Слово в день Рождества Христова 30 Христос раждается: славите! Наконец, после долгого ожидания в посте и молитвах, наступает радостный для нас, христиане, праздник рождества Христова. Настоящий вечер в церковном значении есть уже утро праздника. Во время всенощных бдений, совершаемых пред наступлением великих праздников, читают повествования о тех событиях, в честь которых Церковь празднует, дабы мы наперед знали, где и как произошли они: зная, – сретали с благоговейными мыслями и святыми желаниями; сретив, достойно праздновали. Не прилично ли и теперь, среди утреннего богослужения, предложить повествование о вифлеемском событии? Даже не нужно ли, не полезно ли войти в размышление о некоторых обстоятельствах сего величайшего и славнейшего события? – Не будем исследовать, как Слово плоть бысть, – Бог сделался человеком, Невместимый вместился во утробе Св. Девы; – это велия благочестия тайна. Не будем говорить, как Св. Дева зачала от Духа Свята, и родив первенца, пребыла Девою; и это также тайна. Но скажем, как и где особенно действовал Премудрый Промысл Божий, употребляя обыкновенные способы в средства к исполнению своих намерений. Повествование о рождестве Христове начинается с обетований Божеских и сказаний пророческих. Небесный Отец возвестил нам о пришествии Спасителя вскоре по падении наших праотцев, и не преставал возвещать многочастно и многообразно в течение более пяти тысячелетий. Сперва видим Спасителя нашего в обетовании Божием о семени жены, потом слышим от Пророков о Его происхождении от Авраама и Давида, о Его рождении от Девы, далее узнаем время пришествия Его и место рождения, наконец видим Предтечу, уготовляющего Ему путь. Все это читалось ныне, дабы мы, озарившись светом сказаний пророческих, узрели, где начался рассвет праздника Христова, и как восходило к нам Солнце правды, – Иисус Христос. О, как много света приобретает вера того христианина, который с усердием и вниманием выслушает или прочтет сказания Пророков о Его пришествии! С какою светлою радостию он встретит тот великий день, который видеть хотели ветхозаветные праведники и не видеша.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

13 января 2009 г. Служение Патриаршего Местоблюстителя 6 - 13 января 2009 6 января, в Навечерие Рождества Христова, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл возглавил великую вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого в московском Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре. По окончании Божественной литургии была совершена заупокойная лития по новопреставленному Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Со словами благодарности к Патриаршему Местоблюстителю обратился архиепископ Орехово-Зуевский Алексий. Он отметил, что в эти дни чада Русской Православной Церкви переживают очень странное чувство: и радость от приближающегося праздника Рождества Христова, и грусть по утрате своего Первосвятителя. «Вот почему мы рассматриваем Ваше служение в Новоспасской обители не только как утешение, но и как укрепление нашим силам», – сказал архиепископ Алексий и пожелал митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу, которому Священный Синод доверил блюсти Патриарший Престол и готовить Русскую Церковь к проведению Архиерейского и Поместного Соборов, сил, крепости и мужества. На молитвенную память архиепископ Орехово-Зуевский Алексий преподнес в дар Патриаршему Местоблюстителю образ Царицы Небесной «Достойно есть». В ночь с 6 на 7 января Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя (Рождества Христова) совершил Рождественское богослужение, включающее великое повечерие, утреню и Божественную литургию. В соборе собралось несколько тысяч верующих. Прямую трансляцию из Храма Христа Спасителя вели федеральные телеканалы. На праздничном богослужении присутствовал Президент России Дмитрий Медведев с супругой. Вместе с Д.А. Медведевым и С.В. Медведевой на месте, отведенном для почетных гостей (на правом клиросе возле алтаря), находились дети – учащиеся воскресной школы Храма Христа Спасителя. Среди участников Рождественского богослужения также были представители федеральных и московских органов государственной власти, православных и инославных Церквей России.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_mesto...

В истории человечества нет более великого и радостного события, чем пришествие в мир и воплощение Сына Божия. Оно есть дело бесконечной любви Бога Отца, Который “так возлюбил мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную”. В истории человечества нет более великого и радостного события, чем пришествие в мир и воплощение Сына Божия. Оно есть дело бесконечной любви Бога Отца, Который “так возлюбил мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную”. Воплощение Сына Божия от Девы Марии коренным образом изменило к лучшему мир: оно дало людям новый образ мыслей, облагородило их нравы, направило по новому руслу мировые события. Оно принесло людям силы бороться с грехом, примирило с Богом, усыновило людей Отцу и возродило все их естество. Оно влило в дряхлый человеческий организм струю Божественной жизни и этим принесло людям вечную жизнь. По этим причинам воплощение Сына Божия оказалось в самом центре мировых событий и от него ведется летоисчисление — до и после Рождества Христова. Празднование же Рождества Христова стало радостнейшим праздником верующего человечества. В настоящей брошюре мы расскажем о событиях, связанных с Рождеством Христовым , побеседуем о духовном значении этого события и в конце остановимся на главных моментах рождественского богослужения. Событие Рождества Христова ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ Иисуса Христа было всеобщее ожидание Спасителя. Иудеи ожидали Его пришествие на основании пророчеств; язычники, бедствуя от безверия и всеобщей распущенности нравов, также с нетерпением ожидали Избавителя. Все пророчества относительно времени воплощения Сына Божия исполнились. Патриарх Иаков предсказал, что Спаситель придет тогда, когда скипетр отойдет от Иуды (Быт. 49:10). Св. Даниил предсказал, что Царство Мессии наступит в семидесятую седьмину (490 лет) после выхода повеления о восстановлении Иерусалима, в период могущественного языческого царства, которое будет крепкое, как железо (Дан. 9:24–27).

http://pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo-na...

Водзимонье. Церковь Вознесения Господня. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью с. Водзимонье Малмыжского уезда. Вознесенская церковь (1754–1938, 1947 гг.) Приход с. Водзимонье открыт по представлению Казанской новокрещенской конторы от 4 сентября 1749 г. в Св. Синод в составе селений: Водзимонье, Малая Кукмупыкакся, Мукикакся, Валадынкакся, Болма, Вишур Какся, Блажьясь, Нижняя Юсь, Новая Бия, Старая Седмурчебия, Седмурчемонья, Верхняя Юсь, Верхняя Вола Юсь, Валадырь Юсь. Строительство церкви было разрешено Св. Синодом 3 июня 1751 г., и в этом же году была построена деревянная холодная церковь во имя Вознесения Господня. Богослужения начались по разрешению Преосвященного Луки, епископа Казанского от 19 сентября 1754 г. Село в 1791 г. было передано из Казанской епархии в Вятскую. 16 марта 1794 г. Вятской духовной консисторией выдана храмозданная грамота на строительство при холодной церкви деревянной теплой церкви. Церковь построена и освящена 18 февраля 1796 г. во имя Вознесения Господня. В 1799 г. в этой церкви устроен придел и освящен 1 сентября 1799 г. во имя Рождества Христова. Старая деревянная церковь (холодная) по указу Вятской духовной консистории в 1797 г. упразднена. 30 апреля 1818 г. Вятской духовной консисторией выдана храмозданная грамота 1570 на строительство каменного храма во имя Вознесения Господня с приделом в честь Рождества Христова. Церковь построена в 1829 г. на средства прихожан и добровольных пожертвований с тремя престолами: в холодной – главный – освящен в 1848 г. в честь Вознесения Господня, в теплой – правый – освящен в 1838 г. в честь Рождества Христова, левый – освящен в 1839 г. в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1868 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство, а 10 марта 1887 г. – школа грамотности. С 1 января 1895 г. открыта богадельня с приютом. Вознесенская церковь бездействовала с февраля 1938 г. Закрыта на основании постановления СНК УАССР от 7 февраля 1941 г. Здание было передано под клуб. На основании решения Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР от 17 марта 1947 г. церковь открыта вновь с 5 апреля 1947 г.

http://sobory.ru/article/?object=16590

Данков. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Сторожевская слобода с находившеюся в ней церковью упоминается в писцовых книгах 136 и 137 г. (1628 и 1629 гг. соответственно) и писывается так: «в Донкове на посаде, на берегу реки Везовенки слобода сторожевых козаков, а в ней церковь во имя Рождества Христова да придел Николы Чудотворца». Первая церковь была деревянной. По всей видимости, церковь неодократно перестраивалась. В апреле 1801 г. прихожанин, титулярный советник Ф.И. Варсанофьев, просил дозволение у епархиального начальства, с общего согласия прихожан, «для лучшего вмещения приходских людей из ветхой Успенской упразднённой церкви устроить при Христорождественской церкви с северной стороны придел во имя Успения Божией Матери с прибавлением, буде потребно будет, нового леса»; на что и выдана была в том же году и храмозданная грамота. В августе 1802 г. благочинный донёс в Консисторию, что и «доселе к построению при Христорождественской церкви из упразднённой Успенской церкви придела во имя Успения Божией Матери никакого приготовления не видно»; почему Консистория журнальным постановлением от 3 сентября 1802 г. устройство означенного придела решила запретить на основании указа о нестроении деревянных церквей». По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 1 псаломщик. В 1873 году началось строительство каменной Христорождественской церкви. Строительство продолжалось 37 лет и окончено было в 1910 г. В 30-е годы XX века (по некоторым данным, в 1933 г.) приход перестал существовать. Однако в 2005 г. в церкви вновь начались богослужения, а в 2006 г. на купол церкви был воздвигнут новый крест, и храм стал постоянно действующим. Официальное описание церкви: Церковь построена на средства прихожан. Стиль – эклектика. Компактный объем крестовокупольного храма, с пятигранной алтарной апсидой увенчанный цилиндрическим световым барабаном шлемовидного купола поставлен на высокий рустованный подклет. Короткая, в один световой проем трапезная соединяет церковь с шатровой колокольней. Центральные ризалиты северного и южного фасадов венчают треугольные фронтоны. В богатом архитектурном декоре здания (перспективные наличники, декоративные пояса поребрика, зубцов, наборные архивольты, мотив аркатурного пояса в оформлении тройных окон в верхней части ризалитов северного и южного фасадов, светового барабана, арочных проемов звона колокольни) широко использованы формы т.н. кирпичного стиля.

http://sobory.ru/article/?object=12081

Когда мы начинаем отстаивать истину православной веры, в наших устах это звучит неубедительно. Потому что часто мы не являем собой примера настоящего православного человека. Так что здесь запинаются не на вере, а на нас. Когда бывают споры о вере, то нужно помнить, что эти две вещи часто путаются. Сегодня мы совершаем богослужение воскресного дня, который именуется Неделею святых отец. Два воскресных дня перед праздником Рождества Христова имеют наименования: дальний — Неделя святых праотец, а ближайший перед Рождеством, сегодняшний день — Неделя святых отец. В Неделю святых праотец вспоминались все святые патриархи, начиная от Адама. Все, кто сохранял, через кого передавалось обещание Господа, что в мip придет Спаситель, Мессия, Помазанник и что Он избавит людей от рабства греху и дьяволу. И сегодняшний Апостол повествовал о тех, кто, начиная уже от Авраама, сохранял этот завет Божий и жил в ожидании пришествия Спасителя (Евр., 328 зач., XI, 9-10, 17-23, 32-40). Поэтому они прославляются — через них до Рождества Христова дошло это ведение, люди знали и хранили его, верили, что слово Господне неизменно. Хотя история человечества показывает, что оно было уже на грани гибели — и это произошло: остался только Ной со своим семейством. Можно себе представить, насколько велика была тогда развращенность мipa, если Господь истребил почти весь род человеческий. Мы обычно пытаемся понять это логически. Что же можно сделать, когда вокруг становится все хуже, хуже и хуже… Вот пример веры святых отцев. Они верили, что, раз Господь сказал, значит, это исполнится, каким бы это ни казалось невероятным. Поэтому прославляется их вера. И вера эта относится не только к ним, но и к нам. И мы часто имеем такие грустные примеры, что, кажется, становится все хуже, хуже и хуже — и что может быть, на что можно надеяться?.. Надеяться нужно на Бога, а Богу все возможно. И что может быть, мы не можем себе и представить. То, что произошло, произошло по обетованию, то есть по обещанию Божию, и произошло в свое время, совершенно точно определенное Богом. Вот этот счет родов: от Авраама до переселения Вавилонского, от переселения Вавилонского до Давида, от Давида до Рождества Христова — четырнадцать, четырнадцать и четырнадцать — это число родов показывает, что Богом совершенно точно был определен срок по родам: сколько родов должно было каждый раз пройти. То есть теперь, оборачиваясь назад, мы видим, нам открыто это, насколько все это было закономерно. Когда же это совершалось, в то время это было непонятно.

http://pravmir.ru/evangelie-o-rozhdenii-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАТВИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ Кафедральный собор Рождества Христова в Риге. 1884 г. Кафедральный собор Рождества Христова в Риге. 1884 г. (ЛПЦ), самоуправляемая Церковь в Латвии в составе Московского Патриархата. Самостоятельность предоставлена патриархом Тихоном 19 июля 1921 г. и восстановлена 22 дек. 1992 г. в соответствии с томосом патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Кафедральный город - Рига. Кафедральный храм - собор Рождества Христова в Риге. Предстоятель - митрополит Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов ; с 23 июля 1989 епископ, с 25 февр. 1994 архиепископ, с 25 февр. 2002 митрополит). ЛПЦ включает 2 епархии ( Рижская и Латвийская , Даугавпилсско-Резекненская) и 1 вик-ство (Елгавское в составе Рижской епархии), делится на 6 благочиний: Рижское, Даугавпилсское, Мадонское, Лиепайское, Резекненское, Валмиерское. На авг. 2015 г. на территории ЛПЦ было 125 приходов (в 19 богослужения велись полностью или частично на латыш. яз.), 4 мон-ря (мужской и 3 женских); служат 85 священников, 22 диакона. История (Историю Православия в Латвии до 1920 см. в статьях Латвия и Рижская и Латвийская епархия ). В февр. и авг. 1920 г. в Латвийской Республике состоялись собрания духовенства и представителей правосл. приходов Латвии, на которых было принято решение об актуальности создания самоуправляемой Церкви. Предстоятелем ЛПЦ избрали архиеп. Пензенского и Саранского сщмч. Иоанна (Поммера) . Избранный на собрании Синод ЛПЦ МВД Латвии 20 нояб. 1920 г. официально признало руководящим органом управления ЛПЦ. 19 июля 1921 г. патриарх Тихон даровал ЛПЦ самоуправляемость и самостоятельность в делах церковно-хозяйственных, церковно-адм., школьно-просветительских и церковно-гражданских. Сщмч. Иоанн (Поммер), архиеп. Рижский и всея Латвии. Фотография. 1917 г. Сщмч. Иоанн (Поммер), архиеп. Рижский и всея Латвии. Фотография. 1917 г. В 1920 г. в Латвии проживали 138 803 правосл.

http://pravenc.ru/text/2463149.html

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил торжества, посвященные 15-летию освящения храма в честь Рождества Христова в подмосковном Домодедове 3 апреля 2017 г. 15:24 2 апреля 2017 года, в Неделю 5-ю Великого поста, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Христорождественском храме г. Домодедово. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Домодедовского церковного округа Московской областной епархии протоиерей Владислав Гусар, настоятель храма протоиерей Александр Васильев, регент хора духовенства Московской епархии, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» деревни Чурилково священник Сергий Голев и духовенство благочиния. За богослужением молились глава городского округа Домодедово А.В. Двойных и Л.П. Ковалевский, бывший глава городского округа, при котором началось строительство храма. За Литургией митрополит Ювеналий совершил две хиротонии: священническую диакона Олега Боброва и диаконскую чтеца Алексия Лунева. По окончании Литургии с приветственным словом к архипастырю обратился настоятель храма протоиерей Александр Васильев, поблагодаривший владыку за праздничную службу, приуроченную к 15-летию храма Рождества Христова. Митрополиту Ювеналию была преподнесена икона преподобной Марии Египетской. Затем архиерей обратился к духовенству и молящимся с архипастырским словом: «Дорогой Александр Владимирович, дорогой Леонид Павлович, дорогой отец Александр! Всечестные отцы, дорогие и возлюбленные братья и сестры! С сердечной радостью я пребываю сегодня в этом святом храме в те дни, когда мы уже идем к завершению Великого поста. В конце этой недели в церковных стенах запоют о том, что мы совершили спасительную Четыредесятницу, и после этого будем воспоминать страдания Господа нашего Иисуса Христа, которые Он ради нас и ради нашего спасения принял на Себя. Сегодняшнее Евангельское чтение как раз повествует о том, что говорил Господь Своим ученикам, чтобы подготовить их заранее, какие нечеловеческие страдания Он примет ради нашего спасения.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Скачать epub pdf Слово на праздник Рождества Христова. О поклонении волхвов 23 Тропарь каждого праздника кратко передает нам сущность празднуемого Церковью события. И вот мы видим, возлюбленные о Христе братия и сестры, что почти все слова тропаря настоящего великого праздника Рождества Христова говорят о поклонении волхвов родившемуся на земле Богомладенцу. Спасительно нам знать, почему св. Церковь обращает в рождественском богослужении такое внимание на волхвов и так их прославляет? Ответ на этот вопрос мы находим у св. Иоанна Златоуста . По его свидетельству, волхвы так прославляются Церковию потому, что они явили поразительную веру в родившагося Христа и в Его искупительное дело, принесши Ему дары свои: ливан, как Богу, золото, как Царю, и смирну, как Искупителю-Страдальцу. Поразительно в сей вере волхвов то, что они, будучи язычниками, хотя, быть может, и знали древнее пророчество Валаама о появлении звезды от Иакова ( Числ. 24:17 ), тем не менее самостоятельно дошли до веры в родившегося Христа посредством своих ученых астрономических занятий, ибо в тропаре говорится: «возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии, звездою учахуся...» Церковь ублажает веру волхвов, как поразительную, и потому, что сия вера не осталась только в их научных выводах, а вылилась как живая, действенная и исповедническая. Движимые ею, они отправились из страны своей в дальнее путешествие, открыто исповедали свою веру в Иерусалиме, не боясь царя Ирода, а, возвратившись в свое отечество Вавилон, стали всем проповедывать Христа, как о сем свидетельствует акафист в честь Пречистой Божией Матери 24 . Ублажается, наконец, сия вера волхвов св. Церковию и потому, что она не поколебалась даже и тогда, когда волхвы увидели в Вифлееме не царскую пышную обстановку родившегося великого Царя царей, но убогий вертеп, а Самого Христа Младенца, лежащего в яслях на соломе. Видя все это, ученые волхвы, несмотря на свое знатное происхождение, о чем говорит нам церковное предание, поклонились Богомладенцу до земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

5 января 2021 года — замечательный день в моей жизни. Два с половиной года я не приезжала в Псково-Печерский монастырь. Первый раз в этой прекрасной обители я оказалась в 1979 году, и это посещение подарило мне встречу с замечательным батюшкой и духовником — архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). Отец Иоанн был и остаётся всеми любимым пастырем и мудрейшим наставником, явившим пример истинной христианской жизни. Зачастую своим добрым советом батюшка разрешал сложные проблемы приходящего к нему человека, ему был открыт Промысл Божий о каждом, кто к нему обращался. Отец Иоанн был истинным пастырем и отцом, добрейшим человеком. Поистине Псково-Печерский монастырь стал для меня землёй обетованной. В этом святом месте абсолютно всё пропитано теплом и радостью: древние монастырские храмы, Богом зданные пещеры, камушки на святых дорожках, уютные переулки, внушительные деревья и маленькие белочки — всё это навсегда оставило яркое впечатление в моем сердце. Несмотря на то, что отца Иоанна физически нет с нами, он всё равно незримо присутствует в этой святой обители, и по молитвам этого святого человека я снова оказалась в Свято-Успенской обители спустя три года. Оказавшись в монастыре в преддверии Рождества, мой взор встретила удивительная красота украшенной яркими огнями и Рождественскими экспозициями площади: ёлка, рождественский вертеп, гирлянды лампочек, мерцающие подобно звёздочкам в небе. Всё это создает рождественское настроение, и сердце наполняется радостью и уютом, ожидая Рождества Христова — встречи со Спасителем Мира. Проходя монастырские храмы, нельзя не заметить принесённые людьми в дар родившемуся Богомладенцу праздничные цветы и ели, которые придают храмовому пространству необыкновенно тёплую и домашнюю атмосферу, привлекая людей на Рождественское богослужение. И даже в Богом зданных пещерах была создана подобная атмосфера, ведь праздник Рождества Христова является великим событием как для земной, так и для Небесной Церкви. С тех пор, как я посещала обитель в последний раз, здесь появилась совершенно замечательная богатая церковная лавка с широким ассортиментом духовной литературы, различных церковных предметов и комфортной атмосферой.

http://pravoslavie.ru/136758.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010