(Соловьёв Алексей Федорович; 8.02.1812, с. Ильинское Шуйского у. Владимирской губ.- 8.03.1876, г. Житомир), архиеп. Волынский и Житомирский. Род. в семье священника. По окончании в 1832 г. Владимирской ДС поступил в МДА, к-рую окончил в 1836 г. со степенью магистра богословия. 23 июня 1835 г. принял монашеский постриг, 20 июня 1836 г. рукоположен в сан иеромонаха, в 1841 г. назначен соборным иеромонахом Троице-Сергиевой лавры . С 20 авг. 1836 г. преподаватель Свящ. Писания в МДА, с 8 окт. 1838 г. библиотекарь. В 1841 г. А. обратился к 3 митрополитам, членам Святейшего Синода, с анонимным доносом на законоучителя, проф. СПбДА прот. Г. П. Павского , к-рого обвинил в том, что его литографированный перевод Библии, выполненный для классных занятий со студентами, отличается «умолчанием имени Иисуса Христа в пророчествах» и потому представляет собой «злоречие древнего змия», после чего Г. Павский был привлечен к ответу. 28 февр. 1842 г. А. был назначен инспектором МДА, преподавателем нравственного богословия, 21 сент. 1842 г.- ректором Харьковской ДС и настоятелем харьковского Куряжского Преображенского мон-ря с возведением 22 окт. того же года в сан архимандрита. 21 сент. 1845 г. переведен на должность ректора Костромской ДС, настоятеля Богоявленско-Анастасиина костромского мон-ря , а 20 янв. 1854 г.- ректора КазДА. В Казани в 1855 г. А. начал издавать ж. «Православный собеседник» . 31 марта 1857 г. А. хиротонисан во епископа Ревельского, викария С.-Петербургской епархии. С 6 февр. 1860 г. епископ Вятский и Слободской. В Вятке стал инициатором издания ЕВ, основал уч-ще для девиц духовного звания, епархиальную б-ку. В Вятскую ДС пожертвовал книги личной б-ки, в т. ч. многотомную «Патрологию» Ж. Миня . 17 июля 1866 г. был назначен на Волынскую и Житомирскую кафедру, 31 марта 1868 г. возведен в сан архиепископа. В Житомире издавал Волынские ЕВ, устроил ремесленное уч-ще в Почаевской лавре и общежитие при семинарии. А. был противником синодальной системы церковного управления, отстаивал неограниченность власти архиерея над подчиненным духовенством, высказывался против обер-прокуратуры, критиковал проект реформы церковного суда , инициатором к-рой был обер-прокурор гр. Д. А. Толстой . Получил выговор Святейшего Синода за критические статьи в Волынских ЕВ по поводу антиканоничности реформ. Знаток канонического права, древних и новых языков, особенно древнеевр., естественных наук и музыки. Изданы его перевод с древнеевр. Книги Иова с подстрочными примечаниями (Вятка, 1861), перевод с греч. Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова (СПб., 1860). Однако значительная часть сочинений А. (напр., «Проект о миссионерском отделении при Казанской ДС») осталась неопубликованной.

http://pravenc.ru/text/63204.html

В конкурсной программе кинофестиваля приняли участие более 200 творческих работ из 48 городов 28 регионов Российской Федерации и стран ближнего зарубежья. Фильмы-призеры II кинофестиваля были представлены участникам церковно-общественного форума, посвященного празднованию 625-летия победы на Куликовом поле, который 5 октября 2005 года проходил в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. В рамках кинофестиваля прошли духовно-просветительские чтения и мастер-классы режиссерского искусства, фотоконкурс «Счастье в семье», конкурс рассказов-эссе «О семье», конкурс социальной рекламы, конкурс песни, презентация книги М.Г. Жуковой «Маршал Жуков мой отец», концерт архиерейского хора Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора Костромы под управлением заслуженного деятеля искусств России, члена жюри кинофестиваля О.Н. Овчинникова. III Всероссийский кинофестиваль короткометражных фильмов «Семья России» проходил с 27 по 30 сентября 2006 года. Для участия в кинофестивале подано около 500 заявок, представлено более 700 творческих работ из 73 городов России и стран СНГ (Армении, Беларуси, Казахстана, Латвии, Украины). В работе кинофорума приняли участие многие видные деятели культуры и искусства, известные кинематографисты, представители политических и общественных организаций России. Общее число участников кинофестиваля — 300 человек. Жюри III кинофестиваля возглавил проректор ПСТГУ протоиерей Димитрий Смирнов и народный артист СССР А.Я. Михайлов. В рамках кинофестиваля состоялись презентации нового популярного журнала «Семья России», книги Т.Д. Шишовой «Чтобы ребенок не был трудным», социального проекта «Демография и нравственность», прошли концерты Государственного Академического оркестра «БОЯН» (г. Москва), Национального балета «Кострома», народного артиста СССР А.Ф. Ведерникова. В дни работы форума в кинотеатрах Костромы и Костромской области был организован показ фильмов-призеров фестиваля. В общеобразовательных, средне-специальных и высших учебных заведениях прошли встречи учащейся молодежи с членами жюри и участниками кинофорума.

http://patriarchia.ru/db/text/148525.htm...

Поэтому по воцарении Императрицы Елизаветы поданы были ей многие жалобы на коллегию экономии и вот по закрытии её в 1744 году для заведования имениями монастырей учреждена при Св. Синоде канцелярия экономии. Об имущественном состоянии Богоявленского монастыря в эти переходные времена можно отчасти сделать представление на основании донесения архим. Феодосия, от 6 мая 1749 года. Отсюда видно, что в имениях этого монастыря высеяно было хлеба 351 четверть 1 мера; из сих ржи 148 четвертей 4 четверика, пшеницы 5 четвертей, ячменя 9 четвертей, овса 188 четвертей 5 четвериков. Получено сверх семян 311 четвертей, в том числе ржи 150 четвертей 6 мер; пшеницы 2 четверти 6 мер; овса 155 четвертей 4 меры. А в 1747 г. посеяно было овса 252 четверти, пшеницы 11 четвертей, ячменя 21 четверть, ржи 155 четвертей итого 437 четвертей. Собрано кроме семян ржи 214 четвертей, овса 231 четверть 4 меры, пшеницы 12 четвертей 7 мер, ячменя 21 четверть 6 мер, итого 401 четверть и 1 мера. Что же касается денежных доходов монастыря и эти времена, то о количестве их можно судить по следующей ведомости казначея Пафнутия. В 1755 г. с января по июль за прошедший год собрано доимочных 455 р. и еще следовало добрать 574 р.; за 1755 год собрано 178 р., израсходовано 196 руб. В 1757 г. управление монастырскими вотчинами поручено отставным штаб и обер-офицерам; деревни переложены на помещичьи оклады; на монастырских крестьян наложен был рублевый оклад на человека. Затем по краткосрочном предоставлении по указу Екатерины II, от 12 августа 1762 г., духовным властям заведовать церковными имениями, учрежденная ею же особая комиссия для рассуждения о церковных имуществах выработала проект об отобрании их в ведение коллегии экономии и назначении монастырям денежного оклада. В 1764 г. последовало Высочайшее утверждение этого проекта, причем велено было представить опись монастырских имений. По этой описи с 4581 крестьян, числившихся за Богоявленским монастырем, собиралось оброку за исключением подушных, плаченных в прежде бывшую канцелярию экономического правления, деньгами 1,439 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Без сомнения, эти каменные строения со временем подвергались различным изменениям внутри и получали различные иногда случайные назначения. Так, во время существования в Костроме воеводской канцелярии до открытия и при учреждении Костромского наместничества в каменных зданиях Богоявленского монастыря сохранялись казенные денежные суммы, и еще в 1746 и 1749 гг. архим. Феодосий жаловался в своем донесении, что в бывших казначейских кельях от Костромской провинциальной канцелярии сложена всякая денежная казна и пороховая. Архимандрит боялся и покражи и взрыва, «ибо с лучиною ходят туда». В 1779 г. Ярославский генерал-губернатор А. П. Мельгунов пред открытием наместничества обратился с письменным предложением к Костромскому епископу Симону, не будет ли дозволено для помещения правительственных учреждений на время воспользоваться зданиями монастыря, причем присовокупил, что все требуемые переделки и приспособления будут произведены на казенный счет и со временем останутся в пользу монастыря. Епископ изъявил согласие и о том 21 марта дал знать Богоявленскому архимандриту Феодосию. И вот, по учреждении в Костроме наместничества в 1779 г., все монастырские здания, за исключением настоятельских и братских келий обращены были в присутственные места: в двухэтажном корпусе на северной стороне монастыря помещались наместническое правление, совестный и уездные суды, приказ общественного призрения, дворянская опека и губернская генеральная чертежная; в корпусе, впоследствии занятом инспектором дух. семинарии, – гражданская палата и верхняя расправа; в башне подле въезжих ворот – нижняя расправа; в корпусе, построенном на восточной стороне, – губернский магистрат и верхний земский суд и в корпусе, протянутом по западной стене, – городовой магистрат, нижний земский суд и уголовная палата. Но едва возобновлены и приспособлены были монастырские здания для помещения этих учреждений как пожар 12 мая 1779 г., открывшийся в ближайшем к монастырю доме помещика И. Зузина, причинил им не малое разорение. В это время сгорели кровли с северной и западной стороны на башне длиною и шириною на 5 саженях и на присутственных местах – длиною на 45 и шириною на 5 саж. с аршином, – где нашли для себя приют уголовная и гражданская палаты, нижний гражданский суд, городовой магистрат с вольной конторой, что прежде была мастерская палата с сеньми, братская трапеза с сеньми, поварня и квасоварня и братская баня с сеньми. Сверх того, на стенах южной и западной сгорели кровли на 17 саженях с каждой стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

«Вашему Преосвященству вполне известно положение Крестовоздвиженского девичьего монастыря, по неоднократному обозрению оного. Он был обстроен в разное время, по мере нужды и скудных средств монастыря, без определенного плана и без соблюдения порядка. Многие кельи так обветшали, что требуют немедленного уничтожения. Кроме двух каменных корпусов, – в одном из коих помещена общая трапеза, кухня, хлебопекарня и подвалы, – все здания деревянные, из этих только настоятельские кельи и больницы не слишком ветхи. Относительно помещения своего сестры обители с находящимися на испытании в числе 250 терпят крайнюю нужду во всех отношениях. На ряду с кельями для монахинь помещаются также и разные монастырские службы, устроенные очень неудовлетворительно и неудобно. Деревянные амбары, кладовые и сеновалы, устроенные по необходимости среди жилых зданий и наполненные хозяйственными запасами, не могут быть защищены от конечного истребления в случае пожара. Кроме сего, для соблюдении экономии желательно было бы в удобное время года закупать единовременно выгодною ценою годовые хозяйственные запасы, как-то: дрова, муку, разные крупы, сено и т. д., а по неимению помещения поставляемся мы в необходимость покупать все эти запасы частями с немалым и постоянным ущербом для монастырской экономии, весьма чувствительным в общем итоге. Дрова, за неимением особого места, расставлены между деревянными кельями и службами тесно между собою соединенными. В случае пожара трудно или даже невозможно подать помощь. Ко всему этому должно присовокупить еще то, что сплошь по всему протяжению монастырской каменной невысокой ограды с западной и северной стороны устроены разные обывательские службы, как-то: конюшни, сараи, бани и проч., приставленные даже к монастырской ограде. Такая смежность сколько неприятна для обители, столько же и опасна. Находясь в таком положении, обитель требует безотлагательного восстановления. По всем вышеизложенным обстоятельствам настоит крайняя нужда для большей удобности к учреждению общежительного порядка и безопасности монастыря 1) устроить каменные корпуса для жительства сестер или, по крайней мере, разобрать и перестроить по новому плану все существующие ныне жилые деревянные монастырские здания с возведением двух или трех новых корпусов для жительства сестер, которые теперь помещаются с крайнею стеснительностью для себя и вместе с неудобством в отношении общежительного порядка; 2) все имеющиеся монастырские службы или перестроить или вновь возвести и расположить их в одном месте по возможности дальше от церкви; 3) с западной и северной сторон между оградою, примыкающею к обывательским зданиям и монастырским строениям, оставить надлежащее пустое пространство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Колокольня Лоуэлл-хауса в Гарварде В другие же дни, бывало, ноги сами вели меня к колокольне Лоуэлл-хауса, в пяти минутах ходьбы от центральной Гарвардской площади и Вайднеровской библиотеки, и уже издали, в арочных проемах, можно было разглядеть застывшие силуэты молчаливых бронзовых полонянинов… Как вспоминал в недавнем телефонном интервью со мной американский исследователь русской церковной топонимики и архитектуры Маршалл Винокур[ 9 ], в 1986 году он, в то время профессор Алабамского университета, был приглашен выступить перед прихожанами Богоявленского храма в Рослиндэйле с лекцией о разрушенных храмах России, которая сопровождалась демонстрацией слайдов. После чтения доклада зашел разговор о русских колоколах в Гарварде, и гость, почувствовав исследовательский интерес отца Романа к данной теме, подсказал ему – не историку, с чего начать исторические разыскания. Авторитет американского профессора помог приходскому священнику получить доступ к гарвардским архивным документам. Их изучение позволило существенно дополнить повествование Анастасии Цветаевой в части, касающейся судьбы колоколов Данилова монастыря в Америке после бесславного, вследствие череды трагических ошибок и недопониманий, возвращения Котика Сараджева в Советскую Россию. Вот, к примеру, как в очерке о Даниловских колоколах отец Роман описывает деятельность созданного после Второй мировой войны студенческого объединения звонарей («клаппермейстеров») Лоуэлл-хауса: «Воскресный звон колокольного клуба довольно разношерстный, так как нет систематического преподавания, и состав звонарей каждый год меняется… Они звонят в дни формальных обедов и в дни матчей американского футбола, когда играет гарвардская студенческая команда. Особенно рьяным бывает звон в Великий колокол, если гарвардская команда выигрывает матч у своего исконного «врага» – команды Йельского университета. Если же гарвардская команда проигрывает, то звонят уныло в третий [по величине] колокол… По традиции студенты дали некоторым колоколам индивидуальные имена. Великий колокол они называют «Bell of Mother Earth», [или] «Колокол Матушки Земли». Первый большой колокол назван «Sacred Oil Bell», очевидно переиначенное название колокола «Полиелейный». Второй большой колокол назван «Bell of Pestilence, Famine and Despair», по-видимому, отражая название одного из Ростовских колоколов – «Голодарь». Зазвонные колокола ранее назывались «Nameless Bells», т. е. «Безымянные». Но с тех пор как сгнили сыромятные ремешки, на которых были подвешены их языки, а самые языки были утеряны, то эти колокола стали называться «Voiceless Bells» т. е. «Беззвучные». Другие колокола также когда-то имели названия, но часть архива колокольного клуба пропала, и их имена утеряны» [ 10 ].

http://pravoslavie.ru/5064.html

Первая встреча отца Понтия Рупышева с помещиками Корецкими произошла 27 февраля 1921 года по инициативе Анастасии Дементьевны, которая, узнав, что в Вильнюсе служит ставший к тому времени известным в Вильно своими проповедями священник Понтий Рупышев , попросила владыку Елевферия (Богоявленского) прислать его послужить в домовой церкви. По воспоминаниям очевидцев этого визита, день был постным, однако сами Корецкие в то время постов не соблюдали и, по обычаю, пригласив гостя к столу, стали угощать его яичницей, творогом, сметаной и молоком. Строгий аскет отец Понтий от всего отказался, выпив лишь чашку кипятка и съев немного хлеба, чем сильно удивил Анастасию Дементьевну и Марию Николаевну. «Почему Вы не кушаете? Вы, верно, не любите яичницу?» – спросила у священника Мария Николаевна. «Нет, я очень люблю яичницу», – ответил отец Понтий, чем еще больше удивил ее. «Это какой-то необыкновенный священник, он даже молока не пьет! А речи его проникновенные, очень умные и серьезные, пойдите послушайте», – сообщила сестрам Мария Николаевна 115 . Так произошла первая встреча Корецких с отцом Понтием, которая коренным образом повлияла на жизнь дворянской семьи. Шел Великий пост, отец Понтий служил в михновской церкви ежедневно и часто говорил проповеди. Его беседы и толкования Священного Писания подвигли Корецких внимательней изучить православную веру, доселе не занимавшую центрального места в их жизни. Как вспоминает Варвара Николаевна Корецкая: «Все три сестры сразу потянулись за той благодатной, неведомой до сих пор жизнью, которую внес в дом батюшка и которая охватила их, и без всякого сожаления отвернулись от светской суеты». Сама Анастасия Дементьевна тоже с интересом подолгу слушала отца Понтия 116 . После войны православные люди в крае, где с одной стороны напирала большевистская власть, с другой окружали католики, особо нуждались в пастырском окормлении. Живое евангельское слово нашло благодатную почву в душах Корецких. Под влиянием проповеди отца Понтия о цели христианской жизни, о борьбе с грехом сестры Корецкие круто изменили свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

В 1894 г. исправлены и покрыты железом верхняя часть северной ограды и восточная от северо-восточного угла до казначейского корпуса. Сверх того, при иг. Евпраксии в 1889–91 гг. ремонтирована большая часть жилых келий для сестер. В 1891 г. в больничном корпусе устроена вместо прежней новая механическая печь, и ремонтирована кровля на монастырской часовне Спасителя – близь городского сада. В 1892 г. на монастырском конном дворе вне ограды построен деревянный двухэтажный крытый железом дом для помещения рабочих и заведующих двором сестер. В том же году с монастырского каменного дома (также вне ограды) снят мезонин, и вместо тесовой крыши устроена железная, равно и на каменном флигеле; пристроена двухэтажная деревянная кухня. В 1893 г. монастырский дом капитально ремонтирован и на дворе закончены постройкою (начатый в 1892 г.) деревянный конюшенный сарай, крытый железом, и баня (стоимостью до 5,000 р.). Тогда же ремонтирован (стоимостью до 1,200 р.) трапезный корпус: полы, потолки, переборки, рамы, двери, лестницы вновь исправлены, оштукатурены и окрашены. В Крестовоздвиженском монастыре в 1889 г. ремонтировано в каменном богадельном корпусе помещение для престарелых монахинь и послушниц; в дортуарах училищного корпуса обшиты тесом стены и потолки и по обширности палат в средине для поддержки потолка поставлено несколько колонн. В 1890 г. заново ремонтировано здание лечебницы внутри и снаружи; железная крыша богадельни и кладовых окрашена масляною краскою. В 1891 г. в старых каменных стенах бывшей прачешной и бани устроен скотный двор и в связи с ним деревянный двухэтажный флигель для помещения сестер трудящихся в этом послушании. В 1892 г. фундаментально ремонтирован деревянный училищный корпус снаружи и внутри, на что израсходовано 2,239 р. с. В 1893 г. корпус заново окрашен внутри и снаружи; стены оклеены обоями; еще устроена новая деревянная кухня и капитально ремонтированы каменная баня и прачешная. Сверх этого, благопопечительное внимание иг. Евпраксии обращено было и на загородные монастырские пустыни, в которых ею произведены следующее наиболее выдающееся постройки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Монастырские сестры с благоговейным усердием испрашивают себе выполнение доступных им работ, каковы: золочение и чеканка иконостаса, написание икон, изготовление ризницы и т. под. Архитектор с усердием предлагает бесплатное составление потребных планов и рисунков. Иконостасный мастер принимает на себя столярную и резную работу для иконостаса и киот; многие лица женского пола из разных сословий просят сделать их участницами в отделке церкви: разные торговцы и мастеровые обращаются с подобными же заявлениями усердия. Нисколько не сомневаюсь, что не будет остановки и в денежных средствах: были сделаны уже и подобные предложения»... На этом докладе Государь Император изволил написать: «Эта мысль очень хорошая, и Я рад за игумению Марию, потому что, благодаря этому стечению обстоятельств, постройка и украшение храма пойдут успешно». Однако при всем своем пламенном и благочестивом усердии иг. Мария не имела ни физических сил, ни достаточных средств к тому, чтобы довести до конца означенное благое предприятие. Многосторонняя её деятельность, требовавшая постоянного напряжения душевных и телесных сил, не могла не подорвать и самое крепкое здоровье, каким она не обладала, особенно со времени последнего пожара, потребовавшего усиленных трудов по возобновлению погоревших зданий в обоих монастырях. Глубоко потрясенная пожаром иг. Мария с трудом перенесла постигшую её в том же году тяжкую болезнь. Во второй половике 1888 г. она сильно простудилась; болезнь эта в декабре возобновилась притом в столь сильной степени, что положение игуменьи признано было безнадежным. Тогда матушка Мария озаботилась приведением в порядок своих и монастырских дел и приготовилась как истинная христианка к отшествию в другой мир; почила о Господе во 2-м часу утра 29 января 1889 г. Тело её положено было в приготовленном ею еще при жизни кипарисовом гробе и погребено в усыпальнице вблизи невредимо сохранившегося тела неизвестного схимонаха и здесь над прахом её воздвигнут мраморный памятник. Из представленного очерка восстановления Богоявленского монастыря видно, насколько обширна была и плодотворна её деятельность, которая распространялась на все отрасли управления Богоявленским и Крестовоздвиженским монастырями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Из этой краткой истории монастырского училища нельзя не видеть, что расширение и видоизменение круга учебных занятий в училище было первоначально вызвано семейным бесприютным положением учениц, впоследствии же обусловливалось особенным назначением этого училища – дать воспитанницам полезное для общества фельдшерское образование, обеспечивающее их положение в жизни. Но с расширением учебного курса естественно увеличились и расходы на монастырское училище, которое не могло не терпеть нужды в денежных средствах, пока не было поставлено на более твердую почву в отношении материального обеспечения. Так в виду отсутствия епархиального женского училища в г. Костроме с разрешения еп. Платона ежегодно из сумм епархиального попечительства отпускалось по 45 руб. на содержание воспитанницы, а с 1879 г. постановлено отпускать по 2,000 руб. на содержание 20 девочек из беднейших семейств местного духовенства. Количество всех воспитанниц в училище было в разные годы неодинаково, между прочим в 1892 г. состояло 59: из них живущих в училище 36, приходящих 23; из общего числа их 24 стипендиатки попечительства, 24 своекоштных и 11 содержались и обучались бесплатно. Что касается состоящего при Крестовоздвиженском монастыре санитарного учреждения, то на содержание его, по соизволению Августейшей его основательницы, отпускается (с 1879 г.) из управления Российского общества Красного Креста ежегодно пособие монастырю по 2,700 руб.; из них 1,200 руб. определены на жалование состоящему при лечебнице старшему врачу и 1,500 р. на медикаменты и иные расходы по лечебнице. Первоначально лечебницы иногда получали сторонние воспособления к средствам содержания от монастыря; так в течение первых двух лет со времени открытия двух первых лечебниц поступило пожертвований от разных лиц 5,859 руб. 76 коп. Между тем на монастырские средства в 1874 г. совершены перестройки корпусов для более удобных в них помещений для больных и служащих им, обзаведение лечебниц потребным бельем, мебелью, посудой и т. д., постройка аптеки и др. Оставляя в стороне обозрение различных источников содержания монастырских благотворительных учреждений за все годы их существования, мы упомянем здесь лишь о том, что в 1892 г. на приходе сумм состояло 11,741 руб. 60 коп., а именно: 2,700 руб. из главного управления Российского общества Красного Креста, 2,045 р. из епархиального попечительства: 950 р. от взноса своекоштных воспитанниц; 186 руб. 25 коп. процентов с капитала в 3,800 руб., положенного в пользу сельских лечебниц и училищ, и перечислено монастырских неокладных сумм 5,890 руб. 35 коп.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010