Икона Рождества Христова Сюжет иконы Рождества на первый взгляд прост. Но если посмотреть на икону внимательно, вспомнить тексты богослужения и Священного Писания, то содержание иконы открывается во всем богатстве и красоте. Рассмотреть и понять икону помогает прот. Александр САЛТЫКОВ 7 января, 2016 Сюжет иконы Рождества на первый взгляд прост. Но если посмотреть на икону внимательно, вспомнить тексты богослужения и Священного Писания, то содержание иконы открывается во всем богатстве и красоте. Рассмотреть и понять икону помогает прот. Александр САЛТЫКОВ Икона Рождества Христова, на первый взгляд, имеет довольно простой сюжет. Но так ли это на самом деле? Читайте подробную аналитику в статье на «Правмире». Икона Рождества Христова и её смысл Сюжет иконы Рождества на первый взгляд прост. Однако если посмотреть на икону внимательно, рассмотреть ее детали, вспомнить тексты богослужения и Священного Писания, то содержание иконы открывается во всем богатстве и красоте. Рассмотреть и понять икону помогает прот. Александр САЛТЫКОВ, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Андрей Рублев. Рождество Христово Рождество Христово — праздник великого обновления мира, день спасения и всеобщей радости навечно. С самых ранних времен Церковь славит Господа и в песнопениях, и в живописных произведениях. Иконопочитание развивалось практически параллельно со сложением богослужебного чина и распространением веры. В греко-римском мире изобразительные искусства стояли очень высоко. В середине III века по Р.Х. святой Григорий Неокесарийский в слове на праздник Рождества Христова говорил, выражая мнение своих современников: «Люди, считая глаза более верными свидетелями, чем уши, верят тому, что видят, и сомневаются в том, чего не видят». Величайшее событие — приход на землю Сына Божия в Вифлеемской пещере — Церковь торжественно представляет в величественной композиции, основные черты которой сложились к VI — VII векам и которая была распространена вплоть до XVII века.

http://pravmir.ru/ikona-rozhdestva-xrist...

Щелканово. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты В селе Щелканово было два храма – в честь Рождества Христова и единоверческий в честь Сошествия Святого Духа. Христорождественский храм был построен в 1800 г. на средства помещицы Веры Борисовны Лопухиной. Храм каменный, особой колокольни не имел. Колокола находились на одной из четырех башен самой церкви. Второй храм, Сошественский, был построен в середине XIX в. До наших дней здание второго храма не сохранилось - оно было разобрано в 1970-е гг. Сохранившийся храм в честь Рождества Христова имеет четыре придела – главный, освященный в честь Рождества Христова; в честь Владимирской иконы Божией Матери, в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и в честь святителя Николая Чудотворца. Отдельно от храма стоит трехъярусная колокольня. Храм является памятником истории и культуры Калужской области. В ограде при храме Рождества Христова имеется мраморное надгробие лесопромышленника Иванкина (бывшего когда-то старостой храма) в виде дуба с обрезанными сучьями и мемориальной доской с надписью. Храм был закрыт в 1930 г. Священник Феодор Никольский и псаломщик Петр Степанович Архиреев 21 апреля 1930 года ПП ОГПУ Западной области были приговорены к разным срокам лагерей. Храм был передан Калужской епархии 13 апреля 1995 г. Сейчас ведется его восстановление. 13 марта 2005 года в воскресенье после продолжительного перерыва со времени закрытия в домовой церкви при храме Рождества Христова в селе Щелканово была совершена первая литургия. Помощь в приобретении и ремонта молитвенного дома оказало предприятие " Бор " . По благословению правящего архиерея Калужской епархии Митрополита Климента теперь в молитвенном доме при храме Рождества Христова каждое воскресенье будет совершаться Божественная литургия. До этого дня при храме совершались только молебны и панихиды. Общими усилиями прихожан был сооружен молитвенный дом, так как для того чтобы начать богослужения в самом храме нужны большие средства. Пока в храме течет крыша, нет окон, а кое-где и дверей. Внутри и снаружи требуется оштукатурить стены, постелить пол.

http://sobory.ru/article/?object=01611

Празднование Рождества во время гонений За несколько месяцев до Рождества каждая женщина, получавшая посылку, отдавала часть своей муки, сахар, сухофрукты или вяленую рыбу женщине, ответственной за празднование. 6 января, 2016 За несколько месяцев до Рождества каждая женщина, получавшая посылку, отдавала часть своей муки, сахар, сухофрукты или вяленую рыбу женщине, ответственной за празднование. Для многих людей празднование Рождества Христова немыслимо без домашнего уюта, посещения богослужений, праздничного стола и обмена подарками, но в ХХ веке в России людям часто приходилось праздновать Рождество в самых экстремальных условиях. Празднование Рождества Христова во время советских гонений на христианскую православную веру было подвигом. Подробности о тех временах Вы узнаете из статьи! Празднование Рождества Христова в Советском Союзе Самым «легким» испытанием для человека был голод, когда люди несколько месяцев откладывали крохи  еды, чтобы отметить праздник. Вот отрывок из дневника Корнея Чуковского за 1920 год: «Поразительную  вещь устроили дети, оказывается, они в течение месяца копили кусочки хлеба, которые давали им в  гимназии, сушили их — и вот, изготовив белые фунтики с наклеенными картинками, набили эти фунтики  сухарями и разложили их под ёлкой — как подарки родителям! Дети, которые готовят к Рождеству сюрприз для отца и матери. Не хватает ещё, чтобы они убедили нас, что всё это дело Санта-Клауса! В  следующем году выставлю у кровати чулок!». В двадцатые годы прошлого столетия даже те, кто просто хотел поставить дома елочку, сильно рисковали. Советские власти назвали эту традицию «буржуазным пережитком» и нещадно боролись с ней.  Владимир Маяковский почти 10 лет пишет антирождественские стихи и пьесы, в которых призывает  беречь елки и не отмечать этот праздник. Вот небольшой отрывок из стихотворения 1926 года  «Рождественские пожелания и подарки»: Почему я с елками пристал? Мой ответ недолог: нечего из-за сомнительного рождества Христа миллионы истреблять

http://pravmir.ru/prazdnovanie-rozhdestv...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство священник Константин Горбунов Рождественские традиции и суеверия " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 5  голосов:  4.2 из  5) В петербургской студии телеканала «Союз» на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святых равноапостольных Константина и Елены во Всеволожске священник Константин Горбунов. — Дорогие телезрители, с Новым годом и наступающим Рождеством Христовым! Наша сегодняшняя тема — «Рождественские традиции и суеверия». Если мы говорим о рождественских традициях, наверное, нужно посмотреть на глубину этих традиций. Куда они восходят, как Вы считаете? — Праздник Рождества Христова в Церкви празднуется приблизительно с IV века. До этого рождественские события воспоминались вместе с праздником Богоявления. До сих пор мы находим некоторое сходство в структуре богослужения праздника Рождества Христова и праздника Богоявления. В самые первые годы, десятилетия существования Церкви христиане больше внимания уделяли празднованию Пасхи, воспоминанию страданий Христовых. И сейчас у нас Пасха является самым главным праздником. Но впоследствии христиане пришли к пониманию, что и пришествие Бога в мир также достойно того, чтобы праздновать это событие. Поэтому приблизительно с середины IV века начинает формироваться особое богослужение праздника Рождества Христова.Рождество было непосредственно связано с языческим праздником, тоже выпадавшим на зимнее время. Как Вы считаете, такое перерождение языческой традиции в традицию христианскую — это добро или все-таки некий компромисс? — Действительно, одна из версий установления даты праздника Рождества Христова та, что он был установлен на день зимнего солнцестояния, каким оно было в то время, 25 декабря. Язычники в Римской империи (и не только) активно праздновали в этот день языческое празднество в честь солнца. Но для христиан Солнцем Правды является Христос, поэтому, хотя дата Рождества Христова из Священного Писания нам точно неизвестна, весьма логично было установить празднование Рождества Христова именно на эту дату, на 25 декабря. Таким образом, христианское празднование Рождества Христова стало вытеснять собой языческое празднование в честь бога солнца. Конечно, правильно, что так было сделано.

http://sueverie.net/rozhdestvenskie-trad...

Собор Рождества Христова (Новокузнецк) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Рождества Христова — крупнейший собор Кузбасской митрополии Русской православной церкви. Высота храма 52 м. Находится в Орджоникидзевском районе Новокузнецка. Собор построен как мемориал в честь Рождества Христова, возведён в память о 67 шахтёрах, погибших 2 декабря 1997 года на шахте «Зыряновская». Также собор служит студенческим храмом при Кузбасской православной духовной семинарии. При соборе действует гостиница. Содержание История [ править править код ] Строительство Собора в честь Рождества Христова при Новокузнецкой Православной Духовной Семинарии в Орджоникидзевском районе г. Новокузнецка началось с лета 2000 года в память о 67 горняках, погибших 2 декабря 1997 года на шахте «Зыряновская». Однако, закладной камень был освящен и установлен еще 4 июля 1998 года. Текст памятной доски на северной стене Собора гласит: «Храм Рождества Христова в городе Новокузнецке Милостию Божией, по инициативе Губернатора Кемеровской области А. Тулеева и по Благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Софрония, первого управляющего Кемеровской и Новокузнецкой епархией, возведен в Память обо всех погибших шахтерах Кузбасса. Строительство было начато в 2000 году в Орджоникидзевском районе в связи с тем, что здесь 2 декабря 1997 года на шахте „Зыряновская“ погибли 67 горняков. Финансовые трудности не давали возможности быстро завершить работы. Но люди молились и верили, что Господь не оставит это Святое Дело. В 2008 году, по совместному решению Губернатора А. Тулеева и управляющего Кемеровской епархией епископа Аристарха, строительство возобновилось. Деньги на храм собирали поистине всем миром. Огромное желание, финансовая поддержка угольных компаний, подвижнический человеческий труд позволили завершить строительство. 23 августа 2012 года, в канун Дня шахтера, митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх совместно с духовенством области совершил благодарственный молебен по окончании строительства, и в храме начались богослужения. Да поддержит Господь силы родственников погибших шахтеров, дарует Радость Воскресения и ниспошлет Благополучие Земле Кузнецкой и всем её жителям!»

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Рождеств...

Тамбов. Церковь Рождества Христова (новая). Карта и ближайшие объекты Казанская часовня на Базарной площади, 1874-1875 гг. Часовня Богородице. Была построена в 1875 г. на Базарной площади недалеко от Христорождественского собора. Разрушена в годы Советской власти (1930-е гг.). http://ok.ru/tmbvedom/topic/66406677031714 В центральной части города Тамбова начато возрождение храма в честь Рождества Христово, который до революции 1917 года располагался на Центральном рынке областного центра. Первым шагом к восстановлению Христорождественского храма стало обустройство на месте строительства временного деревянного храма. 28 декабря 2015 года митрополитом Тамбовским и Рассказовским Феодосием был совершен чин освящения куполов и крестов храма. 7 января 2016 года в день Рождества Христова (престольный праздник) в Христорождественском храме по ул. Красная/Пятницкая города Тамбова было совершено первое богослужение. Чин молебна совершил ответственный за строительство храма священник Александр Неплюев. Дореволюционный Христорождественский собор города Тамбова был построен на средства потомственных почетных граждан города Тамбова: братьев Ашурковых, А.М. Носова и В.М. Аносова и освящен в 1873 году. Храм имел три придела: центральный в честь Рождества Христова, правый в честь святителя Николая Чудотворца, левый – преподобного Иоанна Лествичника. Собор в честь Рождества Христова являлся основной достопримечательностью города Тамбова середины XIX века. История собора началась с 1836 года, когда Тамбовский почетный гражданин купец I гильдии И.А. Суворов завещал своим душеприказчикам построить храм на базарной площади. С момента основания до момента освящения собора прошло 14 лет. В 1873 году последовало торжественное освящение всех трех приделов храма. Собор стал близкой копией Благовещенского храма конногвардейского полка в Петербурге. Через год после возведения храма представители городской думы обратились с ходатайством в Священный Синод о присвоении храму статуса городского собора, хотя никаких оснований для этого не было. Однако принимая во внимания усердие благотворителей и горожан, их обязательства построить в городе новый храм, Священный Синод счел возможным в 1876 году переименовать храм в Христорождественский городской собор.

http://sobory.ru/article/?object=39256

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 7 самых запоминающихся песнопений Рождества 14 мин., 11.12.2020 Рождество еще не завтра, но уже и не за горами – в храмах зазвучали рождественские мотивы. И чем дальше, тем чаще мы будем их слышать – стихиры, тропари, ирмосы... А о чем они, собственно говоря? «Фома» выбрал семь самых известных и характерных песнопений Рождества, с которыми стоит познакомиться в преддверии праздника «Христос раждается – славите!» «Учимся петь». Проект портала miloserdie.ru Текст: Христос раждается – славите!/Христос с Небес – срящите!/Христос на земли – возноситеся!/Пойте Господеви, вся земля,/и веселием воспойте, людие,/яко прославися. Русский перевод: Христос рождается – славьте! Христос сходит с Небес – встречайте! Христос на земле – возноситесь! Пойте Господу, все живущие на земле, и в веселии воспойте, люди, ибо Он прославился. Что это за песнопение Знаменитый ирмóс Ирмóс – так называется строфа, открывающая собой очередную песнь канона – гимнографического произведения, звучащего во второй половине утрени и воспевающего тот праздник или того святого, которому посвящен богослужебный день. Каждая песнь (чаще всего их восемь) состоит из нескольких тропарей, которые, как правило, читает пономарь. А открывается (и иногда завершается) ирмосом, который поет хор. первой песни рождественского канона. Петь рождественские ирмосы на богослужении начинают еще за месяц до Рождества: впервые – на Всенощном бдении праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы . Эти песнопения исполняются по праздничным дням (в том числе накануне воскресенья, или когда празднуется память какого-то известного святого) в качестве катавасий – особых ирмосов, завершающих собой каждую из восьми песней канона. Чем этот ирмос интересен Уже хотя бы тем, что задолго до самого Рождества Христова мы начинаем проникаться его настроением и радостью. Вообще, все главные – так называемые двунадесятые – праздники Православной Церкви имеют по несколько дней предпразднства , то есть подготовки к самому дню торжества. В эти дни богослужение уже несет в себе праздничные элементы. Предпразднство Рождества начинается 2 января, за пять дней до самого праздника, но пение радостного рождественского ирмоса «Христос раждается – славите!» превращает почти весь Рождественский пост (с 28 ноября по 6 января) в период подготовки к празднику.

http://foma.ru/7-samyh-zapominajushhihsj...

Мелихово. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь Карта и ближайшие объекты «Числа 27 апреля поручик Андрей Григорьевич Наумов входил с прошением в Духовную консисторию о разрешении построить в его вотчине в сельце Мелихове деревянную церковь во имя Рождества Христова. Когда ж церковь отстроена будет, то положенные с оной Рождественской церкви деньги как он, Наумов, так и наследники его, по накладу все сполна платить обязуются без доимки». Так в 1757 году начала свое существование Рождественская церковь в селе Мелихово. Но немногие знали, что строительство храма – обет Андрея Григорьевича, данный перед иконами во время тяжелой болезни дочери. Врачи оказались бессильны, и только по воле Господней отступил смертельный недуг. 16 марта 1759 года новопостроенная церковь была освящена. Приход состоял из семи помещичьих и 39 крестьянских дворов. При церкви был поп Василий Васильев и дьячок Николай Антонов. Со временем приход уменьшился, денег на содержание причта церкви Рождества Христова оказалось недостаточно, вести в ней службу постоянно не было возможности, и, как тогда говорили, «церковь стояла без пения», утварью скудна. В 1829 году с церкви снят антиминс и представлен в кафедральную ризницу. В 1834 году храм возобновлен местными помещиками господами Чуфаровскими, покрыт железом. Храм был приписан к соседнему, в селе Васькино, откуда приходил священник совершать богослужения по большим праздникам. Прихожане храма: титулярная советница Екатерина Ивановна Чуфарова, которая тут живет, и ее дворовые и крестьяне, помещица коллежская асессорша Мария Николаевна Тончи и ее крестьяне, сенатского регистратора Алексея Николаевича Чуфаровского (который тут живет постоянно) крестьяне и помещика коллежского регистратора Сергея Сергеевича Чуфаровского (который тут живет летом) крестьяне. В клировой ведомости за 1869 год соседнего села Васькино записано: «Церковь Рождества Христова в селе Мелихове была построена в 1757 году тщанием Андрея Григорьевича Наумова. Зданием деревянная, с такой же колокольней, возобновлена в 1834 году, иконостас возобновлен в 1857 году. Престол один. Утварью скудна. Причта издавна не имеется». Прошло еще четверть века, по ветхости была разобрана колокольня, покосился крест, прохудилась крыша, была повреждена тесовая обшивка четверика церкви. Храм освящен архиепископом Можайским Григорием 9 января 1999 года.

http://sobory.ru/article/?object=00766

Немчиновка. Церковь Рождества Христова. Рождественская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Своим возникновением Немчиновка обязана Московско-Брестской железной дороге. В 1870 году был открыт участок Москва-Смоленск. После проведения железной дороги вдоль неё возникают пристанционные посёлки. В 1875 году М.А. Немчинов получает разрешение на строительство платформы на 16-й версте Московско-Брестской железной дороге. При станции возник посёлок. Храм в честь Рождества Христова был открыт в 1914 г., во время Первой мировой войны. Основатель поселка М.А. Немчинов передал жилой деревянный дом для устройства в нем церкви. Здание перестроили, и внешне церковь стала похожа на храм прп. Сергия Радонежского в Эммануиловке, где до недавнего времени находились мощи свт. Феофана Затворника. Храм имел колокольню с шестью колоколами. В 1924 г. силами прихожан построен церковный дом, в котором проживал настоятель храма Алексий Соколов с семьей и отцом — архиепископом Алтайским и Бийским Иннокентием, находившимся на покое. Отец Алексий был утоплен на барже при ликвидации Соловецкого лагеря, а диакон Елисей (Штольдер) расстрелян в 1937 г. в Бутове. В советское время храм был разрушен. Здание церкви было снесено, на её месте построен клуб. В 2002 г. была восстановлена приходская община церкви. Богослужения проходили во временном помещении поселкового клуба, который находился на месте разрушенного Христорождественского храма. 3 февраля 2005 года был утвержден эскизный проект и получено благословение Высокопреосвященного Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского на строительство трехпрестольного храма. Центральный престол храма был назван в честь Рождества Христова, боковой придел в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», придел в цокольном этаже с крестильным храмом – в честь священномученика диакона Елисея Штольдера. Первое богослужение в храме состоялось на праздник Рождества Христова в 2007 году. При недостроенном верхнем храме, в цокольном этаже был оборудован алтарь, временный иконостас, клирос.

http://sobory.ru/article/?object=08810

Стародуб. Собор Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Собор Рождества Христова расположен на бывшей Рыночной площади. Деревянная церковь известна здесь с 1617 г. После пожара 1677 г. вместо неё построена нынешняя каменная, с нач. XVIII в. она стала соборным храмом Стародуба, а при гетманщине – полковым собором. Замечательный памятник украинского барокко с элементами в духе московского зодчества XVII в. В советское время пустовал, ныне действует, рядом построена небольшая колокольня. Деревянный храм известен с 1617 года. Возможно, он существовал на месте храма времен Киевской Руси. В 1677 году храм сгорел, вскоре на его месте был выстроен нынешний каменный. В 1744 году собор обгорел, но сохранил первоначальный облик, был возстановлен. Собор славился на всю окраину замечательными росписями, богатством отделки и утвари, колокольным звоном. В период советской власти был закрыт и использовался как склад. В 1980-х годах в храме возобновлены Богослужения. Сведения из статьи " Действующие храмы Брянской епархии " , опубликованной в " Брянском Православном Календаре. 2007 г. Издание Брянского Епархиального Управления, 2007 г . Собор Рождества Христова возвышается в самом центре Стародуба, на Рыночной площади. Считается, что предшественником собора был храм, возведенный еще во времена Древней Руси. На самом деле, документальное подтверждение существования на данном месте храмовой религиозной постройки датируется не ранее, чем 1617 г. Здесь стояла деревянная Стародубская полковая церковь, которая сгорела в пожаре 1677 г. Сооружение заменили каменным, которое уже к началу XVIII века получило статус соборного храма. В композицию собора Рождества Христова удачно вплетены идеи украинского казацкого барокко в сочетании вычурными декоративными вкраплениями московских зодчих XVII века, творивших в мотивах " нарышкинского " барокко. Поговаривали, что внутреннее убранство интерьера обители ничем не уступало его внешнему богатству и разнообразию форм. Согласно свидетельствам 1744 г., внешняя часть сооружения храма сильно пострадала в результате пожара, хотя и удалось сохранить намек на былой облик собора.

http://sobory.ru/article/?object=00669

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010