1008 Миссийный архиеп. Бруно Кверфуртский в Киеве и у печенегов, создание миссийной Печенежской епархии Киевской митрополии (?) 1016 (или 1036) Древнейшая редакция Русской Правды 1015 Мученическая смерть свв. мчч. Бориса и Глеба от руки брата Святополка 1018 Падение Западно-Болгарского царства под ударами Византии, упразднение Болгарской патриархии и создание византийской архиепископии в Охриде 1019–1054 Киевский кн. Ярослав Владимирович Мудрый до 1036 г. Заложение каменного кафедрального собора в честь Преображения Господня в Чернигове 1026 Раздел Руси между Ярославом киевским и его братом Мстиславом черниговским и тмутараканским (1024–1036) ок. 1036 г. Создание Юрьевской епархии 1043 Неудачный поход русских войск на Константинополь 1037 (1017 ?) Заложение каменного кафедрального собора св. Софии, Премудрости Божией, в Киеве 1046 Мир с Византией и брак Всеволода Ярославича с дочерью имп. Константина IX Мономаха 1045–1050 Сооружение каменного кафедрального собора св. Софии в Новгороде 1049–1050, 1050–1051, 1055–1057 Киевский кн. Юрий Владимирович Долгорукий 1051 Поставление Илариона в Киевского митрополита Собором русских архиереев 1054–1068 Киевский кн. Изяслав Ярославич и совместное правление на Руси Изяслава с братьями Святославом черниговским и Всеволодом переяславским (так наз. триумвират Ярославичей) 1054 Отторжение Римской Церкви от Восточных патриархатов при патриархе Константинопольском Михаиле Керуларии 1050-е гг. Начало Киево-Печерского монастыря при прп. Антонии Печерском 1068 Поражение Ярославичей от половцев, восстание в Киеве, вокняжение здесь Всеслава полоцкого и бегство Изяслава в Польшу 1060-е гг. Учреждение в Чернигове и Переяславле титулярных митрополий, закончивших существование в Чернигове со смертью митр. Неофита, а в Переяславле – со смертью митр. Ефрема 1069–1073 Вторичное княжение Изяслава в Киеве 1071 Сокрушительное поражение Византийской империи от турок-сельджуков при Манцикерте 1069 Бегство прп. Антония Печерского от гнева кн. Изяслава Ярославича в Чернигов и вскоре основание Елецкого монастыря на Болдиных горах

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В отличие от Византии и христ. Востока в Зап. Европе К. не был официально канонизирован. Есть отдельные частные примеры включения памяти К. в различные календари, но они не получили офиц. одобрения Римской курии. Так, скорее всего под греч. влиянием память К. под 21 мая указана в древнем календаре, к-рый высечен на каменных панелях в ц. Сан-Джованни-Маджоре в Неаполе (IX в.; Delehaye H. Hagiographie napolitaine//AnBoll. 1939. Vol. 57. P. 5-64). Есть отдельные упоминания о К. как о святом в различных сочинениях западных авторов. Так, Бруно Кверфуртский (нач. XI в.) называл святыми (sanctus) К. и имп. Карла Великого в рассуждении об образе христ. императора-миссионера (Vita S. Adalberti//MGH. Script. Vol. 4. P. 599). Подобные случаи редки и означают лишь риторические эпитеты в адрес К., к-рого могли называть благочестивейшим (religiossissimus), христианнейшим (christianissimus), божественным (divus) и даже блаженным (beatus), но это не связано с канонизацией. Римская курия, в средневековье неоднократно сталкивавшаяся в политической борьбе с императорами и королями, настаивала на первенстве духовной власти над мирской и последовательно противилась канонизации К., образ которого мог бы стать слишком привлекательным знаменем для светских идеологов. Папа Григорий VII (1073-1085) заявлял, что, хотя в Церкви чтут память императоров К., Феодосия Великого, Гонория, Карла Великого и Людовика Благочестивого, ни один из них не прославлен чудесами и не причислен к лику святых ( Gregorius VII. Reg. epist. VIII 21//MGH. Epp. Sel. T. 2. Fasc. 2. P. 559). Позиция курии может быть определена как осторожная, но отнюдь не враждебная к К., по крайней мере до тех пор, пока это не затрагивало жизненно важных интересов пап. Несмотря на эти идеологические сложности, имя К. почиталось в самых разных формах и в Зап. Европе приобрело не меньшее значение, чем в Византии. Светское почитание К. складывалось в придворном церемониале, гос. пропаганде и легендарном предании. Тем не менее поскольку изначально гос. позднерим. культ К. на Западе был практически прерван уже в V в., в средние века церковная и светская традиции почитания К. были тесно переплетены.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

В средневековой традиции сщмч. Адальберту приписывалась проповедь о прп. Алексии, человеке Божием, в к-рой содержался призыв к аскетическим подвигам и умалению себя ради достижения вечной жизни (ActaSS. Iul. T. 4. P. 257-258). Продолжателем дела Адальберта стал сщмч. Брунон (см. ст. Бруно Кверфуртский ). По инициативе Оттона III папа Сильвестр II назначил Брунона, стремившегося реализовать миссионерские планы Адальберта, «архиепископом язычников». После рукоположения в Магдебурге (1004) Брунон, из-за военных действий между кн. Болеславом и имп. Генрихом II не имевший возможности проехать к язычникам, отправился в Венгрию, где, вероятно, составил 2-е Житие сщмч. Адальберта, к-рый являлся для него образцом истинного миссионера. Так же как и 1-е Житие, это произведение отличалось возвышенным стилем, обилием риторических вопросов и восклицаний, однако его композиционный замысел проще, в нем содержалось больше биографических подробностей. Потерпев неудачу в проповеди среди «темных венгров», Брунон посетил Киев (янв. 1008), проповедовал среди печенегов (кон. февр.- кон. авг. 1008) и затем прибыл в Польшу. Там он узнал о гибели от рук разбойников 5 монахов, насельников мон-ря в Мендзыжече (в совр. Любушском воеводстве), с 2 из к-рых он был знаком в Италии. Брунон составил Житие пяти братьев-отшельников (Vita quinque fratrum eremitarum), в к-ром изложил свои воспоминания о них и размышления о мученическом подвиге. В 1009 г. он был убит во время проповеди язычникам, вероятно полабским славянам, пруссам или мазовшанам. Своеобразным памятником Ж. л. является вымышленная по содержанию краткая повесть о гибели св. Брунона (Hystoria de praedicatione episcopi Brunonis cum suis capellanis in Pruscia, et martyrio eorum), написанная от имени якобы выжившего ученика святого Виперта. В ней сообщается о сожжении епископом идолов и его немедленной казни по приказу языческого кн. Нетимера. Более достоверный рассказ о гибели Брунона содержится в «Хронике» Титмара Мерзебургского ( Thietmar Merseburgensis. Chronicon. VI 58), а также в Житии св. Ромуальда, составленном ок. 1042 г. Петром Дамиани, где впервые засвидетельствовано почитание Брунона как мученика.

http://pravenc.ru/text/182317.html

В средние века было одной из важнейших инсигний герм. королей и императоров Свящ. Римской империи (см. также ст. Копье Святое ). Первоначально оно хранилось в Бургундии, вероятно в Агонском мон-ре. В 926 г. Рудольф II, кор. Бургундии и Италии, передал его герм. кор. Генриху I Птицелову. По свидетельству Лиутпранда Кремонского , копье помогало владельцу одержать победу в бою; в 939 г. Оттон I использовал его в сражении против Гизельберта Лотарингского, Эберхарда Франконского и своего брата Генриха при Биртене ( Liutprand de Cr é mone. Antapodosis/Ed. P. Chiesa. Turnhout, 1998. P. 111-113), в 955 г.- в битве с венграми на р. Лех ( Widukind. Res Gestae Saxonicae. III 46//MGH. SS. T. 3. P. 459). Копье, принадлежавшее герм. императору, связывалось не только с М.; иногда его считали копьем Лонгина, которым пронзили тело Христа во время распятия, или копьем имп. Константина. В 1008 г. св. Бруно Кверфуртский, упрекая кор. Генриха II в использовании священного копья (sacra lancea) в войне против христ. правителей, связывал эту реликвию с именем М. По свидетельству Галла Анонима, во время коронации Болеслава III в Гнезно (1000) имп. Оттон III вручил ему гвоздь из креста Христова и копье М. В 1004 г. копье М. и гвоздь находились в распоряжении Генриха II. Согласно Адемару Шабанскому и Гуго из Флавиньи, в 1032 г. кор. Бургундии Рудольф III передал копье как символ власти над Бургундией имп. Конраду II. Т. о., скорее всего речь шла о разных предметах, к-рые именовались копьем М. Авторы XI-XII вв., в т. ч. Сигеберт из Жамблу, считали копье М. не столько имп. инсигнией, сколько символом непобедимости государя на поле брани. Впоследствии реликвия находилась в распоряжении династии Габсбургов; в настоящее время она хранится в Венской сокровищнице. Известно и о других реликвиях, связанных с почитанием М. Так, в средние века и Новое время среди инсигний Савойского дома было кольцо М. (см.: Ripart. 1994; Demotz F. Saint Maurice et les rois de Bourgogne: Du lien identitaire à la sainteté symbolique//Autour... 2011. P. 147-160). Литургическое почитание

http://pravenc.ru/text/2561146.html

Вратислав, кн. брненский (1126–1146, с перерывом; ум. после 1146 г.) VI, 201, 201–202 Всеволод Давыдович, кн. муромский (ум. после 1124 г.) IV, IXa Всеволод Мстиславич, св., кн. новгородский (1117–1136, ум. в 1138 г.) IV, IXb, 200, 235 Всеволод Мстиславич, кн. белзский (ум. в 1195 г.) IXb, 310–313, 312, 316 Всеволод Ольгович, кн. черниговский (1127–1139), киевский (1139–1146) IV, IXa, 200, 206, 265, 280, 339 Всеволод Святославич, кн. киевский (1206, 1207, 1210–1214 ?]) IXa Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, вел. кн. владимиро-суздальский (1176–1212) 1Хв, 252, 315 Всеволод Ярославич, кн. киевский (1078–1093) II, VIII, IXa, b, 112, 119, 159, 161–162, 208, 233, 286, 342, 357–358, 360 Всеслав Брячиславич, кн. полоцкий (1044–1101) IXa Вулкан, см. Василий Виоанн (Вулкан) Вульгата, канонический латинский перевод Священного писания, основанный на переводе блаж. Иеронима Стридонского (IV–V вв.) 198, 299, 394 «Вышеградское продолжение хроники Козьмы Пражского» (ок. 1141 г.) 201–203, 261 Вышеслава, ж. познанского и калишского кн. Одона, д. галицкого кн. Ярослава Владимировича Осмомысла или его с. Владимира (ум. после 1194 г.) IV, IXa, 309 «Вюрцбургские анналы», см. «Майнцские анналы м-ря св. Альбана» Вячеслав (Вацлав), св., кн. чешский (921–929/35) VI, 58, 185, 185, 203, 203, 263 Вячеслав Владимирович, кн. зуровский, киевский (1150–1154, с перерывами) IXb, 281 Вячеслав Ярополчич, с. волынского и туровского кн. Ярополка Изяславича (ум. в 1104 г.) 232 Вячеслав Ярославич, кн. смоленский (1054–1057) IXa Гаймар Жеффрей, см. Жеффрей Гаймар «Галицко-Волынская летопись» (XIII в.) 321, 324 Галл Аноним, см. Аноним Галл Гануц Вольф (имя искажено), ярл датский (перв. пол. – сер. XI в.) 142, 142 Гаудерих, еп. веллетрийский (втор. пол. IX в.), церковный писатель 103 Гебхард, гр. кверфуртский, б. св. Бруно (Бонифация) Кверфуртского 228 Гебхард, гр. зуплинбургский, о. германского имп. Лотаря III 329, 329 Гебхард, еп. айхштеттский (1042–1057) 110, 118 Гебхард (Яромир), еп. пражский (1068–1089/90) VI, 184, 186

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глаголица получила особое распространение в Далмации, где сохранялась в литургических рукописях на протяжении Средневековья. В некоторых местах Хорватии литургия латинского обряда служилась на славянском языке до середины XX в. (так называемый глаголический обряд – так как богослужебные книги писались на глаголице). Кирилло-мефодиевская традиция укрепилась в Болгарии, где ученики и продолжатели дела Мефодия – Климент Охридский (автор похвалы Кириллу), Наум (автор канона апостолу Андрею) и Константин Преславские (автор «Учительного Евангелия», «Азбучной модитвы»), Иоанн Экзарх (переводчик «Диалектики» Иоанна Дамаскина и «Шестоднева») – занимались переводами, писали гомилетические и гимнографические произведения. После завоевания Болгарского царства Византией (1018 г.) Охридская архиепикопия возродилась в автокефальном статусе, но во главе ее стояли уже греки. Охрид подчинил себе новосозданную Рашскую епархию. 9. Крещение киевской княгини Ольги В 955 г. (существуют и другие даты – 946 и 957 гг.) приняла крещение княгиня Ольга (ок. 890–969), получив имя Елены (имя жены императора Константина VII). Летописная версия и версия греческих источников (трактат «О церемониях византийского двора», хроника Иоанна Скилицы) касательно места и даты крещения Ольги расходятся. Объединяют версии факты визита Ольги в Царьград, прием ее императором Константином VII Багрянородным и тематика планов брачного союза. Соприкосновение с великолепными постройками Царьграда, торжественные церемонии, устраиваемые в честь иностранных послов, посещение св. Софии – все это произвело неизгладимое впечатление как на Ольгу со свитой, так впоследствии и на послов ее внука киевского князя Владимира. Однако дружина не последовала за Ольгой: по-видимому, крестились только женщины из ее ближайшего окружения, а ее сын князь Святослав (ок. 945–972) остался язычником и вел победные войны против Византии. Немецкие источники сообщают о посольстве Ольги-Елены к императору Оттону I в 959 г. с просьбой прислать в Киев епископа. Был послан епископ Адальберт, однако его миссия не была успешной, и он вынужден был вернуться («Продолжение хроники Регинона Прюмского» и др.). Сохранились известия и о миссионерстве Бруно Кверфуртского (Бонифация) на Руси (он погиб в Пруссии в 1009 г.), в которых, возможно, контаминированы сведения о более ранних миссиях. Историки предполагают крещение Ярополка Святославича, брата Владимира, в связи с его женитьбой на немецкой принцессе. 10. Крещение Польши и Венгрии. Создание церковной организации

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Решая церковную и культурную задачу огромной важности – задачу перевода Священного Писания и богослужебных книг на славянский язык, солунские братья действовали на землях, уже охваченных первоначальной церковной проповедью и включенных в организационные структуры Западной Церкви. В этом отношении контраст с Западом, где аффектированная миссионерская активность составляет столь яркую характеристику церковной жизни Средневековья – от Ирландской и Англосаксонской миссий VI – VIII вв. или особых миссийных архиепископий (Гамбургско-Бременской и Магдебургской) Германской Церкви IX-XI столетий до проповеди нищенствующих Орденов (францисканцев и доминиканцев), начиная с XIII в., – очевиден. Достаточно взглянуть на западноевропейский и византийский разделы в компендиуме под характерным названием «История Церкви как история миссии»: ни по содержанию, ни по объему они не сопоставимы. 44 Или другое красноречивое обстоятельство: единственный известный случай проповеди христианства среди печенегов, к которому была причастна Русская Церковь , обнаруживает в качестве главного действующего лица не кого иного, как латинского миссионера – знаменитого Бруно Кверфуртского (1008 г.). 45 Русь, как и Византия, практически не знала насильственного крещения зависимых народов, как то пытался объяснить, например, в 1222 г. полоцкий князь Владимир рижскому епископу Адальберту I. 46 Именно этот контраст со всей непосредственностью высвечивает важнейший факт: равнодушие Царства и его Церкви (сначала Византийской, затем Русской) к внешней проповеди. Царство и по своей идейной сути, и по своему самосознанию универсально, и этот универсализм есть не историческая задача, а изначальная данность, которую не способна поколебать даже территориальная редукция в ходе истории. Оттого основной идейный вектор Царства центростремителен, и в своих собственных глазах Царство миссионерствует уже самим фактом существования – теми самыми эманациями своего имперского универсализма и абсолютности, своим местопребыванием при литургической сердцевине мира, сиянием Святой Софии, которое так поразило послов князя Владимира: «не свемы, на небе ли есмы были, ли на земли». 47 В этом смысле лихорадочное миссионерство Запада, достаточно рано проявившее устойчивую склонность к прозелитизму – лишь одно из свидетельств его, Запада, апостасийной родословной, у начала которой стоит, как известно, отпадение собственно Римской Церкви от единого организма Ромейского (Римского) Царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ростовский, Михаил Всеволодович , кн. Черниговский, и его боярин Феодор, Роман Ольгович , кн. Рязанский). Также среди М. почитаются рус. князья и княгини, убитые в XIII-XV вв. в результате политических интриг (прмц. Евпраксия , кнг. Псковская, кнг. мц. Иулиания Вяземская, Новоторжская), Литовские (Виленские) мученики, пострадавшие от язычников при Ольгерде в 1347 г. (см. ст. Антоний, Иоанн и Евстафий ), и Юрьевские (Ливонские) М. во главе со сщмч. Исидором, по преданию, убитые католиками в XV в. (см. ст. Исидор , сщмч., и 72 (73) мученика ). За проповедь христианства язычниками был убит сщмч. Кукша Киево-Печерский ( 1-я четв. XII в.). К М. причислены игум. Псково-Печерского мон-ря Корнилий и его ученик Вассиан (Муромцев) , убитые в 1570 г. царем Иоанном Грозным. Однако митр. Филипп II (Колычев) и Герман (Садырев-Полев) , архиеп. Казанский, также погибшие при Иоанне Грозном, были причислены к лику святителей. В Смутное время от польско-литов. отрядов пострадали насельники и насельницы ряда рус. мон-рей, напр., Анастасия , игум. угличского Богоявленского мон-ря, и с ней 35 монахинь ( 1609 (?)), а также патриарх Ермоген ( 1612), прмч. Галактион (Бельский) ( 1612); в 1648 г. во время борьбы с униатами был замучен прп. Афанасий (Филиппович) , игум. брестского мон-ря во имя прп. Симеона Столпника. В 1671 г. казаками Степана Разина был убит Иосиф , митр. Астраханский. М., пострадавшие в период советской власти, в РПЦ называются новомучениками. Мученичество монахов-августинцев Иоганна Эша и Генриха Доса. Рис. в кн.: Ludwig Nabus. Historien der Heyligen Außermölten Gottes-Zeugen, Bekennern und Martyrern. 1554. Tl. 2. S. 114 ff. Мученичество монахов-августинцев Иоганна Эша и Генриха Доса. Рис. в кн.: Ludwig Nabus. Historien der Heyligen Außermölten Gottes-Zeugen, Bekennern und Martyrern. 1554. Tl. 2. S. 114 ff. На лат. Западе в средние века почитались миссионеры, погибшие во время проповеди язычникам, напр., святые Бонифаций , Адальберт Пражский и Бруно Кверфуртский , В захваченной мусульманами Испании пострадали Кордовские мученики (IX-X вв.).

http://pravenc.ru/text/2564422.html

ч. от императора. В Центр. Италии церковную реформу поддерживали сочетавшиеся браком маркгр. Беатриса Тосканская и герц. Годфрид Лотарингский. Их усилиями на Папский престол был избран Николай II (1058-1061). Созванный папой Латеранский Собор (апр. 1059) осудил симонию и передал прерогативу выборов Римского понтифика коллегии из 12 кардиналов, тем самым ограничив участие рим. знати в выборах; император как патриций Рима сохранил право утверждать уже избранного папу. При Николае II произошли изменения во взаимоотношениях с норманнами: гр. Рикард Капуанский при посредничестве мон. Гильдебранда (впосл. папа Римский Григорий VII (1073-1085)), помог Николаю II пленить антипапу Бенедикта X (1058-1059), а папа по Мельфийскому соглашению (авг. 1059) признал за норманнами все завоеванные ими территории в обмен на вассальную клятву. Движение обновления монашества, начавшееся в X в. в рамках клюнийской и лотарингской реформ, в И. распространилось только в XI в. В Юж. Италии (Калабрия, о-в Сицилия) сохранялась визант. монашеская традиция, влияние к-рой распространялось на север вплоть до Рима (число греч. монахов в Риме возросло в период иконоборческого кризиса в Византии, когда многие бежали с Востока в И.). Известностью пользовался рим. мон-рь святых Алексия и Вонифатия, основанный бежавшим с Востока в 977 г. Сергием, митрополитом Дамасским. Здесь проживали и лат. монахи, из этого мон-ря вышли миссионеры святые Адальберт и Бруно Кверфуртский . Греч. монахи пользовались расположением имп. Феофано, жены имп. Оттона II, по распоряжению к-рой был основан мон-рь Спасителя (989). Наибольшую известность приобрел Криптоферратский мон-рь ( Гроттаферрата ), основанный в 1004 г. св. Нилом Россанским и его учеником, прп. Варфоломеем . Греч. обители существовали в районах И., традиционно связанных с Византией,- близ Неаполя, Амальфи, Гаэты. При папе Григории VII более радикальное толкование клюнийских принципов свободы Церкви (libertas ecclesiae) воплотилось в григорианской реформе , когда консолидирующаяся вокруг папства католич.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Бржетислав II, кн. чешский (1092–1100) VI, 360 Бржетислав, кн. оломоуцкий (1189– прежде 1201 [?]) VI Бруно, см. Григорий V Бруно, см. Лев IX Бруно, гр. брауншвайгский (ум. до 1012 г.) II, III, 338 Бруно, гр. брауншвайгский, внук предыдущего (уб. в 1057) II, 329 Бруно, гр. кверфуртский, дед св. Бруно Кверфуртского 69 Бруно, гр. кверфуртский, о. св. Бруно Кверфуртского (ум. после 1009 г.) 69, 69 Бруно, архиеп. кёльнский (953–965) II, 181 Бруно, еп. ферденский (962–976) 70 Бруно, еп. аугсбургский (1006–1029) II, 57,57, 88, 163 Бруно (Бонифаций) Кверфуртский, св., миссийный архиеп. (1004–1009) 39, 48, 55–62, 64, 69, 70, 74, 83, 85, 85–86, 88, 88–92, 163–164, 228, 228, 234, 235, 269, 278, 278, 328 Бруно (возможно, тождествен следующему), саксонский историограф (поел. четв. XI в.) 154–155, 232 Бруно (возможно, тождествен предыдущему), магдебургский схоластик 154 Бруноны, знатный род в Саксонии с родовым центром в Брауншвайге (кон. X – кон. XI в.) 231 Брячислав Изяславич, кн. полоцкий (1001–1044) IXa, 170 «Будская хроника» (втор. пол. XIV в.) 353–354, 358, 371 Бурхард, гр. локкумский (уб. в 1130 г.) 339–340, 339, 342 Бурхард, настоятель собора св. Симеона в Трире, с. Иды из Эльсдорфа (ум. после 1075 г.) II, 120–121, 120–121, 340, 340 «Бытия книга» 215 Бьёрн, ярл Восточной Мерсии, б. датского кор. Свена II Эстридсена (уб. в 1049 г.) VII, 134, 134 Бьондо Флавио (Блонд Флавий), итальянский историограф, гуманист (ум. в 1463 г.) 54 Вагон, еп. ольденбургский (ок. 980 г.) 270 «Вайнгартенская история Вельфов», см. «История Вельфов» Вайц Г., см. Waitz G. Вала(х)фрид Страбон, аб. м-ря Райхенау, церковный писатель (ум. в 849 г.) 17 Вальгар, воспитатель сыновей англо-саксонского кор. Эдмунда Железнобокого 195 Вальдемар I, кор. датский (1157–1182) VII, IXa, 271, 271, 343 Вальдемар II, кор. датский (1202–1241) VII, 343 «Вандомские анналы» (XII в.) 102 Варвара, св. (умучена ок. 306 г.) 198 Варвара, ж. киевского кн. Святополка Изяславича, д. византийского имп. Алексея I Комнина (вероятно, ошибочно) 198

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010