Молитвы Евхаристии святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста (в чине православной Литургии) Источник Восточная Православная Церковь в настоящее время имеет во всеобщем употреблении две литургии. Одна из них приписывается св. Василию Великому , а другая – столь же славному отцу Церкви, св. Иоанну Златоусту . Литургия св. Василия совершается 10 раз в году: в связи с вечерней накануне великих праздников Рождества Христова и Богоявления, как бы открывая собой торжества этих праздников 1 , в пять воскресных дней Великого поста, также выделяя торжественность этих дней в ряду дней Четыредесятницы, в Великий Четверг, когда воспоминается установление Евхаристии Господом, в Великую Субботу – опять же в связи с вечерней этого дня, вводя нас, подобно литургии навечерия Рождества Христова и Богоявления, в предстоящее торжество торжеств праздника праздников – Воскресения Христова. Десятая литургия совершается в день кончины св. Василия – 1 января. Редкое, но связанное с особо торжественными праздниками церковного года, совершение литургии св. Василия выделяет эти дни от прочих дней года, когда полагается литургия св. Иоанна Златоуста . Не исключена возможность, что когда-то литургия Василия Великого совершалась и в другие торжественные дни церковного года. Так можно полагать потому, что в более древних евхологионах она помещается прежде литургии Иоанна Златоуста . В евхологионе IX века, хранящемся в Ленинградской государственной публичной библиотеке под Гр. 226 и известном под названием Порфирьевского, после литургии Василия Великого даны особые заамвонные молитвы на праздники Сретения, Богоявления, недели Мясопустной, 1, 2, 3, 4 и 5-й недель Великого поста, Недели ваий, Великого Четверга, Пасхи, Антипасхи и для праздников вообще 2 . Впрочем, обе литургии – и Василия Великого , и Иоанна Златоуста  – не отличаются одна от другой ни в обрядовых действиях, ни в самой конструкции чинопоследования в целом. Обе литургии имеют один и тот же чин проскомидии, одно общее начало, малый вход, молитву Трисвятого, чтение посланий апостольских и Евангелия, молитвы об оглашенных и верных, великий вход. Обеим свойствен один и тот же порядок благословения освящаемых Даров, возношения их, причащения и окончания богослужения. Более того, в обеих литургиях имеются одни и те же молитвы. Такова молитва в конце чина проскомидии «Боже, Боже наш, небесный хлеб», молитвы антифонов, молитва Трисвятого «Боже Святый, Иже во святых почиваяй», молитва перед чтением Евангелия «Воссияй в сердцах наших», молитва прилежного моления «Господи Боже наш, прилежное сие моление», молитва перед великим входом «Никтоже достоин», молитва перед возношением Даров «Вонми, Господи» и, наконец, заамвонная молитва. В силу изложенного естественно возникает вопрос: в чем же, собственно, заключалось литургическое творчество этих святителей?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

7 января 2021 года, в праздник Рождества Христова, на телеканале «Россия» состоялся показ традиционного Рождественского интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы политического обозревателя ВГТРК, ведущего программы «Вести» А.О. Кондрашова.      — Ваше Святейшество, спасибо Вам огромное за возможность пообщаться традиционно с Вами в день Рождества Христова. — Благодарю Вас. Спасибо. — Позвольте сразу первый вопрос. Трудный, необычный выдался нам прошедший 2020 год. Что это было? Наказание, испытание — что нам послано? — Совершенно справедливо это явление называть пандемией. Пандемия в переводе с греческого — это «весь народ». Действительно, весь народ, весь род человеческий подвергся этой опасности. В прошлом уже бывали разного рода эпидемии, часто очень грозные. Взять, допустим эпидемию чумы в Западной Европе — она унесла жизнь половину жителей Европы, это было страшное испытание, потому и назвали эту страшную эпидемию чумы пандемией. Ну, и сегодня это слово применяется по назначению, потому что нет такого места, где можно было бы по-настоящему укрыться от этой болезни. Другими словами, из ряда вон выходящий феномен, связанный с распространением опаснейшего вируса, и потому не должно быть несерьезного и поверхностного отношения к тому, что происходит. К сожалению, до сих пор в быту иногда распространяется такое мнение, будто это где-то там, а я никогда не заболею. Заболевают сегодня все — и высокопоставленные люди, и работающие, и неработающие, и пенсионеры, и молодые, поэтому требуется особое отношение каждого человека к этой болезни. А опыт учит нас, в том числе исторический опыт: когда общество способно принимать соответствующие консолидированные противоэпидемические меры и употреблять необходимые средства, эпидемии останавливаются. Так было даже в старину. Если взять эпидемию XVII века — началась чума в Москве, которая привела к страшным последствиям. Большое количество священников просто умерли, некому было совершать богослужения, храмы закрылись; более того, невозможно было хоронить людей — на церковных кладбищах было запрещено хоронить тех, кто умер от чумы.

http://pravoslavie.ru/136611.html

В Алма-Ате состоялась рождественская пресс-конференция главы Казахстанского митрополичьего округа 4 января 2019 г. 13:06 4 января 2019 года в пресс-центре агентства «Интерфакс-Казахстан» в Алма-Ате состоялась пресс-конференция главы  Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан   митрополита Астанайского и Казахстанского Александра , посвященная празднику Рождества Христова. В традиционном предрождественском мероприятии приняли участие журналисты государственных и частных СМИ, представители информационных агентств и информационно-аналитических порталов. Пресс-конференцию провел директор пресс-центра «Интерфакс» Ж.Д. Зейнешев. В начале мероприятия ведущий подчеркнул, что пресс-конференция главы Митрополичьего округа открывает работу пресс-центра в новом году. Митрополит Александр рассказал представителям республиканских и региональных СМИ о значении Рождества Христова, об особенностях рождественских богослужений и святочных традициях. «Явлением в мир Христа вечная жизнь вошла во вселенную, люди обрели великий дар, как говорит апостол Иоанн Богослов, " называться и быть детьми Божиими " . Бог, однажды сошедший на землю в Вифлееме, более не отлучается от нас, пребывая с верными " во все дни до скончания века " . Этот праздник побуждает нас по-новому смотреть на людей, с глубоким уважением относиться к нашим ближним, потому что благодаря пришествию в мир Спасителя, с особой силой, красотой и величием образ Божий, некогда помраченный и искаженный грехом, вновь проявляется в каждом человеке, — отметил, в частности, архипастырь. — Наш Президент, многоуважаемый Нурсултан Абишевич Назарбаев, год назад поздравляя казахстанцев с Рождеством, отметил, что Православная Церковь вносит свой значимый вклад в сохранение мира и согласия в нашем общем казахстанском доме. Глава государства отметил, что " уважительное и бережное отношение к религиозным чувствам граждан является одним из важнейших принципов государственной политики, поэтому мы смогли сохранить мир и согласие, и достичь признанных успехов в экономике и общественном развитии " . В рождественской песни ангелов слышим мы о том, что Бог дарует живущим на земле Свой мир — чувство сердечного покоя и внутренней тишины, состояние примирения с Господом, с совестью, с ближними. Наш священный долг хранить согласие между собой, делом и словом являть пример братолюбия и взаимной поддержки. В эти святые дни, озаренные светом Вифлеемской звезды, мы будем просить Богомладенца Христа даровать спокойствие и благоденствие нашей родной Казахстанской земле, укрепить братьев и сестер, проживающих в братской Киевской Руси, избавить от бед и скорбей христиан, страдающих от войн и преследований».

http://patriarchia.ru/db/text/5336461.ht...

Духовник Донского монастыря провел беседу о Рождественском посте Духовник Донского монастыря иеросхимонах Валентин (Гуревич) в молодежном клубе «Донской» провел беседу о Рождественском посте как предпразднестве Рождества Христова. Расширить возможности Мы знаем, что великие, двунадесятые праздники в Православной Церкви наступают не сразу, а им предшествуют предпразднства . Кроме того, не бывает и резкого перехода от праздника к будням, потому что за праздниками бывают послепразднства . Это так же, как в природе: не сразу после ночи наступает день, сначала утренняя заря, так же после дня – вечерняя заря, так же и зима, и лето – не сразу наступает лето после зимы. Так же и церковный устав сотворен с помощью Божией. Люди в сотрудничестве с Богом, в соработничестве с Богом создавали богослужения. И поэтому так же, как Господь Творец есть природы, так же он Творец есть и церковного богослужения, при посредстве человеческого творчества. Если мы посмотрим на Рождественский пост , который предшествует Рождеству , мы можем тоже назвать его таким предпразднеством. Вообще, как мы знаем, есть четыре продолжительных поста в Церкви, и каждый из них предшествует особому торжеству. Великий пост предшествует крестным страданиям и Пасхе , Успенский пост предшествует Успению Божьей Матери , Рождественский пост предшествует Рождеству Христову, и еще есть Петров – апостольский пост , который предшествует празднику апостолов Петра и Павла. Во время предпразднества уже начинают звучать песнопения и тексты богослужений, которые связаны с праздником. Так что верующие могут в течение предпразднества как-то приготовить себя, свой ум и сердце для того, чтобы наилучшим образом воспринять то духовное содержание, которое имеет отношение к этому празднику, к этому святому торжеству. И вот мы знаем, что в тропаре Преображения Господня говорится о том, что апостолы видели этот фаворский свет «якоже можаху», то есть в меру своих возможностей. И вот именно предпразднество позволяет нам расширить возможности своего ума и сердца для того, чтобы воспринять в наибольшей полноте вот этот вот свет торжества. А что касается Рождественского поста, то пост и молитва как раз и помогают наилучшим образом расширить возможности нашего восприятия, возможности ума и сердца для того, чтобы воспринять этот свет, свет Рождества Христова.

http://pravmir.ru/ieroshimonah-valentin-...

Каноны на Святую Пятидесятницу В праздник Пятидесятницы на утреннем Богослужении положено петь два канона. Один из них, несомненно, принадлежит знаменитому церковному Песнописцу – св. Козьме Маюмскому. Другой же, по общему почти мнению греческой Церкви, приписывается св. Иоанну Дамаскину , хотя в греческой и нашей Триоди надписывается: Кир (господина) Иоанна Арклийскаго. Такое мнение основывается на следующих соображениях: 1) Никто из церковных Писателей не упоминает об Иоанне Арклийском, как лице, отдельном от св. Иоанна Дамаскина ; этого имени нет и в подробном каталоге Песнописцев, составленном учёным, Львом Аллятием; 2) Невероятно, чтобы св. Дамаскин, составивший каноны на Пасху, Рождество Христово, Богоявление и на другие великие праздники, не прославил песнопениями своими дня Пятидесятницы – одного из первых и древнейших Христианских праздников; 3) Хотя в каноне этом нет той ясности и простоты, с какою по большей части изложены песнопения св. Иоанна Дамаскина , что некоторым и подало повод сомневаться в принадлежности его Дамаскпиу 8 ; но такое сомнение легко разрешается тем, что канон писан не прозою, а стихами, в которых, очевидно, нельзя соблюсти столь свободного и естественного течения и сочетания слов, какое прилично прозе, как можно видеть, отчасти, и в стихотворных канонах на Рождество Христово и Богоявление, несомненно принадлежащих св. Дамаскину. Посему писатели, собиравшие в один состав творения Иоанна Дамаскина , согласно усвояют ему и канон на Пятидесятницу 9 . Первый канон писан мерною прозою и расположен в порядке ирмосов и тропарей приспособительно к акростиху из слов: Πεντηκοστν ορτζωμεν. Как в этом изречении заключается 21 буква, так и в каноне содержится всего 21 песнопение, т. е. 8 ирмосов и 13 тропарей. – Пятидесятницу да празднуем, взывает св. Козьма. Но из двух значений, какие имеет Христианская Пятидесятница, – т. е. как пятидесятидневный праздник от Пасхи до сошествия Св. Духа, и как пятидесятый от Пасхи день, в который Дух Святый сошёл на Апостолов, – вдохновенный Песнописец разумеет Пятидесятницу в последнем значении и останавливает благочестивое внимание слушателей преимущественно на священных событиях этого великого дня. Воспевая сошествие Св. Духа, как утешительное исполнение обетования Иисуса Христа и древних пророчеств о ниспослании небесной Благодати на всякую плоть, он разительными чертами изображает Существо Св. Духа, третьего Лица Божественного, равного первым двум, но исходящего от Отца и посылаемого Сыном, и вместе представляет кратко, но живо и сильно, трогательные обстоятельства события, в которых Бог-Дух Святый в первый раз торжественно открылся миру, и которые описаны Евангелистом Лукою в Деяниях Апостольских ( Деян.2:1–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

«Люди друг без друга спастись не могут» Беседа со священником Андреем Кордочкиным, настоятелем мадридского прихода в честь Рождества Христова Священник Андрей Кордочкин родился в Ленинграде. В 1994–1995 годах учился в Ampleforth College (Великобритания), а в 1995–1998 годах – на богословском факультете Оксфордского университета. Преподавал в школе имени императрицы Александры Федоровны (Санкт-Петербург), прислуживал за богослужениями и проповедовал в домовой церкви Покрова Пресвятой Богородицы. В 1999–2000 годах проходил обучение в Лондонском университете. Докторскую степень получил в 2003 году в Даремском университете. В декабре 2001 года был рукоположен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне – Патриарх Московский и всея Руси) в сан диакона, а на Рождество Христово 2002 года – в сан иерея. В период учебы окормлял православный приход в городе Дареме и православную общину в городе Глазго. Определением Священного Синода РПЦ от 30 июля 2003 года направлен в распоряжение архиепископа Корсунского Иннокентия с назначением на должность настоятеля прихода в честь Рождества Христова в Мадриде. – Пожалуй, мало кто знает, что на самом деле значит учиться в знаменитом Оксфордском университете. Отец Андрей, расскажите о том, как проходят занятия в Оксфорде, о ваших учителях и наставниках. Правда ли, что одним из них был митрополит Каллист (Уэр)? – У меня было желание учиться в семинарии, но получилось так, что, еще учась в школе в Санкт-Петербурге, я попал на несколько месяцев по обмену в один католический колледж на севере Англии. Он был при бенедиктинском аббатстве, которое имело, говоря нашим языком, подворье в Оксфорде для студентов – как для монахов бенедиктинского ордена, так и для мирян. И вот для меня внезапно открылась возможность получить богословское образование не в стенах духовной школы, а в светском университете. Вспоминаю свой первый приезд в Оксфорд. Это был февраль 1994 года. Там я встретился с одним из студентов, он писал докторскую диссертацию о преподобном Симеоне Новом Богослове. Студента звали иеромонах Иларион (Алфеев), сегодня он митрополит Волоколамский, председатель ОВЦС. Я благодарен Богу, что наша теплая дружба не прерывается и по сию пору.

http://pravoslavie.ru/34552.html

Мальково. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. После удаления из Гуслиц основателя и первого настоятеля местного новообрядческого Спасо-Преображенского миссионерского монастыря игумена Парфения, произошедшего в середине 1872 года, возможность проводить здесь свою миссионерскую деятельность получил известный единоверческий архимандрит, выходец из беспоповского старообрядчества, о. Павел Прусский. Павел Прусский и его Братство не пользовались особым успехом у местных старообрядцев в силу того, что единоверие, существовавшее в Никольском единоверческом монастыре в Москве, настоятелем которого был о. Павел и в котором базировалось Братство, заметно отличалось от настоящего старообрядческого и единоверческого обряда. Немногие обращавшиеся в единоверие после миссионерских бесед обычно отправлялись в Москву в Никольский монастырь, где и совершался чин их перевода. В 1874 году к единоверию присоединился крестьянин деревни Мальково Рудневского прихода Андрей Степанов. В общественной мальковской моленной Андрей считался усердным прихожанином, пел на клиросе. Старался посещать каждую церковную службу. Каждый год бывал на исповеди у своего духовного отца старообрядческого священника Семена Епифанова, жившего в деревне Шувоя в семи верстах от Малькова. Епифанов был протопопом над всеми гуслицкими старообрядческими окружными священниками. Заметив усердие к богослужению у Степанова, он благословил его принять должность уставщика при общественной моленной. Степанов исполнял эту должность на протяжении нескольких лет. В 1872 году ему в руки попала книга " Восемь вопросов, поданных в Московский Духовный Совет бывшими членами Белокриницкой иерархии " , резко изменившая его взгляды. Эту книгу Степанов читал своим землякам-старообрядцам, пытаясь объяснить важность изложенных в ней вопросов. Об этом сразу же сообщили Семену Епифанову, который приехал разбираться в Мальково. Беседа с Степановым положительного результата не принесла. Большая часть мальковцев слушать Андрея не желала, но пять человек селян все же оказались на его стороне.

http://sobory.ru/article/?object=02791

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРЕМИЯ [Греч. παροιμα - притча], в православной литургической терминологии обозначение отрывка ВЗ, звучащего за богослужением в качестве библейского чтения. Наименование связано с тем, что в LXX заглавие Книга Притчей Соломоновых, отрывки которой особенно часто используются в качестве П., передано как Παροιμαι (встречается и иное толкование термина, в котором слово παροιμα осмысляется как «прообраз», т. е. П. из ВЗ содержат прообразы событий НЗ). П., как правило, группируются в циклы из 3 чтений. Вне великопостного периода П. звучат только на вечернях накануне праздников, по 3 чтения, специально подобранные по содержанию праздника. Особые случаи - навечерия праздников Рождества Христова и Богоявления , когда П. также включаются в службы царских часов (по 1 П. на каждом часе), а на вечерне вместо 3 П. звучат 8 (3+3+2) и 13 (3+3+7) П. соответственно; в навечерие Богоявления 3 П. также читаются в конце вечерни (и литургии, если она не переносится), в составе чина великого водоосвящения. Великим постом П. читаются с понедельника по пятницу ежедневно: 1 чтение - на 6-м часе, 2 - на вечерне; такой порядок, во-первых, связан с отсутствием полной литургии в будние дни поста (и, следов., с отсутствием ежедневных чтений из НЗ); во-вторых, отражает древнюю практику предкрещального оглашения , совершавшегося Великим постом (в частности, в К-поле наставления должны были произноситься между дневной службой тритекти - «третье-шестого [часа]» - и вечерней; т. о., цикл из 1 чтения на 6-м часе и 2 на вечерне в действительности представляет собой единый цикл из 3 чтений). Великопостные П. заимствуются из Книги прор. Исаии (на 6-м часе), Бытия и Книги Притчей Соломоновых (на вечерне). На Страстной седмице с понедельника по пятницу воспроизводится великопостный порядок чтения П., но тексты берутся уже из Книги прор. Иезекииля, Исхода и Книги Иова, причем в Великий четверг вместо 6-го часа П. читается на 1-м часе (и заимствуется из Книги прор. Иеремии, а не Иезекииля), в Великую пятницу П. (из разных пророческих книг) читаются на каждом из часов, к-рые образуют последование царских часов (именно этому последованию подражают царские часы в навечерия Рождества Христова и Богоявления). Последовательное чтение в период Великого поста и Страстной седмицы П. из 3 основных разделов ВЗ - Закона (книг Бытие и Исход), Пророков (Книг прор. Исаии и прор. Иезекииля) и Писаний (Книги Притчей Соломоновых и Книги Иова) - подчеркивает характер этого времени углубленного изучения Библии.

http://pravenc.ru/text/2579024.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРХАЛЬСКИЙ МНОГОГЛАВ Начало гомилии свт. Иоанна Златоуста на Рождество Христово. Лист из Пархальского Многоглава. Х в. (НЦРГ. А 95. Л. 15) Начало гомилии свт. Иоанна Златоуста на Рождество Христово. Лист из Пархальского Многоглава. Х в. (НЦРГ. А 95. Л. 15) [Груз. ] (НЦРГ. А 95, посл. четв. X в. (по совр. датировке Национального центра рукописей Грузии; ранее датировался XI в.), мон-рь Пархали ; каллиграф Гавриил Малый (Патараи), письмо нусхури; не иллюминирован), наиболее объемный (653 пергаменных и 2 бумажных листа; 45,5×33,5 см) из Многоглавов - груз. литургических сборников. В П. М. включены груз. переводы памятников, к-рые использовали при совершении богослужения по иерусалимскому чину. До XVII в. П. М. хранился в Пархали, затем попал к османам. Царица Картли Мариам (1634-1658) выкупила рукопись и пожертвовала ее мон-рю Давидгареджи в пуст. Гареджи (Кахети). В XVIII в. было составлено оглавление П. М. (Л. 654-655 об.). В кон. XIX в. в фонде рукописного и старопечатного наследия Давидгареджи П. М. был перенесен в хранилище Церковного музея духовенства Грузинской епархии. В 1901 г. Ф. Жордания опубликовал 1-е описание рукописей Церковного музея. В 1930 г. коллекция Церковного музея вошла в фонды Отдела рукописей Гос. музея Грузии, в 1958 г.- в фонды Института рукописей имени Корнелия Кекелидзе (ныне Национальный центр рукописей Грузии). Вопросы структурных особенностей и соотношения груз. Многоглавов, в т. ч. П. М., рассматривали А. Шанидзе, И. Абуладзе , М. ван Эсбрук, Т. Мгалоблишвили, М. Майсурадзе, А. Гамбашидзе, М. Чхенкели, Н. Чхиквадзе. В 1974 г. Институтом рукописей было опубликовано полное описание рукописи. П. М. содержит 149 чтений и условно разделен на 2 части - гомилетическую и агиографическую, последняя отсутствует в др. груз. Многоглавах IX-X вв.- Синайском (Sinait. iber. 32-57-33, 864 г.), Многоглаве Пустыни (Удабнойском; НЦРГ. А 1109, IX в.), Тбетском (Сванском; НЦРГ.

http://pravenc.ru/text/2579124.html

Поги. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты В 1848 году в деревянном усадебном доме Вонлярлярских была устроена устроена домовая церковь Смоленской иконы Божией Матери. Уже 1850 г., по проекту архитектора Б.Б. Гейденрейха на средства помещика К. Вонлярлярского начала строиться новая каменная пятикупольная церковь с пристроенной трехъярусной колокольней возведена. Архитектор стремился возвести храм в популярном в то время русско-византийском стиле. Церковь была освящена в 1851 г., а в 1855 г. в подвальном этаже был устроен придел Рождества Христова. Храм был закрыт в 1935 г. В советское время интерьер церкви был изменен чугунными перекрытиями, которые впоследствии обвалились под своим же весом. Возвращение Русской Православной Церкви произошло в 1990 г. Предполагалось первоначально передать храм в качестве подворья Иоанновскому женскому монастырю. Но, по благословению митрополита Ленинградского Алексия (Ридигера), храм отошёл к Софийскому собору в Пушкине. В 1992 г. начата реставрация. Богослужения совершаются регулярно. Село Новолисино, прежнее поместье супруги тайного советника Наталии Петровны Вонлярлярской, находится на берегу небольшаго озера, в 50 верстах от Петербурга, в 25 вестах от Царского села. Село, построенное в 1843 году г-м Вонлярлярским, имеет общие с соседними местностями имена: Княжье, Лисино - имение князя Юсупова, Старое Лисино - имение вдовы тайного советника Родифиникиной и пр. Сперва была здесь временная церковь, в деревянном доме, который был построен графом Федором Буксгевденом, дедом нынешней помещицы. Нынешний храм заложен в 1850 г. тайным советником Вонлярлярским по следующему событию: жители города Смоленска, разоренные в 1812 году, взяли на обновление своих жилищ деньги из казны в долг, который постепенно возрос до 80 000 руб. сер. По ходатайству г. Вонлярлярского долг этот был прощен государем. Жители Смоленска, из благодарности к Вонлярлярскому, поднесли ему икону Смоленской Божией Матери. Так как соседняя церковь села Тосны была отсюда в 25 верстах и крестьяне затруднялись иметь сообщения с нею, то г. Вонлярлярский, желая с одной стороны послужить пользе крестьян, с другой дать место поднесенной ему иконе, построил у себя церковь во имя Смоленской Божией Матери. Храм стоил до 80 000 руб. сер. и построен на счет помещика и на сборную сумму. 11 июля 1855 года освящен был придел, находящийся в подвальном этаже, во имя Рождества Христова. Антиминс главного алтаря - во имя Смоленской Божией Матери освящен 1851 г. июня 17 дня Макарием, епископом винницким, антиминс придела освящен митрополитом Никанором 1855 г. января 30.

http://sobory.ru/article/?object=02742

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010