У моих девчонок начинается нервно-гомерический смех — обстановка была накалена: «Шла по Ковылинскому переулку какая-то Светлана Исааковна, ее схватили, упаковали в машину скорой помощи и отвезли в Первую Градскую!» А через минуту: «Батюшка, подождите, мы перемерили сатурацию: у Ирочки 98%!» Судя по всему, на фоне хохота Ирина хорошо раздышалась, и содержание кислорода в крови пришло в норму. Я извиняюсь перед диспетчером скорой помощи, ибо понимаю, что какая-то Светлана Исааковна, которой больница была гораздо нужнее, чем моей Ирочке, спасла Ирочку от госпитализации. С Радоницы мы возобновили закрытые богослужения в храме в щадящем режиме и имели возможность совершать прогулки по церковному двору. В одной из таких прогулок на исходе третьей недели я заметил на смежной территории молодого человека, выгуливающего собаку. И тут до меня дошло, что на самом деле первые ворота справа — это не наши! Первые — это деревянные ворота, относящиеся к территории домика, который расположен на пути к нашему храму. Вот за этими деревянными воротами обитала милая семейная пара. Я обратился к пареньку: «Слушай, Миш, а ты случайно не знаешь, кто такая Светлана Исааковна?» «Знаю, — ответил он, — моя жена». И рассказал, как ее госпитализировали: «Я пять часов не мог дозвониться до скорой, а у жены — два дня температура за сорок! Вдруг смотрю — машина подъезжает к воротам… Ее только вчера выписали». Все встало на свои места. Госпитализация однозначно нужна была этой Светочке в отличие от моей Ирочки. Но если я, с моим высшим медицинским образованием, более полутора часов пытался добиться толкового ответа от специалиста «03» и соединения с врачом, то паренек в этой экстремальной ситуации вообще мог ничего не объяснить. И моими усилиями Господь все устроил именно так, как было Ему необходимо, и даже мое малодушие и лукавство устроил в Свою пользу. Какой-то бородатый сказал: «Хватит!» Однажды удалось спасти больного совершенно непостижимым образом, и ничем иным, как явным чудом, я это объяснить не могу. Все совершалось на фоне полного бессилия и собственной несостоятельности.

http://pravmir.ru/paczient-ne-mog-videt-...

Мученик Димитрий родился 15 мая 1880 года в местечке Россасна Горецкого уезда Могилевской губернии, а ныне Витебской области, в семье крестьянина Емельяна Власенкова, исполнявшего в селе должность волостного старшины. Окончив церковноприходскую школу, Дмитрий стал заниматься земледелием, как его отец и братья. В 1901 году он был призван в армию и прослужил до 1905 года в Финляндском лейб-гвардейском полку сначала рядовым, а затем унтер-офицером. Господь даровал им с женой Дарьей большую семью, и можно сказать, что они были счастливы. Воспитанный в вере и благочестии, Дмитрий Емельянович был усердным прихожанином Георгиевского храма в родном селе, с детства он пел на клиросе, некоторое время был псаломщиком, а во времена гонений в 1931 году – избран в церковный совет, в котором состоял до 1934 года, когда храм был закрыт после ареста священника. Крестьяне, лишенные богослужения, стали просить бывшего псаломщика, приходить к ним в дома читать Псалтырь по покойнику, а на Радоницу вместе с односельчанами молиться об усопших на кладбище. Местные власти были не довольны, что религиозная жизнь в селе продолжается. Запугав нескольких жителей села, они собрали лжесвидетельства о том, что во время поминок псаломщик занимался антисоветской агитацией. 16 мая 1940 года Дмитрий Власенков был арестован и заключен в тюрьму. 19 ноября того же года областной суд приговорил его к пяти годам заключения. Дмитрий Емельянович был отправлен этапом из тюрьмы в Орше в Казахстан и 11 мая 1941 года прибыл на станцию Карабас, откуда был распределен в 5-е Эспинское отделение Карагандинского лагеря. Весной 1942 года он тяжело заболел и 5 мая был помещен в лагерную больницу, где в тот же день и скончался. Погребен в безвестной могиле на лагерной кладбище Эспинского отделения Карлага.   Реклама: С.47. Говорят, что :   Говорят, что //Фома. - – май 2017. - С.48-49. – (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что »). Ответы на следующие суждения и вопросы:   Говорят, что православные спокойно грешат, потому что знают, что всегда могут покаяться. На самом деле: Фото Надежды Ткаченко. - С.48.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-169-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 6  голосов:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 26. Домашние заупокойные моления Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Вчера (в связи с Радоницей) мы начали разговор о том, как и по каким правилам совершать заупокойные моления. Этот разговор мы продолжим. И сегодня поговорим о тех заупокойных последованиях, которые не входят в круг общественного богослужения. Начнем со знакомства с двумя канонами за усопших, предназначенные для домашнего употребления: 1. КАНОН ЗА ЕДИНОУМЕРШЕГО. 2. КАНОН ОБЩИЙ ЗА УМЕРШИХ. Первый можно найти в Следованной Псалтири Второй — в Октоихе (на 8м гласе на утрени в субботу). Их сегодня можно найти и на различных сайтах, а в старину они печатались вместе отдельной книжкой и с соответствующим последованием для удобства пользования. Кстати, упомянутая Следованная Псалтирь – один из примеров удобного сборника для ежедневного совершения храмовых или домашних богослужений. Более понятное для нас именование ее — ПСАЛТИРЬ С ПОСЛЕДОВАНИЯМИ, где (кроме псалмов) имеется в качестве приложения ЧАСОСЛОВ, причем, полный не только с Часами, но и междочасиями, МЕСЯЦЕСЛОВ со тропарями и кондаками на все дни богослужебного года, включая и период Триоди, и Октоиха, и даже есть из общей Минеи. В конце еще дается правило ко Святому Причащению со всеми относящимися к нему КАНОНАМИ И АКАФИСТАМИ, как в «Каноннике», а также Пасхалия. Другими словами, под одной обложкой в ней печатаются сразу несколько необходимых для богослужения книг: ПСАЛТИРЬ, ЧАСОСЛОВИ КАНОННИК. Что касается КАНОНОВ ЗА УМЕРШИХ или за ЕДИНОУМЕРШЕГО, то порядокдомашнего исполнения их следующий: Обычное начало (трисвятое по Отче наш), 90 пс., тропарь Глубиною мудрости с его богородичном, 50 пс. и далее КАНОН. Каноны как правило поются с ирмосом. Оговорю только, что на келейном, домашнем правиле не предполагается антифонного пения, потому может быть и нечетное число песнопений на каждой песне. По 3й песне канона седален, причем при чтении канона за многих усопших обычный седален (Воистину суета суть всяческая, с его богородичном), а при каноне за единоумершего, седален положенный на панихиде и заупокойной утрени пред 50м псалмом: (Покой, Спасе наш… с его Богородичном).

http://azbyka.ru/video/26-domashnie-zaup...

Порой приходится сталкиваться с другим явлением. Родственники усопшего предпочитают заочное отпевание очному (когда тело усопшего приносится в храм) или вызову священника на дом (когда священник на дому совершает отпевание). Оправдывают это транспортными или иными расходами. Экономят. Зато не экономят на поминках, на количестве приобретенного спиртного. Но разве можно противопоставить эти вещи? Разве можно положить на одну чашу весов молитву об усопшем, а на другую – бутылку водки? Нет, это не допустимо! Нельзя заменить молитву никакими поминками. Но практика показывает, что это вполне реально. Печально, но факт. Как только не приходится бороться с этим явлением. Припоминаю историю, рассказанную одним знакомым священником. Приехав на новый сельский приход, он столкнулся с тем, что в храме заказываются только заочные погребения. Причем, зачастую отпевание совершается уже после похорон. На вопрос, почему не принесли покойника в храм или не пригласили священника на дом, следовали ответы, что не было времени, были заняты поминками и проч. Тогда батюшка избрал довольно оригинальный способ борьбы с этим явлением. Он стал требовать внесения в церковную казну ровно той суммы, которая была потрачена на приобретение спиртного на поминки. Думаю, даже не стоит говорить, что эта сумма порой бывала на порядок больше обычной суммы пожертвования не только за заочное, но и за очное отпевание. Через год такой «практики» желание отпевать покойников заочно после похорон как рукой сняло. В храме почти перестали заказывать заочные погребения, а стали приносить покойников в храм. Но самой лучшей наградой для священника стала фраза, произнесенная одной молодой женщиной, впоследствии ставшей постоянной прихожанкой храма: «Спасибо Вам, батюшка, за то, что Вы так красиво отпели мою маму. Уверена, ей бы очень понравилось». 5) Как было сказано, поминки, должны иметь место, но не должны становиться самодостаточным действием в деле поминания усопшего. А как же по поводу спиртного? Допустимо ли оно на поминальной трапезе? Нет! Обычай поминания усопших спиртным неоднократно порицался Церковью. «Вино  веселит сердце человека», восклицает плалмопевец Давид. Но разве поминки – это повод для веселья? Поминки – это время для молитвы об усопшем, а не для веселого застолья. Обычай поминать усопших спиртным имеет прямое языческое происхождение. Думаю, все помнят праздники Красной горки и Радоницы, когда на кладбищах устраиваются пьяные гулянки. То же делали и древние славяне-язычники, устраивая на могилах предков языческие тризны. С принятием Русью крещения некоторые языческие праздники утратили свои языческие составляющие и «охристианизировались». От праздников остались лишь названия и то, что в эти дни поминали усопших предков. В церковных канонах это также нашло свой отклик, и на Радоницу совершаются первые после празднования Пасхи заупокойные богослужения. Также в этот день принято посещать могилы близких, чтобы совершить там заупокойную молитву.

http://sueverie.net/okkultizm-i-sueveriy...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Можно ли на Благовещение на кладбище? 1 мин., 07.04.2018 Вопрос читателя:  Можно ли на Благовещение на кладбище? Не получается съездить на пасхальных выходных, а очень хотелось бы побывать на могиле у родных и убраться там после зимы.  Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Побывать на могиле родных - очень правильный порыв. Но все же было бы правильнее выбрать более подходящий для этого день. В этом году Благовещение выпадает на последний день перед Пасхой - день Великой субботы. Это день тишины и покоя в церковной традиции. День, когда Господь, пребывая телом во гробе, душою сошел во ад, чтобы вывести оттуда души праведников. В этот день все верующие люди с утра стремятся побывать на удивительном, уже предпасхально-радостном богослужении Великой субботы (а в 2018 году - еще и Благовещения). После этой службы начинается освящение куличей и прочей пасхальной еды. После остается небольшое время на необходимый отдых. А уже вечером мы все собираемся на ночное пасхальное богослужение. Как видите, тут просто даже некогда найти время для такой поездки. А главное - в этот день мы должны отложить все бытовые дела, даже - такие. Правильнее всего же съездить на кладбище на Радоницу или после нее. Подробнее об этом читайте здесь . Храни Господь! Архив всех вопросов можно найти  здесь . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать  на нашем сайте . Фото annapolis_rose Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Для чего отпевать покойного? 28.03.2024 26.03.2024 25.03.2024 23.03.2024 24.04.2024 17.04.2024 13.04.2024 28.03.2024 26.03.2024 25.03.2024 23.03.2024 24.04.2024 17.04.2024 13.04.2024 28.03.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/mozhno-na-li-na-blagovesh...

Смысл панихиды и литии примерно тот же, что и у отпевания, — собраться вместе и помолиться о упокоении души дорогого нам человека. Просто отпевание совершается однажды (в норме — в один из дней, следующих за смертью), а панихиду и литию можно служить хоть ежедневно, достаточно попросить об этом священника. Часто панихиду или литию служат не только как частные требы, то есть богослужения по индивидуальной просьбе кого-то из прихожан, но и на регулярной основе — в определенные дни недели (например, каждую субботу после литургии). За такими панихидами молятся все желающие и поминаются все усопшие, имена которых фигурируют в записках на панихиду. Читайте также: Правда ли, что негодяй, покаявшийся перед самой смертью, попадет в рай? Во-вторых, существуют общецерковные дни поминовения усопших, внесенные в церковный календарь. Это так называемые родительские субботы: Также к общецерковным дням поминовения усопших относятся Радоница На Радоницу, в отличие от родительских суббот, богослужебный устав не предполагает никаких специфически заупокойных элементов службы, за исключением одного: на литургии вновь звучит ектения (прошение) о упокоении усопших, которая отменялась на Пасху и в первую неделю после Пасхи (вторник, следующий за Фоминой неделей, то есть вторым воскресеньем после Пасхи), 30 октября и 9 мая, когда положено служить специальные панихиды о упокоении погибших в годы советских репрессий и в Великую Отечественную войну. Раздать милостыню за усопшего Молитва, подкрепляемая добрыми делами, например раздачей милостыни нуждающимся, имеет особенно большой вес. В некоторых приходах вошло в обычай после смерти близкого приносить в храм угощение (например, конфеты) и по завершении заупокойной службы раздавать его прихожанам с просьбой помолиться о новопреставленном. Не стоит думать, что, совершая эти дела во имя усопшего, мы «выторговываем» у Бога спасение его души. Скорее делом доказываем, что действительно любим ушедшего от нас человека, что готовы потрудиться и чем-то пожертвовать ради него.

http://foma.ru/chto-my-mozhem-sdelat-dlj...

Но самое время стряхнуть с себя этот морок. Мы живем и продолжаем жить в реальности Пасхи. Не в календарной реальности. В настоящей и вечной. Господь воскрес из мертвых, и отменить это невозможно никаким карантином. Ад разрушен, но имеет намерения восстановить себя в ином состоянии, поселяясь в наших душах, затмевая разум и заставляя верить в то, что он имеет некую силу. Не имеет. Страх и потерянность, отчаяние и пустота – это последние его фантомы. И последнее оружие, которое он намеревается использовать против нас. Да не будет так. Христос воскрес, и Воскресение Его — это наша жизнь, и не только в течение прошедших двух недель. Лик пасхальной радости пребывал в преподобном Серафиме каждое мгновение его жизни. Вспомним наши первые слова в Пасхальную ночь, эти срывающиеся со слезами радости и покоя слова: Христос Воскресе! Вспомним и попробуем представить, что вся жизнь саровского святого была этим счастливым мгновением всей его земной жизни. Господь в эти дни дал нам возможность почувствовать и пережить Пасху в несколько других условиях, дал возможность проверить себя, подумать, не стало ли для нас это некой радостной формальностью. Вторник после Светлой седмицы традиционно посвящается радостной пасхальной молитве об упокоении наших почивших родных и близких. И это не просто очередная родительская, это пасхальная панихида, это возможность сердцем прозреть иную реальность, перенести и прославить Пасху за грани, разделяющие наши время и Вечность. Это напоминание нам о том, что разделение и разлука условны и не вечны, что наше общение с любимыми ушедшими не прервалось и что во Христе и со Христом мы стали намного ближе, чем, возможно, могли быть здесь в этой временной жизни. Потому что теперь только любовь и надежда, ожидание и упование. Все то, чем, наверное, мы не всегда были готовы поделиться в этой жизни. К сожалению, в этих непростых условиях многим из нас придется оставаться дома, придется отказаться от посещения богослужений. Во многих храмах наших епархий поминальные службы будут обязательно совершены, они не отменятся и в этих сложных условиях. Но не отменимы также наши любовь и память о почивших, а значит, и домашняя молитва каждого из нас будет частью соборных заупокойных служб, потому что сила и важность этой молитвы не ослабеет от того, где в этот самый момент она будет совершаться. 

http://pravmir.ru/gospod-voskres-i-etogo...

Там в конце вечерни и утрени по вышеописанному принципу обходили свои храмы и святыни, т.е. гробницы почивших с пением соответствующих стихир. Там же молились о здравии и спасении, прочитывая по диптиху имена монастырской братии, как живой, так и уже умершей. К этим элементам (храмовому, заупокойному и заздравному) со временем присоединились моления об избавлении от грозящих бедствий (нынешнее прошение: «О еже сохранитися граду сему…»). Примечательно, что в литийных поминаниях совершалось поименное поминание, записанных в монастырском помяннике (синодике). Конечно, имен было много и поминались не все вместе за каждой литией, но по частям в течение 6 дней, то есть от утра понедельника до утра субботы. В субботу вечером и воскресенье утром литии хотя и бывают, но усопшие не поминаются, так же как и на великие праздники, включая Страстную и Пасхальные седмицы, а в воскресенье вечером литии вообще совершать не положено. По этой причине Радоница начинается не раньше вечера понедельника. Богослужебные порядки лавры св. Саввы воспроизводились и в других монастырях. Правда, при этом литийные выходы соответствующим образом модифицировались применительно к местным условиям, но все они состояли из обхождения монастырских храмов и местных святынь. Особенно это было уместно на храмовые праздники и дни местночтимых святых. Ввиду того, что ни одна часть богослужения не была так связана с местными условиями и обстановкой церковнобогослужебной жизни, как лития, поэтому ничто так, как лития не разнообразилось и не видоизменялось в зависимости от них. В эволюции чина литии храмовый элемент постепенно отходил на последний план. Вместе с тем в значительной степени теряли свое значение и самые литии. Все это понятно, так как «исхождения» имеют свой полный смысл лишь тогда, когда налицо особо чтимые святыни, оправдывающие такие выходы, но в большинстве храмов не было соответствующих условий для литийных выходов. В результате они стали совершаться реже и по-своему. Уже в Синайском богослужении лития состояла лишь из одного выхода — к Святой Купине.

http://azbyka.ru/video/32-litija-i-ee-vi...

Поминки священники все-таки советуют перенести на Радоницу. Как поминать в церкви некрещеного? Никак. Но о нем можно и нужно молиться дома и творить дела милосердия в его память. Фото: VK/Татарстанская митрополия А это правда, что алкоголь запрещен Церковью на поминках? Какого-то официального запрета на употребление алкоголя на поминках в Церкви нет. Но надо понимать, что на поминальную трапезу нередко собираются люди широкого круга, дальние родственники, и мы часто сами не знаем, во что выльется лишняя рюмка – в какие «откровения» об усопшем, в какие разборки, а бывает, и богохульства. Вообще издревле поминки были не только способом собраться в семейном кругу, чтобы вспомнить умершего, вместе оплакать его и поддержать друг друга. Был обычай устраивать пир для нищих, малоимущих. Писатель Иван Шмелев в книге «Лето Господне» так рассказывает о поминках в дореволюционной России: «…В кухне, подо мной, стучат ножами. Это повара готовят для поминок, завтра. – Парадные поминки будут. Дядя Егор, как папашенька покойный, любит, чтобы все первый сорт… да и не за свои денежки. Гор-рдый человек. Говорит теперь все: «Уж раз я взялся… какой человек-то был!..» Теперь проникся, какой человек ушел. И меня, слышь, жаловать стал… все меня так — «золото ненаходное»! Со мной советуется. Папашенька так внушил. «Вы, говорит, с Сережей нищую братию жаловали, да-к я такие ей поминки закажу, будут помнить!» Каждому чтоб по два блина, больших, «в солнце», говорит, чтоб… и помаслить! и киселю там, и по бутылке меду!.. меду, косатик, слышь?.. ме-ду, говорит… «услажу им память Сережи!..» То есть акт милосердия – накормить нищих – совершался в память об усопшем и как бы от его лица, чтоб люди поминали его добрым словом и молились об упокоении его души. Сохранился обычай готовить кутью (коливо) на поминки и в особые дни поминовения усопших (в том числе на 40-й день после смерти, в годовщину смерти). Иногда эту кутью после богослужения раздают людям в храме. Иногда можно встретить обычай раздавать и другое угощение, например, конфеты, в кругу прихода с просьбой молиться об усопшем родственнике.

http://pravmir.ru/15-chastyih-voprosov-o...

В виду этого данная суббота была названа Дмитриевской! И в 1903 году даже светской властью сделано было распоряжение о совершении в войсках поминовения усопших воинов именно в эту субботу. По какому чину это делать? По тому самому чину «поминовения о православных воинов». Более того, этот чин соответствует не только тому, чтобы использовать его в Димитриевскую субботу, но и для поминания воинов ВОВ. Тем более, что в этом году поминание совпадает с субботой, что вполне согласуется с Уставом. А если данное поминание выпадет в будний или праздничный день? Как быть? По тому же принципу как и с Дмитриевской субботой. Надо переносить поминание на ближайшую субботу, если она будет обычной. Мы уже говорили, что каждая вообще суббота, в особенности когда поется октоих, среди остальных дней седмицы является по преимуществу днем поминовения усопших. Впрочем, поминальной служба на этот день может быть только в том случае, если с ним не совпадет память какого-либо праздника, начиная от праздников со славословием. Да и на основных службах общественного богослужения Церковный Устав в обычные субботы разрешает лишь сравнительно немного из заупокойного. Зато в дополнение к суточному кругу служб накануне субботы в пяток после вечерни назначается великая панихида, на которой поется заупокойный канон октоиха рядового гласа. Субботний заупокойный канон опускается лишь в самых редких случаях, и на крайний случай переносится на повечерие. Так что вы всегда можете вечером (накануне субботы), совершить панихиду или литию. Как это делать по мирскому чину, мы обсуждали на Радонице. И уже сегодня вечером в чине полунощницы или же отдельно (после вечернего правила) призываю вас совершить поминовение о всех за веру и отечество на брани жизнь свою положивших с мольбой о прощении им всякого прегрешения, вольного же и невольного. Всех с наступающим днем победы! Не прощаюсь. До скорой встречи. Рекомендуемые видео Самое популярное Сейчас в разделе 283  чел. Всего просмотров 14 млн. Всего записей 1398 поделиться:

http://azbyka.ru/video/36-pominanie-usop...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010