А. Брокгауза. СПб., 1892. Т. IV. С. 251). – Примеч. пер. Разумеются турецкие сторожа, охраняющие священные места и взимающие с поклонников известную плату. – Примеч. пер. Дамаск, город в Сирии, у подошвы Антиливана. Здесь получил крещение святой апостол Павел. После разрушения египетскими турками Антиохии (в 1268 г.) сюда переселился Антиохийский патриарх. – Примеч. пер. Антиохия Сирийская, главный город Сирии, основанный за 300 лет до Р. X. Раньше славился богатством и образованностью (в IV–VI вв.). Потом Антиохия пришла в упадок. Здесь в первый раз верующие во Христа получили название христиан. В Антиохии проповедовали апостолы Павел и Варнава, здесь был и апостол Петр ( Гал. 2:11 ). Известные ее архипастыри: св. Игнатий Богоносец , св. Мелетий, архиеп., свт. Иоанн Златоуст и др. Ныне бедный турецкий городок Антакия (см.: Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия: В 4 вып./Труд и издание архим. Никифора. М., 1891–1892. С. 47). – Примеч. пер. Остров Крит, или Кандия, – наибольший из греческих островов, находится в восточной части Средиземного моря на юго-западе от Морей. Длина его 160 англ, миль, а ширина – от 6 до 36 англ. миль. По всей длине его пересекает горная цепь, делящая его на две половины: северную и южную; последняя особенно гориста. В древности Крит славился своими лесами. В Деяниях апостольских упоминаются мыс Салмон ( Деян. 27:7 ), на восточном конце острова, и гавани Хорошие Пристани близ г. Ласси и Финик – пристань на юго-западной стороне ( Деян. 27:8–12 ). В последней апостол Павел останавливался во время своего путешествия в Рим. В последние годы своей жизни апостол Павел вместе с Титом посетил этот остров и, оставляя его, заповедал апостолу Титу довершить незаконченное и поставить по всем городам пресвитеров ( Тит. 1:5 ). В 1204 г. Крит достался маркграфу Бонифацию Монферратскому, который уступил его венецианцам (ок. 1210 г.), под властью которых он находился до половины XVII столетия. Венецианцы по местам заселили его латинскими колонистами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Папскому легату Петру Капуанскому пришлось покинуть войско крестоносцев и вернуться в Рим. 10-11 нояб. 1202 г. флот, состоявший из 200 кораблей, начал осаду Зары. В это время крестоносцы получили послание папы Иннокентия III с запретом атаковать город под угрозой церковного отлучения. Часть армии под командованием Симона де Монфора и цистерцианского аббата Ги из мон-ря Во-де-Серне отказалась участвовать в боевых действиях. Однако основные силы крестоносцев под давлением Дандоло продолжили осаду. 24 нояб. 1202 г. гарнизон Зары капитулировал, что повлекло за собой отлучение от Церкви всех участников осады. Посольство, отправленное крестоносцами в Рим, добилось от папы снятия отлучения со всех крестоносцев, за исключением венецианцев. Несмотря на то что христианам запрещалось общение с отлученными, Иннокентий III разрешил участникам продолжить поход совместно с венецианцами. Но крестоносцам было строго запрещено нападать на христиан без санкции Папского престола. Во время зимовки в Заре войско крестоносцев посетили посланники Филиппа Швабского, кор. Германии (1198-1208), который поддерживал претензии на визант. престол царевича Алексея (см. Алексей IV Ангел ), сына имп. Исаака II Ангела, свергнутого своим двоюродным братом Алексеем III Ангелом (1195-1203). В 1201 г. царевич Алексей бежал в Европу, где искал поддержки папы Римского Иннокентия III и кор. Филиппа Швабского, который был женат на сестре Алексея Ирине. Папа отказался предоставить ему помощь, а король направил его к своему вассалу Бонифацию Монферратскому, возглавлявшему крестовый поход. В сент. 1202 г. Алексей вступил в переговоры с предводителями крестоносцев, а в дек. передал им через представителей Филиппа Швабского предложение о сделке: в случае восшествия на престол он обязался подчинить Папскому престолу К-польский Патриархат, выплатить крестоносцам 200 тыс. марок, снабжать их провиантом в течение года, при необходимости выделить 10 тыс. чел. для участия в крестовом походе, а также пожизненно содержать на Св.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

В июле 1207 г. Генрих Фландрский имел свидание с Бонифацием Монферратским, с которым договорился о совместных действиях против болгар. Увы, им не пришлось воевать рука об руку – на обратном пути, осенью 1207 г., граф Монферратский попал в засаду и был сражен стрелой; его голову принесли Калояну в качестве дара. Но и сам Болгарский царь доживал свой век: 8 октября 1207 г. его убил копьем один половец, любовник царицы, этнической половки, которого она же и наняла на эту роль. Так закончилась жизнь самого опасного врага латинян и византийцев, которого греки называли не иначе как Скило-Иоанн («Собачий Иоанн») 25 . Смерть Калояна оказалась катастрофичной для Второго Болгарского царства – его правителем стал не законнорожденный сын царя, а племянник Борил (1207–1218). Он не пользовался авторитетом у болгар, считавших его узурпатором, и вскоре деспот Алексей Слав (1207–1230), племянник предыдущих царей, правитель Мельника в Родопских горах, объявил себя независимым государем и стал добиваться Болгарского престола при помощи латинян. А венгры завладели Белградской и Браничевской областями, которые Калоян отвоевал у них в 1203 г. 26 В день Святой Троицы 1208 г. Латинский император Генрих получил известия о начале похода болгар и половцев на Константинополь. Немедленно собрав ополчение, он выступил к Адрианополю, надеясь отомстить за смерть брата. Но у Веррии его ждало поражение – ранним утром болгары напали на его войско, еще не готовое к бою, и оно едва не погибло. Кое-как собравшись с силами, латиняне отправились к Филиппополю, надеясь взять город штурмом. Как выяснилось, местность близ города была разорена, а сзади уже наседали болгары. Однако «храбрость города берет» – в завязавшемся сражении успех сопутствовал франкам, развеявшим болгар, как пыль. Сразу после этого к Генриху явился Алексей Слав, признавший себя его вассалом и получивший в лен «Великую Влахию» на Средних Карпатах 27 . Впрочем, и эта победа не смогла консолидировать латинян, живущих своими представлениями о личных правах. По другую сторону Родоп располагались ленные владения ломбардийцев, вассалов Фессалоникийского короля. Когда Бонифация Монферратского не стало, они отказались от своей вассальной присяги и объявили о независимости Фессалоникийского королевства. А один из ломбардийцев – Альбертино из Каноссы, даже напал на Афинского герцога Оттона де ля Роша и отнял у того Фивы 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.М. Величко Династия Ласкаридов LXVIII. Император Феодор I Ласкарис (1204–1222) Глава 1. Осколки Византийской империи «Редко в истории проводились более последовательные мероприятия, чем раздел поверженной Византийской империи», – писал один автор; и он, конечно же, прав 1 . В 1204 г. на территории Византии помимо Латинской империи образовался целый ряд самостоятельных государств, совершенно не связанных между собой никакой общей идеей. На землях, где обосновались крестоносцы, заметно от других выделялись королевство Фессалоникийское (Бонифаций Монферратский) и герцогство Афинское (Отто де ля Рош). Рядом с ними расположился Иконийский султанат (Кей-Хозров I) и Второе Болгарское царство (Иоанн I Калоян). Чуть позднее на Пелопоннесе выделится княжество Ахайа, основанное Гийомом Шамплиттом (1205–1209) и Готфридом Виллардуэном Младшим (1209–1229). Однако последний скончался в 1209 г., и Готфрид Виллардуэн, воспользовавшись случаем, взял правление Ахайи в свои руки. В 1218 г. ему наследовал старший сын Готфрид II (1218–1246), а затем младший сын Вильгельм (1246–1278). Все они были высокообразованными и умными людьми, умевшими организовать добрососедские отношения латинян с местным населением. Князья Виллардуэн твердой рукой сдерживали алчность своих рыцарей и гасили церковные расколы, а потому страна быстро оправилась от былых потрясений и чрезвычайно расцвела, принося своему правителю до 100 тысяч золотых монет ежегодного дохода 2 . Из византийских владений, помимо воли Латинского императора созданных на осколках Восточной Римской империи, следует отметить Эпирский деспотат. Основатель этого государства Михаил I Комнин Дука (1205–1215), незаконнорожденный сын севастократора Иоанна Дуки, приходился родственником сразу трем царственным фамилиям – Комнинам, Ангелам и Дукам, а потому использовал три имени. В молодости он был отдан заложником к Германскому королю Фридриху I Барбароссе, затем служил по финансовому ведомству в Малой Азии. Но настоящую известность, хотя и «черную», Михаил получил после перехода на сторону Иконийского султана. Во главе шайки турецких разбойников он настолько активно грабил окрестности Меандра, что в 1201 г. Византийский царь был вынужден направить против него целое войско. Затем мятежный аристократ вернулся в Северную Грецию, где имел множество родственников по линии жены и отца, правителя фемы Этолии и Никополя. После взятия Константинополя Михаил явился к Бонифацию Монферратскому, которому обещал завоевать весь Эпир, и тот поверил. Но вместо этого Михаил быстро привел в повиновение себе области, густо заселенные греками, и вскоре предстал в качестве самостоятельного правителя, который в глазах местного населения стал олицетворять борьбу с ненавистными латинянами. Даже поражение под Кундуром от пилигримов не подорвало веру эпирцев в своего правителя. Впрочем, пока еще Михаил Ангел Комнин Дука не решался принять титул «императора», именуясь «деспотом» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мусульманским вариантом сюжета является рассказ Ибн-Ас-Субки. Другая, по-видимому, более поздняя линия развития и распространения сюжета связывается с коптской биографией александрийского патриарха Михаила (744–768), написанной его секретарём Иоанном Диаконом. Отсюда этот сюжет был заимствован христианско-арабским автором «Истории александрийских патриархов» Севером Ибн-Аль-Мукаффа, труд которого, в свою очередь, был источником для Эль-Макина и Абу-Салиха, написавшего в XIII в. историю церквей и монастырей Египта. Мусульманский автор XIV в. Аль-Макризи кратко упоминает о данном сюжете. Проникновение христианского сюжета в арабскую литературу следует изучить более глубоко, так как это даёт основу для наблюдений над культурным взаимодействием византийского и передневосточнога мира. Gregoire Н. The Question of the diversion of the fourth crusade, or, an old controversy solved by a latin adverb, pp. 158–166. Для византиниста несомненно, что конечная цель и направление IV крестового похода были заранее обдуманы и решены. Однако недавно последний издатель Виллардуэна Фараль (М. Faral) доказывает обратное в Revue Historique за 1936 г.; именно он считает, что захват Константинополя крестоносцами был непредвиденной случайностью. Фараль отводит показания основных источников как недостоверные и, основываясь на анализе текста Никиты Хониата , утверждает, что бежавший из Константинополя византийский принц Алексей прибыл к крестоносцам летом 1202 г., когда они уже были готовы к отплытию к сирийским берегам. Прибытие же Алексея перевернуло все их планы. Между тем, сам Никита Хониат утверждает, что взятие Константинополя было исполнением папской воли. Тенденциозная ошибка Фараля состоит в том, что он рассматривает изложение Хониата как хронологически последовательное. Между тем, это совершенно неверно, в чём можно убедиться только при овладении трудным греческим подлинником, чего Фараль не сделал. Папское письмо от 16-го ноября 1202 г. окончательно разоблачает Фараля «Nos autem prudentia aliter duximus respondendum, quod predictus Alexius olim ad praesentiam nostram accedens»... Прекрасная работа Usseglio. L. I Marchesi di Monferrato (1926 г.) показывает, как глубоко была заинтересована семья Бонифация Монферратского в захвате Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святой Михаил Хониат, митрополит Афинский HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Святой Михаил Хониат, митрополит Афинский В 1182 году святой Михаил был избран митрополитом Афинским. После частых набегов пиратов Афины превратились в небольшой городок, где народ жил в нищете как материальной, так и духовной. Святой Михаил начал с преобразований в среде духовенства. Он жестко обличал местную знать за алчность и равнодушие к интересам провинции. Память 4/17 июля Святой Михаил родился в 1138 году. Он происходил из знатнейшей семьи города Хоны во Фригии. Вначале Михаил обучался при митрополите Никифоре, затем в Константинополе под водительством святого Евстафия, будущего митрополита Солунского (память 20 сентября), который передал ему свою любовь к Гомеру и Пиндару. Затем святой служил в патриаршей канцелярии, где его способности были оценены по достоинству и он был избран митрополитом Афинским (1182). После частых набегов пиратов Афины превратились к тому времени в небольшой городок, где народ жил в нищете как материальной, так и духовной. Святой Михаил начал с преобразований в среде духовенства. Он получил от императора податные послабления, что сделало его любимым в народе. Он жестко обличал местную знать за алчность и равнодушие к интересам провинции. В 1204 году состоялся Четвертый крестовый поход, приведший в конце концов к распаду Византийской империи. Архонт Коринфа и Арголиды Лев Сгур воспользовался этим и перенес свою резиденцию в Афины. Тогда митрополит встал во главе сопротивления на Акрополе, однако так и не смог помешать сожжению остальной части города. Через некоторое время столица была захвачена крестоносцами, Афины стали главным городом герцогства, зависимого от короля Фессалоники Бонифация Монферратского. Святому Михаилу препятствовали в пастырском служении, поэтому он вынужден был отправиться в изгнание. Долго скитаясь, он отклонил предложение императора Феодора Ласкариса переехать к нему в Никею и наконец поселился на острове Кея в Кикладском архипелаге (1207). Из ссылки он продолжал следить за тем, как идут дела в Афинской Церкви, и ободрять народ своими посланиями. Здоровье митрополита слабело, и он удалился в Предтеченский монастырь в Будонице близ Фермопил (1217). При этом он едва спасся от франкских баронов, подозревавших его в пособничестве их врагам. Вскоре в этом монастыре святой Михаил отошел ко Господу (1222). Почти сразу же он стал почитаться по всей Аттике. Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря Ваш комментарий Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

святитель Михаил Хониат (ок. 1138–1222) Слова и речи святитель Михаил Хониат Митрополит Афинский, выдающийся византийский писатель и общественный деятель. Брат Никиты Хониата . Биография Родился ок. 1138 года в знатной семье города Хоны во Фригии. Старший брат византийского сановника и историка Никиты Хониата. Вначале Михаил обучался при митрополите Никифоре, затем в Константинополе под водительством святого Евстафия, будущего митрополита Солунского, который передал ему свою любовь к Гомеру и Пиндару. Затем святой служил в патриаршей канцелярии. В 1182 году он был избран архиепископом Афинским. После частых набегов пиратов Афины превратились к тому времени в небольшой городок, где народ жил в нищете как материальной, так и духовной. Святой Михаил начал с преобразований в среде духовенства. Он получил от императора податные послабления, что сделало его любимым в народе. Он жестко обличал местную знать за алчность и равнодушие к интересам провинции. В 1204 году состоялся IV крестовый поход, приведший в конце концов к распаду Византийской империи. Лев Сгур, мятежный пелопоннесский архонт Коринфа и Арголиды, воспользовался этим и перенес свою резиденцию в Афины. Тогда митрополит встал во главе сопротивления на Акрополе, однако так и не смог помешать сожжению остальной части города. В начале 1205 года он передал город силам крестоносцев под предводительством маркиза Бонифация Монферратского Через некоторое время Афины вошли в состав латинского Фессалоникийского королевства и стали главным городом герцогства, зависимого от короля Фессалоники. После захвата города крестоносцами архиепископ Михаил вынужден был отправиться в изгнание, его кафедру занял латинский архиепископ Берар. Афинской митрополии были подчинены ряд новых территорий в Беотии и на Коринфском перешейке. К католическому духовенству перешла прежняя резиденция митрополита на Акрополе, храм Богородицы (Парфенон) и ряд монастырей в Аттике, в то время как большинство греческих приходских священников смогли сохранить свои места и вост. обряд в богослужении, дав присягу на верность новым церковным властям. Долго скитаясь, Михаил Хониат отклонил предложение императора Феодора Ласкариса переехать к нему в Никею и в 1207 году поселился на острове Кеос (ныне Кея) близ берегов Аттики в Кикладском архипелаге. Из ссылки он продолжал следить за тем, как идут дела в Афинской Церкви, и ободрять народ своими посланиями. Здоровье митрополита слабело, и в 1217 году он перебрался в Фессалию и удалился в Предтеченский монастырь в Водонице (ныне селение Менденица) близ Фермопил. При этом он едва спасся от франкских баронов, подозревавших его в пособничестве их врагам. Скончался в 1222 году в Водоницком монастыре. Почти сразу же он стал почитаться по всей Аттике.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Honiat/

О раннем распространении христианства свидетельствуют данные эпиграфики, захоронения (Дистос, Заракес, Аливери), светильники с изображением креста (Аливери). Епископия в Каристе возникла, видимо, в нач. IV в. Впервые Каристский епископ по имени Кириак упоминается в 457/8 г. среди участников епархиального Собора в Коринфе, подписавших послание визант. имп. Льву I против учения Диоскора и Тимофея II Элура (ACO II. Vol. 5. P. 89). До перехода в сер. VIII в. Иллирика из церковной юрисдикции Рима в юрисдикцию К-польского Патриархата вся Эвбея была частью Коринфской митрополии ( Mansi. Vol. 7. Col. 612). После учреждения Афинской митрополии имп. Львом VI Мудрым эвбейские епископии стали подчиняться ей, в их числе епископия Кариста занимала сначала 10-е, а затем 7-е место ( Darrouz è s. Notitiae. N 3, 7, 9-10, 13). Нек-рое время она была зависима от Эврипской митрополии ( Darrouz è s. Notitiae. N 21). Это известие повторяется в сочинении Нила Доксопатра (XII в.). С Димитрием Варданом, еп. Каристским, дружил и состоял в переписке Афинский митр. Михаил Хониат (Акоминат). Предание, что в с. Айос-Лукас подвизался прп. Лука Элладский (Стириот), покинувший Беотию во время нашествия болгар, не подтверждается источниками. Видимо, оно возникло в связи с тем, что в 1014 г. в Айос-Лукас учениками преподобного было основано подворье мон-ря Осиос Лукас и построен храм, просуществовавший до 1874 г. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в рим. каменоломнях в Пурья на о-ве Скирос Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в рим. каменоломнях в Пурья на о-ве Скирос После захвата крестоносцами К-поля (1204) по соглашению Partitio Romaniae Эвбея должна была отойти венецианцам и лат. имп. К-поля Балдуину I . Но в 1205 г. по просьбе жителей о-ва Эвбея была присоединена к владениям кор. Фессалоники Бонифация Монферратского . Бонифаций отдал Эвбею своему вассалу Жаку II д " Авеню, а тот разделил ее на 3 баронии (юж. часть острова с Каристом досталась Равано далле Карчери). До 1383 г. в барониях правили представители веронского рода далле Карчери, сосуществуя с назначаемым венецианцами байло. Передача Бонифацием, а затем лат. имп. Балдуином II сюзеренитета над Эвбеей ахейским князьям носила номинальный характер, в 1255 г. эвбейские бароны заявили о полном вассальном подчинении Венеции.

http://pravenc.ru/text/1681057.html

В этой обстановке Ангелы очутились между молотом и наковальней – растущим народным гневом (горожане не могли забыть поведения Алексея) и раздражением своих вчерашних заступников. 25 января 1204 г. часть синклитиков, собравшихся в храме св.Софии, объявили двух «ангелов зла» низложенными. Страшась восстания, к которому, не таясь, призывали в Константинополе многие, Алексей IV снова решил пойти на поклон к Бонифацию Монферратскому, обещая отдать ему город. Миссию переговоров василевс опрометчиво поручил Алексею Дуке Мурзуфлу, а тот объявил о планах императора варяжской гвардии и взбунтовал ее. Возмущенные солдаты в ночь на 28 января окружили дворец. Насмерть перепуганный Алексей IV упросил Мурзуфла, лицемерно явившегося к василевсу с сообщением о мятеже, спасти его. Мурзуфл успокоил государя и повел, полуодетого, по коридорам дворца. В конце пути Алексей IV вместо спасения обрел оковы и камеру в подземельях, а в начале февраля по приказанию уже императора Алексея V Дуки Мурзуфла был убит. Пользуясь слабостью центральной власти, поднял мятеж, отложился от империи и принялся захватывать ее территории в Греции архонт города Навплия Лев Сгур. Никита Хониат назвал царствование Алексея IV «акробатическим». Алексей V Дука Мурзуфл (? – 1205, имп. в 1204) После низложения Ангелов вокруг вакантного престола закипели страсти. 28 января часть жителей Константинополя провозгласила императором воина знатного рода Николая Канава. Знать не признала его и на следующий день выдвинула контркандидата – протовестиария Алексея Дуку, из-за густых сросшихся бровей носившего прозвище «Мурзуфл» («Мурчуфл») – насупленный. Алексей предложил Канаву титул проэдра синклита, тот дал согласие, но на переговорах воины Дуки схватили его, и больше о Канаве не слышали; в начале февраля Мурзуфл стал автократором ромеев. Алексей V был человек решительный, жестокий и хитрый, убежденный противник «латинян». Он отказался выплачивать крестоносцам какие-либо суммы по обязательствам Ангелов и принялся укреплять город, готовясь к войне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В то время как в Европе дела принимали таким образом в высшей степени неблагоприятный для ромеев оборот, в Азии надо было непрестанно бороться с сельджуками и бунтовавшими принцами. Завлекаемые выгодными предложениями султана Кай-Хусрау I, греческие подданные массами поселялись в его стране. Конечно, эти бедняки скоро видели, что горько обманулись, и в несравненно более тяжёлом гнёте они получали достойную награду за свою измену империи. Надменность итальянских купцов становилась невыносимой. Генуэзец Гаффоре, на которого великим адмиралом был наложен денежный штраф, сделался пиратом и громил беззащитные острова и побережья. Пользовавшийся столь же дурной славой калабриец Джиованни Стирионе был принят в звании вице-адмирала на императорскую службу и смог, наконец, в 1198 г. уничтожить Гаффоре при помощи пизанцев. Но зять последнего Ветрано, продолжал пиратскую войну, а применённые вследствие этого греческим правительством репрессии по отношению к генуэзцам повели к долгим переговорам, и, в конце концов, империя должна была опять вознаграждать за убытки. Предпочтение, оказанное императором пизанцам, вызвало гнев могущественных венецианцев. Роковым было то обстоятельство, что император не сумел сойтись с могучим Дандоло. Разложение империи делало всё большие успехи. Честолюбивые вельможи в отдельных провинциях старались стать независимыми тиранами; самый известный среди них – Лев Сгур, навилийский архонт, который занял в 1202 г. Аргос, а вскоре Коринф. В 1203 г. он двинулся на Афины; но геройское сопротивление митрополита Михаила Акомината спасло акрополь. Фивы, напротив, тотчас капитулировали. Но у Фермопил он был побеждён опытными в боях рыцарями нового солунского короля, Бонифация Монферратского. Подобную же полунезависимую позицию занял в Трапезунте армянский дом Габеров, потомки старых таронских князей, в качестве »герцогов Халдии». Кантакузины, Враны, Мелиссины и др. обладали обширными ленами и латифундиями в Эпире и Этолии. Короче говоря, империя всё более сама принимала феодальный вид, которого печать окончательно должно было наложить на неё франкское завоевание.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010