В 889 г. Б. отрекся от престола в пользу старшего сына Владимира, принял монашество и удалился в мон-рь в окрестностях Плиски (предположительно отождествляемый с мон-рем при Большой базилике). Однако в 893 г., когда его преемник, опираясь на представителей тюрк. знати, предпринял попытку реставрировать в стране язычество, Б. вернулся из мон-ря, низложил Владимира и при поддержке Церкви и высшего слоя болг. общества возвел на престол Симеона. Затем вернулся в мон-рь, в к-ром провел еще почти полтора десятилетия, занимаясь, вероятно, книжными трудами. Место погребения Б. неизвестно. Почитание, агиография Древнее житие Б. и служба ему не сохранились. В болг. исследовательской лит-ре высказаны предположения, что фрагментарно житие вошло в памятники X - нач. XII в., в Сказание инока Христодула о чудесах вмч. Георгия («Сказание о железном кресте»), в Житие 15 Тивериопольских мучеников, написанное св. Феофилактом Охридским с использованием ранних источников и «Летописи попа Дуклянина» ( Драгова. 1983. С 93-100; она же. 1991. Т. 1: (1987). С. 229-248). Однако эпизоды, посвященные в них Б., могут иметь, несмотря на явную типологическую близость рассказа о князе в 1-м из текстов к проложному житию, и иное происхождение. В средневек. памятниках Б. не именуется святым, память его не встречается в месяцесловах, впервые он внесен в список святых в «Истории славяно-болгарской» св. Паисия Хиландарского . В наст. время память Б. празднуется 2 мая, согласно послесловию черноризца Тудора Доксова к слав. переводу «Слов против ариан» св. Афанасия Александрийского, в к-ром отмечен день кончины князя. В болг. лит-ре существует предположение, что эта дата могла оказать влияние на выбор времени 2-го перенесения мощей св. мучеников Бориса и Глеба (1115) и в определенный момент могла быть «поглощена» последней, но этот вопрос нуждается в дополнительном исследовании. Возможно, сначала память Б. отмечалась 26 марта, в день подавления языческого восстания, на что может указывать недавно обнаруженная память в месяцеслове серб. Апостол-Евангелия апракос кон. XIII в. (СПб., Архив ФИРИ РАН, ЗЕС, 680): «Победа Михаила, кнеза Бугарьска, на сьборь, иже сьбра се на нь крьста ради». Отсутствие ранних слав. и греч. свидетельств канонизации Б. имеет аналогии в др. слав. странах: это относится к прославлению в Чехии Борживоя , в Польше - Мешко , серб. князей-крестителей IX в., св. Владимира на Руси.

http://pravenc.ru/text/153131.html

Пещера святого Иоанна Чешского Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… В тридцати километрах от Праги, среди природных красот заповедника «Чешский карст» находится маленький поселок с необычным названием - «Ян под Скалой» . В девятом веке здесь жил первый чешский отшельник, сын князя Гостимысла, преподобный Иоанн . Именно он и есть тот Ян, который обитал в пещере под скалой, и дал свое имя поселку. Сорок два года провел здесь монах в полном уединении. Содержание История [ править править код ] В тридцати километрах от Праги, среди природных красот заповедника «Чешский карст», уютно разместился маленький поселок с необычным названием - «Ян под Скалой». В девятом веке здесь жил первый чешский отшельник, сын князя Гостимысла, преподобный Иоанн. Именно он и есть тот Ян, который обитал в пещере под скалой, и дал свое имя поселку. Сорок два года провел здесь монах в полном уединении. О жизни святого сохранилось несколько легенд, да многочисленные свидетельства об исцелениях по его молитвам. Имя преподобного Иоанна связывают с именем князя Борживоя, мужа святой Людмилы Чешской. Не после встречи ли с отшельником князь Борживой построил в Чехии первую церковь - храм святого Климента? После смерти отшельника под скалой поставили часовню в честь Иоанна Крестителя. Здесь же католические монахи-бенедектинцы основали монастырь. В скором времени эта обитель была разорена религиозными реформаторами, последователями Яна Гуса. Толчок к возрождению монастыря дало обретение мощей Иоанна Чешского – останки святого были обнаружены в той самой пещере, которая служила ему кельей. Это произошло в шестнадцатом веке – именно с этого времени у христиан возникла традиция совершать паломничество к «Яну под Скалой». Вместо часовни у подножия скалы выстроили костел в стиле барокко. Необычайно гармонично вписался этот храм в живописные окрестности. Вот только недолго продлилось время, когда в нем совершались богослужения. В каком только качестве не использовали это изящное строение – в разные годы здесь были производственные мастерские, санаторий, канцелярия, тюрьма и архив. И только в девяностых годах двадцатого века костел вернули католической церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Пещера_святого...

На это германские власти отреагировали интригами, подстрекая Святополка, племянника Ростислава, к войне с дядей, чтобы отнять у него власть над Великой Моравией. В 870 г. святой Мефодий со своими учениками прибыл в Паннонию на свою кафедру и был радушно встречен князем Блатенским Коцелом, который горячо поддержал святителя в деле славянизации местной Церкви. Тем временем в Моравии произошли перемены. Страна подверглась агрессии со стороны королевства восточных франков, войско покровителя равноапостольных братьев князя Ростислава было разбито Людовиком Немецким, а сам он захвачен в плен, ослеплен и заточен в баварскую тюрьму, из которой уже не вышел. Править в Моравии стал его племянник Святополк, вначале ставленник франков, но позже восставший против их господства. Когда восстание было подавлено, Людовик Немецкий назначил править в Моравии двух маркграфов Вильгельма и Энгельшалька, и тогда, в 872 г., интриги баварского духовенства Моравии и Паннонии против архиепископа Мефодия привели к его аресту и, по приговору баварских епископов, к заключению в монастырскую тюрьму в Райхенау. Более двух лет спустя новый папа Иоанн VIII, узнав о горестной участи святого Мефодия, решил вмешаться, потребовал в своих буллах, адресованных королю восточных франков Людовику, без промедления освободить узника, которого он, когда требование его было выполнено, вернул на кафедру, и даже запретил епископов, осудивших невиновного, в служении на два с половиной года — на тот же срок, который провел в заточении святой Мефодий. После освобождения он в 874 г. прибыл в Паннонию, а затем, после смерти князя Коцела, в столицу Моравии Велеград, где снова правил изгнавший немцев из своей страны Святополк. Святой Мефодий, его ученики, священники, поставленные им в Моравии и Паннонии, совершали богослужение по-славянски. В 874 г. Мефодий крестил чешского князя Буревоя (Борживоя) и его супругу святую Людмилу. Открывалась перспектива включения Чехии в состав славянской Архиепископии, расположенной в центре Европы.

http://pravoslavie.ru/150773.html

В таких условиях с М. были сняты обвинения в неправоверии, он был утвержден в сане архиепископа, и все духовенство на территории Вел. Моравии было подчинено его власти. М. также вручили сборник церковных канонов, к-рыми он должен был впредь руководствоваться. Особым постановлением папская булла (880) разрешала совершать богослужение на слав. языке, «читать святое Евангелие или божественные чтения из Старого и Нового Завета» при одном лишь ограничении: текст Евангелия должен был сначала читаться на латыни. Вместе с тем в том же документе было отмечено, что если Святополк и его «судьи» захотят слушать службы на латинском языке, то для них следует перейти на латынь. В Рим М. привез Житие равноап. Кирилла, к-рое было использовано при составлении «Итальянской легенды». Решение папы не привело к прекращению конфликта, но на время приглушило его. В 11-й гл. Пространного жития М. рассказывается о князе языческого племени «вислян», который нападал на христиан. М. предсказал ему, что если он не примет крещение добровольно на своей родине, то будет крещен насильно «в плену на чужой земле», как это и произошло. С именем М. чешская историческая традиция, нашедшая отражение в «Кристиановой легенде» , памятнике кон. X в., связывает крещение князя чехов Борживоя и его жены Людмилы . Это событие датируется нач. 80-х гг. IX в. К сер. 80-х гг. IX в. наметилось новое обострение отношений М. и нем. духовенства, которое обвиняло его в неправоверии (по причине непризнания Filioque) и протестовало против богослужения на славянском языке и введения византийских церковных обычаев. Конфликт завершился тем, что М. отлучил Вихинга от Церкви. Заболев, М. рекомендовал поставить на кафедру мораванина Горазда ; впоследствии Горазд возглавил борьбу сторонников славянского богослужения с немецким духовенством. По свидетельству Пространного жития, М. был похоронен в соборной церкви, а согласно Проложному житию равноапостольных Кирилла и М.- «о левую страну в стене за олтарем святые Богородиця»,-вероятно, в кафедральном соборе столицы Вел.

http://pravenc.ru/text/2563094.html

Весьма почитается православными в Чехо-Словакии также святой Прокопий Сазавский. Блаженнейший митрополит Дорофей называет его светилом чешского народа, искренним патриотом, верным стражем Кирилло-Мефодиевского наследия и величайшим подвижником 622 . Родился святой Прокопий около 985 года в Чехии и с малых лет отдан был на служение Богу при храме святого Климента на Вышеграде, построенном князем Борживоем и освященном святым Мефодием. Здесь Прокопий духовно возрастал и с любовью изучал славянские священные книги. За его особое благочестие духовенство и паства хотели избрать его настоятелем храма святого Климента, но святой Про- —240— копий, стремясь к отшельничеству, не принял этой чести. После кончины супруги он, как свидетельствует предание, посетив некоторые славянские монастыри, поселился в уединенной пещере возле реки Сазавы. Здесь он построил часовню, которую освятил в честь Пречистой Девы Марии. В 1032 г. чешский князь Олдржих, любивший богослужение на славянском языке, разрешил святому Прокопию построить в месте уединения монастырь, в котором бы воспитывались иноки в духе Православия. Новооснованный монастырь был заселен славянской братией. Первым игуменом был избран сам святой Прокопий. Он оставался настоятелем обители до своей кончины. Память святого Прокопия – 16 сентября ст. ст. С первых же дней бытия Сазавский монастырь стал хранителем Кирилло-Мефодиевских идей. Святой Прокопий сделал его центром восточной иконописи, архитектуры и славянской письменности. Сам святой Прокопий и братия обители переписывали Евангелие, Псалтирь и иные церковные славянские книги и распространяли их среди народа. Богослужения монастырские, совершавшиеся на славянском языке, а особенно славянское пение, привлекали множество людей. Возрастание славы Сазавского монастыря, а вместе с этим и распространение восточного славянского обряда не давали покоя католикам-немцам, которые путем интриг добились в конце 1096 г. изгнания славянских монахов. Место их заняли – при помощи государства – латиняне. Новоизбранный игумен Детгарт приказал уничтожить все славянские богослужебные книги. До первой мировой войны в монастыре хранилось лишь Евангелие, написанное, по традиции, собственноручно святым Прокопием, во время войны и этот шедевр был уничтожен 623 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Следующим шагом в укреплении первой славянской Церкви было поставление своего епископа. По просьбе князя Коцела в 870 г. в Риме Папа Адриан II рукоположил Мефодия во епископа Паннонского. Таким образом, на территории Паннонии возникла самостоятельная епархия, непосредственно подчиненная Риму. Вторая половина IX в. была временем борьбы за власть между папами и провинциальными митрополитами 34 . Зальцбургский архиепископ Адальвин не признал решения Папы и предъявил Мефодию обвинение в том, что он на чужой земле без согласия немецкого короля и архиепископа правит Церковью. В 870 г. немецкие епископы устроили суд над Мефодием, затем вместе с немецким королем пленили его. В течение двух с половиной лет (до 863 г.) он содержался в тюрьме в Швабии в очень тяжелых условиях — есть свидетельства, что в отношении него применялись избиения и пытки. Узнав об этом, в 873 г. Папа Иоанн VIII (872—882 гг.) направил своего легата епископа Анконского Павла в Германию с повелением наложить запрещение (интердикт) на все немецкое духовенство и остановить службы по всей Германии, если Мефодия не освободят из заточения: «…чтобы все епископы короля не пели мессы, то есть службы, пока его (Мефодия) держат» 35 . Святителя Мефодия освободили и, отпуская его к Коцелу, пригрозили уже самому князю: «Если будет он у тебя, не избавишься от нас по-доброму» 36 . В это время в Моравии правил Святополк, свергнувший князя Ростислава в 870 г. В 874 г. немецкое духовенство было изгнано с Моравских земель, и архиепископ Мефодий стал главой Моравской Церкви. Мефодий налаживал службу на славянском языке, рукополагал священников, усердно занимался обращением и просвещением славян, посещал сельские местности, где было сильно укоренено язычество, преследуя языческие нравы и суеверия с «неутомимой и самой непреклонной ревностью» С. 29]. «С этого же дня начало сильно расти учение Божье, а духовные стали умножаться во всех градах, а язычники — верить в истинного Бога, отрекаясь от своих заблуждений» 37 . В тексте Жития сказано, что свт. Мефодий окрестил князя вислян (одного из польских племен). Существует также версия о крещении Мефодием чешского князя Борживоя С. 26].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Все это способствовало массовому крещению народа. Именно Моравия и Чехия становятся для славянских Православных Церквей прародиной их христианской культуры. В 867 г. святому Кириллу удается создать на этих землях отдельную архиепископию, подчиненную Риму. Вскоре после этого в 869 г. святой Кирилл скончался в Риме. Св. Мефодий и славянские ученики св. Кирилла были рукоположены в священные степени папой Адрианом и отправлены в Паннонию по просьбе местного князя Коцела Блатенского. Вскоре по просьбе того же князя св. Мефодий был поставлен во епископа Паннонского. Паннония была изъята из власти баварских епископов латинского обряда и напрямую подчинена Риму. Это вызвало недовольство немецкого клира и феодалов, которые взяли Мефодия под стражу и заключили его в темницу в Швабии. Святитель вышел на свободу через два с половиной года. После этого св. Мефодий вновь был отправлен в Моравию папой Иоанном VIII. Здесь у власти находился князь Святополк, племянник св. Ростислава, свергнувший своего дядю с престола. Св. Ростислав был ослеплен и посажен немецкими князьями в тюрьму, где и скончался. Однако вскоре Святополк порвал с немцами и стал поддерживать славянское богослужение. При его покровительстве св. Мефодий продолжил миссионерские труды своего брата. Святой много путешествовал по Великоморавской державе, крестил народ и ставил священников из славян. В 874 г. чешский князь Борживой (Боривой), его жена Людмила и двое их сыновей приняли святое крещение от равноапостольного Мефодия. Мефодий провел в Чехии около года, освятив здесь первые христианские храмы и поставив для чехов несколько священников. Последующий разрыв «Мефодиевской Церкви» со Вселенским Престолом привел к затуханию Православия в Чехии, чему в большой мере способствовала деятельность немецкого духовенства. После смерти равноапостольного Мефодия в 885 г. все православные храмы в стране были разрушены. Ученики святых братьев были вынуждены уехать в славянские православные страны — Болгарию, Македонию и Сербию. Только в Восточной Словакии в Пряшеве удержалась православная церковная организация.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Святая Людмила Чешская – Как вы работали над книгой о главных чешских святых? – Когда я занялся этой темой, выяснил, что на русском языке ничего значительного не выходило, ряд изданий представлял собой что-то вроде брошюрок. Хотя в Чехии выходило много разных книг. Мне пришлось пойти своим обычным путем: я просто перелопатил огромное количество литературы. Почти выучил чешский язык, работал с источниками на немецком, французском и других европейских языках. Мне помогали многие. Например, русские эмигранты, сотрудники Национальной библиотеки в Праге. Они допускали меня туда, куда другим было весьма трудно попасть. Еще один пример: тогдашний чрезвычайный и полномочный посол Чехии в России Владимир Ремек (кстати, летчик-космонавт, Герой России и Чехии) поддержал издание книги на русском языке. Когда я был в Чехии, то специально ездил по разным местам, связанным со святой Людмилой, посещал Пшов – город, где она родилась, Тетин, где она была убита, молился в базилике святого Георгия в Пражском Граде, где лежат ее мощи. Жития святых часто основаны на малом количестве фактов: цепляешься за каждую деталь, за каждый намек, за каждую находку, чтобы материал стал более насыщенным и интересным. Я убедился: чехи настолько почитают святую Людмилу и Вячеслава Чешского, что ты всюду можешь встретить какие-то достопримечательности, посвященные им: храмы, музеи, скульптуры, картины. Напомню, что святое крещение Людмила и ее муж Борживой приняли у равноапостольного Мефодия, который вместе с равноапостольным Кириллом создавал славянскую письменность. Можно отметить, что именно Мефодий так сильно повлиял на Людмилу, что она стала непреклонной в своей вере, стараясь жить по евангельским заповедям. – Людмилу Чешскую называют покровительницей бабушек, воспитателей и учителей. Вы как-то празднуете день ее памяти, поздравляете знакомых с именинами? Чехи настолько почитают святых Людмилу и Вячеслава, что ты всюду можешь встретить какие-то достопримечательности, посвященные им – У меня 27 сентября, на Крестовоздвижение, когда мы вспоминаем Константина и матерь его Елену, – день рождения. Кстати, в этот день родился и один из моих внуков. Потом 29 сентября – день святой Людмилы, это именины моей сестры. А 30 сентября – Вера, Надежда и Любовь. Эта последовательность праздников имеет для меня важное значение: в конце сентября мы вспоминаем о том, что каждый христианин несет свой крест и строит семью как малую церковь, следуя евангельскому идеалу.

http://pravoslavie.ru/156333.html

Так, в 874 году мы встречаем образование особого графства или жупанства, Дудлеба, с главным городом Петтау, подчиненного графу Гозвину; область этого жупанства состояла из Нижней Паннонии и простиралась до самого Блатенского озера, составляя часть Хорутании. Из этого обстоятельства смело можно заключить, что Коцела не было уже в живых, что власть непосредственная перешла к Карлманну, верховному правителю Хорутании, и, быть может, тогда уже предоставлена была им незаконному его сыну, Арнульфу. Единственно этим переходом господства над Паннонией в немецкие руки и объясняются самовольные действия зальцбургского духовенства в области Мефодиевой еще в 874 году. Действительно, по словам летописца, в упомянутом году архиепископ Теотмар святил церковь в Петтау, в графстве Гозвина 327 . Что же папа? Восстал ли он против нарушения прав законного, им же утвержденного иерарха? По крайней мере выразил ли он чем-нибудь свое недовольство? Источники не говорят ни одного слова, а Мефодий, вероятнее всего, в это же время по нужде переселяется в Моравию 328 . Такое переселение, ввиду смерти Коцела и дерзкого невнимания к правам законного архиепископа со стороны немцев при равнодушии верховной власти церковной, ввиду полной самостоятельности Святополка Моравского, весьма знаменательно и невольно заставляет ставить действия папы в тесную зависимость от политического положения страны. Таким образом, в самом начале высвобождения своего из неприязненных рук немецких Мефодий увидел область свою, столь обширную по назначению, ограниченною в действительности лишь одною Моравией. Жизнеописание Мефодия в точности передает характер его деятельности в Моравии. Она состояла не только в истинном просвещении уже крещенного народа, не только в умножении церквей и расширении богослужения, но и в привлечении к христианству новых народов в лице их представителей – князей. К этой поре следует отнести обращение Мефодием князя в Вислех, тогда же, без сомнения, до третьего путешествия его в Рим, совершилось и крещение чешского князя Борживоя с женою Людмилою 329 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, соображая все сказанное о разъяснении римского взгляда на Кирилла и Мефодия в первые два с половиною века после них, мы неизбежно должны прийти к следующим несомненным и положительным заключениям: а) что славянские просветители оставались во все время своего пребывания в западном патриархате верными и неуклонными последователями православной церкви восточной не только в догматической ее части, но и в обрядовой и что составленный ими перевод и установленная служба были безусловно чужды всех отступлений и нововведений западных; б) при таком положении своем они не могли не вызывать со стороны блюстителей церковных порядков Запада недовольства и преследований; всматриваясь в эти преследования, невольно поражаешься зависимостью напряженности их от упрочивавшегося разъединения обеих церквей, восточной и западной: чем ближе время к первым зачаткам этого разъединения, чем менее, следовательно, было ясности и определенности в чертах раздела, тем осторожнее и мягче отзыв Рима и о солунцах и о их учении, тем неустойчивее и отношения к ним его первосвященников, как при Адриане II и Иоанне VIII. Но по мере того, как отдельные пути церквей расходились все дальше и дальше, как нововведенные и нововводимые особенности римской церкви приобретали все больше и больше догматической силы и законности, отрезавши, наконец, ее резкою границею от восточной, и взгляд на Кирилла и Мефодия, естественно, должен был получать больше определенности и враждебности, как под пером Стефана, Иоанна Х и Иоанна XIII, достигши при Александре II отождествления их с еретиками. Не забудем, что этот сильнейший тон обвинения совпадает по времени с последним моментом церковного разрыва при византийском патриархе Михаиле Керуларии в 1053 году. К такому же убеждению в свойствах славянской службы и в отношениях Кирилла и Мефодия к Греции приводят нас и соображения о судьбах наследия солунцев в Чехии, князь которой, Борживой, как замечено нами выше, был лично крещен Мефодием. Считаем лишним останавливаться на доказательствах того, как в первое время христианства в чешской стране господствовало исключительно славянское богослужение в духе и смысле православно-восточного учения славянских просветителей, как сильно и могущественно было оно и в то даже время, когда с половины, особенно с конца X столетия, латинство успело завлечь на свою сторону высшую светскую власть и организовать, в лице епископа, высшую свою иерархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010