(8) Сын Аркадия Феодосий послал против этого Иоанна большое войско под начальством Аспара 26 и Ардавурия 27 , сына Аспара; он лишил Иоанна власти и передал царскую власть Валентиниану, совсем еще мальчику. (9) Валентиниан, захватив Иоанна живым, велел отправить его на ипподром Аквилеи, отрубить ему одну руку, провезти его перед народом посаженным на осла и, заставив испытать множество оскорблений от слов и действий мимов казнил. Так Валентиниан получил власть над Западом. (10) Его мать Плацидия вырастила и воспитала этого василевса в распущенной неге и роскоши, и поэтому он с детства предавался всяким порокам. (11) Он по большей части общался со знахарями и с теми,кто гадает по звездам; он безумно предавался любовным связям с чужими женами, ведя беззаконный образ жизни, хотя жена его была исключительной красавицей. (12) Поэтому он не только не вернул державе что-либо из того, что было раньше отторгнуто, но и потерял Ливию, да и сам погиб. (13) Когда же он умер, то его жена и дети оказались пленниками. Несчастие, постигшее Ливию, произошло следующим образом. (14) Было два римских полководца, Аэций 28 и Бонифаций 29 , оба исключительной доблести и по опытности в военном деле не уступавшие никому из своих современников. (15) Хотя они не имели согласия в том, как вести государственные дела, оба они были одарены таким величием духа и такими выдающимися качествами, что если бы кто назвал того или другого «последним из римлян», он бы не ошибся. Ибо вся римская доблесть оказалась сокрытой в этих мужах. (16) Одного из них, Бонифация, Плацидия назначила главнокомандующим всеми военными силами в Ливии. Это было не по душе Аэцию, однако, он не подал виду, что ему это не нравится. Их вражда еще не обнаруживалась, но была скрыта под личиной приязни. (17) Когда Бонифаций оказался уже далеко, Аэций оклеветал его перед Плацидией, говоря, что он хочет незаконно захватить власть над Ливией, отняв у нее и у василевса всю эту область; он говорил, что ей самой нетрудно убедиться в справедливости его слов: если она вызовет Бонифация в Рим, он ни в коем случае к ней не явится.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-vand...

Тех, кто крещен на разнообразных и искаженных наречиях язычников, однако при этом во имя Троицы, нужно возложением рук и священным миропомазанием утверждать в Церкви. Епископ Вивило поставлен мною. И если он в чем преступил канонические правила, наставляй и исправляй его согласно преданию Римской Церкви, которое ты получил от нас. Что касается Собора, который ты должен провести на берегу Дуная от нашего имени, мы повелеваем тебе, брат, явиться там с апостольской властью. И сколько тебе Господь даст сил, не переставай проповедовать там слово спасения, дабы христианское богопочитание во имя Господа росло и умножалось. Ибо тебе не будет позволено, брат, в силу начатого тобою труда пребывать на одном месте. Но, укрепив сердца братьев и всех верных, кто еще не научен в тех западных краях, не переставай проповедовать там, где тебе откроет Господь путь спасения. И если найдешь, что в каком-то месте это необходимо, ставь там епископов от нашего имени согласно каноническим правилам и наставляй их в соблюдении апостольского и канонического предания. Этим ты стяжаешь себе великую награду, ибо предуготовишь Господу нашему народ совершенный (ср.: Лк. 1:17 ). Не медли, возлюбленнейший брат, вступать на пути тернистые и многообразные, чтобы при твоем содействии христианская вера распространялась далеко и широко. Ибо написано: «Узок и тесен путь, ведущий к жизни (см.: Мф. 7:14 ). Итак, делай доброе дело, начатое тобою, брат, чтобы в день Христа, Бога нашего, ты сподобился сказать, стоя в сонме избранных отцов: «Вот я и чада, которых Ты дал мне, ни одного из них я не потерял (см.: Ис. 8:18 ; Ин. 17:12 ), и еще: Господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них ( Мф. 25:20 ), и чтобы вслед за этим ты сподобился услышать от Господа такие слова: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего ( Мф. 25:21 ). Господь да сохранит тебя невредимым, досточтимейший брат! Писано за четыре дня до ноябрьских календ, в двадцать третий год правления господина благочестивейшего августа Льва, Богом венчанного великого императора, в двадцатый год по его консульстве и в двадцатый год великого императора Константина, сына его, индикта восьмого. 17 (46). Бонифаций просит всех англосаксов молиться за обращение саксонцев (ок. 738)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Узнав об этом, мы с великой радостью воздели длани к небесам и возблагодарили Просветителя и Подателя всех благ Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который соединяет два в одно (ср.: Еф. 2:14 ). Вышеназванный святейший муж Бонифаций в своем письме просил нас утвердить ваши престолы Апостольской властью. Поэтому мы, Богу содействующую со рвением утверждаем властью святого первоверховного апостола Петра, которому дано связывать и разрешать грехи человеческие на земле и на небе (ср.: Мф. 16:19 ), Ваши епископские престолы и постановляем, чтобы они пребывали незыблемыми. Мы запрещаем, властью того же первоверховного апостола, кому бы то ни было из настоящего и будущих поколений выступать против поставления вас епископом, которое было совершено Божией милостью по нашему предписанию. Мы запрещаем также, согласно преданию священных канонов, кому бы то ни было, кроме того, кто будет в тех краях действовать по повелению нашего Апостольского престола, переводить или ставить нового епископа на то же место по отшествии Вашем из сего мира. Вы же не должны вторгаться в чужой диоцез или отнимать чужие церкви. Если кто (чему мы не верим) с наглостью посмеет действовать против этого нашего предписания, пусть знает, что он по вечному Божественному суду будет связан узами анафемы. Если же кто соблюдет апостольские заповеди и будет следовать правой и здравой вере, он получит благодать благословения. Впрочем, мы призываем Божественную милость утвердить и укрепить содеянное в вас Господом. Светлость Божией благодати и истинный мир да будет с духом вашим» святейший и возлюбленный брат наш. Старайтесь всеми силами о вере Христовой и ревнуйте о служении, чтобы удостоиться Вам сказать с избранным апостолом: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный ( 2Тим. 4:7–8 ). Приветствуем Вас в Господе и желаем здравия! Пребывайте в здравии! Издано в апрельские календы в двадцать четвертый год правления господина благочестивейшего августа Константина, Богом венчанного великого императора, во второй год по консульстве его, индикта одиннадцатого.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Петр. Прошу мне объяснить яснее, можно ли молитвами помочь предопределению? Григорий. Все, о чем я говорил тебе, Петр, можно сказать очень быстро. Ибо ты, без сомнения, знаешь, что сказал Господь Аврааму: «В Исааке наречется тебе семя». И еще сказал ему: «Сделал Я тебя отцом многих народов». И еще немного спустя: «Благословлю тебя, и умножу семя твое, словно звезды небесные и словно песок, что на берегу моря» 469 . И из сего очевидно явствует, что всемогущий Бог предопределил распространить семя Авраама через Исаака. И еще вот что написано: «Молил Исаак Господа за жену свою, ибо была она бесплодна. И когда Он услышал его, дал Он зачать Ревекке» 470 . И если было предопределено, что род Авраама размножится через Исаака, то почему он взял бесплодную жену? Но это-то и показывает, что предопределение исполняется через молитву, ибо тот, кому Бог предопределил преумножить семя Авраамово, только благодаря молитве смог получить возможность иметь потомство. Петр. Поскольку слова твои открыли мне тайну, то никаких сомнений у меня уже не осталось. Григорий. А хочешь, я расскажу тебе что-нибудь о живших в Тусции, дабы узнал ты, какие и там были мужи и насколько они приблизились к познанию Бога всемогущего? Петр. Хочу и всячески прошу тебя об этом. VIIII. Григорий. Жил некий муж почтенной жизни по имени Бонифаций, который занимал пост епископа в городе Ференте, украшая его своим образом жизни О его чудесах много рассказывает пресвитер Гауденций, который жив и сейчас. Воспитанный под его руководством, он мог рассказать о его жизни очень правдиво, ибо сам был очевидцем этого. Церковь та находилась в то время в состоянии крайней бедности, каковая для добрых людей обычно служит охранительницей смирения. И не было у нее никаких иных средств к существованию, единственно только один виноградник. И вот однажды он был так сильно опустошен градом, что во всем винограднике едва можно было увидеть хоть несколько нормальных лоз. И вот когда упомянутый достопочтенный муж епископ Бонифаций вошел туда, то воздал он всемогущему Господу великую благодарность за то, что посетил их скорбью в самой бедности. Когда пришло время созреть немногим оставшимся ветвям винограда, поставил он, как обычно, к винограднику сторожа, приказав ему как можно бдительнее стеречь его.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

Мы надеемся, что вы осведомлены уже о том, что славнейший наш сын король чьи земли граничат с вашими, и его народ снискали милость Искупителя. Мы уверены также, что милостью небес этот дивный дар будет дарован и вам, ибо знаем, что ваша супруга, которая поистине является одной с вами плотью, сподобилась дара вечной жизни через принятие святого крещения. Поэтому мы увещеваем вас в этом письме принять Господа вашего со всей глубочайшей любовью, отвергнуть служение идолам, их капища и ложь их и уверовать в Бога-Отца Всемогущего, в Сына Его Иисуса Христа и в Святого Духа, дабы могли вы освободиться от пут дьявола и властью святой и неделимой Троицы сподобиться жизни вечной. Великая вина тех, кто упорствует в пагубных заблуждениях идолопоклонничества, видна из нечестивого обличья их богов, о которых псалмопевец говорит: «Все боги народов-идолы, а Господь небеса И еще: «Есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; подобны им да будут делающие их и все надеющиеся на Как могут они помочь кому-либо, когда они сделаны из веществ, подверженных порче, руками собственных ваших слуг и подданных, и человеческое мастерство сотворило их неодушевленным подобием человека? Они не могут ходить, если их не передвигать, и, подобно камням, стоят недвижно на одном месте; будучи так сделаны, они не имеют ни чувства, ни разумения и не властны помочь кому-либо или повредить. Непостижимо нам, как можете вы быть столь наивны, чтобы поклоняться этим богам, которых сами себе сделали по образу своему. Так примите же знак святого креста, которым искуплено было людское племя, и изгоните из сердца своего гнусные ухищрения дьявола, который есть коварный враг дел Божьих; затем прострите руку свою, чтобы истребить и уничтожить богов, сделанных вами из земных материалов. Само уничтожение их, не обладающих живой душой и лишенных разумения, покажет вам истинную природу тех, кому вы поклонялись доселе. Вы увидите, что вы сами, получившие дыхание жизни от Господа, куда долговечнее их, ибо длите род свой через много веков и поколений от первого человека, которого Он создал. Он создал и вас, и вдохнул в вас жизнь, и отдал единородного своего Сына ради вашего искупления и спасения от первородного греха, и Он же избавит вас от дьявольского проклятия и дарует вам воздаяние на небесах.

http://sedmitza.ru/lib/text/440616/

ч. для обозначения природы внутрицерковной власти карать и принуждать. Бернард Клервоский и его ученики изменили интерпретацию Лк 22. 38, связав ее с Мф 26. 51-52: «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». Ими был сделан вывод о прямом указании Христа ап. Петру владеть обоими мечами ( Bernard. Clar. De considerat. IV 3. 7). Следов., папа как преемник ап. Петра также владеет «двумя мечами»: «духовным мечом» он владеет напрямую, а «светским» при посредстве светских князей. Однако в его власти вернуть себе этот «меч», поскольку сказано: «...возврати меч твой», а не «брось меч твой». Подчиненное значение «светского меча» выводилось из Послания ап. Павла к Римлянам: «...нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены... начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим 13. 1-4). На преимущественную важность «меча духовного», находящегося во власти католич. Церкви, указывали слова из Евангелия от Матфея: «И Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою... И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16. 18-19). В XII - нач. XIV в. Д. м. т. являлась одним из наиболее популярных доводов в пользу превосходства папства над империей. Папы Николай II , Лев IX , Иннокентий IV и Бонифаций VIII ссылались на нее, дабы утвердить за собой высшую власть как в духовной, так и в светской сфере. В наиболее полном виде Д. м. т. представлена в булле папы Бонифация VIII «Unam sanctam» ( Mirbt C. Quellen zur Geschichte des Papsttums und des römischen Katholizismus. Tüb., 1934. N 372). Изданная 18 нояб. 1302 г. в период полемики с франц. кор. Филиппом IV Красивым булла посвящена догмату о папском превосходстве как во внутрицерковных делах, так и во взаимоотношениях папства со светскими государями, основанном на следующих принципах: во власти католич.

http://pravenc.ru/text/171523.html

(3 июля 529 г.) Опубликование Indiculus [ХВ 527–534, 537–540] не положило конец полупелагианским спорам, которые продолжались до начала VI в. Они прекратились лишь благодаря важному поместному собору, собравшемуся в Оранже под председательством Цезария Арльского (ок. 470–543), чьи постановления были подтверждены в 531 г. папой Бонифацием II. Несмотря на то, что на Соборе в основном говорилось о благодати [ХВ 541–547], он, тем не менее, вновь подтвердил, в двух своих первых канонах, учение о первородном грехе. Каноны (272, 371) 1. Если кто-либо говорит, что из-за прегрешения, воспоследовавшего от злоупотребления Адама, человек не был полностью, душой и телом, «изменен к худшему состоянию» 147 , и если кто-либо полагает, что только одно тело подверглось порче, тогда как свобода души осталась незатронутой, [если кто-либо говорит так], будучи введен в заблуждение ошибкой Пелагия, то он противоречит Писанию, которое говорит: «Душа согрешающая, она умрет» [ Иез 18, 20 ], и «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы» [ Рим 6, 16 ]; и еще: «Кто кем побежден, тот тому и раб» [ 2Пет 2, 19 ]. (273, 372) 2. Если кто-либо утверждает, что злоупотребление Адама повредило лишь ему одному, а не его потомству, или если заявляет, что только телесная смерть как наказание за грех, а не [сам] грех – смерть души, вошла через одного человека в весь род человеческий, то он приписывает Богу несправедливость, противореча Апостолу, который говорит: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» [ Рим 5, 12 ] 148 . Письмо Папы Иннокентия III Гумберту Арльскому (конец 1201 г.) В письме, посвященном Крещению, папа вынужден провести различие между первородным грехом и повседневным грехом, ссылаясь на понятие личного согласия, и вследствие этого подчеркнуть различие наказаний, которые они за собой влекут. ХВ 685 Декрет о первородном грехе Ближайшим поводом обратиться к вопросу о первородном грехе на Тридентском Соборе было заблуждение Лютера. Для него этот грех заключается в дурном вожделении, которое остается в человеке непобедимым, не будучи ослаблено даже Крещением: человек остается грешником, просто грех ему больше не вменяется. Однако, не довольствуясь опровержением Лютера, Собор излагает все учение о первородном грехе в его связи с другими догматами. Пелагианские заблуждения вновь приведены и осуждены; а вместе с ними ошибки манихеев и присциллиан, которые отрицали наличие первородного греха у детей, рожденных от христианского брака. Учение изложено в пяти подробных тезисах.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Здесь исцелил Спаситель одержимых нечистыми духами, которые сами, громогласно исповедовали Всесвятое Имя Его; исцелил тещу Петрову, – и в день субботный, в синагоге, имущего сухую руку. На этом берегу велел Иисус заплатить за себя и за Петра статир из вынутой на уде рыбы. Из пределов капернаумских послал Спаситель Своих Апостолов на благовестие и на исцеление душ и телес человеков, заповедывая им идти паче всего к овцам погибшим дома Израилева. Вся сущность учения Христова была открываема ежедневно слушателям в синагоге, устами самого Сына Божия. Здесь, впервые открыл Он человекам духовное брашно – тайну Евхаристии; и завещал для искупления их Тело и Кровь Свою: «Я есмь хлеб живый, сшедший с небеси: ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Истинно, истинно говорю вам, ежели не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в небе жизни. Ядущий Мою плоть, и пиющий Мою кровь, имеет жизнь вечную: и Я воскрешу Его в последний день» ( Ин 6:51–54 ). И вся эта Любовь Спасителя к человекам нашла здесь неблагодарных и жестокосердых! – и горе, вечное горе, предреченное устами Иисуса, налегло на обреченный забвению Капернаум!… Во дни блаженного Иеронима Капернаум еще назывался городом. Брокард в XIII веке говорит о нем как о ничтожной деревушке, в которой было до семи рыбачьих хижин. Бонифаций, чтоб обозначить местность Капернаума, которого развалины были заметены песком, указывает на близрастущие две пальмы. Букингам говорит, что арабы называют теперь это место Таль-Гаун; но мы думаем по объяснению, сообщенному нам, ученым-ориенталистом нашим г-м Мухлинским, что настоящее названье есть Тальлюль-Иагуд, что значит холмы Иудейские. Древнее название Капернаума, по толкованию, значит селение Наума. За час расстояния отсюда на северо-восток впадает Иордан в Тивериадское озеро. При устье Иордана, по ту сторону находилась Вифсаида-Юлия Гаулонитская, которую не должно смешивать с Вифсаидою Евангельскою в Галилее.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

И хотя они хотели установить свои законы, Божьи заповеди не были отброшены. Они не помнили, что Господь говорил: «Без Меня не можете делать ничего» 1082 , «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» 1083 , «Никто не имеет что-нибудь, если бы не было дано ему свыше " 1084 . И апостол: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь» 1085 , «Всякий дар совершенный нисходит свыше» 1086 , и пророк: " Господь дает благодать и славу» 1087 . И тогда человек истинно имеет свободное суждение, когда он будет искуплен прощением Христа, и при этом прощении он захочет следовать влиянию совершенства. Из-за стремления к этому Цезарий дал истинное и очевидное из апостольского предания уложение 1088 . А блаженной памяти Бонифаций, в то время папа Римской церкви, в той борьбе, когда рвение Цезария было попрано упорствующими, апостольской властью поддержал его сторону 1089 . И главы церквей постепенно приняли то, что в результате их неожиданного упорства дьявол хотел уничтожить. 61 . И когда этот канон был определен, высочайший епископ проповедовал поджидавшим отцам, говоря: «Если ты любишь слова Божьи, то удерживай в сердце, что я произнес (дал). Высшее совершенство десяти заповедей подобает божественной любви. Как любовь Христа привязала себя в тебе, пусть сам же ты воздашь, когда всеобще щедрость будет разделена с человеком. Поверь, что не только души родителей, друзей и клиентов должны быть питаемы от той речи. Призываю в свидетели тебя перед Господом и его святыми ангелами, что ты ответственен за спасение твоих клиентов 1090 , каких бы ни было слабых, если не так же, как и родителям, будешь им давать, когда вернешься к тому, что я предписывал. И ты познаешь, что раб был дан тебе в настоящее время земным творением и не передан тебе навсегда». И еще раз к тем, к которым взывал, обратился: «Зачем мы говорили, братья? Зачем обсуждали, сыновья? Я спрашиваю вас, как до сих пор наши проповеди были в согласии? Если вы уважаете сказанное нами, то сохраните это, если сохраните, то, без сомнения, сердцами дойдете до этого».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Несмотря на то, что Христос сказал: «Царство Мое не от мира сего» 255 , – папа преобразовал Царство Христа, Его Церковь в мирское царство, светское государство. Начиная с V в. папство распространило миф о «двух мечах». Как говорил Бонифаций VIII в 1302 г., один меч – это символ духовной власти, другой – светской. Тот же папа провозгласил: «Ego Sum Caesar, ego sum imperator (Я – цезарь, я – император)» 256 . Иннокентий III (1198–1216) распространил другой миф, согласно которому папа – это солнце власти, а светский правитель – луна, освещаемая папской властью. Хотя Христос сказал: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» 257 , – папа хочет, чтобы все было его, все вместе с кесаревым. Хотя Христос прямо указывает на то, что следующие за Ним идут не к светской славе, но ко Кресту: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и следуй за Мною» 258 , – папа не ведет распинаемого к страданию, очищению, поскольку он хочет только славы, более всего же светской . Несмотря на то, что апостол Павел говорит: «Всякая душа да будет покорна высшим властям» 259 , – папа не желает быть покорным: он хочет, чтобы все были покорны ему как властелину мира. Каноны запрещают принятия духовенством светской власти . Об этом говорят 6-ой, 81-ый и 82-ой святых Апостолов, а так же 3-ий IV-oro Вселенского Собора. И, тем не менее, папа хочет иметь государство Ватикан и стать и религиозным, и политическим вождем. Вот что нам об этом говорит Никодим Агиорит: «Власть делится на две. Первая есть светская, которую Бог доверяет царям и правителям, другая же – духовная, которую Бог вверяет архиереям, направляющим души. Одна же противоположна другой: одна земная, другая небесная. Одна несет с собой мечи и смерть, другая кротко прощает и укрепляет. Поэтому-то Златоуст и использует для одной понятия царские, для другой – священства. Царь размышляет понятиями здешними, я же – небесными… Неправильно, если царь дерзает взойти на амвон, или архиерей править и быть опоясанным мечом, как и случилось это с двурогим гигантом Рима, я говорю с папой, который должен быт внутренне и по духу Архиерей, но хочет стать внешне и телом царем: освящать смерти, держать пастырский посох и нож для убиения. Смесь несмешанная и чудовище чудное!» 260 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/osuz...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010