Браиловский отмечал, что при составлении сочинений услугами К. пользовались митрополиты Сарский Тихон (Воинов) , Нижегородский Павел , Сибирский Павел , Сарский Варсонофий (Чертков) . К. был знаком и встречался с известными книжниками того времени - Евфимием Чудовским, Мардарием (Хоныковым) , Ф. Поликарповым-Орловым . Стихотворной эпитафией К. была отмечена смерть П. Т. Семенникова († 10 нояб. 1696), патриаршего дьяка, переписчика книг, инициатора несостоявшегося издания «Греко-славяно-латинского лексикона» Епифания (Славинецкого). Интерес К. к развитию образования в России прослеживается с нач. 80-х гг. XVII в. В 1685 г. К. преподавал грамматику в Заиконоспасской школе Сильвестра (Медведева). К. поддержал Сильвестра в его усилиях по созданию высшей школы (академии), утверждения к-рой Сильвестр добивался от царевны Софии в 1685 г. К. поддерживал также греч. учебное заведение братьев Лихудов . В кон. 80-х гг. XVII в. ученики Лихудов произносили написанные К. «орации». В стихотворной «орации», сопровождавшей поднесенный К. царевне Софии 13 марта 1687 г. перевод «Августина учителя Книги о видении Христа...» («Боговидная любовь»), К. утверждал необходимость изучения философии. Лихуды ввели в своем уч-ще преподавание ряда дисциплин высшей школы, а также лат. языка, что стало причиной их опалы в 1693 г. 26 дек. 1690 г. и в 1694 г. К. получал жалованье за то, что «учил орации» домовых певчих дьяков меньших станиц. Незадолго до отставки с Печатного двора К. принял участие в постановке пьесы «Ужасная измена сластолюбивого жития» - наиболее раннего из дошедших до нас памятников московской школьной драматургии. Спектакль был сыгран в школьном театре Славяно-латинской академии в 1-й пол. нояб. 1701 г. Сохранившаяся рукопись пьесы представляет собой режиссерский экземпляр, в к-ром поименованы исполнители и сделаны ремарки, комментирующие не только действия персонажей, но и их переживания. Текст пьесы и ремарки написаны К. По-видимому, преподавательская практика К. была обширной. Об этом свидетельствует значительное число произведений К., связанных с педагогикой, прославление «мудрости и наук» было сквозной темой его творчества.

http://pravenc.ru/text/1681053.html

15 «На то, что единоверцы, – писал Филарет Калужскому епископу Николаю, – берут присягу со священника, подобно как раскольники, мне возразили: зачем такой священник, который неверен своему архипастырю? В сем обличении есть правда: хотя правда и то, что архиерей не имеет удобства давать единоверцам такого священника, в верности которого совершенно был бы уверен, ибо им дана воля выбирать». 16 Вследствие предписания Святейшего Синода производить единоверческие дела архиереем непосредственно. А не через консисторию, Филарет сам от себя дает единоверцам грамоту на открытие на Рогожском кладбище единоверческой церкви. 17 Часто раскольники, познав свое заблуждение, желая присоединиться к святой церкви, и не имея возможности побороть страха перехода в нее шли к Филарету для собеседования. Результатом собеседований, которые большей частью оставались тайной, было то, что раскольники становились православными. В особенности любовь Филарета излилась на известных деятелей Белокриницкой иерархии – тамошних епископов: Браиловского Онуфрия, Коломенского Пафнутия, иеромонаха Иосафа и архидиакона Филарета, при их присоединении к православию. «Надобно принять их, – писал Филарет наместнику лавры Антонию, – по Апостолу, якоже доилица приет своя чада». 18 «Скажу о сем деле словами Апостольскими: ей, брате, сего да получу у тебе о Господе». 19 С такою любовью Филарет относился к единоверцам всегда. Даже и в то время, когда они бывали непослушными и непокорными, он побеждал их своей любовью и терпением. Он советовал и другим именно так относиться к единоверцам, и всякие репрессивные меры по отношению к ним никогда не рекомендовал. Вот что писал Филарет преосвященному Калужскому Николаю, в епархии которого единоверцы были далеко не миролюбивого характера. «В единоверцах ваших видно, что мало единства с церковью: но, к сожалению, не все сие видят. Впрочем, улучшение их может совершиться не столько силою власти, сколько молитвою за них, и убеждением от любви с терпением. Нет ли в сем роде чего-нибудь не употребленного вами? Нынешний преосвященный киевский не жаловался на них, когда был в Калуге»… 20 «Надобно нам великодушно перенести трудности единоверческого дела».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Сокрушаясь такими беспорядками в среде молдавского духовенства, для устранения их Павел задумал поставит на Молдавию особого епископа. В ноябре месяце он вел переписку об этом намерении своем все с тем же экзархом Никифором, – поручил ему узнать, желает ли ясское старообрядческое общество открытия у них архиерейской кафедры, и где именно, в каком городе находит удобнее учредить ее; вел с ним речь и о кандидатах на занятие предполагаемой кафедры, – спрашивал именно о тисском настоятеле Иоасафе, не годится ли он, а больше старался, с обычным ему красноглаголанием, расположить самого Никифора Панкратьева к принятию монашества и затем епископства, находя, что в этом сане он мог бы иметь более сильное влияние на улучшение нравов в молдавском старообрядческом обществе и духовенстве. Никифор Панкратьев, в том же письме от 24 ноября, отвечал, что „домогался к своим прихожанам сделать совет о замысле митрополии об учреждении (епископа) и идеже быти ему, но чрез все время доселе не нашел толка от них никакого“ 514 . Об Иоасафе отвечал, что „худого об нем ничего не скажет и чрез людей тоже худого не слыхал“. А о себе дал следующий исполненный смирения ответ: „Пречестнейший авво Павел! Я осыпаем вашим награждением, чином и благодеянием, и искреннею любовию ко мне; но знаю добре, что вы откажетесь наградить меня ни (даже и) одним шагом юности, или возвратить целость расстроенному моему здравию. Поздо стало. Жалко проливаемых от медоточивых ваших уст златоглаголивых бесед. Падают (туне). Вы знаете, о чем простирается сие от меня слово. Отклоните намерение ваше“ 515 . Так Павлу и не удалось осуществить свое намерение об учреждении архиерейской кафедры у молдавских старообрядцев: оно было приведено в исполнение уже после его смерти. Глава 17 В то же время, как Павел озабочен был беспорядками в мануиловском монастыре, начинается длинное дело о безобразиях браиловского попа Егора Масляева. Этот поп Егор и разгульная жена его приняли участие в каком-то лечении посредством волшебства одной больной женщины, и в Браилове, среди старообрядцев, разнеслись о том слухи, произведшие большой соблазн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Даже и говорить-то о священстве у них считается вредным. Не найдутся ли в этом положении сходства с тем 85-летним стариком наставником в Климоуцах, который, отвергая совершенно священство, не отвергает таинства причащения, и заимствуется запасными дарами от старообрядческого священника, который произошёл от митрополита, принятого от ереси, а здесь старички наставники, также отвергая священство, заимствуются запасными дарами от умерших уже священников, тоже принятых от ереси? Положение почти сходное с Климоуцкими старообрядцами. Благо, что ещё здесь запасено было даров так много, что и в 60 лет они не вышли и даже не слышно об оскудении их, а там, заграницей, они вышли и стали пополняться займами у священников Белокриницких. Кстати нужно сказать, что Браиловские хуторяне просили нас: „не будет ли возможным выслать им запасных даров, у них оные уже выходят“. Как будто это товар, который можно выслать почтой. С самого начала возникновения старообрядчества много юное страдало и страдает по настоящее время от раздоров, упрямства, самолюбия вожаков обществ, наставников и т. д. И все эти явления зачастую не имеют ничего общего с духовной стороной дела. Образуя отдельные согласия, вожаки и наставники обществ преследуют лишь удовлетворение своего самолюбия, тщеславия и гордости. Не нужно ли сознать и просить Всемогущего Бога о ниспослании нам недостающего по грехам нашим смирения, кротости и любви друг к другу и, имея одну общую великую цель душевного спасения, к каковой все мы должны стремиться, памятуя короткое наше здесь пребывание, подать обоюдно друг другу руки помощи. И для общей душевной пользы по братски, тихо, без колкостей и дрязг житейских, в одно за едино во славу единого Бога и своего спасения прибегнуть к богатому драгоценному бисеру – священному писанию, оставленному нам на нашу душевную пользу и спасение святыми отцами, вселенскими учителями, великими святителями и проповедниками учения Христова и веры, и поразмыслить, порассудить на основании оного наше горестное положение. И Бог не откажет нам в помощи просветлеть разумом, познать положение своё и успокоиться твёрдостью в вере своей. Ищите, да обрящете. Толцыте, да отверзется. Урал. Гор. Екатеринбург. Сентябрь, 1900 г. Ф. Малиновцев. И. Грачев Р. S . Мы закончили печатанием настоящую раскольничью повесть, опустив в ней кое-что несущественное. В следующей книжке дадим наш отзыв о ней с указанием тех вольных и невольных ошибок, и прямой лжи, которые допустили авторы раскольники против истории и правды, ради торжества своей бесплодной затеи. Ред. Скворцов В. Умопомрачение странной секты (духоборов)//Миссионерское обозрение. 1902 г. 9–12. С. 618–629 (Mania of strange sect). Так озаглавлена статья одной английской газеты („Чикагская Хроника“), которая первая сообщила ужасные подробности о новых проявлениях религиозного безумного брожения среди сектантов-духоборов, выселившихся назад тому 3 года из России в Северную Америку.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Анисим сказал Федору, что сейчас нельзя работать, шибко много грязи и сырости. А Федор настаивал, что он должен засыпать, и все. Тогда Анисим привез гравий на самосвале, но, когда начал высыпать, самосвал завяз. Самосвал много времени стоял в грязи. Здесь везде был густой лес. Бабушка Марья Мартюшева приехала и сказала: «Те, кто раньше приехали, забрали все самые чистые места, а нам оставили один лес». Ей ответили, что везде был лес, но она спорила: «Да ну, посмотрите, какая земля у всех». Бабушка Марья и ее муж жили вместе с их сыном, Автономом Мартюшевым. Они первые начали селить вторую улицу, а там ничего не было расчищено. Я не помню, когда начали рыбачить, наверно, года через два. Первый катер купили у американцев. Григорий, Феопент, Кондратий и другие рыбачили на нем. Они научились как строить катера от американцев, и стали строить сами себе новые катера. Весной Артемий Полушкин и Кондратий Фефелов купили лесопилку. Поставили ее на сани, которые сделаны из бревен, и притащили ее в деревню. Все дети помогали пилить. Лесопилка еще была не полностью закончена, поэтому приходилось отгребать опилки и отбрасывать бруски в сторону. Всем хватало работы. Через три или четыре года Анисим опять хотел обратно поехать в Орегон. Я не хотела ехать, но согласилась. Мать, братья, сестры у него все жили в Орегоне, и он хотел около них жить. Я сшила себе юбки из толстого материала, в которых я могла бы работать на ягоде. Анисим поехал в город позвонить своему брату, Корнилию. У братьев что-то не сошлось, и Анисим решил не ехать в Орегон. И так мы остались здесь. 2230 Впервые опубликовано: How We Escaped From Russia. As told to Olympiada Basargin by Anna Basargin. Nikolaevsk (Alaska), 1989. Здесь и далее сохраняется орфография оригинала. 2248 Иоасаф (1891–1985) – митрополит Белокриницкий с 1978 г.; Киприан – еп. Браиловский; Леонид– еп. Славский. 2249 Впервые опубликовано: A Story of Nikolaevsk. As told to Olympiada Basargin by Solomia Kalugin. Nikolaevsk, 1984. 2250 Я хочу поблагодарить следующих лиц за их помощь в составлении этой книги: Боба Мора и Алис Таф за ободрение и поддержку; Джанис Стутзер, Фаину Штайнбук и Стэна Вайта за их помощь в проверке и в переводе рукописи (Прим. О. Басаргиной).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Несмотря на все усилия, обновленческая орг-ция в Подолье, как указывало ГПУ в мае 1924 г., находилась в стадии становления. Обновленческие общины в значительном количестве имелись в Каменец-Подольском и Винницком округах. В Могилёв-Подольском окр. существовали общины УАПЦ и синодальные. В 1925 г. обновленчество признала треть духовенства Каменец-Подольского и Винницкого округов, все духовенство Могилёвского окр. Однако, по сведениям ГПУ, большинство клириков являлись обновленцами номинально. В 1923 г. ГПУ выявило в Каменец-Подольском окр. ок. 20 приходов тихоновского направления «замаскированных» под синодальные, в 1924 г.- 50 таких общин. В отчетах окружных адм. отделов сообщалось о частых переходах священнослужителей из «синодального течения» в «тихоновское» и обратно. Приходы массово перерегистрировались в тихоновские, а те, что оставались обновленческими, совершали обряды и богослужения в соответствии с практикой РПЦ. Власти делали вывод, что РПЦ продолжала иметь численное преимущество и сильные позиции в Подолье, действия обновленцев не способствовали росту авторитета раскола. Тихоновское белое духовенство в отличие от обновленческого было активным и оказывало большое влияние на народ, даже на общественную жизнь. ГПУ отмечало, что в советские органы избирались лица, предложенные правосл. священниками. Бывш. член браиловского благочиннического совета свящ. Спивачевский вел активную агитацию за патриарха св. Тихона . После высылки Проскуровского еп. Валериана в 1923 г. совет управления во главе с благочинным Колтуновским руководил правосл. общинами в округе. Активную агитационную работу проводили на Проскуровщине благочинный Разумовский и служивший в Сатановском мон-ре архим. Соколов, в Каменце-Подольском - прот. Охримович. Обновленческий архиеп. Лоллий наградил митрами правосл. протоиереев, служивших в Могилёвском окр.: Ясинского, Галевича и Танашевича, но они отказались принять награду. Правосл. клирики распространяли антиобновленческие обращения и воззвания, так, среди духовенства имела хождение листовка, написанная благочинным с.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Возвращаю вам и контракт Молчановой. Копию с оного я у себя оставил. Есть ли крестьяне не согласятся взять на своё содержание плотины и отводных свай, то всё сие должно поместить в контракт содержателю. Для приманки крестьян можно в контракт содержательский включить 6-ю статью из контракта Молчановой. Содержатель верно не откажется, а выгоды своей не потеряет, ибо чей бы ни был хлеб, ему всё равно молоть из платы. Контракт легко можете написать, соображая статьи крестьянского обязательства с контрактом Молчановой и с контрактом Серикова, данным на Паньковскую мельницу, и с Жидовским на Шулявскую, наблюдая что нужно особо и для Белгородской. Из уважения к посредничеству Василя Семеновича я даже согласен Молчановой отдать и за 3000 р., но за сию уступку, без торгов, надобно контракт написать построже. Но важнее всего – не упускайте весеннего времени. Вы не достали контракта, на каком Бакалов снял мельницу от крестьян. А это бы нужно. Можно справиться или в земском суде, или у маклера. Ибо где-нибудь непременно оный записан. Благодарю за заготовление в Заспе дров. В Теремках сарай надобно перестроить. Нужно рядить и на выделку кирпича в Шулявщине. Вам много ещё надобно кирпича и для отделки городовых построек. А также нужно промышлять и об взвести для оштукатурки дома городового. Спросите у Серикова, какая для сего лучше известь, браиловская, или привозная меловая. Нужно зимою же приготовить и песок для штукатурки, думаю речной. О плане для нового Шулявского дома каменного надобно мире самому подумать и выбрать для сего досуг: а старой останется конюшим двором и скотным для дворика. Но без Архитектора не обойдется в план. Для сего нужно бы его поманить выдачею ему хотя 300 р. за планы городового дома и церкви, обещая и впредь награду. Ибо даром работать не будет. Шулявский старый дом пусть пока стоит. Когда новый Бог сподобит отделать, то лес старого употребим и на оный. О втором парадном крыльце городового дома подумаем к весне, пока заготовите кирпичу в Шулявщине, а без складки каменной нельзя начинать и деревянной работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

538 Это значило, что впоследствии воздавать подобные почести Кириллу не предполагалось, – действительно, ни встреч, ни провожаний, даже самых обыкновенных, ему потом уже не делали, частью находя это неприличным в присутствии митрополита, а больше из пренебрежения к Кириллу, чего этот последний и сам мог заметить. Как-то раз он решился даже протестовать против такого неуважения к его епископскому достоинству; но Павел предложил ему отправиться в свою собственную епархию, где может требовать себе всяких почестей, – и Кирилл никаких уже неудовольствий после этого предъявлять не решался. 539 Приведенные здесь места взяты из приложения к письму и в самом письме есть упоминание, что «… некоторые из господ, дальние приезжие, с женами и взрослыми детьми заночевали в гостином монастырском доме и на другой день уже с неизъяснимым удовольствием и великою благодарностью отправились восвояси». 540 Как заботились они поскорее сообщить в Москву известие о поставлении первого старообрядческого епископа, видно из того уже, что письмо отправлено было вслед за Геронтием, который, как в самом же письме говорится, «выехал 14-го (т. е. накануне) в российские пределы», именно для сообщения известий о великих событиях, но в Москву мог привезти эти новости не скоро, ибо на пути ему предстояло посетить с указанной целью многие старообрядческие общества. Для скорейшего сообщения московским благоприятелям, сведений белокриницких о торжествах, подробное их описание посылается по почте. 541 В приложении к 3-му выпуску «Современных движений в расколе» был уже напечатан список 24 раскольнических архиереев, существовавших с 1846 до 1865 года, с указанием, когда и кем поставлен каждый из них (см. «Совр. движ. в раск.» изд. 1866 г., стр. 86–88). С того времени у раскольников явились еще следующие 8 архиереев: 1) Антоний формосский, третий наместник митрополии; поставлен Кириллом 8 сент. 1867 г. ум. 23 авг. 1870 г. 2) Тарасий уральский (противоокружнической партии); поставлен Софронием в 1868 г. 3) Иринарх славский, поставлен Кириллом и Аркадием васлуйским в Мануиловке 1869 г. 4) Афанасий браиловский, четвертый наместник митрополии, а по смерти Кирилла, последовавшей 2 декабря 1878 года, третий митрополит белокриницкий, поставлен Кириллом, Аркадием васлуйским и Иринархом славским 3 июня 1871 г. 5) Анотолий балтский, поставлен Антонием в Москве, в дек. 1871 г. 6) Амвросий саратовский; поставлен Пафнутием казанским в Хвалынске, в дек. 1871 г. 7) Серапион владикавказский; поставлен Пафнутием же на Кавказе, в январе 1872 г. 8) Иеремия тульчанский, поставлен Кириллом, на место Иустина, в 1873 году. Таким образом число всех раскольнических архиереев, явившихся во времени учреждения Белокриницкой иерархии, простирается, со включением самого Амвросия, до тридцати двух.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Белокриницкая же митрополия не находила в этом ничего противного религии и поучала не противиться распоряжениям правительства. Волнение из-за метрики происходили между кагульскими и браиловскими раскольниками. Когда в 1860 г. румынское правительство потребовало от них ведения метрики и прислало затем самые тетради для этого, то старообрядцы назвало это всепагубною прелестною статьею. Христиане, рассуждали они, не должны поведать врагом тайны (слова из песни «Вечери твоея тайные»), т. е. таинств крещения, брака и проч. Немногие были с этим несогласны, но они должны были молчать. Начались хлопоты пред правительством об отмене этих требований. В вопросе о метриках невольно должны были принять участие и архиереи; но они оказались на стороне метрических записей. Аркадий васлуйский убеждал браиловцев принять метрику, ибо в Писании о метриках нет писанного и все архиереи не видят в них ереси. Эти убеждения произвели то, что метрикоборцы задумали отделяться и от архиереев. Между тем на хлопоты метрикоборцев из Бухареста сначала последовал отказ с угрозою назначения военной экзекуции; но потом, при помощи одного сенатора, дело уладилось за 500 червонцев. Правительство уступило, известив, что только по временам гражданские чиновники будут отбирать у старообрядцев сведения о родившихся и умерших. После улажения дела с правительством метрических записей можно было не вести; но являлся вопрос: как смотреть на приемлющих метрику? Можно ли с ними иметь общение? Свобода от метрики, говорили метрикоборцы, повреждается в своей чистоте общением с приемлющими оную, необходимо это общение расторгнуть. Поэтому метрикоборцы постановили: с приемлющими метрику общения не иметь, в молитвословиях и на ектеньях их не поминать. Кирилл и Аркадий были исключены из поминовения; вместо них стали поминать Амвросия и Конона новозыбковского. Попы Аггей в Иван Юдин, принявшие это определение, но видевшие, что оно должно породить великий церковный раздор, обратились за советом к Аркадию славскому. Последний отвечал им грамотою, в которой высказался не только за признание метрики, как учреждения чисто гражданского, но и строго обличал произведших разделение попов, забывших свой сан и меру и взявшихся судить иерархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Послание это не достигло своей цели. Ответом на него со стороны Иова было то, что от 20 сент. Сложил с себя епископский сан и принял схиму 265 . Так. обр. мысль о поставлении другого раздорнического епископа осталась пока без осуществления. Между тем как положение раздорников было неудовлетворительно, окружники, примирившиеся с Кириллом, оказывали все более и более влияния на ход дел в старообрядческом мире и направляли свои действия к ослаблению партии раздорников. Избранный по влиянию раздорников наместник белокриницкой митрополии Антоний формосский умер 23 авг. 1870 г. 266 . В избрании нового наместника раздорники уже не принимали участия. Для этого избранния, по приглашению Кирилла, собрались к 1 окт. 1870 г. в Белую Криницу заграничные старообрядческие архиереи и некоторые архимандриты. Тут, прежде всего, звание наместника митрополии предложено было Аркадию Васлуйскому, но когда он отказался от этого предложения, то в звании наместника избран был, или, по крайней мере, намечен, хуторский вдовый священник Аггей, родом из Соколинцев, человек еще не старый – лет сорока с небольшим, очень не глупый, хотя и не многосведущ. По отзыву одного писателя, он «в Кормчую не смотрит и правил св. отец не знает» 267 . Предварительно он пострижен был во иночество с именем Афанасия, а 3 июня в присутствии черновицкого президента и других губернских чинов, совершилось торжество поставления Афанасия во епископа, при чем он наречен был не формосским, как прежний наместник, а браиловским 268 . Факта поставления нового наместника и сам по себе был важным торжеством для окружников; но при этом они не опустили случая увеличить это торжество еще некоторыми распоряжениями относительно раздорнического епископа Антония. Еще в окт. прошлого 1870 года послана была ему Кириллом запретительная грамота 269 , но она не произвела своего действия; и вот теперь именно 5 июня составлена была и подписана всем собравшимся в Белой Кринице старообрядческим духовенством новая более строгая грамота, в которой исчислены были все беззакония, вины и продерзости Антония и в заключение говорилось: «посему ныне мы, Божиею милостью члены освященного собора белокриницкой митрополии, в отстранение творимых тобою беззаконных действий, по силе святоотеческих правил, по данной нам благодати от святого и животворящего Духа – Бога, извергаем тебя, бывшего епископа Антония московского, и обнажаем из священного твоего епископского сана, и лишаем тебя всей чести и достоинства, и учиняем простым иноком Антонием до самой твоей смерти, да будеши, пребывая, в покаянии, плакатися о грехах твоих и вышереченных соблазнах пред Всемогущим Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorich...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010