Как же нам не творить добра страждущему для своего же духовного наслаждения и блаженства, хотя бы в жизни настоящей! . Помогать несчастным, страждущим, спасать их от бед и напастей побуждает каждого нравственный закон естественный – наша совесть, наши убеждения человеческие и соображения, чувство сострадания, свойственное всем людям, присущее всякой душе человеческой. Чувство сострадания и влечение облегчить недуги немощных есть остаток тех естественных уз, которыми все мы связаны друг с другом, как дети одного родоначальника, как члены одного великого семейства; – это остаток братской любви, которую сама природа внушает нам друг к другу. Это чувство сострадания знакомо всякому, даже очерствелому, грубому душою человеку. Поэтому любить страждущего склонны даже и те, которые извратили в душе своей естественный закон, вложенный в нее Творцом при создании человека, и бывает, что такие люди проявляют иногда сострадание и благотворительность к страждущим и бедствующим по крайней мере не менее, чем это происходит со стороны христиан православных. В древнем мире язычник, утратив истинное познание о Боге, дошел до обоготворения всех страстей, отвратительных пороков своей испорченной натуры. Но никогда не доходил и он до обоготворения жестокосердия. Равнодушие и безучастие к бедствующему человеку не только никогда и нигде не встречало себе почета, но всегда и везде было предметом порицания и осуждения. Когда все права и обязанности даже в отношении к Самому Богу были нарушаемы, права несчастных, страждущих и бедствующих всегда были уважаемы. Так было всегда, так должно быть и в настоящее время. И теперь человек сострадательный пользуется общим уважением и почтением, кто бы он ни был и к какому бы вероисповеданию не принадлежал. Доброе и благотворительное дело и в настоящее время является обыкновенно самым отрадным явлением в нашем грешном страждущем мире. Доброе дело и теперь доставляет человеку высшее счастье, так что нет удовольствия святее и радости чище, как деятельная любовь к страждущему человечеству, облегчение участи несчастного, освобождение его от бедственного состояния.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Патриарх Кирилл обсудил с митрополитом Чешских земель Христофором вопросы православного сотрудничества 24 января, 2012. Новостная служба В беседе принимал участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. 24 января. ПРАВМИР. Вчера в Патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась братская беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Христофором, сообщает Патриархия.ru . Собеседники обсудили различные аспекты двусторонних взаимоотношений Русской Православной Церкви и Православной Церкви Чешских земель и Словакии, а также вопросы общеправославного сотрудничества. В беседе принимал участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-obsudi...

6-го октября отец Павел отвечал: «Вы изволили писать, что разбор 15-го Никодимова показания мною не кончен. Это привело меня в недоумение, так как у меня готовы уже замечания на 16-е показание; а теперь написал и еще на три, – 17-е, 18-е и 19-е. Кажется, я доставил вам всю тетрадь разбора на 15-е показание. Посмотрите у себя. Запоздалые миссионеры несколько отвлекают меня от дела. Теперь приехал миссионер из Казани, – он получил предписание ехать 23-го сентября. Говорит, что собираются и нижегородские». 8-го октября я писал в ответ: «Простите, – я виноват пред вами: не просмотревши хорошенько ваши тетради, написал, что нет окончания замечаний на 15-е показание Никодима. Оказалось, что оно есть, а также и разбор 16-го показания. Очень этому рад. Теперь могу в 17-ю книжку журнала пустить разбор всего 15-го показания. А так как вы пишете, что у вас готовы замечания и еще на три показания, то я обеспечен теперь наиболее важным материалом на несколько книжек. Усердно благодарю вас за эту помощь в моем издательском труде. Жаль, что съезд миссионеров так странно составляется. Это даже и не съезд. А вам только лишние хлопоты. Я получил присланные вами бумаги, касающиеся этого неудачного съезда, и на основании их напишу кое-что о сём съезде в 16-й книжке журнала, за которой теперь сижу» 475 . Между тем, отец Павел, получив только-что вышедшую тогда 15-ю книжку Братского Слова, писал мне: «Прочитал пятнадцатую книжку. Беседа г. Филиппова очень интересна; весьма интересно и письмо Бушева 476 . А особенно благодарю вас, что очень хорошо исправляете мои замечания на книгу Никодима. Вспоминаю о казанском учебнике. Как понять, что после изданного Святейшим Синодом «Изъяснения» о клятвах собора 1667 г. в учебник для духовных семинарий пишут противное мнению и разъяснению Святейшего Синода? Понимал ли сочинитель, что идет в разрез с определением Синода? Или он думал, что этого не приметят? И какое будет последствие такого учебника для учащихся по нему? Сейчас получил ваше письмо. Рад, что нашли мою тетрадь с замечаниями на 15-е показание Никодима».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

—633— хранить идейное настроение – трудно. Но так было раньше; теперь время оставить филистерство и пробудиться. «Духа не угашайте», – заповедует апостол. Нам надо, чтобы в нас самих возгорелся чистый огонь пастырской ревности, того бодрого юношеского настроения, с каким мы все вступали в жизнь. И путь взаимообщения может зажечь этот огонь. Вероятно, вам приходилось беседовать когда-нибудь с горячим энтузиастом. Его энтузиазм, ведь, заражал вас поневоле, и вы чувствовали в себе прилив энергии, подъём духа. Да что беседа! Хорошая печатная статья, написанная с огнём, настраивает человека по-иному и пробуждает от спячки. Прочитайте статьи священника Петрова, и вы почувствуете в себе искру Божию. Вот эту-то искорку кружок и будет раздувать в своих членах взаимно. Тут все: и братские советы, и примеры, и молитвы – все окажет силу. Поднятию такого настроения может содействовать и товарищеский суд чести. Это великий суд – суд общей пастырской совести: он облагородит нас. Конечно, наш суд должен быть проникнут духом братской любви и снисходительности и, собственно, должен врачевать наши недуги нравственными способами. В очень прискорбных проявлениях кем-либо из членов кружка чего-либо позорного, кружок может исключить из числа своих членов таких лиц, но думаю, что к этому никогда не придётся прибегнуть. Далее, кружок заботится о самообразовании пастырей. Нам нужно образование, потому что, надо сознаться, семинария нам мало дала, не выработала в нас даже определённого твёрдого миросозерцания и среди священников можно встретить много лиц с неустановившимися неопределёнными убеждениями. Мы мало знакомы даже с свящ. Писанием, с святоотеческой литературой. Что говорить о науках светских? А, ведь, знать их нам необходимо. Ведь, теперь иной крестьянин может поставить нас в тупик по любому вопросу астрономии, геологии, даже физики. Разве нам известны современные социально-экономические учения? А ведь они волнуют общество, угрожают религии, угрожают нашему положению! Теперь ведь все, даже сельские учителя, увлекаются этими учениями,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Я читал его епископам, клирикам и тем из народа, которые любят чтения. Но до сего времени я не давал его никому. Вероятно, с изданием этого слова, опять будут обвинять меня; потому что это сочинение составлено было мною прежде, нежели твое благочестие было избрано на архиепископию. III. Послание Нестория к Кириллу александрийскому, отправленное с пресвитером и монахом Лампоном. Боголюбивейшему и святейшему сослужителю моему Кириллу Несторий о Господе (желает) всякого блага. Нет добродетели сильнее христианской кротости. Она заставила нас в настоящее время послать это письмо с благоговейнейшим пресвитером Лампоном, после того как он много пересказал, нам о твоем благочестии, и так же много о нем слышал от других. Он так был настойчив, что вытребовал от нас это письмо: мы покорились силе этого мужа. Признаюсь, что я питаю глубокое благоговение к полной кротости всякого христианина, думая, что с нею всегда пребывает Бог. С нашей стороны, не смотря на то, что от твоего благочестия, надобно сказать ласковее, много сделано не по братской любви,– надобно было написать приветственное письмо в духе терпения и любви. Опыт покажет, каков будет для нас плод от настойчивости благоговейнейшего пресвитера Лампона. Приветствуем все, с тобою находящееся, братство – я и все, находящиеся со мною. IV. Благоговейнейшему и боголюбивейшему сослужителю Несторию Кирилл о Господе (желает) всякого блага. Некоторые своим суесловием, как слышу, хотят ослабить в твоем благочестии твое мнение обо мне, и это часто они делают, выискивая для этого то время, когда сановники составляют собрания, а иногда и потому, что этим надеются угодить твоему слуху. Они говорят такие оскорбительные слова, не потому, что они обижены мною, но потому, что были обличаемы мною к их же пользе: один за то, что притеснял увечных и бедных, другой за то, что обнажил меч на свою мать, а третий за то, что чрез свою служанку похитил у другого деньги, и всегда такой мучился подозрительностью, какой никто не пожелает самому злому врагу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

В Сирии на приеме в посольстве СССР в честь патриарха Пимена присутствовали президент САР Хафез Асад и другие члены правительства. Обстоятельная и дружественная беседа состоялась при встрече делегации Московского патриарха с Верховным муфтием Сирии Ахмадом Кефтаро, который заявил: «Мы ценим дружественные отношения между Советским Союзом и Сирией. СССР в трудную минуту пришел на помощь арабским народам. Мы должны сделать все возможное для сохранения мира на земле». Кефтаро особенно подчеркнул опасность международного сионизма. «Империализм и сионизм являются главными врагами мира. Если мы по-настоящему не уясним опасную роль сионизма, то это может привести мир к печальным последствиям», – сказал он. А. Кефтаро высказался за совместные выступления мусульман и верующих всех других религий в борьбе против международного сионизма. Дружественной была также встреча патриарха Пимена с министром вакуфов САР Абдель Сатар аль-Сайедос, который также отметил «необходимость сотрудничества христиан и мусульман в защиту всеобщего мира». Большое значение визиту патриарха Пимена со стороны официальных государственных деятелей Сирии и Ливана открыло делегации возможность для широкого общения с населением этих стран. В храмах Дамаска, Бейрута, Триполи и других городов, где выступал патриарх Пимен, собиралось по нескольку тысяч верующих. По маршруту следования делегации скапливались большие группы населения, которые приветственными выкриками и аплодисментами выражали чувства симпатии к Советскому Союзу. По оценке Совпосольства в Бейруте «визит патриарха Пимена в Ливан по своему значению вышел за рамки отношений между двумя церквами и содействовал укреплению дружбы между народами обеих стран». Подлинно братской и сердечной была встреча делегации Московского патриархата в Народной Республике Болгарии, где патриарх Пимен был принят председателем Государственного совета НРБ Тодором Живковым. Встречи и беседы делегации Московского патриархата с патриархом Максимом и другими представителями Болгарской православной церкви еще раз показали, что между обеими церквами существуют искренние, бескорыстные узы дружбы и полного взаимопонимания. Обе церкви преисполнены решимости совместно выступать на международной арене в поддержку миролюбивой политики стран социалистического содружества, за укрепление всеобщего мира и дружбы между народами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он благоволил дать Манифест 17 Октября, и я обязан содействовать мирному его проведению в жизнь. Если же ГОСУДАРЬ отменит Манифест, буду всех учить повиноваться воле ГОСУДАРЯ». На этом беседа окончилась, и она собственно относилась к Союзу Русского Народа, представители которого у меня были, а не к правым партиям вообще, – как утверждает Дубровин. Утверждение, что я получил степень доктора [богословия – авт.] за то же сочинение, за которое удостоен степени магистра, – ложь. Утверждение, что я отравил терзаниями душу Владыки Палладия, – ложь. До последней минуты жизни он относился ко мне с любовью, как к сыну, и я чтил его, как отца. Финляндскую епархию, по словам Дубровина, открыли для меня. А Новгородскую для кого? – Со смертью митрополита Исидора одновременно из митрополии выделили эти две епархии, в интересах пользы дела. Бобрикова я знал лично и службу свою в Финляндии он начал при мне. Его хоронили в Сергиевой пустыни и я отпевал его и речь говорил. Тоже было и в отношении к Плеве. Чухнина, Сахарова, Козлова, Мина я совсем не знал, при погребении их не участвовал не по своему нежеланию, а потому и речей не говорил. Митрополитом я стал помимо многих заслуженных иерархов, но на это была воля ГОСУДАРЯ, а не какое-либо мое искательство. Дубровину угодно приписать меня к левым. – Это гнусная клевета. Никогда моих симпатий к ним не было и быть не может. Их стремления противны моему духу и моим убеждениям, как христианина и священника. Никакой формы самочиния я не люблю и не выношу. За веру Православную, за ЦАРЯ Самодержавного и за народ Русский православный я душу отдам, но не под знаменем таких людей, как Дубровин и ему подобных. Ко всем епископам имею братскую любовь. Своих викариев воспитываю в истинных слуг ЦАРЯ и Отечества. Я просил бы г. Дубровина указать из бывших моих викариев, теперь самостоятельных епископов, хоть одного неблагонадежного. Петрова поддерживал не я, а аристократия, называвшая меня гонителем его. Теперь Петров состоит под судом. Гапона поддерживал тоже не я, а покойный Министр Плеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все со всеми похристосовались, первое волнение улеглось. – А теперь разговеемся, чем Бог послал! – приглашает Петр Сергеевич к столу. Он крестит стоящий перед ним куличик и осторожно режет его на шесть равных частей. Каждому на блюдечко он кладет по кусочку кулича и раскрашенное Филиппом Эрастовичем яичко. Блюдечки принимаются от Петра Сергеевича благоговейно, боятся уронить. Не так ли разговлялись первые христиане? – А соль забыли! – тихо роняет Орлов. На него смотрят укоризненно: стоит ли вспоминать о таком пустяке? – Как же забыли, вот она, – так же тихо отвечает Терентьич и подвигает Орлову насыпанную на бумажке соль. Съедено яичко, подобраны крошки от кулича. – Ну, господа, разговелись, можно пировать! – говорит, улыбаясь, Петр Сергеевич и делает приглашающий жест. Терентьич разносит чай. Все удивительно вежливы и внимательны друг к другу, каждый наперебой угощает соседей яствами. Мир и дружба царят за нашим столом. – Эх! – крякает Орлов. – Одного не хватает: сейчас бы по маленькой! – он красноречиво чешет горло. – Тебе мед, да ложкой, – добродушно ворчит Филипп Эрастович. – Пей чай с конфеткой, пользы больше будет. – Нет, хорошо, други, – довольно щурится Терентьич. – Оно лучше, без водки: смотри, как по-христиански встречаем. Благодать, одно слово. По- братски, честь честью, и чего бы нам всегда так? Окно плотно занавешено, изредка мы выходим в коридор, проверить, но никто не подслушивает нас, никто не знает о нашем пиршестве. Мирно течет за столом праздничная беседа шестерых просветленных великим днем людей, связанных сейчас самыми крепчайшими узами на земле: любовью, братством, дружбой. Присматриваясь к людям, я смеюсь в душе, и опять озорное, но и радостное чувство владеет мною: а все-таки мы встретили праздник так, как велит нам наше чувство, а не так, как приказывает начальство! Не залог ли это того, что и в будущем мы поставим на своем?.. Прошла и Пасха. По-весеннему быстро бегут дни. И уже очистилось море, пробит во льду залива канал – победно гудит пароход, пускаясь в первый в этом году рейс. Веют теплые, ласкающие лицо ветерки. Я теперь часто гуляю на взморье. Голубое весной, море спокойно плещется в лучах непомерно-щедрого солнца. Я лукаво смотрю на неоглядную гладь. В спокойствии моря мне чудится обещание. В груди у меня поет надежда: скоро, скоро, работа Рогова подходит к концу!..

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Хорошее дело — вообще никогда не дружить ни с кем из сверстников, — был ответ. — Ибо привязанность не дает прийти плачу. Не дружи ни с кем, кто мешает прийти плачу. Пользы от этого не будет, а вред получишь большой. Никто не может стяжать какое–либо благо без премногого плача и труда. Обучи свои глаза никогда никого не разглядывать. Иначе они преисполнят все твое сердце ужасающей дерзости, а такая дерзость загубит все плоды монашеского делания. — Скажи мне, отче, — спросил брат старца, — какую меру нужно блюсти в братской любви? — Одно дело, — ответил тот, — любовь отцов к своим чадам, а другое дело — любовь братьев к братьям. Любовь духовных отцов к своим чадам не заключает в себе ничего плотского и вредоносного. Ибо их укрепляет духовное разумение, и в своих словах и делах они всегда стараются принести всецелую пользу молодым. Любя, они не замалчивают ошибки любимых, но духовным словом обличают их и наставляют. О них и сказано в Писании: обличай, запрещай, увещевай (2 Тим 4, 2), как твой Авва часто и делает, а ты еще не осознаешь этого. Если твой авва, любя тебя, не молчит о твоих ошибках, то ясно, что его любовь к тебе духовна. Каждый любит своего ближнего в меру, им достигнутую. Мера совершенной любви — после любви к Богу любить и ближнего, как самого себя. Молодые люди должны быть осторожными во всем, ибо дьявол часто сбивает их с толку. Вот они встретятся и начнут разговаривать друг с другом о душевной пользе. Но вскоре их беседа переходит на другое: шутки, дерзости, смех, осуждение и на множество других зол. Так исполняется на них апостольское слово: Начав духом, теперь оканчиваете плотью (Галл 3, 3). Поэтому юные и падают, что любят неразумно и привязываются друг к другу. Мера любви друг к другу должна быть таковой: не оговаривать друг друга, не злобствовать, не уничижать, не искать своего, не предпочитать собственное спокойствие пользе брата, не любить за телесную красоту и телесные благодеяния, не селиться вместе без крайней нужды, чтобы дело не дошло до губительной дерзости, которая уничтожает, как я уже сказал, все плоды монаха, превратив его в сухое дерево.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

—388— членов этой корпорации, воспитывавшиеся во Владимирской духовной семинарии, хранят о Нём добрую память, как о своём наставнике и ректоре; другие служили прежде под Его руководством в западном крае и очень многие, наконец, хорошо помнят, как был Высокопреосвященнейший Леонтий в Москве и Сергиевом посаде в 1882 г., на погребении приснопамятного митрополита Макария, и затем удостоил тогда своим посещением и московскую академию. Теперь Господу угодно было, чтобы это отдалённое знакомство московской академии с уважаемым Архипастырем заменилось для неё близким и непосредственным с Ним общением. После литургии и молебствия в Троицком соборе, все профессора и служащие академии собрались в зале митрополичьих покоев для представления своему новому Архипастырю, ожидая пока он преподаст своё благословение собравшимся в храме и вне его толпам народа. По вступлении Владыки в зал, все члены академической корпорации были представлены Ему о. ректором, причём каждого из них Его Высокопреосвященство благословлял и приветствовал братским лобзанием, ко многим обращаясь и с ласковым словом. По окончании представления, Владыка пригласил всех профессоров и служащих академии в гостиную, где, за чаем, более получаса вёл с ними оживлённую и приветливую беседу. Соединённая с большим достоинством простота и приветливость Владыки производила на всех самое лучшее впечатление. Он обращался к академии не с какою-либо искусственною, заранее обдуманною речью, а живо и сердечно беседовал с нею о разных вопросах, имеющих для неё самый близкий и насущный интерес. Непринуждённо лилась Его беседа, оживляющим и ободряющим образом действуя на всех присутствующих. С искренним удовольствием деятели академии имели при этом возможность убедиться, что просвещённый Архипастырь и вдали от московской академии не был для неё совсем чужим. И на отдалённой окраине нашего отечества, и обременённый великими трудами своего высокого церковного служения, Он находил, очевидно, и время, и интерес близко познакомиться с очень многими учёными работами

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010