В городском соборном храме во имя Благовещения Пресвятой Богородицы сохранилась древняя святыня – чудотворный образ свт. Николая. Согласно преданию, резной образ был выполнен в XIV в. мастерами из калужского города Перемышля. Ранее находился в деревянном Никольском храме; когда в 1812 г. храм сгорел, чтимый образ перенесли в Никольский придел Благовещенского собора. В 1544 г. повелением царя Иоанна Грозного, на юго-вост. окраине г. Боровска, на посаде был основан Христорождественский муж. монастырь (с 1651 г. – женский). В 1610 г. при нашествии Лжедмитрия II обитель была сжжена, но затем восстановлена. В 1764 г. ее упразднили, а в 1834 г. на этом месте выстроили новую ц. Рождества Христова. В 1930-е гг. храм был взорван, после войны на его месте построили среднюю школу 2. С 1633 по 1761 гг. в городе известен мужской монастырь Пресвятой Богородицы, что на Гноище. В 1826 г. на месте упраздненного монастыря была выстроена каменная ц. Успения Пресвятой Богородицы. Во время хрущевских гонений храм был взорван, сегодня на его месте – кинотеатр «Родина» БОРОВСКИЙ ВЫСОКО-ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ныне городское кладбище) Город Боровск. Часовня на могиле родителей прп. Пафнутия. Расположен на высоком правом берегу р. Протвы. Впервые упоминается в 1410 г. Около 30 лет здесь подвизался прп. Пафнутий Боровский. Его духовный наставник прп. Никита в 1421 г. ушел на север, где им был основан Костромской Богоявленский монастырь, в котором он и погребен (с 1864 г. Богоявленско-Анастасиинский м-рь стал женским). В 1610 г. обитель была сожжена, в 1618 г. восстановлена и приписана к Пафнутьеву м-рю, а в 1764 г. упразднена. Существующий ныне Покровский храм в с. Высоком (сегодня часть г. Боровска) построен на рубеже XVII-XVIII вв. В XIX в. он был приписан к Крестовоздвиженской церкви Боровска (сохранилась в изуродованном виде). Не действующий. За алтарем находится отреставрированная часовня на могиле родителей прп. Пафнутия. Проезд : до ст. Балабаново Киевской ж/д (90 км), далее авт. до г. Боровска (17 км)

http://pravoslavie.ru/1905.html

Вскоре школа в Иевве переехала в новое здание, рассчитанное на 150–200 человек, сооруженное в период с 1 июля по 1 ноября 1888 г. на средства жителя Нарвы лютеранина Х. Я. Набора при участии начальника дистанции А. В. Ланге (проект К. И. Нимана). Землю под постройку уступил на 50 лет барон Маврикий Жерар де Сукантон. Строительные материалы из Нарвы были бесплатно доставлены правлением Балтийской железной дороги [ Отчет 1888, 14–16 ]. 15 ноября дом был освящен прот. Симеоном Поповым в присутствии М. Н. Галкина-Враского. В 1888 г. произошло торжественное открытие лечебницы для приходящих больных, затем — аптеки, рукодельной на 40 девочек, школы иконописи (1890 г.), сиротского приюта (1891 г.), сложился церковный хор. 6 ноября 1887 г. Синод разрешил устроить домовый храм при амбулаторной лечебнице Иеввенского отделения братства, освященный 27 декабря 1888 г. в честь Черниговской иконы Божьей Матери, что напоминало о прежнем месте губернаторского служения князя С. В. Шаховского (храм не сохранился). Игуменья Костромского Богоявленско-Анастасиинского монастыря Мария , по характеристике княгини Е. Д. Шаховской «добрая наставница в Православии и верный друг», стала одной из основательниц Иеввенского отделения. По свидетельству княгини, она давала «драгоценные указания относительно направления благотворительной деятельности в Эстляндской губернии». В начале 1886 г. игуменья составила проект создания «благотворительно-воспитательной общины и развития ее до монастырского устройства с благотворительными учреждениями». 25 августа 1888 г. она направила монахиню Варвару  и трех послушниц в Иевве на труды при благотворительных заведениях братства и для устройства монашеской общины [ Пюхтицкий монастырь, 660; Филарета, 257–258 ]. Игуменья Мария, много потрудившаяся в благоустройстве своей обители, не отказала в помощи новой общине после страшного пожара 18 мая 1887 г. в Костроме, который повредил большую часть монастырских зданий. После кончины игуменьи Марии в число пожизненных братчиков отделения входила ее преемница игуменья Евпраксия.

http://bogoslov.ru/article/6191776

Одно из значимых в истории нашей страны событий также связано с именем Феодоровской иконы – избрание на царство в 1613 году Михаила Федоровича Романова. В Троицком соборе Ипатьевского монастыря посольство Земского собора долго уговаривало Михаила Федоровича и его мать, инокиню Марфу принять избрание. На все мольбы они оставались непреклонны. Только речь Феодорита, архиепископа Рязанского, уповающего на помощь Пресвятой Богородицы, склонили Марфу к согласию благословить своего сына на царство. Она упала пред Феодоровской иконой и сказала: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!» С этого времени образ Феодоровской Божьей Матери особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых. Многие российские царицы и княгини иностранного происхождения получали отчество Федоровна в честь фамильной иконы . Существует несколько списков с иконы Феодоровская, первый из них был сделан инокиней Марфой, который она привезла с собой в Москву. Сегодня Феодоровская икона Божьей Матери находится в костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. В честь этой чудотворной иконы установлены два торжественных праздника: 29 августа по новому стилю – в память о чудесном явлении иконы в 1239 году и 27 марта – в память об избрании Михаила Романова на царство. Феодоровская икона Божьей Матери почитается как покровительница невест, семейного благополучия , рождения детей у бездетных пар, помогающая в трудных родах. Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Феодоровская” Тропарь, глас 4 Присшествием честныя твоея иконы, Богоотроковице, обрадованный днесь богохранимый град Кострома, якоже древний Израиль к кивоту завета, притекает к изображению лица Твоего и воплотившагося от Тебе Бога нашего, да Твоим матерним к Нему предстательством присно ходатайствуеши всем, под сень крова Твоего прибегающим, мир и велию милость. Тропарь, глас 4 Днесь светло красуется преименитый град Кострома и вся Русская страна, созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския, на преславное торжество Божия Матере, пришествия ради чудотворнаго Ея и многоцелебнаго образа, днесь бо явися нам пресветлое великое солнце, приидите, вси Богоизбраннии людие, новый Израиль, ко источнику цельбоносному, источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица и избавляет вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих. Но, о Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице, Владычице, спаси страну нашу, и архиереи, и вся люди Твоего достояния от всех бед по велицей Твоей милости, да зовем Ти: радуйся, Дево, Христианом похвало.

http://pravmir.ru/mirotochenie-ikon-na-p...

Осенью 1937 г. в здании церкви был устроен склад зерна домнинского колхоза им. НКВД. Решением Ярославского облисполкома от 22 марта 1941 г. храм был официально закрыт. В конце 1942 г. колхозники Ярославской области собрали средства на строительство танковой колонны, которой было присвоено имя Ивана Сусанина. С 1941 г. прихожане Успенской церкви обращались в Президиум Верховного Совета РСФСР с просьбой о возвращении храма, рядом с которым погребен рус. народный герой Иван Сусанин. По распоряжению Президиума Верховного Совета РСФСР решением Ярославского облисполкома от 23 февраля 1943 г. здание церкви было передано общине. 15 августа 1944 года в Домнино был назначен священник. В середине 50-х годах XX века в часовне в деревне Деревеньки был сломан иконостас и устроен сенной склад, в 70-х годах XX века произведена внешняя реставрация часовни. Указом епископа Костромского и Галичского Александра (Могилёва) от 20 марта 1991 г. при Успенской церкви села Домнино было создано Успенское подворье Богоявленско-Анастасиина Костромского женского монастыря. В апреле 1991 г. подворью передали здание бывшей церковноприходской школы (в советское время в нем размещалась школа, к 1991 из-за отсутствия учеников она была закрыта и здание стояло заброшенным), в котором оборудованы келейные помещения. Тогда же местный совхоз передал сестрам 56 га земли; была построена ферма на 15 коров. 8 мая 1993 г. подворье посетил Святейший Патриарх Алексий II, отслужил заупокойную литию по Ивану Сусанину у часовни в Деревеньках и молебен в Успенском храме. 11 сентября 1994 г. близ Успенской цаеркви в ограде приходского кладбища был торжественно освящен деревянный крест, установленный на месте предполагаемого захоронения Сусанина. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 марта 2004 года в Домнино был открыт женский монастырь во имя святых Царственных страстотерпцев – царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. 5 июля 2004 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Указом еп. Костромского и Галичского Александра (Могилёва) от 20 марта 1991 г. при Успенской ц. с. Домнина было создано Успенское подворье Богоявленско-Анастасиина костромского жен. мон-ря. В апр. 1991 г. подворью передали здание бывш. церковноприходской школы (в советское время в нем размещалась школа, к 1991 из-за отсутствия учеников она была закрыта и здание стояло заброшенным), в котором оборудованы келейные помещения. Тогда же местный совхоз передал сестрам 56 га земли; была построена ферма на 15 коров. 8 мая 1993 г. подворье посетил Святейший Патриарх Алексий II, отслужил заупокойную литию по Ивану Сусанину у часовни в Деревеньках и молебен в Успенском храме. 11 сент. 1994 г. близ Успенской ц. в ограде приходского кладбища был торжественно освящен деревянный крест, установленный на месте предполагаемого захоронения Сусанина. Определением Свящ. Синода от 25 марта 2004 г. Успенское подворье было преобразовано в жен. монастырь во имя св. Царственных страстотерпцев, настоятельницей назначена игум. Феофания (Ложкина). С 1 апр. 2004 г. обязанности настоятельницы Д. м. временно исполняла настоятельница Пахомиева Нерехтского мон-ря игум. Алексия (Ремизова). 5 июля 2004 г. к монастырю приписана памятная часовня в дер. Деревеньки. В Успенском храме обители в 2004 г. под руководством народного художника России В.И.Нестеренко были проведены работы по реставрации иконостаса и росписи стен. В сестринском корпусе обители был осуществлён капитальный ремонт. За 2004 г. также был произведён ремонт часовни Иоанна Предтечи на месте дома, где жил Иван Осипович Сусанин. 10 сентября 2005 г., в день памяти великого Русского патриота И.О.Сусанина, архиепископ Костромской и Галичский Александр совершил чин малого освящения отреставрированного Успенского храма женского мон-ря во имя Святых Царственных Страстотерпцев. Число насельниц в обители - 10 человек. В плане развития монастыря - строительство храма в честь Святых Царственных Страстотерпцев. Использована информация с сайтов: www.pravenc.ru, domnino44.narod.ru

http://sobory.ru/article/?object=04253

Файл 30867.jpg:   Размер: 2008x3000, 6.02 MPix, 2262 Kb. Дата: 2018-01-05, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 9 (234) , (2) . Описание: Спас Нерукотворный (со сводом икон Богоматери) Реставрация: Реставрирована М.Н.Кульковой (Костромская епархия) в 2002 году. Размер: 143,0 х 110,5 см Автор: Нет данных Материал: Дерево, темпера Персоналии: Спаситель, Богоматерь, ангел Уточняющая датировка: 18 в. Конец Век: 18 Страна: Россия Место хранения: Богоявленский собор Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме Иконография, категория: Спаситель Тип изображения: Оглавное или оплечное Иконографическая с[...] Файл 31854.jpg:   Размер: 2103x2715, 5.71 MPix, 4961 Kb. Дата: 2018-06-01, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (169) , (1) . Описание: Икона " Живоносный источник " с 60 образами Богоматери. XVIII век. Дерево, левкас, темпера. 67 х 88,9 х 3 см. Место создания: Россия. Музей-заповедник " Дмитровский кремль " , г. Дмитров Московской обл. Файл 32087.jpg:   Размер: 573x800, 0.46 MPix, 273 Kb. Дата: 2018-06-15, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (88) , (1) . Описание: Икона многочастная. Богородица. Конец XIX - начало ХХ в. Дерево, темпера, позолота. 40,0 х 35,5 х 2,7 см. Место создания: Россия. Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник " Куликово поле " . Клейма представляют богатейшую иконографию Богородицы - 40 сюжетов: 40 клейм - пять столбцов, по 8 сюжетов: 1. Благовещение, Богоматерь Иверская, Богоматерь От бед страждущих, Богоматерь Споручница грешных, Богоматерь Оковецкая-Ржевская, Богоматерь Колочская, Богоматерь Призри на смире[...] Файл 32088.jpg:   Размер: 657x741, 0.49 MPix, 231 Kb. Дата: 2018-06-15, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (100) , (1) . Описание: Икона " Всех святых " . XIX век. Дерево, левкас, темпера. 35,5 х 31 х 2,5 см. Устюженский краеведческий музей, г. Устюжна Вологодской обл. Файл 32089.jpg:   Размер: 665x800, 0.53 MPix, 321 Kb. Дата: 2018-06-15, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (78) , (1) . Описание: Воскресение со страстями господними, годовой минеей и 80 изображениями чтимых икон Богоматери. Россия. Дерево; темпера. 90 х 70 см. Государственный Эрмитаж.

http://pravicon.com/icon-454-photo

Феодоровская икона, 13 в. Богоявленский собор Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме Чудо уже то, что древняя костромская святыня дошла до нас в целости и сохранности. Не раз разрушались и горели храмы и города, где она находилась. Но Феодоровский образ Божьей Матери остался невредим. По одной из легенд, благоверный князь Георгий хотел когда-то забрать икону из небольшой часовни в сказочный город Китеж, но так и не смог сдвинуть ее с места. Позже таинственный город скрылся от врагов в водах озера. А упоминание о нем в предании об иконе подчеркивает, что через Свой Феодоровский образ Божья Матерь показывает верующим, что Она всегда, даже в самые тяжелые моменты, остается с ними. О помощи Божьей перед этим образом не раз просили русские князья, защищая свои города. В память об одном из таких чудес названо озеро Святое рядом с Костромой. Согласно сказанию, князь Василий вышел навстречу татаро-монголам со святым образом, сияние от которого ослепило захватчиков и заставило отступить. Костромской Богоявленский Анастасиин монастырь. Фото с сайта монастыря С 1991 года Феодоровская икона Божьей Матери находится в Костромском Богоявленско-Анастасиином соборе, где ведется сбор свидетельств о чудесах. В ней содержатся рассказы верующих о том, как после многолетнего бесплодия семьи рожали детей и как вымаливали облегчения после тяжелых родов, об исцелении от болезней, о помощи в трудных делах и даже о вдохновении. Тропарь перед Феодоровской иконой Хотя тропарь, прославляющий Феодоровский образ, начинается с упоминания Костромы, дальше в нем говорится о том, что Божья Матерь становится Покровительницей для всех молящихся перед Ее иконой. Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея « Феодоровская » , глас 4 Пришествием честныя Твоея иконы , Богоотроковице , обрадованный днесь Богохранимый град Кострома , якоже древний Израиль к кивоту Завета , притекает ко изображению лица Твоего и воплотившагося от Тебе Бога нашего , да Твоим Матерним к Нему предстательством присно ходатайствуеши всем , под сень крова Твоего прибегающим , мир и велию милость . Молитва перед Феодоровской иконой

http://foma.ru/feodorovskaja-ikona.html

И просчитались… Буквально на следующий день мы были вызваны на «ковер» к архиерею и были очень строго отчитаны за самовольство. «Это что за кривлянье? Что за сюсюканье? Сказки, друзья мои, — очень серьезное дело, и звери в них — те же люди, ведь они владеют словом. Вас же дети слушать будут!..» В общем, попало нам тогда очень крепко, и мы больше не пытались экспериментировать, а относились к своей работе со всей серьёзностью и ответственностью. Благодаря владыке Алексию мы сделали 16 радиоспектаклей, поставили во МХАТе им. Горького детский спектакль по Вильгельму Гауфу, который идет на сцене до сих пор… Он как никто другой из современных архиереев мог найти ключик к уму и сердцу людей, которых мы называем интеллигентами. Он считал культуру и искусство очень важным делом в христианском просвещении общества, только скорбел оттого, что художники заняты «непонятно чем». Одни стремятся в политику, другие — в бизнес, третьи — в рюмку, четвертые — самовыражаются, а те, кто приходят в церковную ограду, быстро осваивают специальность дворника, сторожа или развозчика церковной литературы. «Вы должны заниматься своим делом, то есть искусством, а не торговлей книжками!» — говорил он. При этом церковное служение человека он ставил выше всего, но говорил, что для этого нужен талант. Есть талант художника, есть талант режиссера, есть талант писателя, а есть талант церковного служителя. «К сожалению, в храме сейчас очень мало по-настоящему талантливых людей. Как и везде, впрочем», — так говорил он. Потом мы встретились с ним в Костроме… Тот же Харлов Сергей Васильевич, который перебрался в славный город на Волге вслед за своим духовным отцом, попросил меня приехать, чтобы помочь выбрать колер для покраски внутри кафедрального собора. Кострома. Богоявленский собор Анастасиино-Богоявленского монастыря      «А зачем красить? — удивился владыка, — надо расписать»… Так мы оказались в Костроме… Это было счастливое время. Владыка Алексий сам определял, какие сюжеты писать на той или иной стене, и всячески поддерживал нас добрым словом.

http://pravoslavie.ru/66534.html

Некоторые исследователи полагают, что герой похоронен в Домнине близ Успенской церкви. Эта церковь является центром подворья Богоявленско-Анастасииного женского монастыря. Устроенный в 1851 г. в Костроме памятник, изображавший героя, склонившегося перед бюстом царя Михаила, не соответствовал коммунистической идеологии. Новый памятник Сусанину был в 1967 г. поставлен в сквере на Молочной горе. Не понравилось коммунистам и название оперы М. И. Глинки – «Жизнь за царя». Без разрешения автора, скончавшегося в 1857 г., они переименовали её в «Ивана Сусанина». Святыни [ править править код ] Феодоровская икона Божией Матери Феодоровская икона Божией Матери В 1239 г., охотясь, князь Василий Квашня увидел на сосне икону Богоматери. Призванные князем священники отслужили молебен, взяли икону и поставили в храме великомученика Феодора Стратилата. Обнаружилось, что на обратной стороне иконы изображена мученица Параскева Пятница. Купцы из Городца Волжского, увидев икону, узнали в ней образ, который находился в их городе до того, как его разорили монголы. В 1262 г. во многих русских городах прошли восстания против ханских сборщиков дани. Костромичи под предводительством князя Василия Ярославича одержали победу над монголами, разбив отряд, направлявшийся к городу для сбора дани. Во время боя чудотворную икону вынесли вперед, и, по свидетельству сказания, исшедшие от неё лучи ослепительного света обратили врага в бегство. С тех пор озеро, возле которого находилась икона, называется Святым. На озере была поставлена часовня в честь Феодоровской иконы, разрушенная в 1930 г. Из-за междоусобиц в самой Орде и благодаря заступничеству св. Александра Невского эти восстания остались безнаказанными для русских городов. Множество людей исцелилось после молитв возле иконы. Собор Феодора Стратилата несколько раз горел. Но икону Богоматери, названную в честь храма Феодоровской, каждый раз обнаруживали на пепелище неповреждённой. Сказание рассказывает, что после второго пожара был построен собор во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери с приделом Феодора Стратилата; икона была помещена в этот храм. Ежегодно в день её обретения совершался крестный ход от собора до церкви Спаса Нерукотворного на Запрудне, построенном в месте обретения.

http://azbyka.ru/palomnik/Кострома

Колокольня Богоявленско-Анастасиина мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. Колокольня Богоявленско-Анастасиина мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. Особый период в истории мон-ря начался в 1814 г., когда в его стенах разместилась Костромская ДС, из-за пожара лишившаяся своих помещений в бывш. Спасо-Запрудненском мон-ре. С этого времени ректоры семинарии одновременно являлись и настоятелями мон-ря. Учебные, жилые и хозяйственные помещения Костромской ДС заняли большую часть обители. Сретенская (бывш. Трехсвятительская) ц. стала семинарским храмом. Среди ректоров - настоятелей мон-ря был ряд видных деятелей РПЦ, в т. ч. архим. Макарий (Глухарёв ; в 1821-1824). По его инициативе юго-зап. башня мон-ря с чудотворным Смоленским образом в 1824 г. была перестроена в 2-этажную ц. Смоленской иконы Божией Матери (фреска с чудотворным образом оказалась внутри церкви). В 1837-1839 гг. семинарию и мон-рь возглавлял архим. Платон (Городецкий ; впосл. митрополит Киевский и Галицкий). Наиболее выдающиеся выпускники семинарии периода ее пребывания в мон-ре: митр. Киевский и Галицкий Арсений (Москвин) , еп. Порфирий (Успенский) , костромской церковный историк, дядя драматурга А. Н. Островского, прот. П. Ф. Островский, прот. А. В. Горский и др. 6 сент. 1847 г. во время пожара сгорела большая часть Костромы, храмы (за исключением уцелевшей Смоленской ц.) и строения мон-ря превратились в развалины. На восстановление К. м. требовались огромные средства. В результате Костромская ДС была выведена из обители, мон-рь по определению Синода от 5 дек. 1847 г. был упразднен, братия переведена в Богородицко-Игрицкий в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырь близ Костромы. В 1848 г. на месте бывш. монастыря решили построить новое большое здание семинарии. С этой целью в 1853-1861 гг. были разобраны или взорваны столпообразная звонница, Сретенская (бывш. Трехсвятительская) ц., значительная часть крепостных стен и 3 башни. Началось разрушение и Богоявленского собора: уже были разобраны окружающие его галереи и Никольский придел. Протесты костромичей и личное вмешательство посетившего Кострому в 1863 г. наследника престола Николая Александровича (впосл. имп. Николай II) спасли постройки мон-ря от полного уничтожения.

http://pravenc.ru/text/2458881.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010