Но христианство , которое высоко ценит брак, в то же время освобождает человека и от необходимости брачной жизни. В христианстве существует и альтернативный путь в Царство Божие – девство, представляющее собой отказ от естественного самоотречения в любви, каковым является брак, и выбор более радикального пути через послушание и аскезу, на котором обращенный к человеку призыв Божий становится для него единственным источником существования 450 . «Девство лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить оное» 451 . Однако путь девства доступен не для всех, ибо требует особого избранничества: «не все вмещают слово сие, но кому дано... Кто может вместить, да вместит» ( Мф. 19:11–12 ). При этом девство и брак в христианстве нравственно не противопоставляются. Девство выше брака не потому, что брак как таковой заключает в себе нечто греховное, а в силу того, что в существующих условиях жизни человека путь девства открывает большие возможности для всецелой отдачи себя Богу: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» ( 1Кор. 7:32–33 ). Церковные каноны (правила 1, 4, 13 Гангрского Собора, IV в.) предполагают строгие прещения по отношению к тем, кто гнушается браком, то есть отказывается от брачной жизни не ради подвига, а потому, что считает брак недостойным христианина 452 . В христианстве и девство, и брак равно признаются и почитаются как два пути, ведущие к одной цели. 2.7. Елеосвящение «Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» 453 . Это таинство ведет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, «многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк. 6:13 ). Ап. Иаков свидетельствует, что это таинство совершалось в Церкви уже в апостольский период ее истории: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Но христианство, которое высоко ценит брак, в то же время освобождает человека и от необходимости брачной жизни. В христианстве существует и альтернативный путь в Царство Божие — девство, представляющее собой отказ от естественного самоотречения в любви, каковым является брак, и выбор более радикального пути через послушание и аскезу, на котором обращенный к человеку призыв Божий становится для него единственным источником существования [ 450 ]. «Девство лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить оное» [ 451 ]. Однако путь девства доступен не для всех, ибо требует особого избранничества: «…не все вмещают слово сие, но кому дано… Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 11-12). При этом девство и брак в христианстве нравственно не противопоставляются. Девство выше брака не потому, что брак как таковой заключает в себе нечто греховное, а в силу того, что в существующих условиях жизни человека путь девства открывает большие возможности для всецелой отдачи себя Богу: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7, 32—33). Церковные каноны (правила 1, 4, 13 Гангрского Собора, IV b.) предполагают строгие прещения по отношению к тем, кто гнушается браком, то есть отказывается от брачной жизни не ради подвига, а потому, что считает брак недостойным христианина [ 452 ]. В христианстве и девство, и брак равно признаются и почитаются как два пути, ведущие к одной цели. 2.7. Елеосвящение «Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» [ 453 ]. Это таинство ведет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 13). Ап. Иаков свидетельствует, что это таинство совершалось в Церкви уже в апостольский период ее истории: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

О такой миссии верующих в своих семьях Апостол говорит: почему ты знаешь, жена, не спасешь ли (неверующего) мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли (неверующей) жены? ( 1Кор.7:16 ) Еще остается благая надежда на обращение неверного, надежда, что погибшая сторона спасется чрез брак Если муж не беспокоит тебя, – говорит, – то оставайся с ним, от этого может быть и польза; оставайся и «увещевай, советуй, убеждай, приводи (наставлением) к пониманию благочестия» 275 – «с доброй надеждой прими на себя труд, не отчаивайся, помощником усердию твоему имеешь Бога» 276 , имеешь Его всесильную благодать, спасающую грешников. Пусть не смущает тебя то, что после обращения ко Христу ты живешь в браке с неверующим; такое сожитие не налагает никакого греховного пятна на верующего супруга. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы ( 1Кор.7:14 ), т.е. освящены чрез Таинство крещения и чрез теснейшее общение и единение с вами, христианскими родителями. Апостол как бы говорит: «Брак твой, верующая жена, с мужем неверующим не превратился в беззаконное сожительство после твоего обращения к вере Христовой; твоя вера (и освящение тебя Таинствами крещения и др.) освятили («посвятили Богу») сей брак и мужа твоего в брачном отношении» 277 – в силу его согласия жить с тобою и в силу вашего внутреннего и внешнего общения. Несомненно, жить в таком браке с неверующим христианину тяжело, особенно когда это вносит несогласие между супругами по важным жизненным вопросам, например, о воспитании детей и др. При отсутствии единоверия не может быть полной гармонии и единства между супругами. Такое положение возможно и в том случае, если между брачующимися лицами огромная разница в воспитании, образовании и возрасте. В брак надо вступать с осмотрительностью и по закону Божиему Брак ненормален, если между брачующимися большая разница в возрасте и образовании. Воспрещается брак в близком родстве. На что обращать внимание при выборе супруга или супруги.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Обозначение православных словом «мирские» и употребление для указания на своих единоверцев слова «наши» существуют почти во всех сектах и служат лучшим признаком принадлежности пользующегося ими в данных случаях лица к сектантству вообще, а к хлыстовству и скопчеству в частности. III. Внутренние признаки принадлежности к сектам хлыстов и скопцов 1) Из отрицательного взгляда хлыстов на христианский брак вытекают многие ненормальные в их секте отношения мужчин к женщинам, родителей к детям, служащие довольно ясными признаками принадлежности известных лиц к хлыстовщине. Известно, что благословенный церковью брак хлысты считают за разврат. Иметь супружеские сношения с законной женой, это значит, по мнению хлыстов, вступать с нею в блуд, ибо церковный брак есть брак «по закону», т. е. «подзаконный», а люди должны теперь жить «не под законом, а под благодатью» ( Рим. 6:14 ), «ибо когда мы жили по плоти, тогда страсти греховныя, обнаруживаемыя законом, действовали в членах наших чтобы приносить плод смерти. Но ныне, умерши, для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (7:5–6). Вот почему, мудрствуют сектанты, истинный брак это тот, который заключается между мужчиною и женщиною по свободному выбору и влечению друг к другу, хотя бы и находящихся уже в браке, – «по духу», как выражаются сектанты. В силу такого взгляда на брак, у хлыстов мужья часто не живут с законными их женами (которые в свою очередь незаконно живут с чужими мужьями), а вступают в сожитие с «духовными сестрами». В таких обстоятельствах жена хлыста обычно именуется им «помощницей», третируется, как прислуга, и по своему положению в семье и значению в распоряжении хозяйством стоит гораздо ниже «духовной сестры». Добровольная по уговору мена женами, иногда с незначительной «додачей», среди хлыстов – явление не редкое, как и многоженство. Мне лично не раз приходилось встречать на Кавказе хлыстов, живущих «по духу» одновременно с 3–4 «сестрами», наделяющих однако иногда своих « братцев » детьми по плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Однако Церковь не расторгала тех смешанных браков, которые были заключены ещё до обращения одного из супругов в христианство. Ещё Апостол Павел запретил расторгать подобные браки. Он говорит: «если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять её: и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы не чисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится... Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены? " 138 Апостол считает дозволенным и законным подобный брак и не только не велит расторгать его судом церковным, но даже запрещает разводиться с неверным супругом, если тот пожелает жить вместе. Целью подобного брака он поставляет обращение неверного супруга в христианство. В первые времена христианства почти постоянно повторялись подобные примеры. Потому трудно было бы уничтожить эти браки, не нанося ущерба Церкви. Вследствие этой уважительной причины Апостол и не велел расторгать подобных браков, впрочем, с ограничением: если неверный супруг не будет препятствовать воспитанию детей в христианской вере. Таково было мнение и отцов Церкви об этом предмете 139 . И это мнение вошло в постановления соборов, как закон на будущие времена 140 . Таким образом, в Церкви Христианской установился закон, чтобы смешанных браков с лицами других религий и с еретиками не допускать, и если будут таковые, то их расторгать; если же брак заключён раньше, ещё в неверии, и потом один из супругов обратится в христианство, а неверный пожелает жить с ним, то брак не расторгается; только дети от этих браков непременно должны быть воспитаны в правилах веры. Таковы же и наши отечественные законы об этом предмете 141 . Бог создал первому человеку (Адаму) жену (Еву) из его ребра и назначил её помощницей мужу. С самых первых времён истории человечества брак является не простым контрактом между лицами разных полов, не простым заключением гражданского договора, но учреждением Божественным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Подобными примерами новобрачные призываются Церковью хранить в сердце апостольскую ревность и служить Богу своими трудами, ибо отныне они являют собой малую церковь, благословенную в день их венчания Господом нашим Иисусом Христом. “Многия и благия лета…” воспевает новобрачным Церковь, а священник обращается к ним с пастырским словом, которое они должны выслушать с особым вниманием, ибо по наитию во время свершения таинства священник говорит слово не столько от себя, сколько открываемое ему Господом по благодати священства, говорит именно то, что важно для предстоящих пред ним и перед Богом. Его слово будет о самом необходимом на поприще семейной жизни, где они призваны служить ближним и Богу. О нерасторжимости церковного брака Церковный брак нерасторжим, за исключением случаев смерти одного из супругов или вины прелюбодеяния. Об этом нам свидетельствует Священное Писание: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» ( 1Кор.7:39 ). «Они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:6 ). «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как Я; но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» ( 1Кор.7:8-9 ). «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» ( Мф.5:32 ). Что может препятствовать христианскому браку? Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати как человеческое устроение, но как факт признает и не считает его незаконным блудным сожительством. Однако условия заключения брака по гражданскому законодательству и по церковным канонам имеют различия. Не всякий гражданский брак может быть освящен Церковью. Церковь не допускает вступление в брак более трех раз, тогда как по гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.

http://azbyka.ru/o-venchanii-dlya-chego-...

При этом главным условием ставится покаяние человека, признающего, что в его жизни плотское начало возобладало над евангельским и церковным. Несколько слов о смешанных браках. Церковь понимает задачу брака как созидание малой Церкви. Поэтому она требует, чтобы оба супруга были православными христианами, ведь брак начинается с совместного причащения Святых Тайн и продолжается единением во Христе. Конечно, это относится к ситуации, когда люди вступают в брак, будучи христианами, будучи воцерковленными, и невозможно при разноверии супругов. Однако часто бывает, что брак заключен до того, как кто-либо один из супругов обратился ко Христу – это характерно для нашего времени, как было, правда, характерно еще и для апостольских времен. Как поступать в таких случаях, читаем у апостола Павла: Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим ( 1Кор.7:12-14 ). А если брак уже сложился, но не имеет еще прочного церковного основания, лучше всеми силами хранить супружеские отношения, стараясь их воцерковить. Из-за того, что на пути воцерковления брака могут возникать различные сложности и препятствия, нужна определенная каждодневная работа, ведь мы говорили уже, брак – это созидание малой Церкви, через которую открывается дорога в Царство Небесное, а в него всякий усилием входит ( Лк.16:16 ). По мысли Церкви, православные христиане должны искать себе супруга обязательно единоверного. Но если вторая сторона не принадлежит к Православной Церкви, заключению брака – и тем более церковного – должно предшествовать присоединение к Православию. Под влиянием разного рода неправомыслия (например, гностицизма, манихейства) получило признание воззрение, что тело и все телесное – скверна и грех, чего нужно гнушаться, что необходимо преодолевать и т. п. Телесное общение супругов, согласно этой точки зрения, допускается исключительно для деторождения и является если не грехом, то уж во всяком случае очевидным несовершенством.

http://azbyka.ru/semya/brak-semja-deti-i...

протоиерей Лев Липеровский Скачать epub pdf БРАК В КАНЕ ГАЛИЛЕЙСКОЙ ( Ин. 2:1–11 ) В двух часах ходьбы от Назарета, где жила дева Мария, среди невысоких холмов Галилеи расположен небольшой городок Кана. Там, в скромной семье друзей Матери Иисусовой, на свадебном пиру, Христос сотворил первое чудо. Он претворил воду в вино. Об этом событии рассказывает ап. Иоанн: На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисусова говорит Ему: «вина нет у них». По иудейскому обычаю совершения брака, жениха встречали девушки со светильниками. Они входили с женихом на брачный пир, где уже ожидали их все приглашенные гости. Согласно Талмуду, самым существенным моментом еврейского бракосочетания являлось «Семь Благословений», из которых первым было благословение вина. Текст его таков: «Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Мира, создавший плоды для виноградного вина». Жених обыкновенно выходил из своего дома в дом родителей невесты, ему сопутствовали друзья и свещеносцы. Получив благословение от родителей невесты, он вместе с нею возвращался в дом своих родителей. Невеста была глубоко закрыта вуалью, лица ее не было видно. С музыкой, пением и танцами все входили на брачный пир. Сначала там подписывался брачный договор, а потом провозглашались «Благословения». Здесь невеста открывала свое лицо и бракосочетавшийся в первый раз в этот день видел ее. Это означало, что брак совершился, после чего пир продолжался. Возможно, что на браке в Кане Галилейской не хватило вина как раз в тот ответственный момент, когда произносились «Благословения». А не хватило вина потому, что в связи с приходом на брак Иисуса, гостей явилось больше чем ожидали и распорядитель пира этого не предусмотрел. Если это было так, то понятно, что Матерь Иисуса могла чувствовать себя отчасти ответственной за затруднение, происшедшее в семье ее друзей. Поэтому Она и обратилась к Своему Сыну: «вина нет у них». Но Он сказал ей: – «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой». Однако, Святая Дева почувствовала, что Сын не оставит без помощи бедных людей и семейная радость их не будет омрачена. И Матерь Его сказала служителям: «что скажет Он вам, то сделайте».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Считается ли грехом невенчанный брак? 1 мин., 10.07.2012 Вопрос читателя: Не так давно я стала верующей, крестилась. Некоторое время назад была на исповеди, и священник, выяснив, что мы с мужем не венчаны и муж мой — неверующий, сказал, что мы живем с ним во грехе. Я в совершенном недоумении: что мне теперь делать? Неужели развод — единственное, что предлагает Церковь таким, как я? Отвечает протоиерей Димитрий Карпенко: Судя по Вашим словам, священник, к которому Вы обратились, был неправ. Возможно, он как-то неаккуратно выразился или сам не совсем осведомлен о том, каким образом Русская Православная Церковь оценивает зарегистрированные государством браки. Приведу цитату из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» на эту тему: «Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме... Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в “невенчанном” браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку». Таким образом, не венчанный, но зарегистрированный государством брак — есть брак, который Церковь уважает и не считает грехом. Бог даст, Ваша семья придет к осознанию необходимости освящения брачного союза молитвами Церкви. Как писал апостол Павел в Первом послании Коринфянам: Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы (1 Кор 7:12-14). Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Новое Освященная верба стояла дома год. Куда ее можно деть? 27.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 27.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 27.04.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/nevenchannyij-brak.html

Сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак. Сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак. То есть поскольку они знали за собой много нечистого, то совесть имела в них нажженные знаки их нечистой жизни, и потому порицала брак. Так как, если бы действительно чиста была их жизнь, то и совесть их была чиста и не порицала бы того, что Бог благословил. Подобно тому, как страдающий желудок осуждает пищу, тогда как сам внутри себя имеет дурные соки для пищеварения. Итак, что же? Мы разве не возбраняем вступать в брак? Никак. Но тех, кто не желает вступать в брак, направляем к хранению девства, внушая, что оно честнейшее; но отсюда не следует, что брак уже бесчестен, подобно тому, как из того, что золото честнейшее, не следует, что оно честнее честного, и лучшее — лучше хорошего, а не худого. Итак, могущий пусть берется за золото девства; а кто не может этого, пусть принимает серебро брака. И употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением [ 5 ]. И употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением [ 5 ]. Что же? Разве для неверных не создал Бог брашен? Да, но они воздерживаются. Итак, что же? Ужели наслаждение не воспрещено? И очень, но не вкушение пищи. Ибо вкушение блюдет умеренность, а наслаждение не знает меры. Впрочем и наслаждение пищей не само по себе нечисто, но потому, что расслабляет душу предающихся ему. И познавшие истину. Все иудейское было образом, а теперь царствует истина. Иудеям запрещено было многое (Лев. 11:2 и след.), не как нечистое, но чтобы искоренить наслаждение, — чтобы они, будучи приведены в стеснительное положение от многих запрещений, — стали закапать быков и овец и таким образом познали, каких богов изобрели себе египтяне. Итак, под истиной разумей или веру во Христа, или просто — ту истину, о которой тотчас будет речь. Ибо всякое творение Божие хорошо. Ибо всякое творение Божие хорошо. Ибо все, сказано, хорошо весьма (Быт. 1:31). Сказав: творение Божие, апостол обозначил все, что может быть употреблено в пищу, и таким образом уже ниспроверг заблуждение тех, которые вводят несотворенную материю и говорят, что из нее произошло все.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010