Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа " (Еф. 5. 22-33). Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, " таинством любви " , вечным единением супругов друг с другом во Христе. Изначально христиане запечатлевали брак церковным благословением и совместным участием в Евхаристии, что являлось древнейшей формой совершения Таинства Брака. " Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти " , – писал священномученик Игнатий Богоносец. Согласно Тертуллиану, брак, " скрепленный Церковью, подтвержденный жертвоприношением [Евхаристией], запечатлевается благословением и вписывается на небесах ангелами " . " Необходимо призвать священников и молитвами и благословениями утвердить супругов в совместной жизни, чтобы... супруги в радости проводили жизнь, соединяемые помощью Божией " , – говорил святитель Иоанн Златоуст. Святитель Амвросий Медиоланский указывал, что " брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим " . В период христианизации Римской империи законность браку по-прежнему сообщала гражданская регистрация. Освящая супружеские союзы молитвой и благословением, Церковь тем не менее признавала действительность брака, заключенного в гражданском порядке, в тех случаях, когда церковный брак был невозможен, и не подвергала супругов каноническим прещениям. Такой же практики придерживается в настоящее время Русская Православная Церковь.

http://sedmitza.ru/lib/text/429406/

Такая же норма действовала и России до революции 1917 года. По Российскому закону, «русским подданным православного исповедания брак с нехристианами вовсе запрещается», а такое брачное сопряжение не признавалось «законным и действительным». Дети, рожденные в таком союзе, признавались незаконнорожденными, не имели прав на наследство и титул, а сама связь признавалась прелюбодейной. Христианину, в неё вступившему, даже в то время полагалось 4 года отлучения от Причастия. В том же случае, когда один из иноверных супругов обращался в христианство, с того, кто остался вне Церкви, тотчас бралась подписка в том, что дети, которые родятся у них после этого, будут крещены в Православной Церкви. Иноверец не будет никаким образом приводить к своей вере, а его верная половина не будет лишаться единобрачного сожительства во всё время её жизни, и не будет принуждать её к возврату в прежнее заблуждение. Если неверный супруг давал такую подписку и следовал ей, то брак признавался законным; если же следовал отказ или нарушение этих обязательств, тогда брак тотчас расторгался, и новообращенный имел право на новый брак с православным. Великие догматисты XIX века – например, митр. Макарий (Булгаков) – также считали невозможным брак верного с иноверцем. Так что и Бог и Его Церковь категорически запрещают вступать христианам в союз с нехристианами. И это не удивительно. Ведь в браке двое становятся одной плотью, а как он может быть счастливым, если один из супругов верит в Триединого Бога любви, а другой страшится далекого одинокого властителя, который не даёт с собой встретиться? Как смогут мирно ужиться те, кто носит Крест на груди, и тот, кто считает, будто Христа не распинали? О какой крепости семьи можно говорить тогда, когда муж имеет право на основании своей веры заводить себе любовниц, которых он будет называть новыми женами или наложницами? ЧТО С ТОЙ, КОТОРАЯ ВЫЙДЕТ ЗАМУЖ ЗА МУСУЛЬМАНИНА. Но все эти аргументы, к несчастью, часто не действуют на тех, кто влюблён. Они говорят: «Я всё равно только с ним буду счастлива, и потому мне всё равно, что говорит Бог и Церковь». Говорящая так не может, конечно, считаться православной христианкой. Но и ей нам есть что сказать. Ведь по Крещению она всё же принадлежит Церкви, и до самой смерти тайные связи соединяют её с Телом Христовым. Это и честь, и ответственность. Тот, кто уже вступил в Завет с Богом, пусть и в детстве, никогда не сможет стать таким, как те, кто изначально чужд Создателю. Блудный сын – все же сын. Бог говорит: «Да не будет между вами такого человека, который, услышав слова проклятия сего, похвалялся бы в сердце своем, говоря: «я буду счастлив, несмотря на то, что буду ходить по произволу сердца моего»… Не простит Господь такому, но тотчас возгорится гнев Господа и ярость Его на такого человека, и падет на него все проклятие завета сего, и изгладит Господь имя его из поднебесной; и отделит его Господь на погибель» (Втор. 29, 20-21).

http://pravmir.ru/brak-s-musulmaninom/

Таким образом, определяя грани (границы) дозволенного (негреховного) в отношение супружеской близости, необходимо избегать чрезмерности, как со стороны воздержания (чтобы не впасть в грех мысленного или физического прелюбодейства), так и со стороны излишеств (чтобы не впасть в разнузданность) 80 . 4. грешна ли супружеская близость без цели зачатия? Апостол Павел учит: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа ... Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим … Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» ( 1Кор. 7:2, 5, 9 ). Свт. Иоанн Златоуст наставляет: «Две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами; но главнейшая из этих двух целей – целомудрие…» (цит. по 6:100, со ссылкой на: Беседа на слова: “блудодеяния ради”… ( 1Кор. 7:2 ), с. 209, т. III, кн. I); «Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени. Свидетель этому Павел, который говорит: Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену ( 1Кор. 7:2 ). Не сказал: для деторождения. И затем собираться вкупе (ст. 5) повелевает он не для того, чтобы сделаться родителями многих детей, а для чего? Да не искушает, говорит, вас сатана. И продолжая речь, не сказал: если желают иметь детей, а что? Аще ли не удержатся, да посягают (ст. 9). В начале брак имел, как я сказал, две вышеупомянутыя цели (целомудрие и деторождение – П.Д.), но впоследствии, когда наполнились и земля, и море, и вся вселенная, осталось одно только его назначение – искоренение невоздержания и распутства; ибо для людей, которые и теперь еще предаются этим страстям, хотят вести жизнь свиней и растлеваться в непотребных убежищах, брак не мало полезен, освобождая их от нечистоты и такой потребности и сохраняя их в святости и честности» (13, ч. 2, п. 19). Кроме того, свтт. Иоанн Златоуст и Тихон Задонский рекомендуют с осмотрительностью относится к своему воздержанию и соблюдать при этом меру (15:647; 53:177).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

Таким определением закона Иисус Христос показал, что муж с женою должны соединяться навсегда и никогда не разлучаться. Следовательно, «как рассекать плоть (тело) есть дело преступное, так и разлучаться с женою – дело беззаконное» 319 . Но такое единение двух в одно несомненно нарушается с появлением третьего лица, завладевающего телом одного из них, вследствие чего происходит раздвоение целого, распадение брачного союза; прелюбодеяние одного из супругов пременяет, пресекает любовь и единение, разрывает, расторгает брак 320 . Супруг-прелюбодей переменяет (слав.: прелюбы творит), променивает чистую супружескую любовь на любовь к третьему лицу, к любодею (любовь деющему), проявляющему, «деющему» к нему любовь нечистую, блудную, греховную. Господь наш Иисус Христос, как Законодатель Нового Завета, требует от Своих последователей высшей нравственности по сравнению с Ветхим Заветом, властно подтверждая святость первобытного закона о браке и его нерасторжимость. Он осуждает всякий развод, не вызванный прелюбодеянием. Расторгнутый не по вине любодеяния брак, как незаконно расторгнутый, считается как бы продолжающимся, и потому вступление разведенных таким образом супругов в новый брак с другими лицами должно считаться прелюбодеянием, нарушением единства плоти их по первому браку 321 . Нарушают это единство и вступающие в брак с такими разведенными и чрез это совместно с ними совершают прелюбодеяние. Вот почему Христос сказал: кто разводится с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует ( Мф.19:9 ), ибо они (оба разведенные супруга) законом Божиим и законом природы все еще соединены друг с другом, хотя и оформили развод на бумаге 322 . Апостол Павел, чтобы сохранить брачные узы христиан нерасторгаемыми, повторяет эту заповедь Господа в Послании Коринфянам и воспрещает новое вступление в брак разведенным, побуждая их таким способом помириться и возвратиться к прежнему браку 323 . Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей ( 1Кор.7:10–11 ). Христианин должен быть миротворцем по отношению к другим (людям), а тем более по отношению к своей жене 324 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Упоминается в Библии и блуд, также процветавший в Содоме: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою» ( 1Кор. 6:18-20). О содомском грехе в православии принято говорить на исповеди. Взгляд Церкви на грех содомии Святитель Григорий Нисский считал, что содомский грех имеет значение не только для души самого человека, но и наносит оскорбление всему роду грешника: «…Блудомназывается исполнение похоти, соделанное с кем-либо без обиды другому, а прелюбодеянием навет и обида чуждому союзу. К сему относят скотоложство и мужеложство, потому что и сии грехи суть прелюбодеяния противу естества. Поелику причиняется обида чуждому роду, и притом вопреки естеству» (Каноническое послание святого Григория, епископа Нисского, к Литоию, епископу Мелитинскому, правило 4). Пророк Исаия сравнивал своих современников с первыми содомлянами, указывая на их грехи: «Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!» ( Ис. 1:10). Иисус Христос сравнивал Свое Второе Пришествие с судом, которым Господь судил жителей Содома: «но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» ( Лк. 17:29-30). Писание однозначно и четко говорит о тяжести и значении содомского греха для души человека, поэтому так важно упоминать его на исповеди. Содомский грех искореняется путем покаяния. «Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будет вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» ( Ис.1:16-17). Блудным сожительством в Церкви называют также «гражданский брак». Протоиерей Александр Ильяшенко объяснял : «в наш язык вошло словосочетание «гражданский брак», как подмена понятий. Гражданский брак, на самом деле, это брак, зарегистрированный по гражданским законам данного общества, и Церковь к такому браку относится с уважением. Вот что говорится в «Основах Социальной концепции Русской Православной Церкви». Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в ‘невенчанном’ браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку»».

http://pravmir.ru/sodomskiy-greh-chto-et...

Установлено же правилами Отец наших, таковым год быть в разряде плачущих, два года в числе слушающих чтение Писаний, три года в припадающих, и в седьмый стоять с верными, и так сподобиться причащения, если со слезами каяться будут (Шестой Вселенский Собор, правило 87). Брак духовенства Если кто о пресвитере, вступившем в брак, рассуждает, что не должно причащаться приношения, когда он совершил литургию, да будет под клятвою (Гангрский Собор, правило 4). Поскольку мы узнали, что в Римской церкви, в виде правила, предано, чтобы те, которые должны быть удостоены рукоположения во диакона или пресвитера, обязывались не сообщаться более со своими женами, то мы, последуя древнему правилу апостольского благоустройства и порядка, соизволяем, чтобы сожитие священнослужителей по закону и впредь пребыло ненарушенным, отнюдь не расторгая союза их с женами и не лишая их взаимного в приличное время соединения. Итак, если кто окажется достойным рукоположения в иподиакона, или во диакона, или во пресвитера, таковому отнюдь да не будет препятствием к возведению на таковую степень сожитие с законною супругою... дабы мы не были принуждены сим образом оскорбить Богом установленный и Им в Его пришествии благословенный брак. Ибо глас Евангелия вопиет: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф. 19:6 ; Мк. 10:9 ). И Апостол учит: Брак у всех да будет честен и ложе непорочно ( Евр. 13:4 ); также: Соединен ли ты с женой? не ищи развода ( 1Кор. 7:27 ) (Шестой Вселенский Собор, правило 13). Запрет второго брака священников Кто по святом крещении двумя браками обязан был или наложницу имел, тот не может быть епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни даже вообще в списке священного чина (Апостольское правило 17). Тот, кто взял в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или актрису 19 , не может быть епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни даже вообще в списке священного чина (Апостольское правило 18). Запрет брака после рукоположения Повелеваем, чтобы из вступивших в клир безбрачными, желающие вступали в брак одни только чтецы и певцы (Апостольское правило 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

2:4 ). Сегодня, как никогда остро, стоит вопрос о разводах и о второбрачии. Согласно евангельскому учению, брак может быть только один, по словам Господа: Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их… посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф.19:4-6 ). И апостол Павел говорит: Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей ( 1 Кор.7:10-11 ). Совершенно ясно, коль скоро супруги находятся в единении во Христе, развод невозможен и даже смерть не разлучает их: она для супругов лишь временное расставание. Апостол говорит об этом так: Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены ( 1Кор.7:27 ). Господь указал одну причину развода – прелюбодеяние, т. е. нарушение супружеской верности (см. Мф.19:9 ). В добавление к этой причине Церковь принимает еще несколько – психическое заболевание, жестокое обращение и проч. В настоящее время Церковь, к великому своему сожалению, может только констатировать, что христианский брак не состоялся или стал невозможен по тем или иным причинам. Но это не означает, что она автоматически разрешает разводы. Чтобы получить разрешение на «церковный развод», тем, кто собирается это сделать, необходимо сообщить о побудительных причинах своему духовнику на исповеди, а тем, кто так и не воцерковился после венчания, все равно надо прийти к священнику, ибо только священнику дано на то право, по словам Господа, сказанным апостолу Петру: Дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф.16:19 ). Что касается повторных браков, чтобы не искушал сатана невоздержанием ( 1Кор.7:5 ), Церковь из снисхождения перед немощью человеческой разрешает второбрачие (в самом крайнем случае – третий брак), если, конечно, ситуация продиктована законными причинами.

http://azbyka.ru/semya/brak-semja-deti-i...

♦ В отношении чувства, сопровождающего акт зачатия, отметим следующее. Чувство удовольствия (удовлетворения), получаемое от этого акта, не является греховным само по себе 156 . Это обусловлено тем, что, во-первых, размножение благословлено Богом ( Быт. 1: 28; 9: 1, 7 ), причем дважды Бог благословил людей размножаться уже после грехопадения прародителей ( Быт. 9:1,7 ). Во-вторых, в Библии ничего не говорится о нечистоте или греховности собственно данного чувства. Апостол Павел пишет: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа ... Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим … Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» ( 1Кор. 7:2,5,9 ); «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно…» ( Евр. 13:4 ). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Выставляя законное совокупление, как оплот, и таким образом удерживая волны похоти, он поставляет и сохраняет нас в великом спокойствии» 157 ; «Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественнаго пламени. Свидетель этому Павел, который говорит: Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену ( 1Кор. 7:2 ). Не сказал: для деторождения. И затем собираться вкупе (ст. 5) повелевает он не для того, чтобы сделаться родителями многих детей, а для чего? Да не искушает, говорит, вас сатана. И продолжая речь, не сказал: если желают иметь детей, а что? Аще ли не удержатся, да посягают (ст. 9). В начале брак имел, как я сказал, две вышеупомянутыя цели, но впоследствии, когда наполнились и земля, и море, и вся вселенная, осталось одно только его назначение – искоренение невоздержания и распутства; ибо для людей, которые и теперь еще предаются этим страстям, хотят вести жизнь свиней и растлеваться в непотребных убежищах, брак не мало полезен, освобождая их от нечистоты и такой потребности и сохраняя их в святости и честности» (194, часть 2, §19); «Та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишится награды за воздержание, но и даст ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

А начинать мы должны с того, чтобы применять в жизни замечательный принцип: Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Никто не желает себе зла, никто не хочет, чтобы по отношению к нему проявляли справедливость, если он поступил нехорошо: всякий из нас ищет не строгости, а милосердия. В первом послании святого апостола Павла к Коринфянам есть такие слова: Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его 147 . Но ведь получается, что такие люди находятся в невенчанном браке и живут в любодеянии? Апостол говорил это тогда, когда общество было языческим, ведь христианство еще только начало распространяться. Позже, когда общество стало христианским, невенчанный брак рассматривался как сознательное преступление и назывался любодеянием. В Византийской империи для христиан не было гражданского брака, как и в Российской империи. И поэтому, если люди не были обвенчаны в Церкви, значит, они вообще не считались женатыми. Правда, в древности, в первые века Византийской империи, еще существовали римские обычаи, и нечто вроде гражданского брака там было. В наше время, мне кажется, поневоле приходится вернуться к практике древнейшего христианского общества, о которой говорит апостол Павел. Если бы мы сейчас предъявляли к супругам такие жесткие требования: «Или венчайтесь, или разводитесь», то разрушили бы многие семьи. Правда, некоторые духовники, может быть более строгие, считают, что брак обязательно должен быть венчанным. Но какой смысл совершать таинство венчания над человеком, который, может быть, даже не крещен? Или, если и крещен, то в Бога не верит? Перед таинством бракосочетания, если все делать правильно, молодым нужно исповедаться и причаститься. Как же можно человека почти неверующего или вовсе неверующего заставлять участвовать в таинствах? Не будет ли это кощунством над таинствами? Поэтому я не придерживаюсь такого мнения, что в любом случае нужно венчаться и что гражданский брак 148 – это любодеяние. Гражданский брак – это все-таки не просто связь, хотя, конечно, это не церковный брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

А теперь к вопросу о религиозно смешанных браках. Можно ли венчать православных христиан с нехристианами? Оказывается, категорически нет! И здесь Православная Церковь оказывается куда категоричнее того же суннитского ханафитского масхаба: Не освящаются венчанием браки, заключённые между православными и нехристианами (Халк. 14). Это связано с попечением Церкви о христианском возрастании вступающих в брак. Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать " домашней Церковью " (Рим. 16:5; Флм. 1:2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьёзную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак " только в Господе " (1 Кор. 7:39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения. Однако при этом в церковном документе делается оговорка относительно тех христиан, кто уже вступил в светский брак с нехристианами. То есть как раз о тех самых религиозно смешанных семьях, чаще всего как раз таки с мусульманами. " В то же время к лицам, состоящим в браке с нехристианами, Церковь может проявлять пастырское снисхождение, заботясь о том, чтобы они сохраняли связь с православной общиной и могли воспитывать в Православии своих детей. Священник, рассматривая каждый отдельный случай, должен помнить слова апостола Павла: " Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим " (1 Кор. 7:12-14) " . Что это значит? Да только то, о чём сегодня много говорится в контексте скандального документа ДУМ РФ. Если религиозно смешанный брак государством уже заключён, как с ним быть? Расторгать? Разрушать семьи, делить детей? Разумеется, нет. Но христианам важно сохранять свою веру и стараться воспитать в ней своих детей. Сложно? Да не то слово! И именно поэтому религиозным людям брак заключать стоит только с единоверцами.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/12/zaigry...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010