1250 Сандалия (σαndλιοn) иначе называются: каллиги ([kαλλiγiα) (Εχολ. Послед. велик. и Ангела образа, см. о Входе) и холевы (Тип., гл. 39). Это не что иное, как ступни, или башмаки. 1251 Вервица в просторечии называется «лестовкою», от ее вида, подобного лестнице. Лестовка имеет пластинки, нанизанные на ленте, или шнуре, в равном одна от другой расстоянии, как бы ступени. Узлы лестовки называются бабочками, и их 103. Концы лестовки связываются между собой. Четыре лопасти у лестовки знаменуют четырех евангелистов, обшивка их – евангельское учение. Иногда лестовка называется коронкой (Мал. Требник, печат. в Почаевск. лавре, 1792 г., стр. 210). 1252 Вервица дается и архиерею, по посвящении его (Чин избрания и руко-положения архиерея, лист 33), в знак того, что, при всех делах и заботах о пастве, он будет непрестанно молиться Богу. Употребление четок могло явиться вследствие такого подражания: ливийский инок Павел ежедневно возносил 300 молитв, и чтобы не ошибиться в счете, он клал за пазуху 300 камешков, и при каждой молитве выбрасывал по одному (Созомен., кн. 6, гл. 29; «Лавсаик» , гл. 22). 1253 У св. Василия Великого есть завещание: «Да творит безкнижный монах за полунощницу вервиц десять; за утреню вервиц двадесять; за часы вервиц десять; за девятыя час и вечерню десять; за повечерие десять. Вервица же имать узлы, сто и три, на всяком же узле да чтет преднаписанную молитву (т. е. «Господи, помилуй», или: «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго»). «Канон же (т. е. правило касательно поклонов) им есть: сущим убо малого образа поклонов триста, схимником же поклонов шесть сот» (Требн. Б., Помок., гл. 87). Число узлов сто три, находящееся в вервице, удобно к тому, чтобы молясь, считать за целую кафизму триста молитв (Господи Иисусе Христе), которыя неумеющим грамоте положено произносить за каждую кафизму, и совершать сто молитв за «Славу», часть кафизмы, коих три в кафизме (см. в Служебн., изд. в Москве, 1786 г., и в др. книгах: «Неумеюшым граммате правило»).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Находясь в таком ужасном положении, несчастный не знал, на что решиться; домашним средствам он теперь боялся доверить себя, а ехать в город, по причине невыносимой боли и тяжких морозов, не было возможности. Тогда, положившись на помощь Божью, Саварский решился оставить все земные лекарства и прибегнуть к врачевствам духовным. Действительно, вода принесенная из Киева от мощей св. великомученицы Варвары начала – было оказывать ему пособие, но не надолго. Тогда сестра его дала ему пузырек св. воды от стопы Божией Матери Почаевской, которую подарила ей одна странница из Почаева, и просила помазать ею больное место. Когда Саварский впервые обмокнул палец в воде и омыл оною больное место крестообразно, то в тоже время почувствовал облегчение и в ту же ночь мог спать спокойно, чего с ним доселе долгое время не случалось. На другой день, после утренней молитвы, больной снова помазал рану св. водой, от чего больное место в тот же день покрылось сухим струпом и боль совершенно уничтожилась. После этого, видя такое явное милосердие Господа и Его св. Матери, Саварский начал говеть, чтобы исповедать перед Богом грехи свои, и когда, по обычаю, ходил в баню перед причащением, то в это время (на 5-й неделе Великого поста) струп его, размягчившись, вдруг свалился в виде толстой скорлупы, оставив по себе только небольшой знак «плоской бородавки» , без всякой боли и малейших признаков страдания. В благодарность за свое исцеление, Саварский в 1847 г. и посетил обитель Почаевскую с тремя своими сестрами, бывшими свидетелями его страданий и необычайного исцеления, и тогда оставил о. Вениамину помянутую запись о благодатной помощи Божией от стопы Почаевской 1). 1) Из книги «Записей чудес Почаевск.». 11) В 1852 году московскими купцами Прохоровым и Лепешкиным пожертвованы в лавру Почаевскую: саккос серебряного глазета со всеми принадлежностями архиерейского облачения, 11 фелоней с епитрахилями, 17 подризников, 7 стихарей и множество поручей, орарей, палиц, набедренников и пр. с напрестольным Евангелием в серебряном позолоченном окладе, – и все это богатое пожертвование принесено было в дар обители Почаевской «в знак благодарения за чудесное исцеление супруги Прохорова от тяжкой болезни во время бытности ее в лавре Почаевской» 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

прот. Иоанн Козлов Благодатная (Богородице Дево, радуйся) а) Соборник богослужебный пергам. 15 в. (библ. Хлудова 179; Озерский 2, 192): «Богородице дево радуйся благодатная Марие... яко Спаса роди душам нашим». б) Служебник старописьм. 15 в. библ. Спб. Дух. Ак. 534; у Озерск.2:193): л. 90, в последовании всенощного бдения, по ныне отпущаеши, написано: лик-Богородице дево, радуйся благодатная 3-жды. в) Пролог. 25 Марта, л. 127 об. (изд. 1642–3 г.), на Благовещение Пресв. Богородицы, в начале поучения; «Еже бо рещи радуйся: общее слово есть всех целующих, а еже рещи радуйся благодатная дивна есть беседа, паче же обещавшимся благочестию, и чистым житием жити». г) Златоуст, поуч. в субботу 5 нед. поста, слово 50, л. 136 (Почаевск. изд., a по Виленск. л. 126 об. и 127): Тем же и аз ужасаюся, и трепещу тайны, веру да иму Гавриилу, и пожену страх. Глаголя речение к Марии, сказает чудо: радуйся обрадованная Господь с тобою радуйся преславная, и прерадованная, храмеодушевленный, радуйся обрадованная, небу и земли ровное жилище. Радуйся благодатная небеснаго класа нежненная нива. Радуйся благодатная, истинный винограде, и не ложная дево мати Божия. Радуйся благодатная, невозрастнаго рождества достойное вместилище. Радуйся благодатная, невместимаго естества село пространное». д) Триодион св. Четыредесятницы, печ. в Киево-Печерской лавре 1627 г. в сырную неделю вечер, стр. 156 (Озерский 2, 197): Богородице дево радуйся благодатная Марие Господь с тобою. Благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего яко Спаса родила еси душам нашим» ( Подробно о слове «Благодатная» см у Озерского ч. 2, 191–198 ). е) Симеон Солунский ч. 2 стр. 516: «Что петь в церкви радуйся, благодатная, было в обычае издревле, это вы можете знать из вечерни во святую четыредесятницу, когда прежде всего другого, и конце, после Отче наш, мы тотчас говорим: Богородице Дево радуйся, благодатная Господь с тобою, из того, что это непременно говорится на вечерни бдения пред благословением хлебов» ( гл. 324 ). Читать далее Источник: В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю православия: пособие по новейшей полемике с расколом, изложенное по предметам в алфавитном порядке/Оленецкий епархиальный миссионер-священник И. Козлов. - Петроград: Тип.-литогр. Петроградской одиночной тюрьмы, 1915. - 571, XVII, с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

е) Житие преп. Василия Нового и видение ученика его Григория мытарство 17 – любодеяние, л. 30 и об. (Почаевск. изд.): «И обретохом мытарство 17, еже есть любодеяние. Вскоре же убо слуги того при скочиша, и испытоваху со тщанием дела моя; понеже прежде егда не работах св. отцу нашему (Василию), имех супруга, его же предаде мне госпожа моя, и живях с ним, падохжеся некогда от него со другими юношами, и сего ради тии много на мя клеветаху. Реша же им святая ангела, яко сия раба бе; ми от иерея благословися, ни в церкви Господни венчася с мужем, его же взят, да не прелюбодеяние будет сицеви греси: но и паче блуд подобает сия глаголати. Они же (слуги сатаны) противу глаголаху... сия убо у своего владыки сочетася с мужем, подобно есть прелюбодеяние глаголати грех ея, a не блуд». Беспоповцы тоже вместе с бесами, говорят, что без священнического венчания брак законный. Кому же верить: беспоповцам с бесами или ангелам? ж) Писания мужей апостольских , посл. Игнатия Богоносца к Поликарпу, стр. 310: «А те, которые женятся и выходят за муж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти» ( по сл. п. л. 38: оз. I, 103 ). з) Бароний, лет 57, л. 49 об.: «К ефесеем пишущь той же апостол Павел тайною брак святый нарицает, его же чести ради, и сей закон от апостолов произыде, дабы в церкви и с ведением епископским венчание брачное совершалося. Тако бо Игнатий пишет к Поликарпу: подобает сим, иже жены поемлют, или брак восприемлют, с ведением епископским сие творити, дабы ведали, яко к браку идут, не похоти ради телесныя, но тако, якоже Господь повеле, и то есть, еже апостол глаголет: да посягают токмо о Господе: сие есть по закону и правилам церковным от святых апостол преданным». i) Григорий Богослов ч. 3, стр. 238, слово на крещение: «Если ты еще не сопрягся плотию, – не страшись совершения; ты чист и по вступлении в брак. Я на себя беру ответственность; я сочетатель, я невестоводитель». и) Кормчая, гл. 8. л. 57 об., правило I Гангрского соб.: «Аще кто законный брак порокует, ти верну сущу жену и благочестиву и говейну, смешающужеся с мужем своим ненавидит, или поречет глаголя, яко сия не может внити в царство небесное, да будет проклят».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

   001    002    003    004    005   006