Из приведенных текстов видно также, что возложение рук должно быть совершаемо Апостолами и теми, которых они облекли полным священством, то есть епископами. Поэтому восточная Церковь верует, что уполномоченный совершать таинство священства есть епископ и что без возложения рук епископом священство не может быть сообщено. Брак Брак может быть рассматриваем в трех видах: 1) как естественный договор между мужчиною и женщиною на сожительство, 2) как гражданский договор, при котором гражданскою властью сообщается естественному договору гласность и законность, и 3) как таинство или священное действие, которым мужчина и женщина соединяются духовно, согласно установлениям Церкви. Только последний вид брака дозволителен христианам, ибо Иисус Христос установил, что союз между мужчиною и женщиною делается законными только при духовном их соединении. Таково учение восточной Церкви, – утверждающееся относительно установления брака Самим Иисусом Христом на следующих словах Апостола Павла: «оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна Сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». (Еф. 5:31–32). Итак, существует брак «во Иисусе Христе и в Церкви», отличающейся от простого естественного совокупления, и брак этот Апостолом Павлом назван таинством. Апостол говорит о нем, как о существовавшем в его время установлении. А то, что изначала совершалось Апостолами, может быть лишь Божественным установлением, исходящим от Самого Иисуса Христа. Восточная Церковь не считает брак обязательным для каждого. Она верует, что девство, духовно и по нравственным побуждениям соблюдаемое, – выше брачного состояния, так как по словам Священного Писания; «не все вмещают слово сие, но кому дано». (Ев. от Мф. 19:11 ). «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться... Не женатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом, и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу... По сему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше». ( 1Кор. 7:8–9, 32–34,38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Итак, несомненно, что помазание елеем заповедано Духом Святым, что и исполняет Церковь с самой древности и поныне. Поэтому баптисты и другие протестанты, не совершающие елеопомазания, противятся Евангелию и отвергают ясную Божественную заповедь, в чём их обличают даже их же собратья, например, некоторые харизматы и отделённые баптисты, практикующие помазание елеем 617 . Одним словом, Церковь утверждена на семи столбах (см. Введение, абз. 17–19), и если у протестантов не было бы одного лишь Таинства Елеопомазания, то только по этой причине они не могли бы быть Церковью. Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 46. Цит. по: Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 467–468. Там же. Т. II, с. 468. Там же. Т. II, с. 468–469. Глава 18. О Таинстве Брака Вопрос Брака, как и Елеопомазания, в православно-протестантском диспуте не имеет такой остроты, как другие вопросы. Протестанты в данном вопросе не согласны с православными по большому счёту лишь в том, что брак нужно считать Таинством. Один баптистский пастор говорил мне, что брак у них не считается таинством, так как он не имеет прямой связи со Христом, как крещение и хлебопреломление. На самом же деле брак имеет самую прямую связь с Господом, ибо он есть прообраз брака Жениха Христа и Невесты Церкви: «наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» ( Откр.19:7 ). В Еф.5:31–32 христианский брак напрямую связывается с браком Христа и Церкви, причём брак буквально называется тайной (таинством), по греч. μυστριον – мистирион: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». Посему своей брачной жизнью христианские муж и жена должны пророчествовать и самим делом проповедовать об отношениях Христа и Церкви: как Христос любит Церковь , так муж должен любить жену ( Еф.5:25 ); как Церковь повинуется Христу, так жена должна повиноваться мужу ( Еф.5:24 ). Вот эти святейшие отношения муж и жена и призваны явить Церкви, ангелам и миру. И поскольку задача эта весьма сложная и самому человеку непосильная, то для этого в Таинстве Брака и подаётся брачующимся особая благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Итак, Церковь не благословляет своим членам вступать в брак с людьми иных религиозных традиций, но если такой брак был заключен ранее, до вхождения одного из супругов в Православие, то этот брак церковного человека является вполне законным в глазах Церкви. С другой стороны, в принципе Церковь может повенчать брак, который не зарегистрирован у государства. Если священник хорошо знает своих прихожан, то он может обвенчать их прежде государственной регистрации. Более того, во многих странах государство само признает такой брак, и священнослужитель имеет юридические права освидетельствовать брачный союз. Но в России церковный брак, увы, лишен гражданской юридической силы, поэтому венчание совершается, как правило, над супругами, зарегистрировавшими предварительно свои отношения в загсе. Впрочем, Церковь не признает то, что сегодня (а не в XIX веке) называется " гражданским браком " . Сожительство же без государственной регистрации и без церковного венчания – это не взаимное служение, а взаимное использование. Отказом от регистрации и венчания люди говорят, что они не хотят ничем жертвовать, не хотят ничего всерьез друг другу обещать. – Странно: с одной стороны, Церковь за семью, но, с другой стороны, тот же апостол Павел призывает “не искать жены”, лучше “оставаться так”, т.е. не жениться и не выходить замуж. – Для понимания этих слов надо отвлечься от бытового восприятия обстоятельств своей жизни. Здесь фундаментальный нравственный вопрос. По—настоящему нравственное сознание знает, что в мире ценностей есть иерархия. Мир этики не сводится к осознанию конфликта между добром и злом. В мире, который насквозь нравственно выверен, происходит постоянное сопоставление доброго и более доброго, высокого и еще более высокого. Давайте немного отвлечемся от женской темы и вспомним слова Христа: " Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня " (Мф. 10, 37—38). Эти слова вызывают сегодня море возмущения: “Ваш Христос и ваше Евангелие проповедуют разрушение семьи и ненависть!…”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

К сожалению, на практике порой случается так, что человек (мужчина или женщина), получив справку о церковном разводе, приходит в храм и, обратившись в свечную лавку, оформляет заказ на венчание в церкви без предварительного собеседования со священником и исследования причин развода. В настоящее время этой порочной практике на приходах создаются серьезные препятствия, поскольку Святейший Патриарх Кирилл обязал священнослужителей проводить катехизические собеседования с лицами, готовящимися к Таинствам крещения и венчания. И если вторичное браковенчание было совершено только на основании справки о расторжении предыдущего церковного брака, то это является обманом и усугубляет вину человека, который не только разрушил семью по вине прелюбодеяния, но и посягнул на повторный церковный брак, не имея на то разрешения и благословения правящего архиерея епархии, в границах которой он проживает. Должен сказать, что Церковь признает законным гражданский брак, если он официально зарегистрован согласно законодательству страны в ЗАГСе, где мужчина и женщина публично свидетельствуют перед обществом, что с сегодняшнего дня они являются мужем и женой. Эта практика бракосочетания признана Церковью, особенно когда дело касается лиц, вступающих в брак и принадлежащих к разным вероисповеданиям: супруги в такой семье не могут быть обвинены в грехах любодеяния. Относительно второбрачных — при наличии церковного развода невиновная сторона имеет право вступить не только в гражданский брак, но и получить разрешение на браковенчание в церкви. Однако виновная сторона лишается этого права и может вступить только в гражданский брак с регистрацией бракосочетания со своей новой избранницей. Но и в этом случае брак виновной стороны, законный в плане дел гражданского состояния, все равно будет нести на себе отпечаток пребывания в грехе, поскольку начало ему положено через разрушение семьи и пребывание в грехе прелюбодеяния. Последствия неправедного и неблагоговейного участия в Таинствах Церкви — в данном случае в браковенчании, полученном незаконным путем, ведут к разрушению духовной жизни человека и могут оказаться катастрофическими. Все это можно представить, вникая в смысл слов святого апостола Павла из первого Послания к Коринфянам, где говорится о Таинстве Евхаристии и последствиях недостойного участия человека-грешника в Причащении Святых Христовых Таин: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирают» (1 Кор. 11:27-30).

http://patriarchia.ru/db/text/3775717.ht...

Как бы ни рассматривали этот символ, соотнесение брака и Церкви имеет непреходящее значение в богословии. Нам важно понять, что смысл брака и любви между первыми людьми имеет глубокую духовную благодатную основу, а брак их - промыслительное и целеполагающее значение. Брак есть не следствие природного движения плоти, не средство продолжения рода, не эгоистическое пользование друг другом, как это часто понимается до сих пор. В этом смысле камнем преткновения стал в антропологии вопрос о способе деторождении, который был предопределен Адаму, Еве и их потомкам, если бы они не пали. 9.4.2. Деторождение: способы объяснения Не вызывает сомнения то, что первым людям надлежало продолжать свой род, т.е. рождать, растить и воспитывать детей: Быт.1:27-28: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею... Но с самых древних времен (однако не в иудейском мире) осмысление этой заповеди натыкалось на непреодолимое отвращение к тому способу зачатия и даже рождения, который знаем мы, наследники Адама. Отвращение это создавалось разными путями. С одной стороны, через философский спиритуализм, гнушавшийся плоти; с другой - через монашескую борьбу со страстями. Многие отцы Церкви не могли допустить мысли, что и в Раю люди могли плотью совокупляться для рождения потомства. " Девство господствовало в раю. Кода смерть вошла в мир, Адам познал жену свою. " Плодитесь и размножайтесь " означает не то умножение, которое происходит через совокупление. Ибо Бог мог другим способом распространить наш род... но предвидев грех, Бог создал мужчину и женщину " (Преподобный Иоанн Дамаскин) " Не упоминается о браке в раю...Брак не был необходим. После греха явился и брак. Это смертная и рабская одежда, ибо где смерть, там и брак... Он (Бог. - А.Л.) позаботился бы о способе увеличения человеческого рода ...Почему брак не раньше обмана, почему совокупление не в раю, почему скорби рождения не раньше проклятия? " (Святитель Иоанн Златоуст)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/307/...

Как о жене сказано, что она с мужем одна плоть, так этот же взгляд перешел и на отношения родственников, и он дал общему запрещению в Лев. XVIII, 6 свое филологическое выражение (scheer basero). Сообразно с этим брак с матерью является двойным, чувственным осквернением детского, следовательно, того родственного отношения, которое главным образом обнаруживается в форме respectus parentelae, причем такой брак есть не просто нарушение долга почтения к матери, но и к отцу (ст. 7). Равным образом преступление совершается против отца, если сын открывает наготу своей матери и т.д. Изложенные выше отдельные определения тесно связаны друг с другом одним понятием кровного родства и все ясно направлены к тому, чтобы предотвратить плотское соединение близких родственников, потому что такое соединение само по себе гнусно и есть плотская разнузданность. IV Замечательным исключением из запрещенных браков в близких степенях родства является брак с женою умершего бездетного брата. Закон, определяющий такой брак, принято технически называть законом " левирата " (по-славянски " закон ужичества " ), а самый брак - " левиратским браком " (от лат. levir - деверь, мужнин брат). Для русского исследователя нет нужды пользоваться латинским выражением, так как латинскому levir на русском языке вполне соответствует слово - деверь, даже филологически сродное ему. Поэтому мы будем рассматриваемый закон называть " законом деверства " , а брак - " деверским браком " . Сущность этого брака выражена в постановлении в книге Второзакония, глава XXV, ст. 5-10. " Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына; то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену и жить с нею. И первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтобы имя его не изгладилось во Израиле " (ст. 5 и 6). Делая такое постановление, Моисей вводил не новый закон, а юридически определял только древний обычай, существовавший у еврейского народа задолго до Моисея.

http://predanie.ru/book/219933-zakonodat...

Как создать православную семью Скачать epub pdf Предисловие Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и церковию обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образе духовного союза Христа с церковию и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей». Брак установлен Самим Богом в раю. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника подобного ему. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. Как возникла первая семья «Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и церковию обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образе духовного союза Христа с церковию и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей». Брак установлен Самим Богом в раю. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника подобного ему ( Быт. 2, 18 ). И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (ст. 22). «Закон брака» заключается в следующих словах: сего ради оставит человек отца своего и свою мать и прилепится к жене своей; и будут два плоть одна ( Быт. 2, 24 ). «Важен супружеский союз: ему вверено Богом продолжение бытия рода человеческого». Муж и жена «приемлют от Творца благословение умножения рода своего, по Его намерениям, в чистоте побуждений и радости чадолюбия» ( Быт. 1, 28 ). «Зачатие и рождение совершаются не без Промысла Божия; то и другое есть Божие дело, Божий дар». Для супругов «благословением и счастием признается видеть своих детей». Обязанности супругов От супругов требуется, чтобы они хранили «брак честен и непорочен», жили целомудренно. «Девство и брак не для всех, но целомудрие для всех. Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке ( Тит. 2, 11–12 ). Что значит целомудренно? Или в чистоте девства, или в честности брака, в том и другом случае с отвержением мирских похотей, и, в особенности, плотских похотей, яже воюют на душу» ( 1Пет. 2, 11 ). Следовательно, супруги «должны убегать плотской нечистой любви». «Под именем целомудрия Спаситель учит более, нежели одной телесной чистоте: что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф. 5, 28 ). Равным образом и словами заповеди – не пожелай жены искреннего твоего – «запрещаются мысли и желания сладострастные или внутреннее прелюбодеяние», не  упоминая уже о той «мерзости, о которой Апостол Павел советует и не говорить христианам ( Еф. 5, 3 ), – прелюбодействе, когда находящиеся в супружестве беззаконно обращают супружескую любовь к посторонним».  «Когда запрещается грех любодейства, то чрез сие предписывается супружеская любовь и верность».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Митрополит Филарет (Дроздов) склоняется к мнению изгладимости благодати священства при законном извержении из сана. Другие считают, что «акт низвержения священника или запрещения есть акт дисциплинарный, который самой благодати в ее существе не касается, а имеет целью предотвратить возможность злоупотребления этим благодатным даром». Однако такое суждение правильно только по отношению к священнику, находящемуся в общении с Церковью. Таинство Брака. «Брак есть таинство, в котором при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия для благословенного рождения и христианского воспитания детей» . В этом таинстве супруги не магически скрепляются друг с другом, но получают благодатную силу к преодолению трудностей семейной жизни. Супруги в христианском браке видят целью сделать счастливыми не себя, а друг друга. Брак – это подвиг жертвенной любви. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. А жена да боится своего мужа» ( Еф.5:25-33 ). И когда один в этом подвиге отдает больше, чем получает, требуются немалые силы несения брачного креста, и в таинстве преподается дар любви, та сила, которой супруги могут пользоваться, но которая не ограничивает их свободу. Расторжение брака невозможно по слову Божьему: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:6 ). То, что обычно называют расторжением брака, по сути свидетельство Церкви о грехе разрушения того, что совершил Господь. Однако, снисходя к немощам, по икономии, чтобы не спровоцировать более тяжкий грех, Церковь благословляет второй брак для невиновной стороны. Брак невенчанный есть грех в смысле пренебрежения Божьим благословением, но он не является блудным грехом. Брак с иноверцами не благословляется Церковью, но тем более не благословляется развод, когда брак уже совершился. Апостол Петр долг повиновения распространяет и на жену-христианку в отношении мужа-язычника. «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» ( 1Пет.3:1-2 ). Итак, цель брака – сделать брачный союз духовным по образу союза Христа с Церковью, для взаимного вспоможения ко спасению.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Мы не можем без трогательного умиления читать ответ Иисуса книжникам и фарисеям, которые явилась к Нему с упреком: «почему ученики Иоанновны и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся»? В ответ на это «сказал им Иисус могут ли печалиться и поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься. Но прийдут дни, когда отнимется у них жених; и тогда будут поститься, в те дни» 89 . И эту самую естественную общечеловеческую радость брачного торжества Христос понимал, разделял и поддерживал потому, что Он знал глубокий смысл брака и таинственное его значение. Своим участием в радости брачного торжества, Он охранял и возвышал чистоту и святость этого таинственного и поистине священнейшего акта в жизни человека. И как далеко и высоко отстоит этот Евангельский брак в мыслях Христа от того будничного акта в современной жизни, который опошлили люди и извратили до полного скотоподобия, – и даже хуже того! IV. Высота и духовное значение брака по притчам Христа Высота и духовное значение брака по притчам Христа. Брак – образ царства небесного. Осуществление основной идеи христианского брака, т. е. идеи раскрытия тайны царства Божия (в браке или в безбрачии), – обязательно для всех Апокалиптическая картина. Взгляд Христа на высоту брачного торжества. Объяснение Его взгляда на брак. Особенно таинственная высота и духовное значение брака раскрывается Христом в Его Божественных притчах. «Царство небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего» 90 . Брак – это образ царства небесного, и не просто образ, но основание и развитие царства небесного, в смысле его распространения путем семейного воспитания. В браке – зерно этого царства небесного. Через брак реализуется это царство небесное! Через брак размножаются наследники царства небесного и становятся сынами этого царства Божия путем христианского воспитания. Отсюда, быть званным на брачный пир – особая честь, и пренебрежение к этому зову и самому торжеству строго наказывается изгнанием и лишением такой высокой чести. Даже явившийся на этот пир не в брачной одежде был строго наказан. Царь приказал слугам «связав ему руки и ноги, возьмите его, и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (ст. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

Но не потому только нужно любить жену, что она член наш и от нас получила начало своего существования, но и потому, что об этом самом Бог поставил закон, сказав так: «сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будете два в плоть едину» ( Быт.2:24 )… Как же это произошло со Христом и Церковью? – Как жених, оставив отца, приходит к невесте, так и Христос, оставив престол Отца, пришел к невесте: не нас возвел горе, но Сам пришел к нам». 161 Итак, свидетельство о смысле Таинства Брака, о том, что мистически происходит в этом священнодействии, мы обнаруживаем еще в первых главах книги Бытия: «Оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей: и будут два одна плоть» ( Быт.2:24 ). Брак и в Ветхом, и в Новом Завете – это синоним радости. Так, например, то состояние, которое явится праведникам в жизни будущего века, когда святые будут пребывать с Агнцем, то есть со Христом, в книге Откровения Иоанна Богослова именуется брачным пиром, брачной вечерей: именно тогда и осуществится в своей полноте нескончаемый брачный союз Христа и Его единой Церкви. «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу: ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне [Ангел]: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца» ( Откр.19:7–9 ). В отличие от такого западного подхода, православная традиция провозглашает, что Брак – если это Брак христианский, церковный – может и должен быть «честен», а супружеское ложе – «непорочно» (ср. Евр.13:4 ). Такой Брак отнюдь не оскверняет человека, но, напротив, освящает и очищает его: именно это и позволяет апостолу Павлу сравнить как брачный союз Христа и Церкви, так и супружеский союз мужа и жены с омывающей грех «баней водной» ( Еф.5:26 ). Брак способен оказаться святым, приводящим человека к состоянию богообщения, в том числе, как это ни удивительно, и благодаря физическим отношениям супругов. В этом смысле Церковь не рассматривает и физическое общение христианских супругов как общение греховное.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010