Гору. Последняя начинала приобретать славу главного центра монашеской жизни, где по преимуществу сосредоточивалась и развивалась религиозно-созерцательная жизнь Византии. К началу XIII в. Афон был весь усеян монастырями, так что казался одним большим монастырем. Папа Иннокентий III был не совсем неправ, когда писал в 1214 г., что св. Гора была покрыта тремястами монастырями. 1197 На Афоне по преимуществу находило удовлетворение религиозное чувство православного населения не только Византии, но и южнославянских государств. Сюда стекались любители аскетизма и из других стран. Преп. Савва Сербский , описывая погребение своего отца – инока Симеона, говорит: «Прежде всего пели греки, затем иверы, русские и болгары, а потом мы – сербы». 1198 Кроме того, на Афоне подвизались латиняне, армяне, абазхи, лазы и др. Афон роднил все племена. Единство духовных целей сплачивало здесь в одну общину представителей разных народностей. Здесь не было вражды ни национальной, ни религиозной, – здесь исчезал всякий антагонизм. Все стремились к одной цели – вечному спасению. Для всех Афон был самой высшей школой православно-христианского подвижничества. Это был монашеский рай, или, говоря словами папы Иннокентия III, место святое, дом Божий и врата небесные. 1199 Неудивительно, что в этот рай, в это святое место стремились тысячи любителей аскетизма, из которых образовался особый иноческий мирок – как бы отдельное иноческое государство, ограниченное пределами афонской территории, – со своими законоположениями и порядком в отношении к жизни внутренней и внешней. Эта монашеская община достигла блестящего внешнего состояния к концу XII и началу XIII в. в отношении числа и монастырей, и монахов, и монастырских имуществ. Судя по настоящему, ей предстояло и блестящее будущее. Но в 1204 г. жизнь афонской общины была нарушена латинским нашествием. Св. Гора была завоевана латинянами, вошла в составе фессалоникийского латинского королевства, отданного маркизу Монферратскому Бонифацию; в церковном отношении она была подчинена легату кардиналу Бенедикту, С того времени в жизни афонского монашества наступила другая пора...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Конечно же, Алексею Ангелу и Бонифацию Монферратскому была обещана помощь, но в воцарении юноши дож видел только первый, а не конечный этап похода против Византии. А настоящая цель Дандоло заключалась в полном уничтожении ненавистного царства греков. 15 августа 1202 г. Дандоло собрал Совет, на котором предложил временно простить крестоносцам недостающие 34 тысячи марок, а пока использовать их в интересах Венеции, втайне направив на венгерский город Зару, который являлся торговым конкурентом Республики. Фактически после этого крестоносцы становились наемниками Венеции, пусть даже и на короткий срок. Таким способом венецианцы убивали сразу двух зайцев: чужими руками захватывали столь желанный для них венгерский город, «повязывая» крестоносцев кровью, и загоняли пилигримов в безвыходное положение. Из Зары для рыцарей-наемников единственный путь был не в Египет, а в Константинополь, поскольку другого способа обеспечить себя продовольствием для латинян просто не существовало. Конечно, если сами венецианцы в нужное время объявят крестоносцам, что не в состоянии более выступать в роли их агента по снабжению или потребуют уплаты суммы оставшегося долга. Разумеется, это была тайна за семью печатями, которую никто на Совете разглашать не собирался. Знал ли Бонифаций Монферратский о том, что до Константинополя крестоносцам уготована роль захватчиков Зары – достоверно неведомо. Скорее всего, и он был только частично посвящен в планы хитроумного дожа 982 . Когда Совет Республики одобрил основной план Дандоло, тот внес некоторые технические коррективы. В частности, для больших гарантий он решил сам сопровождать пилигримов в походе на венецианских судах. А из опасения, что оглашение секретного пункта решения Совета (официальное решение касалось только отсрочки уплаты долга) может вызвать негативную реакцию крестоносного воинства, решено было максимально закамуфлировать намерения венецианцев внешними причинами, поставив рыцарей перед свершившимся фактом 983 . Но, объективно говоря, эти меры предосторожности были излишними – многие крестоносцы не обладали таким запасом нравственных качеств, чтобы с ходу отвергнуть предложения, сулящие им материальную выгоду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Его жители, отличаясь внешней физической красотой, которая и доселе выделяет критских аспазий из ряда прочих соплеменниц, благодаря таким естественным счастливым условиям страны, развили в себе дух предприимчивости, отваги, мужества и полной независимости. И политические обстоятельства для критян сложились гораздо благоприятнее, чем для других соплеменников их. После непродолжительного владычества на Крите испанских мавров, этот остров был отнят и присоединён к византийской империи храбрым византийским императором Никифором Фокой (963–975), а затем, после образования в Константинополе латинской империи в 1204 г., он отдан был по дележу Бонифацию Монферратскому, который в скором времени продал его Венецианцам. Позже всех других провинций этот остров подпадает турецкому владычеству, с сохранением, однако же, некоторых привилегий в самоуправлении, и до последнего времени ведёт упорную борьбу за свою свободу и независимость. Вот поэтому-то, когда просвещение и даже национальность греческая начинают падать в Константинополе и Афинах, на Крите всё это не только не погибает, а находит самую живительную почву для развития и процветания. «Ради истины нужно признать, – говорит учёный Герман Григорас, – что после общего переворота, постигшего нашу Грецию, Крит, приняв в свои недра многих (бежавших из-под власти турок) образованных мужей, стал достопримечательным убежищем греческого обучения и образования, стал многоплодной матерью, давшей много весьма полезных мужей, деятелей и сотрудников в деле восстановления того, что было разрушено. И мы видим, что в XV и XVI веках появляется между критянами особенная любовь к просвещению» 65 . Критские уроженцы, получив первоначальное образование на родине, отправляются для довершения его в итальянские университеты: в Венецию, в Падую, в Рим и другие города. При Падуанском университете из критской молодёжи образовалась целая критская колония; такая же колония была и в Венеции. Многие из них, по окончании образования за границей, возвращались на родину и там служили делу народного образования, но некоторые, более даровитые, оставались вне своего отечества, делались профессорами заграничных университетов, например, в Венеции Марк Мусурус, во Флоренции Марк Критянин и др., а успели стяжать себе славу учёных, как, например, Иоанн Григоропул и Иоанн Мусурус, оба члены Альдинской Академии, Павел Скордилий и преподаватель греческого языка в Ферраре и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Для исторической полноты нужно еще указать на некоторые новые литературные факты, свидетельствующие о том, с каким вниманием относятся ученые к вопросам полемики. В 1879 г. появилось сочинение Гейда «История левантийской торговли в средние века», в котором отведено место событиям завоевания Царьграда в 1204 г. Гейд – громадный авторитет; он работал в итальянских и венецианских архивах, и его два тома необходимы и полезны для занимающихся историей Востока. При составлении своей книги Гейд имел под руками всю полемику о четвертом походе, и нам поэтому весьма интересно знать его мнение о ней. События четвертого похода представляются у него в таком виде. Когда крестоносцы прибыли в Венецию, туда является из Византии царевич Алексей и вступает в переговоры с Филиппом Швабским и убеждает его идти войной на узурпатора – Алексея Ангела. Хотя сам король и не мог помочь ему, но для того, чтобы не оставить просьбу царевича неисполненной, он пользуется несчастным положением крестоносцев, вступает с ними в переговоры через Бонифация Монферратского и направляет их на Константинополь. Таким образом, направление четвертого похода, по мнению Гейда, зависело от событий византийских и германских. Далее, говоря в истории Египта о договоре Венеции с султаном, он относит его к 1208 г. В 1879 г. вопрос об изменении направления четвертого крестового похода имеет такой вид: не может быть речи об измене Венеции, о лукавстве папы; все, о чем может идти речь, заключается в византийских событиях и в отношениях Венеции и Филиппа Швабского к Византии. Не могу не упомянуть, что вопрос о четвертом походе при том значении, какое он имеет для истории православного Востока, не остается не затронутым и в нашей литературе. Вопрос о четвертом походе затронут и в моей книге «Образование 2-го Болгарского царства», и в рецензии проф. В.Г. Васильевского , помещенной в журнале Министерства Народного Просвещения за июнь 1879 г. Хотя в русской литературе ему и не давалось всестороннего развития, но выяснены именно те стороны его, которые и составляют интерес для чисто русской науки. Именно, было указано на два факта, заслуживающих тщательного изучения: 1) на важность отношений, которые завязались между завоевателями Константинополя и новообразовавшимся Болгарским царством, и 2) на частные обстоятельства, как, напр., бегство царевича Алексея из Константинополя в Европу, переговоры его с Филиппом Швабским и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Французские уполномоченные явились в Венецию в феврале 1201 г. и предложили на усмотрение дожа и его тайного совета желание князей о предоставлении им определенного числа военных и транспортных судов для крестового похода. В марте и апреле велись переговоры, в конце апреля составился проект соглашения, который послан был на утверждение папе. Венеция обязывалась в годичный срок доставить такое число кораблей, которое бы в состоянии было поднять и перевезти в Египет 4,5 тыс. рыцарей, 9 тыс. оруженосцев и 20 тыс. пехоты по цене 2 марки серебра с пассажира и 4 марки за лошадь 5 . Платеж суммы в 85 тыс. марок раскладывался на три срока, последний срок истекал в июне 1202 г. Лицо, до сих пор стоявшее во главе движения, – главнокомандующий крестовым походом, граф Тибо, умер в мае 1201 г. Здесь мы имеем первую роковую случайность, которых увидим слишком много в изложении последующих событий. Смерть его коренным образом изменяет дело. До сих пор все сосредоточивалось во Франции, но уже летом того же года выступает довольно неожиданная кандидатура на предводительство в походе не французского, но итальянского князя, Бонифация, маркграфа Монферратского, которому и принадлежит с тех пор руководящая роль в походе. Как только в августе согласился он принять Крест и предводительство, некоторые немецкие духовные и светские князья, до сих пор безучастные к движению, начали готовиться в поход. Согласно заключенному с Венецией договору, из Германии и Франции стали постепенно подходить к Венеции различные отряды с конца мая 1202 г., причем подписавпше договор князья французские прибыли позже других, в июне. Но в Венеции ожидал их целый ряд сюрпризов и тяжких испытаний. Прежде всего встретились затруднения по вопросу о размещении крестоносцев в Венеции. Дабы избежать беспорядков и столкновений, правительство нашло нужным препровождать все прибывающие отряды на остров Лидо, в получасовом расстоянии от Венеции; это незаселенное место представляло много удобств для лагерной стоянки, за исключением одного – удобства доставки съестных припасов.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

адм. структуры. Лат. каноники в храме Св. Софии избрали патриархом К-польским венецианского клирика Томмазо (Фому) Морозини . Власть и канонические права Патриарха существенно ограничивали папские легаты, регулярно посещавшие К-поль. Находившиеся под юрисдикцией Патриархата храмы К-поля были разделены между католиками и православными. Значительная часть правосл. церквей пустовала из-за исхода священнослужителей и мирян из города. Императору по договору о разделе Романии причиталась в качестве домена четверть К-поля и всей империи. Новый государь должен был сразу же приступить к завоеванию греч. земель, предоставляя на то права и своим наиболее могущественным вассалам. Балдуин I отверг предложения о сотрудничестве части греч. знати и тем самым усилил сопротивление архонтов. Когда весной 1205 г. население Фракии восстало против крестоносцев, болг. царь Калоян , опираясь на поддержку архонтов и половецкую конницу, вторгся в пределы империи и нанес войску крестоносцев решительное поражение в битве при Адрианополе 14 апр. Погиб цвет рыцарства, а сам император оказался в плену, где вскоре скончался или был убит. Его преемник Генрих I перешел к обороне и к политике договоров с греч. архонтами, предоставляя нек-рым из них или расширяя (напр., Феодору Вране) лены. Тем временем предводители др. отрядов рыцарей продолжали наступление. Бонифаций Монферратский, женившийся на вдове Исаака II Ангела, заключил союз с греч. архонтами и овладел Фессалоникой и ее округой, где основал королевство. Бароны Сев. и Ср. Греции, включая маркизов Водоницы, были вассалами короля Фессалоники. Гийом де Шамплит и Жоффруа де Виллардуэн завладели большей частью Пелопоннеса, где возникло Ахейское (Морейское) княжество (1205-1432). Оттон де ла Рош получил от Бонифация Монферратского в лен Аттику и Беотию и основал Афинскую сеньорию (с 1260 герцогство). Негропонт (о-в Эвбея) был отдан в феод рыцарю Жаку д " Авеню, разделившему его на 3 лена, переданных ломбардским сеньорам - терциариям. В 1209 г. Негропонт признал зависимость от Венеции, а затем и целиком перешел под ее власть.

http://pravenc.ru/text/372674.html

2. Крестовый поход Генриха VI не удался. Германский властелин скончался, подготавливая его. Но подготовка Крестового похода была лишь одним эпизодом его блестящего бурного царствования. Император Генрих VI был самым опасным врагом папства за всю его историю. В Риме смерть Генриха восприняли как избавление Божие. Однако более подробный рассказ о его царствовании принадлежит истории западного христианства. В 1198 г. на папский престол взошел, наверное, самый известный средневековый папа - Иннокентий III (1198-1216) , во многих отношениях талантливый человек и политик. Главной целью он видел единство христианского мира, естественно, под его собственным началом. Иннокентий III считал, что обладает всей полнотой как духовной, так и светской власти. Он начал с проповеди крестового похода, ибо считал позором для христианства то, что Иерусалим по-прежнему находится в руках врагов веры. Иннокентий даже обложил все духовенство данью: на крестовый поход каждый клирик должен был выделить сороковую часть своих доходов. Из прошлого наконец были извлечены уроки: папа назначил одного бесспорного лидера похода - маркиза Бонифация Монферратского. В Палестину крестоносцы должны были добираться по морю, а венецианцы - предоставить транспорт. Начались переговоры с дожем Венеции Энрико Дандоло. Ему уже перевалило за 80, и он был почти слепым (30 лет назад, будучи с посольской миссией в Константинополе, он с кем-то подрался и частично утратил зрение; с тех пор мстительный венецианец затаил ненависть к грекам). При всей своей слепоте Дандоло был одним из наиболее дальновидных политиков-прагматиков своего времени - правда, и одним из самых беспринципных. Никакая риторика относительно крестового похода как священного долга христианина на него не действовала. Но он понимал, что господство Венеции на Востоке может быть осуществлено на постоянной основе, только если будет уничтожена Византийская империя. Конечно, венецианцы имели там широкие торговые привилегии. Но привилегии могли быть и отозваны: это было вполне реальным, особенно ввиду того, что росла власть Генуи и Пизы, которые тоже заигрывали с Константинополем. Чтобы получить монополию, венецианцы должны были завладеть Империей. Скорее всего, идея изменить направление похода наверняка уже давно вызревала у Дандоло. Раньше византийцы добровольно уступили венецианцам господство на море, теперь они утратят из-за них свою Империю.

http://sedmitza.ru/lib/text/434808/

Дож Энрико Дандоло. Ок. 1600 г. Худож. Д. Тинторетто (Зал Большого совета во Дворце дожей, Венеция) Дож Энрико Дандоло. Ок. 1600 г. Худож. Д. Тинторетто (Зал Большого совета во Дворце дожей, Венеция) Целью крестового похода сначала был Иерусалим, однако осенью 1198 г. в Рим пришло известие о том, что 1 июля 1198 г. между правителем Иерусалимского королевства и султаном аль-Адилем I был заключен мирный договор сроком на 5 лет и 8 месяцев; использование крестоносцами ресурсов королевства для взятия Иерусалима оказалось невозможно. Новой целью похода стала Александрия, которая должна была стать форпостом для дальнейшего завоевания Египта. Кроме того, Александрия лежала на одном из основных торговых путей, соединяющих Запад и Восток, что делало ее завоевание особенно привлекательным для Венецианской республики. В февр. 1201 г. Венеция заключила договор о строительстве флота для доставки 33,5 тыс. крестоносцев в обмен на выплату 85 тыс. кёльнских марок. Однако мобилизационные и финансовые возможности участников и руководителей похода оказались явно переоценены. Положение усугубилось после скоропостижной смерти гр. Тибо Шампанского (май 1201). Руководство экспедицией было передано маркизу Бонифацию Монферратскому. К лету 1202 г. в Венецию прибыли ок. 12 тыс. крестоносцев, к-рые смогли собрать лишь 51 тыс. марок для уплаты венецианцам. Возникший конфликт привел к фактической блокаде крестоносцев, оставшихся без продовольствия на о-ве Лидо. В разгар конфликта венецианский дож Энрико Дандоло заключил сделку с предводителями войска, по условиям к-рой крестоносцы получали отсрочку в выплате долга в обмен на предоставление помощи Венеции в борьбе с Венгерским королевством за контроль над г. Зара (ныне Задар, Хорватия). Дандоло с большой группой венецианцев официально присоединился к походу и принес крестоносный обет. Эта сделка не могла быть одобрена папой Иннокентием III, т. к. Зара была христ. городом и находилась под папским покровительством как владение венг. короля, также принесшего крестоносный обет.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

И со стороны Никейского царства опасность не угрожала Роберту на первых порах. Ласкарь был женат на его сестре Марии. Желая теснее связать себя с домом Куртенэ и через него усилить свои шансы на константинопольский престол, Ласкарь в ущерб церковным канонам предложил Роберту свою дочь Евдокию и большие земли в приданое. Смерть Ласкаря и его супруги Марии Куртенэ (1222) положила конец этим планам. Роберт имел неосторожность поддержать братьев Ласкаря против занявшего никейский престол Иоанна Дуки Ватаци. Борьба с этим лучшим помощником Ласкаря была не под силу малоспособному и трусливому, не по заслугам чванному Роберту, и началась для него полоса несчастий, не покидавших его до смерти. Ранее того, уже в 1222 г., пало латинское королевство в Салониках под ударами Феодора Эпирского. Создание Бонифация Монферратского оказалось еще менее прочным. Хотя папа Гонорий взял под свое покровительство юного сына Бонифация, Димитрия, и назначил ему опекуном его сводного брата Гильельмо Монферратского, вслед за чем примирился со двором и старый Биандрате; хотя сильнейший из вассалов королевства, Гвидо Паллавичини, маркиз Водоницы, стоял во главе управления; хотя сам Димитрий был отправлен к Фридриху II Гогенштауфену просить его мощной поддержки, – Феодор Эпирский без труда занял Салоники. Подробности этого события относятся к истории Эпирского царства. Экспедиция Гильельмо Монферратского кончилась с его смертью в Греции. Сам Димитрий умер в Италии бездетным (1227); права его были к конце концов переуступлены Палеологам, когда те в них уже не нуждались. Падение Салоник повлекло за собою утрату франками Македонии и Фракии. Посланные против греков войска Роберта были разбиты под Сересом и бежали в Константинополь, вызванные известием о еще большем несчастии латинян в Малой Азии. Роберт принял бежавших к нему братьев Ласкаря, Алексея и Исаака, и отправил их во главе большей части франков в М. Азию, в те порубежные области, которые были устроены императором Генрихом на началах самоуправления греков. Сначала братья Ласкаря действовали успешно и заняли часть страны; но, встретившись с самим Ватаци при Пиманиноне, они были разбиты, схвачены и ослеплены. Цвет франков погиб в этой битве, пал старый барон Макарий Менегу, герой войн с Ласкарем.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

257 Бертольд фон Катценелленбоген — немецкий граф-гибеллин; его участие в поджогах не доказано окончательно. 258 Императрица Маргарита — Маргарита Венгерская (1176-после 1207), дочь Белы III, вторая супруга Исаака II Ангела (с 1186 г.), в православии Мария. В 1204—1207 гг. — жена Бонифация II Монферратского, короля Фессалоник. 259 Феодор Ласкарис (ок. 1175—1222) — основатель и первый император Никейской империи с 1208 г., зять византийского императора Алексея III Ангела. В 1204—1205 гг. титуловался деспотом Никеи. 260 Никейская империя (1204—1261) — государство на северо-западе Малой Азии со солицей в Никее, созданное Феодором Ласкарисом (см. выше) после падения Константинополя. Перестало существовать с воссозданием Константинопольской империи. 261 Регент константинопольский — Генрих Фландрский (ок. 1174—1216), брат императора Латинского Балдуина I, которому наследовал после его смерти в 1206 г. 262 Патриарх Каматир — Иоанн Х Каматир, патриарх Константинопольский (1198—1206). Отказался признать верховенство католической церкви и созывать собор, посвященный объединению христианских церквей, вне Византии. Во время штурма Константинополя крестоносцами в 1204 г. бежал из столицы. Умер в изгнании. Был известен умом и красноречием. 263 Первая Новгородская летопись старшего извода (XIII в.). Соврем. изд.: Библиотека литературы Древней Руси. СПб. 1997. Т. 5. С. 70—72. 264 Бертольд фон Катценелленбоген — немецкий граф-гибеллин; его участие в поджогах не доказано окончательно. 265 Императрица Маргарита — Маргарита Венгерская (1176-после 1207), дочь Белы III, вторая супруга Исаака II Ангела (с 1186 г.), в православии Мария. В 1204—1207 гг. — жена Бонифация II Монферратского, короля Фессалоник. 266 Феодор Ласкарис (ок. 1175—1222) — основатель и первый император Никейской империи с 1208 г., зять византийского императора Алексея III Ангела. В 1204—1205 гг. титуловался деспотом Никеи. 267 Никейская империя (1204—1261) — государство на северо-западе Малой Азии со солицей в Никее, созданное Феодором Ласкарисом (см. выше) после падения Константинополя. Перестало существовать с воссозданием Константинопольской империи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3436...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010