Обычай поминать усопших спиртным имеет языческое происхождение. Достаточно вспомнить славянские праздники Красной горки и Радоницы, когда язычники устраивали в честь мертвых, в том числе на местах их погребения, пьяные гулянки. Считалось, что чем больше съедено обильных угощений и выпито спиртного, тем лучше для мертвых. Конечно, такой подход недопустим для православных христиан. С принятием Русью христианства некоторые языческие праздники утратили свои языческие составляющие и «христианизировались». От Радоницы, например, осталось лишь название, и в этот день совершаются первые после Пасхальной седмицы заупокойные богослужения. Также в этот день принято посещать могилы близких, чтобы совершить там заупокойную молитву. Но до сих пор можно увидеть на кладбищах людей, «поминающих» своих близких спиртным, а не молитвой. Эти пережитки язычества, которые всё еще сохранялись в русском народе, были искусственно возрождены в советское время. А что-то и вовсе изменили до неузнаваемости. Так, к примеру, глубочайшие по смыслу молитвословия и песнопения чина погребения заменили «похоронным маршем», не вызывающим в человеке ничего, кроме страха перед смертью и депрессии. И еще немного о глупых суевериях Есть еще множество «похоронных» и «поминальных» суеверий. Все перечислить вряд ли удастся, но это и не нужно. Поэтому перечислю наиболее распространенные. Кладут под гроб, стоящий дома, топор, чтобы «душа побыстрее отлетела». Видимо, раньше положенных трех дней. Также кладут под гроб таз с водой, чтобы «душа омылась». Душа, оказывается, не только в зеркало глядится, кушает, пьет, но еще и умывается. Тогда впору баньку затопить или ванну налить с ароматами. Согласно одному из суеверий, после выноса гроба из дома нужно «замыть от покойника полы» от окон к двери. Оказывается, душа еще и наследить может в доме, причем делает это в строго определенном порядке. Есть похожее суеверие о том, что после 40 дней нужно «почистить дом от покойника». Обычно для этого воскуряют ладан и зажигают церковные свечи, реже читают заговоры, еще реже приглашают священника для освящения квартиры.

http://azbyka.ru/death/sueverija/

Новости В Молдавии опасаются, что перед Пасхой церкви могут стать очагом распространения COVID-19 21.04.2021 11:01 Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир. Фото с сайта psmb.ru Кишинев, 21 апреля. И.о. премьер-министра Аурелиу Чокой опасается, что в преддверии пасхальных праздников церкви могут стать очагом распространения коронавируса. «В минувшую субботу и воскресенье полиция провела проверку объектов культа. Так, в субботу в богослужениях участвовало более пяти тысяч человек. В 623 церквах богослужения проходили в помещении, а в 42 - под открытым небом. В воскресенье на богослужениях присутствовало более десяти тысяч человек. Установленные санитарные нормы соблюдаются не всегда», – отметил Чокой в среду на брифинге после заседания Единого центра управления чрезвычайным положением. По его словам, иконы дезинфицируются, помещения проветриваются, но маски носят не все. «Общая проблема, на которую указывает МВД, заключается в том, что причастие продолжает проводиться одной ложкой для всех прихожан, без дезинфекции. Не хочу давать мрачные прогнозы, но боюсь, что в ближайшие 10-14 дней это может привести к увеличению числа людей, заразившихся COVID-19», – сказал и.о. премьера, слова которого приводит « Интерфакс-Религия ». Ранее Комиссия по чрезвычайным ситуациям предписала с 1 апреля проводить богослужения только на открытом воздухе с соблюдением всех санитарных мер. Однако большинство священников не выполнили это требование, мотивируя тем, что на улице еще холодно. Также митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир заявил накануне журналистам, что намерен добиваться открытия всех кладбищ на Радоницу – день поминовения усопших, который отмечается на десятый день после Пасхи. Власти пока никак не отреагировали на это заявление. В прошлом году кладбища в Кишиневе были закрыты распоряжением мэра столицы Ивана Чебана, изданным вопреки решению центральных властей. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Вместе с тем он обратился с призывом к священнослужителям с учетом складывающейся обстановки не держать людей долго в храмах. " Свечку поставил, вышел и пошел. Все проповеди лучше возле храма " , - сказал белорусский лидер. Он также заявил о необходимости предусмотреть специальные места для традиционного освящения яиц и куличей, чтобы столы были не в помещениях, а на открытом воздухе. " Столы надо поставить там, где повыше, ветерок и прочее. Чтобы это не было в помещениях. Надо поберечься там, где можно. И священнослужители это должны понимать, особенно в городах " , - отметил глава государства. 14 апреля митрополит Минский и Заславский Павел, патриарший Экзарх всея Беларуси призвал верующих в эти дни воздержаться от посещения храмов.. " Мы призываем сегодня верующих воздержаться от посещения храмов. А если вы приходите, то будьте добры соблюдать дистанцию друг от друга, - сказал митрополит. - Храмы закрываться не будут, там будут совершаться богослужения. Но мы просим: воздержитесь, останьтесь дома. Поверьте, от этого будет больше пользы и вам, и вашим близким " . Освящение пасхальной трапезы будет организовано на улице возле храмов. " Куличи и пасхи будут освящаться на улице, за пределами храмов. Мы призываем всех в эти дни молиться дома. Тем более что богослужения будут транслироваться на телеканалах " , - подчеркнул митрополит Павел. Он также порекомендовал воздержаться от посещения кладбищ на Радоницу. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 18.08.2022 14:58 В Москве не планируют вводить ограничения по COVID-19 в церквях 24.06.2022 14:32 Архиепископ Афинский Иероним во второй раз заразился коронавирусом 03.06.2022 15:36 Ватикан временно смягчил антиковидные ограничения 23.03.2022 10:27 Ряд антиковидных мер в московских храмах остался – мэрия 18.02.2022 09:30 Фонд им. Павла VI провел в Мадриде форум для изучения последствий пандемии для психического здоровья 14.02.2022 12:47 " Коммерсантъ " «Наши добровольцы в «красной зоне» переступают через себя»

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Все воспринимал как волю Божию Его не смогла сломить лагерная система. Ему дали за хранение книг религиозного содержания и беседы с верующими срок 10 лет. А он, по свидетельству тех, кто с ним разделял заключение, чувствовал себя во всех ситуациях благодушно. Все воспринимал как волю Божию. Так, сохраняя присутствие духа, он поддерживал других и смог что-то предпринять, чтобы опротестовать арест. Владыка Корнилий – человек высочайшей культуры. Он прекрасно знал и любил русскую классику, старался приобщить к этому сокровищу молодежь. Он очень любил детей: в завещании, в частности, просил не приносить ему на погребение никаких венков, а если есть хотя бы небольшие средства, то лучше вложить их в обустройство лагеря для летнего отдыха школьников. Он сам всегда сопровождал их на отдых, ехал вместе с ними в автобусе: 40 ребятишек и архипастырь. Всегда заранее обо всем сам заботился, собирался в поездку и в этом году. Владыка Корнилий не оставлял своего монашеского молитвенного правила до самых последних дней. Когда самому уже было тяжело читать, находил того, кто ему прочитает, но неопустительны были три канона и малое повечерие с каноном дня, – многими такое строго каждодневное правило воспринималось как подвиг. Молился он и Иисусовой молитвой. Особо почитал валаамских старцев и руководствовался их наставлениями. Жизнь он проводил достаточно тихую, больше наставлял самим своим примером. Даже со слабым зрением, со слабым слухом, когда каждый шаг дается с болью, он не оставлял богослужения. Молодым священнослужителям, которым, чуть только прихватит какая хворь, служба в тягость, это было немым укором. Он всегда очень сосредоточенно молился за литургией. Если за вечерним богослужением он еще мог дать какое-то распоряжение, решая неотложные дела, то за литургией – всякое ныне житейское отложим попечение. Последнюю литургию мы совершали с владыкой Корнилием в сослужении с приехавшим из Москвы ректором Московских духовных школ архиепископом Верейским Евгением. На Радоницу, во вторник, владыка Корнилий также был в храме, молился за богослужением и причащался. А через день тихо и мирно отошел ко Господу.

http://pravoslavie.ru/112420.html

Эстремизм (от лат. е xtremus – «крайний, чрезмерный»). Серьезное обвинение… По определению вездесущей Википедии, это – «приверженность крайним и радикальным взглядам, методам действий (обычно в политике). Экстремизму подвержены как отдельные люди, так и организации, преимущественно политические и религиозные. Среди политических экстремистских действий можно отметить провокацию беспорядков, террористические акты, ведение партизанской войны». В чем обвинялся Михаил Щеглов в июле 2020-го? Ст. 20.3.1 КоАП РФ: « Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Весной-летом 2020 г. Михаил Щеглов как раз и боролся с проявлениями этого самого экстремизма. Однако… со стороны властей Татарстана! Боролся вполне легальными методами. Вот выдержки из его Обращения к Рустаму Минниханову, главе республики, по поводу постановления Правительства Республики Татарстан 280 от 13 апреля 2020 года, в период ковид-ограничений запретившего с 14 апреля посещение храмов верующими: «Уважаемый Рустам Нургалеевич !.. Либо Ваши подчиненные не компетентны, либо вовсе не отдают себе отчета, зачем запретили посещать не только кладбища, где заражение почти невероятно и посещение которых после Пасхи у нас веками принято. А теперь запретили верующим посещать богослужения и на Страстной седмице, и в самый долгожданный и светлый Праздник Пасхи, а ещё и на Радоницу». Ссылался Михаил Юрьевич на ст. 28 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», гарантирующие свободы совести и вероисповедания, включая право индивидуально или совместно с другими совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии. Констатировал: « Таким образом, правительство Республики и не имеет права даже юридически закрыть храмы для верующих, у него нет таких полномочий!». Негодовал: « Беспрецедентными, необдуманными и провокационными такие меры выглядят на фоне отсутствия запрета посещений, например, продовольственных магазинов, где люди находятся в неограниченном количестве, не соблюдая дистанцию, не имея в большинстве респираторов, рядом с открытыми продуктами питания, и других мест».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/08/is...

Обращение вроде «отец», «дядя», «брат» и соответствующие слова женского рода – постоянно на устах русского простолюдина в разговоре как со знакомыми, так и незнакомыми людьми. Из богатого запаса обозначений родственных отношений наиболее подходящее слово выбирается в зависимости от возраста или нравственного и социального облика того, к кому обращаются. Таким образом, вся социальная жизнь становится как бы расширенной семейной жизнью и все взаимоотношения между людьми поднимаются до уровня кровного родства. Это имеет огромное значение для понимания русской общественной этики. Сельская русская община, или «мир», издревле основывалась не на кровном родстве, а на соседстве и общем землевладении. Тем не менее, «мир» воспринял от рода теплоту и патриархальность образа жизни. В идеале вся русская нация могла в старину рассматриваться как огромный «клан», или «род», отцом которого был царь. Такого взгляда действительно придерживались русские славянофилы, основываясь на нравственно-политическом представлении о русском народе. Родовая этика приобретает религиозный характер в отношении к умершим предкам. В современном русском христианстве поминовение усопших занимает важное место и в церковном богослужении. Не менее десяти суббот в году – так называемые «родительские субботы» – посвящены поминовению усопших. Даже литургия сохранила черты языческой заупокойной тризны, в которой по поверью вместе с живыми вкушают и новопреставленные. Сегодня ритуальную пищу – вареную пшеницу или рис с изюмом – приносят в храм и ставят на «канун» – особый стол перед распятием. Вкушение поминальной пищи принимает более свободные формы на погосте, прямо на могилах, где выпивается изрядное количество вина, что иногда превращает поминки в подлинные оргии. Так отмечается весенний день поминовения усопших (Радоница), следующий за Светлой седмицей и сохранивший во многих отношениях характер славянской языческой тризны – поминального пира. На поминках после похорон до недавнего времени подавался традиционный славянский мед, а ритуальный рис, кутья, заменил древнее славянское просо.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Был еще обычай: на Пасху все ходили другу в гости, пробовали пасхи и запоминали.  Пасху начинали готовить в Великий Четверг, а в Великую Пятницу пекли куличи. Печь куличи — технически очень сложный процесс, потому что настоящий кулич по–русски — это очень крутое сдобное тесто, которое обязательно должно быть выдержано по определенной технологии. Печь тоже сложно: берут металлическую форму, внутрь кладут бумагу, смазанную маслом; когда кулич испечется и взошедшее тесто сверху станет темно–желтым, коричневатым грибом, форму достают, кладут на подушку и начинают осторожно катать, чтобы кулич спокойно вышел. А то бывает так, как однажды случилось у нас в семье: зарумянившаяся крышка отломилась и вытекло сырое тесто. А это целая трагедия, потому что по куличу смотрят, какой будет год. У нас тем не менее тот год был счастливый, хотя тесто пришлось собирать в кастрюльку и ставить на допекание. Куличи были вкусные, но нетрадиционные. Отец рассказывал случай, бывший еще до первой мировой войны. В день Пасхи они с городским полицмейстером обходили тюрьму. Заходят в камеру предварительного заключения и видят: сидит известный городской бродяга. Полицейский начальник спрашивает: «Ты, братец, как сюда попал?» — «А я, ваше благородие, «веселыми ногами!»» — А в пасхальном богослужении действительно есть слова, что мы будем праздновать Пасху, следуя за Христом «веселыми ногами». В праздник целый день звонили колокола, и вот, этот бродяга прямо на городской площади пустился в пляс, а городовой посчитал, что это неприлично, и отправил его в кутузку. «Ладно, — сказал полицмейстер, — получай рубль и уходи!». С Красной горки начинали катать яйца. У меня в детстве тоже была специальная дощечка для этого, длиной, наверное, в полметра, с наклоном и с желобком внутри. На один конец яйцо клали, с другого — катили. Чье яйцо уцелеет — тот победил. В послевоенные годы, когда особенно дороги стали могилы, народ пошел на кладбища не на Радоницу, как было принято раньше, а в первый день Пасхи. До революции такого явления не наблюдалось. Что ж — новые обычаи тоже рождаются. На Преображенском кладбище есть могила наших солдат, скончавшихся в госпиталях после Финской кампании. И вот, куртина от обелиска до ворот в прошлые годы была сплошь засыпана крашеными яйцами. Памятник — красная звезда на обелиске, а рядом стоят люди и поют пасхальные гимны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

поиск:   разделы   рассылка Поездки на Пасху на кладбище – вынужденный советский обычай, напомнил протоиерей Максим Козлов Пасхальное поминовение усопших пройдет на Радоницу – 24 апреля В ходе он-лайн конференции РИА Новости " Православная Пасха: о таинствах главного христианского праздника " протоиерей Максим Козлов назвал советский обычай хождения на Пасху на кладбище способом замещения: " Обычай ездить именно в день Пасхи на кладбище возник относительно недавно и в свое время был понятен. Собственно, он возник в труднейшие для Церкви годы – во второй половине 50-х, в 60-ые годы, когда во времена того, что мы называем " хрущевскими гонениями " , вновь более половины существовавших храмов были закрыты и страшный идеологический пресс обрушился на всех церковных людей. Тогда заместительной формой встречи Праздника для многих, кто по-другому не решался его встретить, стала поездка на кладбище, что власти, все же, не могли запретить: было бы как-то совсем противоестественно еще людям на могилах близких не побывать " . Представитель РПЦ МП назвал поездки на кладбище на Пасху свидетельством внутренней веры: " Люди приезжали, привозили яичко, как умели, общались со своими усопшими близкими, и этим свидетельствовали пусть бессознательную, но внутреннюю веру в то, что жизнь не кончается с концом земного бытия, о том, что есть жизнь вечная. Что же ездить вообще на кладбище, если ты не видишь жизнь вечную, не веришь в то, что тот, кто там почивает, – это человек, с которым ты встретишься и с которым ты общаешься, а не просто оградку красишь у его могилы? Но смысл пасхального богослужения, конечно же, предполагает, что все мы (и живые, и наши усопшие) в этот день радуемся главному – Воскресению Христову " . Протоиерей Максим Козлов напомнил, что пасхальное поминовение усопших пройдет на Радоницу – 24 апреля: " Есть свои сроки для посещения кладбища, пасхального заупокойного поминовения. Это Радоница – вторник второй недели по Пасхе. В этом году это будет, соответственно, 24 апреля. Добре будет в этот или близкие к нему дни доехать до могилы наших близких и с ними вместе порадоваться Воскресению Христову. В Пасху же быть – со Христом " . По материалам:  Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 24.03.2024 17.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_93727.html

25 дек. 1945 г. В. определено быть епископом Хабаровским и Владивостокским с правом окормления приходов Якутского и Читинского вик-ств Иркутской епархии. 30 янв. 1946 г. в новосибирском Вознесенском соборе епископскую хиротонию В. совершили архиеп. Варфоломей и еп. Свердловский и Челябинский Товия (Остроумов) . В. был ревностным молитвенником, сторонником строго уставного богослужения. Его дисциплинарные требования многим казались чрезмерными, на архиерея поступали жалобы в Патриархию, вслед. чего 10 июля 1947 г. он был уволен на покой. 3 июня 1948 г. В. был назначен на Петрозаводскую и Олонецкую кафедру, 4 марта следующего года по прошению уволен на покой с проживанием в Омске. С 1 сент. 1955 по 22 нояб. 1956 г. и с 13 мая по 16 июля 1958 г. В. управлял Омско-Тюменской епархией, после чего был почислен на покой. 3 апр. 1961 г. В. вновь было поручено окормлять эту епархию. 31 янв. следующего года уполномоченный Совета по делам РПЦ по Омской обл. послал в Синод РПЦ жалобу на В., в к-рой обвинил епископа во вмешательстве в приходские дела, поездках по епархии без согласования с уполномоченным и т. п. 13 июня за нарушения законодательства о культах В. был освобожден от управления епархией. Выйдя на покой, В. жил в Омске у сестры, вел активную переписку с многочисленными духовными чадами, на неск. лет уходил в затвор. По описаниям современников, он был строг к себе, иночески скромен, прост и доступен в общении, нестяжателен. Отпевание В. 4 мая 1976 г., в день Радоницы, совершил Омский и Тюменский еп. Максим (Кроха) вместе с духовенством епархии. В. погребен на Восточном кладбище Омска рядом с могилами родителей. Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 23; ГА Омской обл. Ф. 2603. 0п. 1. Д. 14, 17, 24, 32. Соч.: Слово к причастникам//ЖМП. 1976. 8. С. 23. Лит.: Назначения на архиерейские кафедры//ЖМП. 1946. 3. С. 6; Мельник И. , прот. Преосвящ. еп. Венедикт (Пляскин): (Некролог)//ЖМП. 1976. 9. С. 24-25; Киреев А. , протодиак. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2002 гг. М., 2002. С. 364-365.

http://pravenc.ru/text/150217.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Санкт-Петербургской Духовной академии Пасха — простые вопросы 5 мин., 11.04.2012 Содержание Правда ли, что на Пасху обязательно нужно съездить на кладбище? Нет, неправда. Вернее, съездить-то можно, конечно. Но такая поездка не будет иметь ровным счетом никакого отношения к традициям Православной Церкви. Обычай посещать кладбище на Пасху, хотя и существовал в некоторых своих чертах гораздо раньше, в основном сложился все-таки в советский период истории нашей страны, когда атеистическое государство очень жестко контролировало посещение гражданами храмов и применяло серьезные санкции к тем, кто все-таки не боялся исповедовать свою веру таким образом. За участие в Пасхальном богослужении или просто за освящение пасхального кулича и яиц человек запросто мог получить выговор на службе, лишиться очереди на квартиру, потерять должность. Поэтому вместо храма люди стали в день Пасхи посещать могилы своих родных, тем более что традиционно в России кладбище было расположено неподалеку от церкви. Это было, своего рода религиозное диссидентство, когда верующий человек, лишенный возможности посещать храм, все же отмечал, как мог, отнятый у него церковный праздник. Этот вариант празднования Пасхи государство тоже не одобряло, но и не преследовало, относя его к народным обычаям. К сожалению, в отрыве от церковной традиции такое поминовение своих усопших близких довольно быстро выродилось в банальные пьянки на их могилах, особенно в сельской местности. В конце восьмидесятых годов прошлого века государственное преследование Церкви в Советском Союзе фактически прекратилось. Ходить на Пасху в храм теперь можно было без всяких опасений. Но обычай поминать близких на кладбище действительно стал народным, и люди по-прежнему продолжали в пасхальный день ходить мимо храма на родные могилки. Этот советский разлом в народном религиозном сознании не залечен и по сей день. С точки зрения православной традиции, посещать кладбища на Пасху не следует. Христово Воскресение — это торжество жизни над смертью, свидетельство того, что у Бога — все живы. Пасха — день радости, а не скорби. Поэтому в течение всей пасхальной седмицы в храмах не проводятся заупокойные службы и панихиды. Поминать усопших и посещать кладбища нужно на девятый день после Пасхи — в Радоницу. Именно вторник следующей после Светлой седмицы недели является в Церкви особым днем поминовения усопших. Что такое Чистый четверг и что нужно в этот день делать? Обязательно мыться и проводить уборку в доме?

http://foma.ru/pasxa-prostyie-voprosyi.h...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010