Таким образом, в 429 г. вандалы, собравшись в Гадире (Гадесе) (Procop. Debel. Vand., I, 3, 26), переправились через пролив и высадились в Юлии Традукте (совр. Танжер) (Gregor. Turon., Hist. Francor., II, 2). 596 К 401 г. королем вандалов был Годегизель, который был убит в 405 г. в бою с франками, охранявшими в качестве римских федератов переправу через Рейн. Королем был избран Гундерих, сын Годегизеля. Во главе с Гундерихом вандалы осели и укрепились в Испании. В 428 г. Гундерих умер, и королем стал его сводный брат Гейзерих, сын Годегизеля и рабыни. И хотя к моменту высадки в Африке Гейзерих был королем неполный год, он, по всей видимости, был опытным военачальником, о чем свидетельствуют дальнейшие события. 597 Эту цифру подтверждает Прокопий Кесарийский (De bel. Vand., I, 5, 18), опираясь на тот факт, что Гейзерих разделил свое войско на 80 отрядов во главе с хилиархами (т.е. тысячниками). Однако ниже он сам подчеркивает, что, по другим сведениям, число вандалов и аланов не превышало 50 тыс. Вполне возможно, что обе версии справедливы, поскольку в каждом из 80 отрядов число воинов могло быть менее тысячи, а звание хилиариев было присвоено командирам отрядов в силу традиции. 598 События, имевшие место в Африке до вторжения вандалов, полностью не соответствуют определению «мирных и спокойных». Видную роль в них играл римский военачальник Бонифаций, который в 422 г. участвовал в походе в Испанию против вандалов под командованием Кастина, но вследствие конфликта с Кастином бежал в Африку. После смерти императора Гонория в 423 г. власть при помощи Кастина узурпировал Иоанн, а вдова императора с его сыном Валентинианом III была выслана в Константинополь. В этот период Бонифаций, уже укрепившийся в Африке, поддержал Плацидию, и за это был назначен ею на пост комита Африки. Бонифаций вел весьма успешные войны на границах африканских провинций против берберских и мавританских племен. В 425 г. Иоанн был свергнут войсками восточного императора Феодосия, и Плацидия вернулась к власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Солуне настал минутный золотой век. Убедившись, что спасение всего франкского дела на Востоке состоит в нерушимом союзе вождей его, Бонифаций задумал скрепить свои вассальные (на бумаге) отношения к престолодержцу Византии родственными узами. Императорствовал тогда на место Балдуина брат его Генрих. Бонифаций составил план, женить его на своей дочери, Агнесе, которую и вызвал для сего из своего родового Ломбардского владения в Солунь в 1206 году. В конце того же года она отправлена была в Константинополь, где и повенчана 4 Февраля 1207 года в храме Св. Софии с Императором. Праздникам конца не было, по сему случаю, в обеих столицах. Не дремал при этом и Иван Асеневич. Он недаром столько лет прожил заложником при (бывшем) дворе Византийском. В ответ на тесный союз заморских «риг», он заключил союз с Феодором Ласкарем, считавшимся законным преемником императоров Константинопольских, условившись не давать покоя иноземному державцу Константинополя ни на один день. И точно Франкскому владычеству на Востоке опять угрожал конец, но и опять фатальный недостаток единомыслия в деятелях противной стороны оставил его жить и даже процветать. Ласкарь поладил с Генрихом 72 . Заручившись миром с этим ближайшим конкурентом венца Императорского, Генрих устроил свидание с тестем, на котором и решено было общими силами уничтожить Ивана. Но Бог судил иначе. Славный воитель двух крестовых походов и владетель двух Государств Бонифаций погиб бесславно, и даже как бы безвестно, гоняясь на высотах Родопы за Болгарскими наездниками. Смерть его приурочивается к тому же, радостному для него, 1207 году. Голова его, в виде трофея, доставлена была Кралю, который по дикому обычаю «варваров» приказал сделать из черепа заздравную чашу 73 . У Бонифация было два сына: от первой жены Гильом и от Маргариты Марии Димитрий, родившийся очевидно в Солуне. Первому покойный оставил в наследство своё владение Monte-Ferrato в Италии, второму – Солунское королевство. Так как последний был ещё младенец, то вельможа Бландра замыслил возложить, корону на старшего брата, и сделать престол Солунский совершенно независимым от Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

После Эремберта аббатством руководили Себастиан, вероятно ставший аббатом ок. 716 г., и Гримон (ок. 723?). По-видимому, наличие 2 настоятелей было связано с борьбой сторонников и противников майордома Карла Мартелла. Особое внимание майордома к мон-рю было вызвано тем, что его духовником был Мартин, монах К. (Annales Petaviani. a. 726//MGH. SS. T. 1. P. 9). При аббате Гримоне в К. был отредактирован сборник канонического права, составленный ок. 600 г. в Лугдуне (ныне Лион) и известный как «Старое галльское собрание» (Collectio Vetus Gallica). Согласно продолжению Хроники Фредегария, в 739 или 741 г. Гримон в качестве посланника Карла Мартелла посетил Рим и вел с папой Григорием III переговоры о признании Карла королем франков (The Fourth Book of the Chronicle of Fredegar with Its Continuations/Ed. J. M. Wallace-Hadrill. L., 1960. P. 95-96). В 744 г. Гримон был возведен на епископскую кафедру Ротомага (ныне Руан). Вероятно, он поддерживал реформаторские идеи св. Бонифация , к-рый просил папу Римского даровать ему архиепископский паллий (MGH. EpSel. T. 1. P. 103, 106). При содействии св. Бонифация в К. могли попасть рукописи из Нортумбрии, Юго-Зап. Англии и Ирландии (напр., РНБ. F.v.I. 3; Q.v.XIV. 1; в ркп. РНБ. Q.v.I. 15, возможно, содержится автограф св. Бонифация). Преемником Гримона во главе аббатства стал Леодегарий (Леутхарий), по-видимому занимавший также епископскую кафедру в Амбианах (ныне Амьен). В 762 г. К. вступил в т. н. молитвенное содружество (fraternitas), созданное 22 епископами, 17 аббатами и 5 епископами-аббатами на собрании в Аттиниаке (ныне Аттиньи) (MGH. Conc. T. 2. S. 72-73; см.: Oexle, Schmid. 1974). Судя по рукописи РНБ. F.v.I. 5, в к-рой содержится текст 3 редакций лат. перевода Псалтири, записанных для сопоставления в 3 колонки, в этот период К. стал значимым интеллектуальным центром. Ветхий Завет (Библия аббата Маурдрамна). 80-е гг. VIII в. (Amiens. Bibl. Louis Aragon. 7. Fol. 28r) Ветхий Завет (Библия аббата Маурдрамна). 80-е гг. VIII в. (Amiens. Bibl. Louis Aragon. 7. Fol. 28r)

http://pravenc.ru/text/2057224.html

монахам. Через 10 лет аббат послал его по монастырским делам в Рим. Там Виллибальд познакомился с папой Григорием III, к-рый велел ему отправиться в Германию, чтобы помогать св. Бонифацию . Его товарищ Тидберхт остался в М.-К. (Vita Willibaldi episcopi Eichstetensis. 5//MGH. SS. T. 15. Pars 1. P. 102-104). Аббат Епифаний перед Распятием. Роспись ц. Санта-Мария-ин-Инсула в аббатстве Сан-Винченцо-аль-Вольтуно близ Изернии. 2-я четв. IX в. Нек-рые исследователи полагали, что св. Виллибальд принес в мон-рь Устав св. Бенедикта и, т. о., определил развитие бенедиктинской монашеской традиции ( Leclercq. 1934. Col. 2462-2463; Pohl. 2001. P. 357). По др. версии, Виллибальд, напротив, принес Устав св. Бенедикта из М.-К. в Германию и повлиял на решение св. Бонифация поддерживать бенедиктинское монашество (напр.: Dell " Omo. 2006). Св. Бонифаций ввел Устав св. Бенедикта в аббатстве Фульда , основанном в 744 г. (monachos constituimus sub regula sancti patris Benedicti uiuentes - Bonifatius. Ep. 86//Die Briefe des heiligen Bonifatius und Lullus/Hrsg. M. Tangl. B., 1916. S. 193. (MGH. EpSel.; 1)). Вскоре св. Бонифаций послал Стурмия, 1-го аббата Фульды, с 2 монахами в «великие монастыри», чтобы они научились основам общежития и точному соблюдению бенедиктинского устава. Фульдские монахи отправились в Рим и в течение года посещали «все монастыри в той земле» (Vita Sturmi abbatis auctore Eigilo. 14// Engelbert P. Die Vita Sturmi des Eigil von Fulda: Literarkrit.-hist. Untersuch. und Edition. Marburg, 1968. S. 145-146). Согласно более позднему Житию св. Леобы, Стурмий по указанию св. Бонифация поехал в Кассинский мон-рь, чтобы изучить монашескую дисциплину и обычаи в обители, к-рую основал сам св. Бенедикт (MGH. SS. T. 15. Pars 1. P. 125). Впосл. фульдские монахи вспоминали о том, что Стурмий «провел год в монастыре святого Бенедикта» и по возвращении ввел в своей обители кассинские правила, в т. ч. связанные с одеждой и питанием монахов (Supplex Libellus//CCM. T. 1. P. 324). Св. Бонифаций попросил кассинского аббата Оптата (ок. 750 - ок. 760) установить «среди нас» взаимное поминовение живых и усопших. Возможно, он имел в виду фульдских монахов, хотя в тексте об этом не сказано. Об ответе кассинского аббата нет сведений ( Bonifatius. Ep. 106//Die Briefe des heiligen Bonifatius und Lullus. B., 1916. S. 231-232).

http://pravenc.ru/text/2564138.html

В политику Филиппа IV по отношению к духовенству вмешался папа Бонифаций VIII . Он издал буллу, запрещающую королю облагать налогами духовенство под угрозой отлучения от Церкви. К тому времени французский король был уже реальной силой, и его отношения с папой строились на новых принципах. В ответ на папскую буллу Филипп IV запретил вывозить из Франции золото и серебро, тем самым лишая Ватикан возможности получать церковные платежи. Бонифаций VIII был вынужден снять свои угрозы. Но столкновение светской и духовной власти на этом не исчерпывалось. Новый конфликт был вызван проблемой суверенитета. Бонифаций VIII, не считаясь с новым, реальным соотношением политических сил Европы XIV в., с зарождением национальных государств, продолжал теократическую политику своих предшественников, что привело его к борьбе с Филиппом IV, которая закончилась смертью Бонифация VIII и Авиньонским пленением пап (1309–1378). Для успешного проведения внутренней и внешней политики Филиппу IV нужна была поддержка влиятельных сил в стране. В 1302 г . король собирает представителей трех сословий: духовенства, дворянства и горожан Франции. Оформился представительный орган страны, получивший название Генеральных Штатов . Генеральные Штаты становятся более или менее действенным сословно-представительным институтом государства. Три сословия Генеральных Штатов заседали отдельно. Конституционно положение представительного органа закреплено не было, что приводило к постоянным раздорам между сословиями. Эти обстоятельства практически сделали Генеральные Штаты орудием в руках французских королей. Однако в редких случаях Генеральным Штатам удавалось противостоять королевской власти, заняв твердые позиции при обсуждении некоторых вопросов и принятии решений. Генеральные Штаты были лишены основных функций силовых структур государства – законодательных, исполнительных, судебных. На протяжении всего существования Генеральных Штатов (предпоследние Генеральные Штаты собирались в 1614–15 гг., уже в условиях абсолютной монархии, а последние – в 1789 г. накануне Великой Французской революции) главной их прерогативой была финансовая функция, которая сводилась к тому, чтобы изыскивать для французского короля новые и новые источники доходов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оба в один день получили посвящение, первый от трех, а последний от девяти епископов. Наместник Рима, Симмах, письмом от 29 декабря 418 года известил о случившемся императора Гонория, жившего в Равенне, и высказал свое мнение в пользу Евлалия. Тогда Гонорий рескриптом от 2 января 419 года предложил Бонифацию оставить Рим, угрожая в случае противодействия насильственной высылкой. Бонифаций не послушался и был изгнан из Рима. Евлалий вступил в исполнение епископских обязанностей. Тогда партия приверженцев Бонифация подала Гонорию петицию с изложением обстоятельств избрания Бонифация. Рескриптом от 13 января Гонорий приказал Симмаху вызвать Евлалия и Бонифация к 8-му февраля в Равенну для рассмотрения их дела при императорском дворе. Сюда были призваны италийские епископы, за исключением тех, кои участвовали в посвящении того и другого претендента на папскую кафедру. Но так как судьи не могли прийти к единодушному решению, то император отложил дело до 13 июня, причем разослал не только италийским, но и галльским и африканским епископам предложение явиться в этот день на собор в Рим, а Евлалию и Бонифацию строго приказал не являться до этого времени в Рим, в избежание могущих возникнуть раздоров. Приближалась пасха. Пасхальную службу в Риме Гонорий приказал совершить Ахиллу, еп. Сполеттскому. Но когда наступил праздник, Евлалий, вопреки строгому приказанию императора, явился в Рим, запер ворота Латерана пред Ахиллом и сам совершил службу. Император так был разгневан этим поступком Евлалия, что немедленно рескриптом от 3 апреля на имя Симмаха приказал изгнать Евлалия из Рима, а Бонифация ввести в управление епископией. Так «милостию императора» Бонифаций стал папою 177 . Бонифаций был человек благочестивый, справедливый, чуждый той высокомерности, какою отличался Зосима. В отношении к пелагианам он старался сохранить тот порядок вещей, какой установился и старался препятствовать распространению пелагианских идей. Неизвестные ревнители православия передали Бонифацию два обширных письма пелагиан: одно написанное Юлианом к тем из римских жителей, кои тайно сочувствовали пелагианству, а другое – представляющее копию с письма, посланного 18-ю пелагианскими епископами к Руфу Фессалоникскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Кор. Роберт Брюс обещал французскому кор. Филиппу IV Красивому помощь в подготовке крестового похода после установления мира в Шотландии. 23-24 июня 1314 г. шотландцы одержали победу над английским войском в битве при Баннокберне. Отношения с Францией Дело Бонифация VIII Политика К. в отношении Французского королевства определялась ростом франц. влияния в папской курии и подготовкой к крестовому походу. Сторонники кор. Филиппа Красивого, напр. легист П. Дюбуа, представляли короля ревностным защитником католич. Церкви. По мнению большинства современников, в т. ч. Дж. Виллани, К. был послушным слугой короля Франции. В действительности папа стремился проводить самостоятельную политику, хотя и оказывал франц. королю дипломатическую и финансовую поддержку. Так, с разрешения К. королю неоднократно передавались средства, поступавшие от франц. духовенства (эти поступления составляли более 1/2 доходов франц. казны): аннаты (с 1305), налог с церковных доходов (décime) (с 1310), особые пошлины. Средства предназначались для подготовки крестового похода, для организации выгодных браков детей короля и т. д. В 1306 г. К. отменил буллу папы Бонифация VIII «Clericis laicos» (1296), по к-рой светским правителям запрещалось облагать духовенство налогами без согласия Папского престола. К. разрешил кор. Филиппу Красивому совершать назначения на церковные должности. С 1306 г. король распоряжался свободными пребендами во всех кафедральных и коллегиальных капитулах Франции; выборы епископов и каноников могли проводиться только с согласия короля. Мн. франц. клирики, получавшие бенефиции от короля, становились гос. чиновниками ( Menache. 1998. P. 81-83). В 1306 г. Филипп де Мариньи, брат советника короля Ангеррана де Мариньи, был назначен на епископскую кафедру Камбре, в 1310 г. он стал архиепископом Санса. Др. брат Ангеррана, Жан де Мариньи, получил кафедру Бове, его племянник Никола де Фреовиль был возведен в кардинальское достоинство. Филипп Красивый настаивал на том, чтобы К. осудил своего предшественника на Папском престоле Бонифация VIII.

http://pravenc.ru/text/1841385.html

Тогда этот поступок не был понят никем, кроме, возможно, хитроумного дожа Дандоло, с которым Бонифаций, очевидно, договорился заранее. И тот, как опытный политик, понял, что таким способом Бонифаций формирует легитимные основы своей власти. Дож не ошибся: 12 августа 1204 г. граф Монферратский заключил договор с Венецией, согласно которому итальянцы признавали за ним Фессалоники, а он передавал Республике остров Крит. Стороны специально оговорили между собой все нюансы. И хотя они отметили, что обязуются «не нарушать прав и интересов Латинской империи и императора», но совершенно обошли французов, крайне разочарованных этим соглашением 9 . Когда об этом договоре узнал император Балдуин I, находившийся в те дни в Мосиполе, он буквально впал в шоковое состояние, обзывая графа Монферратского «криводушным и вероломным изменником». Но Бонифаций Монферратский мало волновался нелестными эпитетами в свой адрес. Он созвал представителей византийцев и поклялся прекратить сношения с остальными латинянами, соблюдая исключительно интересы греков. А затем объявил Мануила, сына Марии Венгерской, рожденного еще от Исаака II Ангела, Римским императором, предоставив тому право ношения пурпурной одежды. Это известие окончательно вывело Латинского императора из состояния равновесия. Разъяренный Балдуин отправился в поход, намереваясь захватить Фессалоники и восстановить собственные права. Он дошел до города, где его встретили местные жители, просившие взять их под свое покровительство – несмотря на все обещания итальянца, византийцы не очень доверяли Бонифацию Монферратскому. Латинский император дал свое согласие и даже подписал хрисовул, сохраняющий за фессалоникийцами их старые права. Но тут последовало сообщение из Константинополя о том, что дож Дандоло настоятельно требует его возвращения в столицу. После этого можно было с уверенностью сказать, что граф Монферратский выиграл дипломатическую битву у французов. Теперь императору нужно было завоевывать Фессалоники, если он хотел наказать Бонифация 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

592 Вандалы, как и многие германские племена, были арианами. Причем христианство они приняли уже во время пребывания в Испании, т.е. после 409 г. 593 Вандалы высадились в Африке в 429 г., соответственно Виктор начал писать свое произведение в 488 г. 594 Изначально племена вандалов делились на силингов и астингов. В конце IV в. к вандальским племенам присоединились племена иранских аланов. В III–IV вв. эти вандалы проживали на землях к востоку от Верхней и Средней Тиссы. В начале V в. они во главе с королем Годегизелем двинулись на запад. В 409 г. они осели в Испании, в соответствии с договором с военачальником узурпатора Константина III Геронтием. Согласно договору, астинги поселились в Восточной Галисии, силинги – в Бетике, а аланы – в Лузитании и Картахене. Однако правительство Западной Римской империи нашло союзников в лице вестготов, которые вторглись в Испанию, и в 416–418 гг. в ряде сражений разбили силингов и аланов, причем силинги были практически полностью уничтожены. После этого остатки силингов и аланы подчинились королю астингов. Однако вестготы, получив право поселиться в Аквитании, ушли из Испании. В 422 г. римская армия под командованием Кастина предприняла поход против вандалов и аланов, но потерпела поражение. Вандалы захватили Тарраконскую провинцию и юго-восточное побережье Испании. Заняв портовые города, вандалы захватили и римские корабли. Благодаря этому они смогли совершить набеги на Балеарские острова и мавританское побережье. В 428 г. вандалы заняли крупные испанские города Гиспалис и Картахену. 595 Бонифаций, правитель Африканских провинций (см. прим. 6), направил посольство к вандалам с предложением разделить Африку на три части: каждый будет управлять своей частью, а любого противника отражать они будут сообща. Иордан (169) подтверждает эту информацию, сообщая, что Бонифаций даже оказал Гейзериху помощь в переправе через пролив. А Павел Диакон (Hist. Misc., XIII, 10) уточняет, что для закрепления договора Бонифаций, овдовевший к тому моменту, взял в жены вандалку-арианку Пелагию. Сведения о подобном браке Бонифация мы находим и в письме Августина (220, 5). Таким образом, сам факт посольства Бонифация и заключения соответствующего договора сомнений не вызывает. Посольство прибыло к вандалам не позже 428 г., поскольку его успел принять еще король Гундерих, умерший в том же году. Следует отметить, что немалым стимулом для переселения вандалов из Испании стал поход против них вестготов во главе с королем Теодорихом в 427–429 гг., как сообщают Иордан (Get., 166–167), Проспер Аквитанский (1291–1294), Григорий Турский (II, 2), которые не только разбили вандалов в 418 г., но фактически уничтожили силингов, Гейзерих, вероятно, опасался, что история может повториться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Моисеевском законе было велено, чрез каждые семьдесят семь лет, в десятый день седьмого месяца в сорок девятый год, трубить в трубу, в знак того, что следующий год должен быть юбилейным годом, в который земля должна покоиться, бедные должны вновь получить свое отцовское достояние, и рабы свою прежнюю свободу. Юбилейный год должен был быть годом всяких милостей, исцелением и восстановлением всего того, что с течением времени по вине человека было нарушено, восстановлением сынов Божиих в истинной свободе, освобождением всякого творения от рабства, под которым она томится ради человека. Эту мысль о золотом годе милостей усвоило себе и папство. Папа Бонифаций VII впервые в 1300 году пригласил весь христианский мир в Рим на праздник юбилейного года. По его мысли, такой праздник должен был совершаться однажды чрез сто лет. И, когда Бонифаций созвал старейших жителей Рима, то они рассказывали ему, что от отцов своих слышали, как в первый день 1200 года всем даровано было полное отпущение. В виду этого и Бонифаций назначил юбилейный год, и тысячи народа устремились в Рим, так что пришлось принять особые меры для того, чтобы при подобной тесноте предотвратить несчастье. Юбилей оказался настолько выгодным для Рима во всех отношениях, что уже в 1342 году Климент VI нашел возможным сократить промежуток между юбилеями на пятьдесят лет, «чтобы не умирало так много людей, не получив благодати юбилейного года». Урбан VI (1373–1379) постановил в каждое столетие совершать по три юбилейного года, по числу лет Спасителя (33 года). Наконец Сикст IV объявил юбилейный год в 1475 году, и с этого времени в каждом столетии совершалось по четыре юбилея. Следуя этому правилу, Пий VI совершил юбилейный год в 1775 году, и только вследствие того тяжкого положении, в котором оказалось папство в начале XIX века, юбилей не был справлен в 1800 г. Что же означает юбилейный год в римско-католическом смысле? Известный кардинал Вайземан дает следующее объяснение: «Это год, в который святой престол делает все возможное для того, чтобы Рим сделать в религиозном отношении привлекательным и единственным в своем роде.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010