(2) Если законный брак греховен, не пойму, как они могут далее утверждать, что знают Бога, продолжая при этом считать одну из его заповедей греховной? Если закон свят, то и брак, им установленный, должен быть святым. Таинство это апостол обращает к Христу и церкви. (3) «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от духа есть дух»   говорится не о плотском рождении, но о последующем образовании. Поэтому сказано, что «дети святы», как плоды любви, когда слова Господа приводят душу к Богу как невесту. (4) И конечно же разврат отличается от законного брака не в меньшей мере, чем дьявол отделен от Бога. «Вы умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, воскресшему из мертвых». В этих словах подразумевается, что вы стали в большей мере причастны наставлениям, поскольку прислушиваетесь к истине в законе, посредством которого один и тот же Господь призывает вас издалека. ( 85 , 1) Верно и явственно «дух» говорит о таких людях, что «в последние времена многие отступят от веры, внимая духам обольстителям и учителям бесовским, чрез лицемерие лжецов, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Всякое творение Бога хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божием и молитвою».   (2) Следовательно, нет запрета на брак, равно как и на употребление в пищу мяса и вина. И хотя сказано, что «лучше не есть мяса, не пить вина», если это может оскорбить других людей, и лучше «оставаться как я»   , означает это лишь то, что принимающий «с благодарностью», равно как и не принимающий (так же «с благодарностью»), должен уметь владеть собой и следовать в своей жизни слову. ( 86 , 1) Мы видим, что апостольские письма везде говорят о самоконтроле, дают множество наставлений, касающихся брака, рождения детей и ведения домашнего хозяйства, нигде не осуждают брак, при условии, что он благоразумен; напротив, сохраняя преемственность между законом и Евангелием, они в равной мере поощряют и того, кто решается с Божией помощью на брак, и того, кто предпочитает безбрачие, в согласии с Господней волей; лишь бы каждый следовал своему призванию, делая свой выбор ответственно и окончательно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

3) «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» ( Быт. 2:24 ; Мф. 19:5; Еф. 5:31 ). Значит, поясняют хлысты, человек, женившись, становится одной плотью – той плотью, которая с пренебрежением относится к Духу Божию ( Быт. 6:3 ), «желает противного духу». «Дела плоти... суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» ( Гал. 5:17,19–21 ). Так. обр., заключают хлысты, люди, вступившие в законный, церковный брак, чрез брачное сожитие теряют возможность заботиться о своем спасении, упражняться в добрых делах. 232 Но заключение их неправильно. В указанных местах хотя употреблено одно и то же слово «плоть», но в различном смысле, и мысли в них совершенно различные. В первом месте оно употреблено в смысле человек и, взятое в связи, указывает на особенную, чрезвычайную близость между мужем и женой, как физическую, так (в особенности) духовную. Эта последняя представляется настолько тесной, что муж и жена по своим мыслям, чувствам и желаниям становятся как бы одним человеком, одной личностью. 233 В другом же месте словом «плоть» обозначаются греховные стремления и проявления в жизни людей, противободрствующие добрым стремлениям человеческого духа. 234 4) Ап. Павел называет брак блудом. «Блудодеяния ради (т. е. для блуда, с целью блуда), – говорит он, – кийждо свою жену да имать и каяждо жена своего мужа» ( 1Кор. 7:2 ). Славянский предлог «ради» хотя соответствует иногда предлогу «для» и употребляется для означения цели, но здесь, как видно из греческого текста послания (ап. Павел писалъ на греч. яз.) и контекста речи, он означает: «по причине», «вследствие», или, как в русском переводе: «во избежание». Из контекста же речи видно, что апостол не только не называет брак блудом, а, напротив, считает вступление в брак делом похвальным и даже необходимым в том случае, когда человек не находит в себе силы, или вернее дара безбрачия ( Мф. 19:11 ; ср. 1Кор. 7:7 ). Во взбежание блуда, говорит он, каждый имей свою жену и каждая своего мужа, так как лучше жениться, чем разжигаться похотью (Кор. 7:9). По тем же соображениям св. апостол советует состоящим в браке, с одной стороны, не лишать друг друга супружеского сожития, кроме времени поста и молитвы, а с другой – не искать плотского удовлетворения вне брачного союза (–4, 5, 10, 11 и 39 ст.ст.). Ввиду сказанного нельзя, конечно, согласиться и с тем толкованием хлыстов, что будто бы в разбираемых словах ап. Павла о браке заключается ирония, т. е. что этими словами он будто бы говорит так: «вот вы считаете брак святым, ну так и женитесь, но знайте, что вы вступаете в брак с целью блуда». 235

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

7:8, 9, 39); почему же ту, которой дает свободу, он опять подвергает наказанию, и тот брак, о котором говорит, что он бывает « в Господе », осуждает, как дело беззаконное? Не смущайся; это не тот же самый брак, а другой. Как в словах: « если девица выйдет замуж, не согрешит » (1 Кор. 7:28), он рассуждает не о той деве, которая отреклась от брака, — очевидно для всякого, что такая дева через это согрешила бы и грехом тяжким , — но о той, которая еще не испытала брака и еще не решилась ни на то, ни на другое, а находится в колебании между этими двумя помыслами; так и там он говорит о вдовице, просто не имеющей мужа и еще не связавшей себя решением собственной воли, но свободной избрать и то и другое; там же и о той, которая уже не властна опять сообщаться с другим женихом, а приступила к подвигам воздержания; ибо можно быть вдовой, и не быть в ряду имеющих достоинство вдовиц, если она еще не получила его. Посему он и говорит: « вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа » (1 Тим. 5:9). Простой вдове он дозволяет вступить в брак, если она пожелает; а давшую Богу обет всегдашнего вдовства, и потом вступившую в брак он сильно осуждает за то, что она попрала завет с Богом. Таким образом, к первым, а не к последним он говорит: « если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться » (1 Кор. 7:9). Видишь ли, что брак сам по себе нигде им не прославляется, но (дозволяется) во избежание прелюбодеяния, искушений, невоздержания? Все это он говорит выше, а здесь, произнесши против них сильные укоризны, он снова говорит о том же в более благосклонных выражениях, называя их состояние разжиганием и распалением. Однако и здесь он не оставил слушателя без укоризны. Не сказал: «если чувствуют какой–либо порыв страсти, если вынуждаются, если не могут (воздержаться»), и ничего такого, что свойственно страдающим и достойно снисхождения, но что? « если не [могут] воздержаться », что свойственно не желающим действовать по беспечности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

А если стремишься в иное место, то и члену своему поставляешь в закон бесстыдство. Так учит Спаситель. Что же фарисеи? Жестоко им кажется слово, так как и все доброе не нравилось, и не нравится, и тогдашним и нынешним фарисеям. Ибо Фарисеем делает не происхождение только, но и образ жизни, так ассириянином и египтянином почитаю всякого, кто произволением своим ставит себя с ними в один ряд. Что же фарисеи? Говорят: «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (Мф.19:10). Теперь только узнаешь ты, фарисей, что «лучше не жениться»? А прежде не знал, когда видел вдовство, и сиротство, и безвременную смерть, и рукоплескания, сменяемые плачем, и гробы подле брачных чертогов, и бесчадие, и несчастия от детей, и неразрешившееся рождение, и детей, лишающихся матери при самом рождении, наконец все, что бывает при этом и смешного и горестного, потому что можно здесь сказать и то и другое. «Лучше жениться», и я на это согласен, ибо «брак будет честен и ложе непорочно» (Евр.13:4), но лучше для умеренных, а не для ненасытных, не для тех, которые хотят оказывать плоти более уважения, чем должно. Когда брак есть собственно брак и супружеский союз, и желание оставить после себе детей, тогда брак хорош, ибо умножает число благоугождающих Богу. Но когда он разжигает грубую плоть, обкладывает ее тернием и делается как бы путем к пороку, тогда и я скажу: «лучше не жениться». Брак — доброе дело, но не могу сказать, чтобы он был выше непорочности. Ибо непорочность не признавалось бы чем-то высоким, если бы не было из лучшего лучшим. Да не огорчаются этим носящие узы брака! «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам!» (Деян.5:29). Напротив, девы и жены, соединитесь вместе, составьте единое в Господе и служите друг другу украшением! Не было бы и безбрачных, если бы не было брака, ибо откуда бы явился в свет и девственник? Не был бы брак честен, если бы Богу и жизни не плодоприносил девственников. Почитай и ты мать свою, от которой происходишь; почитай и ты произошедшую от матери и мать, хотя она и не мать, но невеста Христова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3054...

А что говорит протоиерей Вячеслав Рубский? «Нужно разводиться по любому поводу. Почему? Потому что брак не должен быть деспотичным началом, которому мы должны быть верны. Брак как институция не должен подменять собой человека как человека. Мы выходим замуж не за брак и женимся не на браке, не на идее брака, не на идее верности, а на самом человеке. Если мы его самого не видим, не нужно быть ничему верными, нужно разводиться». Брак. Беседа от 29.03.2017; 31:10. Да, это похоже на спор с Господом, который говорит, что развод невозможен, кроме случаев прелюбодеяния. И речь не об исключении и снисхождении, как в «Основах социальной концепции РПЦ» , а о правиле. Но если мы вернемся назад, то поймем, что такое авторское отношение к браку прямо вытекает из его же богословия. Если Иисус ничего не запрещал и не давал заповедей, то и заповеди о разводе быть не может. Значит, «линия апостолов двоится». То есть это вставка в Евангелие, человеческое учение, а не слова Иисуса Христа, по мнению автора. Но для Христа это не случайный запрет. Это часть Божьего замысла о человеке. «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Мф 19:3–6 Но для протоиерея Вячеслава нерасторжимость брака — это «культурный стереотип» (Брак. Беседа от 29.03.2017; 6:20). Сама по себе мысль о культурных стереотипах замечательная. И автор даже сказал немного о самом главном. Романтические фильмы и книги (например, «романтическое фэнтези») кончаются свадьбой, после которой герои живут «долго и счастливо». Но в жизни после этого кончаются действие гормонов и ощущения влюбленности, а начинается настоящее знакомство друг с другом. Включая недостатки и грехи. Не обязательно измены или домашнее насилие. Чаще всего бывают обычные наши грубость, несдержанность, лень, гнев и прочие «мелкие грешки». Если человек не готов бороться с ними, они разрушат его семью.

http://blog.predanie.ru/article/dvoe-odn...

Апостол Павел придавал браку значение Таинства, уподобляя его тайне единства Христова в Церкви. «Жёны, – писал он в Послании к Ефесянам, – повинуйтесь мужьям своим, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё… Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф. 5, 22 – 25 , 31 – 32 ). Апостол Павел осуждает также «лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей, запрещающих вступать в брак» ( 1Тим. 4, 2 – 30 ). Христианский брак, в соответствии с учением Церкви, есть богоустановленное Таинство, соединяющее мужа и жену по образу таинственного союза Христа с Его Церковью для полного неделимого общения жизни и низводящее на них дары Божией благодати. Совершителем этого Таинства является священник. Вступая в брак, жених и невеста перед священником, а в его лице перед Церковью, дают свободное обещание во взаимной супружеской верности. Священник же в Таинстве Браковенчания испрашивает им у Бога благодатную помощь во всём и благословение на рождение и христианское воспитание детей. Брак признаётся Таинством также в Католической и Древних Восточных Церквях. Впрочем, в Католической Церкви в Средневековье существовали на сей счёт разные суждения. Так, у Фомы Аквината нет указаний на то, что брак – это Таинство. Окончательное признание брака Таинством в Католической Церкви принадлежит уже Тридентскому Собору (1545 – 1563 гг.). При этом Тридентский Собор по этому поводу ссылался на постановления Лионского (1274 г.) и Флорентийского (1438 г.) Соборов. В протестантских Церквях имеет место церковное благословение брака, совершаемое как обряд браковенчания, но Таинством оно не признаётся. Хотя первоначальное побуждение к вступлению в брак имеет физиологическую природу, но в христианском браке религиозно-нравственное начало составляет его основу, которому подчиняются другие его элементы: природный, социальный, юридический. Нравственное содержание брака заключается, по учению апостола Петра, в самопожертвовании: «Также и вы, жёны, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жён своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом… Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнешим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» ( 1Пет. 3, 1 – 4, 7 ). 54. Заключение брака в Православной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Бог сотворил человека в виде мужчины и женщины, поэтому существование двух полов является неотъемлемой частью человеческой природы. Согласно христианским взглядам, женщина и мужчина не могут существовать друг без друга. Разница между ними это особый, драгоценный дар, не только определяющий биологическое развитие, но и различное призвание, и способ существования человека. Мужчина и женщина должны быть отцом и матерью «всего сущего» и тем самым воплощать волю Бога о творении. Половое различие не должно служить причиной вражды между людьми или тирании мужчины над женщиной. Недопустимо стремление женщины сделаться мужчиной и выполнять его функции в жизни. Наоборот, половое различие должно способствовать созданию гармонии и единства между мужчиной и женщиной. Половые особенности людей оказывают огромное влияние на их духовную жизнь. Поэтому половые отношения должны проявляться согласно воле Божьей и быть вдохновенными Святым Духом. Человек должен заботиться о том, чтобы предохранить свою половую жизнь от извращений и от того, чтобы секс не стал орудием греха. Поэтому человек, узаконивая свои половые отношения с женщиной, должен венчаться, а затем не допускать ни прелюбодеяния, ни разврата, и жить только со своей женой, чтя её и любя. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» ( Евр.13:4 ). Считается, что брак людям дан Богом и является таинством церковным. Таким образом, брак есть таинство, основанное на свободном обещании мужчины и женщины во взаимной верности и любви друг к другу. Венчание освящает супружеский союз и дает благодать Божию для мира, любви и согласия в христианской семье и для рождения, и христианского воспитания детей. Брак был установлен самим Господом Богом в раю. После того как были сотворены Адам и Ева «благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» ( Быт.1:28 ). Иисус Христос Своим присутствием на брачной церемонии в Канне Галлилейской освятил таинство брака. А на вопрос фарисеев и книжников ответил, что брак людям дан Самим Господом Богом, сказав при этом: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Матф.19:6 ). Брак между мужчиной и женщиной символизирует собой духовный союз Иисуса Христа с Церковью . Этот священный союз основывается, с одной стороны, на любви Иисуса Христа к Церкви, и на полной преданности Церкви Воле Христовой с другой стороны. Поэтому муж должен любить и уважать свою жену. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь » ( Еф. 5,25 ). А жена обязана добровольно чтить и повиноваться своему мужу, «потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» ( Еф. 5,22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Божественное установление его . Брак, как союз мужа и жены, установлен Богом еще в раю при сотворении первых людей. Создав Адама, Господь потом создал из ребра его и жену – Еву и привел ее к Адаму, чтобы она была помощницей своему мужу ( Быт.2:724 ). Бог благословил супружеский союз первых людей и сказал им: Раститеся и множитеся, и наполните землю ( Быт.1:28 ). Как таинство, брак установлен в Новом Завете. Показывая высокое достоинство брака, как союза, Богом установленного, Спаситель почтил Своим присутствием брачное торжество в Кане Галилейской и здесь совершил Свое первое чудо ( Ин.2:111 ). Затем, в беседе с фарисеями Господь Иисус Христос привел слова, которыми Бог в раю установил брак, и при этом прибавил: еже Бог сочета, человек да не разлучает – что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф.19:36 ). Что брак есть таинство, это видно из слов ап. Павла, который, указывая на супружеский союз, как на образ союза Христа с Церковью, называет христианский брак великой тайной, или великим таинством: Оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину. Тайна сия Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть (то есть как бы одним велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь ( Еф.5:3132 ). существом по мыслям, чувствам и действиям). Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви 132 . Видимая сторона таинства брака . Самыми важными видимыми действиями в таинстве брака служат: возложение венцов на жениха и невесту и троекратное торжественное благословение их брачного союза священником с произнесением краткой молитвы к Богу 133 . Во время этих священнодействий Сам Господь невидимо благословляет вступающих в брак, и жених и невеста становятся мужем и женой, неразрывно соединяясь на всю жизнь 134 . Благодать, подаваемая в этом таинстве . Невидимое действие благодати, сообщаемой в таинстве брака, состоит в освящении брачного союза двух лиц в образе духовного союза Христа с Церковью и в содействии супругам свято исполнять их взаимные обязанности. Благодатная сила таинства помогает мужу и жене достигать высоких целей христианского брака, а такими целями являются: благословенное рождение и христианское воспитание детей – членов Церкви Христовой и наследников Царства небесного, взаимное содействие супругов друг другу во всем добром, и предохранение их от чувственных движений в теле, противных христианскому целомудрию.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Брак, как установление Божие. – О том, что брак имеет над собой Божие благословение, Священное Писание говорит неоднократно. Так, в Быт. 1:27–28 читаем: И сотворил Бог человека,... по образу Божию сотвори его: мужчину и женщину сотвори их. И благословил их Бог, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Также в Быт. 2:18–24 бытописатель сказав о сотворении жены из ребра Адама и приведения ее к мужу, добавляет: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут одна плоть. Сам Спаситель, заповедуя соблюдать верность брака и запрещая развод, напоминает эти последние слова кн. Бытия и наставляет: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф. 19:4–6 ). Эти слова Господа ясно свидетельствуют о нравственном достоинстве брака. Господь Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и здесь сотворил Свое первое чудо. Ап. Павел сравнивает таинственный характер Церкви с браком в таких словах: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, и далее: посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей и будут двое одна плоть. Тайна сея велика: я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Ефес. 5:25, 31–32 ). Более подробно о браке и о девстве говорит ап. Павел в 1Кор. 7 главе. Ставя выше брака девство, он не осуждает и брака, заповедуя его хранить, советует не разводиться даже с иноверной в надежде обращения ее в веру. Указав высшие побуждения для пребывания в девстве, приводит в заключение следующее: «таковые (брачущиеся) будут иметь скорби по плоти, а мне вас жаль» (28 стих). Имея в виду христианскую задачу брака, Церковь запрещает вступление в брак с неверными (запрещение 4 и 6 соборов), а также с инославными. Нерасторжимость брака. – Церковь только в исключительных случаях дает согласие на расторжение брака, главным образом, когда он уже осквернен прелюбодеянием или же когда разрушен обстоятельствами жизни (долголетнее безвестное отсутствие одного из супругов). Вступление во второй брак, после смерти мужа или жены, допускается Церковью, хотя в молитвах о второбрачных уже испрашивается прощение греха второбрачия. Третий брак терпится только как меньшее зло во избежание большего зла – распутства (объяснение св. Василия Вел.). Таинство елеосвящения

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Брак по легкомыслию – когда решение принимается совершенно неосмысленно («Давай распишемся!» – «Давай!»). Как показывает практика, такие отношения долго не задерживаются и быстро разваливаются. Брак из-за мести – является следствием разрыва отношений с предыдущим партнером и переключением внимания на другого человека («Знай как меня ценят другие!»). Брак на зло другим, оборачивается на зло самому себе. Брак бегство – представляет собой желание покинуть родную семью, особенно где властная мать. К сожалению, таких семей сейчас очень много. В духовном плане, здесь отсутствует почитание родителей, здесь нет любви. В психологическом, возникает серьезная проблема, связанная с глубоким чувством неудовлетворения (если девушка не нашла общий язык с самым близким человеком (матерью), то с другим это будет еще сложнее). Брак по расчету . Этот вид брака уже стал классическим, однако в нем выделяют два проявления: расчет экономический (деньги, квартира, положение в обществе и т. п.) и расчет психологический (совместимость характеров, темпераментов, наличие общих ценностей взглядов и т. п.). Однако рассчитать, все предвидеть, практически невозможно. Брак по любви . Любовь каждый понимает по-своему и чтобы максимально точно понять её мотивы и особенности проявления, следует рассмотреть 3 уровня организации человека. Согласно христианской антропологии человек трехсоставен: в нем выделяют тело, душу и дух. Телесный уровень в личности – это инстинктивный уровень, который нацелен, прежде всего, на удовлетворение физиологических потребностей (еда, сон, тепло и т. п.). В то же время, это внешняя физическая оболочка, в которой обитает душа. Человек центрированный на этом уровне, ограничен потребностями тела, и как правило, не замечает в повседневной жизни проявлений Божественного. Апостол Павел так говорил о плотских людях: «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо, если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы и не по человеческому ли обычаю поступаете?» ( 1Кор. 3:1–3 ).

http://azbyka.ru/semya/besedy-o-psiholog...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010