Конфликты с франкским духовенством обострились после прихода к власти племянника Ростислава – Святополка, при котором в Моравии возобладало немецкое влияние. Латинско-немецкое духовенство препятствовало распространению славянского языка как языка церкви. Мефодия заточили в швабский монастырь Райхенау и судили, но он оправдался. Тем временем папа Иоанн VIII запретил моравским немецким епископам совершать литургию, пока Мефодий не будет освобождён. Правда, тот же папа в итоге запретил богослужение на славянском языке, разрешив только проповедь. В 874 г. Мефодий был восстановлен в правах архиепископа, продолжал богослужение на славянском языке и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу. В 879 г. немецкие епископы организовали новый процесс против Мефодия. Мефодий отбыл в Рим, блестяще оправдался от всех обвинений и даже получил папскую буллу, разрешающую богослужение на славянском языке. Мефодий продолжил переводческую деятельность. В 80-х годах IX в. он вместе с учениками перевел на славянский язык Ветхий Завет . В 885 г. Мефодий скончался, после чего славянская письменность в Моравии была запрещена, а его ученики во главе с епископом Гораздом были вынуждены бежать в Болгарию и Хорватию. Славянская азбука, созданная братьями, получила распространение в Болгарии, а впоследствии в Хорватии, Сербии и Древнерусском государстве. Созданная в Моравии епархия прекратила свое существование вместе с государственным образованием, павшим под натиском венгров. С Моравской миссией связывали в XII в. крещение и мифического сербо-хорватского государя Светопелека («Летопись попа Дуклянина»). 8. Распространение славянской письменности Из Великой Моравии славянская письменность и христианство распространяются в Чехию и Южную Польшу. В конце X в. в Праге была создана Legenda Christiani, согласно которой верховный князь чехов Борживой был обращен Мефодием в христианство при дворе великоморавского князя Святополка. В Чехии был заложен храм в честь Климента, папы Римского, созданы жития первых славянских святых Людмилы и Вацлава, а Сазавский монастырь сохранял традиции славянского богослужения до XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—237— присутствии президента Словакии. Так как и после интронизации Блаженнейший Николай остался управляющим (непосредственно) Прешовской епархией, то центр Автокефальной Церкви был переведен из Праги в г. Прешов. По справедливому слову архиепископа Пражского и Чешских Земель Христофора, Блаженнейший Николай – «Защитник Православия, выдающийся деятель нашей Церкви, старейший архиерей... В его лице я вижу мученичество и святость Церкви» 620 . 11. Святые, особо чтимые православными Чехии и Словакии Чехо-Словацкая Православная Церковь имеет своих национальных особо чтимых угодников Божиих. Кроме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, весьма почитаемых всеми славянами, чешский народ с благоговением называет имена святого Иоанна Чешского († 883), святого Ростислава князя Великоморавского (пригласил святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Великую Моравию, † 870), святого Горазда I (после смерти святого Мефодия епископ Великоморавский), святых Ангеляра, Климента (епископа Охридского) († 916), Наума (Охридского) и Саввы (ученики святых равноапостольных Кирилла и Мефодия), святой мученицы княгини Людмилы († 927), мученика князя Вацлава (Вячеслава) († 935), святого Прокопия Сазавского († 1053) и священномученика Горазда II († 4 сентября 1942 г.). Святой Иоанн Чешский происходил из могущественного племени полабских славян, именуемых иначе ободритами. Его отец Гостомысл был королем ободритов. В 844 г. Гостомысл погиб во время сражения с войсками императора Людовика Немецкого, находившегося под влиянием латинских священников, принуждавших огнем и мечом полабских славян к латинской вере. После —237— того как собратья святого Иоанна были уничтожены чужеземцами, он ушел в уединение в чешские леса для духовного совершенствования. 42 года подвизался святой Иоанн в лесном одиночестве. На склоне жизни он встретился с чешским князем Борживоем, когда тот однажды, преследуя на охоте раненую лань, пришел к пещере подвижника. По просьбе святого князь прислал к нему священника славянского обряда по имени Павел. С этим священником святой Иоанн ходил в резиденцию князя и там, в храме, причастился Святых Таин под обоими видами. Вернувшись в свое уединение, он вскоре скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Людмила – людям милая. Святая с белым платком Беседа с писателем Константином Ковалевым-Случевским о знаменитой чешской святой Татьяна Медведева 29 сентября – день памяти святой Людмилы Чешской, которую называют покровительницей бабушек, воспитателей и учителей. Эта княгиня сделала очень много для христианского просвещения своего народа, а земной путь завершила мученической кончиной. Что-то очень созвучное есть в ее судьбе и для русского сердца: почитание святой Людмилы в нашей стране началось еще во времена Владимира, Крестителя Руси. Поздравляя всех Людмил с днем Ангела, мы предлагаем нашим читателям беседу с писателем Константином Ковалевым-Случевским, автором книги о чешской святой и ее внуке Вацлаве. Святая великая княгиня Людмила Чешская учит внука, святого Вацлава (Вячеслава). С картины Йозефа Матхаузера, конец XIX – начало XX вв. – Константин Петрович, что самое главное нужно знать о Людмиле Чешской? – Женщин такого масштаба и влияния, как эта правительница Богемии, в истории Средневековья не так много. Вместе с мужем Борживоем I она приняла святое крещение, занималась христианским просвещением чехов, которые жили в язычестве, строила храмы. После кончины супруга великая княгиня Людмила умело управляла государством. Образованная книжница, подвижница, прекрасная мать и бабушка. Она воспитывала своего внука – Вацлава – в христианских традициях. Можно отметить, что с ее судьбой была схожа судьба великой княгини Ольги – первой русской правительницы-христианки, которая была бабушкой князя Владимира, крестившего Русь. Внук святой Людмилы стал ее последователем и также был христианским правителем. При нем Чехия начала расцветать и крепнуть. Туристы, приезжая в Прагу, обязательно приходят на Вацлавскую площадь – там стоит знаменитая конная статуя великого князя Вацлава, он и сегодня считается небесным покровителем чешских земель. В нашей православной традиции мы называем его святой благоверный князь Вячеслав Чешский. – Святая Людмила погибла от руки невестки. В этом семейном сюжете есть особый трагизм и горечь предательства от самых близких людей…

http://pravoslavie.ru/156333.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЯЧЕСЛАВ [лат. Wenceslaus; чеш. Václav] (ок. 907 - 28.09.935), блгв. кн. Чешский (922-935), св. патрон Чехии (пам. 4 марта и 28 сент.). Сын чеш. кн. Вратислава и кнж. Драгомиры из полабско-слав. племени гаволян, внук мц. Людмилы и чеш. кн. Борживоя . Главным источником сведений о В. являются жития. Наиболее ранние из них написаны, по-видимому, в 70-х гг. X в. в связи с учреждением в чеш. столице Праге епископской кафедры. Это легенда «Crescente fide» и первое слав. Житие В. Неск. лет спустя еп. Мантуи Гумпольд на основании материалов, доставленных из Чехии, написал Житие В. по заказу герм. имп. Оттона II (973-983). Ряд важных сведений о В. сохранились также в проложном Житии мц. Людмилы и хронике Видукинда Корвейского (нач. 70-х гг. X в.). Помимо этого, отдельные свидетельства можно извлечь из «Легенды Кристиана», написанной в Праге между 992 и 996 гг. Ее автор, работавший по поручению еп. Пражского св. Адальберта , старался отразить все, что к этому времени было известно в Праге о В. Еще 2 жития В. были написаны в XI в.: первое составлено Лаврентием из Монте-Кассино в 30-х гг. XI в. на основании материалов, полученных из Чехии, и второе -«Легенда Никольского», написанная во 2-й пол. XI в., по-видимому в Сазавском мон-ре в Чехии. В основу этого памятника было положено Житие В., написанное Гумпольдом, с дополнениями из каких-то неизвестных до наст. времени источников. Св. Вячеслав, кн. Чешский. Икона. Кон. XX в. (ц. свт. Николая в Котельниках в Москве) Св. Вячеслав, кн. Чешский. Икона. Кон. XX в. (ц. свт. Николая в Котельниках в Москве) При реконструкции биографии В. возникает ряд трудностей, связанных с тем, что жития часто не дают точной датировки событий жизни В., а имеющиеся немн. хронологические указания истолковываются по-разному. Даже вопрос о годе смерти святого был длительное время предметом научной дискуссии. В наст. время наиболее обоснованными являются датировки событий из жизни В., предложенные Д. Тржештиком, исследователем ранней истории Чехии.

http://pravenc.ru/text/161181.html

Свт. Афанасий Великий 15 мая церковь вспоминает одного из святых отцов – святителя Афанасия, архиепископа Александрийского, жившего в III-IV вв. С детских лет он отличался большим благочестием и стремлением к изучению Священного писания. Патриарх Александр наблюдал за его духовным ростом и со временем посвятил в сан диакона и пресвитера. После смерти патриарха Афанасий в 28-летнем возрасте был избран его преемником. 47 лет святитель управлял Александрийской Церковью, особенно крепкой ее поддержкой он был в годы гонения на христиан. Он мирно скончался в 373 г., оставив после себя многочисленные богословские сочинения. Св. страстотерпцы Борис и Глеб с житием В этот же день вспоминается перенесение в Вышгородский храм мощей святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба , во святом Крещении Романа и Давида, убитых по приказу своего брата Святополка в 1015 г. Св. ап. и евангелист Иоанн Богослов Память апостола и евангелиста Иоанна Богослова празднуется 21 мая. Один из ближайших последователей Иисуса Христа, Иоанн был единственным из учеников, кто не оставил Господа во время Его распятия. Апостол прожил более ста лет, проповедуя Евангелие во многих странах. Празднование установлено в воспоминание ежегодного исхождения в этот день на место его погребения тончайшего розового праха, который собирали верующие для исцелений от различных болезней. Св. ап. и евангелист Иоанн Богослов 22 мая – день перенесения мощей святителя Николая , архиепископа Мир Ликийских, из Мир в итальянский город Бари. Это событие произошло в 1087 г. во избежание осквернения святыни мусульманами. Свв. равноапп. Кирилл и Мефодий Общий день памяти святых равноапостольных учителей словенских Кирилла (Константина) и Мефодия отмечается 24 мая. Братья, родившиеся в греческом городе Солуни, хорошо знали славянский язык и перевели на него многие богослужебные книги. В конце IX в. они установили славянское богослужение в Моравии, при этом Мефодий стал архиепископом Моравии и Паннонии, он же крестил чешского князя Борживоя и его жену Людмилу. В этот день празднуется тезоименитство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

http://pravmir.ru/imeniny-v-mae/

Проведя некоторое время со священником в разговорах на душеспасительные темы, святой Иоанн, сопровождаемый отцом Павлом, пешком отправился в Тетин. Тут была отслужена Божественная Литургия, в которой принял участие и святой Иоанн. Предание повествует о том, что угодник Божий передал князю слова, сказанные некогда Иоанном Крестителем: о том, что поблизости от пещеры должны быть сооружены часовни в честь Святого Креста, во имя Пресвятой Богородицы и святого Иоанна Крестителя. По преданию, князь Борживой послал туда двух священников, и именно он возвел там эти три часовни. Также, согласно преданию, отшельническая жизнь святого Иоанна произвела сильнейшее впечатление на князя Борживоя, укрепила его духовную жизнь, и он приложил немало сил для распространения христианства. Погостив некоторое время у благочестивой княжеской четы, святой отшельник вернулся в свою пещеру, чтобы и дальше вести уединенную жизнь в Боге. Блаженной кончины святой Иоанн удостоился в 909 году от Рождества Христова. Достаточно скоро началось почитание необыкновенного пустынника. Люди из ближайших окрестностей принимали христианское вероисповедание, узнав о подвижническом житии этого человека. Своим примером святой Иоанн способствовал изменению образа жизни как тех, кто жил в то время, так и последующих поколений: он привел и до сих пор приводит людей к душеспасению. Согласно летописи короля Пржемысла Отакара I, пещера, скит, могила с мощами и часовня святого Иоанна перешли в 1037 году во владение Островского бенедиктинского монастыря, который в 1420 году был захвачен и уничтожен гуситами. Мощи святого были надежно спрятаны, но снова обрести их удалось чудесным образом только в 1584 году. В 1661 году итальянским архитектором был возведен новый храм в стиле барокко, но он в результате осадки фундамента разрушился. В 1711 году храм был перестроен архитектором Христофором Диценгофером. Храм, посвященный Иоанну Крестителю, дал имя и поселению, возникшему вокруг него, – Святой Ян под Скалой (Ян – чешский вариант имени Иоанн). И по сегодняшний день в центре храма находится богато украшенное надгробие, в котором почивают нетленные мощи святого Иоанна Отшельника.

http://pravoslavie.ru/132366.html

Наряду со столь поздним удовлетворением западною церковью народной памяти, мы не можем не обратить внимания и на свойство этой памяти, насколько сберегла история следы ее. Как смотрел народ на Кирилла и Мефодия, к какой церкви относил он их, всего лучше явствует из записанного свидетельства чешским летописцем XIV столетия Далимилом и из слов польского иезуита XVII века, заимствованных, разумеется, точно так же из общего взгляда и убеждения еще и в это позднее время. Первый, говоря о крещении чешского князя Борживоя архиепископом Моравским Мефодием, определяет так последнего: Ten arcibiskup Rusin bieše, Mšu svu slovansku sluiešé 525 . Что означает здесь название Русин, Русс? Не может быть и тени сомнения в том, что это не народность, потому что знакомство с греческим происхождением Мефодия не могло быть чуждо Далимилу. Яснее божьего дня, что слово Русин заключает в настоящем случае тот же смысл, какой придавал Руси папа Иоанн XIII в послании к Болеславу II Чешскому, убеждая его не держаться при богослужении секты Болгарии или Руси, какой встречаем мы и в термине русское письмо, русский закон, употребленном, между прочим, в послесловии к глагольской части Реймсского Евангелия в 1395 году для определения начальной кирилловской его половины 526 ; т. е. смысл восточного вероисповедания, неразлучного у славян с кирилловскою письменностью. Следовательно, в XIV веке и в Чехии, а конечно, и в Моравии продолжалось еще сознание о восточноправославном исповедании св. Мефодия. А вот и слова Перемышльского епископа, Пясецкого, иезуита, которого, разумеется, нельзя упрекнуть в пристрастии к Востоку: «Польша и все славянство с ужасом отстраняется от учения и искусств немцев и считает для себя вредным и отбрасывает как подозрительное все, что исходит от них, за исключением разве механических производств. Вследствие чего и христианскую веру не хотели принять славяне от немцев, а научились ей от восточных греков, Кирилла и Мефодия, а потом от галлов и итальянцев...» 527 Едва ли потребно объяснять, какое значение скрывается в выражении «восточные греки»: под ним нельзя понимать ничего иного, кроме того, что разумел и Далимил, называя Мефодия русским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Симон II, герц, (верхне)лотарингский (1176–1206) II, 309 синодик кёльнского м-ря св. Пантелеимона 183 синодик Мерзебургский ц-ви 64, 70 синодик м-ря в Райхенау 189 Сиццо, гр. кефернбургский и шварцбургский (ум. в 1160 г.) 231, 231, 233 «Сказание о преложении книг на славянский язык» (XI в. ?) 28, 349 Скарбимир, палатйн силезский (ослеплен в 1117 г.) 199 Скёглар Тости, о. Сигрид Гордой (согласно скандинавской традиции) 130 Скилица Иоанн, см. Иоанн Скилица Славниковцы, династия удельных кн. в Чехии (X в.) 48 «Слово на перенесение мощей св. Климента Римского » (IX в.) 103 «Слово о полку Игореве» (ок. 1190 г.) 321 Снорри Стурлусон, автор (?) свода саг «Круг земной» (ум. в 1241 г.) 83, 130–132, 136, 139–140 Собеслав I, кн. чешский (1125–1140) VI, 201–203, 202–203, 261–263, 261–263, 265 Собеслав II, кн. чешский (1173–1178, ум. в 1180 г.) IV, VI, 263, 263, 309, 309 Солин Гай Юлий, римский писатель (III в.) 127,127, 149, 151 Соловьев А. В. (Soloviev А. V) 38, 160 София, ж. датского кор. Вальдемара I, затем – тюрингенского лгр. Людвига III, д. минского кн. Володаря Глебовича (ум. после 1182 г.) VII, IXa, 343 София, ж. оломоуцкого кн. Оты II Черного, д. бергского гр. Генриха (перв. пол. XI в.) VI, 263 София (?), ж. Адальберта, с. австрийского мгр. Леопольда III, д. венгерского герц. Альмоша V, 240 София, м. гольштейнского гр. Альбрехта Орламюндского, сестра датского кор. Вальдемара II 343 Спытигнев II, кн. чешский (1055–1061) VI, 177 Спытигнев, с. чешского кн. Борживоя II (ум. в 1157 г.) VI, 264, 264 Стендер-Петерсен А., см. Stender-Petersen А. Стенкиль, кор. шведский (ок. 1060–1066) VII, 139–140, 139–140 Стефан I, II, III, IV, V, кор. венгерские, см. Иштван (Стефан) I, II, III, IV, V Стефан, кор. английский (1136–1154) VII, 239 Стефан, с. польского кн. Мешка III IV, 309–310, 309 Стефан II, гр. блуаский (ум. в 1102 г.) VII Стефан, капеллан германского имп. Фридриха I Барбароссы 250 Стефан Первомученик, св., диакон Иерусалимской ц-ви (I в.) 197–198, 198–200 Стефанович П. С. 199

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «КРИСТИАНОВА ЛЕГЕНДА» (полное название: «Christiani monachi vita et passio sancti Wenceslai et sanctae Ludmilae ave eius» - «Кристиана, монаха, жизнь и страдания святого Венцеслава и святой Людмилы, бабушки его»), лат. агиографический памятник, составленный между 992 и 996 гг. Помимо фактов из жизни блгв. кн. Вячеслава (Венцеслава) (в ней впервые князь назван покровителем чехов) и мц. Людмилы «К. л.» содержит рассказ о деятельности в Вел. Моравии равноапостольных Кирилла и Мефодия , о крещении и борьбе с язычниками чеш. кн. Борживоя. Долгое время памятник, ранние 2 списка которого датируются XIV в., считался поздним фальсификатом, но в нач. XX в. это опроверг Й. Пекарж ( Peka J. Die Wenzels- und Ludmila legenden und die Echtheit Christians. Prag, 1906). Я. Лудвиковский обнаружил заимствования из «К. л.» в чтениях о св. Людмиле, к-рые находятся в лат. бревиариях XII в. ( Ludv í kovsk ý J. Rytmické klausule Kristiánovy legendy a otázka jejího datováni//Listy filologické. Praha, 1951. N 75. P. 169-190), а Д. Тршештик, исходя из отсутствия в лексике памятника анахронизмов, датировал его кон. X в. ( T e š t í k D. Deset tezí o Kristiánov legend. 1980. S. 7-38). Во введении к «К. л.» автор, мон. Кристиан, просит еп. Пражского сщмч. Адальберта (Войтеха) одобрить составленный по его указанию текст. В авторе исследователи склонны видеть сына чеш. кн. Болеслава I, к-рый, по преданию, родился в ночь убийства кн. Вячеслава и был предназначен для монашеской жизни. Легенда начинается с рассказа о равноап. Кирилле, к-рый создал слав. письменность, перевел Библию на слав. язык и ввел практику слав. богослужения, убедив папу Римского в том, что это необходимо для приобщения славян к христианской вере. Далее повествуется о конфликте между равноап. Мефодием и правителем Вел. Моравии Святополком, который не следовал его советам и не пресекал нечестивых деяний своих подданных. По-видимому, сообщение, что Вел. Моравия распалась из-за проклятия равноап. Мефодия, возникло под влиянием распространенной среди его учеников легенды о его пророчестве.

http://pravenc.ru/text/2462001.html

Особую часть «К. л.» составляет рассказ о крещении чеш. кн. Борживоя равноап. Мефодием в столице Вел. Моравии и о борьбе этого князя с язычниками (чехами, не желавшими принять христ. веру), его победе над язычниками и строительстве храма во имя Пресв. Богородицы на Пражском Граде. Главным источником легенды о мц. Людмиле послужило несохранившееся Житие святой, написанное, видимо, в 70-х гг. X в. и использованное также при составлении лат. и слав. текстов Житий. Сравнение сохранившихся текстов показало, что автор «К. л.» сделал из этого источника наиболее обширные извлечения. Ко времени написания «К. л.» уже существовали «церковная» и «светская» версии жизнеописания св. Вячеслава; создатели последней постарались снять вину с кн. Болеслава I за его убийство. Автор легенды взял за основу «церковную» версию, заимствовав из светской лишь отдельные подробности и дополнив сведениями, вероятно, из устной традиции. Так, «К. л.» сообщает, что кн. Вячеслав велел клирикам читать ему Ветхий Завет, а в дни больших церковных праздников посылал на рынок выкупать из рабства молодых людей. Легенда также более подробно рассказывает о главе двора кн. Вячеслава, Подивене, казненном за убийство одного из предателей князя. После того как из могилы Подивена стали исходить лучи света, его тело было перезахоронено на кладбище возле собора св. Вита, где находились мощи его господина. Изд.: Chaloupecký V. Prameny X. stoleti Legendy Kristiánovy//Svatováclavský sbornik. Praha, 1939. T. 2. P. 2. S. 237-280, 301-400; MMFH. 1967. T. 2. P. 186-199, 255-257, 267-268, 276-283, 289-296, 299-303; Kristiánova legenda/Ed. J. Ludvíkovský. Praha, 2012. Лит.: T e š t í k D. Deset tezí o Kristiánov legendé//Folia Historica Bohemica. Praha, 1980. . 2. P. 7-38; idem. Poátky Pemyslovc. Praha, 1997; Сотиров Г. Кристианова легенда//КМЕ. 1995. Т. 2. С. 460-468 [Библиогр: С. 467-468]; Флоря Б. Н. Христианство в Древнепольском и Древнечешском гос-ве во 2-й пол. X - 1-й пол. XI в.//Христианство в странах Вост., Юго-Вост. и Центр. Европы на пороге 2-го тысячелетия. М., 2002. С. 190-266.

http://pravenc.ru/text/2462001.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010