радуйся, лютаго демонскаго рабства избегшая. Радуйся, богатство земное ни во чтоже вменившая; радуйся, от юности идолослужение презревшая. Радуйся, руками убогих сокровища твоя горе предпославшая; радуйся, идолослужительныя люди к Истинному Богу призвавшая. Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших. Кондак 3 Сила благодати Божия осени тя, блаженная Людмило, егда приясте Святое Крещение с супругом твоим Боривоем (Борживоем), князем чешским, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Таяже сила Божия осени тя ко благочестию и научи тя славити Единаго Бога и воспевати Ему: Аллилуия. Икос 3 Имущи неоскудное милосердие ко всякому человеку, но более к присным, святая блаженная княгине Людмило, в страсе Божием воспитывающи чада твоя, явилася еси добрая прамати внука твоего, святаго князя Вячеслава, воспитавши его во благочестии; помози и нам, мученице Христова, прейти сие земное поприще во благом делании, да величаем тя звании сими: Радуйся, блаженная мати Людмило, мученице Христова; радуйся, понесшая вдовство твое благочестно и преславно. Радуйся, по смерти князя, супруга твоего, воли Божией предавшаяся; радуйся, яко и нам помощница являешися в скорбех наших. Радуйся, в нуждах наших обращатися к Богу нас научающая; радуйся, внука твоего, святаго князя Вячеслава, в истинах веры воспитавшая. Радуйся, яко и той прият мученическую кончину, якоже и ты, прамати его; радуйся, яко вам за сие уготовано сокровище вечных благ. Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших. Кондак 4 Бурею одержима помышлений злобных, нечестивая невестка твоя смятеся зело, видевши тя верную рабу Христову, в вере и благочестии просвещающую страну Чешскую, низлагающую идольския храмы и созидающую христианския, во еже славословити Трисвятое Имя Божие и пети хвалебную песнь Тому: Аллилуия. Икос 4 Слышавши от святаго равноапостольнаго Мефодия, архиепископа Моравскаго, слово о чистоте, посте, молитве и о всех добродетелех, христианом подобающих, прияла еси в сердце свое, и за сия добродетели возлюби тя Господь и даде ти крепость и силу. Темже и нас научи, блаженная Людмило, заповеди Господни исполняти и тебе величати:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

В ближайшие годы в Словакии запланирована реформа по отделению Церкви от государства. Верующие не привыкли делать пожертвования. Они привыкли к тому, что платят налог на Церковь. Что станет с храмами, монастырями, которые лишатся пусть мизерных, но регулярных дотаций? Пока ответа на этот вопрос у священнослужителей нет. Ковчег с частицей мощей святой мученицы Людмилы, хранящийся в храме святителя Николая в Котельниках Раз в год – 29 сентября (16 сентября по ст. ст.), в храме святителя Николая в Котельниках собираются сотни женщин. Большинство из них носят одно и то же имя – Людмила. Церковь в Котельниках – единственный храм в Москве, в котором хранятся мощи мученицы Людмилы. 29 сентября отмечается память мученицы Людмилы – святой покровительницы Чехии. Подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве – единственный храм в городе, в котором хранятся мощи этой святой. Святая мученица Людмила была супругой первого чешского князя-христианина Борживоя I. Княжескую чету крестил сам епископ Мефодий Моравский, вместе с братом Кириллом создавший славянскую азбуку. Икона святой мученицы Людмилы храма святителя Николая в Котельниках Святая Людмила правила страной вместе с мужем на рубеже IX–X веков. При жизни святая Людмила была благочестивой христианкой, воспитала в христианских традициях своего внука Вячеслава, впоследствии ставшего правителем Чехии и также канонизированного. Благочестие княгини не пришлось по нраву ее невестке Драгомире, которая организовала убийство свекрови. По приказу Драгомиры княгиню Людмилу задушили ночью в ее собственных покоях. Княгиню канонизировали в XII веке. От ее мощей были зафиксированы множественные исцеления и чудеса. Святая Людмила почитается как покровительница Чехии. Считается, что она помогает девушкам и женщинам в семейных неурядицах. Кроме мощей святой Людмилы Чешской в храме хранятся мощи патрона Чехии святого Вячеслава Чешского , святителя Николай Чудотворца, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, чудотворцев, великомученика Георгия Победоносца.

http://pravoslavie.ru/73353.html

Святая Людмила была женой князя Борживоя и вместе с ним приняла около 874 г. крещение от святого Мефодия. Борживой недолго жил после крещения, и великий труд по утверждению православного учения в Чехии пал на княгиню Людмилу. Вместе со своим мужем и после его кончины она строила храмы, заботилась о священниках, поддерживала всех труждающихся и обремененных. Когда умер ее сын, законным наследником престола стал ее внук Вацлав, за воспитанием которого Людмила усердно следила. Но мать Вацлава Драгомира, предполагая, что Людмила оказывает влияние на Вацлава и на правительство страны не в ее пользу, с помощью двух бояр задушила ее в замке Тетине. Святую Людмилу как первую славянскую мученицу почитают все православные славяне (16 сентября ст. ст.). В Римско-Католической Церкви ее память чтят только чехи. В ноябре 1999 г. Блаженнейший Митрополит Чешских Земель и Словакии Дорофей принес в пределы Русской Православной Церкви ковчежец с частицей святых мощей мученицы Людмилы. Принимая святую частицу в храме святителя Николая, что в Котельниках г. Москвы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «Эта великая угодница Христова широко почитается православными русскими людьми, многие из которых носят ее имя и молятся ей как своей небесной покровительнице» 621 . —239— Святой Вацлав, внук святой княгини Людмилы, родился около 907 года. Святая Людмила смогла посеять в душе отрока добрые семена веры Восточной Православной Церкви. После смерти отца святой Вацлав, еще будучи юношей, стал правителем страны. Чешские историки свидетельствуют, что он жил согласно вере православной, с любовью творил добрые дела, запрещал причинять людям обиды, строил храмы, в числе которых и храм святого Вита в Праге. Святой Вацлав старался защищать целостность своего государства мирными средствами. Когда против него выступил князь Злицкий Ратибой, он пытался уговорить его не проливать кровь подданных. Брат святого Вацлава Болеслав, стремившийся захватить власть, пригласил его в свой замок на освящение домового храма и, когда Вацлав шел в храм на утреннее богослужение, Болеслав со своей дружиной убил его. Спустя три года останки святого Вацлава были перенесены в Прагу и погребены в храме святого Вита (память 4 марта и 28 сентября ст. ст.). Осенью 2001 г. – в день памяти св. Вацлава – архивпископ Пражский Христофор передал привезенную из Праги по благословению Блаженнейшего митрополита Чешских Земель и Словакии Николая частицу св. мощей св. Вацлава храму во имя святителя Николая в Котельниках.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЮДМИЛА Мц. Людмила Чешская. Икона. XXI в. (Владимирский скит Валаамского мон-ря) Мц. Людмила Чешская. Икона. XXI в. (Владимирский скит Валаамского мон-ря) (Ок. 860-921), мц. (пам. 16 сент.; пам. зап. 16 и 21 окт.), кнг. Чешская. Житие Л., не сохранившееся до наст. времени, написано в сер. 70-х гг. X в., когда было создано Пражское еп-ство, нуждавшееся в своих святых покровителях. К такому заключению пришли исследователи, изучавшие материалы, посвященные Л. Лит. образцом для этого Жития послужило Житие Эммерама (Имрама), баварского святого из Регенсбурга. Извлечениями из этого несохранившегося Жития стали краткое Житие Л., начинающееся словами «Fuit in provinciae Boemorum», и Житие Л. в составе древнерус. Пролога. Более широко этот источник был использован в сочинении 90-х гг. X в.- «Кристиановой легенде» , где текст источника подвергся стилистической переработке. Сведения о Л. содержатся также в Житиях ее внука, св. Вацлава (Вячеслава): в Житии, начинающемся со слов «Crescente fide», написанном в кон. X в. мантуанским еп. Гумпольдом, и в «Легенде Никольского» - компиляции XI в. в числе источников которой, как полагают исследователи, был более полный текст «Crescente...». Важные сведения содержит и слав. Житие св. Вацлава, сохранившееся в древнерусских списках. Мч. Людмила Чешская. Роспись в часовне ц. вмч. Георгия в Праге. XIV в. Мч. Людмила Чешская. Роспись в часовне ц. вмч. Георгия в Праге. XIV в. В легенде «Fuit...» указано, что Л. умерла на 61-м году жизни, следов., она родилась ок. 860 г. В источниках сведения о ее происхождении расходятся. В «Кристиановой легенде» говорится, что она была дочерью Славибора, князя племени «пшован» (на территории совр. Чехии, в районе г. Мельник), в проложном Житии Л.- дочерью сербского князя, правителя лужицких сербов. По мнению исследователей, она вступила в брак с Борживоем, князем племени чехов, в сер. 70-х гг. IX в. Борживой был крещен равноап. Мефодием при дворе Святополка Великоморавского, по-видимому, в нач. 80-х гг. IX в. Вместе с ним или вскоре по его возвращении в Чехию крестилась и Л. Источники сохранили мало сведений о жизни Л. в годы правления Борживоя (ум. до 890), а затем сыновей его и Л.- Спитигнева и Вратислава I. Отмечаются лишь ее благотворительность, на которую уходили доходы от выделенного ей имущества, и ее покровительство священникам, из к-рых особенно близким к Л. был пресвитер Павел.

http://pravenc.ru/text/2561064.html

Лат. житие мучеников было составлено на рубеже VI-VII вв., впосл. оно было переведено на греч. язык. Слав. пространное житие В., М. и К., представленное древнерус. списками, в т. ч. домонг. времени, переведено с латыни в Вел. Моравии не позднее 885 г. (мнение М. Пельца) или, согласно наиболее распространенной т. зр., в Чехии в X в. ( Kappel. S. 73-85). В южнослав. традиции не известны ни полный текст памятника, ни его сокращения. Скорее всего житие было заимствовано древнерус. книжниками через посредство чеш. лит-ры. В последнее время выявлены списки лат. жития В., наиболее близкие этому слав. переводу. Пространное житие В., М. и К. помещено в Успенском сборнике кон. XII - нач. XIII в. (Л. 124-130) под датой 16 мая. Житие в составе древнерус. нестишного Пролога 2-й редакции является сокращением пространного и включено в него, вероятнее всего, в 1-й пол. XIII в. (текст сохр. в списках со 2-й пол. XIV в.- ГИМ. Син. 246). Самостоятельным сокращением этого первоначального перевода является, по-видимому, краткое житие в составе службы В., содержащееся в отрывке глаголического Святотомашевского бревиария кон. XIV в., опубликованное и исследованное Й. Вайсом (впрочем, Ф. В. Мареш сомневается в том, что кириллический и глаголический тексты восходят к единому старослав. архетипу, и скорее склонен считать их самостоятельными переводами). Сокращение было сделано, очевидно, ок. сер. XIV в. по заказу имп. Карла IV в Эммаусском мон-ре в Праге для бревиария, включавшего службы всем святым, покровителям Чехии ( Турилов. 1992. C. 411, 414). В зап. мартирологах и в ряде греч. синаксарей память В., М. и К. отмечается 15 июня. Хотя их память отсутствует в визант. календарях к-польского происхождения (Типикон Великой ц. IX-X в., Синаксарь К-польской ц. X в., Минологий Василия II кон. X - нач. XI в.), однако сохранилось 2 канона на греч. языке, составленных в честь этих мучеников ( Minisci. P. 305-316; AHG. T. 10. P. 73-85). Почитание В. у славян и на Руси Из Саксонии культ В. распространился в Центр. Европе. Начало почитания В. у славян относится к великоморавскому периоду. Видимо, уже в кирилло-мефодиевскую эпоху (посл. четв. IX в.) близ Старе-Места (предполагаемая столица Велеград) была построена ц. во имя Вита ( Hruby. S. 191-196). В житии св. Вячеслава , написанном в сер. XIV в. имп. Карлом IV, с этим храмом связывается Крещение чеш. кн. Борживоя и его жены св. Людмилы (MMfh. 1967. Т. 2. Р. 298). По мнению ряда исследователей, распространению культа В. в Вел. Моравии могло способствовать пребывание равноап. Мефодия в заточении в мон-ре Элльванген в Швабии (по др. версии, в мон-ре Райхенау), покровителем к-рого почитался этот святой.

http://pravenc.ru/text/158860.html

Содержание «капитульной легенды» таково. И. Ч. был сыном св. Стефана, кор. Венгерского. Стремясь к пустынническому житию, он ушел из дома и, чтобы родные его не нашли, неск. раз переходил с места на место. Найдя уединенную пещеру у подножия горы в лесной чаще в Чехии, он решил поселиться здесь. Однако на него ополчились злые духи, стремившиеся прогнать отшельника с этого места. Не имея сил сражаться с бесами, И. Ч. решил покинуть пещеру. Когда он отошел от пещеры, ему явился св. Иоанн Креститель и, вручив И. Ч. крест, сказал: «Возьми этот крест, данный тебе от Бога, и возвратись на место, в котором живешь, и силой этого креста не только победишь всех противников, но и изгонишь их всех с того места». Также св. пророк предсказал И. Ч., что в будущем он встретится с чеш. кн. Борживоем, и заповедал передать тому, что Бог повелевает построить над пещерой храм. Вернувшись в пещеру, И. Ч. с помощью данного ему креста изгнал демонов. Однако один из злых духов принял образ льва и набросился на И. Ч. Он кинул ему в пасть крест, и злой дух прошел сквозь каменную стену, оставив отверстие в скале, к-рое видно «и до сего дня». После этого И. Ч. уже не покидал пещеру; подвижник питался молоком лани, к-рая ежедневно приходила к подножию горы. Далее следует рассказ об охоте кн. Борживоя, во время к-рой он встретился со св. отшельником. В эпизоде упоминается, в частности, что князь со своей супругой св. Людмилой жил в граде Тетин. Во время беседы И. Ч. сообщил Борживою, что происходит из венг. королевского рода и, взяв с князя обещание никому не сообщать об их встрече, заповедал в будущем построить над пещерой храм во имя св. Иоанна Крестителя. Однако, вернувшись домой, Борживой рассказал о чудесном происшествии своей супруге Людмиле. Княгиня тайно пришла к пещере и уговорила И. Ч. посетить Тетин. На обратном пути И. Ч. сел отдохнуть на камень. Пастухи, пасшие неподалеку коней, увидели странного человека с длинными волосами и стали смеяться над ним, а один из них бросил в святого камень, к-рый попал И. Ч. в голову. Следы пролившейся крови сохранились на камне, впосл. камень был перенесен в храм, построенный над пещерой И. Ч. Один из местных крестьян сжалился над И. Ч. и дал ему коня, чтобы тот быстрее добрался до пещеры. Приехав к своему жилищу, святой повелел коню вернуться домой. В тексте упоминается, что животное возвратилось к хозяину более красивым.

http://pravenc.ru/text/471553.html

Около 889 г. князь Борживой умер, оставив после себя несколько дочерей и двоих малолетних сыновей – Спытигнева и Вратислава. Это был критический момент для чехов: поведи себя Людмила, принявшая власть де факто, неправильно – и на этом существование династии Пршемысловичей закончилось бы. Однако ей удалось выстроить политические отношения с моравским князем и удержать Чехию для своих сыновей. После смерти Сватоплука в 894 г. начался распад Великоморавской державы, и Чехия снова вышла из ее состава – чтобы тут же попасть под влияние немецкого короля Арнульфа. За несколько лет своего регентства Людмила совершила еще одну крайне важную вещь: сохранила в Чехии славянское богослужение. После смерти святого Мефодия его ученики были изгнаны из Моравии, вся Богемия испытывала сильное влияние Римской церкви. Однако стараниями Людмилы, а затем ее внука Вацлава (Вячеслава) в Чехии сохранялось определенное религиозное равновесие, и уже в X в. аббатиса Млада сумела добиться независимости Пражского епископства от Регенсбургского диоцеза. Славянское богослужение в Чехии продолжалось до начала XII в., и даже в XIV-XV вв. важную роль в духовной жизни страны играл Эмаусский монастырь, где служили «на слованех». Именно стремление к возрождению богослужения на славянском языке стало одной из главных причин гуситских войн XV в. Гуситы искали союза с Восточной Церковью, и только завоевание Константинополя турками привело к тому, что переговоры были прерваны и гуситы обратились к союзу с немецкими протестантами. Касательно правления сыновей Людмилы хронисты сильно противоречат друг другу – документальных свидетельств этого периода почти не сохранилось. Старший сын Людмилы Спытигнев правил Чехией приблизительно 20 лет. После его смерти на трон взошел младший – Вратислав, человек добрый и религиозный, но слабохарактерный, во всем потакавший своей жене Драгомире, происходившей из языческого племени лютичей. Выйдя замуж за Вратислава, Драгомира вынуждена была принять христианство, однако, судя по всему, крещение было для нее лишь необходимой формальностью. Исторические хроники описывают ее как женщину властолюбивую, жестокую и необузданную в своих желаниях.

http://pravmir.ru/muchenica-lyudmila-pok...

Мн. исследователи связывают с его деятельностью составление «Закона судного людем» , в к-ром с использованием материалов «Эклоги» , свода визант. законов VIII в., устанавливались суровые церковные и светские наказания за нарушение христ. норм семейных отношений. Кн. Святополк и его дружинники, недовольные действиями св. Мефодия, предпочли нем. священников. Они следовали практике каролингской Церкви, налагавшей менее суровые наказания, а также служили мессу на лат. языке. Ободренные этим, нем. священники во главе с Вихингом вернулись в В. М. после заключения мира между Святополком и восточнофранк. кор. Людовиком Немецким и отказывались повиноваться архиеп. Мефодию. Они обвиняли его в ереси, потому что Мефодий не признавал дополнения «и от Сына» (Filioque), внесенного франк. Церковью в текст Символа веры. Кроме того, они выступали и против богослужения на слав. языке. Эти обвинения по адресу равноап. Мефодия кн. Святополк переслал в Рим. Споры были урегулированы во время поездки архиеп. Мефодия и Вихинга в Рим весной 880 г. Папа Иоанн VIII буллой от июля 880 г. признал правоверность равноап. Мефодия, одобрил практику богослужения на слав. языке и предписал всем духовным лицам на территории В. М. подчиняться власти архиепископа, Вихинг стал одним из епископов под властью Мефодия. С пастырской деятельностью св. Мефодия был связан его перевод на слав. язык т. н. «Синагоги Иоанна Схоластика». Этот сборник церковных канонов, составленный Патриархом К-польским Иоанном III Схоластиком, должен был служить руководством при решении церковных дел на территории Моравской архиепископии. В годы правления кн. Святополка под его властью находился ряд соседних языческих народов, поэтому встал вопрос о христ. миссии среди них. Достаточно ранняя и достоверная традиция говорит о крещении равноап. Мефодием в нач. 80-х гг. IX в. кн. племени чехов Борживоя . Посланный свящ. Кайх основал первый христ. храм на территории племени в Леви-Градце. Булла Иоанна VIII лишь на время прекратила столкновения между архиеп. Мефодием и его нем. противниками. Уже в 881 г. св. Мефодий жаловался папе Римскому на неповиновение еп. Вихинга, Иоанн VIII обещал провести расследование, но до этого дело не дошло. В сер. 80-х гг. IX в. нем. духовенство в В. М. снова обвинило архиеп. Мефодия в том, что он отвергает текст Символа веры, принятый во франк. Церкви, вводит правосл. обычаи и совершает богослужение на слав. языке. Опираясь на полномочия, предоставленные ему папой Иоанном VIII, равноап. Мефодий отлучил своих противников от Церкви.

http://pravenc.ru/text/150061.html

Так устанавливалась внутренняя связь всех трех рассказов. «Всеопределяющее значение крыжовника в жизни Николая Ивановича Чимша-Гималайского только один из бесконечно разнообразных видов власти обыденщины, один случай футлярной жизни, так широко захваченной в произведениях Чехова», – писал Волжский. В рассказе «О любви» «жестокая бессмыслица жизни исковеркала хорошую, искреннюю любовь Алехина, – везде Чехов „объясняет каждый случай в отдельности, не пытаясь обобщать“, но независимо от намерения художника или даже вопреки ему общая картина жизни, как она изображена в его произведениях, содержит в себе огромную „общую идею“, величайший творческий синтез» (стр. 72–73). О. Р. Васильева уже 15 июля 1898 г. спрашивала Чехова, где она может найти новый его рассказ «Человек в футляре» для перевода на английский язык. В следующем письме (9 августа) она просила прислать ей оттиск. Судя по ее письму от 8 сентября 1898 г., Чехов послал ей оттиск из «Русской мысли». Затем она перевела «Крыжовник», «О любви», но и спустя два года извещала, что еще не послала ни в какую редакцию свой перевод, прося Чехова посоветовать, куда ей обратиться. Осенью 1898 г. к Чехову обращался Борживой Прусик с той же просьбой – прислать для перевода на чешский язык все три рассказа. Чехов находился в то время в Ялте (письмо от 2 октября 1898 г.) и хотя обещал прислать рассказы «после», когда вернется домой, он этого, вероятно, не сделал. Б. Прусик увлекся переводами пьес Чехова для театральных постановок, а потом переводил рассказы по начавшему выходить в 1899 г. марксовскому изданию. Немецкий переводчик О. П. Бук сообщал в декабре 1898 г. из Гейдельберга, что приступил к переводу серии повестей и рассказов, начал с «Человека в футляре» и просил разрешения на публикацию в берлинской издательской фирме Фишера. В начале 1900 г. Чехову писал из Николаева Херсонской губернии А. В. Гурвич – просил разрешения перевести на еврейский язык рассказы «Человек в футляре» и «О любви» и поместить их в сборнике, издаваемом в память еврейского «народного пролетарского поэта» Михаила Гордона (письмо 4 февраля 1900 г. – ГБЛ). Ответ Чехова неизвестен, но он был благоприятным: спустя три года Гурвич вспоминал об «отзывчивости», с какой Чехов отнесся к его прежней просьбе (письмо от 24 августа 1903 г. – ГБЛ).

http://predanie.ru/book/221173-rasskazy-...

Vaillant 1968 – Vaillant A. Textes vieux-slaves. Vols. I–II. Paris, 1968. Список сокращений BS=Byzantinoslavica. Praha, 1929 –. CM=Cyrillomethodianum. 1971 –. MMFH=Magnae Moraviae Fontes Historici. Brno, 1966 –. PB=Paleobulgarica. Sofia, 1977 –. SF=Slavistische Forschungen. ТОДРЛ=Труды Отдела древнерусской литературы Пушкинского дома АН. Скурат К.Е. Чешских земель и Словакии Православная Церковь: [Исторический очерк Православной Церкви Чешских земель и Словакии]//Богословский вестник 2003. Т. 3. 3. С. 165–193 —165— История поместных церквей 1. Основание Церкви и её состояние в средние века: начало христианства на территории современных Чехии и Словакии; деятельность святых братьев Кирилла и Мефодия; борьба «Мефодиевской Церкви» с католической пропагандой; оппозиция латинизму со стороны гуситов; действия католиков после белогорской битвы Начало христианства на территории современных Чехии и Словакии относится к первым десятилетиям IX в. Однако массовое крещение началось в 863 г., со времени прибытия в Моравию святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, направленных сюда византийским императором Михаилом III и патриархом Константинопольским Фотием по просьбе Моравского святого равноапостольного князя Ростислава и народа. Около 874 г. чешский князь Борживой и его жена Людмила приняли крещение от святого Мефодия. Проповедь святых Кирилла и Мефодия и их учеников простиралась на теперешние Чехию и Словакию и на соседние страны. Святые братья создали славянскую азбуку и перевели на славянский язык с греческого Священное Писание , богослужебные и канонические книги Восточной Церкви. Так было положено основание славянской письменности и культуры. Ученики святых Кирилла и Мефодия ушли впоследствии с про- —166— поведью христианства на восток, юг, к другим славянским народам. Моравско-Паннонская архиепископия, основанная святым Мефодием, входила в ведение Восточной Церкви. Усердно занимаясь миссионерской работой, святые братья готовили кадры духовенства из местного населения и представляли своих моравских учеников Константинопольскому патриарху для рукоположения в священный сан.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010