В затворе помимо молитв и богослужений М. С. занимался учеными изысканиями, связанными с хронологией Свящ. истории. С 1072 г. и до кончины работал над «Хроникой» - единственным известным сочинением М. С. (обоснование датировки см.: Baran-Kozlowski. 2008. P. 328-335). Отправной точкой его изысканий стали расхождения между основными трудами по библейской хронологии и истории Церкви, такими как «Хроника» Евсевия Кесарийского (ок. 303), переведенная с греч. языка на латынь и продолженная блж. Иеронимом (до 378), более поздние хроники Проспера Аквитанского (455), Кассиодора (519), Исидора Севильского (1-я версия закончена ок. 615) и Беды Достопочтенного («Малая хроника» (703) и «Большая хроника» (725)). Сохранился рукописный сборник, который М. С. использовал при расчетах (Paris. lat. 4860, сер. IX в.; ркп. создана в мон-ре Райхенау; вероятно, с Х в. хранилась в б-ке архиепископа Майнцского). Рост интереса к проблемам хронологии в кон. Х - XI в. был вызван, в частности, завершением в 1063 г. 2-го после Рождества Христова 532-летнего пасхального «великого цикла», что требовало продолжения существовавших таблиц для определения дат Пасхи и др. переходящих праздников. Работая над ними, нек-рые ученые осознавали несовершенство общепринятой в католич. мире пасхалии Дионисия Малого и предложенной им даты Рождества Христова. Так, Аббон из Флёри († 1004), составивший пасхалию на 1064-1595 гг., приравнял «реальный» год Страстей Христовых к 13-му г. «эры Дионисия»; при этом дата Рождества отодвигалась на 21 год назад по сравнению с датой, предложенной Дионисием Малым (In circulos beati Cyrilli et Dionysii Romani ac Bedae studiosi cuiusdam praefatio//PL. 139. Col. 573-577). Современник Аббона Херигер, аббат мон-ря Лоб († ок. 1007), предложил др. хронологическую систему, расходившуюся с дионисиевой на 7 лет ( Herigeri abbatis Lobiensis Epistola ad quemdam Hugonem monachum//PL. 139. Col. 1129-1136). Однако их труды не получили широкой известности в отличие от сочинения М. С. ( Cordoliani A. Abbon de Fleury, Hériger de Lobbes et Gerland de Besançon sur l " ère de l " Incarnation de Denys le Petit//RHE. 1949. Vol. 44. P. 463-487; Verbist. 2010).

http://pravenc.ru/text/2562008.html

Вечером 7 января 2018 года, в праздник Рождества Христова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.      Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Дорогая молодежь! Я всех вас сердечно благодарю за участие в этом торжественном богослужении, за возможность вместе с вами помолиться и прославить Христа, рожденного в Вифлееме, в первый день праздника Рождества. Сложилась замечательная традиция церковной Москвы — собираться в Храме Христа Спасителя и вместе торжествовать этот день, вспоминать велию благочестия тайну — Бога явившегося во плоти (см. 1 Тим. 3:16). Сегодня верующего человека ожидает множество разного рода испытаний, и все они так или иначе касаются ответа на главный вопрос «Что такое вера и почему я верю? Что является основой моих религиозных убеждений?» Этот вопрос редко формулируется так, как я его сейчас сформулировал, но в различных вариациях и в различных жизненных контекстах верующий человек, особенно молодой, так или иначе с этой темой сталкивается и должен быть способен — в первую очередь самому себе, а если потребуется, то и другим — ответить о своем уповании. И, наверное, самым сильным аргументом, заставляющим нас говорить о своей вере, являются не умные слова и мысли, почерпнутые из литературы от весьма просвещенных авторов, но собственная жизнь и собственный опыт. В этом опыте есть нечто очень хрупкое и одновременно невероятно важное — это способность слышать ответ Бога на наши молитвы. Собственно говоря, именно на этом ответе всё и основывается. Если человек не слышит и в обстоятельствах жизни не видит Божественный ответ, то его вера ослабляется. А что же это за ответ? Как Господь говорит с нами? Примером является сам факт рождения Спасителя. Господь пришел в мир, когда мир ждал пришествия Спасителя.

http://pravoslavie.ru/109775.html

На зарубежных приходах Русской Православной Церкви молитвенно отметили Рождество Христово 11 января 2019 г. 13:34 Праздничными богослужениями встретили Рождество Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа в храмах Русской Православной Церкви в разных странах мира. Рождественские богослужения в главном соборном храме русского православного присутствия в Святой Земле — Троицком соборе Иерусалима — возглавил начальник Русской духовной миссии архимандрит Александр (Елисов) . Вечером 6 января 2019 года в Троицком соборе было совершено праздничное всенощное бдение. Архимандриту Александру сослужили клирики Миссии игумен Никон (Головко), иеромонах Дометиан (Маркарян), диакон Вячеслав Сенин и паломники из Киевской митрополии Украинской Православной Церкви . В Троицком соборе собрались сотни богомольцев: православные верующие из Иерусалима и отдаленных городов Израиля, паломники, прибывшие в Святую Землю на праздник Рождества из пределов Русской Православной Церкви, представители российского дипломатического корпуса. В Париже в праздник Рождества Христова митрополит Корсунский и Западноевропейский Иоанн , экзарх Патриарха Московского и всея Руси, совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Троицком кафедральном соборе. Архипастырю сослужили игумен Серафим, иерей Зиновий Гомбесса, священник Георгий Шешко, протодиакон Николай Ребиндер, диакон Антоний Ивашин и диакон Роман Оника. На сугубой ектении Божественной литургии были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. По завершении праздничного богослужения, за которым Святых Христовых Таин причастилось более 170 человек, митрополит Иоанн обратился к духовенству и верующим с праздничным приветствием и словом проповеди. В ночь на 7 января архиепископ Венский и Будапештский Антоний совершил богослужения праздника Рождества Христова в Николаевском кафедральном соборе Вены. Владыке сослужили настоятель собора протоиерей Владимир Тыщук, протоиереи Хризостом Пийненбург и Радослав Ристич, иерей Вячеслав Шибанов, протодиакон Виктор Шиловский и паломники в священном сане. В храме за богослужением молились многочисленные прихожане.

http://patriarchia.ru/db/text/5340447.ht...

Часть I. Праздники и дни церковные непереходящие Праздники и дни Господни и Пресвятой Богородицы Праздники Господни Важнейшие праздники в Прав. Церкви суть Господни, a no них – праздники Пресв. Богородицы. Праздники Господни установлены в память важнейших событий, относящихся к земной жизни и страданиям воплотившегося Сына Божия и к явлениям Божества. Праздники Господни в память спасительных событий, относящихся к земной жизни воплотившегося Господа нашего Иисуса Христа и к явлениям Божества День Рождества Христова 25 декабря (7 января) Событие Рождества Спасителя За 5508 лет до Рождества Христова Сам Бог , за преступление заповеди Его изгоняя наших прародителей из рая, по Своему великому милосердию обещал им Спасителя ( Быт.3:15 ) и сие обещание неоднократно повторял ( Быт.22:18 ; 2Цар.7:12–13 ), чтобы приготовить людей к принятию Его. Все прообразования и пророчества, относившиеся к воплощению Сына Божия, исполнились. Седмины Данииловы оканчивались. Наступило четвертое, железное царство Рима. Скипетр князя и вождя из колена Иудина, согласно предсказанию патриарха Иакова ( Быт.49:10 ), наконец отнят был навсегда из дома Иудова со времени покорения Иудеи римлянами. В мире водворился всеобщий мир, предзнаменовавший, по предречению пророков Исаии ( Ис.2:4 ) и Михея ( Мих.4:3, 5:5 ), пришествие Ходатая, имевшего примирить небо и землю. Многолетний опыт свидетельствовал о крайней немощи человеков без помощи Божией в познании и почтении Бога, особенно в исполнении Его св. законов и в примирении с Ним. «Мудрый Создатель, – говорит Церковь , – опять восстановляет человека, который, быв сотворен по образу Божию, растлел от преступления, весь подвергся повреждению и лишился высшей божественной жизни» 53 . Можно сказать, что вся вселенная 54 , на основании Божественного Откровения и вследствие живого сознания своих немощей, ожидала Небесного Искупителя, Который сделался чаянием и утехою языков ( Быт.49:10 ; Лк.2:25, 38 ). Перед рождением Мессии римский император Август, во власти которого была и покоренная Иудея, дал повеление произвести в своей обширной империи всенародную перепись.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

14 сентября – день церковного новолетия 14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового церковного года. Последним праздником завершающегося года является Успение, а первым Праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы. 14 сентября, 2011 14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового церковного года. Последним праздником завершающегося года является Успение, а первым Праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы. 14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового церковного года. Последним праздником завершающегося года является Успение , а первым Праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы. Церковное Новолетие в память константинопольской традиции называют «началом индикта». Император Константин Великий повелел оканчивать воинскую службу по истечении 15 лет, после чего обеспечивать отставникам государственное пособие за счет индикта (по-латински подати, налога), который собирали 1 сентября, по окончании уборки урожая. На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие. Кроме того, через 532 года круги Солнца и Луны снова начинаются вместе, то есть повторяется природная ситуация дня подвига Иисуса Христа, когда полнолуние бывает в пятницу. Временной интервал в 532 года называют индиктионом. 1 сентября 2007 года (14 сентября по новому стилю) наступает 7516 год от сотворения мира. С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное». 14 сентября, в день нового по церковному календарю года, празднуется память преподобного Симеона Столпника. Имя Столпник он получил за свой необычный подвиг. Симеон с детства пас овец и жил самой обычной жизнью в христианской семье. Однажды он пришел в церковь и услышал, как священник читал заповеди блаженств, данные Христом во время Нагорной проповеди.

http://pravmir.ru/14-sentyabrya-den-cerk...

Интервью Святейшего Патриарха Кирилла: Церковь мало что может. Христос может всё 7 января, 2014. Святейший Патриарх Кирилл Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы журналиста и телеведущего, генерального директора российского международного информационного агентства «Россия сегодня» Дмитрия Киселева. 7 января 2014 года на телеканале «Россия» состоялся показ Рождественского интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы журналиста и телеведущего, генерального директора российского международного информационного агентства «Россия сегодня» Дмитрия Киселева. — Ваше Святейшество, мы беседуем в праздник Рождества Христова. Для большинства людей это семейное торжество и конечно детское. Можете ли вы вспомнить свои мечты и пожелания, связанные с этим семейным и детским праздником? Патриарх Кирилл: Тяжело вспомнить мечты и пожелания. Конечно, видимо  что-то было, как у каждого ребенка, да и у каждого взрослого человека с Рождеством, с Новым годом связаны какие-то мысли о будущем. Но вообще такое общее мечтание, которое поглощало моё детское сознание, было связано со служением Церкви. Я не помню себя ни в каком возрасте, когда бы я не хотел стать священником. И поэтому праздник Рождества, в контексте вот этой мечты имел очень большое значение. Я вообще с большим теплом вспоминаю свой опыт церковной жизни в детстве. Меня всё привлекало: меня привлекало мерцание лампад, даже рано утром за ранней литургией, запах ладана, песнопения. Но в какие-то моменты особенно чувствовалась детским сердцем Божественная благодать. И я не могу забыть одного Рождества, не помню точно, в каком году было. Я пришел с таким подъемом после вечернего богослужения, а в Ленинграде тогдашнем, по петербуржской традиции, совершалось богослужение утром и вечером, ночных богослужений не было, и вот вернувшись после этого богослужения, я испытывал такой духовный подъем, что сел и написал стихотворение. Я не буду вам сейчас его цитировать, но это, пожалуй, единственное стихотворение, которое я написал в своей жизни.

http://pravmir.ru/intervyu-svyatejshego-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 17. Пасха наша — Христос! «Украденная» Пасха? Христос Воскресе! Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! В дни прошедшей Страстной седмицы неоднократно звучали то ли возмущения, то ли упреки (кому только не понятно) о том, что у нас якобы украли (!!) Пасху! Заявление само по себе странное, если не сказать крамольное! Оно выявляет непонимание того, что есть Пасха! Невольно мне в связи с этим вспомнается снятая в 2000-летие Рождества Христова американская сказка под названием «Гринч — похититель Рождества». Согласно сюжету этой сказки некие существа, живущие на одной из снежинок, ежегодно и весело празднуют лучший из праздников — «Рождество». Чье это рождество естественно в нем не уточняется, но вся суть их «веселого Рождества», сводится «к обильному поеданию индеек и фазанов». И вот этот праздник пытается испортить зеленое и волосатое существо по имени Гринч. — И каким же образом? Он лишает их подарков, иллюминаций, веселья и таким образом похищает их «Рождество». Так и здесь, мы слышали призывы О ЗАЩИТЕ ПРАВ православных! И в чем же они заключаются по мнению призывающих? — В ОТКРЫТИИ ХРАМОВ (!!) НА ПАСХУ! Составлялись даже петиции к президенту на сей счет! Видимо их имел в виду полпред президента, сказавший, что верующие желают заразиться на Пасху! Верующие во Христа желают, конечно же, не этого, а того, чтобы со Христом быти. И главный вопрос, отсюда рождающийся: Если Пасха наша – Христос, то как нам приобщиться Пасхи? - Для этого, в первую очередь, нужна Литургия как евхаристическое собрание такой церкви, предстоятелем которой будет лицо, получившее рукоположение (епископ или священник)! Без этого условия в домашней церкви невозможно совершить Евхаристию (об исключениях мы не говорим). Поэтому Литургия не принадлежит к суточному кругу богослужения, и совершается отдельно от него или в некоторых случаях сопрягается с ним. Вы скажете, хорошо вам об этом говорить! Вы, наверняка сегодня совершали литургию и причащались, а что делать тем, кто не смог в этом принять участие, причем, не добровольно и по нерадению, а не-вольно и радея о спасения себя и близких?

http://azbyka.ru/video/17-pasha-nasha-hr...

Разделы портала «Азбука веры» Тропарь, глас 4 Церковнославянский Русский Рождество Твое, Христе Боже наш,/возсия мирови свет разума,/в нем бо звездам служащии/звездою учахуся/Тебе кланятися, Солнцу Правды,/и Тебе ведети с высоты востока./Господи, слава Тебе. Рождество Твое, Христе Боже наш,/озарило мир светом знания,/ибо чрез него звездам служащие/звездою были научаемы/Тебе поклоняться, Солнцу правды,/и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило./Господи, слава Тебе! КАНОНЫ ПЕРВЫЙ – СВ. КОСМЫ МАИУМСКОГО, ГЛАС 1, И ВТОРОЙ – СВ. ИОАННА ДАМАСКИНА, ГЛАС 1 Песнь 1 Ирмос: Христос раждается – славите,/Христос с Небес – срящите./Христос на земли – возноситеся./Пойте Господеви, вся земля,/и веселием воспойте, людие,/яко прославися. Канон 1. Ирмос: Христос рождается – славьте!/Христос с небес – встречайте!/Христос на земле – воспряньте!/Пой Господу, вся земля/и с веселием воспойте, люди,/ибо Он прославился! Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Истлевша преступлением, по Божию образу бывшаго, всего тления суща,/лучшия отпадша Божественныя жизни,/паки обновляет мудрый Содетель, яко прославися. Того, кто создан был по образу Божию,/истлел от преступления, весь подвергся порче/и лишился лучшей, божественной жизни/вновь восстанавливает мудрый Создатель,/ибо Он прославился. Видев Зиждитель гиблема человека, руками егоже созда,/приклонив Небеса, сходит;/Сего же от Девы Божественныя Чистыя/всего осуществует, воистинну воплощься, яко прославися. Творец, видя гибнущего человека,/которого Своими руками создал,/преклонив небеса, нисходит/и принимает все существо его,/истинно воплотившись от божественной и чистой Девы:/ибо Он прославился. Мудрость, Слово и Сила,/Сын Сый Отчий и сияние, Христос Бог, сил утаився,/елико премирных и елико на земли,/и, вочеловечся, обновил есть нас,/яко прославися. Премудрость, Слово и Сила,/Сын по естеству и Сияние Отчее, Христос Бог,/втайне от сил, – всех тех, что выше мира/и тех, что на земле,/вочеловечившись, вновь нас приобрел:/ибо Он прославился.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanony-na...

Рождество Христово: даты, история, традиции 4 января, 2020 Рождество Христово — что это за праздник? Каковы его традиции? Обо всём, что связано с Рождеством, вы сможете узнать, прочитав нашу статью. Рождество Христово — великий праздник, торжественный день для всех христиан. В этот день в человека воплотился сам Бог, Спаситель мира. Удивительно, что в Священном Писании нет ни одного указания на то, что день появления Мессии на свет — это церковный праздник или какой-то особенный день. В те времена дни рождения не праздновались в принципе. Да и древняя Церковь не отмечала Рождество. Рождение Христа праздновалось в день Богоявления. Наверняка, все знают историю о волхвах, которые пришли поклониться Иудейскому Царю, увидев звезду на Востоке. Но сами волхвы не были иудеями. Во что они верили? Почему и для них Рождение Спасителя стало великим праздником? Почему они приготовили особые дары, куда входило масло для бальзамирования усопших — смирна? Как пост связан с изгнанием бесов в Библии? Постился ли сам Христос? Когда отмечают Рождество православные — 25 декабря или 7 января? Знали ли вы, что первый Григорианский календарь «упустил» 10 дней намеренно? Как понять, что происходит на праздничном богослужении в Рождество? Что такое тропарь и кондак? Мы подробно разобрали состав богослужения на Рождество. Почему на Рождество принято наряжать ель, разве это не светская новогодняя традиция, имеющая корни в язычестве? Стояла ли ель рядом с рождественскими яслями? Кто из христиан первым придумал наряжать ель? В этой статье мы постарались собрать для вас ответы на самые важные для христианина вопросы о празднично дне Рождества, интересные факты и открытки, с помощью которых вы можете поздравить своих близких. Рождество Христово: история праздника Итак, обратимся к истории празднования Рождества Христова. Казалось бы, тут все просто. Этот день описан евангелистами, несомненно, для христианина рождение Царя Небесного, воплощение в человека, возможность просить отпущение грехов и жизнь вечную — великий праздник. Не все так просто. Как мы уже и говорили, о праздновании Рождества в Писании не говорится. И уж тем более нет особо обетования наряжать ель, дарить друг другу подарки.

http://pravmir.ru/rozhdestvo/

Часть III. Виды служб Минеи и их особенности Глава 1. Богослужения в седмичные дни В данной, III части книги мы приведем особенности всех богослужений для всех видов праздников. И хотя во II части нашей книги при освещении отдельных служб суточного круга мы приводили их особенности, все же считаем целесообразным собрать в данной части все особенности каждого вида праздничных и вседневных богослужений. Это необходимо для того, чтобы любой человек, участвующий в подготовке конкретной службы (уставщик, регент и другие), мог обратиться к одной главе, где будут указаны все особенности для данного случая. Сразу заметим, что, так как наша книга посвящена богослужебному Уставу, мы будем рассматривать только те случаи, которые допускаются Уставом и особенности которых излагаются в Типиконе и других богослужебных книгах. Те же искусственные варианты, которые иногда встречаются в приходской практике (например, празднование двум полиелейным святым в один день), мы не считаем целесообразным освещать в данной книге. Так как богослужение воскресное существенно отличается от богослужения в другие дни седмицы, то разумно выделить его в особую главу. Потому в настоящей главе рассматриваются особенности всех видов служб Минеи в седмичные дни, кроме недели, а в следующей – особенности тех же видов служб в воскресный день. §1. Великие праздники Великих праздников всего 17: это все двунадесятые праздники (Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы) и пять великих недвунадесятых (Покров Пресвятой Богородицы, Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, святых апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи). Все они обозначаются в Месяцеслове красным крестом, вписанным в полную окружность, – . На великие праздники непременно полагается совершать бдение. Принципиальная особенность этих праздников в том, что в седмичные дни (а для Господских двунадесятых праздников и в воскресные дни) все песнопения посвящаются только празднику. §1.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае двунадесятого Господского праздника

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010