составление и перевод А.А. Бурова Святой Бонифаций, апостол Германии (память 5 июня) Святитель Бонифаций, именовавшийся вначале Винфрид, родился в 672 году неподалеку от Эксетера, в западной оконечности Вессекса, одного из королевств англо-саксонского Семицарствия. 33 Со своей ранней молодости он явил склонность к монашеской жизни. В семь лет он поступил в монастырь, вначале в Эксетере, затем в Нурслинг (Nursling), чтобы обучиться там Священному Писанию и светским наукам. За блестящие знания его называли профессором, но успехи в грамматике и риторике имели для него единственную цель – приготовление к пониманию Священного Писания. Опытный монах, он показывал также горячее усердие в наставлении и проповеди, и желал следовать примеру святых ирландских монахов, которые оставляли свою родину с тем, чтобы нести Благую Весть язычникам. Вскоре после своего рукоположения в священники (716) он вместе с тремя компаньонами оставил монастырь в Нурслинге, присоединившись к миссии святого Виллиброрда из Фризляндии (Willibroard von Frise, память 7 ноября), которая столкнулась с многочисленными препятствиями. Оттуда епископ был вынужден вернуться в свой монастырь из-за языческой реакции, вызванной смертью Пепина Херстальского. 34 Новые миссионеры столкнулись с теми же затруднениями и были вынуждены вскоре возвратиться в свой монастырь в Англию, где братья тепло приняли Винфрида и предложили ему заменить недавно скончавшегося игумена. Благодаря поддержке епископа Винчестерского, святой смог освободиться от их просьбы и приготовить новую миссию, осуществив предварительно паломничество в Рим (718). Папа Григорий II принял его с честью и, желая продолжать миссионерское делание своего знаменитого предшественника Григория I (память 12 марта), вручил Винфриду письмо-инвеституру (поручение) на обращение всех языческих народов Германии и присоединение их к римскому престолу. Чтобы подтвердить свою верность, Винфрид изменил свое имя на Бонифация (719). После того, как Бонифаций пересек Баварию и Тюрингию, он направился снова во Фризляндию, где святитель Виллиброрд смог возвратить себе кафедру Утрехта.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 2008 Святой Бонифаций — подвижник и миссионер Западной Церкви VIII в., не мог иметь никакого отношения к Русской Православной Церкви хотя бы по той причине, что жил более чем за двести лет до крещения Руси. Однако его миссионерский и мученический подвиг привлекает сегодня внимание многих православных христиан как в России, так и за её пределами. Причиной этого, на наш взгляд, является определённое типологическое сходство между той эпохой, в которую он жил, и современностью. Можно без преувеличения сказать, что святой Бонифаций явился основоположником нового этапа в жизни Западной Европы, был непосредственным участником тех процессов, которые в конечном итоге сформировали лицо средневековой Европы. Его деятельность значительно повлияла на судьбы многих европейских народов. Его личность является ключевой не только для понимания событий, происходивших в середине VIII века во Франкской империи, но и для нашего времени, когда Православие возвращается в Западную Европу как неотъемлемая часть её религиозной жизни. Святой “папист” От святителя Бонифация до нас дошла пространная переписка, которую он вёл с многими выдающимися деятелями своей эпохи, среди которых — папы, короли, епископы, настоятели монастырей, игуменьи, монахи, его духовные дети. Это эпистолярное наследие представляет собой бесценный памятник эпохи, весьма удалённой от нас по времени. Поистине эти письма Святителя пробиваются к нам, как луч солнца из глубины так называемых “тёмных веков”, проливая свет на многие события той эпохи. Они позволяют нам составить более или менее ясное представление о том положении, в котором находилась в те годы Церковь в империи франков. Личность святого Бонифация, конечно, неоднократно была предметом исследования учёных на Западе — в первую очередь в Германии и Англии. В то же время для российских историков имя святого Бонифация до сих пор остаётся малоизвестным. За исключением нескольких словарных статей, помещённых главным образом в дореволюционных и малодоступных ныне энциклопедических изданиях, на русском языке до последнего времени не существовало специальных работ, в которых бы рассматривалась его жизнь и миссионерское служение. В семинарских курсах истории Древней Церкви его имя упоминается как бы вскользь и мимоходом, а оценки его миссионерской и церковно-административной деятельности, как правило, субъективны и зачастую предвзяты.

http://pravmir.ru/svyatoy-bonifatsiy-apo...

По мнению большинства исследователей, основой для краткого Мученичества К. послужило предание о христ. проповедниках, убитых в Вюрцбурге по указанию франк. дукса (наместника) Гоцберта (Гозберта). К ранней устной традиции могли восходить имена проповедников и данные об их ирл. происхождении (этими сведениями ограничивается краткая заметка о К. в Мартирологе Рабана Мавра (40-е гг. IX в.) - St. Gallen Stiftsbibliothek. 457. P. 88-89). Агиограф также мог использовать предания о хранившихся в Вюрцбурге реликвиях (рукопись Евангелия и др.), к-рые связывались с памятью о мучениках ( Sch ä ferdiek. 1994). В кратком Мученичестве заметно влияние франк. агиографии и церковно-политических реалий VIII в. К. представлен как апостол вост. франков (в пространном Мученичестве - «тевтонской Франкии»), 1-м проповедовавший христианство во франк. Тюрингии, предшественник св. Бонифация (Винфрида). Сведения о путешествии К. в Рим скорее всего вымышлены с целью уподобить его деятельность миссии св. Бонифация, к-рая велась при поддержке Папского престола. Дукс и население Вюрцбурга представлены в Мученичестве язычниками, что вряд ли справедливо для Тюрингии эпохи поздних Меровингов, несмотря на отсутствие в этом регионе сложившейся церковной организации. Дукс Гоцберт показан в Мученичестве слабым правителем, косвенно виноватым в гибели К., за что его род (династию Хеденов) постигла Божия кара. Мотив убийства епископа-проповедника по воле злой женщины, восходящий к евангельскому повествованию о гибели св. Иоанна Крестителя, содержится также в Житии св. Корбиниана, составленном Арбеоном Фрайзингским († 783) (св. Корбиниан заставил баварского дукса Гримоальда развестись со вдовой брата Бильтрудой, которая затем попыталась организовать убийство епископа). Житие св. Корбиниана послужило основным лит. образцом для краткого Мученичества К. (напр.: Sch ä ferdiek. 1994. S. 333-334, 339; Wood. 2001. P. 161, 167), среди др. образцов исследователи называли Житие св. Бонифация, написанное Виллибальдом (ок. 760) (BHL, N 1400), и раннее Житие св. Аманда (BHL, N 332).

http://pravenc.ru/text/1684608.html

Енё Гергей СПИСОК ПАП И АНТИПАП Св. Петр, (33)-64(67) Св. Лин, 67–76(78) Св. Клет(Анаклет), 76(78)-88(90) Св. Климент I, 88(90)-97(99) Св. Эварист, 97(99)-105(107) Св. Александр I, 105(107)-115(116) Св. Сикст I, 115(116)-125 Св. Телесфор, 125–136 Св. Гигин, 136–140 Св. Пий I, 140-(154)155 Св. Аникет, (154)-(165)166 Св. Сотер, (165)166-(174)175 Св. Элевтерий, (174)175–189 Св. Виктор I, 189–199 Св. Зефирин, 199–217 Наталис (антипапа) (199-[?]) Св. Каликст I, 217–222 Ипполит (антипапа), (217–235) Св. Урбан I, 222–230 Св. Понтиан, 230.VII.21–235. IX.28 Св. Антер, 235.XI.21–236.I.3 Св. Фабиан, 236.I.10–250.I.20 Св. Корнелий, 251.III-253.VI Новациан (антипапа), (251–268) Св. Луций I, 253.VI.25–254.III.5 Св. Стефан I, 254.V.l2–257.VIII.2 Св. Сикст II , 257.VIII.3O-258.VIII.6 Св. Дионисий, 259.VII.22–269. XII.26 Св. Феликс I, 269. I.5–274. XII.30 Св. Евтихий, 275.I.4–28З.XII.7 Св. Гай, 283.XII.17–296.IV.22 Св. Марцеллин, 296.VI.30–304.X.25 Св. Марцелл I, 308.V.27–309.I.16 Св. Евсевий, 309(310)IV.18–309(310) VIII.17 Св. Мильтиад (Мельхиад), 311.VII.2–314.I.11 Св. Сильвестр I, 314.I.31–335.XII.31 Св. Марк, 336.I.18–336.X.7 Св. Юлий I, 337.II.6–352.IV.12 Либерий, 352.V.17–366. IX.24 Феликс II (антипапа), (355–358; 365.XI.22) Св. Дамас I, 366.X.1–384.XII.11 Урсин (антипапа), (366–367) Св. Сириций, (384.XII.l5–399.XI.26) Св. Анастасий I, 399.XI.27–401.XII.19 Св. Иннокентий I, 401.XII.22–417.III.12 Св. Зосима, 417.III.18–418.XII.26 Св. Бонифаций I, 418.XII.29–422.IX.4 Евлалий (антипапа), (418.XII.29–419) Св. Целестин I, 422.IX.10–432.VII.27 Св. Сикст III, 432.VII.31–440.VIII.19 Св. Лев I (Великий), 440.IX.29–461.XI.10 Св. Иларий, 461.XI.19–468.II.29 Св. Симплиций, 468.III.3–483.III.10 Св. Феликс II, 483.III.13–492.III.1 Св. Геласий I, 492.III.1–496.XI.21 Св. Анастасий II, 496.XI.24–498.XI.19 Св. Симмах, 498.XI.22–514.VII.19 Лаврентий (антипапа), (498,501–505) Св. Гормизд, 514.VII.20–523.VIII.6 Св. Иоанн I, 523.VIII.13–526.V.18 Св. Феликс III , 526.VII.12–530.IX.22 Бонифаций II, 530.IX.22–532.X.17

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

еп. Евфимий (Моисеев) Житие, переписка Конец VII – начало VIII века В книге рассказывается о миссионерских трудах и мученической кончине святого Бонифация (672–754), архиепископа Майнцского, – одного из выдающихся миссионеров Западной Церкви эпохи раннего Средневековья. Деятельность этого святого во многом определила облик средневековой Европы. Впервые на русском языке публикуются уникальные памятники церковной литературы VIII века – житие святого Бонифация, а также фрагменты его переписки. Архиепископ Майнцский Бонифаций – святой неразделенной Церкви В конце 1980-х годов, на излете советской эпохи, обер-бургомистр западногерманского города Фульда Вольфганг Гамбергер решил наладить партнерские отношения с одним из городов Советского Союза. Изучив возможные варианты, господин Гамбергер остановил свой выбор на подмосковном Загорске – так тогда именовался Сергиев Посад. Как настоящий католик, он, наверное, и не мог поступить иначе. Это было время, когда во многом благодаря усилиям папы Иоанна Павла II роль религиозного фактора в политической жизни стран Восточной Европы существенно возросла. По этой причине многие западные политики, особенно те, которые принадлежали к Римско-Католической Церкви, не без оснований стали полагать, что более тесные контакты христиан Запада и Востока могут способствовать падению железного занавеса. Однако когда господин Гамбергер обратился в Министерство иностранных дел СССР, а потом и в Совет министров СССР с предложением сделать Фульду и Загорск городами-побратимами, то получил решительный отказ. И хотя ему предлагали на выбор любой город страны, кроме Загорска, градоначальник Фульды был непреклонен. Гамбергеру хотелось, чтобы духовный центр, каковым является Фульда для католиков Германии, завязал бы партнерские отношения именно с Загорском – духовным центром православных верующих Советского Союза. Впрочем, железный занавес пал гораздо быстрее, чем ожидалось, и в 1991 году официальные партнерские отношения между Загорском и Фульдой были установлены. Господину Гамбергеру нельзя отказать в дальновидности: его инициатива – пусть и не сразу – сумела пробудить интерес в России к личности небесного покровителя Фульды – святителя Бонифация, наглядным свидетельством чему служит эта книга.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Каково будущее Европы? Письмо Анатолию Степанову из «смердящей Европы» и ответ на него 06.01.2023 1920 Время на чтение 6 минут Фото: Коллаж РНЛ Уважаемый Анатолий Дмитриевич, прочитал вашу статью от 3.01.2023 «Что символизирует смерть папы Бенедикта» и хотел бы высказать свои замечания на Ваше мнение, комментарии к статье о Европе. Начну с того, что как верующий человек Вы, наверное, согласитесь, что Бог промышляет, заботится и желает спасения любому человеку и тем более народу? Откуда такая уверенность, что Европа должна стать мусульманской и что для России этот вариант лучше и проще? Да и вообще, что европейцы способны стать мусульманами? Я и моя семья проживаем с 1994 года в Германии и за это время немало пережили и осознали. Самый главный вывод, который я сделал – это то, что Господь переместил такое количество православных людей в Европу, в последнее время особенно много из Украины, неслучайно, и у Него есть Свои планы о проживающих там народах. Не могу говорить за всю Европу, но за Германию скажу, что наша цель и даже миссия здесь заключается в том, чтобы, конечно, самим стать подлинно православными людьми, а также возродить утраченную веру в этих землях, вернуть почитание местных святых, которые являются хозяевами здесь. Собственно вселенское православие известно в Германских землях уже с 3-4 века, когда были явлены многочисленные римские воины-мученики (при гонении Максимилиана). Затем следовало несколько этапов христианизации отдельных современных земель Германии. В ряду всех известных нам христианских миссионеров стоит святой архиепископ Маинский Бонифаций, заслуженно называемый «Апостолом Германии». Не так давно вышла в свет книга автора РНЛ епископа Луховицкого Евфимия (Моисеева) «Апостол Германии Бонифаций…». В ней владыка очень грамотно описал труды и подвиг этого ирландского святого в деле проповеди Евангелия в будущей Германии. Совместными усилиями эта книга была переведена на немецкий язык и с Божией помощью готовится выйти в свет в ближайшее время на двух языках (немецком и русском).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/06/ka...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ II Григорий II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Григорий II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) († 11.02.731), св. (пам. зап. 11 февр.), папа Римский (c 19 мая 715). Жизнеописание Г. в Liber Pontificalis в основном было составлено еще при его жизни и дополнено после смерти (LP. Vol. 1. P. 220-223). Оно было известно уже Павлу Диакону , к-рый использовал из него сведения о взаимоотношениях Г. и лангобардов. В X в. каноником Реймсской ц. Флодоардом Житие папы было переложено в стихи и включено им в поэму «О триумфах Христа в Италии». Детали нек-рых событий, лишь вскользь упомянутых в Liber Pontificalis, проясняются в посланиях Г. Сведения о просвещении германцев содержатся в 2 Житиях св. Бонифация (Виллибальда, сер. VIII в., и Отлоха Санкт-Эммерамского, нач. XI в., в к-рое включена переписка Бонифация с Г.), в Житии св. Корбиниана, а также в различных Житиях Виллибальда Айхштеттского. В Хронографии визант. историка IX в. прп. Феофана Исповедника образ Г. смешан с образом его преемника Григория III . В этом сочинении отразилась офиц. антипапская пропаганда К-польского двора, исходящая от императоров-иконоборцев Льва III Исавра и Константина V Копронима . За Феофаном следуют позднейшие визант. хронографы Георгий Кедрин и Иоанн Зонара , частично исправляя нек-рые неточности. Г. род. в состоятельной семье Марцелла (Маркелла) и Гонесты, возможно принадлежавшей к знатному рим. роду Савеллиев. С раннего возраста Г. воспитывался при папском дворце в Латеране. Папа Сергий I (687-701) рукоположил его во субдиакона и назначил сакелларием (казначеем), поручив также заботу о папской б-ке. В 710-711 гг. в сане диакона он сопровождал папу Константина I в поездке на Восток, ко двору визант. имп. Юстиниана II . Г. лично присутствовал на встрече папы с императором в Никомидии, где, согласно Liber Pontificalis, как человек образованный, он отвечал на нек-рые вопросы императора, вероятно касавшиеся постановлений Трулльского Собора (см.

http://pravenc.ru/text/166744.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВЛАЛИЙ († 423), антипапа (29 дек. 418 - апр. 419). Сведений о Е. до его избрания на Римский престол не сохранилось. События евлалианской схизмы в Римской Церкви подробно представлены в офиц. донесениях рим. префекта Квинта Аврелия Симмаха имп. Гонорию и комиту Констанцию, в ответных посланиях императора к Симмаху, а также в письмах Гонория к папе Бонифацию I , к проконсулу Африки Ларгу и в письмах Ларга к Карфагенскому еп. Аврелию, вошедших в сборник папской корреспонденции «Авелланово собрание» (Collectio Avellana, сер. VI в.). Сведения, изложенные в жизнеописании Бонифация I в составе Liber Pontificalis , имеют второстепенное значение в силу субъективности источника и ошибочной интерпретации нек-рых фактов (напр., при изложении событий понтификата Бонифация I приводятся факты из жизни Бонифация II , избрание к-рого также сопровождалось схизмой). Недостоверной является и краткая заметка об осуждении Е. Собором 52 епископов в Каталоге Феликса IV (III) (сер. VI в.). После кончины папы Зосима (26 дек. 418) в Риме начались беспорядки. В день погребения папы, 27 дек., часть рим. клириков собралась в базилике Спасителя в Латеране и избрала папой архидиак. Е., грека по происхождению. В воскресенье 29 дек. там же состоялось посвящение Е. в епископский сан, которое совершил субурбикарный епископ Остии. В Liber Pontificalis ошибочно сообщается, что в тот же день во епископа был рукоположен и Бонифаций I. Из донесения Симмаха Гонорию следует, что 29 дек. Бонифаций был только избран: узнав о поставлении Е., несогласное с его избранием большинство рим. пресвитеров собралось в базилике Феодоры (местонахождение неизвестно) и избрало епископом Бонифация, рукоположение которого в соответствии с каноническими нормами было отложено до следующего воскресного дня (Coll. Avel. N 14; Symmachus. Ep. X 71). Сведения из донесения Симмаха подтверждаются сообщением Liber Pontificalis о том, что после кончины папы Зосима кафедра оставалась вакантной 10 (или 11) дней, т. о., возведение в сан Бонифация могло состояться не ранее 5 янв. 419 г.

http://pravenc.ru/text/187150.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРФАГЕНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ [лат. Calendarium Carthaginiense], литургический календарь Карфагенской Церкви, архетип которого датируется 1-й третью VI в. Известен по единственной рукописи, найденной Ж. Мабильоном в 1682 г. в аббатстве Клюни . К основной рукописи XI в., содержащей комментарии блж. Иеронима Стридонского на Книгу прор. Исаии, был прикреплен лист с календарем, который Мабильон датировал VII в. Впоследствии он издал этот календарь с комментариями ( Mabillon. 1682. P. 398-422; текст воспроизведен в: PL. 13. Col. 1219-1230). По сути Мабильон был единственным исследователем, кто видел и описал эту рукопись, пропавшую уже в нач. XVIII в. Сохранился только список, сделанный рукой Мабильона (Paris. lat. 17698), к-рый ничем не отличается от изданного им текста и не дает дополнительной информации о рукописи. Мабильон по достоинству оценил этот памятник, указав, что это древнейший дошедший до нас календарь Карфагенской Церкви. Следы влияния др. календарей африкан. Церквей более раннего времени (нач. V в.) могут быть обнаружены в Мартирологе блж. Иеронима. Однако если компилятор Мартиролога блж. Иеронима делал выборку сведений об африкан. святых для своего универсального агиографического свода, то К. к. дошел в первозданном виде и отражает литургическую практику VI в., а также, если принять датировку Мабильона, VII в., когда он был переписан. Мабильон определял дату создания К. к. исходя из того, что последний по времени жизни святой, упомянутый в нем, свт. Евгений , еп. Карфагенский, скончался в изгнании в Галлии в 505 г. После смещения Евгения в 496 г. из-за противодействия ариан-вандалов кафедра оставалась незамещенной до избрания в 523 г. Бонифация, чье имя уже не значится в календаре. Л. Дюшен наиболее вероятной датой составления К. к. считал годы епископства Бонифация (523-535) и правления кор. Хильдерика (523-530), т. е. период наибольшего благоприятствования правосл. Церкви в королевстве вандалов .

http://pravenc.ru/text/1681211.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕЛЕСТИН I [Целестин; лат. Caelestinus, Celestinus] († 27.07.432, Рим), св. (пам. зап. 27 июля), еп. (папа) Римский (с 10 сент. 422). Согласно Liber Pontificalis (1-я редакция составлена в 30-х гг. VI в.), сын некоего Приска, происходил из обл. Кампания. Сведения о К. до избрания на Папский престол немногочисленны. Его можно отождествить с диак. Келестином, которого называл «своим сыном» еп. (папа) Римский Иннокентий I (401-417) в послании к Децентию, еп. г. Эвгубий (ныне Губбио, Италия) (416 - Innocent. I, papa. Ep. 25. 11//PL. 20. Col. 559-560). В речи перед участниками Римского Собора 430 г. К. вспоминал о том, как он присутствовал на богослужении в праздник Рождества Христова в Медиолане (ныне Милан), где по призыву свт. Амвросия Медиоланского (374-397) народ пел гимн «Приди, Искупитель народов» (Veni, redemptor gentium - Arnobii catholici et Serapionis conflictus. II 13. 9-16//PL. 53. Col. 289). К. состоял в переписке с блж. Августином ; вероятно, ему было адресовано послание, написанное в кон. 418 г. ( Aug. Ep. 192//PL. 33. Col. 868-869). После смерти еп. (папы) Римского Бонифация I (4 сент. 422) К. был возведен на Римскую кафедру. Блж. Августин отмечал, что избрание К. в отличие от выборов Бонифация I прошло мирно и не вызвало беспорядков в Риме ( Aug. Ep. 207//PL. 33. Col. 953-957). Из деяний К. известно о закрытии в Риме церквей, принадлежавших новацианам , после чего новацианский еп. Рустикула был вынужден служить в частных домах. Церковный историк Сократ Схоластик усматривал в этом распоряжении Римского понтифика свидетельство самоуправства, присвоения им имп. полномочий ( Socr. Schol. Hist. eccl. VII 11//PG. 67. Col. 757-758; см.: Wessel. 2004. P. 17-19). По указанию К. была восстановлена базилика Юлия (Санта-Мария-ин-Трастевере), поврежденная готами в 410 г. (post ignem Geticum). Папа щедро одарил отстроенный храм, в Liber Pontificalis упоминается также о подсвечниках и лампадах, которые он поместил в базилике св. Петра на Ватиканском холме и в базилике св. Павла на Остийской дороге. В понтификат К. на Авентинском холме началось строительство базилики титула Сабины (Санта-Сабина) на средства пресв. Петра. В посвятительной надписи Папский престол назван «апостольской вершиной» (culmen apostolicum), К.- «первым во всем мире епископом» (primus et in toto fulgeret episcopus orbe).

http://pravenc.ru/text/1684145.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010