К родительским вселенским субботам Церковь присоединила некоторые иные дни для поминовения преставльшихся в вере, в кои совершаются панихиды не вселенские, а местные. Одни из сих дней назначены для поминовения всех в вере преставльшихся православных христиан; другие преимущественно для поминовения православных воинов, за веру и отечество во брани убиенных; третьи для поминовения преставльшихся царского дома. Радоница Из панихид не вселенских одна совершается после праздника Пасхи во вторник, а инде и в понедельник Фоминой недели 765 . Поминовение усопших в этот день творится верующими с тем благочестивым намерением, чтобы, по совершении светлого семидневного торжества в честь Воскресшего из мертвых, разделить великую радость Пасхи и с умершими в надежде блаженного воскресения, радость коего возвестил умершим и Сам Господь наш, сошед во ад проповедать победу над смертью ( 1Пет.3:18–19 ). Воспоминание этого искупительного схождения Господа во ад Церковь обновляет в неделю Антипасхи или Новую 766 . От великой духовной радости, с которою Церковь привтствет отшедших от мира и принявших уже радостную весть от Самого Господа, сходившего во ад проповедовать Евангелие, можно произвести и название радуница или радоница, которое дают поминовению усопших, совершаемому в понедельник и вторник Фоминой недели 767 . Впрочем, это поминовение приличествует более вторнику. Ибо по уставу Церкви непрерывное поминовение умерших, отложенное в великие дни седмиц Страстной и Светлой, постановлено начинать со вторника седмицы Фоминой 768 . Так в реэстре о бываемых повсегодно в разных месяцах и числах поминовениях по лицам царского дома, напечатанном в Москве 1826 года, говорится: «по которым же из оных персон память случается между субботы Лазаревой и Фоминым понедельником, в неделю Ваий, и на Страстной и Светлой седмицах, но таковых поминовение чинить на Фоминой неделе во вторник». Таким образом совершение Радоницы, приличное воспоминаниям Церкви, должно быть и есть вместе начатие обычного и постоянного моления ее об умерших, после великих седмиц Страстной и Пасхальной, в кои и по субботам, как это бывает в св. Четыредесятницу, не совершается поминовения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Когда мы приходим на кладбище, будем помнить, что здесь не просто закопаны в землю тела людей. Мы знаем, что усопшие вместе с живыми, с нами, ждут воскресения из мертвых. Поэтому могилы родных стараются содержать в порядке и чистоте. Крест для нас является знамением победы Спасителя над смертью. Поэтому именно его обычно ставят (или изображают на памятнике), следят, чтобы он не покосился со временем. С годами боль утраты утихает, но забывать ушедших не стоит. Наши предки старались приходить на кладбище, держать могилы сродников в опрятности, мы в свою очередь учим этому детей.  Церковь призывает нас молиться об усопших и посещать кладбища в родительские субботы. В 2019 году это будут следующие дни: Вселенская родительская суббота – 4 марта Суббота 2-й седмицы Великого поста –   23 марта Суббота 3-й седмицы Великого поста – 30 марта Суббота 4-й седмицы Великого поста –  6 апреля Радоница – 7 мая Поминовение усопших воинов – 9 мая Троицкая родительская суббота –  15 июня Димитриевская родительская суббота  – 2 ноября Как ходить на кладбище на Радоницу? Протоиерей Александр Чикиров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богордицы села Мордовский Пимбур Зубово-Полянского района, Республика Мордовия Радоница - это девятый день после Пасхи. Мы приходим на кладбище, чтобы принести нашим сродникам пасхальную радость о воскресшем Спасителе. Конечно, лучше начать этот день с общецерковной молитвы в храме. Но не у всех есть такая возможность - в любой год Радоница выпадает на вторник. Не только на Радоницу, но и в другой день поминовения усопших желательно после литургии отслужить литию (краткая молитва об упокоении души), пригласив для этого священника (или дьякона). Можно помолиться самим - прочитать или спеть молитвы, прочитав их из молитвослова. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (святой IV века), Радоницу отмечали на христианских кладбищах уже в древности. Победа над смертью, одержанная воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными. Обычно накануне Радоницы (церковный день начинается с вечера) после вечернего богослужения или после Литургии в день Радоницы совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения.

http://foma.ru/hodit-li-na-kladbishhe.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 22. О радости. На Радоницу …Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших… Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. ( 1Кор.15:20, 22 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Сегодняшний день носит благозвучное название «Радоница». Нынешний день поминальный, но поминовение усопших мы совершаем с вами особенное. Слово «Радоница» родственно словам «радость», «радование». Как же можно, вспоминая дорогих и близких нашему сердцу людей, покинувших земной мир, не грустить, а радоваться? Нет ли здесь некоторого несоответствия? Праздник «Радоницы» был установлен Святой Православной Церковью с тем важным и благочестивым намерением, чтобы христиане, отмечая Пресветлое Христово Воскресение, могли разделить великую пасхальную радость вместе со всеми умершими в надежде будущего блаженного воскресения. Вот почему в этот день нет слез, нет скорби и печали. Христос воскрес, братья и сестры, и это значит, что узы смерти разрушены и она не имеет более над нами власти! «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало», — слышим мы в церковном песнопении. И как же не ликовать, как не радоваться такому неизреченному благовестию?! Воскресший Господь «даде нам живот вечный и велию милость». Вот в чем наше упование, наше торжество и наша надежда! Совершая заупокойное Богослужение и поминая всех от века скончавшихся отец и братий, вознесем Господу молитвы за родных, близких и любимых нашему сердцу людей, уже переживших телесную смерть. В этот день мы хотим донести до них самую дорогую и проникновенную радость о победе над смертью, которую одержал Господь наш Иисус Христос. Да, они умерли, их нет с нами сегодня, но для Бога все живы! Он — Бог не мертвых, но живых; ибо у Него все живы (ср. Лк.20:38 ).

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

о. Иосиф: Вера и неверие, свидетельство и отрицание, проповедь и оппозиция. Эти антонимы так близко соприкасаются и сплетаются в эти пасхальные дни, как никогда в другое время. Жены Мироносицы, апостолы, уверовавший Фома, неверующие фарисеи соприкасаются с величайшим событием истории - Воскресением Христовым. Каждый по-разному осознает это Чудо, для одних это источник радости, для других повод к смущению и печали. Воскресение - шов, разделяющий верующих с неверующими, но этот шов может соединить ограниченность с безграничностью Бога, сомнение с полной уверенностью. Решающим фактором на этой грани является стремление к конечной цели, к искренности собственных поступков и убеждений. Любой священник может засвидетельствовать, сколько искренне неверующих людей перед смертью обретали веру, сподобившись мирной христианской кончины. Может, поэтому на Фомину неделю приходится Радоница... Пасхальная память о. Августин: Литургический ритм пасхального цикла Древней Церкви, оговоренный канонами, предполагает первое глобальное поминовение усопших в субботу перед Пятидесятницей. Традиция Русской Церкви - совершать такое поминовение уже на девятый день после Пасхи. Историки Церкви скажут нам, что возможной причиной тому является совмещение поместного богослужебного ритма с одной из дохристианских славянских поминальных традиций. Отныне Радоница - пасхальное поминовение. Однако при неправильной расстановке акцентов она может отражать нашу неспособность жить исключительной логикой Пасхи и желание поскорей вернуться к годичной повседневности. о. Иосиф: Православное сознание на протяжении многих столетий воспринимает поминовение на Радоницу исключительно в пасхальном понимании. Место Радоницы - в период пасхального торжества - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а наоборот - радоваться, что они находятся в руках Божьих, в руках Воскресшего Христа. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». Во многих Поместных Православных Церквях именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших. Богослужение совершается по пасхальному чину. Верующими приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, часто возле могил совершается поминальная трапеза, и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

25 апреля во вторник второй седмицы по Пасхе празднуется особенный заупокойный праздник – Радоница.      Это совершенно особое в ряду годичных заупокойных богослужений поминовение. Оно сконцентрировано не столько на молитве о прощении грехов наших дорогих усопших, хотя и эта молитвенная составляющая очень важна на Радоницу, сколько на стремлении поделиться с усопшими Пасхальной радостью: «Христос Воскресе!» – и тем самым подчеркнуть в богослужебном смысле, что мы все, и мертвые, и живые, – единая Церковь, имеющая Главою Своей Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И что в эти пасхальные дни небеса отверсты, и Церковь земная и Церковь небесная соединяются кафолично, соборно, побеждая смерть, побеждая грех, побеждая диавола в едином Пасхальном торжестве. Ведь Христос смертию смерть попрал и сущим во гробех живот, т. е. жизнь даровал. И смерть не смогла удержать Его, так же она не сможет удержать и нас, благодаря Спасителю. И мы в Нем воскреснем. На том мы стоим, в это верим, и этою верою и надеждою живем. Тому хорошим примером является случай, произошедший в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, когда монахи совершали богослужение в пещерах, где почивали мощи святых, и воскликнули им: «Христос Воскресе!», а в ответ услышали громовой и радостный ответ преподобных: «Воистину Воскресе!» Вот чего от нас ждут наши усопшие на Радоницу! Пример вышеупомянутой пасхальной истории – это пример истинной жизни в Духе, жизни во Христе. Нужно, мне кажется, с Божьей помощью понять, что фактически Радоница должна начинаться не с корзиночки с водкой, яйцами и мясом, но с храмового богослужения – с Литургии. Потому уже мы переходим на кладбище, где совершаем панихиды и литии по пасхальному чину с радостными восклицаниями «Христос Воскресе!» И мы не просто приходим к своим усопшим, чтобы проведать их, выразить им свою любовь и почтить их память, хотя и это важно. Мы приходим для того, чтобы объединиться с ними вокруг Христа и во Христе, чтобы и они, и мы стали сопричастниками Пасхальной радости. Центр Радоницы не мы, живые, и не они, усопшие, но Воскресший Христос, дающий мирови жизнь. Вот что, мне кажется, нужно понять.

http://pravoslavie.ru/102936.html

В Радоницу митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры апреля 2014 Это богослужение правящего архиерея стало первым в стенах монастыря после назначения на петербургскую кафедру. Проповедь перед причастием произнес иеромонах Макарий (Денисов) . Он напомнил, что по обычаю после богослужения верующие идут на кладбища и приносят усопшим пасхальную радость, которую сами переживают в эти священные дни.  " Память о наших предках - это самое большое проявление любви к ним. " Два чувства дивно близки нам - в них обретает сердце пищу - любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам " , - сказал отец Макарий словами великого русского поэта. " Чем отличается православный христианин от обычного неверующего? Неверующий просто помнит, верующий же просит Господа о  даровании вечной жизни и вечной памяти  усопшим. Мы просим Бога, чтобы он помнил  наших ушедших близких. А то, что помнит  Господь, то живо есть, поскольку Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых! " - сказал иеромонах Макарий. Владыка Назарий отслужил панихиду с чтением поминальных записок и обратился к молящимся с утешительным словом.  " Сегодня мы вспоминаем наших умерших, сегодня особый день, когда совмещается, казалось бы, несовместимое. Ведь как совместить жизнь вечную, присущую нашей духовной сущности, и смерть тела нашего? Именно эта двухсоставная сущность человека проявляется в феномене смерти. Но не зря мы называем смерть успением. Человек не уходит навеки в небытие. Телом он находится на земле и в землю уйдет. Но его бессмертная душа уйдет в то место, которое она заслужила. Сегодня нужно обязательно прийти на кладбище и поприветствовать умерших торжественным и радостным " Христос воскресе! " Они ждут этого животворящего возгласа, ибо в нем сосредоточено все: и надежда, и любовь, и жизнь вечная. В эти дни мы становимся особенно близки друг другу. И хотя смерть, а особенно смерть близких, всегда неожиданна для нас, не должно быть отчаяния у православного христианина. Нужно всегда иметь надежду, что по нашим молитвам простятся грехи умершим близким " , - сказал епископ Назарий.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=519...

На Радоницу в Страсбурге помянули русских воинов, погибших во Франции в годы Первой мировой войны 25 апреля 2012 г. 14:20 24 апреля 2012 года, в день Радоницы, на военном кладбище Кроненбург г. Страсбурга впервые была совершена лития по русским воинам, погибшим во Франции в годы Первой мировой войны. Литию возглавил настоятель храма Всех святых в Страсбурге игумен Филипп (Рябых) , которому сослужил иерей Евгений Макушкин. За богослужением пел хор регентской школы Московской духовной академии , по благословению ректора МДА архиепископа Верейского Евгения помогавший также проводить богослужения на Страстной и Светлой седмицах на приходе Всех святых. На военном кладбище Кроненбург всего похоронено 5 462 человека разных национальностей. Среди захоронений — 149 могил солдат и офицеров Русского экспедиционного корпуса, погибших в годы Первой мировой войны. На каждом захоронении французской транскрипцией написаны русские имена, номер полка, дата гибели и краткая фраза: Mort  pour  la  Pamrie (Noruб за Родину). Основные годы гибели — 1916-1918 гг. В 1916 году по просьбе союзников России о помощи на Западном фронте во Францию были направлены 750 офицеров и 45 тыс. солдат. Экспедиционный корпус участвовал в боях вместе с французскими войсками в регионе Шампань-Арденны вплоть до Февральской революции 1917 года. Особенно отличились русские войска в тяжелых затяжных сражениях в районе форта Помпель вблизи г. Реймса. В сентябре 1916 года Русский экспедиционный корпус предотвратил взятие немецкими войсками города Реймса, где находится один из национальных символов Франции — кафедральный собор, в котором с XII века проходили коронации французских королей. За время боевых действий погибло более 5 тыс. русских солдат, унтер-офицеров и офицеров. После революции 1917 года и выхода России из Мировой войны полки Экспедиционного корпуса были расформированы и разделены на военно-рабочие роты. Позднее Франция разрешила формирование Русского легиона из добровольцев. Русский легион показал необычайную храбрость в боях на реке Сомме в апреле 1918 года, а в мае и сентябре 1918 года — в боях под Суассоном, когда были потеряны 85% состава легиона и почти всех офицеры. Тогда во французской прессе Русский легион был назван Легионом чести. Свой боевой путь Русский легион окончил в Эльзасе, на берегах Рейна, в ноябре 1918 года, где его застала весть об окончании войны. По словам французского маршала Фоша, Франция не была стерта с карты Европы в первую очередь благодаря мужеству русских солдат. Представительство Русской Православной Церкви в Страсбурге /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Патриаршее служение в день Радоницы в Архангельском соборе Московского Кремля 17 апреля 2018 года 17 апреля 2018 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и пасхальное поминовение усопших в  Архангельском соборе  Московского Кремля. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии;  протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  архимандрит Савва (Тутунов) , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Андрей Марущак, клирик  Храма Христа Спасителя  г. Москвы; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель Патриаршего подворья храмов в Зарядье г. Москвы; духовенство столицы. Среди молившихся были настоятельница  Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря  игумения Викторина (Перминова) и сестры обители. За Литургией пел хор Богородице-Рождественского монастыря, регент монахиня Сергия (Инютина). На  телеканале «Союз»  шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. 17 апреля исполнилось 48 лет со дня кончины приснопамятного  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I , почившего в 1970 году. На заупокойной ектении были вознесены молитвы о упокоении душ «усопших рабов Божиих приснопамятных Предстоятелей Российския Церкви, строителей и правителей Святыя Руси, благоверных князей и княгинь, царей и цариц и всех во власти бывших, попечение имевших о непорочной вере и с прилежанием управлявших страною нашею, на месте сем упокоения и в иных местех погребенных, приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия I и всех от века усопших праотец, отец и братий наших, о них же поминовение творим ныне». За богослужением Предстоятель Русской Православной Церкви рукоположил диакона Симеона Тараканова, клирика храма иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньине г. Москвы, в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес священник Михаил Плотников, клирик храма Державной иконы Божией Матери в Чертанове г. Москвы. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил заупокойную литию и каждение у надгробий, находящихся в Архангельском соборе Кремля. Затем Святейший Владыка поздравил участников богослужения с днем пасхального поминовения усопших. Патриархия.ru Наверх

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Неделя Антипасхи (Фомина) Светлая седмица заканчивается воскресеньем, являющимся как бы за­меной (повторением) самого дня Пасхи, отчего оно и названо Антипасхою (в переводе с греческого – «вместо Пасхи»). В Уставе Неделя Антипасхи именуется также Новой, так как в этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, то есть воспоминается явление Христа апостолам и женам-мироносицам. В девятый день Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым явлением апостолам, в том числе и Фоме, который осязанием язв Господа удостоверился в действительности Его Воскресения. В воспоминание этого события Неделя Антипасхи получила еще название Недели о Фоме, или Фомина воскресенья. Наименование «Фомина воскресенья» Новой Неделей указывает и на необходимость нашего собственного внутреннего, духовного обновления. В тропаре праздника явившийся Фоме Воскресший Господь прославляется как «всех Воскресение», как Тот, Кто обновляет в нас «дух правый» («дух правый теми» – то есть апостолами – «обновляя нам»). Крест Христов завершился преславным Воскресением Господа, «отгнавшим мрачную зиму нашего греха», соделавшим нас «новою тварью». Наступила весна обновления душ наших. Вся служба в Неделю Фомину побуждает верующих пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды – Христу и с укрепленной верой искренно, радостно воскликнуть вместе с Фомой: «Господь мой и Бог мой». С Фоминой Недели начинается обычное поминовение усопших каждый день (панихиды, третины, девятины, сорокоусты и прочее), а также соверша­ется Таинство Брака (Там же, с.288–291). Радоница Во вторник (или в понедельник) Фоминой седмицы бывает служба с поминовением усопших (этот день известен под названием «Радоница»). В Трио­ди нет специального последования этой службы. Обычно после вечернего богослужения и после Литургии совершается великая панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. В храме Московской духовной академии, по установившейся практике, в этот день на утрене, по 6-й песни канона и малой ектении, священнослужители выходят на середину храма и поминают усопших, а после утрени совершается заупокойная лития. По окончании Литургии бывает великая панихида.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Идти на Пасху на кладбище? 1 мин., 19.04.2016 Отвечает протоиерей Андрей Юревич При ответе на этот вопрос, во-первых, стоит понимать, что Пасха - это не один день. Это довольно длинный период, который длится 40 дней - от Воскресения и до праздника Вознесения. И в этот большой период для посещения нами кладбища Церковью был выделен особенный день - Радоница. Она выпадает на 9 день после Пасхи. Во-вторых важно понимать, зачем люди вообще ходят на кладбище. Православные христиане верят в то, что душа человека бессмертна. Молясь за умершего, можно изменить его посмертную участь. И мы приходим на кладбище для того, чтобы побеседовать с умершими родственниками, чтобы помолиться за них рядом с их останками. Почему же не стоит идти кладбище на Пасху? Дело в том, что Светлому празднику Пасхи предшествовал Великий пост, во время которого поминовения усопших за богослужением совершались только на субботних и воскресных службах. И чтобы не лишать умерших ежедневного поминовения за Литургией, Церковь установила дни особого моления за них – субботы второй, третьей и четвёртой недель поста. После Пасхи же первым днём, когда служатся панихиды об умерших, является Радоница. Пасха - самый светлый, самый радостный христианский праздник. Сам Господь умер за нас и воскрес, тем самым победив смерть. Поэтому православному человеку лучше всего быть на Пасху в храме, а на кладбище прийти уже на Радоницу, как это предписывает церковный устав. На заставке фрагмент фото   Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Для чего отпевать покойного? 28.03.2024 26.03.2024 25.03.2024 23.03.2024 24.04.2024 17.04.2024 13.04.2024 28.03.2024 26.03.2024 25.03.2024 23.03.2024 24.04.2024 17.04.2024 13.04.2024 28.03.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/idti-na-pashu-na-kladbish...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010