учредительной грамоты Смоленской епископии (2-я четв.- сер. XII в.).

http://pravenc.ru/text/168386.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь КРИВОРОЖСКИЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВЛАДИМИРА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Криворожской и Никопольской епархии УПЦ), находится в г. Кривой Рог Днепропетровской обл. (Украина) КРИВОРОЖСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Криворожской и Никопольской епархии УПЦ), находится в г. Кривой Рог Днепропетровской обл. (Украина) КРОНИД (Любимов Константин Петрович; 1859-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов) КРУПИЦКИЙ (Крупецкий) БАТУРИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Крупецкий) Батуринский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ) КРУТИЦКАЯ КАФЕДРА РПЦ, исторически восходит к Сарайской и Подонской епархии Киевской (со 2-й пол. XV в. Московской) митрополии, а также к Коломенской епархии (сер. XIV в. - 1799) КУКША (Купша; † 1-я четв. XII в.), иером. Киево-Печерского мон-ря, сщмч., Киево-Печерский (пам. 27 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых) КЭПРИАНА в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (Православная Церковь Молдовы, Кишинёвская епархия) ЛАВР (Шкурла Василий Михайлович; 1928 - 2008), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, первоиерарх РПЦЗ ЛАВРЕНТИЙ († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 29 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121660_61.html

Вели службу в сельском храме два священника, диакон и два псаломщика. В эти годы церковным старостой был Никита Семенов. В Богоявленской церкви существовали три престола. В приходе действовало пять школ (1916 г.). В деревне Благодать, сельцах Гордоново, Смоленское, Евлань и Пасынки были открыты земские начальные училища. Церковно-приходские школы находились в с. Старогольское, деревнях Нижегольское и Гордеевка. Богоявленский храм села Старогольское закрыли в начале 1930-х гг., а вновь открыл он свои двери спустя 60 лет. В 1990 г. передан общине верующих и полностью отремонтирован. Вновь освящен в августе 1991 г. епископом Орловским и Брянским Паисием. Церковь расположена на возвышенности среди села Сторогольское - у дороги, к которой обращена восточным фасадом. Монументальная архитектура памятника характерна для позднего классицизма. К прямоугольному ядру храма с ротодальным верхом с востока примыкает полукруглая апсида, а с севера и юга - антовые портики-лоджии, увенчанные фронтонами и напоминающие рукава креста. В объемной композиции здания доминирует стройная трехъярусная колокольня, завершенная куполом, венчающимся маковкой с крестом. Три открытых интерколумния портиков фланкированы двумя глухими - между пилястрами. В торцах полузакрытых пространств лоджий сделаны узкие полукруглые ниши. В восточных закрытых частях устроены диаконник и жертвенник. Барабан прорезан по основным осям полукруглыми окнами с двумя промежуточными стойками. Грани четвериков колокольни прорезаны арочными проемами и обработаны тосканскими пилястрами по сторонам сдвоенными в первом и втором ярусах, одинарными в третьем. Рядом с храмом сохранились несколько надгробий XIX в., в том числе графа А. Ф. Горчакова. http://starolbogov.cerkov.ru/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Каменная церковь построена в 1826 г. на средства кн. Александры Дмитриевны Горчаковой. Три престола: главный - в честь Святого Богоявления Господня. В приделах: с правой стороны - во имя Архангела Михаила, с левой - во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийского.

http://sobory.ru/article/?object=08105

В 1802-1805 гг. настоятелем монастыря был архим. Гедеон (Ильин; впосл. епископ). Архим. Мелхиседек (Минервин), настоятель обители в 1805-1813 гг. (в 1800-1803 наместник Троице-Сергиевой лавры и архимандрит Вифанского в честь Преображения Господня мужского монастыря ; в 1803-1805 архимандрит Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря ), во время Отечественной войны 1812 г. осуществил эвакуацию ризницы Н. В. м. в Ростов и ее возвращение обратно в обитель. Его преемниками были архимандриты Иона ( Павинский; 1813-1817; впосл. архиепископ); свт. Филарет ( Амфитеатров; 1817-1819; впосл. митрополит), Афанасий ( Телятев; 1819-1821; впосл. архиепископ). Архим. Аполлос (Алексеевский), возглавлявший обитель с 1821 г. (в 1807-1813 архимандрит иркутского в честь Вознесения Господня (Иннокентиевского) мужского монастыря , в 1813-1816 Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женского монастыря , в 1816-1817 московского Знаменского монастыря, в 1817-1821 московского в честь Богоявления мужского монастыря ), в 1837 г. переведен из Н. В. м. архимандритом в московский Новоспасский мон-рь (до 1851). Ему на смену пришел Арсений (Нагибин) - архимандрит Н. В. м. в 1837-1843 гг. (в 1827-1828 архимандрит Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы мужского монастыря , в 1828 московского во имя святителя Иоанна Златоуста мужского монастыря , в 1828-1837 московского Богоявленского мон-ря). Преемником архим. Арсения стал еп. Агапит (Вознесенский; 1843-1851), которого сменил Мелхиседек (Сокольников; 1851-1853), как строитель управлявший в 1808-1810 гг. Белобережской брянской мужской пустынью , в 1811-1813 - раненбургской Петропавловской пустынью , затем состоявший архимандритом в 1813-1816 рязанского во имя Святой Троицы мужского монастыря , в 1816-1821 Рыхловского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря , в 1821-1851 московского Симонова монастыря . В 1856-1860 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев; впосл. епископ), в 1862-1866 гг.- еп. Антоний (Радонежский; в 1854-1858 архимандрит ростовского Богоявленского мон-ря, в 1859-1862 епископ Оренбургский и Уфимский, в 1859-1862 1-й епископ Оренбургский и Уральский). В 1867-1869 гг. обитель возглавлял еп. Петр (Екатериновский), в 1869-1877 гг.- выдающийся церковный историк архим. Леонид (Кавелин). В 1877-1890 гг. настоятелем мон-ря являлся архим. Вениамин (Поздняков), к-рый в сане флотского священника участвовал в Крымской войне 1853-1856 гг., в т. ч. в Севастопольской обороне 1854-1855 гг., а в 1873-1877 гг. был настоятелем Валдайского Иверского мон-ря. Он занимался изучением жизни и деятельности патриарха Никона, написал кн. «Жизнь Святейшего Никона Патриарха Всероссийского» (М., 1878).

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Василиск Сибирский, Туринский, прп. - житие Василиск (в миру – Гаврилов Василий Гаврилович; родился ок. 1740, в деревне Иванищи близ Калязина, умер 29,12,1824 г., прп. Туринский (пам. 29 дек., в Соборе Брянских святых и в Соборе Екатеринбургских святых). Родом из крестьянской семьи. С детских лет Василий отличался трудолюбием, стремлением к уединенной молитве, в юности любил слушать проповеди Тверского епископа св. Гавриила (Петрова) в Макариевом калязинском монастыре, повлиявшие на его духовное становление. Вступив в брак, по взаимному согласию с женой жил в целомудрии. Ежегодно под предлогом поездки на заработки трудился в монастырях. Ок. 1777 г. оставил семью, ушел в Островскую пустынь Владимирской губернии, настоятель которой, ученик прп. Паисия (Величковского) иером. Клеопа I дал Василию Гаврилову благословение на пустынножительство. Первоначально Василий подвизался вместе со своим старшим братом Космой, позже с 2 пустынниками в лесах Чувашии, затем перешел в Брянские леса под руководство старца Площанского монастыря иеромонаха Адриана (Блинского), который постриг его в монашество с именем Василиск. Здесь же преподобный познакомился со своим будущим учеником и духовным другом прп. Зосимой (Верховским). Осенью 1788 г. иером. Адриан перешел в Коневецкий монастырь, и с 1792/93 г. Василиск также подвизался на острове Коневец, в 3 верстах от монастыря. Летом 1799 г. инок оставил Коневецкую обитель и вместе с прп. Зосимой ушел в Малороссию и Крым, осенью 1800 г. перебрался в Сибирь. Архиепископ Варлаам I (Петров-Лавровский) дал подвижникам разрешение жить на территории Тобольской епархии, и в 1802 г. они поселились в лесах Кузнецкого уезда. К 1818 г. вокруг иноков сложилась женская община. В 1821 г. прп. Зосима по благословению Василиска обратился к Тобольскому архиеп. Амвросию (Келембету) с прошением основать женскую обитель на месте упраздненного в 1764 г. муж. монастыря в г. Туринске Тобольской губернии. Открытию туринского во имя свт. Николая Чудотворца женского монастыря (1822) способствовали почитавшие Василиска и прп. Зосиму Московский митрополит св. Филарет (Дроздов) и министр духовных дел князь А. Н. Голицын. С осени 1822 г. Василиск нес подвиг старчества в новообразованной обители. Учеником его был прав. Петр (Мичурин). Василиск был погребен 4 янв. 1825 г. в Туринском монастыре. В 1913 г. над могилой подвижника была поставлена часовня во имя мч. Василиска. В 2000 г. мощи Василиска были обретены и перенесены в екатеринбургский во имя Всемилостивого Спаса монастырь. Частица мощей св. прп. Василиска находится в Туринском Свято – Николаевском женском монастыре.

http://pravicon.com/info-1953

Указом Святейшего Синода от 29 июля 1911 г. А. был назначен епископом Михайловским, викарием Рязанской епархии, хиротония состоялась 31 июля 1911 г. в Александро-Невской лавре . Во время служения на Рязанской кафедре исполнял обязанности председателя совета епархиального братства свт. Василия, еп. Рязанского, являлся также председателем епархиального Училищного совета. 6 мая 1913 г. награжден св. блгв. кн. Владимира орденом 3-й степени. С 26 мая 1917 г. епископ Елецкий, викарий Орловской епархии. Являлся членом Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг ., заместителем еп. Орловского Серафима (Остроумова) . 6 июля 1918 г. после обыска, произведенного в орловском архиерейском доме, А. был арестован. С 1921 [кон. 1920?] г. епископ Брянский и Севский. В 1921 г. арестован в Брянске (?), в июле того же года освобожден. Не ранее авг. 1922 г. арестован за противодействие обновленчеству и выслан в Москву, где проживал без права выезда. В 1923 г. епископ Рязанский (15 нояб. того же года уволен на покой), с 1925 г. епископ Сергиевский, викарий Московской епархии. Служил в московской ц. во имя свт. Николая Чудотворца у Яузских ворот. 12 апр. 1925 г. А. подписал акт о передаче высшей церковной власти митр. Крутицкому сщмч. Петру (Полянскому) . 5 июня 1926 г. арестован в Москве, 22 сент. 1926 г. осужден ОСО при коллегии ОГПУ СССР, приговорен к 3 годам ссылки. В 1926-1928 гг. в ссылке в Усть-Сысольске (ныне Сыктывкар) в Коми (Зырян) АО. С 25 апр. 1928 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. 28 нояб. 1928 г. назначен на Вологодскую кафедру и возведен в сан архиепископа. В 1931 г. А. вновь подвергся аресту и был приговорен к 3 годам заключения, к-рое отбывал в Мариинских лагерях. С 26 апр. 1934 г. архиепископ Пугачёвский, викарий Саратовской епархии. 14 мая 1934 г. назначен архиепископом Муромским, викарием Нижегородской епархии, но в 1935 г. в г. Пугачёве снова был арестован. Виновным себя не признал. 19 нояб. 1935 г. ОСО при НКВД приговорило А. к 3 годам ссылки в Красноярский край. 25 марта 1938 г. А. был арестован и заключен в тюрьму г. Енисейска, на допросах признал себя виновным в возводимых на него обвинениях в контрреволюционной деятельности и подготовке вооруженного восстания. Расстрелян по приговору тройки УНКВД Красноярского края от 14 апр. 1938 г.

http://pravenc.ru/text/114414.html

Во 2-й пол. XVIII в. в Посожье активизировалось строительство деревянных храмов, возводившихся местными плотниками. Собственная архитектурная традиция, восходившая к укр. деревянному зодчеству, достигла расцвета. Тектоника объемно-пространственного решения деревянных храмов Посожья строилась на сочетании срубов и срубных башен (четвериков и восьмериков) с шатровыми и купольными завершениями, разнообразными формами алтаря (чаще в виде пятигранника). К кон. XVIII в. встречались следующие композиционные типы: осевой (притвор или трапезная - храм - алтарь под общей крышей), ярусно-осевой (с высотно развитым объемом притвора или трапезной, храма, алтаря), крестово-центричный (храм с планом в форме креста), ярусный (с ярусным завершением центрального объема в виде 2-3 восьмериков на четверике). Православные добились разрешения на организацию новых приходов; при Георгии (Конисском), еп. Могилёвском, в Гомельском повете было построено 14 церквей. Деревянная ц. во имя свт. Николая в Ст. Белице Гомельского р-на (70-е гг. XVIII в.) композиционно воспроизводит характерный для укр. барокко рубежа XVII и XVIII вв. 3-частный храм: крупный четверик и примыкающие к нему 5-гранные алтарь и притвор (бабинец), обшитые вертикальным тесом, увенчанные главами на 2-ступенчатых барабанах. В этот период в Посожье продолжают строить старообрядческие храмы. В Чёнкском Макариевом мон-ре был возведен собор типа восьмерик на четверике, близкий к западнорус. (напр., брянским) храмам ярусного типа рубежа XVII и XVIII вв. Высокий основной четверик с протяженным 5-гранным алтарем несет приземистый восьмерик с купольным покрытием, завершенный высоким глухим барабаном, перекрытым куполом с луковичной главкой на тонкой шейке. 4 маленькие главки на ярусных граненых шеях расположены вокруг центрального восьмерика. Поздние боковые входы сделаны в виде открытых портиков на 4 колонках. Трапезная, перекрытая 2-скатной крышей, имеет с запада небольшой притвор. Отдельно стоящая колокольня построена позднее. Спасо-Преображенский собор в Чечерске. 1779-1783 гг. Фотография. 70-е гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/166101.html

Летом образ находился в Троицком соборе за правым клиросом в резном позолоченном киоте под балдахином, укрепленным на 4 фигурных колоннах. На окладе имелась чеканная надпись: «Сделана усердием Елецких граждан». Описание случаев исцеления от святыни «за собственноручными подписями от исцелившихся» хранилось в монастырском архиве в рукописной прошнурованной книге, скрепленной резолюцией еп. Орловского и Севского Макария (Миролюбова) от 26 нояб. 1868 г. С 20 июля 1864 по 1880 г. было записано 20 подобных случаев. Чудотворный образ часто брали в дома ельчане. В 1892 г. для перевозки иконы были сделаны карета и зимний воз, украшенные металлической вызолоченной короной-митрой. В 1909 г. в типографии Елецкого дома трудолюбия была напечатана брошюра, посвященная иконе: «Святыня и достопамятность Елецкого Троицкого монастыря». За левым клиросом находилась икона вмч. Пантелеимона с надписью на обратной стороне кипарисовой доски: «Св. икона сия писана и освящена в Русском на Афоне во имя св. вмч. и целителя Пантелеймона монастыре, посылается от онаго монастыря в знак любви и духовного единения о Господе в Свято-Троицкий Елецкий монастырь 1872 года апреля 14 дня». Икону украшали серебряный оклад с 7 рубинами и эмалью, риза. Рядом находилась икона великомучениц Варвары и Параскевы, а над ними - изображение Успения Пресв. Богородицы, украшенное серебряной ризой, с частицей мощей вмц. Варвары (17,7×13,3 см). На зиму Тихвинский образ и икона вмч. Пантелеимона переносились в теплый Тихвинский храм. Слева от царских врат - список с Елецкой иконы Божией Матери «в изящном киоте столярной работы, украшен сребропозлащенной ризой» ( Геронтий (Кургановский), иером. 1894. С. 40). В Петропавловском приделе Троицкого храма находился местночтимый Казанский образ Божией Матери, принесенный из Брянска. В приделе св. Евдокии на левой стороне иконостаса - икона Божией Матери «Знамение» в серебряном венце, пожертвованная Л. А. Турбиной. Почитались также икона свт. Николая Чудотворца (XVII в.; 20×13 см), на к-рую усердием М.

http://pravenc.ru/text/367381.html

Церковь в честь Благоещения Пресв. Богородицы в Витебске. Гравюра К.Вейермана. XIX в. Церковь в честь Благоещения Пресв. Богородицы в Витебске. Гравюра К.Вейермана. XIX в. Литов. правители в XIV-XV вв. «надали» на 5 древнейших витебских церквей (Благовещенскую, Успенскую, арх. Михаила, Св. Духа (см. Витебский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов жен. мон-рь ), Св. Троицы) пожалования со своих владений и установили в их пользу ряд налогов с тягловых людей. Кроме того, эти храмы имели старинное право на часть рыбы, выловленной в озерах перед большими церковными праздниками (АЗР. Т. 2. 65. С. 54-55). В посл. четв. XV в. брянский кн. С. И. Можайский пожаловал ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Орше бортные земли в своей гомельской вотчине (Там же. Т. 3. 9. С. 21-22), на Никольскую ц. шло также пожалование кн. И. Ю. Мстиславского - кадь меда и полтина грошей (Там же. Т. 2. 190. С. 344). Все пожалования впосл. подтверждались литов. вел. князьями и правителями Речи Посполитой. В 1563-1579 гг. Полоцк был занят войсками царя Иоанна IV Васильевича Грозного , Полоцкий архиеп. Варсонофий (Влах), подчинявшийся Киевскому митрополиту, в эти годы находился в Витебске. В 80-х гг. XVI в. в ВКЛ при поддержке правителей Речи Посполитой агрессивно насаждался католицизм, после 1596 г.- уния (см. Брестская уния ). В 1596 г. Полоцкий архиеп. Григорий (Загоровский) перешел в унию. Правосл. иерархов здесь не было до 1620 г., когда Иерусалимский Патриарх Феофан IV хиротонисал во архиепископа Полоцкого, Витебского и Мстиславского Мелетия (Смотрицкого) , к-рого униаты не пустили в епархию. После перехода архиеп. Мелетия в унию (1627) новый правосл. епископ на кафедру не был назначен. В 1-й трети XVII в. в Витебске были закрыты все правосл. храмы. В 1618 г. привилей на Полоцкую кафедру получил униат Иосафат Кунцевич . В 1621 г. Витебск отказался признать Кунцевича своим епископом. 12 нояб. 1623 г. жители Витебска, возмущенные насилиями, к-рые чинили в городе униаты, убили Кунцевича. Король жестоко наказал город: более 100 жителей были приговорены к казни, Витебск лишился пожалованного ему в 1597 г. магдебургского права (возвращено королем в 1634), была разрушена городская ратуша. В 1-й трети XVII в. в Орше также были закрыты все правосл. храмы. В 1623 г. на земле правосл. шляхтичей Статкевичей был основан кутеинский оршанский в честь Богоявления муж. мон-рь , с 1630 г. в мон-ре действовала типография Спиридона Соболя . В 1627 и 1637 гг. обитель посещал прп. Афанасий (Филиппович) , в 1635 г.- митр. св. Петр (Могила) , к-рый освятил монастырский Богоявленский собор. 2-я треть XVII - 1-я треть XIX в

http://pravenc.ru/text/158850.html

К 1558 г. К. м. принадлежали неск. деревень (Конашевская, Телячья, Савинская, Луковицына Гора и др.). Процветанию К. м. способствовали крупные промышленники и колонизаторы северо-востока Строгановы. В 1570 г. Яков, Григорий и Симеон Строгановы дали вкладом в мон-рь «на Едомге починки и пустоши»: починки Юрьевский, Бубнов, пустоши Сабуровской, пустоши Горяиновой, пустоши Митрохинской «паче озерца», «пустоши старца Семиона Дудышки» и 3/4 Воробинского починка. В 1571 г. братья Строгановы дали вкладом в обитель пожню Сверчиху ( Безроднов. 2011. С. 73, 74). О тесных отношениях Строгановых с К. м. свидетельствует тот факт, что указные грамоты, касавшиеся мон-ря, адресовались в ряде случаев Строгановым. В 1583 г. царь Иоанн Грозный вновь дал игум. Иову жалованную грамоту, подтверждавшую право мон-ря держать перевоз через р. Вычегду напротив Соли Вычегодской. Также К. м. было дано право на получение ежегодной суммы из гос. казны, равной по цене 50 пудам соли. В писцовых книгах 1586 г. за К. м. записаны 2 амбара в Соли Вычегодской «для осадного времени» и монастырское место на посаде, где также стоял амбар. К сольвычегодскому посаду были приписаны и монастырские угодья: Флоровская пожня на Усольском о-ве на р. Вычегде, поступившая в мон-рь в 1581 г. по данной грамоте; пожня Ермолинская Суровцова в Брянском наволоке; пожня Степановская Кожина на Коневском о-ве и др. (Николаевский Коряжемский мон-рь. 1901. 5. С. 128-129). К кон. XVI в. в вотчине К. м. имелись церкви - во имя свт. Николая Чудотворца в Шалимовой слободе и Преображенская на Пырской Едоме (Там же. 7. С. 177). Финансовое состояние мон-ря, по оценкам краеведов нач. ХХ в., было весьма удовлетворительным. В 1599-1602 гг. К. м. мог потратить на свои нужды от 184 до 192 р. в год. Мон-рь выступал и как заимодавец. Однажды К. м. ссудил единовременно 100 р. Н. Г. Строганову. Монастырские власти жертвовали деньги на строительство храмов в Соли Вычегодской, а также 300 р. «на царя и великаго князя Дмитрея Ивановича (самозванца)» (Там же).

http://pravenc.ru/text/2458767.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010